ЗиС и Matilda. Английский танк красной пехоты. Королева поля боя (Английский пехотный танк "Матильда")

Официальное обозначение: Infantry Tank Mk.II
Альтернативное обозначение: “Matilda”, “Matilda II”, A12
Начало проектирования: 1937 г.
Дата постройки первого прототипа: 1938 г.
Стадия завершения работ: построено 2890 (2897) экземпляров.

В истории танкостроения достаточно много примеров, когда боевая машина, принимаемая на вооружение в установленные сроки, устаревает в течении нескольких следующих лет и выводится из эксплуатации так и не принеся значительной пользы своей армии. Но есть и обратные ситуации, когда за недолгий период активной службы танк или самоходное орудие зарабатывает хорошую репутацию, а их карьера насыщена яркими и значительными событиями. Одним из таких «заслуженных» танков, без преувеличения, является британский А12 «Matilda».

В сентябре 1936 года, когда на вооружение Royal Armored Corps едва только начали поступать пехотные танки А11 «Matilda», большинство военных специалистов сошлось во мнении о несоответствии его мощного бронирования и откровенного слабого вооружения. Новое техническое задание, выданное инженерам фирмы Vickers, предполагало разработку новой модификации, оснащенной 2-фунтовым орудием и спаренным 7,71-мм пулеметом. Соответственно, добавлялся третий член экипажа (заряжающий), что предопределяло наличие двухместной башни. Максимальная скорость танка определялась в 15 миль в час (24 км\ч), а масса не должна была превышать 14 «длинных» тонн.

Предварительная оценка полученного ТТЗ показывала, что выполнить все пункты этого документа не реально. Только установка новой башни с 2-х фунтовой пушкой увеличивало массу танка с 11,12 до 13 тонн. И это без дополнительного оборудования и боекомплекта. К тому же, узкий корпус первой «матильды» не благоприятствовал удобству работы экипажа из трех человек и установке более мощного и габаритного двигателя, что в случае выхода даже на расчетную массу было неизбежно.

Исходя из предъявленных расчетов Комитет выдвинул новые требования, в основе которых закладывалось 60 мм бронирование и бортовыми экранами, практически полностью закрывавшие элементы ходовой части. Вооружение и оставалось прежним, хотя первоначально была идея оснастить танк двумя спаренными пулеметами. Кроме того, танк предстояло оснастить коммерческим дизелем АЕС.

За разработку нового пехотного танка взялись инженеры арсенала в Вулвиче (Royal Ordnance Factory), которые решили взять за основу средний танк . Опытные образцы проходили испытания в 1931-1937 гг., но были отвергнуты RAC по причине технической недоведенности. Из трех прототипов наиболее совершенным оказался А7Е3, который и стал прообразом для второй «матильды». От данного танка заимствовали ходовую часть и установку двух дизельных двигателей. Впрочем, корпус и башню пришлось проектировать «с нуля».

Предложенный проект был хорошо оценен в военном ведомстве и в ноябре 1936 года последовал заказ на постройку полноразмерного деревянного макета и двух опытных образцов из неброневой стали. Рассмотрение макета состоялось в апреле 1937 года, когда танк уже получил индекс А12Е1 и название «Matilda Senior» . Макетная комиссия осталась довольна проделанной работой, но после серии консультаций с разработчиками было принято решение запланировать установку 3-дюймовой гаубицы (по аналогии с модификациями «ближней поддержки» CS) и ряда других элементов конструкции, позволявших более полно использовать возможности этой машины. Также была утверждена установка двух дизелей АЕС и планетарной коробки передач Wilson.

Пехотный танк А12 имел классическую компоновку и многокатковую ходовую часть, унаследованную от более ранних танков, разработанных фирмой Vickers.

Корпус танка был комбинированным. Лобовая часть, подбашенная коробка и корма были литыми, в то время как борта и фальшборты представляли собой элементы из катаной броневой стали. Все детали соединялись друг с другом гужонами. В носовой части корпуса, по продольной оси, размещалось место водителя и приборы управления танком. Обзорность в боевом режиме обеспечивалась перископическим прибором Mk.IV и смотровым лючком. На марше водитель мог воспользоваться люком в крыше отделения управления. Броневая крышка люка имела одну интересную особенность – в маршевом положении она сдвигалась назад и полностью утапливалась в корпус, фиксируясь специальным механизмом.

В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса, находилось место радиста, радиостанция No.11 и укладка боекомплекта. Внутренняя связь обеспечивалась переговорным устройством на четырех абонентов.

На крыше боевого отделения устанавливалась литая двухместная башня конической формы. В лобовом листе башни, имевшем толщину 75 мм, в общей маске монтировалось 2-фунтовое орудие Mk.IX с длиной ствола 52 калибра. Максимальные углы вертикального наведения колебались в пределах от +20 до -15. Слева от орудия находился телескопический прицел No.24B Mk.I с 1,9-кратным увеличением, а справа устанавливался 7,71-мм пулемет Vickers. Кроме того, на правом борту мог крепиться 10,6-мм дымовой гранатомет. Боекомплект состоял из 92 выстрелов, 2800 патронов (100 магазинов) и 8 дымовых гранат.

На крыше башни размещалась командирская башенка с двухстворчатым верхним люком. В его передней створке и перед башенкой устанавливалось ещё по одному перископическому прибору Mk.IV. Справа располагался люк заряжающего. Башня оборудовалась металлическим полком и могла вращаться как вручную, так и с помощью гидропривода. Минимальное время полного поворота башни составляло 18 секунд, но фактически оно редко было меньше 24 секунд.

Силовая установка и трансмиссия размещались в кормовой части корпуса. Как уже было сказано ранее, прототип танка А12 оснащался спаренной установкой из двух дизельных двигателей АЕС мощностью по 87 л.с., которые устанавливались параллельно продольной оси. Каждый из двигателей работал отдельно и оснащался собственными системами питания, охлаждения и смазки. На модификации Mk.I выхлопные трубы выводились только с левого борта. Для запуска двигателя использовался стартер напряжением 24В и мощностью 2,5 л.с. Тормоза – ленточные, с обшивкой из ферродо.
В состав трансмиссии входили следующие элементы:

— планетарная коробка передач Wilson (6 передач вперед и 1 назад);
— поперечная передача с общим валом;
— однодисковое сцепление автомобильного типа на каждый двигатель;
— сухие многодисковые бортовые фрикционы;
— одноступенчатые бортовые передачи.

Жидкостная система охлаждения была закрытого типа с принудительной вентиляцией. Приток воздуха обеспечивался двумя трехлопастными вентиляторами, установленными на коробке передач. Основной воздушный поток проходил через верхние жалюзи, обдувая масляной радиатор и двигатель. Далее, пройдя через трубчатые радиаторы, воздух выдувался наружу при помощи дополнительных вентиляторов. Дополнительный поток воздуха поступал через жалюзи в крышках инструментальных ящиков. Проходя через отделение управления и боевой отсек он обдувал картер двигателя и затем соединялся с основным потоком.

Ёмкость двух топливных баков составляла 225 литров, маслобаков – 46 литров. В днище танка было сделано три люка, предназначавшихся для эвакуации экипажа, доступа к двигателю и коробке передач, а также отверстия для слива топлива и масла.

Ходовая часть танка А12 была, так называемого, «японского типа» и предполагала установку большого количества опорных катков малого диаметра. Такой конструктивный приём гарантировал более плавный ход танка, но способствовал чрезмерно быстрому износу элементов ходовой части (прежде всего, тех же катков). Относительно танка А12 инженеры решили использовать 5 двухкатковых тележек на один борт и дополнительное переднее колесо, которое играло роль натяжного катка и одновременно способствовало лучшему преодолению вертикальных препятствий. Схема амортизации сохранила свою «родословную», начатую ещё на танке Vickers Medium C и затем в модернизированном виде использованную на А7. Каждая из тележек получила балансирную блокированную подвеску типа «ножницы» с горизонтальными пружинными рессорами. Гусеничная цепь также заимствовалась от танка А7, но состояла из 69 литых металлических траков с одним гребнем каждый. Ширина трака составляла 355 мм, шаг – 152 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась 6 роликами, установленными на кронштейнах прикрепленных к борту корпуса.

Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц располагались спереди, ведущие колеса находились сзади. От поражения снарядами и осколками ходовая часть была защищена массивным бронированным фальшбортом с пятью вырезами для отвала грязи с верхней ветви гусеницы.

Несмотря на столь быстрое развитие событий постройка прототипа А12Е1 задержалась почти на год. Основная проблема возникла с получением коробок передач Wilson и их последующей отладкой. Лишь в апреле 1938 года опытный образец «Matilda Senior» был предъявлен на испытания. Пробег на 1000 миль (1609 км) в целом прошел удовлетворительно, если не считать постоянного перегрева двигателя. Угроза пожара дополнялась невозможностью развивать даже на дорогах с твердым покрытием проектной скорости и в итоге она была ограничена 15 км\ч. С другой стороны, проходимость танка по местности была оценена положительно, в чем немало способствовало применение траков новой конструкции.

Ещё до начала испытаний военное ведомство оформило заказ на 65 танков, серийное производство которых планировали развернуть на предприятии фирмы Vulcan Foundry в Уоррингтоне. После того, как были получены первые результаты о проведенном пробеге, в июне 1938 года заказ увеличили до 140 машин. В августе с фирмой Ruston & Hornsby Ltd. заключили дополнительный контракт на поставку ещё 40 танков, но и это был не предел…

Следующая серийная модификация, известная под индексом «Matilda» Mk.IIA , не претерпела существенных изменений. После модернизации вооружения, проведенного в 1939 году, все новые танки стали оснащаться 7,92-мм пулеметами Bren. Это позволило демонтировать громоздкую систему охлаждения для старых «виккерсов», включавшую бронированный кожух и электронасос. Кроме того, поддерживающие ролики были заменены на направляющие полозья.

Процесс модернизации был продолжен появлением модели «Matilda» Mk.IIA* . На этот раз изменения были более глобальными и затронули силовую установку. Использовавшиеся на первых серийных вариантах двигатели AEC не полностью устраивали RAC и с 1939 года проводились активные поиски других вариантов. Свою продукцию предлагали фирмы Fowlers и Perkins, но военными специалистами был сделан выбор в пользу 7-литровых дизелей Leyland. Эти моторы развивали максимальную мощность о 95 л.с. при 2000 об\мин и не были взаимозаменяемыми, поскольку различались расположением вспомогательных механизмов. Например, левые двигатели, имели индексы Е-148 и Е-164, а правые обозначались как Е-149 и Е-165. При этом, 140-я серия оснащалась алюминиевыми картерами, в то время как у 160-й серии они были чугунными.

Модификация «Matilda» Mk.III отличались лишь установкой радиостанции No.19 Mk.II с двумя штыревыми антеннами. Перечень изменений для модификации «Matilda» Mk.IV был более длинным: установили сигнальную фару на крыше башни, усилили раму крепления двигателей, более рационально разместили масло- и водопроводы, а также увеличили ёмкость топливных баков.

Последним серийным вариантом стала «Matilda» Mk.V , получившая пневматический усилитель управления трансмиссией фирмы Westinghouse. Впрочем, танки всех трех перечисленных модификаций внешне практически не отличались друг от друга.

Несколько особняком от «линейных» модификаций стояла модель «ближней поддержки» имевшая индекс CS (Close Support) . Танков этого типа, основой для которых послужили модификации Mk.III и Mk.IV, было выпущено относительно немного и главным их отличием являлась установка 76,2-мм гаубицы 3 inch Howitzer Mk.I или Mk.IA вместо 2-фунтовой пушки. Необычно подошли британцы к вопросу амуниции – согласно бытовавшей тогда концепции танки типа CS должны были лишь прикрывать наступающую пехоту, благодаря чему в боекомплект входили только дымовые снаряды. Впрочем, очень скоро стало ясно, что данная идея несостоятельна и к ним добавили осколочно-фугасные выстрелы. Полный боекомплект состоял теперь из 67 выстрелов и 3150 патронов.

Все вышеперечисленные доработки, разумеется, повышали боевые и эксплуатационные качества «матильд». И всё же, время пехотных танков безвозвратно уходило. В боях 1941-1942 гг. «матильды» хорошо проявили себя только против итальянских танков, обладавших слабым бронированием и недостаточно мощным вооружением. А вот встречи с немецкими Pz.III и Pz.IV последних модификаций зачастую заканчивались для них трагически. Помимо прочего, совершенствовалась противотанковая артиллерия и наличие невысоких скоростных качеств стали ещё одним факторов, приведших к завершению производства танков «Matilda».

Нельзя сказать, что попыток коренной модернизации не предпринималось вообще. В 1942 году на одну из серийных «матильд» предложили установить башню с 6-фунтовым орудием от крейсерского танка А27. Опыт оказался неудачным – башенный погон «матильды» был 54 дюйма, вместо требуемых 57 дюймов, что предполагало коренную доработку подбашенной коробки. Тем не менее, был изготовлен макет башни, но дальше этого работы не продвинулись.

В процессе изъятия танков «Matilda» из боевых частей очень быстро выяснилось, что большинство из них находится во вполне приличном эксплуатационном состоянии. Использовать эти машины только для обучения посчитали расточительным, поскольку в начале 1938 года фирма John Fowler & Co. разработала для «матильды» вариант противотанкового плуга или говоря современным языком – устройства разграждения и разминирования.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА
“Matilda” Mk.II образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 26950 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5715
Ширина, мм 2515
Высота, мм 2565
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 2-фунтовая (42-мм) пушка, один 7,92-мм пулемет Besa и двухствольный 101,6-мм миномет
БОЕКОМПЛЕКТ 92 выстрела, 3150 патронов и 8 дымовых гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел №24В Mk.I
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 78 мм
борт корпуса — 40-70 мм
фальшборт — 25 мм
корма корпуса — 55 мм
крыша — 13-20 мм
днище — 13-20 мм
лоб башни — 75 мм
борт башни — 75 мм
корма башни — 75 мм
крыша башни — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford V-8, бензиновый, 8-цилиндровый, мощностью 70 л.с.; запас топлива — 190 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: ручная коробка передач (4 передачи вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 10 сдвоенных опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек, один дополнительный передний каток, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; крупнозвенчатая металлическая гусеница с шириной трака 355 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 24 км\ч по шоссе
15 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 257 км по шоссе
129 по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 24°
Высота стенки, м 0,61
Глубина брода, м 0,91
Ширина рва, м 2,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция №19 Mk.II

В годы Второй мировой войны Красная Армия довольно активно применяла на полях сражений, помимо своей отечественной бронетехники, ещё и полученную от союзников, по так называемому ленд-лизу.

Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова. Первые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 таких танков. Всего в СССР было отправлено 1084 «Матильд», из них 918 дошли до пункта назначения, а остальные были потеряны в пути при потоплении транспортов конвоев


В советское время, в основном, существовало мнение, что эта техника имела крайне низкие боевые качества по сравнению не только с нашей отечественной но и с германской, так ли это было на самом деле? Если быть объективным то не совсем так, однако, тем не менее, часть поставленных союзниками танков действительно по своим ТТХ мало подходили для восточно-европейского театра военных действий. К таким «мало подходившим» можно было отнести и английский пехотный танк Мк. II, который относился к средним танкам тяжелого бронирования. Англичане прозвали его «Матильда», а наши бойцы, после того как освоили и сходили на нём в первые бои навешали ему сразу несколько обидных прозвищ типа «каракатица» и «шарманка». С самого начала поступления первых «Матильд» в Красную армию наши танкисты намучились с ними не мало, вот поэтому и дали, столько обидных прозвищ этому британскому бронированному чудищу. Во первых, эти машины прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в зимних условиях, и, случалось, скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Поэтому чтобы как-то справиться с этой проблемой, силами ремонтных подразделений на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». Еще одной проблемой для экипажей этого английского танка были его длинные фальшборта, на фото виден ряд „окошек“ небольшого размера, расположенных в верхней части фальшбортов. Где-то в африканской пустыне через эти «окошки», с траков свободно сыпался песок, для чего они и были предназначены. Совсем другое дело происходило во время движения «Матильд» по нашему бездорожью, двигаясь по сплошной грязи лесам и болотам за фальшборта танка постоянно набивалась грязь и попадали корни деревьев, в результате гусеницу нередко просто заклинивало. Двигатель глох и экипаж, чертыхаясь и поминая своего железного английского коня недобрыми словами, лез доставать шанцевый инструмент и буксирные троса.

Именной пехотный танк «Матильда II» танк «Танк четырех героев» и его экипаж. В строю слева направо: старший лейтенант Н.И. Фокин, старший лейтенант А.И. Войтов, старший сержант П.К. Гладких, старший сержант С.Т. Дороженко. Центральный фронт, январь 1943 г

Согласно, другим источникам, всего союзники планировали поставить на вооружение РККА 21 491 ед. бронетехники. Однако при проводке северных конвоев было потеряно 443 легких танка М3А1, 417 американских средних танков, 54 полугусеничных бронетранспортера, 228 “Скаутов” М3А1, 320 “Валентайнов”, 43 “Черчилля”, 252 “Матильды” и 224 “Универсала”.

Всего же за годы Второй мировой войны Советский Союз реально получил по ленд-лизу 19 510 единиц бронетанковой техники, что составляло около 16% танков, 8% САУ и 100% бронетранспортеров от нашего производства.

Практически сразу после нападения Германии на СССР, вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: мы полны решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма получит британскую помощь. Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем».

Спустя четыре дня для решения конкретных вопросов помощи в Москву прибыли британская военная и экономическая делегации. Уже 12 июля 1941 года было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В.М.Молотов, с английской – посол Великобритании в СССР – С. Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматривало предоставление Советскому Союзу кредита в сумме 10 млн. фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений.

Первые английские танки (20 «Матильд» и «Валентайнов») прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 466 танков, из них 187 «Матильд».

Пехотный танк «Матильда II» англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм броней, которую не пробивала ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка (за исключением 88-мм зенитки) и вооружался 40-мм пушкой или 76-мм гаубицей. В качестве двигателя использовалась спарка дизелей АЕС или «Лейланд» общей мощностью 174 или 190 л.с., что позволяло танку развивать скорость до 25 км/ч.

Всего до августа 1943 года в Великобритании было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки были отправлены, а 918 прибыли в СССР (остальные погибли в пути).

После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. В связи с тяжелым положением на фронте освоение зарубежной бронетанковой техники началось сразу после ее прибытия в СССР. Первоначально подготовка экипажей для иностранных танков проходила в Казанской танкотехнической школе. Уже 15 октябре 1941 года в Казанскую школу было отправлено из учебных танковых полков 420 экипажей для переподготовки на британские машины Мk.II «Матильда» и Mk.III «Валентайн» в течение 15-дневного срока. В марте 1942 года на подготовку танкистов для эксплуатации иностранной техники были переведены 23 и 38 учебных танковых полков.

В июне 1942 года с увеличением зарубежных поставок приказом наркома обороны № 510 от 23.06.1942 г. была сформирована 194-я учебная танковая бригада английских танков (194 утбр), а два учебных танковых полка Т-60 были переведены на подготовку экипажей для английских и американских танков (16 и 21 утп).
Штатная численность бригад и полков позволяла готовить для иностранных танков 1560 экипажей ежемесячно, в том числе 300 экипажей для танков «Матильда».

Офицерские кадры командирского (командиры взводов) и военно-технического профиля готовили танковые училища в соответствии с указаниями Ставки Верховного Главнокомандующего, ориентированные на определенный тип бронетанковой техники. В 1942 году командный состав для танков «Матильда» готовило Чкаловское танковое училище.

Танковый батальон английских танков (штат № 010/395) насчитывал в своем составе 24 танка (Мk.II «Матильда» – 21, Т-60 – 3) и имел численность 150 человек.

Батальоны «Матильд» могли включаться в танковую бригаду (штат №010/345 от 15.02.1942 г.) численностью 1107 человек, имеющую в своем составе 46–48 танков (в двух батальонах). Однако на практике существующая материальная часть могла объединяться в подразделениях и частях в самых различных комбинациях (только штатов для отдельных танковых бригад в 1941 – 1942 годах существовало не менее 7.

Поступали и «Матильды» на укомплектование танковых и механизированных корпусов, правда, в небольшом количестве. Единственным корпусом, полностью оснащенным машинами английского производства (в основном Mk.II), стал 5-й механизированный в период ведения им боевых действий в составе Юго-Западного фронта в 1943 году.

С момента поступления первых партий «Матильд» в Красную Армию наши танкисты хлебнули с ними горя. «Матильды» прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Поэтому были случаи, когда танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Для решения этой проблемы на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». В сильные морозы трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали даже при включенном двигателе. Между фальшбортами и гусеницами часто набивалась грязь, которая замерзала и лишала танк хода. В общем, проблем было предостаточно.

Однако, сравнивая «Матильду» не с Т-34, а с Т-60, Т-26 или БТ, которые составляли более половины парка танковых частей центральных фронтов, приходишь к выводу о полнейшем преимуществе первой. По бронированию «Матильда» превосходила наш KB (78 мм против 75 мм), а 40-мм английская пушка по бронепробиваемости не уступала нашей «сорокопятке». Нашими танкистами отмечалась « надежность работы дизельного двигателя и планетарной коробки передач, а также простота в управлении танком».

Справедливости ради надо сказать, что конструкция «Матильды» была более сложной, чем у советских танков, а это, в свою очередь, затрудняло подготовку экипажей. Что касается приспособленности этого танка к условиям советско-германского фронта, то можно добавить, что в ходе зимней кампании 1941–1942 годов уверенно двигаться по глубокому снежному покрову могли только Т-34 и KB, а все легкие советские танки преодолевали его с большим трудом.

Одним из главных недостатков вооружения «Матильды» являлось отсутствие осколочно-фугасных снарядов к 40-мм пушке. Поэтому уже в декабре 1941 года на основании распоряжения Государственного Комитета Обороны конструкторское бюро Грабина на заводе № 92 разработала проект перевооружения «Матильды» 76-мм пушкой ЗИС-5 и пулеметом ДТ (заводской индекс ЗИС-96 или Ф-96). В том же месяце один образец такого танка прошел испытания и был отправлен в Москву. В январе 1942 года последовало решение о подобном перевооружении всех «Матильд» – такая мера уравнивала боевые возможности Мk.II и КВ.

Однако сейчас сложно сказать, происходило ли перевооружение «Матильд» в серийном порядке. Пока удалось обнаружить только один документ, касающийся этой проблемы. Это письмо наркома танковой промышленности В.Малышева наркому вооружения Д.Устинову, датированное 28 марта 1942 года:

«Напоминаю Вам, что план производства 76-мм танковых орудий Ф-96 для танков «Матильда» заводом № 9 фактически сорван, вместо запланированных 120 сдано только 47. В то же время выпуск 76-мм пушек ЗИС-5 для танков KB даже перевыполнен. Сложившееся положение вещей считаем неприемлемым, так как орудия для KB имеются в достаточном количестве.

Вопрос же скорейшего перевооружения имеющихся толстобронных английских танков 76-мм пушкой в настоящее время считается задачей № 1. Примите срочные меры по оперативной корректировке производства артиллерии для танков на II квартал текущего года с тем, чтобы недосдача пушек I квартала была восполнена как можно скорее».

Не исключено, что перевооружения «Матильд» пушкой Ф-96 вообще не производилось. Ведь с весны 1942 года в нашу страну стал прибывать танк огневой поддержки пехоты Мk.II «Матильда CS», вооруженный 76,2-мм гаубицей, имеющий в боекомплекте фугасные снаряды, что позволяло более эффективно веста борьбу с огневыми точками противника.

Анализируя применение танков Мk.II «Матильда» на советско-германском фронте, можно еще раз подтвердить известное правило о том, что основные потери материальной части советских бронетанковых подразделений были результатом отсутствия реального взаимодействия между родами войск Красной Армии, прежде всего между танкистами и пехотой. Собственно же танковые дуэли, где тактико-технические характеристики машины ощутимо влияли на результат боя, происходили достаточно редко.

В январе 1942 года в состав 3-й Ударной Армии (Северо-Западный фронт) был включен 170 отдельный танковый батальон в составе 4 KB, 13 Мk.II и 18 Т-60. Батальон был придан 23 стрелковой дивизии и с 14 января включился в боевую работу.Танковая рота Мk.II (13 танков) была придана первому батальону 225 стрелкового полка 23 сд.

20 января 1942 года в 14.00 танки «Матильда» пошли в атаку в направлении деревни Георгий. Немцы, увидев их, начали отходить на село Малвотица. Mk.II продвигались вперед и, ведя интенсивный огонь, стали ждать пехоту. Но пехота в атаку не вышла, а засела на северной окраине деревни Мышкино. Танки же, израсходовав весь боекомплект, вернулись на исходные позиции. После боя выяснилось, что атака пехоты была отменена, а танкистов известить об этом забыли.

В феврале 1942 года на Северо-Западном фронте развернулись ожесточенные бои за город Холм (Ленинградская область). Приказом № 02 штаба Холмской группы войск от 11.02.1942 года танковая рота Мk.II была придана 128 сп 391 сд, которая имела задачу атаковать немецкие позиции на южном фланге обороны г. Холм.

Операция была тщательно продумана. Командирами учитывалось, что снежный покров достигал 1 м, что затрудняло проходимость и танков, и пехоты. На исходные позиции рота выдвинулась ночью, предварительно проведя рекогносцировку местности. За 12 часов до боя танкисты увязали свои действия с пехотой по следующему плану: саперы разминируют шоссе, по которому должны двигаться танки и улицы на южной окраине г. Холм, обозначая проходы вешками и флажками, танки с десантом пехоты движутся к населенному пункту, десант спешивается и начинается штурм опорных пунктов в городе. К одному из танков прицепили 45-мм противотанковую пушку.

В 12.00 13 февраля 1942 года танки с десантом на борту походной колонной (из-за высокого снежного покрова) двинулись в атаку. Но саперы не успели разминировать проходы! Не доезжая 70 м до южной окраины г. Холм, головной танк подорвался на мине. При попытке объехать его, одновременно разворачиваясь в боевой порядок, подорвались еще три танка. Пехота под сильным огнем противника соскочила с танков и укрылась на кирпичном заводе на южной окраине города. Танки, ожидая разминирования подходов, вели огонь с места. В результате полноценной операции по взятию населенного пункта не получилось, к тому же на минах было потеряно четыре танка.

В дальнейшем (14–17 февраля), штурмующему город 82 сп было придано два танка «Матильда». Экипажи этих машин за пять дней штурма проявили не только чудеса мужества и героизма, но и показали хорошие тактические знания по ведению боев в городе. Танки вели огонь по опорным пунктам врага, согласно заявкам пехотных начальников с дистанции 150–400 м. Каждый опорный пункт перед атакой пехоты обязательно обстреливался. Танки лейтенанта Данилова и лейтенанта Журавлева (командир роты Мk.II) постоянно поддерживали и обеспечивали действия пехоты. Так, радист машины Данилова красноармеец Халипов залез на крышу дома и руками корректировал артиллерийский огонь из танка по противнику. 17 февраля 1942 года лейтенант Журавлев в пешем строю повел автоматчиков 82 сп в атаку и в рукопашной схватке выбил противника из трех домов.

С 15 по 20 февраля 1942 года в операции по взятию д. Малвотица и г. Холм батальон уничтожил: 5 орудий ПТО, 1 бронемашину, 12 ПТР, 4 ручных пулемета, 12 минометов, 20 автомашин и до двух рот пехоты.

Согласно докладу командования, «танки Мk-II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200–250 снарядов и по 1–1,5 боекомплекта патронов (3000–5000 штук. – Прим. авторов) Каждый танк отработал по 550–600 моточасов вместо положенных 220 ч. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17–19 попаданий снарядом калибра 50 мм снарядов и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулеметов». За это время батальон потерял восемь Мk.II (четыре подбиты огнем противотанковых орудий, четыре подорвались на минах) и четыре Т-60.

Зимой–весной 1942 года «Матильды» активно использовались в боях, главным образом на Западном, Калининском и Брянском фронтах, где шли в основном позиционные бои. А из-за своей мощной бронезащиты, малой скорости и небольшого запаса хода танк Мk.II оказался достаточно удобен как раз для использования в таких боях.

В мае 1942 года в составе 22 танкового корпуса (127 танков, из них 41 Мk.II) Юго-Западного фронта «Матильды» участвовали в неудачном наступлении на Харьков (Барвенковская операция), в ходе которого все были потеряны.
В августе 1942 года эти танки участвовали в Ржевской операции (30 армия, Калининский фронт), но из-за неграмотного использования понесли большие потери. Например, 196 танковая бригада к 1 августа имела в строю 35 «Матильд» и 13 Т-60. Через полтора месяца боев в ней осталось лишь шесть танков Мk.II и четыре Т-60.

Весной 1943 года Советский Союз отказался ввозить танки «Матильда» – к этому времени стало ясно, что они уже не отвечают современным требованиям (кстати, в британской армии к началу 1943 года в строевых частях не осталось ни одной «Матильды»). Тем не менее, эти танки активно использовались в боях 1943 года, причем на главных стратегических направлениях.

Например, к началу немецкого наступления на курской дуге в составе 201 танковой бригады (7-я гвардейская армия Воронежского фронта) имелось 18 танков Мk.II «Матильда», 31 «Валентайн» и три Т-34. Совместно с пехотой 73 гвардейской стрелковой дивизии и 1669 истребительно-противотанковым полком бригада занимала оборону в районе хут. Гремучий–хут.Крутой Лог.

6 июля 1943 года бригада отбила шесть атак немецкой пехоты при поддержке танков, подбив 5 машин и уничтожив до 150 солдат противника. На следующий день бригада отбила 12 атак силой до двух батальонов пехоты при поддержке 45– 50 танков. В результате боя было подбито два Pz.IV, три Pz.lll, три САУ и уничтожено до 750 солдат. В качестве трофеев были захвачены две исправных немецких самоходки. Потери наших танкистов составили один сгоревший и два разбитых «Валентайна» и три подбитых «Матильды».

В дальнейшем бригада отражала по 6-7 атак противника ежедневно, а 12 июля сама перешла в наступление. В результате атаки был сожжен один танк Pz.lll, уничтожен шестиствольный миномет, два грузовика с боеприпасами и до 150 вражеских солдат. Ответным артогнем было сожжено три «Матильды» и два «Валентайна», подбито семь «Матильд» и три «Валентайна».

Всего в боях с 5 по 25 июля 1943 года 201 танковая бригада уничтожила 30 немецких танков, семь САУ, 28 орудий, 13 минометов, 23 пулемета и девять автомашин.

17 июля 1943 года в 8-ю гвардейскую армию (фронт) прибыл 224 отдельный танковый полк в составе 33 танков Мk.II «Матильда» и семи Mk.III «Валентайн». На следующий день полк атаковал позиции противника в районе д.Богородичное. Но из-за пассивности нашей пехоты атака была безрезультатной – в бою танкисты уничтожили 16 противотанковых пушек, но сами потеряли сгоревшими пять Мk.II, подбитыми пять Мk.II и пять Mk.III. Кроме того, восемь Мk.II вышли из строя по техническим причинам.

21 июля 1943 года девять «Матильд» 224 ОТП при поддержке роты автоматчиков атаковали опорный пункт немцев в деревне Голая Долина. Небезынтересно привести выдержки из доклада о ходе боя:

В 7.50 во время атаки наши танки столкнулись с 14 немецкими танками. Огнем с хода и с места танкисты подожгли два и подбили один танк противника. Пехота в это время залегла и танки вернулись к ней.

В 13.00 танки еще раз выдвинулась в атаку, но наша пехота, увидев танки противника, тут же залегла. Ведя огонь с места и на малых скоростях был подбит один танк, один танк сожжен и уничтожено орудие противника.

В 15.00 танки снова атаковали, но, нарвавшись на минное поле и потеряв одну машину, отошли»...

Весьма впечатляющий результат: уничтожено пять немецких танков, а потеряна только одна «Матильда», подорвавшаяся на мине. Следует добавить, что всего в боях с 17 июля по 2 августа 1943 года 224 ОТП потерял все «Валентайны» и 13 «Матильд» (из них безвозвратно – семь) и к 3 августа имел в строю 20 Мk.II и шесть в ремонте.
Пожалуй последним соединением Красной Армии, имевшем на вооружении большое количество «Матильд», был 5-й механизированный корпус (68-я армия Западного фронта), который на 13 декабря 1943 года имел в своем составе 79 танков «Матильда», 138 танков «Валентайн» и 94 бронеавтомобиля БА-64 и БТР «Универсал».

Но уже к лету 1944 года в танковых частях Красной Армии остались лишь единичные экземпляры «Матильд», а к осени их можно было встретить только в учебных подразделениях.

До сегодняшнего дня на территории бывшего СССР сохранилось лишь два образца танка Мk.II «Матильда». Один – хорошо сохранившийся вариант «Матильда CS» с 76-мм гаубицей в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой – поднятый со дна реки в Калужской области и плохо отреставрированный – на площадке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Эта машина имеет жестяную башню и один борт, изготовленные в ходе реставрации Информация взята с сайта:"ВСПОМНИ ВСЁ!История военной техники"

Tank Infantry Mk II Matilda II.

Танк "Матильда" был разработан фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1939 году, выпускался серийно с 1940 по 1943 гг. Танк выполнен по классической компоновочной схеме с задним расположением ведущих колес. Он имел механическую трансмиссию, планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов поворота.

В качестве двигателя на машинах серии Мк II использовалась спаренная установка из двух дизельных моторов АЕС, а на поставлявшихся по ленд-лизу в СССР танках Мк II А - спаренная установка из двух дизелей "Лейланд". Для облегчения холодного запуска дизелей применялся эфирный карбюратор с ампулами. До 1941 года он считался самым мощным английским танком: толщина лобовой брони его корпуса достигала 78 мм, бортовая - 70 мм, лобовая броня башни имела толщину 75 мм, ходовая часть прикрывалась фальшбортом. Вооружение - одна 40-мм пушка и два пулемета (один из них зенитный), скорость по шоссе 24 км/ч. То есть он являлся типичным пехотным танком со всеми его плюсами и минусами: мощная броня надежно защищала от ударов снарядов почти всех применявшихся до 1941 г. танковых и противотанковых пушек противника, однако слабое вооружение и неудовлетворительная подвижность сильно снижали его боевые возможности. На последних модификациях вооружение было заменено - вместо 40-мм пушки устанавливалась пушка калибром 75-мм. До окончания серийного производства в 1943 г. было выпущено почти 3000 машин этого типа.

В то время когда опытный пехотный танк М1с I - А11Е1 уже поставлялся в войска, Комитет по механизации рассматривал модификацию с дополнительным членом экипажа, 2-фунтовой (40-мм) пушкой или спаренными пулеметами и скоростью до 15 миль/ч. Массу ограничили 14 "длинными" тоннами, чтобы не превысить грузоподъемности существовавших военных мостов.

Вскоре стало ясно, что эти требования невозможно удовлетворить на основе А11, поскольку только новая башня с 2-фунтовой пушкой увеличивала массу А11 до 13 тонн, а кроме того, требовалась установка нового двигателя. Поэтому выдали заказ на разработку новой машины, для которой Комитет предусмотрел толщину брони до 60-мм, коммерческий дизель ЛЕС и толстые бортовые экраны. Макет А12 "Матильда Сениор", или пехотный танк МК II, выполнили на основе А7. Прототип разработали и построили на заводе "Ройал Орднанс Фэктори" в Вульвиче в 1929-32 гг.

В ноябре 1936 г. "Вулкан Фаундри" в Варрингтоне получила заказ на постройку деревянного макета и двух прототипов А12 из мягкой стали. Макет рассмотрели в апреле 1937 г., после чего решили установить спарку дизелей АЕС и планетарную КП "Вильсон". Запланировали установку 3-дюймовой гаубицы и ряд других деталей определили на этой ранней стадии разработки. Создание прототипа, однако, задерживалось поставками коробок передач и других агрегатов, так что опытный А12Е1 подготовили только к апрелю 1939 г.

Тем временем уже в декабре 1937 г. "с листа" выдали заказ на 65 машин, вскоре увеличенный до 165. Испытания в целом были успешными, хотя понадобилось внесение ряда изменений в КП и подвеску. Улучшили также систему охлаждения двигателя, ля применения в колониях установили воздухоочистители. К этому времени подоспело общее перевооружение, и потребность в новых танках стала насущной. В июне контракты на дальнейшее производство получили "Фаулер" и "Растон энд Хорнсби", при этом головным подрядчиком оставалась "Вулкан", а впоследствии привлекли также "Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй" (ЕМ5).

По итогам испытаний, в январе 1942 г., двигатель "Крайслер", и гидравлический привод признали слабыми. Машину переоборудовали - двигатель "Крайслер" заменили 6-цилиндровым "Бедфордом" и установили гидравлический подъемник рамы с бойками. Эту модификацию, подготовленную к апрелю 1942 г., назвали "Барон" II. Испытания, завершившиеся в июне 1942 г., показали, что привод вес еще слабоват, а высоту ротора над землей нужно уменьшить, чтобы дать цепи протяг по грунту. Во избежание перегрева улучшили систему охлаждения, а для привода ротора использовали спарку из двигателей "Бедфорд". Их установили в бронекожухах в корме машины рядом с оператором для управления ими.

Так появился "Барон" III, но, прежде чем работы завершились в сентябре 1942 г., выяснилось, что возросшая масса отрицательно сказалась на проходимости машины. Дальнейшие работы привели к снятию башни и установки на ее месте рубки оператора минного трала. Машину подготовили к испытаниям к концу 1942 г. Скорость хода при разминировании равнялась 1,5 мили/ч. Серийные машины были готовы к середине 1943 г., но в это время уже находилось в производстве лучше задуманное устройство "Скорпион", и разрабатывался минный трал "Шерман Крэб". Так что "Барон" использовался только как учебная машина.

Независимо от этого в ближневосточных британских силах, построили устройство "Скорпион" I и оснастили им шасси танка "Матильда" (хотя такими устройствами оснащали также танки М3 "Грант" и "Валентайн"). Оно было проще, чем устройство "Барон", и включало фиксированную раму ротора и один 30-сильный двигатель "Бедфорд", установленный на правом борту корпуса - рядом с оператором - для привода ротора. Тридцать два танка "Матильда" с устройством "Скорпион" 1 использовались под Аламейном в октябре 1942 г. В декабре 1942 г. материалы передали в военное министерство, и устройства "Скорпион" запустили в производство в Великобритании с февраля 1943 г. для оснащения танков "Валентайн".Пушечные танки "Матильда" использовались в ходе кампании в Эритрее, а также австралийской армией в Новой Гвинее. Некоторые продолжали использоваться резервными формированиями Австралии и в послевоенный период.

Для поздних модификаций двигатели заказывались у "Лейланд" (в 1940 г.). Общий выпуск А12 составил 2987 машин, а их производство прекратили в августе 1943 г. А12 не был приспособлен для массового производства, прежде всего из-за своих размеров и литых деталей из толстой брони. Особенно сложным в изготовлении оказался бортовой бронеэкран, и для упрощения его производства число отгибов для сброса грязи уменьшили с шести (на прототипе) до пяти (в серии). К началу войны с Германией в 1939 г. имелось всего два танка А12, но их партию поставили 7-му Королевскому танковому полку во Франции к началу 1940 г., где они успешно применялись в битве под Аррасом и впоследствии вплоть до эвакуации из Дюнкерка.

С изъятием из частей танка АИ "Матильда" I названия "Матильда Сениор" и "Матильда" II перестали употреблять по отношению к А12, и он стал известен как "Матильда". Танк хорошо запомнился благодаря важной роли, сыгранной им в начале кампании в Западной пустыне. В Ливии в 1940 г. "Матильда" оказался неуязвим для итальянских ПТП до того, как стали использовать в противотанковой обороне германскую 88-мм зенитную пушку способную поражать броню "Матильды" на больших расстояниях. Установить на "Матильду" 6-фунтовую пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка А27 на ее шасси) из-за малых размеров башни и малого диаметра погона. В 1942 г. "Матильда" утратила свое значение пушечного танка и в последний раз использовалась в таком качестве в ходе первого сражения под Эль-Аламейном в июле 1942 г.

С этого времени танк "Матильда" использовался на вторых ролях для решения специальных задач: в качестве танка-тральщика. Широкое использование минных полей обеими сторонами в ходе боев в пустыне придало ему "второе дыхание". Майор Ду Той, офицер-инженер южноафриканских сил, разработал цепной минный трал. В ноябре 1941 г. штаб 8-й Армии направил его в Великобританию для работы над этим проектом.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5715 мм

ширина

2515 мм

высота 2565 мм
Экипаж

4 человека

Вооружение

1х40-мм пушка
1х7,92-мм пулемет
1x7,69-мм зенитный пулемет

Боекомплект

67 снарядов
3150 патронов калибра 7,92 мм. 2800 патронов калибра 7,69 мм

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

дизельный двигатель "Лейланд"

Максимальная мощность 2х95 л.с.
Максимальная скорость 24 км/час
Запас хода

130 км

МОДИФИКАЦИИ:

  • Пехотный танк Мк II "Матильда" I. Первая серийная модель с дизелем АЕС, 2-фунтовой пушкой и СП "Виккерс". СУ не приспособлена к "тропикам".
  • Пехотный танк МК 11А "Матильда" II. Та же машина, но с заменой пулемета "Виккерс" 7,92-мм "Беза".
  • Пехотный танк Мк 11А "Матильда" III. Описанная машина с заменой двигателя АЕС дизелем "Лейланд", и "Матильда" V , Установка СОЕ - мощный прожектор в бронированной рубке с узкой амбразурой, установленный на месте башни танка и предназначенный для освещения поля боя ночью. Идею продемонстрировали военному министерству в 1937 г. В сентябре 1939 г. разработали улучшенную рубку и после испытаний в 1940 г. заказали 300 штук для установки на танки "Матильда" - хватило для оснащения двух бригад в Великобритании и на Ближнем Востоке. Танки не использовались по своему прямому назначению до форсирования Рейна в марте 1945 г. в основном потому, что в них не было потребности. Тем не менее к 1945 г. в качестве стандартных танков "Матильды" заменили танками "Грант".
  • "Барон" I, II, III и И1А.
    Самоходные минные тралы.
  • "Матильда Скорпион" I. Самоходный минный трал. Разработан на Ближнем Востоке.
  • "Матильда" с устройством АМКА. Катковый трал "Фаулер" на тяжелой раме, установленный на передней части корпуса танка для подрыва мин. Использовался в незначительном количестве, в том числе и в Западной пустыне. Устройство крепилось и на другие танки.
  • "Матильда" с устройством "Кэррот". Подрывной заряд "Кэррот" (660 фунт. бризантного ВВ) танк вез на раме, заряд подрывался дистанционно. Использовался для проделывания проходов в препятствиях. Уменьшенный заряд "Лайт Кэррот", используемый таким же способом, но при этом снимались катки с рамы АМКА.
  • "Матильда Фрог". Австралийский самоходный огнемет. 25 машин переоборудовали в конце 1944 г. Брандспойт огнемета заменил 2-фунтовую пушку на танках "Матильда" IV или V. Бак с зажигательной смесью размещался в башне. Дальность действия огнемета - до 100 ярдов. Использовались в Новой Гвинее. Огнемет действовал пневматически, и между выстрелами проходило не менее 20 с, необходимых для получения заданного давления воздуха с помощью насоса.
  • "Матильда Мюррей". Усовершенствованная модификация самоходного огнемета, созданная австралийцами для замены "Фрога", чья тактическая ценность ограничивалась паузой в 20 с между выстрелами. "Мюррей", строившаяся в 1945 г., внешне была аналогична "Фрог" за исключением того, что пневматический огнемет заменили фугасным, действовавшим за счет давления зарядов кордитного пороха, что обеспечило огнеметание очередями.
  • "Матильда Дозер". Танк австралийской разработки с бульдозерным отвалом.
  • Легкий танковый мостоукладчик "Матильда" с "Инглис Бридж". Предназначен для укладки моста под огнем противника. Прототип использовался для обучения в 1942 г. Опыт его эксплуатации позволил разработать последующие модели на шасси "Черчилль". Мост "Инглис Бридж" появился в Первую мировую войну и оставался на вооружении в начале Второй мировой войны.
  • "Матильда" с "приспособлением для преодоления траншей". Экспериментальный образец моста на шасси "Матильды" и легких гусеничных тележек и предназначенный для пехоты и машин весового класса "В".