Броня для поднебесной. Современные китайские танки (фото). Лучший китайский танк

Одним из современных поводов для гордости китайской оборонной промышленности является основной танк «Тип 99». На данный момент эта боевая машина представляет собой наивысшее достижение танкостроителей Китая и объединяет в себе все новейшие наработки в этой области. Китайские военные и промышленники нередко называют танк «Тип 99» одним из лучших представителей своего класса в мире. Утверждается, что он по своим характеристикам превосходит большую часть современных танков и уступает лишь нескольким типам. Корректность подобных высказываний является темой отдельного разговора. Тем не менее, нельзя не признать, что за последние полвека с лишним Китай проделал большой путь в области танкостроения и к настоящему времени сформировал полноценную конструкторскую школу. Для этого ему понадобилось потратить массу времени, сил и средств, которые ушли на конструирование и производство нескольких моделей танков.

Необходимо отметить, что китайские военные познакомились с танками еще до образования КНР. Первые бронемашины этого класса появились в Китае во время т.н. Эры милитаристов. В середине двадцатых годов Фэнтянская клика, возглавляемая Чжан Цзолинем, купила у Франции 36 легких танков FT-17, которые и стали первой китайской техникой такого класса. В дальнейшем, после объединения Китая, новое правительство начало закупать небольшие партии танков разных моделей у Великобритании и Италии. В общей сложности было приобретено лишь несколько десятков танков. Причиной этого были как недостаточные финансовые возможности страны, так и непонимание роли танков в войне. Подобное отношение к танкам сохранялось до конца тридцатых годов. В 1938 году Китай приобрел у Советского Союза менее сотни танков Т-26, большая часть которых была потеряна в боях с Японией.

До середины пятидесятых годов китайские танковые войска эксплуатировали технику зарубежного производства. При этом в разных частях встречались бронемашины советского, американского и даже японского производства. Только в пятидесятых официальный Пекин принял решение о начале самостоятельного строительства танков на собственных производственных мощностях.

«Тип 59»

В пятидесятых годах Советский Союз поставил Китаю некоторое количество средних танков Т-54. Вскоре после начала эксплуатации этих машин китайское руководство приобрело у СССР лицензию на их строительство. В 1957 году завод №617 (город Баотоу), получив советскую документацию, собрал первую партию танков китайского производства. Т-54, немного доработанный в соответствии с возможностями китайской промышленности, получил название «Тип 59» (также встречается обозначение WZ-120).

Являясь лицензионной копией танка Т-54, «Тип 59» сохранил основные его черты: конструкцию, компоновку и различные агрегаты. При этом силовая установка, вооружение и прочее оборудование изменили свое название. Так, 100-мм нарезная пушка Д-10Т производилась в Китае под названием «Тип 59Т». Такое же обозначение получили пулеметы СГМТ, один из которых был спарен с пушкой, а второй размещался в лобовом листе корпуса. Прицельные устройства и оборудование связи, как и остальные агрегаты танка, производились по лицензии и отличались от советских лишь новыми названиями. При этом китайский танк не получил приборы ночного видения. Дизельный двигатель 12150L тоже был скопирован с советского, использовавшегося на Т-54. Двигатель мощностью 540 л.с. обеспечивал китайскому танку «Тип 59» подвижность на уровне советского Т-54.

Производство танка «Тип 59» продолжалось с 1957 по 1961 год, после чего китайские заводы начали строить бронемашины новой модификации «Тип59-I». От базовой модели она отличалась обновленным орудием «Тип 69-II» калибра 100 мм, приборами ночного видения и баллистическим вычислителем с ручным вводом данных. Со временем все танки «Тип 59» были переоборудованы до состояния «Тип 59-II». В дальнейшем модернизированные машины оснащались лазерным дальномером, бортовыми экранами и новыми баллистическими вычислителями.

С 1982 по 1985 год китайская оборонная промышленность строила танки модели «Тип 59-I». Главным их отличием от предыдущих танков этого семейства была 105-мм нарезная пушка «Тип 81» с эжектором и теплозащитным кожухом, представлявшая собой копию английского орудия L7. На базе этой модификации был создан танк «Тип 59-IIА». В его конструкции ограниченно использовалась комбинированная броня.

Серийное производство танков «Тип 59» закончилось в 1987 году. За 30 лет было построено свыше 10 тыс. боевых машин семи модификаций. Основная масса танков, строившихся в восьмидесятых годах, шла на экспорт. В настоящее время танки «Тип 59» остаются на вооружении 17 стран. Некоторые из них провели самостоятельную модернизацию этой техники, а также разработали технику иных типов на танковом шасси.

«Тип 63»

В середине пятидесятых годов Советский Союз передал КНР несколько легких плавающих танков ПТ-76. Китайские военные изучили эту технику и выразили желание получить подобные танки собственного производства. Уже в 1959 году начались испытания плавающего танка «Тип 60». В конструкции этой машины было несколько крупных недочетов, из-за которых заказчик отказался от новой разработки. В связи с этим китайские танкостроители начали новый проект, в ходе которого предполагалось избавиться от имеющихся проблем.

Получившийся в результате работ танк «Тип 63» в общих чертах похож на советский ПТ-76. При этом есть несколько серьезных отличий. Так, рабочее место механика-водителя было сдвинуто к левому борту, а экипаж увеличен до четырех человек. Китайский плавающий танк был вооружен 85-мм нарезным орудием «Тип 62-85», спаренным с ним пулеметом винтовочного калибра и крупнокалиберным зенитным пулеметом.

Для передвижения по воде плавающий танк «Тип 63», подобно советскому ПТ-76, использовал два водомета в кормовой части. Однако помимо таких движителей китайская боевая машина могла плавать, перематывая гусеницы.

Тип 63 в экспозиции Военного музея в Пекине

За несколько лет производства был создан ряд модификаций «Типа 63». Все они отличались друг от друга небольшими изменениями в составе оборудования и т.п. Наиболее интересной модификацией является «Тип 63HG». Этот плавающий танк имел более высокие мореходные качества в сравнении с базовой машиной. Кроме того, он получил 105-мм нарезную пушку, что значительно повысило боевой потенциал.

На базе танка «Тип 63» было создано несколько бронемашин различных классов. За годы производства было построено более 1500 таких танков, часть которых Китай поставил третьим странам. В настоящее время китайская армия использует около 500 таких танков. Также некоторое количество машин «Тип 63» остается на вооружении Северной Кореи, Пакистана, Судана, Вьетнама и других стран.

«Тип 69» и «Тип 79»

Первым китайским танком собственной разработки считается «Тип 69», созданный в семидесятых годах. Первоначально этот проект подразумевал глубокую модернизацию одной из модификаций танка «Тип 59», однако военные отказались от созданной таким образом бронемашины. В 1969 году армии Китая удалось захватить советский танк Т-62. Китайские специалисты внимательно изучили трофейную машину и учли некоторые нюансы ее конструкции и оборудования. Проект «Тип 69» доработали в соответствии с полученными сведениями. Вскоре началось серийное строительство нового танка.

Танк «Тип 69» имел боевую массу 36,7 тонны и оснащался дизельным двигателем мощностью 580 л.с. Корпус и башня машины были похожи на соответствующие агрегаты «Типа 59», но при этом отличались толщиной некоторых элементов. В качестве главного «Тип 69» получил нарезную пушку «Тип-69-II». Дополнительное вооружение было аналогично бронемашинам предыдущей модели. Предполагалось оснастить танк современными прицельными устройствами, системами связи, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.

Согласно некоторым источникам, танк «Тип 69» в его серийном облике не вполне устроил заказчика в лице вооруженных сил Китая. В связи с этим новейшая боевая машина в течение нескольких лет находилась в опытной эксплуатации, а принятие на вооружение состоялось лишь в 1982 году. Тогда же новый танк впервые продемонстрировали широкой общественности. Вероятно, причиной претензий со стороны военных были недостаточные характеристики танка. По своей огневой мощи он незначительно превосходил «Тип 59» поздних модификаций и ощутимо уступал современным зарубежным танкам.

Тем не менее, танки «Тип 69» заинтересовали зарубежных заказчиков. Первый экспортный контракт был подписан в 1983 году с Ираком. Вслед за иракскими военными свой интерес к новой китайской разработке проявили другие страны третьего мира, в первую очередь азиатские. Только страны Ближнего Востока в общей сложности приобрели более двух тысяч танков «Тип 69». Кроме того, контракты с Пакистаном и Суданом подразумевали сборку танков на местных предприятиях. Часть агрегатов изготавливалась странами самостоятельно, часть закупалась у КНР.

В ходе модернизации проекта «Тип 69» появилась модификация «Тип 69-III». В связи со значительными изменениями конструкции, вооружения и оборудования китайские танкостроители решили придать этой разработке статус отдельного проекта под названием «Тип 79». Этот танк оснащался 105-мм пушкой «Тип 83» с кожухом, дизельным двигателем мощностью 730 л.с. и рядом специального оборудования английского производства. Компания Marconi предоставила китайским танкостроителям лазерный дальномер, баллистический вычислитель и прицелы. «Тип 79» стал первым китайским танком с автоматической системой противоатомной защиты. Кроме того, впервые в китайской практике танк получил систему динамической защиты лобовой проекции.

«Тип 80»

Танк «Тип 79», в отличие от «Типа 69», соответствовал требованиям китайских военных. Однако на фоне зарубежных успехов будущее этой бронемашины смотрелось неоднозначно. В связи с этим начались работы по обновлению проекта «Тип 79» с целью повышения характеристик перспективного танка. Новая модель бронетехники получила название «Тип 80».

Танк «Тип 80» создавался на основе опыта, полученного в ходе предыдущих проектов, но при этом в его конструкции было немало нововведений. В качестве основы для этого танка взяли доработанное шасси машины «Тип 79». Бронированный корпус немного удлинили, из-за чего ходовую часть пришлось оснастить шестью опорными катками на каждый борт. Впервые в китайского танкостроения бронемашина «Тип 80» получила полностью сварную башню, что позволило ощутимо повысить уровень защиты. Основу силовой установки составлял дизельный двигатель 1215OL-7BW, производившийся по немецкой лицензии. При мощности 730 л.с. он обеспечивал 38-тонному танку максимальную скорость 56 км/ч.

В башне танка «Тип 80» установили стабилизированное в двух плоскостях 105-мм нарезное орудие «Тип 83», уже применявшееся на предыдущих китайских бронемашинах. Для управления огнем китайские специалисты разработали ряд специальных систем, однако лазерный дальномер производился по английской лицензии. Дополнительное вооружение «Типа 80» состояло из зенитного крупнокалиберного и спаренного с орудием 7,62-мм пулеметов.

Вскоре после танка «Тип 80» появилась его усовершенствованная версия «Тип 80-II». Она отличалась наличием нового оборудования. Это были новый лазерный дальномер китайской разработки, система тестирования оборудования, усиленная защита прицельных устройств, а также модернизированная система защиты от оружия массового поражения.

«Тип 85»

В середине восьмидесятых китайская оборонная промышленность модернизировала танк «Тип 80». Предполагалось, что немного доработанный «Тип 80» будет принят на вооружение армии КНР, однако его боевые характеристики не устроили потенциального заказчика. Было принято решение сосредоточить силы на создании основных танков следующего поколения. При этом учитывалась необходимость совершенствования парка имеющейся техники. Проект «Тип 85» разрабатывался с целью повышения характеристик уже построенных танков «Тип 80».

Первые два варианта проекта «Тип 85» подразумевали установку на танки «Тип 80» нового оборудования или использование комбинированной брони. Значительные нововведения последовали в проекте «Тип 85-II». Вместо 105-мм нарезной пушки этот танк должен был получать 125-мм гладкоствольное орудие, скопированное с советского 2А46. Кроме того, «Тип 85-II» предполагалось оснащать автоматом заряжания, позволявшим сократить экипаж до трех человек. По имеющейся информации, созданию обновленного танка со 125-мм пушкой поспособствовали ближневосточные войны, в результате которых некоторое количество танков Т-72 советского производства через третьи страны попало в Китай.

В середине девяностых годов был показан танк «Тип 85-MMB». Он представлял собой машину модели «Тип 85-II» с усиленной комбинированной броней, новой системой управления огнем и прицелами с ночным каналом.

К настоящему времени около 600 танков «Тип 80» в китайских вооруженных силах переоборудованы до состояния «Тип 85». Еще 300 машин модификации «Тип 85-II» с орудием калибра 125 мм были построены в Пакистане по китайской лицензии. Также Пакистану предлагалась модификация «Тип 85-III» с более мощным двигателем и новым оборудованием, но потенциальный заказчик отверг возможность закупок этой техники.

«Тип 88»

Проект «Тип 88», как и «Тип 85», предназначался для совершенствования существующей техники предыдущих моделей. Основой для нового танка стал «Тип 80». Основные изменения относительно базовой бронемашины заключались в обновленных элементах бронекорпуса и некоторых новых приборах. Часть изменений корпуса и башни были сделаны для установки блоков системы динамической защиты. Для увеличения темпа стрельбы новый танк получил механизмы заряжания, облегчавшие работу экипажа. Танк «Тип 88» был принят на вооружение китайской армии в конце восьмидесятых годов.

Специально для модификации «Тип 88А» было обновлено орудие «Тип 83». В новой версии эта 105-мм пушка имела ствол большей длины, что ощутимо увеличило ее возможности. Небольшим изменениям подверглись механизмы подачи снарядов. На корпусе и башне боевой машины установили блоки системы динамической защиты нового типа.

Одновременно с «Типом 88А» разрабатывался «Тип 88B». Эта модификация основного танка получила усовершенствованную автоматику заряжания, а также новую систему управления огнем. Для упрощения последующего серийного производства танки «Тип 88А» и «Тип 88B» были максимально унифицированы.

В отличие от предыдущих модификаций, танк «Тип 88C» создавался на базе модели «Тип 85-II». Изначально «Тип 88C» представлял собой базовую машину, оснащенную 125-мм гладкоствольным орудием с автоматом заряжания и новой системой управления огнем. В дальнейшем танк этой модели получил новый двигатель мощностью 1000 л.с. Вскоре после окончания испытаний танка «Тип 88C» новая система управления огнем была интегрирована в предыдущие проекты семейства «88».

В настоящее время в вооруженных силах Китая имеется не более 450-500 танков «Тип 88» всех модификаций. Свыше 200 танков «Тип 88B» были поставлены в Бирму. Другие страны проявляли интерес к новому китайскому танку, но не выразили желание приобрести его.

«Тип 90»

В девяностых годах китайские танкостроители создали несколько новых основных танков, являвшихся глубокой модернизацией боевой машины «Тип 85». Первая версия проекта «Тип 90» имела такой же состав вооружения и оборудования, как и базовая боевая машина. Все доработки касались башни и бронированного корпуса. «Тип 90» стал первым китайским танком с модульной архитектурой брони. Это значит, что некоторые элементы корпуса могли быть заменены при ремонте или переоборудовании. В частности, в перспективе предполагалось переоснастить произведенные танки «Тип 90» новой комбинированной броней с более высокими характеристиками защиты. Было построено несколько прототипов такого танка, но они не устроили китайскую армию.

Неудача с поставкой собственным вооруженным силам подтолкнула авторов проекта к продолжению работы над новыми модификациями. Так, танк «Тип 90-I» разрабатывался специально для поставок Пакистану. По желанию заказчика, его оснастили дизельным двигателем Perkins Shrewsbury CV12 английского производства и французской трансмиссией SESM ESM 500. К тому времени эти агрегаты уже использовались на танках Challenger 2 и Leclerc соответственно. В конце девяностых годов Пакистан провел ядерные испытания, одним из результатов которых стало эмбарго на поставку оружия этой стране. Ввиду отсутствия двигателей и трансмиссии проект «Тип 90-I» был закрыт.

Эмбарго заставило китайских танкостроителей найти способ выполнить пакистанский заказ. Так появился проект «Тип 90-II». Предполагалось заменить комплектующие зарубежного производства китайскими аналогами. Испытания показали, что имеющиеся двигатели и системы трансмиссии не могут сравниться с агрегатами английского и французского производства. Из-за этого проект «Тип 90-II» тоже был закрыт ввиду отсутствия перспектив.

Проблема силовой установки была решена в начале двухтысячных годов, когда китайские конструкторы создали танк «Тип 90-MMB», оснащенный дизелем 6ТД-2 украинского производства. Этот двигатель смог обеспечить необходимую удельную мощность и работы по проекту продолжились. Результатом совместной работы КНР и Пакистана стало создание основного танка Al-Khalid, используемого в настоящее время пакистанскими, бангладешскими и марокканскими военными. Производство танков ведется на предприятиях Китая и Пакистана.

«Тип 96»

В середине девяностых годов китайская оборонная промышленность создала новый танк, объединивший в себе все передовые наработки по проектам «Тип 83» и «Тип 90». Получившийся основной танк «Тип 96» получил модульную комбинированную броню, дизельный двигатель мощностью 1000 л.с., орудие калибра 125 мм и современную электронику. Ориентировочно в 1997 году «Тип 96» пошел в серию, заменив «Тип 88», производство которого прекратилось.

От предыдущих машин «Тип 96» значительно отличался конструкцией некоторых элементов корпуса и башни. При этом максимальные отличия наблюдались в электронном оснащении. Новая автоматизированная система управления огнем была сопряжена с лазерным дальномером и прицелами с тепловизионным каналом. Утверждалось, что танки «Тип 96» оснащаются лазерной системой оптико-электронного противодействия.

По имеющимся данным, танк «Тип 96» в настоящее время является самой массовой машиной своего класса в составе китайских сухопутных войск. В разных источниках утверждается, что с конца девяностых годов было построено 2000-2500 таких танков. 200 бронемашин этого типа были приобретены Суданом.

«Тип 98»

Еще в восьмидесятых годах китайские танкостроители начали работу над перспективным танком, способным на равных противостоять зарубежным боевым машинам. Первым вариантом подобного танка стал «Тип 98». Характерной особенностью этого проекта стало широкое использование новых идей, ранее не встречавшихся в танкостроении Китая. В частности, «Тип 98» получил сварную башню с развитой кормовой нишей, в которой разместили боекомплект. Ранее боекомплект китайских танков размещался внутри корпуса. Подобное «ноу-хау», подсмотренное у западных конструкторов, имело специфические последствия: в состав экипажа вернулся заряжающий.

В ходе развития проекта «Тип 98» пришлось возвратиться к идее использования автомата заряжания карусельного типа, применявшегося на некоторых предыдущих танках. Благодаря этому экипаж новой боевой машины «Тип 98G» вновь сократился до трех человек. Кроме того, обновленный танк получил двигатель 150HB китайского производства мощностью 1200 л.с.

По имеющимся данным, было построено лишь несколько десятков танков «Тип 98» и «Тип 98G». Эти боевые машины не получили широкого распространения, но при этом стали основой для самого нового китайского танка.

«Тип 99»

Самым совершенным и современным танком в китайской армии является «Тип 99» и его модификации. Эта боевая машина создавалась с учетом как китайского, так и общемирового опыта в танкостроении. Бронированный корпус и башня оснащаются комбинированной броней, повышающей уровень защиты. Для защиты танка от управляемого вооружения также применяется лазерная система противодействия. Точные данные о применении системы динамической защиты отсутствуют.

Танк «Тип 99» оснащается двигателем мощностью 1500 л.с., являющимся копией немецкого дизеля MB871ka501. Несмотря на боевой вес около 54 тонн, танк «Тип 99» способен двигаться по шоссе со скоростью до 80 км/ч. Кроме того, двигатель обеспечивает достаточно высокую скорость движения по пересеченной местности.

Комплекс вооружения танка «Тип 99» напоминает используемый на современных российских танках. Стабилизированная в двух плоскостях 125-мм гладкоствольная пушка сопряжена с автоматом заряжания карусельного типа. В укладках боевой машины размещается 41 раздельно-гильзовый выстрел, 22 из которых находятся в ячейках автомата заряжания. В боекомплект входят снаряды различных типов. Кроме того, имеется информация о создании в Китае управляемой ракеты, пригодной для использования с имеющимся танковым орудием.

Танк «Тип 99», по имеющимся данным, имеет набор оборудования, свойственный всем современным боевым машинам. Командир и наводчик располагают стабилизированными прицелами с тепловизионным каналом. Также имеются лазерный дальномер, баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Утверждается, что система управления огнем танка «Тип 99» позволяет точно определять местоположение боевой машины и, при необходимости, вести огонь с закрытых позиций.

Несколько лет назад был показан обновленный танк под названием «Тип 99A1». От оригинальной машины он отличался некоторыми изменениями в форме башни. Вероятно, они были обусловлены некими технологическими причинами.

Дальнейшим развитием новейшего китайского танка стала машина «Тип 99A2». Большие изменения претерпела система управления огнем и прицельные устройства. Кроме того, новые танки предполагается комплектовать системой для отображения информации о поле боя. Вместо лазерной системы защиты от противотанковых систем предполагается использовать комплекс активной защиты.

За последние несколько лет были построены около 500 танков «Тип 99» всех модификаций. По некоторым данным, основная масса этих танков построена в соответствии с проектом «Тип 99». Обновленные версии ввиду их сложности производятся сравнительно малыми партиями и пока не получили широкого распространения в бронетанковых войсках.

Прошлое, настоящее и будущее

Как видим, за несколько десятилетий танкостроители КНР смогли пройти трудный путь от сборки боевых машин по лицензии до самостоятельного конструирования бронетехники. При этом нельзя не отметить, что часть китайских проектов танков прямо связана друг с другом. Каждый последующий из этих проектов является развитием предыдущего. В конечном итоге такое «генеалогическое древо» восходит к танку «Тип 59» и, как следствие, к советскому Т-54. Из этого факта можно сделать несколько выводов, как о модернизационном потенциале танка Т-54, так и об осторожном подходе китайских конструкторов к созданию новой техники. Последний вывод подтверждается тем, что в течение длительного времени танки Китая создавались по принципу обновления оборудования и вооружения. Заметные изменения сразу во всех элементах облика боевых машин начали появляться лишь при создании «восьмидесятой» серии. Наконец, последние китайские танки показывают, что подобный подход к конструированию техники закрепился и активно используется.

По понятным причинам китайское танкостроение всегда было вынуждено догонять мировых лидеров, одновременно с этим осваивая новые для себя технологии и технические решения. Особенно ярко отставание проявилось в семидесятых и восьмидесятых годах. Из-за ограниченных возможностей оборонной промышленности в гипотетическом вооруженном конфликте этого времени китайским сухопутным войскам пришлось бы иметь дело с заведомо превосходящим врагом. У потенциальных противников Китая к этому времени уже были полноценные основные танки с комбинированной броней и орудиями калибра 120 или 125 мм. Вряд ли танки наподобие «Типа 69» могли бы справиться с подобной техникой противника.

В девяностых годах ситуация стала быстро изменяться. На смену танкам с гомогенной броней и 100- или 105-миллиметровыми орудиями пришли более новые и совершенные машины. На данный момент самым новым и лучшим китайским танком является «Тип 99». По своему облику эта боевая машина соответствует современным зарубежным образцам. Однако, по некоторым оценкам, «Тип 99» и даже его последние модификации нельзя считать в полной мере современным танком. Есть некоторые основания полагать, что отставание китайского танкостроения сохраняется до сих пор и «Тип 99» соответствует зарубежным машинам, созданным не позже конца восьмидесятых годов.

Стоит отметить, что сравнение последних китайских танков с новейшими зарубежными по некоторым причинам затруднено. После окончания Холодной войны лидеры мирового танкостроения – Россия, США, Великобритания, Германия и Франция – значительно сбавили темпы разработки новых машин. В последние десятилетия эти страны в основном заняты модернизацией уже существующих танков. Китай, в свою очередь, не прекращал свои работы в направлении развития тяжелой бронетехники. Таким образом, сравнение китайских и зарубежных танков превращается в сложную задачу, поскольку за последнее время Китай мог догнать конкурентов, как минимум, в отдельных направлениях.

При всей сложности сравнения современных танков можно сделать один простой вывод, касающийся китайской бронетехники. Инженеры Китая за последние несколько десятилетий сделали очень многое для развития танкостроения. К настоящему времени КНР способна выпускать бронетехнику, которая по ряду параметров может сравниться с разработками ведущих стран. Это означает, что уже сейчас китайские конструкторы работают над новыми проектами, а «премьера» перспективной боевой машины может состояться в самое ближайшее время. Неизвестно, какими будут ее характеристики, но нельзя исключать, что в этот раз китайским танкостроителям удастся создать в полной мере современный танк.

По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://sinodefence.com/
http://army-guide.com/
http://armyrecognition.com/
http://armor.kiev.ua/
http://army-technology.com/
http://defencereviewasia.com/
http://vpk-news.ru/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Китайская промышленность, а особенно создание танков, напрямую связана с развитием данной сферы в Советском Союзе. Долгое время славянская техника была примером для азиатов, соответственно, и те боевые машины, которые производила Народная Республика, были основаны, как правило, на "T-72". Лучший китайский танк - модель Type 99. Он по праву считается одним из успешнейших среди «иностранцев». До сих пор его используют некоторые государства в своих дискуссиях.

MBT-2000

Как и автомобили, танки выпускаются в нескольких модификациях (поколениях). Данная модель MBT-2000 представляет собой третий вариант серии. Она получила название Al-Khalid. При создании основного боевого танка (такова его классификация) КНР попросила помощи у Пакистана, поэтому машина имеет двойные корни. В соседней страны китайские танки впервые попали в 2000 году и до сих пор там используются. Второе название «Аль-Халид» чаще используется в государствах Ислама.

На данный момент для изготовления моделей используются не французские материалы (как планировалось при разработке), а украинские. Бытует в народе мнение, что так получилось из-за разницы в цене.

WZ-111

Китайские тяжелые танки сходят с конвейера уже давно. Одним из их представителей является модель WZ-111. Данная машина на вооружение не поступала. Общий вес техники составляет 49 т; салон рассчитан на 4 человека. Первые модели танка вышли в далеком 1960 г.

Основной причиной, почему в 1964 году производство WZ-111 прикрыли, является то, что его недостатки могли стать роковыми в сражении. Речь идет о слишком слабом двигателе, корпусе и тесной башне. Перед закрытием проекта были проведены специальные испытания. На данный момент танк находится в одном из музеев НОАК. Помимо выпуска основной машины, было реализовано и несколько опытных шасси.

МВТ-3000

Некоторые китайские танки изготовляются корпорацией NORINCO. Например, модель MBT-3000 - их «детище». Разработка данной машины длилась практически 4 года (с 2012), производство будет запущено лишь в 2016.

Основа для танка была взята с основной боевой техники MBT-2000Ga. Отличия между ними заключаются в том, что в MBT-3000 улучшенный двигатель. Он способен развивать мощность в 1300 лошадиных сил. Помимо этого, машина имеет некоторые новые системы, в частности, функцию тушения пожара, есть навигатор.

По заявлению производителя, танк будет способен развивать скорость 75 км/ч; его масса составит около 50 т. Он также сможет преодолевать глубокие ямы (4-5 метров). Пушка, установленная на машине, способна стрелять как снарядами, так и ракетами. Максимальная дальность выстрела 5 тыс. метров.

"Тип 62"

Type 62 или WZ-131 представляет собой легкую версию советского аналога. Производство осуществлялось 26 лет и остановилось в 1989 году. За это время китайский предприниматель смог презентовать около 1200 вариантов.

Вес танка составлял 20 т, в экипаж могло входить 4 человека. Кроме китайского основного оператора, в работу были приглашены представители Вьетнама и Судана. За все время существования модели она несколько раз поддавалась модернизациям. Изначально, при разработке планировалось, что машина будет использоваться в районах, где заболоченная местность, густые леса и горы. Танк постоянно поставлялся в другие страны и даже принимал участие в двух масштабных войнах.

"Тип 80"

Type 80 - китайские танки, которые впоследствии стали прототипом для машины «Тип 69» и «Тип 79». Катки этой техники имеют средний размер; вооружение показало себя с более мощной стороны. Установлена система а также имеется автоматическая функция управления огнем. Танк является обладателем специального шноркеля. Шноркель - это устройство, благодаря которому машина способна работать под водой. Экипаж находится в башне, а водитель возле отсека с боеприпасами. Помимо этого, данный танк имеет динамическую защиту, которая помогает сохранить «жизнь» техники на поле боя.

"Тип 88"

Второе поколение танка «Тип 80» представляет собой боевую основную машину. В 80-х годах техника попала на вооружение для Народно-Освободительного противостояния. Этот вариант напоминает по техническим характеристикам некоторые китайские танки, также иностранные. Речь идет об "М60" (Америка), "Чифтен" (Великобритания), "АМХ-30" (Франция), "Леопард-1" (Германия). Несколько раз машина поддавалась модернизации. Производство всех вариантов полностью прекратилось в 1995 году. Было выпущено около 500 экземпляров.

Экипаж может состоять максимум из 4 человек. Общая масса составляет 39,5 тонн. В производстве принимали участие разработчики из Китая, Пакистана и Мьянмы.

"Тип 98"

На заводе эта модель получила название ZTZ-98. Этот вариант представляет собой третье поколение. Китайские танки, фото которых ниже, «Тип 98» были созданы для того, чтобы усовершенствовать войска государства в 90-е годы, сделать их мощнее. На самом деле, разработчики хотели воспроизвести такую модель, которая могла быть конкурентоспособной и победить в бою советский танк "Т-80". Некоторые характеристики позаимствовали у немецкой машины «Леопард 2».

Основа техники, а точнее шасси, взята от "Т-72" производства СССР. А башня имеет более современные детали, где расположены оптические приборы.

"Тип 99"

Лучшие современные китайские танки представлены моделью «Тип 99», которые получили рабочее название ZTZ-99. База машины взята от прототипа Type 98G. Как ни удивительно, техника представляет собой немного усовершенствованную версию советского "T-72". ZTZ-99 для китайской промышленности был полным прорывом. Танк оснащен дополнительной защитой башни, корпуса. Схема бронирования имеет сложное строение, которые также можно встретить на технике «Тип 96» и «Аль-Халид». В машину вмещается экипаж из 3 человек.

"Ягуар" (танк)

Когда отношения между США и Китаем стабилизировались, появилась возможность создать новый мощный танк. Сотрудничество этих государств закончились созданием машины под названием Jaguar. В качестве основы для танка были взяты такие модели, как "Т-54/55" и «Тип 59». Изначально планировалось, что техника будет поставляться в, так называемые,

После окончания разработки в 1989 до 1990 года проводились испытания новой машины. Общий проект не принес обеим странам хорошие последствия, наоборот, отношения между Америкой и Республикой снова ухудшились, поэтому данная модель танка - последнее, что было произведено совместно.

На сегодняшний день в World of Tanks имеется широкий ассортимент легких, средних, тяжелых танков и огромный выбор ПТ и САУ. Всего в этой онлайн-игре насчитывается девять веток: советская, немецкая, американская, французская, английская, японская, чешская, шведская и китайская. Последнюю мы как раз и рассмотрим в данной статье.

Краткий обзор ветки

Вся линейка имеет довольно высокую популярность среди игроков, и связано это в первую очередь с тем, что китайские танки имеют схожесть с представителями легендарных машин СССР. Основным отличием является броня, которая менее рикошетная и немного хуже, чем у советских аналогов. Кроме того, у них более слабые орудия. Но в сравнении с другими ветками китайские танки обладают рядом преимуществ, которые отсутствуют у других машин.

Отзывы о «китайцах» довольно неоднозначные. Многие утверждают, что их ветки средних и легких танков самые лучшие, но это нельзя считать фактом, потому что немало и тех, кто не считает достойными китайские танки. Отзывы игроков выделили в этой довольно непростой ветке машины, которые представлены в таблице ниже.

Рассмотрим китайские танки, приведенные в таблице выше, более подробно. Начнем, конечно же, с отличного ЛТ 4-го уровня.

M5A1 Stuart - быстрый мститель

Данный легкий танк в китайской ветке занимает четвертую позицию. По своему внешнему виду машина напоминает американца M5 Stuart и обладает не менее хорошей подвижностью. Кроме того, у китайца отличное орудие с неплохим пробитием и уроном. Из недостатков следует выделить черту, характерную для всех легких танков в игре, - очень слабая броня. Однако M5A1 имеет отличный обзор, что позволяет качественно светить на всех картах. Далее идёт первый средний танк китайской ветки, который можно считать хорошим.

Отзывы об этой машине в основном положительные. Многие танкисты берут первых мастеров именно на M5A1, и это неудивительно. Несмотря на хорошие характеристики, у этой машины довольно плохие общие показатели статистики на сервере, что предполагает её использование игроками, которые хотят поднять свой WN8. Характеристики к этому располагают отлично.

Type T-34 - брат легенды

Данный СТ - это отличная копия советского Т-34, имеющая похожее вооружение и подобное бронирование корпуса. Группа танков способна натворить много шороха в команде противника, их дыроколы имеют отличное пробитие и достаточно высокий урон для этого типа машин. К недостатку относят обычно плохие УВН, но это не так критично. Танк проходной и ведет к двум отличным представителям китайской ветки. Отзывы об этой машине в основном положительные. Орудие помогает набивать статистам неплохой WN8, при этом средняя статистика на сервере очень занижена. На данной машине часто берут первых воинов и колобановых, и это неспроста - она на самом деле довольно неплоха, но её нельзя считать лучше легендарного Т-34.

59-16 - если вцепится, то до смерти

Это очень интересная машина для любителей динамичной игры и активного света. Данный легкий танк обладает интересным барабаном и возможностью установки орудийного досылателя (что обычно барабанным танкам недоступно). Начинающие игроки спрашивают: а почему так? На самом деле всё просто. Легкий танк 59-16 имеет стоковое орудие на голдовых снарядах, и досылатель очень пригодится в этом случае. Обзор этого ЛТ хорош и позволяет светить на всех картах в игре достаточно комфортно. А вот на 7-м уровне ветки легких машин вас будет ждать настоящий дамагер - WZ-131, но он не такой интересный, как следующий после него WZ-132, о котором мы расскажем позже.

У большинства игроков, согласно отзывам, именно на данном светлячке стоит рекорд по насвеченному урону. Если в виде оборудования использовать просветленную оптику и стереотрубы, то вы, безусловно, будете пересвечивать 100 % своих врагов, что, конечно, является огромным плюсом данной машины. Динамичность этого китайца поражает. Благодаря ей машина не только активно светит, но и настреливает много урона в карму врагов.

Type 58 - только вперед!

Данный средний танк шестого уровня имеет схожие характеристики со своим советским прототипом Т-34-85. У него менее рикошетная броня и иной геймплей из-за устанавливаемого вооружения, но он довольно интересный представитель в китайской ветке, который стоит выкачать. Достоинства тайпа - высокие показатели ДПМ, хорошая динамика и достойная точность для шестого уровня. В слоты оборудования стоит установить досылатель, просветленную оптику и усиленные приводы наводки. Это позволит достаточно комфортно играть и наносить большое количество урона в каждом бою. Данный средний китайский танк ведет сразу к двум машинам, которые по-своему интересны - T-34-1 и IS-2. Все представители ветки довольно интересны, но, как всегда, важны 6-й и 8-й уровни, а также самый основной - 10-й. Поэтому именно танки этих уровней мы рассматриваем в статье.

WZ-132 - зубодробительный светляк

Несмотря на свои большие размеры, данный ЛТ очень подвижен и динамичен. Его главным достоинством считают отличное вооружение с большим разовым уроном и высоким бронепробитием. Танк очень схож с советским прототипом Т-54 «облегченный», но обладает более слабой броней и менее пробивным орудием. Несмотря на это, его качество обзора удивляет всех игроков - оно одно из лучших в игре. К недостатку причисляют плохие УВН.

Оборудование здесь такое же, как на любом китайском светляке: оптика, досылатель, стереотрубы. Если вы делаете из этого ЛТ дамагера, то поставьте вместо труб стабилизатор вертикальной наводки. Данный легкий китайский танк похож на предыдущую машину - WZ-131, разве что обладает во всем более высокими показателями. Конечно, если сравнить данный прототип с облегченкой, то безусловно советский собрат окажется победителем в споре. Отзывы о данной машине исключительно положительные, а все благодаря огромному обзору, одному из лучших в игре, и отличному вооружению, которое позволяет не только светить, но и настреливать урон.

T-34-2 - прорвемся!

Как и ЛТ WZ-132, данный танк является предшественником СТ 9-го уровня - WZ-120. Эта машина является динамичной и мобильной, но обладает сравнительно слабой броней и вооружением. Единственным достоинством данного танка, отличающим его от всех похожих машин, является высокий разовый урон в 390 ХП. Машина похожа на предшественника T-34-1, как и полагается во всей китайской ветке.

Если у вас нет в ангаре мечты 90 % танкистов - Type 59, - то 34-2 может стать отличной заменой. Конечно, у этого среднего танка хуже броня башни и не такое комфортное вооружение, но он с легкостью справляется в игре как против 8-х, так и против 9-х уровней. Кроме того, на данный китайский танк запчасти стоят недорого, что тоже является преимуществом.

110 - найдем и убьем!

После отличного тяжелого танка 7-го уровня IS-2 в китайской ветке идёт 110. Данный железный монстр обладает хорошей крепкой броней и сравнительно высокой динамикой. Недостатком является слабое вооружение, которое компенсируется быстрой перезарядкой. Техника имеет отличный обзор, несмотря на то что достаточно тяжелая. Это делает ее идеальной машиной прорыва, как советский ИС.

Конечно же, это не советская мощь в виде ИС-3, но тоже неплохая машина. Данный китайский танк имеет огромное количество положительных оценок от игроков, и его полюбили многие танкисты. Несмотря на свои отличные характеристики, средний WN8 на нем довольно низкий, поэтому поднять его на своем аккаунте при помощи данной машины не составит большого труда.

121 - альфа-самец

СТ 10-го уровня в игре имеют сравнительно невысокий урон. Но китайские средние танки обладают иными характеристиками. Например, 121-й обладает отличным вооружением - самым лучшим среди аналогов. Кроме того, он динамичен и неплохо бронирован. Недостатком 121-го являются его УВН и сравнительно низкая скорость полета снарядов. Данную машину часто используют как танк прорыва, особенно хорошо он действует на городских картах.

Высокий урон 121-го удивляет многих игроков, получивших оплеуху от этого СТ. Его орудие одно из лучших на своем уровне, динамика отличная, а бронирование сравнительно неплохое. Обзор танка китайского 121 интересует многих геймеров, которые могут оценить положительные стороны этой машины.

113 - победитель по жизни

Тяжелый китайский танк 10-го уровня очень хорош. 113-й имеет отличное вооружение, крепкую броню и высокий ДПМ. Кроме того, он динамичен. Но из недостатков танка выделяют его УВН и наличие большого количества ослабленных мест в бронировании. Данная машина применяется в различных ситуациях, в основном для прорыва вражеской обороны. Китайская ветка танков заканчивается отличными машинами, и 113-й, безусловно, включен в список лучших азиатских машин. Но для хорошей и комфортной игры необходим экипаж с перками. Его можно получить при помощи премиумных китайских машин. Давайте рассмотрим их.

Премиумные китайские танки

Для прокачки экипажа необходимы хорошие машины, купленные за золото или полученные в акции. В китайской ветке их немало, но в основном они акционные. Так, например, китайский премиум-танк Type-59 уже давно не продается. Однако он имеет огромную популярность и самые высокие оценки. Этот китайский танк отзывы получает просто восторженные. На сегодняшний день это самая дорогая техника, которую можно купить за реальные деньги. Цена на код активации начинается с 20 тысяч рублей и достигает значения в 60 000.

Конечно, в игре немало и других китайских премиум-машин:

  • ЛТ - Type 64, Type 62;
  • СТ - T-34-3, 59-Patton, 121B;
  • ТТ - WZ-111, 112.

Некоторые из них до сих пор находятся в продаже, и их можно приобрести за золото. Китайские танки VT - это удивительные машины, которые предполагают активный геймплей и постоянное движение. Их используют как технику прорыва, и отзывы о китайской ветке в основном только положительные. Играйте и выигрывайте! Надеемся, вам понравился обзор. Успехов вам и больших побед!

3 сентября 2015 года с площади Тяньаньмэнь на весь мир транслировался проходивший в Пекине грандиозный военный парад в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне и войне китайского народа с Японией. По сложившейся традиции, первыми прошли пешие «коробки» подразделений сухопутных войск, а также на автомобилях проехали сражавшиеся с агрессором ветераны 8-й армии, новой 4-й армии, гоминьдановских дивизий и партизанских отрядов.

Затем пошла военная техника… Парадную колонну возглавили новейшие танки ZTZ-99A, вобравшие в себя все лучшие достижения китайского танкостроения.

В настоящее время китайские танки занимают вполне достойные места как в различных рейтингах, так и на оружейном рынке. Вполне серьезно можно говорить о сформировавшейся достаточно самобытной конструкторской школе.

Однако путь к современному состоянию был весьма извилистым. Китайцы познакомились с танками достаточно рано: спустя несколько лет после их появления на полях сражений. Уже в середине 1920-х годов в страну попали знаменитые Renault FT-17. Весьма достойно проявили себя китайские танковые войска и в годы Второй мировой войны.

Основной боевой танк ZTZ-99 в экспозиции Военного музея Китайской революции в Пекине.

Когда после образования Китайской Народной Республики дружественные отношения с СССР достигли своего наивысшего расцвета, молодой танковой промышленности страны сильно повезло. Советская сторона передала ей всю конструкторскую документацию на Т-54. Именно благодаря заложенному в этот танк гигантскому модернизационному потенциалу китайская промышленность могла себе позволить роскошь практически до конца 1980-х годов заниматься постоянным улучшением различных вариантов этой машины. И не безрезультатно. Ее эволюция в Китае пошла совершенно самобытным путем. Серийное производство различных вариантов Т-54 позволило не только обеспечить потребности Народно-Освободительной Армии Китая, но и наладить активные экспортные поставки в различные страны.

Одновременно не стоит считать, что китайское танкостроение оставалось своего рода «вещью в себе». Конструкторы жадно заимствовали все, к чему только получали доступ. У фирм ведущих танкостроительных держав регулярно приобретались лицензии на производство необходимых узлов и агрегатов. При отсутствии возможности покупки лицензии не брезговали и откровенным заимствованием, как это произошло, например, с советской 125-мм танковой пушкой 2А46. По ряду экономических и политических причин китайское танкостроение в течение долгого времени оставалось «догоняющей стороной», стремящейся приблизиться к уровню передовых государств.

Ситуация стала меняться с 1990-х годов, когда отрасль получила серьезный импульс к развитию, причем вновь немалую роль в этом сыграл СССР Ведь после его распада появилась возможность прибегать к помощи специалистов постсоветского пространства, в частности украинских. Технологический прорыв не заставил себя долго ждать, и в настоящее время Китай считают производителем вполне конкурентоспособных танков, отличающихся, к тому же, сравнительно низкой ценой, что делает их более привлекательными для небогатых покупателей.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Первые сведения о появлении танков на территории Китая относятся к 1920-м годам. В то время, пришедшее к власти после революции 1911 г. Центральное правительство контролировало лишь несколько провинций на юге. Фактически страна представляла собой набор феодальных вотчин различных милитаристских группировок.

Одним из наиболее авторитетных «провинциальных милитаристов» считался Чжан Цзолинь. Опираясь на поддержку Японии, он сумел установить свой контроль над тремя провинциями: Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а в 1926 г. получил должность главнокомандующего Армии Умиротворения Страны.

Чжан Цзолинь.

Именно он в 1925 году заказал для своих войск, в общей сложности, 36 танков Renault FT-17. Лига Наций запрещала в то время поставлять вооружение участникам Гражданской войны в Китае, однако машины оформили как «сельскохозяйственные трактора». Первые 10 танков отправили на британском пароходе, затем в ноябре 1925 года в порт Нью-Чанг прибыли ещё четыре машины. Это стало первым зафиксированным в истории случаем контрабанды танков. Другим интересным моментом является факт, что среди попавших в руки Чжан Цзолиня машин оказались и танки, предназначенные изначально для войск адмирала Колчака. Их доставили во Владивосток в 1919 году, когда помогать Верховному Правителю Сибири было уже поздно, и танки, в конечном итоге, попали в Маньчжурию.

Имеются также не вполне проверенные данные, что на вооружении войск Чжан Цзолиня находилось и некоторое количество итальянских Fiat 3000В с 37-мм пушками. Считается, что впоследствии их захватила японская армия.

Полученные машины Чжан Цзолинь вначале использовал против своего конкурента, другого «милитариста» У Пей-фу, а затем в боях с армиями Блюхера и Чан Кайши, который после смерти Сунь Ятсена возглавил партию Гоминьдан.

Танки Renault FT-17 в Северном Китае, 1929 год.

После гибели Чжан Цзолиня его сын Чжан Сюэлян согласился передать танки Китайской Народной революционной армии Чан Кайши. Несколько машин придали 1-й кавалерийской бригаде 1-й армейской дивизии и использовали для борьбы с другими «милитаристами».

В 1929 году Китай приобрел у Великобритании 24 танкетки Carden-Loyd Mk. VI. Первые 12 из них прибыли уже в мае. Их направили в Сучжоу на Лунгхайский фронт. К июню 1930 года четыре из них уже оказались потеряны. Имеются данные, что примерно в тот же период правительство Гоминьдана заключило контракт и на поставку 15 французских танков Renault NC-27, однако сведений об их эксплуатации найти не удалось, и ни одна из этих машин не дожила до 1937 года.

Тем временем, воспользовавшись произошедшим 18 сентября 1931 года взрывом на железной дороге, впоследствии названным «Мукденским инцидентом», японская армия начала захват Маньчжурии. На её территории оккупанты создали марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с последним отпрыском свергнутой в период Синьхайской революции династии Цин - Пу И, которому и передали захваченные в ходе боевых действий три китайских Renault FT-17.

Renault FT-17 из состава войск Чжан Цзолиня, 1929 год. Реконструкция автора.

Не удовлетворившись достигнутым, Япония приступила к дальнейшему расширению своего влияния в Китае. В качестве следующей цели избрали Шанхай. Несколько организованных японскими агентами провокаций привели к всплеску антияпонских настроений в городе. Начались демонстрации с призывами к бойкоту японских товаров. 27 января 1932 года у шанхайского побережья собралось около 30 японских военных кораблей, на борту которых находились 7 тыс. человек десанта. Властям Шанхая предъявили ультиматум с требованием пресечения демонстраций и компенсации материального ущерба. Несмотря на то, что городские власти согласились удовлетворить японские требования, в ночь с 28 на 29 января самолеты с авианосцев начали бомбить Шанхай, а около 3 тыс. пехотинцев Императорской армии высадились на побережье.

До XVII века Китай был практически изолирован от внешнего мира. Благодаря этому, с одной стороны, он сохранил уникальную культуру и для своего региона однозначно мог называться великой державой. С другой стороны, замкнутость Поднебесной империи в себе привела к тому, что она была как бы вырвана из исторического контекста и развивалась очень медленными темпами. В результате, когда европейцы начали свою экспансию в Китай, противопоставить им оказалось практически нечего.

Поначалу китайцы вообще не очень понимали, чем им грозит контакт с «круглоглазыми варварами». Европейцев принимали всего лишь как представителей ещё одной народности, пришедших, чтобы добровольно признать над собой мудрую власть китайского императора. Но время очень быстро расставило всё по своим местам. Началось противостояние, в котором Китай был заведомо обречён на поражение.

Как ни старались правители династии Цин оградить Китай от иноземцев, в полной мере им этого сделать не удалось. Иезуиты-миссионеры проникали в страну, попутно с обращением жителей в христианскую веру занимаясь изучением государства, фактически — разведкой. Британцы, очень хотевшие расширить свою империю за счёт богатого Китая, начали ввозить в страну опиум. Этот наркотик стал настоящим бедствием для Поднебесной. Запреты и борьба с контрабандой привели к опиумным войнам, в которых Китай потерпел поражение и фактически превратился в полуколонию для европейских стран. Помимо Британии, куски от Китая оторвали Франция, Германия и Япония. Пусть и в несколько меньшей степени, но своё участие в этом процессе приняла и Российская империя. Впрочем, как раз её отношения с Китаем были относительно корректными и порой даже близкими к союзническим.

Начало ХХ столетия оказалось для Китая весьма бурным. В 1911-1913 годах произошла Синьхайская революция, провозгласившая начало Китайской республики. После этого, в 1913 году, произошла так называемая «вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Она была подавлена, и в стране воцарилась военная диктатура под руководством Юань Шикая. В 1915 году была сделана попытка восстановить империю с Шикаем на престоле, однако это «новшество» продержалось всего год. В 1916 году Юань Шикай отрёкся от трона, а вскоре и умер. После его смерти в Китае образовалось большое количество милитаристически настроенных политических группировок. Кто-то из них получал поддержку от Японии, кто-то — от Англии и США.

С 1912 года в Китае существовала партия под названием Гоминьдан. Руководил ей Сунь Ятсен. Через десять лет после этого в стране появилась коммунистическая партия. Ею руководил Чэнь Дусю. С 1922 по 1927 год коммунисты и гоминьдановцы состояли в альянсе, главной целью которого была борьба с милитаристскими группировками. В это время Китай активно сотрудничал с Советским Союзом и Германией. СССР присылал в страну военных советников, которые помогали в обучении местных вооружённых сил, а Германия занималась поставками разнообразной техники, а также наладкой в стране промышленности.

В 1927 году пути Гоминьдана и Коммунистической партии Китая разошлись. Войска Гоминьдана изгнали коммунистов в северные провинции, и партия, которую к тому времени возглавил Чан Кайши, преемник Сунь Ятсена, окончательно захватила власть в стране.

В 1937 году началась война Китая и Японии. На самом деле отношения этих двух стран уже давно были весьма далекими от добрососедских. Но теперь противостояние развернулось в полную силу и продолжалось вплоть до поражения Японии в 1945 году.

В описанный период времени китайские вооружённые силы всех существующих коалиций использовали бронетехнику, произведённую другими государствами. Танки либо закупались, либо захватывались у противников в бою. Приведём примеры танков, которые использовала китайская армия.

Британия, отличавшаяся довольно своеобразными взглядами на концепцию танковых войск, умудрилась не заинтересоваться весьма толковым для тех времён танком «Виккерс шеститонный». В результате львиная доля этих танков, произведённых в Англии, шла на экспорт. И Китай был одним из покупателей наряду с СССР, Польшей, Финляндией, Аргентиной и ещё целым рядом государств.

У французов Китай покупал не менее известную машину — Renault FT 17. Этот танк вообще можно назвать выдающимся явлением, поскольку именно в нём впервые была применена компоновка, ставшая впоследствии классической: двигатель в задней части машины, центральное расположение боевого отделения и орудие, размещённое в полностью вращающейся башне.

Поскольку Китай воевал с Японией, неизбежным было появление в армии Поднебесной некоторого количества трофейных танков
этого государства. Около 1940 года под китайскими знамёнами стали появляться японские танки «Чи-Ха». Эти пятнадцатитонные машины несли 57-мм орудие, имели противопульное бронирование и по пересечённой местности могли развивать скорость до 19 километров в час. По европейским меркам это был не очень высокий показатель, но для Японии «Чи-Ха» являлся довольно-таки продвинутой машиной.

С началом Второй мировой войны ассортимент танков Китая пополнился американскими М5. В рамках программы ленд-лиза эти танки поставлялись в Китай в солидных количествах. Опять-таки нельзя не отметить, что если для европейского театра военных действий эти машины были довольно слабыми, то для Китая — вполне приемлемыми.

После окончания Второй мировой войны Советский Союз и Китай были в настолько дружеских отношениях, что китайские лидеры напрямую попросили Советский Союз помочь с обновлением бронетанкового парка страны. В Китай начали поступать танки ИС-2, Т-34-85, самоходные противотанковые установки СУ-100 и тяжёлые танки ИС. Но настоящей датой рождения китайского танкостроения как полностью самостоятельного следует считать 1957 год, когда Советский Союз продал Китаю несколько экземпляров танка Т-54 и техническую документацию на его производство.

Т-54 был чрезвычайно удачной боевой машиной. В Советском Союзе он состоял на вооружении в течение 30 лет — очень значительный срок для техники стремительного и динамичного ХХ века. Китаю действительно повезло начать развитие своего танкостроения именно с этой боевой машины.

На основе Т-54 Китай создал средний танк «Тип 59». Серийный выпуск этой машины организовали на заводе в городе Баотоу провинции Внутренняя Монголия. Советские специалисты принимали участие как в строительстве этого завода, так и в запуске танка в производство. Первые модификации машины были полной копией советского Т-54. В дальнейшем конструкцию изменяли в сторону упрощения производства и приспособления машины к действиям в климатических условиях Юго-Восточной Азии.

Существовало около шести разновидностей танка «Тип 59», выпускавшихся в разные годы и различающихся между собой дополнительными цифровыми и буквенными индексами.

Так, «Тип 59-I», который начали выпускать в начале 1960-х годов, был вооружён улучшенной 100-мм пушкой, оснащался более новой системой управления огнём, инфракрасными приборами наблюдения, а также системой стабилизации орудия. В восьмидесятых годах на танк поставили лазерные дальномеры. Правда, расположили их неудачно — над маской пушки снаружи, так что приборы были уязвимы для осколков и пуль. Затем была выпущена серия танков «Тип 59-II», на которые вместо лицензионной копии 100-мм советской пушки Д-10Т установили израильское 105-мм орудие. Оно отличалось высокой точностью стрельбы. Специально для этого орудия китайской фирмой «Норинко» были созданы бронебойно-подкалиберные снаряды с оперением. На дистанции до 2500 метров эти снаряды даже под острым углом пробивали 150 миллиметров брони. В дальнейшем выпускались также опытные модификации танка со 120-мм пушкой, испытывался танк, который дорабатывался британскими конструкторами. В наши дни существует сильно модернизированная разновидность машины под названием «Тип 59D». Она оборудована динамической защитой, весьма продвинутой системой управления огнём, а также орудием, снаряды которого пробивают до 400 мм брони.

Кроме этого, в 1963 году именно на базе Т-54 был запущен в производство его облегчённый вариант «Тип 62». Этот танк массой в 20,5 тонн был выпущен в количестве приблизительно 1200 экземпляров. «Тип 62» производился не только для китайской армии, но и активно продавался в другие государства. Всего он состоял на вооружении около 11 государств мира.

Из любопытных экспериментов китайских конструкторов следует также отметить тяжёлый танк проекта WZ-111. Эта машина разрабатывалась в начале 1960-х годов как замена советским танкам ИС-2 и ИС-3, которые состояли на вооружении китайской армии, но были уже устаревшими. Объективно говоря, необходимость в тяжёлом танке в те годы была уже сомнительной. Однако китайцы всё-таки работали над машиной, которая напоминала ИС-3 конструкцией корпуса с лобовой бронёй, устроенной по принципу «щучьего носа». Вооружаться этот танк должен был 122-мм орудием раздельного заряжания. Дальше постройки одного опытного образца дело не пошло: проект закрыли. Но один экземпляр WZ-111 с макетом башни всё-таки был построен, и в настоящее время он находится в экспозиции музея Народно-Освободительной Армии Китая.

Китай достаточно поздно запустил собственную танкостроительную отрасль. Но использовать бронетанковую технику это государство начало гораздо раньше. И практически всегда это были машины, которые для своего времени являлись одними из лучших. Кроме того, когда китайцы начали строить танки, они не просто копировали чужую технику. Конструкторы активно занимались модернизацией и улучшением танков, по максимуму используя потенциал боевых машин. В результате часто получалось так, что китайская модификация той или иной техники превосходила свой прототип. Динамика развития танкостроения в Китае всегда была только положительной. И к нашему времени КНР выпускает боевые машины очень высокого уровня, которые заслуженно считаются одними из лучших в мире.

Обсудить материал вы можете .