Законы о полиции ппс 5 глава. Краткая предыстория закона. Правовая суть закона

Дефлятор – это специальный коэффициент, необходимый для эффективного и точного пересчета экономических показателей, выраженных в денежном исчислении. Основная задача – приведение параметров к конкретному уровню цен прошлого периода. В численной форме дефлятор можно соотнести с индексом роста цен.

Дефлятор – это показатель, величину которого можно выразить как среднее изменение стоимости двух видов продукции – народного и промышленного назначения. Это статистический прием, который позволяет корректировать разницу между реальной и общей ценой. Основными показателями, которые используются для пересчета, можно назвать и дефлятор ВНП.

Дефлятор – это параметр, который помогает провести полноценный анализ индекса цен, а также показателей ВВП (внутреннего валового продукта) и ВНП (внутреннего национального продукта).

Основные виды дефляторов и их особенности

Для расчета наиболее важных показателей экономики может применяться несколько видов дефляторов, каждый из которых имеет свои особенности и функции:

1. Дефлятор ВНП (валового национального продукта). Этот показатель можно выразить, как отношение номинального валового национального продукта к реальному ВНП.

Особенность дефлятора ВНП в том, что он выражает не только стоимость потребительской продукции и услуг первой необходимости, но и реальную цену инвестиционных товаров. Мера исчисления показателя – проценты.

Чтобы привести номинальный ВНП к реальному параметру необходимо использовать два основных индекса – дефлятор ВНП и ИПЦ (индекс потребительских цен). Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) можно применить понятие « », в которой находится почти триста различных наименований продукции. Сам расчет производится следующим образом:

ИПЦ = (Общая стоимость потребительской корзины на текущий год/Общую стоимость потребительской корзины за базовый год)*100%.

После расчета ИПЦ можно приступать к вычислению дефлятора ВНП:

ВНП реальный = ВНП номинальный /ИПЦ.

При расчете реального валового национального продукта необходимо использовать не проценты, а сотые доли.

2. Дефлятор ВВП – это параметр (индекс), который отображает уровень цен уже изготовленных услуг или товаров. С помощью этого показателя можно рассчитать реальный ВВП экономики любой страны. Полученный показатель позволит узнать, насколько явным является изменение физического объема производимых на рынке услуг товаров.

Расчет дефлятора ВВП , как правило, производится с применением индекса цен Пааше. Высчитать этот показатель можно по следующей формуле:


, где параметры q1 и q0 – это показатели, которые характеризуют за определенный промежуток времени;
- Е – это просто греческий знак, отображающий сумму;
- p1 и p0 – это стоимость товара, которая берется за расчеты и базовый год.

Свойства дефлятора и методы переоценки

Основное свойство дефлятора – это возможность приведения компонентов ВВП к таким показателям, которые бы позволили провести корректную характеристику динамики цен. Благодаря дефлятору можно в полной мере оценить реальные показатели инфляции. Расчет производится путем отношения объема анализируемого параметра выраженного в фактических единицах к размеру постоянной стоимости.

Чтобы получить агрегированный параметр, необходимо произвести переоценку компонентов, которая производится одним из перечисленных ниже методов:

1. Метод непосредственной оценки . В этом случае производится непосредственное оценивание продукции за времени и с использованием цен базового периода. Основное назначение – оценка производства и эффективности применения продукции в сельском хозяйстве.

2. Метод дефлятирования индекса . Здесь для расчетов применяется , показывающая ценовые объемы конкретных показателей в реальных ценах, а также индекс стоимости.

3. Метод экстраполяции с помощью индекса физического объема . Здесь для переоценки используются ценовые объемы базового периода. Вторым важным показателем для расчета является индекс физического объема. Такая методика лучше всего подходит, когда требуется пересчитать в сопоставимые цены те элементы, объем которых можно определить по изменению физического объема в процессе продажи продукции или ее производства.

К основным свойствам дефлятора можно отнести:

1. В расчете дефлятора обязательно учтены цены на продукты всех услуг и товаров, которые включены в потребительскую корзину.

2. В индексе дефлятора не включается стоимость импортных товаров (в случае расчета ВВП).

3. Дефлятор всегда основывается на параметрах текущей потребительской корзины, этого года. Базисный параметр (как в случае с индексом потребительских цен) здесь в расчет не берется.

4. Дефлятор, как правило, недооценивает степень серьезности инфляции в экономике страны.

5. В данный показатель обязательно включаются цены на новые услуги и товары.

Коэффициенты дефляторы

Каждый календарный год правительства различных стран мира (в том числе и Российской Федерации) устанавливают специальный показатель – коэффициент-дефлятор. Его задача – учитывать реальное изменение потребительских цен на продукцию, товары или услуги, которые были наиболее популярны в РФ за конкретный промежуток времени. Коэффциент-дефлятор рассчитывается и ежегодно публикуется в соответствии с утвержденным законом порядком.

Как правило, производится расчет двух показателей – для расчетов лимитов по УСН и ЕНВД. Но не каждый из них отличается стабильностью. К примеру, коэффициент-дефлятор УСН может рассчитываться не всегда. В Российской Федерации его не просчитывали в период с 2003 по 2005 год и в периоды с 2010 по 2013 год. Что касается коэффициента-дефлятора для ЕНВД, то его расчет производится ежегодно.


Причина в том, что коэффициент-дефлятор для УСН был заменен на фиксированные суммы, которые утверждены несколькими приказами – Минэкономразвития РФ и МЭРТ.

С учетом текущей схемы налогообложения коэффициент дефлятор может использоваться для решения двух задач:

Вычисления граничного размера прибыли, которая не дает полностью перейти в специальный режим;
- вычисления лимита прибыли, который действует во время использования УСН. В случае увеличения объема лимита компания может потерять свое право на специальный режим. Так, если доход компании по итогам определенного периода превысил установленный лимит, то право на оплату налога УСН можно потерять.

Определение величины коэффициента дефлятора производится не позже 20 ноября каждого года. Основной для выставления величины является приказ Министерства экономического развития.

Дефлятор ВНП

ВНП - это показатель, который отображает общий объем продукции, изготовленной национальными предприятиями, как зарубежом, так и на территории своей. страны. При этом в показатель входит несколько основных параметров - потребительские расходы, валовые в эконромику страны, чистый экспорт, а также государственные закупки.

Макроэкономические показатели часто измеряются в текущих или постоянных ценах (данные берутся за какой-то конкретный год). В первом случае речь идет о номинальном выражении, а во втором – о реальном. При этом оба показателя могут существенно отличаться друг от друга.

К примеру, номинальный ВНП – это параметр, который можно измерить в текущей цене. Изменение этого параметра можно быть вызвано несколькими факторами – уровнем ценовой политики, объемом производства.

Реальный ВНП – это параметр, который позволяет произвести расчет в постоянных величинах, то есть за кокой-то определенный период времени. Его основное отличие – влияние на показатель рыночной конъюнктуры.

Для вычисления реальных изменений на рынке как раз и применяется дефлятор ВНП, который представляет собой отношение двух наиболее важных показателей номинального и реального ВНП. Каждый из трех показателей характеризует какие-то свои особенности. Формула здесь проста:

Дефлятора валового национального продукта (ВНП) =Номинальный ВНП/Реальный ВНП.

- ВНП номинальный дает общую финансовую оценку всем товарам, которые произведены в народном хозяйстве;

- ВНП реальный отображает реальный объем произведенного товара, то есть объем промышленного производства с учетом фиксированной цены;

- дефлятор ВНП – показатель, который учитывает изменения в ценовой политике изготовленного товара за отчетный период по отношению к другому – базовому периоду.

Введение термина обусловлено требованиями современной экономики и необходимостью ее анализа. В частности, возникла потребность сопоставлять реальные показатели ВВП за разные годы при наличии резкого изменения структуры ценовой политики. В итоге удалось рассчитать ВВП в текущей цене. Как следствие, данный параметр начали называть номинальным (базовым, реальным). К примеру, в США этот показатель стали применять сравнительно недавно – только с 1996 года.

При помощи дефлятора ВНП можно узнать, во сколько обойдется общий объем производства в настоящий момент времени, если применить к нему стоимость производства прошлого периода. Вот почему дефлятор ВНП – это надежный помощник в анализе валового национального продукта и определения реальных темпов инфляции. Если сравнивать с другими параметрами (к примеру, индексом потребительских цен), то при вычислении дефлятора ВНП должно использоваться намного больше параметров (имеются в виду цен на товары).

Использование дефлятора ВНП актуально в тех странах, где основной упор делается на внешнеэкономическую деятельность, а ВНП зависит именно от объемов импорта и экспорта продукции. К примеру, для России дефлятор ВНП плохо подходит. Здесь лучше использовать другой показатель – дефлятор ВВП.

Часто дефлятор ВНП применяется не только для анализа валового национального продукта, но и при индексации средней прибыли населения. Именно благодаря этому параметру можно рассчитать реальную покупательскую способность наличных денег, которые находятся в обороте страны. Кроме этого, дефлятор ВНП можно рассчитать для изменяющегося объема производства в промышленной сфере. Такой показатель называется индексом Пааше.

Есть мнение, что дефлятор ВНП и индекс потребительских цен – это два одинаковых показателя. На самом же деле, они различаются по следующим параметрам:

Дефлятор ВНП в отличие от ИПЦ учитывает в расчете любые изменения, происходящие в структуре производства и объемах выпуска продукции;

Дефлятор ВНП отображает изменение в ценовой политике по всем услугам и продуктам, которые производятся в стране. Здесь могут быть включены такие показатели, как изменение цен на сырьевую продукцию, объекты недвижимости, грузоперевозки, оборудование и так далее. В свою очередь индекс потребительских цен отображает исключительно цены на потребительские товары;

Дефлятор ВНП отображает динамику изменения цен на продукцию, которая изготовлена с применением национального капитала страны. В свою очередь индекс потребительских цен включает в себя только изменение стоимости импортных товаров. Если использовать в расчетах дефлятор ВНП, можно вычислить параметр без учета изменения цены на определенные услуги или продукцию.

Дефлятор ВВП

ВВП – это один из основных показателей, который характеризует экономическое состояние страны. Он помогает проанализировать общее в экономике, уровень производства. С другой стороны ВВП не может показать реальную картину социального благосостояния людей. В показатель ВВП, как правило, не включаются следующие показатели – , нерыночные операции, а также случайный заработок.

ВВП может быть двух видов:

- номинальный ВВП – учитывает общий объем производства страны в рамках какого-то промежутка времени;

- реальный ВВП – учитывает изменение ценовой политики таких как или .

Дефлятор валового национального продукта – это показатель, который характеризует средний уровень стоимости всех товаров и услуги, которые в сумме и формируют ВВП страны. С помощью дефлятора можно вычислить реальную цену объема производства (в текущий момент времени) с учетом цен за определенный (базовый) период времени. Кроме этого, дефлятор позволяет установить реальную связь между двумя важными параметрами – номинальным валовым внутренним продуктом и реальным ВВП. В Соединенных Штатах расчет дефлятора производится по простой формуле – ВВП номинальное (в текущих ценах) делится на ВВП реальное (то есть в ценах за определенный базовый период).

Расчет дефлятора ВВП в РФ производит Федеральная служба государственной статистики. Кроме этого, для определения реальных темпов инфляции может использоваться не только дефлятор ВВП, но и индекс потребительских цен. Но, как и в случае с ВНП, здесь можно выделить несколько актуальных различий:

Дефлятор ВВП позволяет учесть абсолютно всю продукцию, которая производится экономикой страны. В индексе потребительских цен такого нет – в нем учитываются только те товары, которые нашли себе место в потребительской корзине;

Индекс потребительских цен можно использовать в качестве основы для расчета общих темпов изменения цены жизни или вычисления определенной границы бедности. В дальнейшем на основании полученных данных можно разрабатывать специальные программы для получения реальных улучшений в социальной сфере;

В расчете дефлятора ВВП учтена только та продукция, которая произведена экономикой страны, то есть с применением внутренних ресурсов. В свою очередь индекс потребительских цен учитывает и импортную продукцию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Каким образом коэффициент-дефлятор влияет на размер налоговых обязательств иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в безвизовом режиме? В связи с чем это актуально для организаций и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2015? Почему значение коэффициента-дефлятора важно для лиц, находящихся на УСНО и ПСНО? Каким образом коэффициент-дефлятор используют организации и предприниматели, применяющие в отношении отдельных видов деятельности систему налогообложения в виде ЕНВД?

Понятие коэффициента-дефлятора приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ . Такой коэффициент устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год Минэкономразвития и подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором установлен. Коэффициент-дефлятор рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. На 2015 год коэффициенты-дефляторы определены Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 № 685 .

Коэффициент-дефлятор для иностранцев

В целях применения гл. 23 НК РФ коэффициент-дефлятор нужен для определения размера фиксированного авансового платежа по НДФЛ, уплачиваемого иностранным гражданином. До 01.01.2015 иностранцы платили такие платежи только в случае осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» . С указанной даты получать патент (и, соответственно, уплачивать фиксированные авансовые платежи) придется также иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, если они хотят устроиться на работу по трудовому или гражданско-правовому договору к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. (Это правило не распространяется на высококвалифицированных специалистов, которые по-прежнему должны иметь разрешение на работу.) Только при наличии патента указанный гражданин может быть привлечен к трудовой деятельности (п. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 115‑ФЗ в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357‑ФЗ , ст. 327.2 новой гл. 50.1 ТК РФ , введенной Федеральным законом от 01.12.2014 № 409‑ФЗ ). В свою очередь, патент выдается иностранному гражданину при наличии документа, подтверждающего уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента (п. 6 ст. 13.3 Федерального закона № 115‑ФЗ ).

В соответствии с п. 2 , 3 ст. 227.1 НК РФ фиксированные авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются иностранным гражданином за период действия патента в размере 1 200 руб. в месяц, подлежащем индексации:

  • на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (на 2015 год, как указано выше, он составляет 1,307);
  • на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ. Приведем некоторые такие коэффициенты, установленные на 2015 год, и рассчитаем с их учетом размер фиксированного авансового платежа на месяц.
Закон субъекта РФ Размер коэффициента Размер фиксированного авансового платежа
Закон г. Москвы от 26.11.2014 № 55 «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Москвы» 2,5504 4 000 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 2,5504)

Закон Московской области от 27.11.2014 № 155/2014-ОЗ «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2015 год»
Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 648-111 «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Санкт-Петербурга» 1,9128 3 000 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 1,9128)

Закон города Севастополя от 27.11.2014 № 86-ЗС «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Севастополя» 1,6 2 509 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 1,6)

Закон Нижегородской области от 27.11.2014 № 163-З «Об установлении на 2015 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на территории Нижегородской области» 1,45 2 274 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 1,45)

Если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1.

Выясним, что должны учитывать организации и индивидуальные предприниматели в случае привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина на основе патента в части исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Налоговый агент может столкнуться с тем, что общую сумму НДФЛ, исчисленную с доходов иностранных граждан, следует уменьшить на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду. Здесь нужно учитывать, что уменьшение производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору иностранца (на основании его письменного заявления) при условии наличия документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, и получения от налогового органа уведомления о подтверждении права на проведение такого уменьшения. Уведомление направляется налоговиками в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогового агента (п. 6 ст. 227.1 НК РФ ).

Кстати, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превысит сумму НДФЛ, исчисленную по итогам этого периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не признается суммой излишне уплаченного налога, поэтому она не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Роль коэффициента-дефлятора у «упрощенцев»

Для того чтобы перейти на УСНО, а также сохранить возможность применения данного специального налогового режима, доходы организации не должны превышать предельного размера (в отношении индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам на момент перехода на УСНО не установлено).

Переход организации на «упрощенку» с начала нового календарного года допускается при условии, что по итогам девяти месяцев года, в котором подается уведомление, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав вместе с внереализационными доходами (по данным налогового учета) не превышают 45 млн руб. Данная величина дохода - ограничитель перехода на УСНО - подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Это означает, что для перехода на УСНО с 01.01.2015 предельная величина дохода (45 млн руб.) должна быть скорректирована на коэффициент-дефлятор, установленный на 2014 год (он равен 1,067 - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.11.2013 № 652 ). Коэффициент-дефлятор, установленный на 2015 год, в размере 1,147 подлежит применению для корректировки предельной величины доходов в 45 млн руб., чтобы установить возможность перехода на УСНО с 01.01.2016.

К сведению

О переходе на УСНО с начала нового календарного года налоговый орган нужно известить не позднее 31 декабря года, предшествующего году применения спецрежима. Лица, не сделавшие это в установленный срок, не вправе применять УСНО (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ).

Обратите внимание: если организация, решившая перейти на УСНО, применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении отдельных видов деятельности, контролю подлежат доходы по тем видам деятельности, в отношении которых налогообложение производится в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 4 ст. 346.12 НК РФ ).

После перехода на «упрощенку» обязанность по контролю величины доходов остается (у индивидуальных предпринимателей возникает): по итогам отчетного (налогового) периода доходы, учитываемые в целях исчисления единого налога, не должны превышать 60 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ ). Эта предельная величина доходов тоже подлежит корректировке на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год. (Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, налоговыми периодом признается календарный год.)

Правильность представленных расчетов подтверждают финансисты (см. письма от 13.01.2014 № 03‑11‑06/2/248 , от 13.12.2013 № 03‑11‑06/2/54977 ).

Если наряду с УСНО налогоплательщик в отношении отдельных видов деятельности использует систему налогообложения в виде ЕНВД, предельный размер доходов для применения УСНО следует считать исходя из «упрощенных» доходов. То есть в этом случае применяется такой же подход, что и при контроле предельной величины доходов в момент перехода на УСНО. Прямо об этом в Налоговом кодексе не сказано, но именно такого мнения придерживается Минфин (письма от 27.03.2013 № 03‑11‑06/2/9647 , от 28.05.2013 № 03‑11‑06/2/19323 ).

Для индивидуального предпринимателя может оказаться актуальным вопрос о том, как определить предельную величину доходов по УСНО, если он по отдельным видам деятельности применяет ПСНО. Ответ представлен непосредственно в Налоговом кодексе: при определении величины доходов для целей соблюдения ограничения по доходам учитываются доходы по обоим специальным налоговым режимам. Причем этот принцип действует в целях контроля правомерности применения не только УСНО (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 ), но и ПСНО (абз. 5 п. 6 ст. 346.45 ). При ПСНО доходы от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, не должны превышать 60 млн руб. (Обратите внимание: эта предельная величина доходов не корректируется.)

Напоминание

К «патентным» видам деятельности относится оказание услуг общественного питания через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому такому объекту (пп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ ).

Минфин изложенные требования трактует следующим образом (см. письма от 10.10.2014 № 03‑11‑11/51237 , 03‑11‑11/51236 ). Доходы, полученные в течение календарного года в рамках осуществления «патентных» видов деятельности, не должны превышать 60 млн руб., а в совокупности с «упрощенными» доходами - предельной величины доходов, определенной по правилам гл. 26.2 НК РФ (в 2014 году - 64 020 тыс. руб., в 2015 году - 68 820 тыс. руб.).

Применение коэффициента-дефлятора «вмененщиками»

Коэффициент-дефлятор организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в отношении определенных видов деятельности применяют систему налогообложения в виде ЕНВД, нужен для того, чтобы рассчитать налоговую базу для исчисления суммы единого налога. В целях применения гл. 26.3 НК РФ указанный коэффициент имеет обозначение К1 . Формула расчета налоговой базы выглядит так:К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. Его значение устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Формула расчета налоговой базы по единому налогу в случае оказания в 2015 году услуг общественного питания через объект организации общепита, имеющий зал обслуживания посетителей, выглядит так:

В случае оказания в 2015 году услуг общественного питания через объект организации общепита, не имеющий зала обслуживания посетителей, налоговая база рассчитывается так:

Влияние коэффициента-дефлятора на «патентную» налоговую базу

В соответствии с п. 7 ст. 346.43 НК РФ законами субъектов РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСНО. (От размера такого потенциального дохода зависит налоговая база.) В пункте 2 ст. 346.48 НК РФ уточнено: установленный на календарный год законом субъекта РФ размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта РФ.

Устанавливая размер потенциально возможного к получению годового дохода, региональные власти должны учитывать, что он не может быть менее 100 тыс. руб. и более 1 млн руб. (если только иное не предусмотрено п. 8 ст. 346.43 НК РФ ). Причем эти минимальный и максимальный размеры подлежат индексации на коэффициент-дефлятор (на 2015 год он составляет 1,147). Отсюда размер потенциально возможного к получению годового дохода в 2015 году не может быть менее 114 700 руб. и более 1 147 000 руб.

Но следует иметь в виду, что п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъектам РФ среди прочего предоставлена возможность увеличения максимального размера потенциально возможного к получению годового дохода при оказании услуг общественного питания (но не более чем в десять раз). Итак, в отношении услуг общепита максимальная планка потенциального дохода может быть увеличена до 10 раз, поэтому диапазон действий субъекта РФ при установлении размера возможного дохода на 2015 год колеблется от 114 700 до 11 470 000 руб.

Кроме того, субъекты РФ могут устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости:

  • от средней численности наемных работников;
  • от количества обособленных объектов (площадей) в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (в том числе услуг общепита);
  • территории действия патентов по муниципальным образованиям (группам таких образований) (эта возможность предоставлена Федеральным законом от 21.07.2014 № 244‑ФЗ ). Так, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по услугам общественного питания дифференцирован в зависимости от места оказания услуг Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» в редакции, действующей с 01.01.2015. Он составляет 6 000, 2 100 или 3 000 тыс. руб. на один обособленный объект общепита. В связи с этим сумма налога, подлежащего уплате за 2015 год по одному объекту общепита, может составить 180 000 руб. (3 000 000 руб. х 6%).
А вот для индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием услуг общепита на основе патента на территории Ленинградской области, размер потенциально возможного к получению дохода зависит от средней численности наемных работников за налоговый период (календарный год). В соответствии с Законом Ленинградской области от 07.11.2012 № 80-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области» в редакции, действующей с 01.01.2015, размер потенциального дохода за год при оказании услуг общественного питания составляет:
  • 3 млн руб. (если у предпринимателя нет наемных работников);
  • 6 млн руб. (если средняя численность наемных работников за 2015 год составит не более 5 человек);
  • 10 млн руб. (если средняя численность превышает 5 человек).
* * *

Минэкономразвития ежегодно на каждый следующий календарный год устанавливает значения коэффициентов-дефляторов, применяемых в налоговых целях. Так, организации и индивидуальные предприниматели с 2015 года вправе привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме и получивших патент. В свою очередь, последний выдается только при условии уплаты иностранцем НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, размер которого, в частности, зависит от установленного коэффициента-дефлятора.

Организации, принявшие решение перейти на УСНО с начала нового календарного года, соответствующий коэффициент-дефлятор используют для того, чтобы установить предельную величину доходов за 9 месяцев года, в котором в налоговый орган направляется уведомление о смене налогового режима. Коэффициент-дефлятор «упрощенцам» нужен также для контроля величины налоговых доходов (в 2015 году для того, чтобы не слететь с льготного режима налогообложения, доходы не должны превышать 68 820 руб.).

Лица, применяющие в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (например, при оказании услуг общепита) систему налогообложения в виде ЕНВД, коэффициент-дефлятор используют для определения налоговой базы (величины вмененного дохода). Значение коэффициента-дефлятора может оказать влияние и на налоговую базу при ПСНО. Это связано с тем, что устанавливаемый субъектом РФ потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход ограничивается минимальным и максимальным размерами, корректируемыми с учетом коэффициента-дефлятора.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года, N 3-ФЗ. Государственная Дума РФ приняла этот закон 28 января 2011 года, высшая палата парламента, Совет Федерации, одобрил его 2 февраля 2011 года. Оригинальный текст закона был опубликован в таких изданиях: "Российская газета", N 25, 08.02.2011, "Российская газета", N 28, от 10 февраля 2011, "Парламентская газета", N 7, от 11-17 февраля 2011, "Собрание законодательства РФ", от 14 февраля 2011, N 7, ст. 900.

Полный текст закона читайте здесь http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158450

Правомерность использования полицией силы и оружия (Глава 5 закона)

Офицеры полиции могут использовать в обозначенных законодательством РФ рамках силу, в том числе и огнестрельное оружие. И лишь то, которое, опять же, обозначено законами РФ. Если сотрудник полиции превысил свои полномочия в применении силы или оружия, то, согласно Уголовному Кодексу РФ части 2 статьи 38, он понесет уголовную ответственность, если будет доказана умышленность его действий.

Если в результате применения силы, специальных средств или огнестрельного оружия в рамках законов РФ, то сотрудник полиции не несет ответственности за последствия исполнения своих прямых обязанностей (статья 18).

Случаи, когда сотрудниками полиции применяется огнестрельное оружие

Офицеры полиции могут применять лично или в группе оружие в следующих случаях:
  1. чтобы защитить себя или другого в случае посягательства на жизнь и здоровье;
  2. если кто-либо хочет завладеть табельным оружием офицера или его транспортным средством, являющемся собственностью МВД;
  3. для спасения заложников;
  4. при задержании лица, в деяниях которого есть все признаки тяжкого преступления против граждан;
  5. при оказании сопротивления или же игнорирования требований, обусловленных законом, о сложении оружия, как огнестрельного, так и любого другого, способного навредить жизни или здоровью мирного населения;
  6. при отражении захвата государственных или муниципальных зданий или помещений;
  7. для пресечения бегства из тюрем или других мест содержания заключенных, или попытки освобождения таковых с применением насилия.

Дополнительные причины для использования огнестрельного оружия

  1. При случае, если водитель транспортного средства упрямо отказывается останавливаться по требованию сотрудников полиции, и его упрямство в этом угрожает жизни и здоровью окружающих;
  2. Если необходимо обезвредить животного, несущего опасность для жизни и здоровья человека (более подробно в статье 23).
Сотруднику полиции нельзя применять оружие для поражения в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних детей, если данные лица не оказывают сопротивления с применением огнестрела для нанесения ущерба сотруднику полиции или же гражданских лиц.

Если Вам требуется купить фотоаппарат Nikon для сбора доказательств - кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания - всё это ждёт Вас на предложенном сайте.


Федеральный закон РФ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года, N 161-ФЗ. Принят закон Государственной Думой 14 июня 2011 года, а одобрен высшей палатой парламента,...

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3)для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3 , 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 , 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7 , 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.