Авиационные пушки. Применение в бою

Первая встреча этих бронированных машин произошла в мятежной Испании в 1936 г. В сентябре этого года сюда прибыл 41 немецкий танк Pz-1. Через месяц на пароходе «Комсомолец» были доставлены 50 танков Т-26. В первых же боевых соприкосновениях выявилось значительное преимущество советских машин. Из 45-мм пушки 20К на любой дальности пробивали насквозь Pz-1, на которых стояла лишь спарка 7,92-мм пулемётов, малоопасная для наших машин – броня Т-26 была также мощнее.

В 1938 г. немцы прислали сюда свои новые Pz-II, имевшие 20-мм пушки и несколько увеличенную броню. Однако и они не смогли сражаться с нашими танками, которые поражали их на дальности, превышающей даже один километр. Ответить Pz-\\ могли лишь с небольшого расстояния, и то при удачном попадании.

К тому времени ни в одной другой стране не было создано танка, равного нашему Т-26. «Это был великолепный для своего времени танк: низкий силуэт, простой в производстве и эксплуатации, для своих размеров хорошо вооружённый и защищённый», – отмечал в своей «Энциклопедии германских танков Второй мировой войны, 1933 – 1945 гг.» известный военный историк П. Чемберлен.

Лёгкий пехотный танк Т-26 был принят на вооружение в 1931 г., однако серийный выпуск начался только в 1933 г. Началом работы над таким танком послужило Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г., указавшего на необходимость разработки новых образцов военной техники, в том числе и танков. По замыслу Реввоенсовета для армии требовался танк, который мог бы «стать основной ударной силой мобильных подразделений в условиях манёвренного боя». Вооружение такого танка должно было обеспечить ему «превосходство над всеми известными боевыми машинами сходной массы, а бронирование защищало бы от винтовочных и пулемётных пуль на всех дистанциях, а на расстоянии 1000 м – и от огня 37-мм противотанковых пушек».

В то время, в конце 1920 – начале 1930-х гг., в мире существовали две концепции развития танков. Так, французы отдавали предпочтение небольшим тихоходным машинам сопровождения, а также тяжёлым сильно бронированным, необходимым для прорыва оборонительных линий. В то же время англичане конструировали преимущественно скоростные легковооружённые. Они опережали французов в снижении уязвимости бронетехники на поле боя. В мае 1930 г. военспецы Управления механизации и моторизации РККА, видимо, считая английскую концепцию более приемлемой, заключили контракт с фирмой Vickers («Виккерс») на поставку 15 двухбашенных танков «Виккерс-6-тонный».

Эти машины послужили прототипом для создания первых вариантов наших танков ТММ-1 и ТММ-2. Первый танк малой мощности ТММ-1 изготовили в 1931 г. как модернизированный английский вариант. У него изменили конструкцию корпуса, чтобы вместить другой двигатель – американский 6-цилиндровый Hercules («Геркулес») мощностью 94 л.с. Он заменил английский 4-цилиндровый 88-сильный.

Кроме двух башенных 7,69-мм пулемётов «Виккерс» (позднее их заменили на 7,62-мм), в лобовом листе корпуса справа в шаровой опоре установили третий 7,62-мм пулемёт ДТ. Экипаж соответственно увеличили до четырёх человек.

Бронирование усилили, доведя толщину лобовой части корпуса до 20 мм, бортов – до 10 мм. В результате, масса танка возросла до 8 т.

Было изготовлено десять ТММ-1.

ТММ-2 имел в одной из башен 37-мм пушку, а третий курсовой пулемёт убрали. Поэтому экипаж танка снова сократили до трёх человек.

Однако проведённые испытания танков не показали каких-то преимуществ перед английскими «виккерсами». Наоборот, выявился сильный перегрев американского двигателя, что сказывалось на подвижности и так более утяжелённых машин, хотя усиленная броня не спасала от артиллерийских снарядов. Плохо работали коробка передач и механизм поворота. В сентябре 1932 г. военные специалисты отказались от проведения дальнейшей модернизации танков ТММ, направив производственные мощности на отработку танка под индексом Т-26.

Между тем, ленинградский завод «Большевик» уже с 1931 г. выпускал двухбашенные пулемётные танки по английским чертежам. Единственным отличием их от прототипа было то, что они предназначались для вооружения пулемётами ДТ в шаровых установках. К концу 1931 г. были изготовлены 120 машин, но из-за низкого качества ни одну из них сдать военной приёмке поначалу не удавалось. Лишь после длительных переговоров были приняты, по разным данным, 88 или 100 танков, причём 35 из них условно, так как их корпуса были из неброневой стали. Однако в сентябре того же года Комитет обороны утвердил на 1932 г. программу выпуска 3000 единиц Т-26, хотя большинство производств были ещё далеки от готовности.

Линейный пушечный танк Т-26 обр. 1933 г. с цилиндрической башней с 45-мм пушкой. Справа от пушки – амбразура пулемёта, рабочее место механика-водителя находится по правому борту.

Башня танка обр.1933 г. В центре – казённая часть 45-мм пушки и её механизмы наводки, справа – пулемёт и прицел ТОП, слева от пушки – прицел ПТ-1

В 1932 г. всё танковое производство и опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) были преобразованы в Ленинградский государственный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова, который и стал многолетним поставщиком Т-26 в армию. В октябре Наркоматом тяжёлого машиностроения был образован «Трест специального машиностроения» «для лучшей организации танкового производства». В него вошло около 15 предприятий-смежников. В их число входили, кроме завода № 174, Ижорский завод, выпускавший броневые корпуса и башни: «Красный октябрь», изготовлявший коробки передач и карданные валы; «Красный путиловец», отвечавший за поставку ходовой части; завод № 37, -поставлявший котельно-жестяные изделия и другие узлы. К производству двигателей планировалось привлечь Нижегородский автозавод (будущий ГАЗ) и Акционерное московское общество (АМО, будущий ЗИЛ).

К марту 1933 г. заводу № 174 удалось собрать 1441 танк Т-26, 950 из которых тут же ушли в армейские подразделения (по другим данным, к августу 1933 г. выпустили 1626 двухбашенных танков).

Начиная с первых выпусков, в конструкции Т-26 постоянно производились изменения. Так, уже осенью 1931 г. на него устанавливается цилиндрическая более высокая пулемётная башня со смотровым окном. Затем отодвинули двигатель на 0,77 м к корме для улучшения условий его работы. Правда, для этого пришлось удлинить карданный вал, а также изменить вывод и крепление глушителя. В начале следующего года заменили на новые масляный и топливный баки. Над жалюзи воздуховывода разместили короб, предохраняющий двигатель от осадков.

Первоначально корпус танка клепался – клёпка 6 – 13 мм листов производилась на каркасе. Но в начале 1932 г. удалось выпустить 22 машины со сварными корпусами, хотя и далее параллельно продолжали выпускать цельноклёпанные корпуса и башни.

1 – ведущее колесо; 2 – поддерживающий каток; 3 – 45-мм пушка; 4 – перископический прицел; 5 – зенитный пулемёт ДТ; 6 – бронировка ввода штыревой антенны; 7 – кормовой пулемёт ДТ; 8 – опорные запасные катки; 9 – воздушный колпак; 10 – направляющее колесо; 11 – тележка подвески; 12-вентиляционный люк; 13,24-сапёрная лопата; 14-топор; 15 – крышка люка к горловине бензобака; 16 – ящик ЗИП; 17 – домкрат; 18 – крышка люка магнето и генератора; 19 – крышка люка к горловинам масляного и бензинового баков; 20 – запасные траки; 21 – запасная рессора; 22 – крышка люка доступа к двигателю; 23 – лом; 25 – пила; 26 – крышка люка для доступа к бортовым фрикционам и коробке передач; 27 – двухстворчатая крышка люка механика-водителя; 28 – сигнал; 29 – фара; 30 – глушитель; 31 – буксирная цепь; 32 – жалюзи

Компоновка танков была классической по тому времени: двигатель – в корме, трансмиссия – впереди. На подбашенной коробке корпуса находились две башни, установленные на шариковых опорах. Они могли вращаться независимо друг от друга в секторе 240°, но так, что и в переднем, и в заднем секторах, равных 100°, огонь могли вести обе башни, обеспечивая одновременную стрельбу с обоих бортов.

В шаровых опорах передней части башен размещались 7,62-мм пулемёты ДТ-29. Они имели максимальную прицельную дальность до 1000 м при эффективной дальности 600 – 800 м; боевая скорострельность составляла 100 выстр./мин. Пулемёты снаряжались дисковыми магазинами с 63-мя патронами. Пули в патронах применялись бронебойные, трассирующие, бронебойнотрассирующие. Боекомплект – 6489 шт. в 103 дисках. Наводка пулемётов осуществлялась весьма просто – плечевыми упорами; вращение башни производилось одноступенчатыми механизмами поворота.

Башни, лобовая часть корпуса, борта имели броневые листы толщиной 13 мм, крыша – 10 мм, днище – 6 мм. В 1932 г толщину брони увеличили до 15 мм. Масса танка достигла 8,2 т.

Двигатель установили Т-26 – бензиновый 90-сильный, 4-цилиндровый воздушного охлаждения со специальным вентилятором, позволявший развивать скорость по шоссе до 32 км/ч. Удельная мощность танка -11,2 л.с./т.

Бензобак вмещал 182 л высокосортного (по тому времени) бензина при запасе хода 140 км.

Силовая передача состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения. Пятискоростная коробка передач размещалась в передней части танка – карданный вал от двигателя проходил через весь корпус; рычаг переключения передач находился на самой коробке.

Ходовая часть имела на борт по две тележки, состоящие из четырёх сдвоенных обрезиненных опорных катков в каждой. Тележки подвешивались на двух четвертьэллиптических листовых рессорах; катки попарно соединялись балансирами. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами были передние. Гусеничные цепи из хромоникилевой стали или марганцевистой – шириной 260 мм.

Экипаж пулемётных Т-26 состоял из трёх человек: механика-водителя, стрелка левой башни и командира, совмещавшего функции стрелка правой башни.

В 1932 г. параллельно с пулемётными танками стали выпускать двухбашенные пулемётно-пушечные – теперь в правой башне устанавливали пушку «Гочкис»; это была переделанная французами из морской пушки образца 1880 г. – вариант для танка. Наш артиллерийский конструктор П. Сячентов усовершенствовал её ударный и спусковой механизмы: в таком виде её приняли на вооружение в 1920 г. под индексом ПС-1 («Пушка Сячентова-1»).

На пушке стояли ствол-моноблок длиной 22,7 клб, вертикальный клиновой затвор, пружинный накатник. В вертикальной плоскости она наводилась вручную плечевым упором в пределах +30°, в горизонтальной – поворотом башни.

Однако пушка имела низкую эффективность при стрельбе как по пехоте, так и по бронированным целям – боеприпасами служили сплошные чугунные снаряды, чугунные и стальные гранаты и картечи. В 1932 г. её производство прекратили.

В том же году на вооружение под названием «37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г.» и заводским индексом 1-К приняли немецкую пушку 3,7-ст PaK 35/36. фирмы «Рейнметалл». Тот же конструктор П. Сячентов разработал проект установки её качающейся части в танк – получилась танковая пушка ПС-2. Уже на её базе был разработан новый вариант 37-мм пушки, получившей обозначение Б-3 (индекс – 5-К); она имела меньшие откат и размер накатника, что позволило поставить её в штатную башню Т-26.

Масса пулемётно-пушечного танка выросла до 8,7 т при 15-мм броне лобовой части корпуса и бортов. Боекомплект снарядов в такой машине составил 113 шт., 7,62-мм патронов – 3528 шт.

В мае 1932 г. на смену 37-мм противотанковой пушке на вооружение приняли 45-мм пушку обр. 1932 г. (индекс 20К), а позднее – её модернизированный вариант 20К обр. 1932/34 гг. По бронепробиваемости она имела характеристики, сравнимые с 37-мм, но её осколочно-фугасный снаряд 0-240 оказался намного мощнее за счёт увеличения массы взрывчатого вещества (с 22 г до 118 г). Это позволяло гораздо эффективнее использовать танк в борьбе с живой силой противника, а значит – в качестве машины сопровождения и поддержки пехоты.

Однако пушка 20К имела сравнительно большие размеры и не помещалась в имевшихся башнях Т-26. Для этого пришлось бы вводить уравновешивающий механизм, новый подъёмный механизм наведения, оставляя в башне лишь одного члена экипажа. Поэтому в марте 1933 г. на заводе № 174 на корпусе Т-26 установили новую цилиндрическую башню наружным диаметром 1320 мм с увеличенным внутренним объёмом и кормовой нишей, образованной продолжением бортовых листов башни, в качестве противовеса; ниша также служила для укладки боезапаса.

В крыше башни имелся люк для посадки и выхода экипажа, в нише – лючок для демонтажа пушки.

Пушка, спаренная с пулемётом, размещалась на цапфах в лобовой части башни, с массивной маской. Она имела ствол длиной 46 клб (2070 мм) со свободной сменной трубой – лейнером, вертикальный клиновой затвор, противооткатники с гидравлическими тормозами отката, пружинные накатники. Длина отката составляла 245 – 275 мм.

Наведение пушки по вертикали осуществлялось секторным механизмом с углами от -5° до +26° , в горизонтальной плоскости мог вестись круговой обстрел – поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Наводчик пользовался панорамным перископическим оптическим прицелом ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопическим оптическим прицелом ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня бронебойными снарядами на дальности до 3,6 км, осколочными – до 2,3 км, из спаренного пулемёта – до 1,6 км. ТОП имел такую же сетку, но рассчитанную на дальности соответственно до 6,4 км, 3 км и 1 км. Увеличение обоих приборов было 2,5 кратным.

Пушка 20К обр. 1932/34 гг. первых серий была полуавтоматической – автоматика работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами. При ведении огня осколочно-фугасными – автоматически происходило лишь закрытие затвора после вкладывании в казённик снаряда, тогда как открытие затвора и экстрагирование гильзы совершалось вручную.

Новую полуавтоматику инерционного типа и изменёнными противооткатника-ми смогли наладить лишь к 1935 г.

Пушка 20К танка Т-26 предназначалась для ведения огня по бронированным целям и артиллерийским орудиям, по живой силе противника (открытой и в укрытиях) как бронебойными, так и осколочно-фугасными снарядами. Она имела отличные по тому времени тактико-технические характеристики. Так, максимальная дальность ведения огня составляла 4200 м при расстоянии прямого выстрела 3600 м. Бронебойный снаряд БР-240СП массой 1,43 кг, имея начальную скорость 760 м/с, на расстоянии 500 м, пробивал броню толщиной 45мм, а на 1500 м – 28 мм. Скорострельность пушки – 7 – 12 выстр./мин.

Основные боеприпасы – бронебойные: трассирующий БР-240, зажигательный БРЗ-240, калиберный БР-240СП, а также осколочно-фугасный 0-240 и картечь Щ-240.

Боезапас танка состоял из 136 выстрелов и 2898 пулемётных патронов в 46магазинах. 84 выстрела укладывались в боевом отделении, 40 – находились в нише башни, ещё 12 – непосредственно в самой башне по её бортам. 40 пулемётных магазинов размещались в ящиках на полу корпуса, ещё 6 -с правой стороны башни в специальном стеллаже.

Корпус однобашенного танка мало чем отличался от двухбашенного. Изменился подбашенный лист, на котором устанавливалась смещённая влево башня. Боевое отделение снабдили вентилятором, поставив его в правой части у крыши боевого отделения, поскольку при стрельбе недопустимо повышалась концентрация углекислого газа в танке.

С 1933 г. Т-26 стали снабжать радиостанциями 71-ТК-1 (впоследствии – 71-ТК-2, 71-ТК-З) с поручневой антенной. Это коротковолновая приёмопередающая, телефонно-телеграфная станция, приёмник и передатчик которой выполнены в виде отдельных блоков. Для защиты от тряски приёмник и передатчик устанавливались на специальных рамах с амортизаторами. Станции допускали совместную работу с танковыми переговорными устройствами.

Дальность связи телефоном составляла 10 – 30 км на ходу и до 40 км на стоянке при неработающем двигателе. Передатчик питался от стартёрного аккумулятора через умформер и мог непрерывно работать в течение 30 мин, после чего был необходим получасовой перерыв для охлаждения. Приёмник действовал от двух сухих анодных батарей напряжением по 80 В каждая и батареи щелочных аккумуляторов; длительность его работы от одного комплекта батарей равнялась 15 – 20 ч. Масса радиостанции – 60 кг.

Поручневая антенна представляла собой полукольцо из металлической трубы, закреплённое вокруг башни на изолирующих кронштейнах. Однако, как оказалось, в боевых условиях такая антенна демаскировала радиофицированные командирские машины, и противник сосредотачивал на них огонь противотанковых средств. В ходе дальнейших модернизаций от такого типа антенны отказались в пользу штыревой.

В 1935 г. на заводе полностью перешли на электросварные корпуса и башни, маску пушки стали изготовлять штамповкой. В том же году в кормовом листе башни на дополнительной шаровой установке разместили второй пулемёт ДТ. Одновременно боекомплект сократили до 102 выстрелов.

В следующем году танки получили зенитный пулемёт ДТ на турельной установке П-40, смонтированной на крыше башни. На маске поместили две мощные фары-прожекторы «боевого света», предназначенные для ведения боевых действий в ночное время. Форсировали двигатель – максимальная мощность возросла до 95 л.с.

В 1938 г. в результате очередной модификации на танке появилась коническая башня, сваренная из броневых катаных листов толщиной 15 мм. В ней установили 45-мм пушку обр. 1938 г. с электрозатвором, позволившим вести стрельбу боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Пушку снабдили телескопическим прицелом ТОС, стабилизированным в вертикальной плоскости. Поставили два топливных бака общей ёмкостью 290 л, подняв запас хода до 240 км. В днище танка появился аварийный люк.

В 1939 г. изготовили подбашенную коробку с наклонными листами, поставили новые жалюзи с усиленной защитой. Теперь уже изъяли башенный кормовой пулемёт, снова вернулись к кормовой нише с укладкой выстрелов. Двигатель довели до мощности в 97 л.с.

1940г. – год последней, 23-й модификации Т-26. На этот раз на танках появились 30 – 40-мм защитные экраны. Они позволяли выдерживать попадания снарядов 45-мм пушки на расстоянии 400 – 500 м. Толщину листов подбашенной коробки увеличили до 20 мм, поставили новый башенный погон.

За все годы серийного выпуска танков Т-26 разных модификаций было изготовлено 11 218 единиц. Кроме того, выпускались на том же шасси огнемётные танки ОТ, бронетранспортёры ТР, мостоукладчики СТ, транспортёры подвозки ТБ, арттягачи Т, артиллерийские самоходные установки СУ и АТ. Как оказалось, шасси явилось унифицированным для целого семейства боевых машин.

В составе Красной Армии Т-26 впервые участвовали в операции по отражению наступления японских войск на территорию СССР в районе озера Хасан в июле – августе 1938 г., где действовали более 250 таких танков.

Экипаж Т-26: слева в башне – командир танка, справа – наводчик, в открытом люке – механик-водитель. Над маской пушки установлены фары-прожекторы для ведения боевых действий в ночное время

В мае – сентябре 1939 г. Т-26 использовались в разрешении военного конфликта на реке Халкин-Гол. Так, в танковом батальоне 36-й мотострелковой дивизии состояли 50 машин. В 11-й танковой бригаде состояли огнемётные танки ОТ-26, в отдельной танковой роте огнемётных танков – танки ОТ-130.

С 1940 г. в каждой стрелковой дивизии находились танковые батальоны с 54 машинами Т-26 (из них 15 – огнемётных). В каждом стрелковом полку имелась танковая рота с 17 танками Т-26. Существовали также лёгкотанковые бригады, на воружении которых были БТ или Т-26. С танками Т-26 было 17 бригад по 267 единиц. Сформированы были также семь танковых полков с Т-26 по 164 машины в каждом, которые состояли в некоторых мотострелковых и моторизованных дивизиях.

В составе таких частей танки Т-26 массово участвовали в Советско-финской войне 1939 – 1940 гг., показав высокие боевые качества.

Согласно данным издания «Стратегического сборника № 1. Боевой и численный состав Вооружённых Сил СССР в период Великой Отечественной войны», изданного в 1994 г., на 1 июня 1941г. в Красной Армии находилось более 9998 танков Т-26 всех модификаций (около 40% всего танкового парка РККА), из них исправных – 8423 ед. Вместе с БТ они оказались основными танками, оказывавшими сопротивление наступавшим частям немецкой армии в начальный период войны, особенно в боях под Москвой. И здесь, как и в Испании, немецкие Pz-I и Pz-II, выпуска даже последних лет, не могли соответствовать уровню наших машин.

Окончили свою армейскую службу Т-26 уже в Советской Армии. В армейских частях, охранявших в годы войны нашу границу с оккупированной японцами Маньчжурией, сохранилось немало танков Т-26 и БТ. Эти машины и участвовали в боевой операцией по разгрому Квантунской армии Японии в 1945 г.

Т-26 вполне соответствовал своему предназначению. Его вооружение, манёвренные качества, проходимость полностью укладывались в рамки требований к лёгким пехотным танкам. Ничего равного, и даже близкого, ни в какой другой стране тогда не было.

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Как показывает практика, сегодняшние «танковые мэтры», уделяя большое внимание матчасти танков, как правило, не вникают в особенности танкового вооружения. Они могут часами смаковать подробности ТТХ боевых машин: толщину брони, скорость движения, запас хода и т.д. Познания же об артиллерийском вооружении танков у них определяются, в основном, калибром артсистемы и какими-то цифрами, определяющими ее броне пробиваемость (большей частью теоретическую). Тем не менее, танковые артсистемы заслуживают куда более пристального внимания, особенно, если это артсистемы отечественного производства.

Настоящее издание составлено человеком, который по одноименному анекдоту о «тридцати восьми попугаях» считает, что тезис «главное в танке - пушка» не лишен своей логики. И предлагая вашему вниманию краткое обозрение отечественных танковых пушек времен войны, он надеется, что в кругу любителей артиллерии поклонников прибавится, ну а если этого не случится, автор будет доволен, что постарался сказать свое слово в истории отечественной танковой артиллерии.

Основным танковым орудием калибра 45-мм в годы войны оставалась «сорокапятка» 20К обр. 1932 г. со всем «букетом» присущих ей недостатков. Несмотря на многочисленные попытки модернизации орудия, проводимые в 1933, 1934. 1935. 1937, 1938 гг. (благодаря чему к литературе можно встретить 45-мм танковые пушки обр. 1932 г., обр. 1934 г., обр. 1937 г., обр. 1938 г.), в орудии так и не удалось полностью искоренить его главный недостаток - неспособность надежного функционирования полуавтоматики при ведении огня осколочной гранатой или картечью. В 1940-41 гг. модернизированная пушка 20К обр. 1932/38 г. предполагалась для временного (до освоения 57-мм пушки) вооружения танка Т-50, и потому ее производство продолжалось дальше.

После прекращения выпуска Т-50 пушка понадобилась для установки в танк Т-70 (собственно, в данном случае танк создавался именно под пушку). Правда. вместо обещанной конструкторами двухместной башни на танк была установлена одноместная, и конструкция 20К была немного изменена. В частности, для нее применили новый гильзоулавливатель и спусковой механизм. В 1942 г. в конструкцию орудия были внесены некоторые изменения по типу ЗИС-19БМ, и новая пушка получила индекс 20Км. К концу года мощность выстрела «сорокапятки» уже не устраивала военных, но орудие 20 Км все-таки находилось в массовом производстве почти до конца 1943г.

Кроме отечественных танков пушка 20 К в опытном порядке устанавливалась в декабре 1941 г. на танк «Валентайн». Такую установку осуществило КБ завода № 92. где она получила индекс ЗИС-95. Но серийное производство этого орудия развернуто не было.


45-мм танковая пушка 20Км обр. 1932/38/42 гг. в башне танка Т-70.


Схема установки 45-мм танковой пушки 20Км в башне танка Т-70 (приведен вариант установки в литую башню Дедкова)

Oerlikon 20 mm/70

Британское спаренное орудие Oerlikon Mark V на HMS Starling

Классификация

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

Oerlikon 20 mm/70 (рус. «Эрликон» ) - семейство автоматических пушек калибра 20 мм, разрабатывалось швейцарской фирмой SEMAG, доработано и запущено в серию швейцарской фирмой Oerlikon в 1927 году. В годы второй мировой войны активно применялось как авиационное орудие и в составе корабельных и армейских средств ПВО малого калибра. До сих пор стоит на вооружении в некоторых странах. Было самым "используемым" 20-мм орудием второй мировой войны и самым массовым орудием в мире. Из этих орудий было сбито больше всего самолетов за всю историю войн.

Предыстория разработки орудия

Пушка Becker M2 в музее

Пушка Oerlikon L

Пушка Oerlikon S

Пушка Oerlikon FFS

В ходе Первой мировой войны немецкий инженер Рейнхольд Беккер разработал автоматическую пушку калибра 20 мм с использованием эффективного способа перезарядки, под патрон 20x70RB. Новая пушка нашла применение в качестве авиационной и зенитной модификаций, но, поскольку война уже заканчивалась, повлиять на ход боевых действий новинка не успела.

Версальский мир наложил строгие ограничения в части дальнейших разработок поверженной Германии. И, в частности, на разработку автоматических малокалиберных пушек, являвшихся в то время еще большой редкостью, был наложен строгий запрет. Потому Беккер продолжил разработку в Швейцарии в фирме Seebach Maschinenbau Aktien Gesellschaft (сокращенно SEMAG, известный в то время автомобильный концерн) расположенной вблизи Цюриха. Работы при этом финансировались формально несуществующим немецким артиллерийским департаментом. Однако, послевоенная Германия все более погружалась в политический кризис, переросший в кризис финансовый. В результате, финансирование проекта прекратилось и в 1921 году Беккер был вынужден продать патент на свою пушку концерну. SEMAG улучшил пушку Беккера и в 1924 году выпустил вариант под более мощный патрон 20×100 мм с несколько увеличенной скорострельностью, достигавшей теперь 350 выстрелов в минуту. Однако в том же году SEMAG разорился.

Фирма Oerlikon, названная так по месту расположения - пригороду Цюриха, приобрела все права на разработку пушки, производственные мощности и заполучила коллектив квалифицированных рабочих, трудившихся до сего момента на SEMAG. До этого основным направлением Oerlikon было производство электровозов, автомобилей, станков и пр. Фирма благополучно пережила годы первой мировой благодаря нейтралитету Швейцарии, и значительно обогатившись за счет военных заказов из воюющей Европы, решила пустить на развитие значительно возросший капитал. Там же под Цюрихом был организован филиал - Werkzeug Maschinenfabrik Oerlikon, ориентированный на производство металлорежущих станков и открытие перспективного оружейного направления. Позднее, в 1936 году оружейный филиал выделился в отдельную фирму Oerlikon Contraves AG (от латинского contra aves ≈ "против птиц"). Основным направлением деятельности фирмы стала разработка зенитных систем ПВО.

Основные модификации

Работы над орудием велись сразу по трем направлениям. Пушка, разрабатываемая на базе системы Беккера, получила обозначение Oerlikon F , на основе SEMAG - Oerlikon L , а собственную разработку обозначили как Oerlikon S . Все они имели одинаковый принцип действия и аналогичное устройство автоматики, а различались лишь незначительными конструктивными изменениями: длинной ствола, мощностью и начальной скоростью снаряда и скорострельностью. При этом все три направления, так или иначе, в целом, повторяли заложенные принципы автоматики Беккера: неподвижный ствол со свободным массивным затвором и магазинное питание. Oerlikon S предполагалось использовать в качестве как мобильного противотанкового средства, так и зенитного орудия.

Первые два варианта пушки, повторяющие прототипы были готовы уже в 1925 году, разработка Oerlikon S затянулась до 1927 года. Улучшенная версия, известная как Oerlikon 1S, появилась в 1930-м. Питание всех трех вариантов осуществлялось из коробчатого магазина емкостью 15 патронов, примыкаемого сверху. К началу 30-х годов фирма Oerlikon предложила все три системы на продажу.

В 1931 году были разработаны две новые системы Oerlikon AF и Oerlikon AL . Конструктивно они в точности повторяли аналогичные Oerlikon F и Oerlikon L, за исключением того, что на них рожковый магазин был заменен на оригинальный барабанный емкостью 15 или 30 патронов. Пушка Oerlikon S, позиционировавшаяся как зенитка, при этом подобной модернизации не претерпела.

В 1935 швейцарцы сделали новый вид пушки Flügelfest - ("крыльевая установка" ) получивший три варианта под обозначениями Oerlikon FFF , Oerlikon FFL и Oerlikon FFS . Улучшением в пушках стало снижение массы изделия, увеличение скорострельности и начальной скорости снаряда. Боекомплект был увеличен путём прямого увеличения ёмкости магазинов. Изготавливались варианты на 45, 60, 75 и 100 патронов, из которых самым ходовым стал 60-патронный вариант.

Качественно улучшенную серию FFS Oerlikon запустил в 1938 году - Oerlikon SS . Эта модель и особенно её разновидности периода уже Второй мировой войны выдавали скорострельность до 650 выстрелов в минуту. Она массово применялась на кораблях американского и английского флотов в качестве зенитного орудия малого калибра.

Последующие модификации

К началу мировой войны развитие авиационных версий Эрликонов было практически свернуто. По основным параметрам авиапушки Oerlikon FF все же уже уступали более поздним разработкам Hispano, ШВАК и Rheinmetall. А главный недостаток Oerlikon - невозможность синхронизации с двигателем, ограничивал ее эффективность, не смотря даже на рекордно малую массу и существенно подросший темп стрельбы.

Основным же направлением развития на фирме Oerlikon Contraves AG стали именно малокалиберные зенитные автоматы. Вслед за удачной и самой распространенной в годы войны Oerlikon SS , в 1942 году появилась усовершенствованная версия Oerlikon 1SS , в 1944 году Oerlikon 2SS . В последних версиях темп стрельбы подрос до 650 выстр/мин. В послевоенные годы появились еще более мощные зенитные автоматы KAA и KAB, в которых длину ствола увеличили с 70 до 85 калибров, применив более мощный патрон 20х128 мм. Дальнейшее увеличение мощности шло уже по пути увеличения калибра с 60-х годов на рынок были выпушены различные варианты 25-мм пушек Oerlikon KBA и 35-мм KDB, до сего дня состоящие на вооружении во многих странах.

История эксплуатации

Mitsubishi Ki-20, на аэродроме Хамацу. Помимо прочего на вооружении была одна 20-мм пушка Oerlikon L

Первые модели пушек не были коммерчески успешными. Авиапушки на момент начала 30-х годов были еще в новинку, большинство авиаразработчиков предпочитали вооружать самолеты привычными легкими и более скорострельными пулеметами винтовочного калибра. А швейцарские пушки обладали на тот период существенными недостатками. Малая емкость 15-зарядного магазина предполагала использование их лишь на турелях бомбардировщиков, а сравнительно большая масса и габариты, по сравнению со стандартными в то время пулеметами, предполагали, что эти бомбардировщики также должны быть достаточно большими, строительство которых могли себе позволить только достаточно ограниченный круг богатых стран, обладавших развитой авиапромышленностью.

Единственной страной интересовавшейся швейцарской разработкой, стала Япония, строившая по лицензии Junkers - гигантские тяжелые бомбардировщики Mitsubishi Ki-20. Для их вооружения использовались пушки Oerlikon L, обозначаемые в Японии как Тип 94. Но количество построенных в Японии гигантов ограничилось лишь шестью штуками, соответственно и закупки пушек для их вооружения также составили единицы.

Коммерческие неудачи не остановили производство, Oerlikon предлагал вместе с пушками большой ассортимент "аксессуаров", различные крепления для двигателя, турелей и крыльевых установок, пневматические и гидравлические механизмы заряжения, колесные и зенитные станки в пехотном, танковом и корабельном исполнении, а также различные магазины. На каждую из пушек предлагался набор из барабанных магазинов емкостью 30, 45, 60, 75 и 100 патронов, возможность использования старых 15-зарядных рожковых магазинов была также сохранена. Таким образом, швейцарцам на базе достаточно скромной по боевым параметрам пушки Беккера удалось создать к середине 30-х годов широко унифицированную систему оружия практически на все случаи жизни и любые капризы заказчика.

Достаточно агрессивная коммерческая политика фирмы Oerlikon во второй половине 30-х годов удачно совпала с революцией в авиационной промышленности. Время полотняных бипланов прошло, а их место все прочнее занимали скоростные цельнометаллические монопланы, для поражения которых стандартные пулеметы винтовочного калибра уже переставали быть эффективными. В этом плане 20-мм Oerlikon выглядели весьма привлекательно. Продажи резко пошли в гору. Партии авиационных пушек начали расходиться по свету. В ряд стран были проданы лицензии на производство.

Франция, Hispano-Suiza

Создание

Схема размещения пушки HS.9

D.510 (N 269) из 3-й эскадрильи GC II/1

Французская фирма Hispano-Suiza SA, была организована в Барселоне, Испания, в 1904 году для производства автомобилей, швейцарским инженером Марком Биркигтом при финансовой поддержке со стороны испанского короля Альфонса XIII (отсюда и название - "Испано-Швейцария"). Завод в Париже был основан в том же году, и стал головным предприятием фирмы. Франция, вышла из Первой мировой войны как один из самых известных производителей авиационных двигателей в мире.

В 1917 году фирмой разработан способ монтажа автоматической пушки между блоками цилиндров двигателя и стрельбы через полый вал винта. Этот способ был не только воплощен в жизнь, но и закреплен патентом. В 30-х годах, Hispano-Suiza, как компания, владеющая патентным правом на установку пушки в двигателе самолета, начала поиск подходящего оружия, пригодного для монтажа в своих двигателях. На тот момент наибольший интерес представляла серия новейших швейцарских автоматических пушек Oerlikon FF калибра 20 мм, которая была высоко оценена французскими ВВС.

Не смотря на прекрасные характеристики Oerlikon FF, продажи их сдерживала невозможность синхронизации пушки из-за конструкции автоматики, работавший на основе свободного затвора, а установке пушки в развале блоков цилиндров двигателей, мешал патент. Единственным решением, было сотрудничество между фирмами. И в данном вопросе интересы фирм Oerlikon и Hispano-Suiza удачно совпадали. В 1932 году между Oerlikon и Hispano-Suiza было заключено лицензионное соглашение. Oerlikon получал лицензию на использование патента по установке пушки в блоке цилиндров, а Hispano-Suiza получали лицензионное право на производство самой мощной из линейки швейцарских пушек - новейшей системы, еще только находившейся в разработке пушки Тип FFS. К началу 1933 года производство пушки Эрликон было освоено на заводе Hispano-Suiza в Колом Буа. Новая система получила обозначение "Автоматическая авиационная 20-мм пушка Hispano-Suiza", тип 7, или иначе, HS.7 . Во время подготовки французских заводов к серийному производству новой пушки были оптимизированы способы монтажа пушки Oerlikon FFS в развале цилиндров двигателя, в результате появилась модель НS.9 , вся механика и автоматика обеих пушек были идентичны как между собой, так и базовой модели пушки Oerlikon FFS.

Параллельно на Hispano-Suiza была разработана более мощная 23-мм версия пушки Oerlikon FFS, обозначенная как HS.8 . Автоматика была оставлена без изменений, лишь калибр был увеличен до 23 мм. Под нее был разработан свой патрон 23х120RB по конструкции и внешне повторяющий стандартный 20х110RB Oerlikon FFS. Однако последующие события заставили отказаться от запуска в производство этого орудия.

Конструкционные отличия

Внешне французские пушки HS.7 и HS.9 несколько отличались от послужившего им прототипом Oerlikon FFS. Так возвратная пружина, обернутая вокруг ствола и видимая на швейцарском Эрликоне, на французских пушках была полностью закрыта корпусом затвора, кроме того, пушки Hispano имели чуть более габаритный "набалдашник" в тыльной части, куда была "спрятана" пружина буфера, призванная гасить излишки энергии выстрела. Также несколько отличался замок крепления 60-зарядного барабанного магазина и, как уже отмечалось выше, на французских пушках подача патронов была только левосторонней. Французские пушки были несколько короче Oerlikon и на 9 кг тяжелее, кроме того, обладали меньшей скорострельностью.

Отличия в конструкциях были, вызваны тем, что в момент покупки лицензии Марком Биркье, швейцарская пушка еще, по сути, не была серийной. Швейцарцам потребовалось еще два года, чтоб довести свои орудия до "товарного" вида. Поэтому, процесс доработок, проводимый и Hispano Suiza, и Oerlikon, хоть и шел параллельными путями, но все же в исполнении отличался.

Патроны для пушек HS.7 и HS.9 конструктивно являлись копиями швейцарских 20х110RB Oerlikon, но отличались несколько меньшим ассортиментом - только фугасные, фугасно-зажигательные и учебно-тренировочные. Масса снаряда их составляла примерно 122 грамма, что также было меньше, чем у швейцарцев.

Вскоре после начала лицензионного производства пушек во Франции, между компаниями возник конфликт, и в 1933 году соглашение было разорвано . Производство пушек HS.7 и НS.9 во Франции было продолжено, но только до окончания срока действия лицензии. Hispano-Suiza выпустила несколько сотен пушек HS.7 и HS.9, а конструктор вынужден был приступить к разработке собственной конструкции пушки, которая впоследствии стала знаменитой HS.404 - одной из самых мощных авиапушек времен 2-й мировой войны.

Применение

Применение пушек HS.7 и HS.9 в Armée de l"Air было коротким и довольно бесцветным. Наиболее массово пушки HS.7 и HS.9 использовали для вооружения истребителей Dewoitine D.501 и D.510. К началу 2-й Мировой войны эти машины с неубирающимися шасси уже считались безнадежно устаревшими. Хотя им и довелось немного повоевать, но значимых успехов за ними не замечено. Другим истребителем, вооруженным "французскими Эрликонами" стала машина уже нового поколения Morane-Saulnier MS.405. Но этот истребитель был переходной моделью, выпущенный в небольшом количестве. Основной версией стал MS-406, вооруженный уже новой пушкой HS.404.

Таким образом французские пушки Oerlikon использовались лишь в авиации, ниша систем ПВО малого калибра у французов была занята 25-мм пушкой Hotchkiss .

Германия, MG FF

Создание

К началу 30-х годов немцам удалось в Швейцарии создать формально независимую компанию Waffenfabrik Solothurn A. G., контрольный пакет акций которой, принадлежал немецкому концерну Rheinmetall-Borsig. Целью создание фирмы Solothurn было развитие автоматических малокалиберных пушечных систем в обход ограничений Версальского договора. Одним из направлений развития фирмы являлось создание универсального автомата, способного конкурировать с пушками Oerlikon и, одинаково хорошо приспособленного для функций скорострельной зенитки, танковой и противотанковой системы.

К тому времени на должность инспектора министерства авиации Германии вступил Эрнст Удет, который выступал ярым последователем концепции маневренного истребительного воздушного боя на малых дистанциях. В то же время, Удет, будучи достаточно прогрессивным руководителем, вполне отдавал себе отчет в том, что время скорострельных пулеметов винтовочного калибра в авиации подходит к концу, и для вооружения новых истребителей требуется значительно более мощное оружие, нежели стандартные пулеметы MG.17.

На момент 1936 года такого орудия у немцев не было и по инициативе Удета было заключено лицензионное соглашение со швейцарской фирмой Oerlikon Contraves AG, которая незадолго до того выпустила на рынок три вида автоматических пушек (FFS, FFL и FFF). Немцы высоко оценили потенциал швейцарских пушек, для лицензионного выпуска была выбрана самая легкая и скорострельная FFF. Для выпуска ее в Германии было выбрано небольшое предприятие Ikaria Werke Berlin.

Конструкционные отличия

MG-FF в крыле истребителя Bf.109e

Схема размещения пушки в крыле Bf.109e

Немецкий вариант Oerlikon, получивший обозначение MG FF был несколько переработан. Штатный швейцарский патрон 20х72RB посчитали слишком слабым. Был разработан чуть более мощный 20х80RB. Для компенсации большей мощности разгонного заряда пришлось на 60 мм увеличить длину ствола, в результате несколько возросла масса пушки, но характеристики оружия практически не изменились.

Выпуск пушки MG FF на заводе "Ikaria Werke Berlin" был освоен в 1937 году. Практически одновременно было разработано две модели пушки MG FF ausf А и MG FF ausf В. Первый вариант имел механический спусковой механизм и был ориентирован, в основном, для подвижных турельных установок, MG FF ausf В имел электроспуск и предназначался для фиксированных крыльевых и моторных установок. Вначале питание пушек MG FF осуществлялось из 15-зарядного рожкового магазина M15/FF для подвижных установок и 60-зарядного барабанного магазина Т 60/FF для фиксированных вариантов. Позднее, для турелей бомбардировщиков были разработаны барабанные магазины емкостью 30 патронов - Т 30/FF и 45 патронов Т 45/FF.

Механика и принцип действия пушек MG FF и MG FF/М был идентичен базовой конструкции швейцарского Oerlikon FFF. Cтандартной комплектацией немецкого исполнения в фиксированном исполнении был механизм пневматической зарядки и электоспуска. В турельной установке пушка обычно комплектовалась защитным кожухом, надеваемым на ствол в районе затвора, спаренным секторным прицелом, рукоятками и плечевым упором. Для использования пушки в эскадрах ночных истребителей, обычно MG FF комплектовалась увеличенным пламегасителем.

Специально для Focke-Wulf FW.190 были разработаны более емкие 100-зарядные барабаны T100/FFM (обычно в них загружались не более 90 патронов) и электрическая ленточная подача GZ.1-FF, способная тянуть ленту емкостью до 2000 патронов. Обычно, как правило, емкость патронного ящика на FW.190 ограничивалась 100-120 выстрелами.

Для новых пушек был разработан большой ассортимент боеприпасов. Согласно немецким руководствам конца 30-х годов существовало, по крайней мере, 15 типов снарядов самого разного назначения от фугасных гранат с трассером и без, до специальных противокорабельных бронебойных, не содержащих взрывчатки.

Столкнувшись с проблемой борьбы с весьма прочными и живучими британскими дальними бомбардировщиками Whitley и Wellington периодически совершавших рейды в тылы Германии, немцы ощутили еще один недостаток пушки. Штатные 117-граммовые фугасно-трассирующие снаряды, содержащие лишь 3.7 грамм взрывчатки пентрита, оказались слишком слабыми для того, чтоб нанести фатальные повреждения бомбардировщику с одного захода. Грядущее появление над Германией еще более мощных и защищенных четырехмоторных бомбовозов еще более обостряло проблему.

Проблему решили созданием нового фугасного снаряда Minengeschoss. Снаряд весил 92 грамма вместо 115-117 грамм старых снарядов. Чтобы сохранить баланс взаимодействия более легкого снаряда и механизма автоматики пушки пришлось значительно облегчить затвор пушки, а усилие возвратной пружины уменьшить. В результате появилась новая модификация пушки MG FF/M , внешне практически неотличимая от версии MG FF. При этом, боеприпасы для старый версий MG FF и новых MG FF/М были, не взаимозаменяемы. Модификации пушек не требовали значительных технологических усилий и изрядное количество выпущенных пушек MG FF просто модернизировалось в полевых мастерских до стандарта MG FF/М путем замены затвора и возвратной пружины.

Применение

Немецкая зенитная установка 2cm Flak 28 в музее.

Первые опыты по установке пушки MG FF относятся к 1937 году. На экспериментальном истребителе Bf.109 V4 пушку впервые установили в блоке цилиндров двигателя. Но испытания были прекращены из-за недостаточного охлаждения пушки и сильной вибрации. Летом 1937 года испытывался Bf 109 V8 с парой пушек MG FF в консолях крыла. Правда и этот вариант в то время не удалось запустить в серию. Доводка пушечных установок затянулась, и только самолеты серии Е в середине 1938 года получили крыльевые пушки в качестве штатного вооружения. Фирме Хейнкель удалось решить вопрос установки пушек на свой Не 112 почти на год раньше Мессершмитта.

При этом, размещение пушки в крыле истребителей представляло изрядные трудности. Весьма громоздкий барабанный магазин тривиально не помещался в крыле. Разрабатывались несколько вариантов монтажа. Если пушка размещалась в стандартном вертикальном исполнении, пушку приходилось выводить за пределы крыла вниз, закрывая обтекателем, но и в этом случае барабан выступал наружу сверху, и его тоже приходилось закрывать обтекателем сверху. При перевороте пушки на бок барабан выступал и сверху, и снизу. В результате, стандартным серийным исполнением размещения пушки MG FF в крыле Мессершмиттов Bf 109Е стала установка пушки, повернутой под углом примерно на 45 градусов. Выступающий сверху барабан прикрывался обтекателями.

К началу Второй Мировой войны пушка MG FF уже стала стандартным вооружением немецких истребителей Bf 109Е и двухмоторного Bf 110 . Ограниченный выпуск пушки, пока, правда, не позволял использовать их в качестве оборонительного вооружения на турелях бомбардировщиков. Турельные версии пушки начали устанавливать на ряде немецких бомбардировщиков с конца 1941 года. Причем, предназначение пушечных турелей было не столько оборонительное, сколько наступательное, для штурмовки наземных и надводных целей. Пушка MG FF устанавливалась в нижней передней установки бомбардировщиков Focke-Wulf FW.200C, Heinkel He.111H6, на некоторых субмодификациях Junkers Ju.88 и Dornier Do.217 пушка размещалась в передней кабине штурмана. Такие пушечные установки оказались очень полезными для атак союзных морских конвоев в Атлантике и Средиземноморье.

В ходе битвы за Британию мощь пушечного вооружения истребителей Люфтваффе резко контрастировала с пулеметными батареями английских истребителей. Но, в то же время, проявились и очевидные недостатки пушки MG FF - относительно низкая скорострельность и малая начальная скорость снаряда, предопределявшие предельную прицельную дальность ведения огня до 400 метров, то есть практически не имеющую преимущества перед пулеметами.

К концу 1941 года, не смотря на все старания немецких инженеров, пушка MG FF уже перестала отвечать требованиям современной войны. Ее неоспоримые качества в части малой массы и технологической простоты не компенсировались очевидными недостатками - малым темпом стрельбы, невозможностью синхронизации с двигателем и громоздким барабанным магазином. Несмотря на это крыльевые модификации пушки продолжали использоваться на новых истребителях Focke-Wulf FW.190 , эти орудия дополняли штатное вооружение из двух пулеметов и двух синхронных пушек MG 151.

Как и во Франции, в основном пушки применялись в авиации. В качестве систем ПВО малого калибра немцы использовали свои системы 2cm Flak 30 , а позднее 2cm Flak 38 и 2cm Flakvierling 38 , однако несмотря на наличие собственных разработок на вооружении вермахта встречались 20-мм орудия Oerlikon под маркировкой 2cm Flak 28 , и чехословацкие 2cm VKPL vz. 36 Oerlikon.

Япония, Type 99

Создание

21 мая 1936 года было подписано соглашение на лицензионное производство двух типов авиационных пушек - Oerlikon FFF и FFL, от самой мощной FFS, предназначенной главным образом для установки в моторы, японцы отказались. Лицензионное соглашение включало в себя не только права на выпуск оружия, но и поставку полного комплекта оборудования, технической поддержки и обучения персонала, то есть создания на территории Японии завода по производству пушек "под ключ". К концу весны 1936 года под выпуск авиапушек в Японии была основана фирма, получившая претенциозное название Dai Nihon Heiki kaihatsu K. K (Акционерное общество разработки оружия «Великая Япония»). Местом для производства был выбран арсенал флота в городе Томиока. К лету 1937 года была полностью линия по производству пушек Oerlikon FFF смонтирована. Прогнозируемая производительность линии ожидалась порядка 200 пушек в месяц.

Первые Oerlikon японского производства сошли с конвейера в Томиока в начале августа 1937 года. В период освоения производства пушек японские министерства армии и флота предприняли попытку унифицировать вооружение своих самолетов. Пушка Oerlikon планировалась не только для флотских самолетов, но и для армейских. В этой связи производство ее начали готовить и на армейской фирме Nippon Special Steel (Nihon Seikosho). 25 августа японские военные руководители, весьма довольные ходом работ по производству пушек прибыли в Швейцарию для дальнейшего сотрудничества с фирмой Oerlikon. Японскую делегацию возглавлял принц Чичибу в сопровождении виконта Маеды и еще нескольких армейских и флотских офицеров. В Японию делегация возвращалась с подписанным лицензионным соглашением на производство последней из линейки швейцарских пушек Oerlikon FFS, от которой первоначально японцы отказались как от слишком тяжелой и малоскорострельной. Однако выпуск пушки FFS в Японии так и не состоялся.

В конце 1937 года японские Oerlikon FFF, обозначаемые на тот момент как Е-Shiki-1 (название Е-Shiki-2 было зарезервировано для модификации FFL, линия для производства которой на момент 1938 года еще только монтировалась), удалось испытать в бою. Первым самолетом, получившим на вооружение пушку Type Э стал базовый бомбардировщик флота G3M. На модификации G3M2 или Type 96 model 2 впервые в японском флоте появилась пушечная оборонительная установка, смонтированная в экранированном блистере на "спине" машины.

В 1941 году японская пушка Е-Shiki получила свое привычное ныне обозначение Type 99-1 для версии FFF и Type 99-2 для FFL.

Конструкционные отличия

Турельная версия пушки Type 99-1

Турельная версия пушки Type 99-1 с пристегнутым магазином.

В турельном исполнении японские инженеры нашли простое и гениальное решение, до которого не додумались ни в Швейцарии, ни в Германии, ни во Франции, где также выпускали Oerlikon в турельном исполнении. Громоздкий барабанный или коробчатый магазин, расположенный в верхней части ствольной коробки, существенно затруднял прицеливание. Японцы просто развернули пушку магазином вниз, а прицельные приспособления смонтировали с обратной стороны. В казенной части был смонтирован эргономичный деревянный плечевой упор и две пистолетные рукоятки со спусковым крючком. Во избежание случайных ожогов стрелка ствол и массивный затвор были закрыты перфорированным кожухом. Питание осуществлялось из стандартных барабанных магазинов емкостью 15, 30, 45 или 60 патронов. Некоторые неудобства, конечно, доставлял выброс гильз с правой стороны верхней части ствольной коробки, но это неудобство вполне можно было пережить.

Попытка исправить положение с малым боекомплектом была в той или иной степени успешно, предпринята в 1942 году, когда на фронте появилась новая версия крыльевой пушки Type 99-1 model 3 , оснащенная барабанным магазином увеличенной емкости на 100 патронов. Эта модификация пушки, более ничем практически не отличалась от ранней Type 99-1 model 1.

К осени 1942 года на фирме Dai Nihon Heiki было, освоено производство более мощной пушки Type 99-2, обладавшей значительно лучшей баллистикой и более мощным патроном. Правда, и темп стрельбы был ниже, чем у короткоствольной Type 99-1, не превышая 480 выстр/мин. В пушке Type 99-2 изначально было предусмотрено использование трех видов барабанных магазинов емкостью 45, 60 и 100 патронов. Это орудие впервые стало устанавливаться на истребители Zero А6М3а model 22а. Постепенно длинноствольная пушка Type 99-2 начала менее мощную Type 99-1.

Пушка Type 99-2 model 4

К концу 1943 года доктором Масая Кавамура, работавшего на фирме Nihon Seikosho (Nippon Special Steel), был разработан механизм ленточной подачи. Лента с распадающимися звеньями приводилась в движение затвором пушки. Усилие его хватало на протяжку ленты длиной до 250 звеньев. Параллельно подобные механизмы были запущены в производство и для Type 99-1, и для Type 99-2. В результате новые модификации с ленточной подачей получили обозначение, соответственно Type 99-1 model 4 и Type 99-2 model 4 . На этих версиях заодно удалось несколько поднять практическую скорострельность орудий (соответственно до 550 и 500 выстр/мин).

В мае 1945 года в серию пошла последняя, самая совершенная версия Type 99-2 model 5 , у которой была переработана конструкция возврата затвора. Вместо одной мощной пружины, был установлен блок из четырех параллельных пружин меньшего размера и усилия, что позволило улучшить плавность хода затвора и увеличить цикличность стрельбы. Практическая скорострельность у этой версии пушки достигала 720 - 750 выстр/мин.

Применение

Руководству Oerlikon удалось продать лицензию на производство линейки швейцарских пушек Oerlikon FFS как на идеальное противотанковое и зенитное орудие, однако выпуск пушки FFS в Японии не состоялся. После очередного конфликта армии и флота работы были прекращены. Японцы имели собственные разработки Масая Кавамуры в виде, универсальной противотанковой, зенитной и авиационной системы, реализованной в ПТР Type 97, зенитном автомате Type 98 и авиапушках Но-1 и Но-3.

Флот же также отказался от выпуска зенитного автомата на базе пушки Эрликон FFS, посчитав, что состоявший на вооружении 25-мм зенитный автомат Type 96 , превосходя Oerlikon по мощности выстрела, вполне удовлетворяет насущным нуждам ПВО. Потому японские пушки Oerlikon использовались только в авиации.

Первые же бои 2-й Мировой войны показали неоспоримое преимущество пушечного вооружения истребителей Zero над машинами союзников однако, выявили и недостатки. Недостаточная скорострельность пушек, не превышавшая 520 выстр/мин и начальная скорость порядка 600 м/с, которая в купе с достаточно коротким стволом и маломощным патроном, не обеспечивала настильность траектории и достаточной прицельной дальности. Малый боекомплект 60-зарядного барабанного магазина не обеспечивал достаточной автономности истребителя, который сам по себе славился исключительной дальностью полета. Ввиду этого, многие японские морские летчики в бою старались не использовать без крайней нужды пушечное вооружение, экономя боеприпасы. К сожалению для них, устаревшие самолеты союзников на Тихом океане, с которыми японцам пришлось столкнуться в первые месяцы боев, быстро исчезли со сцены, а их место заняли очень прочные и хорошо защищенные машины, которые прекрасно держали повреждения от пулеметного огня винтовочного калибра. Правда, 127-граммовый фугасный снаряд пушки, содержащий 10 граммов гексогена, при попадании во вражеский самолет производил серьезные разрушения. По мощности он лишь незначительно уступал снаряду пушек Hispano, использование которых союзниками на Тихом океане было крайне ограниченно.

Ближе к концу войны пушка Type 99-1 уже практически перестала использоваться на истребителях. Морские летчики, столкнувшись с проблемой борьбы с весьма прочными и защищенными американскими бомбардировщиками, предпочитали пожертвовать скорострельностью в угоду дальнобойности и мощности. Правда, на ряде самолетов иногда пытались комбинировать вооружение из скорострельных Type 99-1 и более мощных Type 99-2. Одним из таких истребителей был базовый перехватчик флота Raiden. В версии J2M3 он был вооружен двумя пушками Type 99-1 и двумя Type 99-2. Впрочем, такая комбинация вооружения оказалась неудачной. Пушки обладали разной баллистикой, и вести прицельный огонь из четырех стволов по одной цели было весьма проблематично.

Попытки флотского руководства в течение всей войны поддерживать на современном уровне явно устаревшее оружие, сыграло негативную роль. Достаточно передовая система на момент своего появления в начале 30-х годов, Oerlikon уже к середине войны оказалась устаревшей. С одной стороны, легкая и технологичная конструкция, обладала целым букетом объективных недостатков. По практической скорострельности пушки Type 99 существенно уступали всем современным им системам. Но японское флотское руководство слишком активно цеплялось за нее, имея свой интерес в поддержании производства устаревшего оружия.

Польша, Polsten

Британская 20mm Polsten Mk II

Канадская зенитная установка на базе строенной 20-мм пушки Polsten

Создание

Довольно большую партию пушек Oerlikon FFF закупила Польша для вооружения своих истребителей нового поколения. Но до оккупации страны немцами польские истребители PZL P.24, вооруженные пушками так и не успели поступить на вооружение. Характерно, что поляки, изучив конструкцию швейцарской пушки, сумели существенно доработать ее конструкцию. На базе Oerlikon перед самой войной была создана 20-мм пушка, экспонировавшаяся как универсальное орудие, способное выполнять функции как авиационной, так и противотанковой или зенитной.

К моменту оккупации Польши существовали лишь опытные экземпляры. Группе польских инженеров удалось покинуть Польшу с комплектом документации и опытными образцами. Работа над пушкой была продолжена в Великобритании инженерами Sten Co на заводах Royal Small Arms Factory. Для приемных испытаний были построены 2 экземпляра. По окончании испытаний поступили заказы на 40000 орудий.

Также Polsten выпускалась в Канаде на фирме John Inglis в Торонто, и состояла на вооружении с 1944 по 50-е годы.

Конструкционные отличия

Польское орудие было существенно более технологичным. Так количество деталей было уменьшено с 250 у Oerlikon до 119. Существенно снизилась цена. Если по курсу 1940 года пушки Oerlikon стоили порядка 350 английских фунтов, то польская пушка в районе 70. Polsten имел рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, питание патронами осуществлялось из 30- или 60-зарядных магазинов.

Применение

В 1944 году пушка Polsten Mk.I была принята на вооружение в Великобритании в качестве мобильной пехотной системы, устанавливаясь на колесный станок, а также монтируясь в многоствольных зенитных установках, на танках и бронетранспортерах. Существовал интересный вариант зенитной платформы 20mm Polsten, Mk II предназначенный для воздушных десантников. Планер Airspeed AS51 Horsa перевозил помимо зенитной платформы джип, прицеп с боеприпасами и мотоцикл. Что существенно усиливало десантников в тылу врага. Массово подобные системы были задействованы в ходе операции "Varsity" (Рейнская воздушно-десантная операция) в марте 1945.

Великобритания, 20 mm/70 (0.79")

Создание

Британское Противотанковое 20-мм орудие Oerlikon на гусеничном лафете.

Британская танкетка-тягач Carden Loyd Mark IV буксирующая тележку для расчета и Противотанковое 20-мм орудие Oerlikon.

Великобритания испытывала пушки Oerlikon, купив небольшую партию в 1935 году. Пушки оценивались в качестве авиационных, противотанковых и зенитных. Правда, на тот момент англичане, так и не приняли пушку на вооружение. Несколько лет спустя английская авиация, столкнулась с немецкими Oerlikon в битве за Британию.

Британский флот, напротив заинтересовался швейцарской пушкой в качестве корабельной зенитки ближнего действия. C конца 30-х годов развитие зенитных автоматов на базе Oerlikon выделилось в отдельное направление. Основой для развития послужил самый мощный Oerlikon FFS. В 1938 году на базе этой конструкции был разработан зенитный автомат Oerlikon SS. Разработка специализированного зенитного автомата была вызвана требованиями англичан поднять скорострельность орудия.

В 1937 году британское Адмиралтейство инициировало серию испытаний, чтобы найти подходящее оружие для вооружения торговых судов и военных кораблей для защиты от самолетов в ближней зоне ПВО. Они отказались от Oerlikon FFS модели 1934, но в 1938 году Адмиралтейство уведомило фирму-разработчика, что если бы они смогли поднять начальную скорость и продемонстрировать, что оружие может использоваться и неквалифицированным персоналом (таким как рыбаки и моряки торгового флота) то это было бы вполне приемлемо. Oerlikon внесли необходимые изменения и первые прототипы измененной конструкции Oerlikon SS - были предоставлены для испытаний в конце 1939 года. Они сразу же были приняты на вооружение под названием 20 мм Mark I . Великобритания тут же разместила крупный заказ на закупку 1500 штук этих орудий в Швейцарии и приобрела лицензию на их производство. Тем не менее, лишь 109 штук орудий была поставлена швейцарской фирмой заказчику до оккупации Франции, через которую проходил маршрут доставки. Именно поэтому так мало британских кораблей было вооружено Oerlikon на начало войны.

Незадолго до капитуляции Франции, британцы получили согласно приобретенной лицензии полный набор рабочих чертежей этой пушки. Они были привезены из Швейцарии Стюартом Митчеллом, который ранее был инспектором военно-морских контрактов на поставку боеприпасов на заводе Oerlikon в Цюрихе. Для производства автоматических пушек был создан завод в пригороде Лондона Райслип. Большие трудности пришлось преодолеть как с оборудованием, так и с квалифицированным персоналом, прежде чем осенью 1941 года начался выпуск Oerlikon, получивших название 20 мм Mark II .

Конструкционные отличия

Британская пушка 20 мм Mark I - это Oerlikon SS произведенный в Швейцарии. Британская пушка 20 мм Mark II - это Oerlikon SS произведенный в Великобритании, имела небольшие отличия в конструкции буфферной пружины. Дальнейшая, разработка ограничилась созданием различных модификаций зенитных турелей, в том числе многоствольных, (см. раздел ).

Применение

США, 20 mm/70 (0.79")

Создание

Производство Oerlikon на заводе Hudson Motor Company, Октябрь 1941г.

Американцы также тщательно изучали швейцарские орудия в 1936 году, но как и англичан их не устроила низкая скорострельность в итоге сделали ставку на собственные разработки и лицензионный выпуск пушек Hispano. Во время второй мировой войны коммерческий директор Oerlikon, Энтони Газда (Antoine Gazda), очень много сделавший для продвижения пушек на мировой рынок, отправился в США с пакетом документации на последние разработки фирмы. Новые пушки, включавшие также и 23-мм варианты позиционировались как "лучшее универсальное средство для борьбы с вражескими пикировщиками" , скромно назвав разработки своим именем. "Разработки" Газды были изучены американцами, по некоторым сведениям были даже построены опытные образцы, однако, американцы пришли к выводу, что пушки, предлагаемые Газдой являются лишь усовершенствованными Oerlikon, ничем особо не превосходящими его.

Флот США еще в 1940 году начал искать более мощное оружие для замены крупнокалиберных пулеметов Browning. После проведения сравнительных испытаний было рекомендовано принятие на вооружение швейцарских Oerlikon официально 9 ноября 1940 года. Производство было запущено быстро. Первое орудие для испытаний в США было изготовлено 8 июня 1941 года.

Конструкционные отличия

  • Mark 1 - оригинальный швейцарский Oerlikon. Небольшое количество этих моделей было произведено в США на стадии прототипирования.
  • Mark 2 - модификация запущенная в производство на территории США. Отличалась конструкцией буфферных пружин, наличием ребер воздушного охлаждение и двумя запорными пазами.
  • Mark 3 - Аналог Mark 2 с меньшим количеством ребер воздушного охлаждение и одним запорным пазом.
  • Mark 4 - Наиболее массовая модификация производства США. Была полностью переработана с использованием английской системы мер (предыдущие модификации были выполнены в метрической системе). Буфферные пружины были заменены на одну более мощную. В четвертой модификации Mark 4 была переработана форма каморы, облегчавшая выход стрелянныъх гильз. Кроме того многие детали подверглись глубокой переработке, для повышения технологичности. В результате время производства одного орудия в США сократилось с 428.4 человеко-часов на орудие (в 1941 г.) до 76.2 человеко-часов (в сентябре 1944).

Оригинальный швейцарский Oerlikon Mark 1 мог вести одиночный огонь, все американские модификации утратили эту способность и были предназначены только для автоматического огня.

Революционным был вклад американцев в систему прицеливания пушки. В 1943 году на вооружение был принят прицел Mark 14 что сделало эти пушки более эффективными (см. раздел ).

Как и британцы США разрабатывали различные варианты зенитных турелей, (см. раздел ).

Применение

По состоянию на 7 декабря 1941 года было произведено 379 автоматических пушек. С началом войны на Тихом океане производство было резко увеличено и в общей сложности 124 735 орудия Oerlikon были изготовлены в США, прежде чем производство было прекращено в 1945 году.

В период с декабря 1941 года по сентябрь 1944 года 32% от всех японских самолетов, сбитых зенитками флота, были сбиты из этих орудий, а во второй половине 1942 года почти половина (48,3%) была сбита пушками Oerlikon.

К концу войны на американских кораблях все свободное пространство занималось одно и двухствольными установками Oerlikon. Это оружие оказалось очень популярным на флоте из-за простоты обслуживания и хорошей скорострельности.

Эти зенитные пушки являлись "последним рубежом обороны" против японских камикадзе, прорвавшихся через истребительные заслоны, 5-дюймовки дальнего действия и многоствольные 40-мм Bofors среднего радиуса. На линкорах и тяжелых авианосцах количество стволов Oerlikon к концу войны перевалило за сотню штук.

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года является основной артиллерийской системой большой мощности, стоящей на вооружении советских корпусов времен Великой Отечественной войны. Орудие было рассчитано на нанесение сокрушающего огневого удара по закрытым позициям противника в полосе фронта. Использование этого орудия в больших количествах на ограниченном участке фронта создавало необходимый ударный кулак для наступающих войск.

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Идея создания нового и мощного орудия, способного вести навесной огонь и стрелять по пологой траектории возникла у командования РККА в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило коллективу советских конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова разработать мощную гаубицу-пушку нового типа, используя технические наработки по 152 мм орудию 1910/34 года. Основные работы велись в КБ завода №172, расположенном в г. Мотовилиха Пермского края. К 1936 году новое орудие было в основном готово. Главными особенностями конструкции стали длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет со сдвоенной колесной базой.

После успешных полигонных стрельб и буксировочных испытаний новое орудие было принято на вооружение. В серию оно пошло в 1937 году под названием 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года.

Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в г. Мотовилихе. За годы выпуска с 1937 по 1946 с конвейера сошло 6884 орудия.

  • Расчет - 9 человек.
  • Боевая масса - 7,27 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда - 655 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от - 3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения - 58 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы - 17230 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные снаряды, шрапнель.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда - 43,6 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.

Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово применялась в ходе вооруженного конфликта на р. Халкин-Гол, в советско-финской войне 1939-40 годов и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Стол артиллерийского орудия МЛ-20 использовался в 1942-44 годы для крепления новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.

Фото

Орудие калибра 152 мм, образца 37 года, известное как МЛ-20 и получившее индекс 52-Г-544А – отечественная гаубица-пушка, использовавшееся в период 2МВ. Г-П массово производилось с 37 по 46 год. Использовалось (и используется) многими государствами мира. Применялось почти во всех военных конфликтах с середины 20 века. Одни из самых мощных отечественных самоходных установок 2МВ ИСУ-152 и СУ-152 были оборудованы данными гаубицами. Из ставших на вооружение орудий – МЛ-20, одно из лучших конструкторских решений ствольных орудий по сей день. МЛ-20 сыграло огромную роль в развитии и модернизации отечественных артиллерийских установок во второй половине 20 века.


Создание МЛ-20
К 30-м годам на вооружение Красной армии из корпусного звена арторудий было только осадное орудие образца 1910 года. Орудие было создано французской компанией «Schneider» для вооруженных сил России. Его активно использовали в Первую мировую и в других военных конфликтах. К 1930 году данное орудие было уже морально устаревшим, но его все же модернизируют. Боевые характеристики повысились, а вот мобильность, угол и скорость наводки оставляли желать лучшего. Последний раз его пытались модернизировать в 35-36 годах на заводе №172, но главное артуправление данное направление работ не поддержало. Конструкторы завода начинают разработку нового орудия.

Заводские конструкторы создали два орудия МЛ-20 и МЛ-15. Создание МЛ-15 велось по заказу главного артуправления. МЛ-20 – собственная инициатива конструкторов. От морально устаревшей пушки им досталось в наследство – ствол, затвор, устройства противоотката. В середине 36 года МЛ-15 отправляют на учебный полигон для испытаний. Испытания признаны неудачными, и орудие отправляют на доработку. Начало 37 года – повторные испытания доработанной МЛ-15, испытания признаются успешными. Орудие МЛ-20 отправили на испытания в конце 36 года, в 37 году проходит успешно войсковые испытания. Именно после этих испытаний с небольшими доработками, МЛ-20 рекомендуют к использованию в вооруженных силах. Конец сентября 37 года – МЛ-20 официально, как 152-мм гаубица-пушка образца 37 года, принимается на вооружение в Советскую армию. Неоднозначный выбор Г-П МЛ-20 вместо Г-П МЛ-15 на сегодня малообъясним. МЛ-15 была явно легче МЛ-20, имела достаточно высокую на то время скорость транспортировки – до 45 км/ч. Современная и сложная конструкция лафетной части, однозначно не числятся в недостатках МЛ-15. Кстати уже через некоторое время Г-П МЛ-20 модернизировали, и лафет напоминал конструкцию от МЛ-15. Некоторые источники сообщают о том, что выбор сделан из-за финансовой стороны вопроса – производство МЛ-20 обходилось дешевле, чем МЛ-15.

Конструкция МЛ-20
Как следует из названия МЛ-20, она является артсистемой с преобладанием гаубичных свойств. Обладала конструкцией с лафетом и станинами раздвижного исполнения. Ствол имел два варианта исполнения – моноблок и скрепленный. Остальное оснащение: поршневой затвор, гидравлический откатный веретенообразный тормоз, гидропневматический накатник. Заряжение Г-П – раздельное. Затвор оборудован механизмом для принудительного выброса гильзы при открывании после производства выстрела, и предохранитель, который запирает затвор после раздельного заряжания, но до совершения выстрела. При необходимости, когда необходимо разрядить гаубицу-пушку, то переключают предохранитель для производства открытия затвора. Механизм удержания гильзы, помогает производить заряжания на высоких углах. Стрельба совершается с помощью спускового шнура, который при натяжении, нажимает курок. Г-П МЛ-20 оборудована механизмом взаимной замкнутости, он не давал открыться затвору орудия, если устройства противоотката не соединены со стволом правильным способом. Дульный тормоз со щелевидными отверстиями, смягчал отдачу на противооткаты с лафетом. Откатник с накатником были обеспечены по 22-а литра специальной жидкости, давление в них равнялось 45 атмосферам.

Отличительная особенность Г-П МЛ-20 – набор начальных скоростей и углов возвышения, что задаются одним из дюжины снарядов. Результат такого набора, гаубица под боеприпасы с навесной траекторией, пушка под боеприпасы с настильной траекторией. МЛ-20 оснащался прицелом телескопического типа для совершения выстрела по прямой наводке, и панорамой для производства выстрела по навесной траектории. Вследствие, того что используемых боеприпасов оказалось достаточно много, расчет различных поправок и траекторий для каждого из них по отдельности занимал бы достаточно большой отрезок времени - под них создают метеобаллистический сумматор. Данное решение – комбинация из линейки логарифмического типа и справочной таблицы. При его использовании, время на расчет траектории и метеоданных для стрельбы значительно сократилось. Удачное использование сумматора во время 2МВ, показало его высокую эффективность. После 2МВ, сумматор стали выпускались со всеми новыми образцами орудий. Лафет, имеющий станины раздвижного типа, оборудовался механизмом уравновешения и прикрытием в виде щита. Колеса из металла имели резиновые шины и пластинчатые рессоры. Перемещение Г-П МЛ-20 осуществлялось при оттянутом стволе. Переход для боевого применения занимал в среднем 9 минут. Скорость перемещения в полевых условиях – 5-8 км/ч. Лафет получил название «52-Л-504А», также применялся при модификации 122 мм орудия А-19.

Применение МЛ-20
В основном МЛ-20 применялась как орудие закрытых позиций, и использовалось для поражения и уничтожения открытой и укрытой живой силы противника, фортификаций и заграждений, объектов размещенных на передней линии фронта. Взрыватель гранаты осколочно-фугасного действия ОФ-540,выставленный на осколочное действие придавал гранате весом 43.5 килограмм, следующие поражающие характеристики: 8 метров в глубину и 40 метров в ширину от места падения. Меньшее число осколков по сравнению с гаубичной гранатой, обеспечивали бронебойность до 3 сантиметров. Огонь такими гранатами позволял наносить поражение не только личному составу, но и бронированной техники противника. Поражению подвергалась вся бронетехника до средних танков включительно. Техники с тяжелой броней, гранаты выводили из строя ходовую часть, орудия и прицельные приспособления.

Первое применение в боевых действиях – бои на Халкин-Голе. Использовалась для уничтожения и поражения укрепленных сооружений линии Маннергейма. Применялась во Вторую мировую, заметную роль сыграла на Курской дуге как эффективное средство борьбы с новейшими танками и бронированной техникой противника. После Победы хорошо зарекомендовавшие себя орудие поставлялось в дружественные страны, еще долго использовалось в собственных вооруженных силах, и учувствовало во многих крупных военных конфликтах второй половины 20 века. Некоторые страны Африки и Азии до сих пор используют МЛ-20 в вооруженных силах.

МЛ-20 на самоходных установках:
- самоходное орудие 2МВ – СУ-152. База от танка КВ-1с. Серийно выпускалась в 43 году. Количество – 670 единиц;
- артиллерийская самоходная установка – ИСУ-152. База от танка ИС-1. Серийно выпускалась с 43 по 46 год. Количество – 3242 единицы;
- артиллерийская самоходная установка – ИСУ-152 выпуска 45 года. База от танка ИС-3. Серийно не выпускалась Количество – 1 прототип.