Ядерная боеголовка сатана. «Воевода» (ракета): характеристики межконтинентальной баллистической ракеты. как инструмент агрессии

1975 (РГЧ)
15А18: 18 сентября
15А18М: 11 августа

Производитель ПО Южмаш Годы производства с 1970 года Единиц произведено 500
100 Р-36М2 Годы эксплуатации Р-36М до 1982 года Основные эксплуатанты СССР СССР /Россия Россия РВСН Модификации ракеты семейства Р-36М:
Р-36М (15А14)
Р-36М УТТХ (15А18)
Р-36М2 (15А18М)
Р-36М3 "Икар"
космические ракеты:
«Днепр» (15А18) (конверсионная) Основные технические характеристики

Р-36М:
Масса: 211,4 т
Диаметр: 3 м
Длина: 34,6 м
Забрасываемый вес: 8800 кг
Тип ГЧ: 1х25 Мт, 1х8 Мт или РГЧ ИН 8х1 Мт или 10х1 Мт
Максимальная дальность: 11000-16000 км
Обобщённый показатель надёжности: 0,935

Изображения на Викискладе

Ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной баллистической ракетой тяжёлого класса предназначен для поражения всех видов целей, защищённых современными средствами ПРО , в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району . Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара .

Основные черты комплекса:

История создания [ | ]

Ракетный комплекс «Воевода»
с ракетой Р-36М2

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36 .

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16 000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 20-25 Мт и дальностью полёта 11 200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1,3 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления [ | ]

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Испытания [ | ]

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.

Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .

В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Р-36М УТТХ [ | ]

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАК - 15П018 , код СНВ - РС-20Б , по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4 ) с ракетой 15A18 , оснащённой 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300 000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счёт:

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми высокоскоростными боевыми блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полёте они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем . Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшенных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537 . Используется миномётный метод запуска ракеты.

Лётно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 года на полигоне Байконур . По программе лётных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 года три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 год было развёрнуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе шести ракетных дивизий. На май 2006 года в состав РВСН входило 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащённых 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надёжность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя лёгкого класса «Днепр » на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2.

Р-36М2 [ | ]

Ракета Р-36М2 без ТПК. Двигательная установка первой ступени закрыта поддоном.

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того, было необходимо повысить защищённость ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва .

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2 . Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлён маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищённости и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счёт повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения , в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Стационарный ракетный комплекс 15П018М включает в себя 6-10 межконтинентальных баллистических ракет 15А18М , смонтированных в шахтных пусковых установках 15П718М , а также унифицированный командный пункт УКП 15В155 высокой защищённости.

Конструкция [ | ]

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надёжности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закреплённых однокамерных ЖРД , имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовавшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ +АТ , ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель , обеспечивающий надёжную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

Термоядерные заряды покрыты слоем тяжёлого и плотного металла - урана-238 для защиты от проектировавшегося в то время лазерного оружия в США по программе СОИ, а также от кинетического и осколочно-фугасного противоракетного оружия.

В составе любого типа боевого оснащения применён КСП ПРО состоящего из ложных целей, генераторов активных радиопомех, дипольных отражателей (РЭБ).

Испытания [ | ]

Лётно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года, а 11 августа ракетный комплекс принят на вооружение . Лётно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М) со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года.

Пуски [ | ]

21 декабря 2006, в 11 часов 20 минут по мск, был произведён учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009, в 9 часов 30 минут по мск, был произведён пуск РС-20В («Воевода»); пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль сообщил: «24 декабря 2009 года в 9:30 мск РВСН проведён пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области». По его словам, пуск проведён в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения лётно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

Р-36М3 «Икар» [ | ]

В 1991 году был разработан проект ракетного комплекса пятого поколения Р-36М3 «Икар» , но переговоры по Договору СНВ-1 и распад СССР привели к прекращению работ по этой теме.

Ракета-носитель «Днепр» [ | ]

«Днепр» - конверсионная космическая ракета-носитель , созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300-900 км.

Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас ».

РН «Днепр» используют в двух модификациях:

  • «Днепр-1» - использующую основные составные части МБР без доработок, за исключением переходника обтекателя.
  • «Днепр-М» - вариант РН, модернизированный установкой дополнительных двигателей ориентации и стабилизации, доработкой системы управления и применением удлинённого головного обтекателя, за счёт чего достигнуты более широкие возможности по выведению полезного груза, в том числе увеличенная максимальная высота орбиты.

Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-й Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.

Тактико-технические характеристики [ | ]

Р-36М Р-36М УТТХ Р-36М2
Тип ракеты МБР
Индекс комплекса 15П014 15П018 15П018М
Индекс ракеты 15А14 15А18 15А18М
По договору СНВ РС-20А РС-20Б РС-20В
Код НАТО SS-18 Mod 1 «Satan» SS-18 Mod 3 «Satan» SS-18 Mod 2 «Satan» SS-18 Mod 4 «Satan» SS-18 Mod 5 «Satan» SS-18 Mod 6 «Satan»
Шахтная пусковая установка (ШПУ) ШПУ 15П714 типа ОС-67 ШПУ 15П718 ШПУ 15П718М
Основные ТТХ комплекса
Максимальная дальность, км 11 200 16 000 10 500 11 000 16 000 11 000
Точность (КВО), м 500 500 500 300 220 220
Боеготовность, сек 62
Условия боевого применения
Тип старта миномётный из ТПК
Данные ракеты
Стартовая масса, кг 209 200 208 300 210 400 211 100 211 100 211 400
Количество ступеней 2 2 + ступень разведения
Система управления автономная инерциальная
Габаритные размеры ТПК и ракеты
Длина, м 33,65 34,3 34,3
Максимальный диаметр корпуса, м 3
Боевое оснащение
Тип головной части «Тяжёлая» моноблочная «Лёгкая» моноблочная РГЧ ИН РГЧ ИН «Лёгкая» моноблочная РГЧ ИН
Масса головной части, кг 6565 5727 7823 8470 8470 8800
Мощность термоядерного заряда 18-20-25 Мт 8 Мт 10х500 Кт 8х1,3 Мт 8 Мт 10х800 Кт
КСП ПРО квазитяжелые ложные цели, генераторы активных радиопомех
История
Разработчик КБ «Южное»
Конструктор 1969-1971 гг.: М. К. Янгель
с 1971 г.: В. Ф. Уткин
В. Ф. Уткин
Начало разработки
Пуски
Пуски бросковых макетов
Всего пусков
Лётно-конструкторские испытания
Пуски с ПУ с 21 февраля 1973 с 31 октября 1977 г. c 21 марта 1986 г.
Всего пусков 43 62
Из них успешные 36 56
Принятие на вооружение 1978 г. 1979 г. 1980 г. 1988 г.
Изготовитель Южный машиностроительный завод

Сравнительная характеристика [ | ]

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет четвёртого поколения
Наименование ракеты РТ-2ПМ Р-36М2 РТ-23 УТТХ РТ-23 УТТХ (БЖРК)
Конструкторское бюро КБ «Южное»
Генеральный конструктор А. Д. Надирадзе , Б. Н. Лагутин В. Ф. Уткин
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор , С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор ВНИИЭФ , Е. А. Негин ВНИИП , Б. В. Литвинов
Начало разработки 19.07.1977 09.08.1983 09.08.1983 06.07.1979
Начало испытаний 08.02.1983 21.03.1986 31.07.1986 27.02.1985
Дата принятия на вооружение 01.12.1988 11.08.1988 28.11.1989 -
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса 23.07.1985 30.07.1988 19.08.1988 20.10.1987
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 369 88 56 36
Максимальная дальность , км 11000 11000 10450 10000
Стартовая масса , т 45,1 211,1 104,5 104,5
Масса полезной нагрузки , кг 1000 8800 4050 4050
Длина ракеты , м 21,5 34,3 22,4 22,6
Максимальный диаметр , м 1,8 3,0 2,4 2,4
Тип головной части Моноблочная

Натовцы дали название «SS-18 «Satan” («Сатана») семейству русских ракетных комплексов с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования, разработанных и принятых на вооружение в 1970-х - 1980-х гг. По официальной русской классификации – это Р-36М, Р-36М УТТХ, Р-36М2, РС-20. А «Сатаной» американцы назвали эту ракету по той причине, что сбить её трудно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти русские ракеты устроят ад.

SS-18 «Satan” создана под руководством главного конструктора В. Ф. Уткина. По своим характеристикам эта ракета превосходит самую сильную американскую раету «Минитмен-3».

«Сатана» — самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета на Земле. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиобазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров.

«Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах «; по первоначальным сообщениям — 2500-4500 psi, некоторые шахты — 6000-7000 psi. Это значит, что если не будет прямого попадания американской ядерной взрывчатки на шахту, то ракета выдержит мощный удар, люк откроется и «Сатана» вылетит из под земли и понесется в направлении к США, где через полчаса устроит американцам ад. А таких ракет понесутся на США десятки. А в каждой ракете десять боеголовок индивидуального наведения. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США десятки. Это полный капут для американцев. «Сатана» легко пробивает американскую систему противоракетной обороны.

Она была неуязвима в 80-е годы и продолжает быть жуткой для американцев и в настоящее время. Создать надёжную защиту от русской «Сатаны» американцы не смогут до 2015-2020 гг. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет.

«Ракета СС-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Но, даже если американцы их увидят «Сатану» на конечном отрезке траектории, головки «Сатаны» практически не уязвимы для противоракетных средств, ибо для разрушения «Сатаны» необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (а противоракет с такими характеристиками у американцев нет). «Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем американской техники ближайших десятилетий. Что же касается знаменитых лазерных средств поражения головок, то у СС-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть «прожжена» лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет. Не могут сбить систему управления полетом СС-18 и ее головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления «Сатаны» дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами»

САТАНА — самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета

К средине 1988 года из подземных шахт СССР были готовы вылететь в направлении США и Западной Европы 308 межконтинентальных ракет «Сатана». «Из существовавших в СССР то время 308 пусковых шахт на долю России приходилось 157. Остальные находились на Украине и в Белоруссии». В каждой ракете 10 боеголовок. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США, если потребуется, три сотни. Это полный капут для американцев и западноевропейцев.

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36.

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт и дальностью полёта 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления ракетой - автономная, инерциальная, трёхканальная с многоярусным мажоритированием. Каждый канал самотестировался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно протестировавшийся канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в тестах не браковалась.

Разгон гироплатформы (15Л555) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы - программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) (15Л579) 16-разрядная, ПЗУ - куб памяти. Программирование производилось в машинных кодах.

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018, код СНВ - РС-20Б, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 г. на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 г. в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надежность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.

Вид на приборный отсек (ступень разведения) ракеты 15А18М со стороны головной части. Видны элементы двигателя разведения (цвета алюминия - баки горючего и окислителя, зеленые - шаровые баллоны вытеснительной системы подачи), приборы системы управления (коричневые и цвета морской волны).

Верхнее днище первой ступени 15А18М. Справа - отстыкованная вторая ступень, видно одно из сопел рулевого двигателя.

Ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М, код СНВ - РС-20В, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

  • повышения точности в 1,3 раза;
  • увеличения в 3 раза длительности автономности;
  • уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
  • увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
  • применения зарядов повышенной мощности (10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью от 550 до 750 кт каждая; общий забрасываемый вес - 8800 кг);
  • возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают её успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ, ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырёх управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 г. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 г. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.

21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009 года в 9 часов 30 минут по московскому времени был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В («Воевода»), сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль: «Двадцать четвёртого декабря 2009 года в 9.30 мск РВСН проведен пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области», - сообщил Коваль. По его словам, пуск проведен в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения летно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

я лично сплю спокойно, когда знаю что такое оружие охраняет наш покой…………..

РС-20В «Воевода» или Р-36М, известная как «Сатана» SS-18 (в обозначении НАТО) – самая мощная ракета в мире. «Сатана» останется в боевом составе РВСН России до 2026 года. Тяжелая ракета SS-18 «Сатана» — мощнейшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, она была принята на вооружение в декабре 1975 года, а ее первый испытательный запуск был осуществлен в феврале 1973 года.

Ракеты Р-36М в различных модификациях могут нести от 1 до 10 (в некоторых случаях до 16) боевых частей общей массой (с блоком разведения и головным обтекателем) до 8,8 тысячи кг на расстояние свыше 10 тысяч км. Двухступенчатые ракеты в России размещаются в высокозащищенных шахтах, где они хранятся в специальном транспортно-пусковом контейнере, обеспечивающем их «минометный» старт. Стратегическая ракета имеет диаметр 3 м и длину более 34 м.

Количество и стоимость

Ракеты данного типа являются самыми мощными из существующих межконтинентальных ракет, они способны нанести по противнику сокрушительный ядерный удар. На Западе эти ракету называют «Сатана».

РВСН России на 2019 год располагают 75 боевыми ракетными комплексами, оснащенными ракетами «Сатана» (всего 750 ядерных боезарядов). Это составляет почти половину ядерного потенциала России, насчитывающего суммарно 1677 боезарядов. К концу 2019 года вероятнее всего, с вооружения России будет снята еще часть ракет «Сатана» и заменена более современными ракетами.

Тактико-технические характеристики

Р-36М «Сатана» имеет следующие ТТХ:

  • Количество ступеней — 2+блок разведения
  • Топливо — хранимое жидкое
  • Тип пусковой установки — шахтная с минометным стартом
  • Мощность и количество боевых блоков — РГЧ ИН 8×900 KT, два моноблочных варианта; РГЧ ИН 8×550-750 кт
  • Масса головной части — 8800 кг
  • Максимальная дальность при легкой ГЧ — 16000 км
  • Максимальная дальность при тяжелой ГЧ — 11200 км
  • Максимальная дальность при РГЧ ИН — 10200 км
  • Система управления – инерциальная автономная
  • Точность — 1000 м
  • Длина — 36.6 м
  • Максимальный диаметр — 3 м
  • Стартовая масса — 209.6 т
  • Масса топлива — 188 т
  • Окислитель — азотный тетраоксид
  • Горючее — НДМГ (гептил)

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета Р-36М впервые совершила пуск с полигона Байконур 21 февраля 1973 года. Испытания ракетного комплекса были завершены лишь к октябрю 1975г. В 1974 году был развернут первый ракетный полк в г. Домбаровский.

Особенности конструкции

  1. Р-36М — двухступенчатая ракета, применяющая последовательное разделение ступеней. Баки горючего и окислителя разделены совмещенным промежуточным днищем. Вдоль корпуса проходит бортовая кабельная сеть и трубопроводы пневмогидравлической системы, которые закрыты кожухом. Двигатель 1-ой ступени имеет 4 автономных однокамерных ЖРД, которые имеют турбонасосную подачу топлива по замкнутой схеме, они шарнирно закреплены в хвостовой части ступени на раме. Отклонение двигателей по команде системы управления позволяет управлять полетом ракеты. Двигатель 2-ой ступени включает однокамерный маршевый и четырехкамерный рулевой ЖРД.
  2. Все двигатели работают на азотном тетраксиде и НДМГ. В Р-36М реализовано много оригинальных технических решений, к примеру, химический наддув баков, торможение отделившейся ступени при помощи истечения газов наддува и тому подобное. На Р-36М монтирована инерциальная система управления, работающая благодаря бортовому цифровому вычислительному комплексу. Его использование позволяет обеспечить высокую точность стрельбы.
  3. Конструкторы предусмотрели возможность совершить пуск Р-36М2 даже после ядерного удара противника по району расположения ракет. «Сатана» имеет темное теплозащитное покрытие, которое облегчает прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Специальные датчики, которые измеряют гамма- и нейтронное излучение на время прохождения ядерного «гриба» регистрируют его и выключают систему управления, но двигатели при этом продолжают работать. После выхода из опасной зоны автоматика включает систему управления и корректирует траекторию полета. МБР данного типа имели особо мощное боевое оснащение. Было два варианта ГЧ: РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.) и моноблочная термоядерная (24Мт.). Имелся и комплекс преодоления систем ПРО.

Видео о ракете Сатана

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ракетный комплекс Р-36М , код РС-20А, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.1,2,3 Satan («Сатана ») - стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжелой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой для размещения в шахтной пусковой установке повышенной защищенности типа.

Ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.


Основные черты комплекса :
— пусковая установка: стационарная, шахтная;
— ракета: двухступенчатая с ЖРД на высококипящих компонентах топлива, с минометным стартом из транспортно-пускового контейнера;
— система управления ракеты: автономная, инерциальная, на основе бортовой цифровой вычислительной машины;
— ракета допускает применение различных видов боевого оснащения (головных частей), в том числе разделяющихся с индивидуальным наведением боевых блоков.

Основные технические характеристики Р-36М :
Масса — 211 т;
Диаметр — 3 м;
Длина — 34,6 м;
Забрасываемый вес — 7300 кг;
Количество ступеней — 2;
Запуск ракеты — холодный;
Дальность стрельбы – 11200…16000 км;
Точность (КВО) — 200 м.
Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов головной части :
— лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт;
— тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт;
— разделяющаяся из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт.

Американцы дают нашим ракетам свои названия, которые, надо признать, весьма образно характеризуют их боевые возможности. В частности, ракету SS-18, о которой идет речь, американцы назвали «Сатаной», отчетливо представляя себе её «сверхъестественные» возможности, не поддающиеся «укрощению» с помощью ПРО.

Через 10 тысяч километров она благополучно доставит 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. Один удар — и Вашингтона, а то и целого округа Колумбия на карте мира больше нет. «Сатана» оборудована системой преодоления НПРО, её шахта защищена от прямого попадания ядерного заряда. «Сатана» обязательно стартует и долетит до цели, даже попав под действие электромагнитного импульса, выбивающего из строя любую электронику.

Ракета SS-18 обладает чрезвычайно эффективным сочетанием состава боевого оснащения, его функциональных характеристик и весьма широкими возможностями управления пространственно-временной структурой удара в зависимости от условий боевого применения.
В частности, в условиях ПРО ракета SS-18 способна реализовать сконцентрированный удар по объекту всеми элементами своего оснащения так, что возникает устойчивый эффект функционального перенасыщения любого варианта ПРО, который США способны создать до 2015-2020 гг.

В современных отечественных Стратегических Ядерных Силах (СЯС) только ракета SS-18 способна реализовать комплекс всех этих условий, в буквальном смысле «пронзая» систему ПРО независимо от степени её насыщенности боеготовыми противоракетами.
Мы сейчас говорим об уникальных возможностях существующих ракет SS-18. Но ещё большую обеспокоенность у США вызывают возможности подобных ракет, которые могут быть созданы Россией в перспективе.

Ракеты SS-18 «Сатана» наводят ужас на американцев. Поэтому американское лобби делает все, чтобы заставить Россию уничтожить это оружие вместе с одновременным выходом из Договора о ПРО.
Россия могла не бояться гонки вооружений и, в частности, ПРО, имея на вооружении SS-18 «Сатану». Эта ракета с разделяющимися головными частями и сейчас, и в среднесрочной перспективе, не уязвима для любой ПРО. Тем более неуязвимой была она в середине 1980-х.

Ракета SS-18 несёт 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами.
Но, даже будучи идентифицированными на конечном отрезке траектории, головки «Сатаны» практически не уязвимы для противоракетных средств , ибо для их разрушения необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (с такими характеристиками, которые даже сейчас не проектируются в рамках работ по ПРО). Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем техники ближайших десятилетий.


Что же касается знаменитых лазерных средств поражения боевых головок , то у SS-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть «прожжена» лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет.
Не могут сбить систему управления полетом SS-18 и её головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления «Сатаны» дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами .

Напомним читателям, что договор СНВ-2 долго не ратифицировался Государственной Думой, но ельцинский глава Минобороны П.Грачев в одностороннем порядке пытался выполнять этот договор, уничтожая самый эффектный и дешевый вид российского стратегического оружия, ракеты SS-18, которые янки справедливо называют «Сатаной».
К счастью для России, у П.Грачева было много других «дел». Поэтому у России сохранились пока и сами SS-18, и их пусковые шахты. Кстати, именно на уничтожении шахт так настаивали американцы и их российская агентура влияния. Из существовавших в СССР 308 пусковых шахт на долю Российской Федерации приходилось 157 шахт. Остальные располагались на Украине и в Белоруссии.

Полностью уничтоженными оказались шахты на Украине. Не тронуты шахты в Белоруссии и как минимум половина российских шахт. Так что у США нет и в ближайшем будущем (лет 30-40) не будет никакой ПРО, способной противостоять нашим ракетам SS-18 «Сатана».

Работы по созданию стратегического ракетного комплекса Р-36М2 начались в августе 1983 года. Основная их цель – доработка предыдущей версии комплекса – Р-36М УТТХ. Обновлённый комплекс, получивший название «Воевода» (или ракета «Сатана» по классификации НАТО), должен был обладать более высокой противоядерной защитой и способностью преодолевать перспективную американскую ПРО. Разработку комплекса возглавил один из руководителей КБ «Южное» Станислав Иванович Ус.

Воплощение передовых технических решений

Создатели Воеводы В.Г. Сергеев, С.И. Ус и В.Ф. Уткин

Разработка уникального комплекса завершилась в сентябре 1989 года. В результате колоссальных усилий советского ВПК удалось создать самое мощное в мире ракетное средство доставки ядерного оружия, на многие годы ставшее «головной болью» наших вероятных противников.

Благодаря внедрению новейших научных достижений, удалось почти в 1,5 раза повысить точность поражения, в 3 раза длительность автономного полёта, в 2 раза сократить время готовности к пуску. Модернизированная ракета «Сатана» могла «высыпать» на голову агрессора с десяток постоянно маневрирующих неуязвимых для ПРО ядерных боеголовок индивидуального наведения общей массой около 9 тонн.

Борьба за живучесть

Значительно увеличилась живучесть комплекса, в частности шахтных пусковых установок, что позволяет производить пуски даже после нанесения ядерного удара. Ракета в полёте стала практически неуязвима для поражающих воздействий ядерного взрыва. Этого удалось достичь, благодаря применению специального многофункционального покрытия и уникального головного обтекателя.

Вне конкуренции

Ракета «Воевода», как и все её предшественницы имеет тандемную схему расположения ступеней. Это во всех отношениях самая мощная в мире ракета весом более 210 тонн и длиной свыше 34 метров. Для сравнения, её американская визави «Минитмен III» вдвое короче и почти в 7 раз легче.

Тактико-технические характеристики межконтинентальных баллистических ракет

Ещё одно советское ноу-хау, воплощённое в ракете «Воевода» — миномётный старт. Из шахты ракета стартует не с помощью включённых двигателей первой ступени, а за счёт срабатывания пороховых аккумуляторов давления, которые буквально выстреливают её из транспортно-пускового контейнера, после чего и происходит запуск двигателей.

Однако самую большую проблему для наших недругов представляет усовершенствованный комплекс преодоления ПРО, куда входит целое облако ложных целей, полностью имитирующих боевые блоки на завершающем участке полёта. «Воевода» в случае войны превращается для своих врагов во всё уничтожающего «Сатану», оживший наяву кошмар, воспетый в голливудских блокбастерах, от которого нет и не может быть спасения.

Запас прочности

Комплекс «Воевода» прошёл свой четвертьвековой рубеж в зените славы и могущества. Ему по-прежнему нет равных и он, как и прежде на посту. Пять лет назад после очередных успешных стрельб в российском оборонном ведомстве было принято решение о продлении срока его эксплуатации ещё, как минимум, на ближайшие 23 года.

«Воевода» — оружие возмездия. По некоторым данным, из 350 стратегических ракет, стоящих сегодня на вооружении, пятая часть приходится на него. А через 3-4 года ожидается солидное подкрепление – стратегический комплекс нового поколения «Сармат».