Зимний Байкал (58 фото). Как замерзает Байкал

Как-то на туристическом форуме ребята пожаловались: рванули зимой на Байкал, чтобы посмотреть на знаменитый прозрачный лёд, и разочаровались. Они ожидали увидеть огромное безграничное зеркало с паутиной трещин и пузырьков, как на фото National Geographic. А в реальности весь день колесили по озеру и с трудом отыскали одинокий островок чистого льда среди снежной пустыни.

Но ребятам ещё повезло, ведь гонять по зимнему Байкалу - штука опасная. Местные с пугающим спокойствием покажут вам место, где позавчера незадачливый водитель еле успел выскочить из исчезающего в трещине минивэна, а неделю назад под воду ушёл КамАЗ с дровами. Не моргнув глазом, они потянут смотреть сквозь замерзшую прорубь, как живописно грузовик смотрится на дне озера. Рассказываем, зачем ехать на Байкал зимой, почему лучше путешествовать вместе с группой и от чего зависит стоимость тура.

Увидеть и услышать лёд Байкала

Любопытно наблюдать за первой реакцией людей на зимний Байкал - ещё ни один турист не остался равнодушным. Представьте, что под вами сотни километров воды, поверхность которой сковал лёд метровой толщины - он периодически трещит и ухает. Особо впечатлительные поначалу пугаются раскатистого треска - падают на лёд и закрывают голову руками, как по команде «Вспышка справа!», «Вспышка слева!».

Как трещит и движется лёд Байкала - запись под водой

Лёд. Первое, что делают новички, когда попадают на лёд - ложатся на живот и усиленно вглядываются вглубь озера. Потом - долго сидят на льду, глядя на бирюзовую гладь до горизонта, и слушают непривычные для городского жителя звуки, которые врезаются в звенящую зимнюю тишину. А фотографии в разных позах на прозрачном, посеченном тонкими трещинами льду, стали классикой - ни один турист без них не уезжает.

Туристы фотографируются на льду в самых немыслимых позах

Сокуи. Лёд здесь всюду. Обрывистые берега и большие валуны укутывают замёрзшие наплески - сокуи. При сильном шторме лёд покрывает наветренные скалы целиком - тогда над озером возвышаются ледяные стены высотой в пятиэтажку. А если включить воображение, то можно увидеть ледяных монстров с зубами, плавниками и ластами.

На фоне наплесков на скалах получаются самые удивительные и сочные фото

Торосы. Через трещины Байкал выплёвывает из глубины прозрачные, как хрусталь, куски льда разных форм и размеров - торосы. Они скучают в одиночестве или образуют целые нагромождения - от пластин льда размером с поднос до глыб величиной с грузовик. Торосы - природные музыкальные инструменты. У каждого свой уникальный звук: тембр, высота, громкость и длительность. Чище всего звучат одинокие торосы, но иногда встречаются целые ударные установки. Музыканты залипают здесь на несколько часов.

Ребята сыграли на торосах как на ударной установке

Но можно приехать на Байкал и не увидеть лёд. Ледостав начинается в декабре, а окончательно озеро покрывается толстым слоем льда к февралю-марту. Если за этот период не было обильных снегопадов и оттепелей, Байкал превращается в ту самую знаменитую прозрачную ледяную паутину из мелких поверхностных трещин и воздушных пузырьков. Но если выпадет снег и накроет замерзающее озеро, да ещё и потеплеет, его поверхность станет похожей на городской пруд в ближайшем парке - с плотной коркой примёрзшего снега. Тогда за чистым льдом придётся ехать подальше от берега, где мощные байкальские ветры не дают снегу закрепиться. Но гонки по зимнему Байкалу - штука опасная.

Ездить по замёрзшему Байкалу зимой - всё равно что оказаться на загородной трассе в гололёд, когда после оттепели и дождя вдруг ударил мороз -20 градусов. Те, кто попадал в такую передрягу, знают, как легко потерять управление и вылететь на обочину, ведь автомобиль движется почти без сцепления с поверхностью. На Байкале нет обочин, зато есть трещины и скалы, в которые можно влететь, если не знаешь местность или не справишься с управлением. Торможение на идеально гладком льду требует мастерства - нужно мгновенно рассчитать массу автомобиля, скорость и примерное расстояние до ближайшего препятствия. Для местных водителей это не проблема - привыкли.

Без опыта вождения на льду можно попасть в беду - провалиться в трещину или врезаться в скалу

За безопасность на озере отвечают «ледовые капитаны». Это полноценная профессия - люди, которые каждый год оценивают ледовую обстановку и знают, где формируются основные становые трещины длиной в 2-3 километра. Кажется, что лёд метровой толщины безопасен, но это не так. Из-за скачков дневных и ночных температур от -5 до -30 градусов лёд трескается и расходится. Если в такую трещину угодит автомобиль, снегоход, незадачливый лыжник или пешеход, без посторонней помощи не обойтись.

«Ледовые капитаны» в совершенстве знают местность и видят опасности. Например, нельзя подъезжать близко к скалам - они нагреваются на солнце, и лёд рядом с ними подтаивает. И таких нюансов - десятки. Лёд Байкала – это не сплошной залитый каток, а отдельные спаянные между собой льдины. Они непрерывно движутся и живут своей жизнью. «Ледовые капитаны» прокладывают и корректируют дороги по замёрзшему озеру для местных жителей и маршруты для туристических групп, подбирают трассы для соревнований конькобежцев, лыжников и парашютистов – когда нужна полоса чистого безопасного льда с десяток километров длиной и 300-400 метров шириной. Ледовая обстановка меняется каждый час, один ледовый день не похож на другой.

Организаторы туров на зимний Байкал узнают у «ледовых капитанов» актуальную обстановку и маршруты. Исходя из ситуации, они корректируют план путешествия, чтобы обеспечить туристам полную безопасность и составить насыщенную программу.

Например, если с погодой повезло и Байкал покрылся тем самым прозрачным льдом, туристов возят по проложенным маршрутам на «буханках» - так местные величают советский УАЗик. Если Байкал покрылся снегом и нужно отъехать подальше от берега, где сохранился чистый лёд, или «ледовые капитаны» не выпускают на озеро автомобили, туристов пересаживают на «Хивусы». «Хивус» - катер на воздушной подушке, самый безопасный вид транспорта на зимнем Байкале. Он свободно передвигается по льду и ходит по открытой воде.

На «буханке» - советском УАЗике - туристов возят только по проверенным маршрутам. Если он провалится в трещину, без посторонней помощи не обойтись.

На «Хивусе» - катере на воздушной подушке - можно добраться в самые дальние уголки Байкала. Он передвигается по льду, открытой воде и не боится трещин

Прокат «Хивуса» стоит от 40 000 ₽ в день. Если вы приедете на Байкал своей компанией из пяти человек, за прокат придётся отдать от 8000 ₽ с человека. Но если приезжаете с группой, все проблемы берут на себя организаторы - вам не придётся ничего доплачивать. Если техника вдруг забарахлит, организаторы оперативно обеспечат другой транспорт.

Туроператоры работают с проверенными гидами - поездка по льду превращается в увлекательное путешествие. Если приехать самостоятельно, придётся выезжать на лёд со случайными попутчиками. Чаще всего это китайцы - они массово путешествуют по Байкалу зимой. Из-за того, что не все туристы знают русский язык, «буханки» возят группы по озеру без гида. Водитель может что-то рассказать, если захочет. Например, если у него хорошее настроение. Но если вам не повезёт, то придётся слушать песни китайцев вместо захватывающих местных легенд, баек и историй о каждом новом месте.

Продумать поездку до мелочей

Поездку на Байкал зимой важно продумать до мелочей - как правильно одеться и обуться, чтобы не замёрзнуть, как ходить по льду, чтобы не поскользнуться и не уехать домой в гипсе, на чём добираться и где жить, чтобы не простудиться, где питаться, чтобы не отравиться, и как задобрить духов, чтобы путешествие прошло по плану. Организаторы туров берут на себя десятки важных мелочей - вам останется только взять одежду по списку и приехать к месту старта.

Без кошек, ледоходов или ледоступов на льду удержаться сложно

Как одеться и обуться. Чтобы не замёрзнуть и не продрогнуть на ветру во время прогулок и экскурсий по льду, обязательно возьмите собой:

  • непродуваемую куртку с флисовой подкладкой или пуховик с капюшоном;
  • непродуваемые брюки с флисовой подкладкой, как у лыжников и сноубордистов;
  • флисовую или шерстяную кофту;
  • термобельё;
  • утеплённые кроссовки или зимние туристические ботинки;
  • 2-3 пары махровых и шерстяных носок;
  • тёплую шапку, чтобы закрывала уши;
  • шарф или балаклаву, чтобы закрыть шею и подбородок;
  • флисовые или шерстяные перчатки.

Это основные вещи - перед поездкой организаторы вышлют вам подробный список.

Как ходить по льду. Там, где нет трещин или сколов, можно перебирать ногами и оставаться на одном месте - ноги проскальзывают. Как в мультиках, когда щенок или котёнок пытается сбежать, но скользит и остаётся на месте. Даже на ледяном катке не так скользко - в таком случае без кошек, ледоходов или ледоступов не обойтись.

На чём добраться и где жить. Если летом можно доехать до Ольхона на УАЗиках и жить в летних домиках или палатках, то зимой экономить на транспорте и жилье нельзя. Только комфотные микроавтобусы и тёплая гостиница с душем в номере - ни в коем случае нельзя селиться в домиках без удобств. Поход в туалет ночью при температуре -30 градусов может закончиться простудой или ещё большими неприятностями. Чтобы получить максимум впечатлений, важно выбрать жильё в красивом месте, где можно любоваться ледяными пейзажами во время обеда и погулять по территории.

Где питаться, чтобы не получить расстройство желудка. Зимой работают две-три кафешки, остальные закрыты. Хорошо готовят не везде. Бывает, съел буузы или позы, а они потом два дня отрыгиваются. Это значит, их неправильно приготовили. Чтобы расстройство желудка не испортило поездку, питаться стоит только в проверенных местах.

Как задобрить духов. Тем, кто приезжает на Байкал впервые, местные обряды по задабриванию духов кажутся выдумкой, пока они сами не столкнутся с этим явлением. Организаторы всегда проводят незамысловатые ритуалы и оставляют духам конфеты, и всё идёт по плану. Однажды они этого не сделали и заблудились на маршруте, по которому ездили десятки раз - никак не могли из одной точки попасть в другую.

Наталья Пономаренко побывала на Алтае летом 2018 года и ощутила на себе силу местных ритуалов. Вот что она рассказала: «Когда мы поднялись на перевал Кара-Тюрек, внезапно из ниоткуда появились смерчи - кепки слетали, рюкзаки начали подниматься над землей вместе с туристами. Все, как по команде, валились на землю. Смерчи кружили один за другим! И тут Алексей, наш гид, взял конфеты, положил на камни и произнёс: „Духи воздуха, примите наше подношение!” Вы не поверите, в ту же минуту вихри исчезли! Это было словно волшебство!»

Чтобы получить максимум впечатлений, важно заранее продумать программу и включить в неё как можно больше развлечений: прогулки по пещерам, к которым не добраться летом, катание на коньках, снегоходах и собачьих упряжках, купание в горячих источниках, баня, рыбалка, сплав на льдине. Например, организаторы обязательно возят группы в бухту Песчаная - там всегда солнечно, безветренно и есть безупречно чистый лёд. Ребята включают классическую музыку, и туристы катаются на коньках. В путешествии на буханках они прямо на льду разводят костёр и готовят на нём еду. Часть обязательной программы - гора Шаманка, которая вырастает изо льда, как какой-то потрясающий гигант. Зимой дни короткие, поэтому важно спланировать вечернюю программу. Например, можно посидеть в кафе с тёплыми пледами и глинтвейном в весёлой компании, посмотреть кино, поиграть в твистер или мафию. Всё это нужно продумать заранее, иначе можно разочароваться и загрустить от одиночества.

Покататься на коньках по катку площадью 560 км²

Здесь нет стенок, как на привычном катке в торговом центре или даже на озере в соседнем парке. Особо отчаянные туристы даже ходят в походы по Байкалу на коньках. Здесь нет границ - есть где разгуляться.

На коньках по самому большому катку в мире

Понежиться в горячих источниках на морозе
На Байкале есть несколько горячих источников: Котельниковский, Дзелинда и Гоуджекит и Хакусы. К первым трём можно добраться по суше, к четвёртому - только по воде летом или по льду зимой.

Хакусы - самый труднодоступный и дикий горячий источник на Байкале

Порулить собачьей упряжкой
Это как попасть в роман Джека Лондона: прокатиться на собачьей упряжке по заснеженной байкальской тайге и почувствовать себя каюром - сами будете рулить. А ещё - пообщаетесь с тремя десятками добродушных хаски. Это возможность на пару часов почувствовать себя беззаботным ребёнком, а когда вернётесь домой - с теплотой рассматривать фотографии и вспоминать об этом приключении.

Так выглядит прогулка на собачьих упряжках с места каюра

Сплавиться на льдине
Почти так же ощущают себя полярники, которые зимуют на льдине. Для вас выпилят льдину из метрового байкальского льда и отправят в свободное плавание по Ангаре. Река с быстрым течением и более тёплой водой поднимается с глубин озера и не замерзает. Целый час - байкальские пейзажи, горячий глинтвейн и шоколадное фондю. Льдину всё время будет сопровождать «Хивус», который потом доставит вас на берег.

Во время сплава через прозрачную толщу вы увидите дно Ангары, а местные будут провожать вас с берега восхищёнными взглядами

От чего зависит стоимость тура

Стоимость тура складывается из важных мелочей: комфортный автобус, уютная гостиница со всеми удобствами и красивым видом из окна, «Хивус» вместо «буханки» и насыщенная программа удорожают поездку.

Организаторы не станут работать себе в убыток, поэтому дешёвые туры - это всегда минимум удобств и развлечений. Туры подороже - это комфортные автобусы, уютные номера в гостиницах, вкусная и безопасная еда. Это почти полная гарантия того, что вы увидите прозрачный лёд - «Хивусы» доберутся туда, где он будет почти всегда. Это поездки в укромные уголки Байкала, которые летом недоступны, и насыщенная программа: прогулки по дальним ледяным пещерам с тысячами сосулек, катание на собачьих упряжках, музей под открытым небом Тальцы, подъем на кресельной дороге до камня Черского, катание на коньках в бухте Песчаная. Чем больше мелочей продумывают организаторы, чтобы сделать ваше путешествие максимально комфортным, насыщенным и безопасным, тем дороже тур.

Ролик о зимнем Байкале, который ребята снимали два года

Давно мечтал побывать на Байкале. Причем обязательно - не летом, когда это просто озеро, а окунуться в настоящую зимнюю сказку. Ощутить под ногами черную ледяную бездну. Увидеть созданные природой причудливые ледяные скульптуры. Вдохнуть кристально чистый и прозрачный морозный воздух.

Поэтому, когда я узнал, что на январь-февраль планируется фототур "Ледяное сердце Байкала" - не думал ни минуты и сразу подал заявку на участие.

Некоторые факты:
- Это самое глубокое озеро на Земле. Глубина - 1642 метра.
- Байкал - озеро тектонического происхождения. Проще говоря, это огромный разлом в земной коре.
- Вода здесь – кристально чистая, ее можно спокойно пить прямо из озера.
- В озеро впадают 336 рек, а вытекает всего лишь одна - Ангара, на берегу которой стоит Иркутск.
- Байкал содержит 19 процентов мировых запасов пресной воды. Всего ее здесь более 23 тысяч кубических километров.
- Это одно из самых солнечных озер на планете. Солнце здесь светит более 300 дней в году.
Светило оно и во время нашей поездки, каждый день отражаясь в кристаллах льда и даря потрясающие по красоте рассветы и закаты.


Итак, зеленый самолет S7 через Новосибирск в Иркутск. Встреча группы в аэропорту. Четыре часа дороги. Под вечер мы на Байкале. Первый восторг, первые кадры.

Температура около 20 градусов мороза. С непривычки очень холодно. Но этого не замечаешь - от открывающихся пейзажей охватывает некая эйфория.

Первый закат.

Что касается логистики по озеру - то выглядит это вот так. Основное средство передвижения в этих местах - УАЗ, известный как "Буханка".

За рулем сидит не просто водитель, а ледовый капитан. Так называют здесь людей, знающих многочисленные тонкости и правила езды по льду. Поездки с неподготовленным водителем обычно заканчиваются весьма печально - на дне. По крайней мере, для машины. Люди обычно успевают выбраться.

Предрассветные сумерки следующего дня. Ждем восхода Солнца на льду у острова Огой.

Маркетологам автобрендов на заметку: вряд ли где-то еще можно снять автомобиль красивее, чем на льду Байкала.

Небо осветилось яркими красками. Совсем скоро солнце появится из-за холмов острова Ольхон и лед заиграет мириадами искр.

И вот этот момент настал! На часах - около 9 утра. Про себя отмечаю, что фототур зимой намного предпочтительнее такого же мероприятия летом. Ведь он подразумевает в обязательном порядке закатную и рассветную съемку. А тут - красота! Рассвет поздно, закат - рано, в отличие от лета, когда поспать не удалось бы вовсе;)

Конец января - самое лучшее время для посещения Байкала. Лед только встал (это происходит в середине января), еще чистый, прозрачный и не вытоптанный тысячами туристов. И не начал подтаивать, как в марте.

Чтобы ходить по льду, здесь обязательны кошки. В них - как по асфальту, без них - крайне велик риск травмы. Лед неимоверно скользкий, один раз я попробовал.

Береговая линия мелких островов Малого моря, той части Байкала, которая находится западнее Ольхона, состоит из множества гротов и пещер. Зимой это выглядит особенно необычно, благодаря бесчисленным сосулькам, наплескам и прочим причудливым формам льда.

В начале зимы, когда температуры уже отрицательные, а озеро еще не замерзло, во время штормов вода выплескивается на скалы и тут же замерзает. Байкал начинает замерзать в декабре, а полностью лед встает в середине января.

И остается до весны в самых необычных состояниях и формах.

Выполняю роль пещерного фотографа, пока коллега ищет не занятую никем локацию.

Чистота воды в Байкале позволяет увидеть дно на глубине до 40 метров. Под прозрачным льдом у берегов часто видны камни.

Дима Шатров, руководитель и вдохновитель нашей группы.

Это - мыс Кобылья Голова, названный так по причудливой форме, которую видно на карте.

Несмотря на то, что Байкал - не море, а озеро, здесь бывают сильные штормы. Высота волн может достигать пяти метров. И именно здесь, у Кобыльей Головы, произошла самая крупная катастрофа на Байкале - в ночь с 14 на 15 октября 1901 года судно «Потапов» попало в шторм и разбилось о скалы. Погибло 176 человек.

Волны после себя оставляют удивительной формы наплески.

И огромные массивы льда, зависшие в полуметре над поверхностью.

Весь лед покрыт трещинами, длина которых иногда достигает 30 километров.

Трещины появляются постоянно, сопровождаясь громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушки. Когда это происходит прямо под твоими ногами - становится страшно. Хотя и не опасно, потому что открытую воду за всю поездку мы не видели ни разу. Наверное, благодаря морозам.

Маленький безымянный островок. Внизу множество пещер, в которых вся группа ждала закат, ловя преломленные во льдах лучи света. А я поднялся наверх.

Для меня эта вершина стала самым ярким и запоминающимся впечатлением от поездки. Было довольно тепло. Очень красивый вечерний свет. Я один. Тишина. Наверное, это что-то личное, словами не передать...

А потом был футбол, в качестве мяча - кусок льда, в качестве ворот - колеса машин. Удивительный вечер на самом гладком и прозрачном за всю поездку льду. А странные люди, лежащие в правой части кадра - просто фотографируют привезенную с собой льдину на фоне закатного неба)))

У них получились примерно такие фото, только лучше. Я просто один раз щелкнул, даже не в фокусе. Фотографировать особо не хотелось. Хотелось просто наслаждаться моментом.

Еще порция наплесков.

Коровы на льду. Это не образное выражение, им на самом деле делают прорубь, чтобы они могли пить из озера!

"Пункт обогрева". Наверное, для рыбаков - пингвинов.

Местный флот в ожидании лета.

Когда дует ветер, с помощью машины, ездящей по прибрежному снегу, можно устроить настоящую метель.

И сфотографировать ее.

А это - мыс Бурхан и скала Шаманка. По местным верованиям - место силы, потому что тут в пещере обитает Бурхан, главное божество Байкала по версии буддистов.

И так сложилось, что Шаманка - главное место притяжения китайских любителей селфи на льду. К счастью, в других местах они нам практически не попадались.

Последнюю ночь на Байкале мы провели на метеостанции Узур, которая находится вдали от цивилизации на севере Ольхона.
Поиграли в пещерных гномов, зажгли во мраке подземелья лампочку Ильича.

И, заодно, поснимали звездное небо.

Утром я полез на гору, чтобы встретить рассвет. Встретил, было очень красиво. Но фотоаппарат в нужный момент замерз и фоток восхода нет.

Недалеко отсюда, в нескольких километрах от берега, находится самая глубокая точка Байкала -впадина 1642 метра!.

Наверное, у вас сложилось впечатление, что весь Байкал - это бесконечная ледяная гладь. Нет, это не так. Во многих местах попадаются торосы - разного размера и толщины льдины, выдавленные на поверхность.

Вот такая выдалась поездка. Огромное спасибо всей группе за эти необычные пять дней, которые я буду помнить всегда.
А всем, кто еще не был на зимнем Байкале, рекомендую запасаться теплой одеждой и планировать поездку на январь 2018 года. Не пожалеете, это точно! ;)

Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?

— В районе мыса Большой Ка­дильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.

До какой высоты могут образовываться ледяные наплески?

— На наветренных сторонах скал до 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покры- ваются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.

Замерзает ли весь Байкал?

— Байкал замерзает целиком, кро­ме небольшого, в 15-20 км протяженностью, участка, нахо­дящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не с самой его поверхности, а с некоторой глубины, на которой температура воды всегда выше точки замерзания (выше 0° С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до нуля градусов. За это время водные массы, оставаясь незамерзшими, успевают сплыть вниз по тече­нию Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной-6-6,5 месяца.

Как влияет снеговой покров на толщину льда?

— По наблюдениям Б. И. Дыбов­ского и В. Годлевского, зимой 1869/70 г. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда 1 м; при 1-10 см-86 см; при 11-20 см-80 см; при 21-40 см-77 см; при 41-60 см-60 см; при 61-80 см- 58 см.

Это важно знать автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.

Как зимой берут воду на Байкале?

— Над прорубью, из которой по­стоянно берут воду, устанавливают деревянный сруб с крыш­кой. Это устройство предохраняет прорубь от быстрого и глубокого промерзания и защищает ее от заноса снегом.

Как обнаружить пропарины?

— Открытые пропарины- полыньи-видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада и припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэро­снимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет назад и каковы они в настоящее время?

— С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжи- тельность ледового покрова сокращается. В 1869 г. в районе с.Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870г.-2 января, а в 1877г.-14 декабря; вскрылся в 1869г. 8 мая, в 1870г.-13-15 мая, в 1879г.- 26 мая. За последние десятилетия крайние сроки замерзания озера 6 февраля (при средней дате 9 января), крайние сроки вскрытия 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова «грузоподъемность» льда?

— Грузы весом до 15 т могут пере­возиться при толщине льда 50 см, более тяжелые грузы-при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличивать на 20%, а при мокрых трещинах-на 50%. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа. На лед укладывались на брев­нах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентри­рованного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.

Какова мощность снегового покрова на Байкале?

— Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега лед почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегово­го покрова возрастает и может достигать 80-100 см.

Какова наибольшая толщина льда?

— Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные или малоснежные зимы, то он прозрачен, и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщи­на льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

— Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20° С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительное влияние оказывает снежный покров

Когда замерзает озеро?

— В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, т. е. на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колеба­ния. Известны случаи замерзания озера в Лиственичном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается.

Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»?

— Ежегодно зимой, после замерза­ния всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокра­щается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочис­ленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при более значительном охлаждении-сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, кото­рый напоминает артиллерийскую канонаду.

Куда девается снег с поверхности льда Байкала?

— В течение зимы и весны снег большей частью испаряется, а оставшийся тает. Талая вода пропитывает лед, и он быстрее разрушается.

Почему молодой лед прочнее старого (осенний - весеннего)?

— Молодой лед обычно без тре­щин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый, молодой лед толщи­ной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду-ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже на третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тяги, а на восьмой-девятый-автотранспорта. Однако в настоящее вре­мя вследствие загрязнения воды и льда его прочность снизилась.

Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда- расчленение его под действием солнечного тепла в не связан­ные между собой иглоподобные кристаллы-шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда как бы обособленны. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляет­ся, и ледовый покров исчезает.

Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?

— Крутые, особенно скалистые бе­рега отражают тепловое солнечное излучение, которое уско­ряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше погло­щают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Из-за своей громадной массы долго сохраняют тепло, поэтому важной особенностью водоема является его позднее замерзание.

Как известно, для образования льда из воды необходимы ее переохлаждение, наличие в воде ядер кристаллизации и отвод скрытой теплоты замерзания ото льда.

Одним из первых явлений на озере, способствующих ледообразованию, можно считать снежуру (снежная каша), которая образуется при интенсивном снегопаде на поверхность охлажденной воды, не позволяющей снегу таять.

Источник: Байкаловедение: учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.

Когда замерзает озеро?

В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются больше колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственичном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае - июне происходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается.

Замерзает ли весь Байкал?

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого в 15- 20 км протяженностью участка, находящегося в истоке . Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не с самой ого поверхности, а с некоторой глубины, на которой температура воды всегда выше точки замерзания (выше 0°С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы хорошо перемешиваемая течением реки она охладилась до нуля градусов. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной - б-6,5 месяца.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет тому назад и каковы они в настоящее время?

С середины XIX века замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжительность ледового покрова сокращается. В 1869 г. в районе с. Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870 г. - 2 января, а в 1877 г. - 14 декабря; вскрылся в 1869 г. 8 мая, в 1870 г. - 13-15 мая, в 1879 г. - 26 мая. За последние десятилетия крайние сроки замерзания озера 6 февраля (при средней дате 9 января), крайние сроки вскрытия 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20°С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительное влияние оказывает снежный покров.

Источник: Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – с. 167

Читайте в Иркипедии

Термины

Другие ресурсы

Литература

  1. Течения в / Отв. Ред. А.Н. Афанасьев, В.И. Верболов. -Новосибирск: Наука, 1977. - 160 с.
  2. Формирование и динамика байкальских вод / В.И. Верболов, Т.Н. Покатилова, М.Н. Шимараев, и др. Новосибирск: Наука, 1986. - 120 с.
  3. Тарасова E.H. Современное состояние гидрохимического режима озера Байкал / E.H. Тарасова, А.И. Мещерякова; Отв. ред. Г.И. Галазий. -Новосибирск: Наука, 1992. 143 с.
  4. Мамаев О.И. К вопросу о термическом режиме озера Байкал I О.И. Мамаев II ДАН. 1987а. - Т. 292, № 6. - С. 1477-1481.
  5. Россолимо JI.JI. Температурный режим озера Байкал / Л.Л. Россолимо II Тр. / Байк. лимнол. ст. ВСФ АН СССР. 1957. - Т. XVI. - 552 с.
  6. Сокольников В.М. Течения и водообмен в Байкале I В.М. Сокольников // Тр. I Лимнол. ин-т СО АН СССР. 1964.- Т. V(XXV). - С. 5-21.
  7. Тарасова E.H. Современное состояние гидрохимического режима озера Байкал / E.H. Тарасова, А.И. Мещерякова; Отв. ред. Г.И. Галазий. -Новосибирск: Наука, 1992. 143 с.
  8. Течения в Байкале / Отв. Ред. А.Н. Афанасьев, В.И. Верболов. -Новосибирск: Наука, 1977. - 160 с.