Деревья осенью. Настольно - печатные игры

Программное содержание: Уточнить знание детей об осени. Познакомить детей с понятиями деревья. Учить показывать и называть на какие части делится дерево (корни, ствол, ветви, листья), для чего они нужны, какую роль выполняют в жизни деревьев. Объяснить, что деревья нуждаются в нашей заботе, рассказать чего боятся деревья. Учить восторгаться красотой осенней природы. Обратить внимание детей на отличительные признаки разных видов деревьев (цвет коры, форму листьев). Развивать наблюдательность, внимание, речь, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Словарь. Слова понятия – береза, клен, рябина, дуб, липа, тополь, осина. Слова признаки – пасмурный, длиннее, короче, холоднее, желтые, красные, зеленые, коричневые, оранжевые, большие, маленькие, средние, березовый – березовые, дубовый – дубовые, кленовый – кленовые, и так далее Слава действия – желтеют, растут, дует, моросит.
Интеграция областей. Здоровье, социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.
Оборудование.
Демонстрационный материал – Картинки деревьев и кустарников, презентация «Наступила осень», букет из осенних листьев.
Раздаточный материал – Д/И «С какого дерева лист», «Подбери по цвету», листья клена, дуба, березы, цветные карандаши, кружочки красного и желтого цвета по 5 штук.
Технические средства обучения – Ноутбук, беспроводная компьютерная мышка, проектор, экран.
Ход НОД
Организационный момент. Найди свое место, Д/И «Подбери по цвету»
На полу лежат листья разных деревьев, разного цвета. Предлагают найти свое место за столом по цвету листа. Например: красный кленовый листок у ребенка, а на столе красный осиновый.
Осень в гости к нам пришла,
Беспорядок навела,
Все листочки разбросала,
Соберем мы их сначала.
Место мы свое найдем,
Тихо сядем за столом.
Чтобы найти свое место, надо найти листочек за столом такого же цвета, как вы подняли с полу.
После чего педагог уточняет, какого цвета листик был у ребенка и с какого он дерева, и какой лист на столе. Тем самым уточняет знание детей о деревьях.
Слайд 1. Беседа об осени.
Педагог задает детям вопросы.
Какое сейчас время года?
Почему вы решили, что на улице осень?
Какие осенние признаки вы знаете?
Слайд 2.


Просмотр видеоклипа «Осень в лесу» Янкова И.В.
Давайте посмотрим, что же происходит с природой осенью.
Слайд 3.




Какие бывают деревья и их части.
Осенью листья на деревьях меняют свой цвет и облетают, а какие деревья вы знаете?
А чем деревья отличаются друг от друга?
А что общего у всех деревьев?
Давайте вместе рассмотрим, из каких частей состоит дерево? На 3 слайде педагог с детьми уточняет название частей деревьев.
Ствол – у каждого дерева есть ствол, по нему питательные вещества поднимаются от корней к веткам и листьям. Как правило, у дерева один ствол.
Ветки – на стволе располагается множество веток, они более тонкие и гибкие.
Листья – у каждого дерева множество листьев, которые помогают очищать воздух. Листьями дерево дышит.
Корни – у всех растений есть корни, у дерева корни толстые, они нужны для того чтобы дерево крепко стояло и не падало, а еще через корни все растения питаются, они берут пищу из земли и по стволу он идет к веткам, а потом к листья. Поэтому дерево и растет. Оно живое, как и мы с вами, Дерево питается, дышит, растет.
Слайд 4.




А теперь давайте вспомним, из каких частей состоит дерево.
Слайд 5.




Рассматривание листьев в осеннем букете.
Сегодня, когда я шла в детский сад встретила Лесовичка, и он передал нам красивый букет из осенних листьев. Давайте рассмотрим с вами с каких деревьев эти листья. Педагог с детьми рассматривает листья в букете.
Пальчиковая игра «Букет для мамы»
Один, два, три, четыре, пять Загибаю пальцы при счете.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулаки.
Лист березы, лист рябины, Загибают пальцы при перечислении.
Листик клена, лист осины,
Листья дуба соберем,
Маме красивый букет отнесем. Запястья рук сомкнуты, ладони
- На мамочка любимая. Рассоединены, пальцы в стороны.
Слайд 6.




Давайте мы с вами еще раз рассмотрим листья деревьев, ведь многие очень походи друг на друга. Листья тополя и березы очень похожи друг на друга, а чем же они отличаются, давайте посмотрим.
Слайд 7.




Кленовые листья похожи на гусиные лапки, а листья осины кругленькие, как яблочки.
Слайд 8.




У рябины листья маленькие, овальные и собраны на веточку. А лист дуба похож на маленькое деревце.
Д/И «С какого дерева лист»
Мы с вами рассмотрели листочки, а теперь давайте поиграем.
Злюка ветер прибежал,
Все листочки разбросал.
Мы их вместе соберем
И у дерева складем.
Педагог предлагает ребятам собрать листья и найти картинки деревьев, на котором они росли.
«Найди и обведи»
Давайте нарисуем букет из осенних листьев для наших мам. Найдите кленовый листок и обведите его оранжевым цветом. Справа обведите желтым цветом березовый лист, а слева зеленым – дубовый.
Слайд 9, 10.




Зрительная гимнастика. Детям предлагается взглядом следить за перемещением листьев на экране.
Собери бусы.
Осень очень любит наряжаться в красивые наряды. Давайте мы для неё соберем бусы из красных и желтых кружочков. Кружочки надо чередовать по одному. Один красный, один желтый, снова один красный и один желтый. Соберите для осени бусы.
Итог. Мы сегодня с вами много играли, а что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось?
Я предлагаю вам сегодня поиграть в новые игры на улице, собрать листья с разных деревьев и положить их сушить в книжки, а потом мы с вами будем из них делать очень удивительные вещи. Хотите? Тогда не забудьте собрать листочки и высушить их.

Литература
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
2. Кислова Т.Р По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. /под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.-М.: «Баласс», 1999.-144с.
3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с.
4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с.

МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка»

Интеграция областей: «Познание», «Художественное творчество»

«Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной

литературы», «Музыка».

Тип проекта: информационно – творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (три недели)

Участники: воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта: Осень – благоприятное время года для наблюдений

за деревьями и изменений с ними. Участие детей в проекте позволит:

Максимально обогатить знания и представления о жизни деревьев в осеннее время

Дать представления о том, что большинство листьев деревьев осенью меняют окраску

Познакомит с таким прекрасным осенним явлением как листопад

Закрепить в памяти детей названия деревьев, их строение

Воспитать бережное отношение к деревьям как нашим друзьям, живым существам.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей систему знаний об изменениях жизни деревьев осенью.

Создать условия для формирования у детей целостного представления о

жизни деревьев осенью.

Воспитать у детей бережное отношение к деревьям.

Цель проекта:

Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни

деревьев осенью

Задачи проекта:

Развивающие

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

Развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных.

Ожидаемый результат:

1. Закрепить знания детей о жизни деревьев в осеннее время

2. Пополнить развивающую среду группы материалами по теме проекта

3. Воспитывать у детей интерес к деревьям как живым существам

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Определение объёма знаний детей о деревьях (проведение опроса детей с

использованием карточек с изображением разных пород деревьев). Было

установлено, что правильно назвали деревья лишь 16 детей из 28 человек.

Многие назвали не все деревья, путались в ответах.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Закрепить названия деревьев.

Расширить знания детей об изменениях в жизни деревьев в осенний период.

Воспитывать у детей интерес к деревьям.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ:

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСЕННИМИ ДЕРЕВЬЯМИ

БЕСЕДЫ:

«Что ты знаешь о деревьях»


"Берёзы нашего участка утром и вечером"

«Жизнь деревьев осенью»

«Почему листья опадают?»

«Как деревья готовятся к зиме?»

«Почему не нужно срезать и ломать ветки?»

«Почему могут быть опасны засохшие деревья?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

«С какого дерева лист»


«Загадай, мы отгадаем»

«Найди дерево по семенам»

«Подбери признак»

Загадки – отгадки

«С какой ветки детки?»

«Найди дерево по описанию»

НАСТОЛЬНО - ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ:

«Что лишнее?» (дуб, клён, берёза, смородина)

"Найди дерево по семенам" (парные картинки)

Собери и назови (разрезные картинки «Деревья»)

«Что сначала, что потом»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

М. Пришвин «Листопад», Э. Машковская «Дедушка – дерево», С. Козлов «Такое дерево»,

Е. Серова "Зелёная страна", А. Лопатина "Мудрость дерева", А. Лопатина "Жизнь дерева"

А. Лопатина "Липкины дары", С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад».


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ:

И. Бунин «Листопад» (отрывок)

И. Токмакова «Песенка дубовых сеянцев», С. Маршак «Все клены выстроились в ряд…»

РАССМАТРИВАНИЕ ГЕРБАРИЯ, ЭНЦИКЛОПЕДИЙ О ДЕРЕВЬЯХ

Организация выставки книг «Наши друзья – деревья».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Рисование «Деревья осенью», «Яблоня с золотыми яблоками»



Рисование пластилином «Ветка рябины»

Рисование на песке

Конструирование (складывание из бумаги) + аппликация «Осенние деревья»

Аппликация из цветных камней «Волшебные деревья»


Использование трафаретов листьев, раскраски «Деревья»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Букет для друга»

«Раз, два, три, четыре, пять (при счете загибаем пальцы).

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулаки).

Лист березы, лист рябины, (разгибаем пальцы при перечислении).

Листик клена, лист осины,

Букет красивый соберём, (раскрываем пальцы широко «веером», изображая букет)

В подарок другу принесём!» (соединяем ладошки вместе и «подаём» - дарим другу)

ПОДВИЖНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

«Беги к названному дереву»


«Найди свой листочек»


ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ «Изобрази любимое дерево», «Корни, листья, ветки, ствол»

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

«Жизнь деревьев осенью» (развитие речи)

Викторина «Деревья – наши друзья»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

Создание фото-коллажа «Краски осени»


Организация выставки совместных работ детей и родителей из осенних листьев,

природного материала.

Проведение консультаций на темы: «Как провести с ребёнком осенний день».

Организация совместной с родителями выставки книг «Наши друзья – деревья».

«Посадите деревце вместе с ребёнком».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Беседа «Они же живые, их надо беречь».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Коллективная работа «Осеннее дерево»

Коллаж «Осеннее настроение»

ПЕРСПЕКТИВЫ:

Планируем продолжение проекта на предполагаемые темы –

«Жизнь деревьев зимой и весной».

ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

У детей сформирована система знаний о жизни деревьев в осеннее время.

У большинства детей появился интерес узнавать новое о жизни деревьев. Дети

стали понимать, почему нельзя ломать ветки деревьев, стали бережнее к ним

относиться.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин,

В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР - М. : Гослестехиздат, 1932. - 247 с.

3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.

6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.

7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

8. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг - книга, 2008.

9. Н. А. Рыжова Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М. : Карапуз, 2005.

10. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1991 г. – 42 с.

11. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

















Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что к огда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

http://logoped-anna.blogspot.ru/2012/11/blog-post_7607.html

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы молодцы, отлично поработали.

Ольга Коваленко
Конспект занятия «Деревья осенью»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Буратино» города Смоленска

(старшая группа)

Выполнила :

Коваленко Ольга Викторовна,

воспитатель

второй младшей группы

Образовательная деятельность для детей старшей группы

Цель : вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.

Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, выдувание трубочкой от сока) .

Развивающие :

Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса.

Воспитательные :

Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Материал для занятия : альбомные листы с готовым фоном (выполненным на предыдущем занятии , гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, трубочки из-под сока.

Репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина

Предварительная работа :

Экскурсии по участку детского сада

Рассматривание осенних иллюстраций

Чтение стихов об осени

Беседы с детьми об осени и осенних явлениях

Ход ОД:

Послушайте, ребята, историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили :

Что случилось?

Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница. - На дворе осень .

А и правда! - расстроено сказал один мальчик. - Осень - очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди, и дует сильный ветер.

Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!

А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.

- Осень разной бывает : хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение…

Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную работу!

А теперь, ребята, отгадаем загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Ребята, назовите деревья , которые растут в лесу?

Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.

Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»

Давайте представим, что мы находимся в лесу.

(Вносим корзинку с натуральными листьями)

Это подарок Осени .

(Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол)

- Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает.

Листья по ветру кружатся

И под ноги к нам ложатся

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем…

ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»

(Дети становятся в круг, двигаясь по кругу, произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте)

Мы по лесу шли, мы листок нашли,

Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….

… листик липовый нашли…

…от березы лист нашли…

…мы кленовый лист нашли!

А теперь вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень , объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.

Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.

А когда ветер успокоился, воскликнул :

Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному . Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте : быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся)

Посмотрите на дерево и вспомните его строение.

(Ребенок выходит к доске называет и показывает части дерева )

А теперь полюбуемся картинами художников

Дети рассматривают картины (И. Левитана, И. Шишкина)

Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж) . Какое время года изобразили художники на своих картинах? (осень ) Осень очень красивое время года. Назовите месяцы осени ? (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Что рисует художник на пейзажах? (деревья , небо, облака, море, реки, горы, дома) .

Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и создать свой осенний пейзаж . Но рисовать дерево мы будем необычным способом. Нам понадобятся краски акварель, кисть, вода и трубочка от сока.

Подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево ? (Со ствола)

Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть и проведу прямую линию.

Каким цветом будем рисовать дерево ? (Коричневым) Получился ствол дерева .

А если – берёзу, то берем белую краску.

Что еще надо дорисовать, чтобы получилось дерево ? (Ветки)

Правильно, ветки. На стволе дерева у меня образовались капельки, эти капельки я буду раздувать при помощи трубочки от сока в желаемом направлении. Вот так (показываем) . И на глазах подрастают ветки у дерева .

Ребята, получилось дерево ? (Да)

Чего не хватает? (Листьев)

Чтобы получилось осеннее дерево , какие краски мы будем использовать для рисования листьев? (Желтый, красный, оранжевый, светло - зеленый) .

Давайте, вспомним, чем можно нарисовать листья на дереве ? (кисточкой, пальчиком, ватной палочкой) .

Самостоятельная деятельность детей

Способ изображения листьев дети выбирают сами. Дети рисуют деревья разными способами .

(Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Осень » )

Итог занятия :

Какие, замечательные пейзажи у вас получились. Расскажите, кто какое дерево нарисовал ? (ответы детей)

Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени ? (чтение стихов детьми по желанию)

Спасибо за работу.

Источники

1. Лыкова М. И. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Просвещение, 2013.- 112 с.

2. Николаенкова С. В. Развитие творческих способностей детей в детском саду. – М.: Дрофа, 2011. – 204 с.