Высказывания рины зеленой о женщинах.  Зеленая - афоризмы, крылатые выражения, фразы, высказывания, изречения, цитаты, мысли

Воспоминания - это очень условно.

(память , воспоминания)

Зиму я люблю только в марте, когда знаю точно, что она кончилась.

(зима)

Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.

(театр)

Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.

(уважение)

Вот тоже, между прочим, интересно: некоторые люди, осваивая новейшую технику, почти фантастическую, приобретая новые современные профессии, долго остаются до странности неинтеллигентными.

(интеллигент)

У актёров бывает такой период, когда совершенно необходима чья-то помощь, чтобы подняться ещё хоть на маленькую ступеньку. Самому с этим не справиться.

(актер)

В день рождения становится больше лет. Иногда даже больше, чем нужно. А именины - просто праздник. И все поздравляют, дарят подарки и веселятся.

(день рождения)

Моя работа всю жизнь посвящена юмору. Часто и в жизни приходилось прибегать к нему, чтобы не заплакать.

(юмор)

Сейчас очень в моде слово «поиск». Но всё-таки главное - это найти.

Уж не такой-то я простак, чтобы все о себе так и выложить как на ладони. Сейчас модно говорить правду - ну уж от меня, читатель, ты этого не дождешься. Я так привыкла привирать, что иногда сама не разберу, что к чему.

(правда)

Иногда при встрече со мною режиссеры и сценаристы, всплескивая руками, кричат: - Ах, батюшки мои! Как же про вас забыли? Был чудесный эпизод! Вы бы так прекрасно это сыграли!

Представьте себе на минуту, что было бы на земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!

(правда)

Вот одно время, в 20-е годы, была мода снимать в кино талантливых, но самых некрасивых. Например, Хохлову. У ней кроме таланта были ещё очень некрасивое лицо и необыкновенная худоба - прямо скелет. Все пугались, не знали, что это модно. Сейчас, через пятьдесят лет, опять стало модно - быть некрасивой и худой. Но Хохлову ещё никто не смог перехудобить.

Всё равно, семнадцать тебе лет или пятьдесят, это одинаково далеко от четырёхлетнего человека. А рассказывать маленькие новеллы от лица ребёнка нужно было так, чтобы зал тебе поверил. Пустое подражательное кривлянье и сюсюканье недопустимо, оно просто оскорбляет и взрослых, и ребёнка.

(актер)

До революции это не имело никакого значения: кому было положено - знали и любили искусство, кому нет - и так проживут. Но пришло время, когда всем всё стало надо: грянула революция.

(революция)

По правде говоря, тогда я тоже воображала, что у меня есть внешность. Во всяком случае, выходя на сцену, я всегда точно ощущала себя высокой красивой блондинкой.

На заре любительской фотографии обожали снимать детей в кепках, в очках или с телефонной трубкой. Это было необыкновенно пошло и умиляло всех.

Как это получается, что чужие люди почему - то становятся друг другу совершенно необходимыми? И какое счастье - иметь друзей, говорить с ними, сидеть за столом, беседовать, «пока в нестройный гул сольются голоса» радоваться возможности быть вместе.


Что вы хлопаете меня по колену? Не выношу, когда вмешиваются не в своё тело!

Сейчас очень в моде слово "поиск". Но всё-таки главное - это найти.


Моя работа всю жизнь посвящена юмору. Часто и в жизни приходилось прибегать к нему, чтобы не заплакать.

Представьте себе на минуту, что было бы на земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!

Воспоминания - это очень условно.

Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.

Русский язык! Как я люблю тебя. Какое счастье уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно - это глупо и безнравственно.

Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.

Вот тоже, между прочим, интересно: некоторые люди, осваивая новейшую технику, почти фантастическую, приобретая новые современные профессии, долго остаются до странности неинтеллигентными.

По правде говоря, тогда я тоже воображала, что у меня есть внешность. Во всяком случае, выходя на сцену, я всегда точно ощущала себя высокой красивой блондинкой.

Вот что удивительно — все говорили: «Рина! Рина!», а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера. Но мне это прямо не приходило в голову. Да и им, наверное, тоже. А все были друзья: Козинцев и Юткевич, Барнет и Пудовкин, и Кашеверова, и Михалковы — отец и сыновья. Иногда при встрече со мною режиссеры и сценаристы, всплескивая руками, кричат: — Ах, батюшки мои! Как же про вас забыли? Был чудесный эпизод! Вы бы так прекрасно это сыграли!

Никита Михалков, например, однажды упал на колени посреди улицы перед Домом кино и закричал: — Рина! Ты моя любимая, лучшая актриса! Я сказала: — Так дай мне роль какую-нибудь, самую плохую. Он встал с колен, смеясь, обнял меня, поцеловал и поклялся в вечной любви. И так всю жизнь…

Что за манера - шалить до самой смерти!

Наши дружинники-пожарные дежурили все дни... Солдаты были в шлемах, а дружинникам шлемов не полагалось. Я сказала К.Т.Т. [Константину Топуридзе, мужу], когда он мчался на дежурство: - Слушай, надень ты хоть кастрюлю, а то пробьёт тебе голову осколком. Он ответил: - Я дворянин. Я не могу умирать с кастрюлей на голове

Сижу, как ни странно, у камина. Одна в маленькой комнате. Без конца подкладываю дрова. Я очень люблю огонь и камин. Мы в курортном пансионе. Моя дверь выходит прямо в сад. Для меня слово «сад» означает все лучшее в мире. Все мои мысли, стремления, мечты о доме, о счастье — в этом слове. Этот сад подходит мне как нельзя лучше. Огромный, запущенный, несмотря на то что он слишком южный и что за оградой вместо реки (как у меня в мечтах) здесь море. Розы без счету. Яблоня рядом с банановой пальмой, лимонами, вишнями, апельсиновыми деревьями. Дом с балконом, просторный, светлый, и (о чем я никогда не думала) — свое кладбище в саду


Рина Зеленая «Разрозненные страницы»

7 ноября 1901 года родилась потрясающая актриса - Рина Зеленая. Это были волшебные слова. "Там Рина Зеленая выступает!" - и все мчались к тарелкам репродукторов. Потом - к радиоприемникам. Позже - к телевизорам. И так было десятилетиями.

О своей жизни она рассказала сама - в книге "Разрозненные страницы". Эту книгу потом читали в документальных фильмах о ней, выдавая за свой авторский текст. Потому что лучше уже не скажешь. Название для книги она придумала, как всегда, снайперски точное: оно идеально выражало природу ее творчества - нечто обрывистое, алогичное, бессвязное, с постоянными запинками и придыханиями. Это все, абсолютно разрозненное и прямо сейчас сымпровизированное, на наших глазах складывалось в картинку такую типичную, что все, узнавая, радостно смеялись и потом передавали друг другу вот эти отрывки из обрывков:

Денег с него не берут! Вы когда-нибудь видали, чтобы с человека не брали деньги?!!

Почему вы высказываетесь? Вы же не член худсовета! ("Девушка без адреса", 1957)

Рина и одесский губернатор

У нее была замечательная фамилия для сцены - типичный псевдоним. А это была ее настоящая фамилия. Ее отец был Зеленый. Но у отца был однофамилец - одесский губернатор. И этого губернатора постоянно считали ее папой, хотя у нее был свой, из Ташкента. А Риной она стала просто потому, что однажды на афише не хватило места для длинного имени Екатерина.

Короткая дистанция огромного размера

Для длинных ролей у нее с лихвой хватило бы таланта, но скорее всего, тогда мы не имели бы ту Рину Зеленую, которую так любили. Она - мастер коротких дистанций. Снайпер, которому не нужно длинных очередей, чтобы поразить человека в самое сердце - достаточно одной фразы:

От этого у меня каждые пять минут разрыв сердца делается! ("Девушка без адреса", 1957)

И фраза улетала в вечность, ее помнишь десятилетиями, потому что в ней все шедевр - от порядка слов до интонаций, абсолютно уникальных, при том что таких типичных.

Она всегда была автором своих фраз. Хотя читала детские рассказы (но для взрослых) таких авторов, как Владимир Маяковский, Сергей Михалков, Корней Чуковский или Агния Барто. Она их тексты разминала, как глину, и создавала нечто совершенно самостоятельное и самобытное, чего больше не смог бы никто:

А на луне, на луне, едет медведь на слоне - лунный медведь, голубенькие глазки... ("Про Красную шапочку", 1977)

И с этими коротенькими, как медвежий хвост, миниатюрами, с этими неуверенными и нестойкими, как походка лунатика, интонациями создала целую эпоху в нашем искусстве - эстрады, театральной миниатюры, киноэпизода. Она эту эпоху олицетворяла. Замечательную эпоху утонувшей Атлантиды, где творили гиганты. Она с этими гигантами гуляла по набережным Ялты и играла в бильярд - как с Маяковским. Читала рассказы Горькому. Дружила с Алексеем Толстым. Вместе с Игорем Ильинским, Георгием Тусузовым, Михаилом Гаркави играла на сцене театра-кабаре с оптимистичным названием "Нерыдай". В комедийном шоу Театра обозрений рвала зубы молодому Аркадию Райкину. Выступала на фронтах Отечественной войны вместе с Шульженко и Утесовым. Снималась в кино с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Олегом Борисовым... Она из тех времен, когда наши звезды жили одной жизнью со своими зрителями, испытывали те же трудности и нисколько не бравировали своей всенародной популярностью. Из тех песенных легенд, когда страна была огромной, и люди в ней не делились по национальностям и расам, чувствуя себя одной семьей. И в этой семье она была любимицей.

Эта смешная ужасная серьезность

Что сделало ее такой популярной? Сначала - те самые рассказы о детях - взрослым. Это было ее открытие, повторить чудо потом не удалось никому. Она имитировала не столько детский голос, сколько детскую психологию. Простодушие, без которого не откроешь подводный смысл слов. Наивность, без которой не создашь парадокса. И ужасную серьезность отношения к любой малости.

При моем щенячьем росте не угрызть мне толстой кости! Я сильнее прочих блюд эти пончики люблю! ("Сказка о Пете, толстом ребенке", Маяковский)

Эти ее радиорассказы собирали громадную аудиторию и, пожалуй, не было тогда радиопередачи любимей - разве только "Клуб знаменитых капитанов". Но эти рассказы были самыми многометражными из ее ролей. Потому что в кино ей доставались не миниатюры даже, а разрозненные фразы.

Теперь в кино такие мгновенные появления суперзвезд называют "камео" - за них платят огромные деньги. А тогда и Рина Зеленая не считалась суперзвездой, и слова "камео" не знали, тем более - огромных денег за такие крошечные сцены.

Я думаю, мне придется уйти: ей, видите ли, не нравится мой репертуар и моя манера исполнения. Как будто она что-нибудь в этом понимает. Если хотите знать, меня давно приглашают в кино "Перекоп", - я там буду петь между сеансами! ("Дайте жалобную книгу", 1965)

Рина, не нервируй меня!

Кино Рина Зеленая любила до невозможности. Ей там нравилось все - и дальние экспедиции с немыслимыми трудностями жизни на перекладных. И запах гримуборной, и потрескивание осветительных приборов, и страшная пауза перед командой "Мотор!", и гром хлопушки помрежа перед носом: "любимое, дорогое, окаянное кино!". Но режиссеры ее упорно не замечали:

Всех снимают - а я в театре. Все говорили: "Рина! Рина!", а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера!

Когда ей было уже под тридцать, ее пригласил режиссер Николай Экк сняться в первом советском звуковом фильме "Путевка в жизнь". Ему нужна была девочка, которая споет хулиганскую песню. Рина Зеленая подходила: она все еще походила на уличного мальчишку в лихом кепаре. Песню она выбрала сама:

Юха-юха, юха-ха-ха,
Чем я, девочка, плоха?
Юбочка бордовая,
Сама - чернобровая!
На столе стоит чернило,
А в черниле два пера.
Прощай, папа, прощай, мама,
Я поеду на Кавказ!

Узнать Рину Зеленую в этом фильме трудно: песенка идет на кадрах слушающих ее живописных беспризорниках, а та, что поет, появляется на несколько секунд. Рину Зеленую это очень обижало: "я пою, а на экране черная полоса". Черной полосой она считала вот эти лица беспризорников.

Так как гора не идет к Магомету, Рина решила взять гору штурмом. И вместе с Агнией Барто сама написала сценарий и явилась пред очи директора "Мосфильма". Тот ужаснулся: "Без договора?!" Но сценарий ему понравился, и картину стала снимать режиссер Татьяна Лукашевич. В ней согласились играть Плятт и "сама Раневская", для которой роль надменной дамы на улице Горького стала роковой - все мальчишки на всех улицах страны дразнили ее "Муля, не нервируй меня!".

Роли для самой себя Рина Зеленая не написала. И только уже в ходе съемок Татьяна Лукашевич почувствовала, что неплохо бы ввести в начало фильме еще какой-нибудь смешной персонаж. И Зеленая сымпровизировала домработницу. Она придумывала текст прямо на съемке, и это самое замечательное в этих сценах:

Вот тоже пришла старушка, попросила воды напиться. Выпила, потом хватились - пианины нету!

В музыкальной комедии "Весна" у Рины Зеленой в общей сложности не наберется и минуты экранного времени. Но не будем думать о секундах свысока - они реально вошли в вечность:

Губы такие уже не носят!

Вообще-то она упорно стучалась в эти двери. Рассказывала случай, когда Никита Михалков, встретив ее в Доме кино, вставал перед ней на колени и признавался ей в любви.

Что ж мы меня не снимаете? - резонно спросила она. Но роли не дождалась и тут.

Десятилетиями раньше нечто подобное произошло и при встрече с Григорием Александровым:

Давайте мне роль в новой картине. Вы обещали.

Он отвечает:

Нету ни одной женской роли.

Я говорю:

Давайте мужскую.

Он отвечает:

Ее выбросили. Это роль парикмахера-гримера.

Она прочитала сценарий и придумала роль гримерши, от которой Александров отказаться уже не смог. И правильно сделал: эти секунды с раздражительной гримершей в его фильме вошли в число лучших и самых памятных:

У меня один ус короче!

Неважно. Следующий!.. Она прежде всего должна мне выдать тапочки, если они мне полагаются. А потом я уже могу с ними делать все, что мне угодно... Ну, губы такие уже не носят, это надо будет что-нибудь подобрать... А главное дело, они хотят меня все отправить в отпуск. Как будто я могу с такими нервами в отпуск ехать!

Здесь тоже каждое слово отсюда - и в вечность. Но обратите внимание: в словах нет ровно ничего особенно смешного. Но они жутко смешны своей непредсказуемостью: такой неуправляемый поток речи, деловитое и при этом пламенное словоизвержение, клокочущий в душе мир, который спешит вырваться наружу и немедленно восстановить повсюду справедливость.

Удушение Дездемоны


Фото: В. Лупейко /Фотохроника ИТАР-ТАСС

Когда Рина Зеленая не играла детей, она играла неутомимых общественниц-активисток и в этом была сродни другой гениальной артистке нашей эстрады - Марии Мироновой:

Я как общественница могу сказать очень многое. Взять хотя бы сбор металлолома. Сейчас школьники снимают и сдают крышки от уличных колодцев, но теперь это категорически запрещено, потому что многие жители проваливаются туда и опаздывают на работу.

В общем хорошо. Но - нехорошо! Мы все-таки молодежное жюри, а вы рассказываете о каких-то совершенно неправдоподобных вещах. Ну где вы видели, чтобы мужья изменяли женам! Я лично такого совершенно не помню. ("12 стульев", 1971)

В этих рассуждениях какая-то своя логика, которой ни в чем невозможно возразить. Но все вместе напоминает буксующий паровоз: пышет жаром, яростно крутит колеса, но не сдвигается с места.

В одной из сценок она врывается в кабинет милицейского начальника, которого играл Михаил Пуговкин. Она была возмущена не тем, что похитили какую-то артистку, а тем, что в деле похищения артистов нет никакой системы, одних похищают, других - почему-то нет:

Ведь, понимаете: зритель восхищается - артист похищается. Похищенный артист - это звучит как звание! Пожалуйста, запишите: улица Продольная, бывшая Поперечная. Наш дом капитально ремонтируют, и как только отремонтируют, его сейчас же снесут, и я тогда буду у Адрианы. Она некрасивая, но породистая. Она все-таки играла Дездемону, и ее своими руками душил народный артист Удмуртской АССР. А ее второй муж - он со всеми удобствами и с мусоропроводом... Почему у вас такое странное лицо? У вас голова болит? Послушайте, я вам дам замечательный рецепт и всю вашу голову как рукой снимет... Я сама была моржом, но я просто не переношу холодную воду. (телевизионный фильм-концерт "Похищение", 1969)

Разрозненное сознание как разрозненные страницы. Такой жанр жизни. В этом жанре, между прочим, существовала целая страна. Но, слава провидению, умела над этим смеяться.

Руина Васильевна

Эта парадоксальность сознания была свойственна Рине Зеленой и в жизни. Даром изъясняться фразами, которые может родить только гений, наделены очень немногие. Так вошли в вечность афоризмы Раневской. Зеленая ей не уступала:

Извините, что я вас застала, - таким вежливым извинением она обычно начинала телефонный разговор.

Дар бывает заразительным, и все, кто общались с Риной Зеленой, заражались этим ее талантом воспринимать мир и реагировать на него с детской гениальной наивностью:

Нет, это не годится! Разве черепахи такие шляпы носят?! - воскликнул режиссер Леонид Нечаев, увидевший ее костюм для роли Тортилы в фильме "Приключения Буратино".

Человеческой роли не дождалась - так хоть Черепаху сыграю! - радовалась Рина Зеленая.

Однажды с режиссером Игорем Масленниковым мы заговорили о его популярнейшем многосерийном фильме о докторе Ватсоне и Шерлоке Холмсе. Он рассказывал о трудностях с утверждением на роли артистов, исполнение которых теперь кажется эталонным:

Ни Рину Зеленую, ни других артистов на студии долго не утверждали. Ливанов не подходил, потому что знаменитый скандалист, у Соломина для англичанина слишком русское курносое лицо, Рина Зеленая слишком стара и т.п. Но поскольку я был худруком объединения, я вымолил право сделать нечто вроде пилота. И когда мы сняли половину серии, все сразу успокоились. А Рине Васильевне я сразу предложил расширить ее роль - но она отказалась: "Нет-нет, я никогда еще не играла мебель, и мне это очень нравится!". Она была очень остроумным человеком. Ее на самом деле звали, как мою маму, - Екатерина Васильевна. И я ее спросил: можно мне вас так называть? Она ответила: "Лучше зовите меня - Руина Васильевна". Текст она вряд ли помнила, да он ей был и не нужен: она его придумывала так, как не смог бы больше никто.

Последний парадокс

Мне в жизни посчастливилось: я видел Рину Зеленую, разговаривал с ней и даже гулял с ней по Садовому кольцу. Дело было так: я позвонил легендарной артистке и, робея, попросил об интервью для газеты. К моему удивлению, она немедленно согласилась. Я на такую удачу и не надеялся, думал, что назначит где-то на неделе: у актеров вся жизнь расписана заранее. А ее никто давно не снимал, всеми любимая актриса чувствовала себя забытой. Она предложила приехать через час. Я стал смущенно объяснять, что через час не смогу, уже что-то назначено. Попросил - через день. Она ответила фразой, которая занозой сидит в памяти многие годы:

Вы знаете, сейчас очень принято умирать…

Стоит ли говорить, что уже через час я был у нее. Мы долго бродили по грохочущему Садовому кольцу, слабеющий ее голос тонул в этом грохоте, и я никогда не прощу себе, что эту единственную встречу с легендой моей юности принял тогда за пролог к будущим увлекательным беседам. На моем стареньком и ненадежном диктофоне остался только грохот Садового кольца. И эта фраза: "Сейчас очень принято умирать".

Спроси сегодня на улице у любого человека моложе тридцати: "Кто была Рина Зеленая?" Хорошо, если ответит сотый. Наша память в век кино, телевидения и звукозаписи стала еще короче.

Екатери;на Васи;льевна Зелёная; 25 октября 1901, Ташкент, Российская империя - 1 апреля 1991, Москва, СССР) - советская актриса эстрады, театра и кино, мастер имитации детской речи, народная артистка РСФСР (1970)
*******************************************************
Что вы хлопаете меня по колену? Не выношу, когда вмешиваются не в своё тело!
*****
Средство от бессонницы: надо считать до трех. Ну, максимум, до полчетвертого.
*****
Сейчас очень в моде слово "поиск". Но всё-таки главное - это найти.
*****

*****
Представьте себе на минуту, что было бы на земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!
*****
Воспоминания - это очень условно.
*****
Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.
*****
Русский язык! Как я люблю тебя. Какое счастье уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно - это глупо и безнравственно.
*****
Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.
*****
Вот тоже, между прочим, интересно: некоторые люди, осваивая новейшую технику, почти фантастическую, приобретая новые современные профессии, долго остаются до странности неинтеллигентными.
*****

***
Вот что удивительно - все говорили: «Рина! Рина!», а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера. Но мне это прямо не приходило в голову. Да и им, наверное, тоже. А все были друзья: Козинцев и Юткевич, Барнет и Пудовкин, и Кашеверова, и Михалковы - отец и сыновья.

Иногда при встрече со мною режиссеры и сценаристы, всплескивая руками, кричат:

Ах, батюшки мои! Как же про вас забыли? Был чудесный эпизод! Вы бы так прекрасно это сыграли!

Никита Михалков, например, однажды упал на колени посреди улицы перед Домом кино и закричал:

Рина! Ты моя любимая, лучшая актриса!

Я сказала:

Так дай мне роль какую-нибудь, самую плохую.

Он встал с колен, смеясь, обнял меня, поцеловал и поклялся в вечной любви.

И так всю жизнь…
***
Встретились на улице с Сергеем Владимировичем Образцовым и его женой Ольгой Александровной. Они тоже ехали с гастролей. Выяснили, в городе есть одна столовая, куда пускают только иностранцев. И мы с Сергеем Владимировичем решили пройти туда, изображая иностранцев.
Так и сделали. Громко разговаривая по-английски, направились к двери и беспрепятственно прошли мимо милиционеров.
Я услышала, как один милиционер сказал другому:

Смотри, Рина Зеленая с Образцовым обедать пошли!
***
- Слушай, Виктор, ты брось возиться! Мне всё равно, как спать. Я могу ночевать хоть на гвоздях.
- Нет, милая моя, это ты брось! Где я тебе среди ночи гвоздей достану?!
***
Дома я хранила его [мужа] старую записку: "Ты считаешь, что у меня несносный, нетерпимый нрав, а между тем я тиран с очень мягким и отзывчивым характером".
***
Кого ждем - сами себя задерживаем!
***
Ничто так ни старит человека - как возраст.
***
Дорогие многоуважаемые взрослые! Вам, наверное, каждый день приходится слушать, как вы должны обращаться со своими детьми. У меня даже создается впечатление, что как нужно воспитывать детей, знают все, кроме их родителей. Кто-то сказал, что педагогика - это наука о том, как воспитывать чужих детей.
***
...Маленький четырёхлетний мальчик, единственный сын своих родителей, очень нарядный, с локонами, прямо маленький лорд Фаунтлерой, тоже беседовал с нами. Мои товарищи спросили его:
- Кем ты хочешь быть? - ожидая привычного: летчиком! милиционером! водолазом! С готовой улыбкой все смотрели на мальчика... Подняв глаза, он сказал задумчиво:
- Знаете, я хотел бы быть двумя маленькими собачками... Мы бы тогда могли играть друг с другом...
***
Зиму я люблю только в марте, когда знаю точно, что она кончилась.
***
Наши дружинники-пожарные дежурили все дни... Солдаты были в шлемах, а дружинникам шлемов не полагалось. Я сказала К.Т.Т. [Константину Топуридзе, мужу], когда он мчался на дежурство:
- Слушай, надень ты хоть кастрюлю, а то пробьёт тебе голову осколком.
Он ответил:
- Я дворянин. Я не могу умирать с кастрюлей на голове.
***
Что за манера - шалить до самой смерти!
***
Отец рассказывал мне,что в годы революции его вызывали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции и ему не привелось быть градоначальником.
- Как вы можете это доказать?-спросили его.
- Может быть, доказательством служит то, - ответил отец, подумав, - что одесский градоначальник Зелёный давно умер, а я себя чувствую прекрасно.
***
Моя работа всю жизнь посвящена юмору. Часто и в жизни приходилось прибегать к нему, чтобы не заплакать.
***
В день рождения становится больше лет. Иногда даже больше, чем нужно. А именины - просто праздник. И все поздравляют, дарят подарки и веселятся.
***
Вот одно время, в 20-е годы, была мода снимать в кино талантливых, но самых некрасивых. Например, Хохлову. У ней кроме таланта были ещё очень некрасивое лицо и необыкновенная худоба - прямо скелет. Все пугались, не знали, что это модно. Сейчас, через пятьдесят лет, опять стало модно - быть некрасивой и худой. Но Хохлову ещё никто не смог перехудобить.
***
По правде говоря, тогда я тоже воображала, что у меня есть внешность. Во всяком случае, выходя на сцену, я всегда точно ощущала себя высокой красивой блондинкой.
***
У актёров бывает такой период, когда совершенно необходима чья-то помощь, чтобы подняться ещё хоть на маленькую ступеньку. Самому с этим не справиться.
***
Я говорила, природа не поскупилась для Ирины: если у всех женщин были глаза, то у Ирины - очи; если у других был рот или ротик, то у неё - уста; остальные обходились туловищем, у этой красавицы был стан.


Легкость, нестандартность мышления, удивительный комедийный талант и безудержное чувство юмора – вот качества, по которым можно узнать великую русскую актрису Рину Зеленую. Её обожали все – взрослые и дети. Любое её появление на сцене, в кино или в просто в гостях, сопровождалось неординарными шутками, неожиданным поворотом событий и искрометными высказываниями, точными фразами, которые моментально становились крылатыми.

— Что вы хлопаете меня по колену? Не выношу, когда вмешиваются не в свое тело!
Человеческих ролей не дают – буду играть черепаху!
— Мне пора называться не Риной, а Руиной Васильевной!
— Если у вас бессонница – считайте до четырех. Можно до половины пятого.
— Меня пора кормить!

В кабаре «Нерыдай», где Зеленая работала актрисой, конферансье обычно объявлял её так:
«Актриса речи, мимистка, рассказчица, танцовщица с иронической лукавой улыбкой и мгновенной реакцией на окружающих. Если вы скажете, что это Рина Зеленая, я не стану возражать»

Актрисой Зеленая стала случайно. Отца по работе перевели из Ташкента в Москву, где Екатерину (это настоящее имя актрисы) отправили учиться в гимназию фон Дервис. Однажды она увидела на улице объявление о наборе в театральную школу и решила попробовать. Её сразу взяли в группу студентов. В театральном училище изучали все необходимые дисциплины: сценическую речь, актерское мастерство, танец, студентов занимали в массовках, был также преподаватель вокала москва тех лет никак не располагала к получению такой, казалось бы, легкомысленной и второстепенной для выживания профессии: всюду был голод, людям не было чем топить дома и квартиры, не хватало самого необходимого. Тем не менее в 1919 году Екатерина Зеленая закончила Московское Театральное Училище и стала актрисой.
С началом Гражданской войны семейство Зеленых переехало в Одессу. Там Екатерина и получила прозвище Рина. Она устроилась в Одесский театр «КРОТ» под управлением Виктора Типота – в будущем режиссер первых советских мюзиклов «Свадьба в Малиновке» и «Вольный ветер». Однажды имя «Екатерина» не вместилось на афишу и его сократили. Так Катя стала Риной Зеленой. «КРОТ» дал ей огромный актерский и жизненный опыт, работы было очень много, платили мало, тем не менее Рина умудрялась содержать на эти деньги семью.

Потом в её жизни было много театров: театр Сатиры, театр Миниатюр, «Летучая мышь», кабаре «Нерыдай», питерский «Балаганчик». Зеленая обожала играть на сцене. Но всегда ждала ролей в кино. Первым её фильмом была картина с судьбоносным названием «Путевка в жизнь», потом «Подкидыш», сценарий к которому она написала напару с Агнией Барто. Вообще, диалоги и реплики удавались ей особенно хорошо и она частенько придумывала заново героев, переписывала их тексты. Чего только стоит образ Ариши с ее монологом «Зашла воды попросить, а потом хватились — «пианины нету»! Реплики сыгранных ею актрис можно цитировать бесконечно: «Такие губы нынче не носят!» (к/ф «Весна»), или «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть мылом?» (к/ф «Встреча на Эльбе»). А вот одна из последних её ролей – миссис Хадсон из Шерлока Холмса ей совсем не близка: «Про эту роль говорить особо нечего. Вот если б фильм назвали «Шерлок Холмс и миссис Хадсон», тогда совсем другое дело».

По странной иронии судьбы, именно первого апреля 1991-го года Рине Зеленой должны были присвоить звание Народной Артистки. Именно в этот день Рина Зеленая скончалась. Насмешка судьбы над великой комической актрисой в День смеха.