Десятка лучших БТР по версии Army Technology. Боевые машины пехоты зарубежных стран

В этом разделе собрана информация о различных видах боевых машин как отечественного производства, так и зарубежных. Любая современная армия имеет на своем вооружении большое количество боевой техники, которая выполняет самые разные функции. Мы собрали информацию как о существующей военной боевой технике, так и перспективных боевых машинах мира.

К современной боевой технике относятся не только танки. Все большую роль в ходе военных конфликтов играет легкобронированная техника: боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры (БТР). Боевые машины пехоты имеют более серьезную броневую защиту и служат не только для транспортировки бойцов, но и для их поддержки в бою. Основной функцией бронетранспортеров является доставка солдат к месту боя, их огневая мощь и броня слабее, чем у БМП.

Обычно БМП – это гусеничные машины, а бронетранспортеры – колесные. Масса боевой машины пехоты больше, чем у бронетранспортера, а стоимость – выше. Современные БМП оборудованы совершенными прицельными приспособлениями, системами стабилизации вооружения, противотанковыми средствами.

В этом разделе вы сможете ознакомиться с материалами об последних тенденциях развития подобной техники в других странах. Также вы найдете информацию о существующих БТР России и о новых БТР, над которыми только работает отечественный ВПК. Много материалов посвящено боевым машинам пехоты, современным БМП России и интересным зарубежным машинам.

Еще одним распространенным видом военной техники являются бронеавтомобили. Изначально они предназначались для поражения противника и не имели десантного отсека. Впервые эти машины появились на поле боя еще в начале прошлого века. С тех пор задачи, которые они выполняют, были значительно расширены. Современные бронеавтомобили могут использоваться и в качестве бронетранспортеров, и для непосредственной боевой поддержки или выполнения разведывательных и полицейских миссий.

Бронеавтомобили обычно создаются на базе серийных гражданских машин как легковых, так и грузовых. Новые бронеавтомобили, которые в больших количествах появились в разных странах в последние годы, имеют хорошую броневую защиту и мощное вооружение. Они отличаются высокой маневренностью и имеют противоминную защиту.

В последние годы запущены в серийное производство несколько интересных российских бронеавтомобилей, о них вы сможете узнать в этом разделе. Бронеавтомобили России соответствуют всем современным стандартам, существующим для этого вида боевой техники, в будущем они, без сомнения, серьезно усилят сухопутные части российской армии .

На сайте есть материалы и по другим видам боевой техники: самоходным артиллерийским установкам, разведывательным машинам, специальной боевой технике для десантных частей.

Мы уделили много внимания легендарным машинам прошлого, особенно военной технике периода Второй мировой войны.

Много материалов посвящено автомобильному транспорту, который используется для армейских нужд. Любая военная операция – это, прежде всего, логистическая задача, которая во многом решается с помощью автотранспорта.

Кроме машин, которые непосредственно участвуют в боевых действиях, существует еще множество видов специальной техники, выполняющей особые функции. Подобные машины известны гораздо меньше, чем танки и БТР, но их значимость нельзя недооценивать. Они выполняют инженерные функции, занимаются химической и радиационной разведкой, эвакуируют поврежденную боевую технику, обеспечивают связь и выполняют другие функции.

ФРГ - в 1969 году АМХ-10Р, США - в 1981 М2 «Брэдли » и Великобритания - в 1984 году «Уорриор ».

«Зарубежное военное обозрение» № 10.2004г. (стр. 33-38)

Полковник А. ЕФРЕМОВ, кандидат технических наук

Главной целью военно-технической политики НАТО в области развития обычных вооружений, по мнению зарубежных военных специалистов, является наращивание имеющейся мощи и достижение превосходства над вероятным противником. Одним из важнейших условий ее реализации считается ускорение темпов технического переоснащения вооруженных сил системами оружия, качественно превосходящими существующие средства вооруженной борьбы.

Сухопутные войска (СВ), как один из видов ВС являются основным элементом сил общего назначения. При ведении боевых действий они взаимодействуют с другими видами во всех войнах и вооруженных конфликтах, на различных ТВД. Основу ударной мощи сухопутных войск составляют бронетанковые и механизированные соединения и части, один из ведущих типов вооружения которых - боевые машины пехоты (БМП).

Необходимо отметить, что уже в начале 60-х годов за рубежом пришли к выводу, что задача пехоты в бою заключается не только в захвате населенных пунктов, объектов и удержании территории, но также в защите от противника танков и другого вооружения. По мере увеличения на поле боя количества противотанковых средств (ПТС) возникла необходимость в обеспечении защиты танков непосредственно в боевых порядках. В ходе проводимых в то время исследований и работ зарубежные специалисты сформулировали главную идею применения будущих БМП - возможность эффективно подавлять и поражать пушечным и пулеметно-автоматным огнем личный состав противника, угрожающий боевым бронированным машинам (ББМ), а также легкобронированные ПТС, что должно было обеспечить благоприятные условия для успешных действий танков.

Результатом обобщения теоретических исследований, опыта учений и боевых действий военными специалистами НАТО стали разработка, принятие на вооружение и начало серийного производства боевых машин пехоты. Так, СВ ряда стран получили следующие БМП: ФРГ - в 1969 году «Мардер», Франция - в 1970-м, АМХ-10Р, США - в 1981 М2 «Брэдли » и Великобритания - в 1984 году «Уорриор ».

Появление нового типа бронированных машин привело к изменениям в организационно-штатной структуре сухопутных войск США, ФРГ, Великобритании и Франции (были созданы мотопехотные части и соединения на БМП), а также к необходимости уточнить вопрос тактики их применения.

Последующее военное руководство ведущих зарубежных стран продолжало интенсивную боевую подготовку личного состава мотопехотных частей и соединений на БМП, прежде всего, обращая внимание десанта, размещавшегося в технике, на возможность ведения огня как непосредственно из нее, так и спешившись в составе штурмовых групп.

Произошедшие изменения в уставах СВ этих государств были обусловлены именно высокой маневренностью мотопехотных подразделений на БМП, достаточно надежной броневой защитой экипажа и десанта от огня стрелкового оружия, осколков мин и снарядов. Эти формирования, по оценкам зарубежных специалистов, способны решать самые сложные задачи во всех видах боевых действий и в силовых миротворческих операциях, в любых погодных и климатических условиях, в различное время суток как совместно с другими частями (например, танковыми), так и в отрыве от основных сил.

Иностранные военные специалисты считают, что корпус БМП надежно защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия, а при оснащении дополнительной броневой и динамической защитой - от поражения 20- и 30-мм снарядами. Огневая мощь и точность стрельбы автоматической пушки боевой машины достаточны для поражения ББМ противника. Мотопехота, вооруженная автоматическим оружием, может вести эффективный огонь по шинам колесных машин, а также по приборам наблюдения и прицеливания, установленным на технике противника.

По мнению экспертов США и НАТО, на современном этапе развития вооружения и военной техники (ВВТ) боевая машина пехоты - это оптимальное средство для ведения общевойскового боя мотопехотным (механизированным) подразделением на различных сухопутных ТВД.

По данным зарубежной печати, к основным БМП относятся М2 «Брэдли» различных модификаций (в том числе А1 и А2 (США), «Мардер-1», модернизированная до уровня А1, А2и A3 (ФРГ), FV510 «Уорриор» (Великобритания), АМХ-10Р/РС (Франция), VCC-80 «Дардо» (Италия).

Основные тактико-технические характеристики БМП, состоящих на вооружении зарубежных стран, приведены в таблице.

БМП М2 «Брэдли» состоит на вооружении армий США и Саудовской Аравии. Ее серийное производство началось в декабре 1979 года, а в войска машины поступают с 1981-го. Первый американский батальон был оснащен этой техникой в 1983 году.

Компоновка БМП М2 предусматривает переднее (справа) расположение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и кормовое размещение десантного отделения. Машина оснащена двухместной башней с 25-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также ПТРК ТОУ.

Особенностью броневой защиты БМП М2 является использование комбинации стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой. В ее конструкции предусмотрено выраженное дифференцирование брони по высоте и длине машины за счет ее толщины и углов наклона.

Сварной корпус изготовлен из алюминиевого броневого сплава. Лобовым многослойным листам приданы углы до 60°, а борта и корма дополнительно защищены аналогичной разнесенной броней. Передняя часть днища также усилена. В целом броневая конструкция обеспечивает безопасность личного состава и оборудования при попадании 14,5-мм бронебойных пуль и осколков 155-мм артиллерийских снарядов.

Отделение управления находится в передней части корпуса машины (слева), крышка люка механика-водителя оборудована четырьмя перископическими приборами наблюдения.

В сварной башне, выполненной из стальной и алюминиевой брони и расположенной в средней части корпуса машины правее продольной оси, размещаются наводчик (слева) и командир (справа).

Основным вооружением БМП М2 является 25-мм автоматическая пушка М242 производства фирмы «Боинг». Она имеет двусторонний механизм подачи боеприпасов. Возможно ведение огня одиночными выстрелами или очередями (темп стрельбы 100 - 200 выстр./мин). Стреляные гильзы удаляются из башни автоматически. Вспомогательное вооружение: 7,62-мм спаренный пулемет и ПТРК ТОУ. Привод управления башни и система стабилизации позволяют вести огонь на месте и при движении.

В десантном отделении размещаются шесть пехотинцев, каждый из которых имеет возможность вести наблюдение за местностью через призменные приборы наблюдения и стрельбу через амбразуры, оборудованные шаровыми опорами для крепления стрелкового оружия. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ).

В 1986 году была принята программа модернизации БМП М2 «Брэдли» до уровня А1, предусматривающая: повышение огневой мощи за счет оснащения машин новым поколением ПТУР ТОУ-2 с повышенной бронепробиваемостью, а также защищенности путем установки динамической защиты и оснащения новой ФВУ.

В 1988 году начались работы по модернизации БМП М2А1 до уровня А2. Данная программа предполагала:

Дальнейшее повышение защищенности машины от воздействия 30-мм бронебойных снарядов автоматических пушек путем установки внутри корпуса дополнительных броневых листов, выполняемых на основе кевлара (в частности были пересмотрены места крепления динамической защиты);

Увеличение показателей подвижности за счет оснащения БМП новым дизельным двигателем VTA-903T американской фирмы «Симманс» мощностью 600 л. с;

Установку навигационной системы и аппаратуры опознавания «свой - чужой».

В настоящее время разработана и осуществляется программа модернизации БМП М2А2 «Брэдли» до уровня A3 (рис. 1). В соответствии с ней планируется оснастить машину усовершенствованным электронным и приборным оборудованием, усилить защищенность, повысить подвижность.

Основные изменения в электронном оборудовании связаны с переходом на цифровую форму сигналов и касаются практически всех компонентов и систем машины. Предполагается установить центральный процессор и устройства памяти, цифровые дисплеи командира, механика-водителя и старшего десантной группы, а также единую цифровую шину обмена данными, к которой подключаются различные модули, в том числе блоки электронных устройств башни и корпуса для отображения информации членам экипажа. Кроме того, БМП М2АЗ «Брэдли» оснащают аппаратурой, которая обеспечивает обмен боевой и разведывательной информацией в масштабе времени близком к реальному в автоматизированной системе управления (АСУ) тактического звена.

Место командира оснащается прицелом с полностью стабилизированным полем зрения. Он обеспечивает автономность действий по обнаружению и поражению целей. Усовершенствованный прицел наводчика представляет собой стабилизированный в двух плоскостях комбинированный прибор, в состав которого входят лазерный дальномер, а также ТВ-и тепловизионная (с отводом на прибор наблюдения командира) камеры.

Оснащение БМП усовершенствованной системой управления огнем позволит увеличить возможности по обнаружению, распознаванию, идентификации целей и их поражению.

Повышению защищенности БМП М2АЗ «Брэдли» способствуют дополнительное бронирование и установка динамической защиты. Кроме того, машина оснащается усовершенствованной системой опознавания «свой - чужой».

БМП «Мардер» (ФРГ) была первой зарубежной боевой машиной пехоты, поступившей на вооружение СВ в 1969 году и считавшейся классическим образцом вооружения данного типа.

Базовое шасси разработано в 1969 году с целью создания семейства боевых машин: истребителя танков «Ягпанцер», ПУ тактических ракет, 81- и 120-мм самоходных минометов, самоходной зенитной установки (СЗУ), легкого танка и БТР. На этой базе и было решено создать БМП.

Первые серийные образцы были выпущены в конце 1970 года, а в войска машины начали поступать мае 1971-го.

Компоновка БМП «Мардер» предусматривает переднее (справа) расположение МТО и заднее - десантного отделения. Место механика-водителя находится в передней части корпуса слева по ходу движения машины. В десантном отделении размещены шесть военнослужащих (трое на каждый борт спиной друг к другу). В двухместной башне, установленной в средней части корпуса, располагаются командир машины (он же командир пехотного десанта) и наводчик. Приборы наблюдения экипажа и десантников установлены так, что позволяют обозревать местность на 360°.

Броневой корпус машины сварной. Основное внимание конструкторы уделили прочности, жесткости и герметичности машины. В кормовой части корпуса выполнен люк-аппарель для спешивания десанта.

Бронирование БМП «Мардер» обеспечивает защиту от поражения 20 - 25-мм боеприпасами автоматических пушек и осколками 155-мм артиллерийских снарядов.

В связи с оснащением этой машины мощной броневой защитой конструкторам не удалось сделать ее плавающей.

Основное вооружение БМП - 20-мм автоматическая пушка Rh 202 производства фирмы «Рейнметалл», бронебойный снаряд которой способен пробивать броню толщиной до 47 мм на дальности до 500 м. Пушка снабжена электрогидравлической системой наведения (скорострельность 800 - 1000 выстр./мин). С ней спарен 7,62-мм пулемет. Второй (такого же калибра) расположен над кормовой частью машины и обеспечивает ведение огня назад и по бортам, а также по низколетящим целям.

«Мардер» оборудована шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем МВ833ЕА500 с турбонаддувом мощностью 600 л. с.

При конструировании БМП особое внимание уделялось обеспечению возможности длительного пребывания экипажа и десанта в машине и защите их от ОМП. С этой целью корпус надежно загерметизирован, а в кормовой его части установлены две ФВУ. Все это позволяет находиться экипажу и десанту в машине до 24 ч, в том числе до 8 ч на зараженной местности.

С 1982 года в СВ ФРГ ведутся работы по модернизации БМП «Мардер» до уровней А1, А1 А, А2, A3 и 1А5 (рис. 2).

Модернизация боевой машины до уровней А1 и А1А - это комплексная программа по повышению ее огневой мощи. Основные мероприятия предусматривали обеспечение двойного питания 20-мм автоматической пушки, оснащение боекомплекта машины новыми осколочными боеприпасами к пушке и четырьмя ПТУР «Милан», изменение боеукладки, замена устаревших прицелов новыми.

Программа модернизации БМП «Мардер» до уровня А2, начатая в 1983 году, предполагала оснащение машин тепловизионными прицелами наводчика. Следующая - до уровня A3, к которой приступили в 1988 году, была направлена на повышение защищенности машины и предусматривала следующие мероприятия:.

Установку дополнительной навесной брони на бортовые поверхности корпуса и башни, а также разнесенного бронирования крыши корпуса;

Монтаж дополнительных броневых модулей на бортах корпуса, усиление защиты кормовых дверей.

В настоящее время специалисты фирмы КУКА для БМП «Мардер» разработали двухместную башню Е4 с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом.

БМП FV 510 «Уорриор» (Великобритания ), ранее имевшая обозначение MCV-80, была создана для британской армии. После проведенных в 1984 году полномасштабных испытаний машина была принята на вооружение и в декабре 1986-го стала поступать в войска (рис. 3). Первый батальон ВС Великобритании был полностью оснащен данными БМП к середине 1988 года.

Компоновка машины предполагает переднее (справа) расположение МТО и кормовое - десантного отделения. Механик-водитель находится впереди (слева). Десант насчитывает семь человек. В десантном отделении не предусмотрены амбразуры. В кормовой части корпуса имеется механически открываемый люк для спешивания пехотинцев из машины. Командир и наводчик размещены в башне.

Корпус машины сварной, выполнен из алюминиевых броневых листов (башня - из стальной брони).

Основное вооружение - 30-мм автоматическая пушка L21A1 «Рарден», вспомогательное - 7,62-мм пулемет L94A1. Наведение пушки осуществляется в горизонтальной плоскости с помощью электропривода, в вертикальной - вручную. Ее бронепробиваемость около 40 мм (бронебойным снарядом) на дальности до 1 500 м.

Двигатель - шестицилиндровый V-образный дизель «Перкинс Кондор» CV8 мощностью 550 л. с. БМП «Уорриор» не является плавающей.

Машина оборудована ФВУ. Экипаж имеет полный комплект приборов ночного видения (ПНВ).

Учитывая конструктивные недостатки БМП «Уорриор» и возрастающие требования к ней, разработчики в ходе серийного производства проводили мероприятия по модернизации машины в целях повышения ее боевых качеств:

Увеличения калибра основного вооружения до 40 мм (в качестве варианта рассматривалась 40-мм автоматическая пушка СТА совместной англо-французской разработки);

Повышения эффективности борьбы с низколетящими целями противника путем установки электропривода вертикальной наводки пушки;

Обеспечения возможности ведения огня десантом за счет размещения сидений десанта посередине корпуса, оборудования амбразур под стрелковое оружие в корпусе машины.

На базе БМП «Уорриор» создано семейство машин : командно-штабная (КШМ) , ремонтно-эвакуационная (РЭМ ) и ремонтная (РМ) , а также передовой наблюдательный пункт (ПНП) артиллерии и минный разградитель. На этой же базе смонтирован ПТРК «Милан ». Для ведения боевых действий в горно-пустынной местности создан соответствующий вариант БМП «Уорриор ». Экипаж машины три человека, десант семь. По техническим характеристикам она незначительно отличается от базовой модели, но в ходе испытаний на Ближнем Востоке показала хорошую проходимость по песчаным грунтам, надежность и долговечность при эксплуатации в условиях высоких температур окружающей среды. В качестве основного вооружения используется 25-мм автоматическая пушка М242, стабилизированная в двух плоскостях. Вспомогательное вооружение - 7,62-мм пулемет М240 и ПТРК ТОУ. На БМП «Уорриор» (пустынный вариант) установлена усовершенствованная навигационная система. Машина оборудована высокоэффективным кондиционером. По аналогии была создана «Уорриор» (арктический вариант), на которой нет ПТРК ТОУ и которая вместо устройства для охлаждения воздуха комплектуется мощным обогревателем.

БМП АМХ-10Р/РС (Франция ) состоит на вооружении СВ Франции, Греции, Индонезии, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. Первые опытные образцы были выпущены в 1968 году, и после проведения полномасштабных испытаний в 1972-м было принято решение о начале их серийного производства. Машины начали поступать в войска в 1973 году.

Компоновка БМП предполагает расположение МТО в передней части корпуса (справа), десантного отделения - в корме. Механик-водитель находится впереди (слева). Командир и наводчик размещаются в башне. Десант восемь человек.

Корпус машины сварной, выполнен из алюминиевых броневых листов. В его кормовой части размещена механически управляемая аппарель для спешивания десанта. Башня - из стальной брони. Ее крыша оборудована одним люком с двумя откидывающимися в стороны створками.

Основное вооружение БМП - 20-мм автоматическая пушка М693 с двусторонним питанием, вспомогательное - 7,62-мм спаренный пулемет. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 260 л. с.

Машина полностью плавающая. Движение на плаву осуществляется с помощью двух водометов, расположенных в кормовой части корпуса.

На базе БМП АМХ-10Р создано семейство машин: санитарная, КШМ, РЭМ, ПНП артиллерии, транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для подвоза 155-мм боеприпасов, боевая машина огневой поддержки для разведывательных подразделений, а также с 25-мм автоматической пушкой 81

«Жиат». База БМП используется для монтажа ПТРК «Хот», 81- и 120-мм минометов, артиллерийских систем. Согласно тактико-техническому заданию Индонезии на базе АМХ-10Р разработана и производится БМП для морской пехоты этой страны.

БМП VCC-80 «Дардо» (Италия) . Первые опытные образцы созданы в 1988 году. В 1992 году «Дардо» была принята на вооружение и с 1997-го начала поступать в войска (рис. 4).

На машине применена обычная компоновка с размещением отделения управления и МТО в носовой части корпуса, боевого отделения в средней части и десантного отделения в корме. Десант шесть пехотинцев.

Штатное вооружение БМП - швейцарская 25-мм автоматическая пушка КВА-ВО2 «Эрликон» и спаренный с ней германский 7,62-мм пулемет MG42/59, установленные в двухместной вращающейся с помощью электропривода башне (размещена в средней части машины). Пушка имеет двойной механизм питания. Для ведения эффективной стрельбы из штатного вооружения БМП VCC-80 оснащена СУО, аналогичной установленной на основном боевом танке «Ариете».

Броневая защита противопульная и противоосколочная.

Для ведения огня десантом, в корпусе предусмотрены пять амбразур: по две по бортам и одна - в корме. Спешивание десанта осуществляется через откидывающуюся аппарель, оснащенную гидроприводом. В ней имеется также дверь. В крышу корпуса вмонтированы люки.

Силовая установка - шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 520 л. с.

Машина оснащена ФВУ, противопожарным оборудованием (ППО) и кондиционером.

В данной статье были рассмотрены вопросы, касающиеся разработки и принятия на вооружение лишь некоторых основных моделей боевых машин пехоты ведущих западных стран, а также приведены их тактико-технические характеристики. Безусловно, современные сухопутные войска располагают более мощным вооружением, но зарубежные военные специалисты, учитывая опыт многих войн и военных конфликтов, не торопятся списывать БМП со счетов, так как считают это средство вооруженной борьбы весьма надежным и эффективным, до конца не исчерпавшим свой потенциал. С учетом этого сегодня многие государства активно работают над модернизацией имеющихся образцов техники и созданием новых.

Споры о том, какими должны быть современные БМП и БТР, кипящие как среди любителей бронетанкового вооружения и техники, так и среди специалистов, продолжаются уже не одно десятилетие . Стремление у сторонников той или иной точки зрения одно – определить концепцию боевой машины для пехоты, которая бы максимально обеспечивала безопасность пехотинца в бою, особенно в бою, характерном для последнего времени, когда угроза глобальной войны с применением ядерного оружия несколько уменьшилась, чем это было еще каких-то 30–40 лет назад.

Совершенно справедливы рассуждения о том, что хорошо бы иметь машину для пехоты, способную противостоять огню ручных противотанковых гранатометов, подрывам на фугасах и других взрывных устройствах. А еще, чтобы она была защищена от кассетных боеприпасов артиллерии и авиации, действующих по принципу ударного ядра, и хорошо бы, чтобы машины эти выдерживали попадание снарядов танковых и противотанковых пушек.

При этом чтобы были маневренными, авиатранспортабельными, комфортабельными, недорогими и т.д. Хорошо бы, наверное, еще лучше, чтобы пехоте приходилось воевать только на учениях и на реконструкциях и стрелять только холостыми патронами. Но, увы, пока это невозможно.

Вот и не прекращаются дебаты, какую машину надо. То предпочтения отдаются легким высокоскоростным машинам для пехоты, то, наоборот, участники дебатов пытаются убедить общественность, а через нее и конструкторов с руководством вооруженных сил, что БТР должен иметь противоснарядную броню, пусть и малоподвижный, потом новая крайность – высокая противоминная защита, давайте всю пехоту посадим на машины типа MRAP, и т.д.

Конечно, защищать пехоту надо, и беречь ее тоже надо, как и всех остальных. Одним из возможных вариантов обеспечения безопасности пехоты в бою, в том числе в сложных условиях (бой в городе, в лесу, в горах и т.д.), предлагается оснащение мотострелковых (мотопехотных) подразделений тяжелыми БМП и БТР. Первыми эту идею осуществили на практике израильтяне .

Тяжелый израильский БTP «Achzarit»

Программа разработки тяжелобронированного БТР «Achzarit» была начата в 1982 году. Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые в большом количестве были захвачены израильтянами во время арабо-израильских войн и широко использовались в составе бронетанковых сил армии Израиля. Использование для строительства нового БТР базы трофейного танка было еще и экономически выгодно.

В ходе различных военных конфликтов, в которых пришлось участвовать силам обороны Израиля, бои приходилось вести в урбанизированной местности с высокой насыщенностью поля боя противотанковыми средствами, стрелковым оружием калибра 12,7 и 14,5-мм, что приводило к потерям обычных БТР с противопульной броней. По замыслу израильских конструкторов БТР «Achzarit» предназначался для совместного использования с танками, а также для проведения спецопераций, это должна была быть и штурмовая машина и машина для транспортировки пехоты.

Шасси танка Т-54/55 было несколько модернизировано – трансмиссия и двигатель были заменены новым силовым блоком, созданным компанией NIMDA и состоящим из 8-цилиндрового двухтактного дизельного двигателя водяного охлаждения 8V-71TTA General Motors, развивающего мощность 650 л. с., совместно с гидромеханической трансмиссией Allison XTG-411-4. Жалюзи радиатора двигателя вывели на корму.

В носовой части корпуса располагаются механик-водитель (слева), наводчик (по центру) и командир машины справа. В средней части корпуса бронетранспортера находится десантное отделение вместимостью 7 человек. По трое бойцов сидят вдоль бортов, еще одно место находится у моторной перегородки. В крыше десантного отделения имеется 6 (4 справа и 2 слева) призменных приборов наблюдения. Моторно-трансмиссионное отделение находится корме БТР.

Кормовой туннель-лаз на израильском тяжелом БТР «Achzarit»

Десантный выход оборудован в корме корпуса с правого борта, благодаря компактности новой силовой установке. Он представляет собой узкую откидывающуюся аппарель и поднимающуюся вверх над корпусом машины крышку со стенками конусного типа. Открывание выхода осуществляется с помощью гидропривода.

Кормовое расположение МТО позволило усилить бронезащиту лобовой части машины. За счет применения мощного разнесенного бронирования боевая масса БТР «Achzarit» возросла до 44 тонн, (для сравнения масса танка Т-55 с башней составляет 36 тонн). За счет навешивания дополнительной защиты на борта ширина машины увеличилась на 370 мм.

Вооружение машины рассчитано на поражение только живой силы противника и небронированных целей. Основой комплекса вооружения машины является дистанционно управляемый боевой модуль OWS с 7,62-мм пулеметом FN M240. Стрельба из него возможна как дистанционно при закрытом люке стрелка, так и в ручном режиме при открытом люке.

При дистанционном управлении пулеметом стрелок использует для наведения комбинированный оптический прицел с ночным каналом. Кроме того, на штыревых турелях устанавливается еще три 7,62-мм пулемета М240. Также как и на , на БТР «Achzarit» установлен миномет калибром 60 мм.

По замыслу израильского военного командования тяжелый БТР «Achzarit» должен использоваться совместно с танками, которые ведут борьбу с бронетехникой противника, а тяжелый бронетранспортер решает задачу транспортировки без потерь пехоты через простреливаемые противником зоны и уничтожения танкоопасной и другой живой силы противника. Всего в Израиле в БТР «Achzarit» было переоборудовано около 500 захваченных танков Т-54 и Т-55.

Идея использования устаревших танков для создания тяжелых БТР израильским конструкторам понравилась. Очередным претендентом на перерождение в тяжелый БТР стал британский танк «Centurion», также стоящий на вооружении израильских бронесил, но в 1980-х годах ставший заменяться машинами собственного производства – «Merkava».

Израильский тяжелый БТР «Nagmachon» на базе танка «Centurion»

В 1982 году в Израиле была начата разработка тяжелых БТР «Nagmashot» и «Puma» на базе танка «Centurion». Уже в 1983 году первые машины «Nagmashot» поступили в войска и приняли участие в боевых действиях в Южном Ливане. Всего было выпущено более 100 таких машин. В отличие от БТР «Achzarit», на переделках на базе танков «Centurion» перекомпоновку машины не производили. В конструкциях тяжелых БТР на шасси британского танка при высадке десанта солдаты покидали корпус через верхние люки на крышу моторно-трансмиссионного отделения и затем спрыгивали на землю.

Используя опыт эксплуатации БТР на шасси танка «Centurion», в Израиле были разработаны еще две новые машины – «Nakpadon» и «Nagmachon». БТР «Nakpadon» был принят на вооружение в конце 1980-х, a «Nagmachon» – в начале 1990-х годов. Для производства изготовления некоторых БТР «Nagmachon» использовались шасси БТР «Nakpadon».

Обновленный БТР имел более мощный комплект динамической защиты и дополнительную рубку в виде башни с бронестеклами по периметру. На нем также были установлены более мощные бортовые экраны, в передних четырех секциях которых установлена динамическая защита. Кормовые секции экранов обычно фиксировались в поднятом положении для обеспечения защиты десантирующихся пехотинцев. Также была усилена противоминная защита машины.

БТР «Nagmachon» после модернизации

Все израильские тяжелые бронетранспортеры оснащены пусковыми установками для отстрела дымовых гранат, системой блокировки взрывных устройств с радиовзрывателями. Вооружение тяжелых бронетранспортеров состоит из четырех 7,62-мм пулеметов или одного 12,7-мм и трех 7,62-мм пулеметов, в том числе и в дистанционно управляемых боевых модулях.

Создание тяжелого БТР на базе танка «Merkava» израильскими конструкторами рассматривалось с самого начала, как только этот танк появился. Это вполне естественно, поскольку компоновка танка с передним расположением силовой установки располагало к такому решению. Но, с другой стороны, по экономическим соображениям, строить специально под БТР шасси танка «Merkava», было нерациональным для военного бюджета Израиля.

Когда на рубеже XX и XXI веков израильские силы обороны стали выводить из боевого состава свои устаревающие танки «Merkava» Mk 1, к идее превращения их в тяжелые БТР вернулись опять. Первый опытный образец тяжелой боевой машины для пехоты на базе танка «Merkava» Mk 1, получившей название «Namer» был продемонстрирован в 2005 году.

Боевая машина обеспечивает размещение 11 человек: командира, водителя, наводчика и восьми человек десанта. Кроме того возможна загрузка носилок для одного раненного, помимо размещенного в ней десанта.

Израильский тяжелый БТР «Namer» на базе танка «Merkava»

Бронирование лобовой части машины было усилено, по сравнению с танком «Merkava» Mk 1, и в конечном итоге лобовая проекция корпуса БТР «Namer» стала похожа на корпус танка , конструкция и броневая защита кормовой двери с аппарелью были усовершенствованы. Люк механика-водителя с лобовой верхней бронедетали был убран. В крыше машины оставлены всего два люка, один из них – командирский. Он размещен над сиденьем командира на левой стороне крыши машины и обеспечивает доступ к турели с 7,62-мм пулеметом.

Впереди люка, размещенного с правой стороны крыши машины устанавливается 12,7-мм пулеметная установка «Katlanit» с дистанционным управлением и комбинированным прицельным комплексом. Вместо 12,7-мм крупнокалиберного пулемета «Browning» M2HB на установку могут устанавливаться 7,62-мм пулемет М240 или 40-мм автоматический гранатомет Мk19. В кормовой двери машины размещена бойница для ведения огня из штатного оружия десанта.

Машина оснащена системой жизнеобеспечения экипажа, имеющей в своем составе и туалет, позволяющей экипажу и десанту вести боевую работу в течение до 24 часов.

В России также были предприняты работы по разработки тяжелобронированных бронетранспортеров . В 1990-х годах российские конструкторы, изучив опыт израильских коллег, также решили дать вторую жизнь отслужившим свой срок танкам Т-55, при этом реализуя концепцию максимальной защиты пехотинцев в бою. Российские конструкторы бронетанковой техники разработали тяжелый бронетранспортер БТР-Т на базе танка Т-55, имеющий стойкость к современным средствам поражения на уровне современного танка.

Российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т, построенный на базе танка Т-55

Полностью закрытый корпус БТР-Т отличается от корпуса базовой машины, прежде всего наличием встроенной , а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле ±30° уровень броневой защиты стал соответствовать эквиваленту гомогенной катаной брони толщиной 600 мм. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности.

Продолжая рейтинг «10 лучших» от канала Дискавери, я бы хотел обратить внимание еще на одну забавную подборку. На этот раз во внимание экспертов попали «Armoured Personal Carriers» – общее обозначение для всех типов бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. В обзор вошли как легкие БТРы массой 5 тонн, так и тяжелые боевые машины пехоты. Несмотря на кажущуюся несуразность, это вполне логично – вся эта техника, гусеничная или колесная, вне зависимости от своих размеров, выполняет одну и ту же задачу – перевозит людей и грузы в условиях военных конфликтов, защищая их своей броней. Например, не существует строгих различий например, между БТРом или БМП. Единственное, что их отличало в теории - боевая машина пехоты способна поддержать пехоту в бою, когда как БТР только доставляет их до поля боя. С исчезновением четко обозначенной линии фронта, а именно это наблюдается во всех локальных конфликтах последней четверти ХХ века, бронетранспортер и боевая машина пехоты сейчас выполняют одни и те же функции. Современные бронемашины, вне зависимости от своей массы, часто несут одинаковое вооружение, и служат платформой для создания специализированной военной техники – от командно-штабных и санитарных машин, до самоходных гаубиц и реактивных систем залпового огня.

В отличии от спорного и противоречивого рейтинга «10 лучших танков по версии Military Channel», рейтинг «10 лучших бронемашин», на мой взгляд, весьма адекватен и вообщем-то правилен: в нем собраны действительно достойные машины. Будет нелишним добавить, что не стоит принимать подобные рейтинги всерьез – все-таки это информационно-развлекательная передача. Поэтому, уважаемые читатели, рекомендую Вам обратить внимание не столько на места в рейтинге, сколько на сами машины. Например, я сам, не являясь экспертом в области бронетехники, не подозревал о существовании многих из них. И все-таки, в данном обзоре есть серьезный вывод – обзор показывает наиболее перспективные направления развития бронетехники, правильные решения и ошибки конструкторов. Ведь если десант предпочитает передвигаться НА броне, а не ПОД броней, значит с бронетехникой действительно что-то не так.


Критериями сравнения, как всегда, станут техническое совершенство, инновационные решения при создании данного образца, технологичность и массовость производства и конечно же, главный судья - опыт боевого применения.

Ну что ж, наверное это все что я хотел добавить от себя, на этом прелюдия окончена, перейдем к рейтингу. В мире есть много достойных машин, но в десятку помещаются ровно 10.

10 место – Marder

Боевая машина пехоты бундесвера, боевая масса - 33 тонны. Год принятия на вооружение – 1970. Экипаж – 3 человека + 7 человек десанта.
Создавалась, как ответ на советскую БМП-1. В комплекс вооружения входят 20 мм автоматическая пушка Rheinmetall-202 и ПТУРС Milan. Скорость (до 75 км/ч по шоссе), отличная защищенность, немецкое качество – что еще необходимо хорошей БМП? Общую картину чуть портит отсутствие у Marder боевого опыта – за исключением эпизодического участия в операциях на территории Афганистана, эта бронемашина почти не выезжала за пределы автобанов ФРГ.
Всего немцы собрали 2700 своих чудо-БМП, в том числе самоходный ЗРК на их базе. Хорошая во всех отношениях машина. Десятое место.

9 место – M1114

Американский бронированный автомобиль. Как вы уже могли догадаться по картинкам, это легендарный «Хамви» с комплектом брони. К середине 90-х, по опыту боевого применения шасси М998 стало понятно, что армии необходим легкий бронетранспортер на его базе, имеющий противоосколочное бронирование и, самое важное, стойкую противоминную защиту. М1114 обладал всеми этими качествами, сочетая в себе подвижность, защищенность и огневую мощь при полной массе менее 5 тонн. Набор съемного вооружения для М1114 включает в себя все от легких пулеметов на крыше, до дистанционно управляемых 12,7 мм пулеметных установок, ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов.

Отсюда следует сделать небольшой экскурс в историю «Хамви» (он же - шасси М998 HMMWV). Принятое на вооружение США в 1981 году как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», «Хамви» стал одним из символов американской армии, засветившись во всех конфликтах последних 30 лет. По данным General Motors, на сегодняшний день произведено 200 000 всех вариантов «Хамви». Одно из наиболее важных свойств этого полугрозовика-полуджипа стала универсальность конструкции. Вот лишь некоторые машины на его базе:

M998 - грузовой открытый автомобиль,
M998 Avenger - вариант с зенитно-ракетным комплексом "Stinger",
M966 - бронированный джип с противотанковым комплексом TOW,
M1097 - двухместный пикап,

M997 - санитарный джип с четырёхместной кабиной,
M1026 - вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой,
M1035 - санитарный вариант с четырёхдверной кабиной,
M1114 - легкий бронетранспортер, одна из самых массовых версий «Хамви»

Конструкторы General Motors смогли найти оптимальный баланс между грузоподъемностью, позволяющей выполнять все функции универсального армейского автомобиля, монтировать разнообразное вооружение и бронезащиту, и, в то же время, излишне не перетяжелили машину, сохранив размеры крупного джипа. «Хамви» стал эталоном в своем классе. Сейчас армейские внедорожники во всех странах мира заимствуют его технические решения, компоновку и внешний вид.

Армейская техника априори не может быть успешной на гражданском рынке в условиях свободной конкуренции. Эта аксиома всегда служит доказательством оправданности непомерных военных расходов: «Не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» и т.д. в этом же духе. В случае с «Хаммером» мы видим обратное – стильный армейский автомобиль, сохранив основные узлы (в том числе 6 литровый двигатель, трансмиссию, подвеску), стал успешным коммерческим проектом – в 1992 году в серию пошла его гражданская версия «Hummer H1» с минимальными косметическими изменениями, в дальнейшем развившись до культового внедорожника люкс-класса «Hummer H2» с luxury-салоном и автоматической трансмиссией.
Бронированная армейская версия «Хамви» М1114 много воевал по всему миру, часто попадал под обстрелы, горел, взрывался, застревал в грязи, но тем не менее, сохранял жизни сидящих внутри солдат. Что и требуется от настоящей армейской техники.

8 место – The Universal Carrier

Британский многоцелевой бронетранспортер-тягач - главный помощник британского солдата. Неказистая с виду машина с экипажем из 5 человек лихо передвигалась со скоростью до 50 км/ч по полям сражений Второй Мировой. The Universal Carrier воевал на всех фронтах: от Европы и Восточного Фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В дальнейшем успел принять участие в войне на Корейском полуострове и славно закончил свою карьеру в 1960-х годах.

При массе всего 4 тонны, The Universal Carrier обладал приличной проходимостью и был защищен 10 мм броней. Вооружение линейных БТРов включало в себя 14 мм противотанковое ружье и/или 7,7 мм пулемет Bren. Помимо базовой версии, в войска поступала созданная на ее платформе, огнеметная машина «Wasp» и САУ с 40 мм орудием.

Всего за годы серийного производства с 1934 по 1960 гг. на предприятиях Великобритании, США, Австралии и Канады было произведено 113 000 этих маленьких, но таких полезных машин.

7 место - Sonderkraftfahrzeug 251

Грозная боевая машина, давившая своими колесами и гусеницами страны Европы, пески Северной Африки и ледяные просторы России.
Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 в полной мере соответствовал стратегии Блицкрига – быстрая, вместительная и хорошо защищенная машина с высокой проходимостью. Экипаж – 2 человека + 10 человек десанта, скорость по шоссе 50 км/ч, колесно-гусеничный движитель, круговое бронирование толщиной до 15 мм. Как и любая немецкая техника, бронетранспортер был оснащен огромным количеством разнообразных опций и оборудованием для выполнения любых задач. Немецкий инженерный гений разошелся в полную силу, вот оцените масштаб: SdKfz 251 комплектовались разнообразными приборами наблюдения и связи, кранами и лебедками, радиостанциями всех типов и частот, штурмовыми мостиками, комплектами съемной брони и разнообразным вооружением, среди которых была даже такая экзотика, как реактивные системы залпового огня Wurframen 40 калибра 280 мм.
На платформе SdKfz 251 было создано великое множество специализированных машин: помимо базовой модели выпускались санитарные и командно-штабные машины, машины наблюдения и связи, подвижные телефонные станции, посты артиллерийских корректировщиков, самоходные зенитные установки c автоматическими 20 мм орудиями MG 151/20, огнеметные машины, подвижные огневые точки с 37 мм и 75 мм противотанковыми пушками, инженерно-саперная техника…
Среди этих конструкций были действительно уникальные образцы бронетехники, такие как Schallaufnahmepanzerwagen - шумопеленгатор для определения положения артиллерийских позиций противника вне зоны видимости или Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор для подсветки ночных прицелов танков «Пантера».
От себя могу добавить следующее: любители разоблачений и последователи творчества Владимира Резуна, скурпулезно подсчитывающие количество немецкой бронетехники, как-то всегда забывают включить в свои списки 15 000 БТРов SdKfz 251, выпущенных германской промышленностью, хотя эти бронемашины превосходили по своим возможностям многие танки того периода.
Кстати, бронетранспортер SdKfz 251 был настолько хорош, что производился в Чехословакии до 1962 года.

6 место - M1126 «Stryker»

Самый молодой рекрут армии США. Семейство колесных боевых машин «Страйкер» создавалось специально для конфликтов низкой интенсивности и «колониальных войн», когда использование тяжелой бронетехники, танков «Абрамс» или БМП «Брэдли» избыточно, а легкие боевые бригадные группы недостаточно эффективны. Боевые действия на территории Ирака и Афганистана подтвердили правильность такого решения.

Базовая версия М1126 стала первой колесной бронемашиной такого класса в американской армии. Благодаря исключительной плавности хода, БТР получил в войсках кличку «Shadow» (Тень). Особый упор при создании М1126 делался на увеличение защитных свойств машины. Стальное разнесенное бронирование дополнено навесными модулями брони типа MEXAS массой 1700 кг. Этот тип брони содержит керамический слой, соединенный при помощи клеевого соединения со слоем высокопрочных волокон кевлара. Назначение керамического слоя из оксида алюминия состоит в разрушении снаряда и распределении кинетической энергии по большей площади основания. По уровню стойкости MEXAS, при одинаковой массе со стальной броней, превосходит ее вдвое. Большое внимание было уделено противоминной защите – двойное днище машины, амортизация, дополнительное бронирование наиболее уязвимых мест – все это, по мнению американских конструкторов, должно снизить вероятность поражения экипажа бронемашины.
На БТРе установлен комплекс хай-тек вооружения, включающий в себя дистанционно управляемую установку с пулеметом.50 калибра и 40 мм автоматический гранатомет Марк-19 с боекомплектом из 448 гранат. Модуль обнаружения и целеуказания включает в себя ночной прицел и лазерный дальномер.

18 тонный бронетранспортер развивает скорость до 100 км/ч на шоссе, а колесная формула 8х8 и система понижения давления в шинах обеспечивают достаточную проходимость. Серьезный недостаток для машин такого типа –«Страйкер» не умеет плавать.
Семейство «Стайкеров», помимо бронетранспортера, включает в себя
боевую разведывательно-дозорную машину М1127, машину огневой поддержки М1128 со 105 мм пушкой, 120-мм самоходный миномет М1129, КШМ М1130, артиллерийский корректировочный пост М1131, инженерную машину М1132, бронированный медицинский эвакуатор М1133, самоходный противотанковый ракетный комплекс М1134 с ПТУР «ТОУ-2», и машину радиационной, химической и биологической разведки М1135.
«Страйкеры» с 2003 года проходят боевую службу на территории Ирака.

5 место - אכזרית‎ (Achzarit)


Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии Обороны Израиля. Является самым защищенной в мире бронемашиной такого класса.
200 мм броня советского танка (вы не поверите, но Achzarit – это захваченные сирийские Т-54 и Т-55 со снятыми башнями) была усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, а сверху был установлен комплект динамической защиты. Общий вес дополнительного бронирования составил 17 тонн, что в сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР.


На пути к границе

Советский двигатель заменён более компактным 8-цилиндровым дизелем "General Motors", что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта танка, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери. При откидывании кормовой аппарели, часть крыши приподнимается гидроприводом, облегчая спешивание десанта. Кроме того, частично открытая кормовая дверь используется в качестве амбразуры.
Achzarit оснащен дистанционно управляемой пулеметной установкой OWS (Overhead Weapon Station) фирмы "Рафаэль". В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один - на шкворневой установке командирского люка и два - на люках сзади.
В результате 44-тонный монстр является отличным средством для боев в городских условиях, где в проеме каждого окна может оказаться гранатометчик с РПГ. Achzarit не боится огня в упор из всех средств, стоящих на вооружении боевиков Хезболлы и ХАМАС, надежно прикрывая своей броней 10 человек экипажа.
Справедливости ради стоит отметить, что самым защищенным БТРом в мире все-таки является Namer (масса более 50 тонн) на шасси танка «Меркава», вот только Namer"ов было выпущено символическое количество – 60 штук., в отличии от Achzarit, в которые было переоборудовано 500 танков Т-54/55.

4 место – БМП-1

Броневая машина пехоты (именно так, по мнению американских экспертов) заметно усилила наступательную мощь мотострелковых подразделений. Гениальная концепция БМП-1 состояла в повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Мировой общественности машина была продемонстрирована во время парада на Красной площади в 1967 г.
Корпус БМП-1 был сварен из бронелистов толщиной 15…20 мм, по расчетам этого было достаточно для обеспечения круговой защиты от пуль, выпущенных из ручного стрелкового , а на курсовых углах обеспечивалась защита даже от снарядов мелкокалиберных пушек.
13-тонная боевая машина развивала до 65 км/ч на шоссе и до 7 км/ч на плаву (для увеличения плавучести даже опорные катки гусениц были выполнены полыми). Внутри помещались 3 человека экипажа и 8 десантников. Комплекс вооружений состоял из 73 мм гладкоствольного гранатомета 2А28 «Гром», пулемета ПКТ и противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Для сидящих внутри десантников были оборудованы отдельные амбразуры. Все это, по идее, превращало БМП-1 в универсальную машину нового поколения.

Увы, все оказалось сложнее. Американцы строго раскритиковали решения советских конструкторов, особенно досталось конструкции задних дверей десантного отделения (действительно, весьма сомнительной) : «Наверное это толстая броня, надежно защищающая экипаж машины? Нет! Это топливные баки!» При поражении машины такая компоновка превращала БМП в огненную ловушку.
По результатам боев на Ближнем Востоке и Афганистане быстро выяснилось, что конструкторы зря сэкономили на броне – БМП уверенно поражалась пулеметом ДШК. Низкая защита от мин, стрелкового оружия и гранатометов привела к тому, что солдаты предпочитают передвигаться сидя на броне, не отваживаясь спуститься в боевое отделение машины. Недостатки вооружения тоже дали о себе знать – в горной местности «Гром» оказывался бесполезен ввиду малого угла возвышения.


Те самые баки в кормовых люках

Советские конструкторы предприняли попытку исправить ошибки в машине следующего поколения. Новая БМП-2 получила автоматическую 30 мм пушку с углом возвышения 85 градусов. Следующая модель, БМП-3, несмотря на громкие призывы военных увеличить защищенность, явилась апофеозом несуразности: обладая почти танковым вооружением, она по-прежнему имеет «картонную» броню.
И все-таки стоит отдать должное советским конструкторам. Боевая машина пехоты стала принципиально новым классом бронетехники. Несмотря на свою инновационность, БМП-1 прошла не один десяток военных конфликтов по всему миру. Кроме того она была дешевая и массовая: всего было выпущено 20 000 машин этого типа.

3 место – MCV-80 «Уорриор»

Британская боевая машина пехоты. В ее имени есть нечто большее, чем просто «Воин». Боевая масса - 25 тонн. Скорость по шоссе – 75 км/ч. Броневой корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище - от 9 кг противотанковых мин. Борта и ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Бронекорпус «Воина» имеет внутренний подбой, защищающий экипаж от осколков брони, также являющийся звукоизоляцией. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. Снаружи броня усилена динамической защитой. Вооружение: 30 мм автоматическая пушка L21A1 «Rarden», спаренный пулемет, 94-мм гранатомет LAW-80. Экипаж машины – 3 человека. Десант – 7 человек.

Британское командование возлагало большие надежды на свою перспективную БМП. И «Воин» не подвел своих создателей – из 300 машин, принимавших участие в «Буре в пустыне» ни одна не была потеряна в бою. Примечателен случай, произошедший в Эль-Амаре (Ирак) 1 мая 2004 года: в патрульный «Уорриор» попало 14 гранат из РПГ. Тяжело поврежденная машина сумела отбиться и своим ходом вышла из-под огня, сохранив жизни бойцам, находящимся внутри ее (весь экипаж был обожжен и получил ранения). Командир БМП Джонсон Гедеон Бихарри был награжден Крестом Виктории.

В 2011 правительство Великобритании выделило 1,6 млрд. фунтов на модернизацию MCV-80 по программе WCSP. В частности, сообщается, что БМП получит новый комплекс вооружения с 40 мм автоматическим орудием.
Вот такая MCV-80 “Уорриор» - машина, которой доверяют солдаты.

2 место – М2 «Брэдли»

Американская боевая машина пехоты. Боевая масса – 30 тонн. Скорость – 65 км/ч по шоссе, 7 км/ч на плаву. Экипаж – 3 человека. Десант – 6 человек.
Многослойная броня из стали и алюминия толщиной 50 мм обеспечивает круговую защиту от снарядов мелкокалиберной артиллерии. Система навесной динамической защиты служит надежной преградой для реактивных гранат РПГ. Корпус имеет кевларовый подбой с внутренней стороны, препятствующий образованию осколков. На последних модификациях на бортах дополнительно монтируются 30 мм стальные экраны.
Вооружение: 25 мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с компьтеризированной системой управления огнем, ПТУР «TOW» и 6 пулеметов M231 FPW. В состав оборудования бронемашины входят такие излишества, как тактическая навигационная система TACNAV, лазерный дальномер ELRF, инфракрасная система пассивной защиты от ПТУР и подогреватель пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
На момент своего появления, в 1981 году, американские военные сомневались в боевых качествах новой БМП. Но в 1991 во время «Бури в пустыне» все сомнения рассеялись: «Брэдли», используя снаряды с сердечниками из обедненного урана, уничтожили больше иракских танков, чем основные боевые танки М1 «Абрамс». И только 1 БМП была потеряна от огня противника.
Заслуженная боевая машина стала одной из самых массовых БМП в мире – всего выпущено 7000 М2 «Брэдли». На ее базе также выпускаются: боевая разведывательная машина М3, самоходный ЗРК М6 и пусковая установка для РСЗО и тактических ракет M270 MLRS.

1 место – М113


M113 Литовских ВС на параде в Каунасе

Плавающая гусеничная машина массой 11 тонн. Круговая защита обеспечивается 40 мм алюминиевой броней. Отличная вместимость – 2 члена экипажа и 11 десантников. Стандарное вооружение – крупнокалиберный пулемет М2. Быстрая (скорость по шоссе – до 64 км/ч), проходимая и простая в обслуживании машина стала самым знаменитым в мире бронетранспортером. 85000 М113 всех модификаций стояли на вооружении 50 стран мира. М113 прошел все конфликты от Вьетнамской войны, до Вторжения в Ирак -2003 и по состоянию на сегодняшний день, все еще производится и является основным бронетранспортером армии США.
Помимо бронетранспортера, М113 существовала в виде командно-штабной машины, самоходного 107 мм миномета, зенитной самоходной установки (вооружались всем, от шестиствольно «Вулкана» до ЗРК «Чэппэрэл»), ремонтно-эвакуационной, санитарной машины, истребителя танков с ПТУР «TOW», машины радиационной и химической разведки и пусковой установки РСЗО.

Бронетранспортеры (БТР) заняли важную роль в военных операциях с Первой мировой войны до нынешнего времени. Информационный ресурс Army-Technology.com перечислил некоторые из лучших бронетранспортеров, эксплуатируемых сегодня, основываясь на защите, огневой мощи, мобильности. Такие БТРы, как Patria AMV, Boxer и Piranha V, имеют усиленную защиту, что позволяет более безопасное десантирование пехоты в районе боевых действий.

Patria AMV

Patria AMV (Armoured Modular Vehicle, бронированная модульная машина) представляет собой современное 8×8 бронированное транспортное средство производства Финляндии. Транспортное средство было введено на рынок в 2004 году, и на сегодняшний день около 1400 транспортных средств были заказаны вооруженными силами Финляндии, Хорватии, Польши, Словении, ЮАР, Швеции и ОАЭ.

Patria получила заказы на 1400 бронированных модульных машин из семи стран

Patria AMV несет три члена экипажа и до 10 пехотинцев. Корпус защищает экипаж от самодельных взрывных устройств (IEDs) и кумулятивных зарядов типа «ударное ядро» (EFP). Передняя проекция корпуса предлагает баллистическую защиту от 30-мм снарядов (APFSDS-Т). Транспортное средство может также выдерживать взрывы безоболочных мин до 10 кг.

Бронетранспортер (БТР) версии Patria AMV оснащен модулем PML 127 OWS с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Автомобиль имеет максимальную скорость свыше 100 км/ч и запас хода 800 км.

Boxer APC

Версия БТР Boxer является одним из лучших в мире бронетранспортеров, произведенных ARTEC, это совместное предприятие между Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall. В первую очередь БТР Boxer поставляется немецкой армии. Он может перевозить 11 человек, включая трех членов экипажа и восемь пехотинцев.

Корпус машины интегрирован разнесенными и наклонными броневыми листами для защиты от мин, самодельных взрывных устройств и баллистических угроз. Он защищает экипаж от противотанковых и противопехотных мин, от осколков бомб и артиллерийских снарядов, а также предлагает всеракурсную баллистическую защиту от оружия до 14,5 ммпри угле встречи до 30 градусов.

Boxer APC является одним из лучших бронетранспортеров в мире.

FLW 200 станция с дистанционным управлением имеет 12,7 крупнокалиберный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет. Транспортное средство также интегрировано для применения с IDZ (пехотинец будущего) технологией, разрабатываемой в немецкой армии. Бронетранспортер Boxer имеет максимальную скорость 103 км/ч и запас хода до 1050 км.

Piranha V

это новейшая модель в семействе Piranha - многоцелевая колесная бронированная машина производства компании MOWAG (теперь известной как General Dynamics European Land Systems-Mowag). Бронетранспортер Piranha V вмещает 13 человек в хорошо защищенном бронированном корпусе, защищающем от воздействия мин, самодельных взрывных устройств и EFP угроз. Автомобиль может быть оснащен системой активной защиты и дополнительным бронированием, предлагая различные уровни защиты с более чем 95% всеракурсного охвата.

Piranha V - это пятое поколение многоцелевой колесной бронированной машины в семействе Piranha от General Dynamics European Land Systems-Mowag.

БТР может быть вооружен различными модульными системами, начиная от дистанционно управляемых легких модулей со стрелковым вооружением, тяжелых систем с пушечным вооружением, таких 30-мм турель LANCE. БТР объединяет дизельный двигатель MTU и системами эффективного вождения (FEDS), которые обеспечивают ему максимальную скорость 100 км/ч и дальность в 550 км.

Pandur II 8×8

Pandur II 8×8 БТР является улучшенной версией Pandur 6х6. Это колесный бронетранспортер, произведенный General Dynamics European Land Systems-Steyr. Транспортное средство в настоящее время находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил.

Pandur II 8×8 БТР находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил

БТР Pandur II предлагает место для 14 военнослужащих, включая экипаж, и может иметь модульное бронирование для защиты от баллистических угроз, мин, самодельных взрывных устройств и ручных гранатометов (RPGs).

Башня SP30 на Pandur II вооружена пушкой Маузер 30 мм МК 30-2, в то время как транспортные средства, используемые чешской армией, оборудованы модулем, оснащенным 30-мм Mk44 Bushmaster II. Дополнительное вооружение включает в себя 7,62-мм пулемет и 76-мм дымовые гранатометы. Автомобиль имеет максимальную скорость 105 км/ч и запас хода 700 км.

ARMA 8×8 APC

ARMA 8×8 модульный колесный бронеавтомобиль, был торжественно показан в Турции компанией Otokar Otomotiv Savunma Sanayi на ярмарке Международной оборонной промышленности (IDF) 2013. База АРМА служит модульной платформой для различных конфигурациях для выполнения различных миссий.

Внутренняя планировка в БТР АРМА предназначена для размещения водителя, командира и десяти военнослужащих. Бронированный корпус обеспечивает высокую степень защиты от кинетической энергии (KE) сердечников, мин, RPGs, EFPs и самодельных взрывных устройств.

ARMA 8×8 от Otokar представляет собой новое поколение колесных БТР, предлагающий мобильность, модульность и защиту

Версия БТР ARMA оснащен дистанционным модулем с 7,62-мм/12,7-мм пулеметами или башней с открытым куполом с 20-мм пушкой или башней с дистанционным управлением Mizrak-30 (30-мм пушка + 7,62-мм пулемет, противотанковые управляемые ракеты L-UMTAS большого радиуса действия. Эти ракеты имеют лазерное наведение). Шестицилиндровый дизельный двигатель обеспечивает максимальную скорость 105 км/ч и способен переместить автомобиль на дальность в 700 км.

БТР-82А

БТР-82А - улучшенная версия семейства машин БТР-80, является 8×8 бронетранспортером, производимых Военно-промышленной компанией России для использования армиями России и Казахстана.

БТР-82А оснащен 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКМТ

Производство БТР-82A было начато в сентябре 2013 года. Первые машины, как ожидается, будет поставлены российской армии в 2015 году. Транспортное средство может нести три члена экипажа и семь бойцов и предлагает более современную защиту по сравнению с БТР-80. Дополнительные слоты бронирования БТР-82A помогают защитить экипаж от мин и самодельных взрывных устройств.

Особенности бронетранспортера - усиленный пол с несколькими слоями бронирования. Он оснащен 30-мм пушкой 2А72 двойного питания и 7,62-мм пулемётом ПКМТ. Турбодизельный двигатель КАМАЗ 740 мощностью 300 л.с. позволяет развивать максимальную скорость по шоссе 100 км/ч и обеспечивает запас хода в 600 км.

AV8 8×8 APC

AV8 бронетранспортер производится компанией Deftech в сотрудничестве с FNSS и был показан в 2012 году. Автомобиль был разработан для вооруженных сил Малайзии на основе FNSS Pars 8×8 APC. БТР, которые находятся в эксплуатации у турецкой армии.

Транспортное средство имеет возможность вмещать 13 военнослужащих и оснащен композитом из алюминия и стальной брони. Он также имеет дополнительные доспехи, шарнирно соединяемые с лобовой проекцией, а также обе стороны корпуса.

AV8 APC может достичь максимальной скорости 100 км/ч

AV8 автомобиль оснащен двухместной башней Denel LTC30 с 30-мм GI-30 пушкой и FN Herstal MAG 58M коаксиальный (спаренный) 7,62-мм пулеметом. Он питается от дизельного двигателя Deutz с турбонаддувом и может достигать максимальной скорости 100 км/ч и имеет запас хода 700 км.

Terrex 8×8 APC

Terrex 8×8 БТР производится компанией ST Kinetics и состоит на вооружении Вооруженных сил Сингапура. Транспортное средство предлагает большую мобильность и повышенную живучесть для 13 военнослужащих. Он имеет встроенную систему центрального подкачки шин, которая позволяет автоматически менять давление в шинах для различных территорий во время движения.

Тerrex 8×8 БТР может перевозить 13 военнослужащих

БТР оснащен активными и пассивными слоями брони и может также быть защищен от самодельных взрывных устройств и мин. Он содержит систему дистанционного управления twin-weapon, которая включает в себя 40-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет, или два 0,5» (12,7-мм) крупнокалиберных пулемета.

Автомобиль работает на шестицилиндровом четырехтактном турбодизельном двигателе Caterpillar C-9, который генерирует 450 л.с. Его мощности позволяет машине набраться необходимой силы, чтобы достичь максимальной скорости 105 км/ч и пройти до 600 км.

БТР-4 8×8

БТР-4 - бронетранспортер 8×8 производства Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. Морозова (Украина). Транспортные средства находятся на вооружении армии Ирака и Украины и предназначены для переброски мотострелковых подразделений и обеспечения огневой поддержки в боевых действиях.

БТР-4 был представлен в 2006 году, производство начато в 2008 году. Он может нести три члена экипажа и семь десантников и может выстоять против автоматических малокалиберных пушек. Он может работать в любых климатических условиях днем и ночью.

Производство БТР-4 было начато в 2008 году.

БТР оснащен 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, а также имеет 30-мм гранатомет и ПТРК. Он работает на дизельном двигателе 3ТД, мощностью в 500 лошадиных сил, позволяющим достичь максимальную скорость 110 км/ч с запасом хода 690 км.

Stryker ICV

Основной бронетранспортер (ICV), производится General Dynamics Land Systems для американской армии. ICV введен в эксплуатацию в 2002 году и выпускается в восьми вариантах. Он может перевозить двух членов экипажа и девять бойцов.

Страйкер ICV поступил на вооружении армии США в 2002 году

Корпус из закаленной стали обеспечивает основную защиту. Автомобиль также имеет слот-ячейки и может быть оснащен различными комплектами для повышения живучести корпуса. Он оснащен дистанционным модулем с пулеметом 50 калибра или гранатометом МК 19 + дымовыми гранатометами для защиты от прямого огня. Работает при помощи дизельного двигателя Caterpillar JP-8 мощностью 350 л.с., автомобиль может развить максимальную скорость 96,5 км/ч и имеет максимальный запас хода в 530 км.