Законы бережное отношение к природе. Воспитываем бережное отношение к природе. Отношение ко всем неодушевленным предметам

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3-А классе по окружающему миру

на тему «Бережное отношение к природе»

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ№57

Приморского района Санкт-Петербурга

Урок-мастерская «Бережное отношение к природе»

Цель:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического сознания);

Воспитание деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о правилах поведения в природе;

Учить делать правильный моральный выбор;

Формировать умение организовывать совместную творческую деятельность обучающихся;

Выявлять и создавать условия для индивидуальной творческой активности каждого ребёнка.

Развивающие:

Создать условия для развития экологической, патриотической, этической культуры обучающихся;

Развивать умение работать в группе;

Воспитательные:

- экологическое сознание;

- патриотизм (любовь к Родине, к своей малой родине);

Гражданственность (закон и порядок, служение Отечеству);

Социальная солидарность (милосердие)

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

Установка на осознанное правильное поведение в природе;

Осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой родине, выражающееся в интересе к ее природе и желании участвовать в общих делах и событиях;

Установка социальную солидарность (милосердие), на безопасный и здоровый образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни;

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать результат своей работы по различным критериям, различать способ и результат своих действий, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, планировать свои действия.

Познавательные:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модель для обобщения информации

Коммуникативные:

составлять текст-инструкцию, оставлять небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, работать с информацией, взаимодействовать с окружающими

Предметные:

Представление о природе, о растительном и животном мире,

Знание правил поведения в природе;

Освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных;

Опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (составление памятки поведения в природе, плаката «Берегите природу!»;

Предъявление результатов своей работы ученикам и взрослым

Информационные ресурсы к занятию:

Мультимедийный проектор, презентация, видеоролик («Раненая птица»), цветок милосердия, ватман.

Аннотация

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Конспект урока

1. Самоопределение деятельности. Постановка целей и задач занятия.

Послушайте строки из стихотворения Фёдора Тютчева

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

О чём стихотворение? (О лесе.)

Как вы думаете, о чём будем говорить? (О лесе.)

О лесе, о природе, о правилах поведения в природе, об экологии. В нашей стране 2017 год объявлен годом экологии.

Что такое лес, природа вы знаете. А что такое экология? (слайд 2)

2. Первичное восприятие и осознание материала.

(слайд 3) (Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука. Наука о доме, но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе. Наука, которая учит нас бережно относиться к природе. Будем на занятии говорить о бережном отношении к природе. (слайд 4)

Приглашаю вас совершить прогулку в лес, полюбуемся природой, растительным и животным миром леса. (слайд 5)

Хорошо в лесу! Вдыхаем чистый воздух. Слышим пение птиц.

(слайды 6-10) Сколько разных деревьев, кустарников, цветов, грибов и ягод растёт в лесу. Порхают бабочки, жужжат, стрекочут, ползают разные насекомые. Можно даже увидеть белку, ежа, зайца или лису. В чащи леса обитают лоси, кабаны, медведи и другие животные. Какое настроение от увиденного?

3. Осознание материала.

Продолжим прогулку. (слайд 11)

А теперь приятно в лесу? (Нет.)

Что чувствуете? Грязно, неприятно, некрасиво. От грязи и мусора в водоёме погибают его обитатели. В такой воде нельзя купаться, тем более пить её, от этого можно тяжело заболеть. Нельзя мусорить в лесу и загрязнять водоём.

Костёр в лесу разводить нельзя, особенно в жаркую погоду, от него лесу может вспыхнуть пожар, в котором погибнут растения и животные.

Рубить, ломать деревья нельзя. Они погибают.(Рассказ о функциях деревьев)

Нельзя рвать цветы, особенно в огромных количествах. Если каждый будет рвать, то может и не останется цветов. В вазе они простоят недолго или вы их просто выбросите. Любуйтесь цветами, когда они растут в природе.

Берегите животных. Не разоряйте муравейники. Муравьи – санитары леса. Уничтожают много вредных гусениц, которые губят деревья.

Не разоряйте гнёзда, не трогайте яйца птиц и птенцов. Птица может не вернуться к гнезду, погибнут птенцы. А ведь птицы съедают много насекомых, которые наносят вред растениям.

Что вы видите? Кто её ранил?

Не убивайте лягушек, ящериц, ужей, зверей и птиц, не причиняйте им боли.

Ребята, берегите природу. Только от нас, от людей, зависит, какой она будет. Любите, жалейте, охраняйте всё живое, будьте добрыми и милосердными.

Берегите своих домашних питомцев. Не выбрасывайте их на улицу как ненужную вещь. Помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Они зависят от человека, только мы с вами можем о них позаботиться. И достойны уважения люди, которые спасают бездомных животных.

4. Физкультминутка.

Встаньте. Представьте, что вы деревья, покачайтесь, пошевелите пальцами как листвой. Светит солнце, дует лёгкий ветерок. Как хорошо! Хочется представлять, что-то плохое, что может произойти с деревом? (Нет.) Тогда пусть долго живёт дерево, приносит пользу природе и украшает окружающий мир.

5. Закрепление и осознание нового материала.

В прошлом веке люди впервые всерьёз стали говорить об экологии, беспокоиться о сохранении природы. Был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1966 году этим союзом была издана Красная книга природы. (слайд 14)

Красная книга - это список редких животных и растений на Земле, список тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения.Она называется так потому, что красный цвет означает сигнал опасности, тревоги. Он заставляет людей задуматься, как сохранить природу.

(слайд 15) В нашей стране созданы заповедники, их около 100. Заповедник – охраняемая территория, на которой под охраной находится вся природа (земля, вода, недра, растительный и животный мир). Люди в заповедниках сохраняют, разводят редкие виды животных и растений. Туда можно прийти только на экскурсию.

Также создаются заказники, национальные парки. В них тоже охраняемая территория, но посещаемая всеми желающими. Здесь запрещается мусорить, охотится, разводить костры. За правилами поведения в природе следят специальные патрульные бригады.

Но и весь лес находится под защитой специальных организаций – лесничеств. Лес может посещать любой желающий, но это не строго охраняемая территория, как в заповедниках, заказниках и национальные парки, но культурный, воспитанный человек сам должен знать и соблюдать правила поведения в природе.

Давайте создадим памятку «Правила поведения в природе».

(слайд 16)

6. Закрепление материала.

Работа в группах. Каждая группа составляет свою памятку. Командующий каждой группы читает по очереди по одному правилу, а остальные группы проверяют наличие этого правила в их списке, если его нет, то дописывают в список.

Вы знаете правила поведения в природе, хочется надеяться, что вы их будете соблюдать.

Я подготовила правила поведения в природе в стихах, каждому их подарю. Их можно выучить, а сейчас прочитаем.

1. Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты,-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Так пускай растут цветы!

3. Разорять муравейник - не труд,

Муравьи лес берегут.

Запомни, и млад, стар,

Муравей - лесной санитар.

Будь бережлив и зорок.

Мал муравей, да дорог.

4. Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица!

Она в гнезде спокойнее всегда,

Когда над рощей буря злится.

5. Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Из рогатки не стрелять.

Ты пришёл не убивать!

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Хорошо запомнили правила поведения в природе? Давайте проверим.

Игра «Исправь». (слайд 17)

Майским днём

Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.

Правильно дети вели себя? Добавьте в памятку правила, о которых не говорили.

Мы с вами городские жители. Как в городе соблюдать правила поведения в природе?

Много в мире цветов, но есть особый – маргаритка. С этим цветком связана интересная история. Рассказывают, что Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа, зимой хотела порадовать своего сына цветами, а живых не было. Тогда она стала шить цветы из жёлтого шёлка. Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови её окрасили цветы в розовый и красный цвет. Иисусу Христу цветы очень понравились, он хранил их всю зиму как драгоценность, а весной посадил в землю. Цветы ожили, пустили корни и разрослись по всему свету. Они растут и цветут в каждой стране. А назвали этот цветок, цветком милосердия, цветком добрых дел, в честь доброго дела, которое сделала Пресвятая Богородица своему сыну Иисусу Христу. Его ещё называют цветком «Пресвятой Богородицы».

У вас на партах лежат маргаритки. Подумайте, какое доброе дело вы могли сделать для нашей природы и запишите его на цветке. Прочитайте. Поднимите маргаритки. Какой получился чудесный сад добрых дел. (слайд 19)

Прикрепите цветы на ватман. Мы создадим плакат «Берегите природы!». Что ещё добавить? (Памятку поведения в природе в стихах.) Дорисуйте деревья, птиц, насекомых, животных и напишите «Берегите природу!»

Молодцы! (слайд 20)

7. Рефлексия. (слайд 21)

Закончите предложения:

1. Я согласен с тем, что…

2. Я понял, что…

3. Я знаю, что нужно делать, чтобы….

5. Я буду…

Список литературы

1. Аголарова П. И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Алексахина Е. М., Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - N1.

4. Ананьева С. Г., Шахмотова С. А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.

5. Анашина А. В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. - N8.

6. Асадулина С. Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

7. Бабакова Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

8. Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - N12.

9. Барышева Ю. А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - N6.

10. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа. -2003. - №5.

11. Бобылева Л. А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

12. Богданец Т. П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. - N12.

13. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

14. Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №12.

15. Васильева Л. В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. - №7.

16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Баласс, 1999.

19. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский.

Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ». 1997.

20. Внеклассные мероприятия: 3 класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

21. Песня «Раненая птица. Просьба.» Серёжа Парамонов. А.Пахмутова-Р.Рождественский.


Ирина Лисова
Воспитываем бережное отношение к природе

Воспитываем бережное отношение к природе

Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать. В природе исчезло много видов животных, птиц, насекомых и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами. Мы люди довели природу до такого состояния . Но редко кто задумывается о том, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства , то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет. Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.

С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу . И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки… Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях . Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребёнок, найдя живую отгадку. Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребёнком. Замечательно делают те родители, которые обращают внимание детей на красоту природы : «Какой сегодня густой туман!» , «Смотри, как красиво!» , «Посмотри какие стройные бёрёзки» , «Смотри, какое облако, на что оно похоже?» «А капельки росы на траве, словно слёзы!»

Расскажите своему ребёнку :

Природа - это солнце , звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы . Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом , в котором все нужны друг другу : от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно .

И обязательно, вместе с ребёнком вспомните правила поведения на природе .

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

Для костра собирайте только сухостой.

Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Берегите лягушек , жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивайте никаких змей - они нужны природе . (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность) .

Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе .

Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.

Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса : белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.

Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.

Не делайте надписей на деревьях.

Не рвите цветы в большие букеты.

Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса. Помните : вы пришли в гости к природе . Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Если все люди будут относиться хорошо к окружающему их миру природы , то Земля будет кормить человека еще много-много веков.

Прочтите детям :

Все-Все, Все на свете, На свете нужны. И мошки, Не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, - Злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мед и кто делает яд! Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки- Не лучше делишки! И, если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны! А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно Ошибкой окажется!

Мне приходилось сталкиваться с таким мнением, что будто бы в Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Вы могли бы рассказать об этом?

С уважением, Дава

Мудрецы говорят (трактат Бава Мециа 32 а), что мучить животных, если в этом нет необходимости, запрещено Торой.Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру - как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам. Приведу некоторые высказывания мудрецов о важности бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Также запрещено уничтожать любой предмет, даже неодушевлённый, от которого есть польза людям (этот запрет выводится из стиха Дварим 20, 19).

Отношение ко всем неодушевленным предметам

В трактате Софрим (3, 18) сказано, что запрещено выражать пренебрежение к еде. Раши (Таанит 20 б) объясняет, что, пренебрегая пищей, человек демонстрирует неблагодарность Творцу, Который одарил его этим благом. Есть различные правила, вытекающие из этого закона. В том числе - запрет оставлять пищу на земле, если существует опасение, что прохожие её раздавят.

В трактате Брахот (62 б) сказано: тот, кто небрежно обращается с одеждой, в конце концов, не сможет получать от неё радость.

В главе Йитро (Шмот 20, 23) сказано: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем». Раши в комментарии на этот стих пишет: «У камней нет разума, чтобы обидеться на пренебрежительное к ним отношение. Но, поскольку они нужны, Тора запретила относиться к ним с пренебрежением. (А) твой ближний, (сотворенный) по подобию твоего Творца, оскорбляется из-за пренебрежительного к нему отношения. Тем более (ты не вправе относиться к нему с пренебрежением)!».

Великий каббалист Рамак пишет в книге Томер Двора (2-ая часть), что необходимо «уважать всякое создание, осознав, что все они - проявление Творца, который сотворил человека в мудрости, и во всякой твари - мудрость Создателя. И нужно понимать, что все они - весьма и весьма почитаемы, ведь Сам Всевышний занимался их созданием, и презрение к ним - неуважение к Творцу».

Как-то рав Арье Левин рассказал: когда он был молод, однажды вышел с равом Куком в сад и, не обратив внимания, сорвал какой-то листочек с дерева. Когда рав Кук это увидел, он побледнел и сказал: «Зачем обрывать песнию, которую поёт этот листочек Творцу, ведь всё создание беспрерывно поёт Ему песнь». И добавил, что он с тех пор, как помнит себя, остерегался срывать растения без надобности.

Вопросы охраны окружающей среды и бережного отношения к природе волнуют человечество давно, а в наше время приобретают все большую популярность. Все мы хотим дышать свежим воздухом, жить в чистом городе, питаться натуральными продуктами. Почему - то нам кажется, что все эти блага нам должно предоставить наше государство и правительство, но никак не мы сами. А ведь если разобраться, то это человек, существо разумное, давным-давно вторгся в сообщество животного и растительного мира на Земле, пытался и пытается заставить природу жить по его законам. Он покоряет Космос, вторгается в подводный мир Вселенной и даже пытался повернуть вспять сибирские реки Сыр - Дарью и Амур - Дарью, чуть не погубив при этом Аральское море. Все эти деяния мы называем умными словами «технический прогресс». Люди долго пытались жить по постыдному лозунгу социализма: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Долго брали, не давая ничего в замен. А когда опомнились - целую науку создали «Экология», но погубить получается все быстро и легко, а восстановить и воссоздать целой жизни мало.

Мне думается, что в душе каждого человека живет память о днях, проведенных в лесу, в поле, у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи со всем живущим на Земле.

Родилась я и выросла в Украине, в чудесном полеском краю, где золотистые нивы пшеницы и ржи, с вплетенными в них васильками, и бескрайние поля льна с голубыми цветами, навсегда остались в моем сердце. В трудные минуты своей жизни я всегда мысленно возвращаюсь туда, на мою малую родину, где было так много света и тепла, где мне было спокойно и хорошо. Но, увы, четверть века я живу в суровом сибирском краю, в городе Сургуте, где зима длится 8 месяцев и трескучие морозы проверяют на прочность и выносливость не только людей, но и саму природу. Край наш очень богатый и щедрый. Мы добываем нефть и газ, реки наши полны благородных рыб, тайга щедра на пушнину, грибы и ягоды. И опять у нас, людей, преобладает только потребительское отношение к окружающей действительности, а вопросы бережного отношения к природе уходят на второй план. Я, как воспитатель с тридцатилетним стажем, давно поняла, что воспитание и формирование правильного отношения к родной природе должно начинаться с раннего детства. Научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, облагородить их чувства, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней - стало целью моей работы с детьми, целью моей жизни. Почему я стала воспитывать у детей бережное отношение к живому? Во-первых - не могу по-другому, во-вторых - мне не безразлично в каком мире будут жить мои дети и внуки, в-третьих - очень хочется проследить развитие детей в экологическом плане от малыша до взрослого. Усвоят ли дети знания о природе, будут ли они ее друзьями и защитниками, поверят ли в самоценность всего живого на Земле - вот те задачи, над которыми мы вместе, родители и воспитатели, должны задуматься и решать их в тесном содружестве. Учу детей, что любить надо все, что создано на Земле и относиться ко всему бережно. И деревьям, и цветам очень больно, когда их ломают и топчут. Детям на прогулке достаточно поднять с земли и отпустить «на небко» божью коровку к своим деткам - и вот оно уже доброе дело, сделанное руками ребенка, для природы. Или после дождя спасти дождевого червяка, чтобы его не растоптали, и опустить в лужу, чтобы он не умер от жары - тоже своего рода подвиг, не дать малышам с соседнего участка вырвать, только что распустившиеся первые одуванчики после долгой зимы - все это добрые дела моих воспитанников, которые заносятся в книгу добрых дел Природы. А сколько радости и восхищения у детей вызывает работа на цветочной клумбе. Мы вместе сажаем цветы, ухаживаем за ними, любуемся и радуемся их красотой, пытаемся запомнить название каждого цветка. А чтобы это легко давалось детям, я рассказываю им мудрые легенды, которые составлял народ много веков назад. Так, первые наши северные цветы после долгой зимы - это одуванчики. По легенде - это дети Солнца, они были посланы им на Землю, чтобы светить как маленькие солнышка. Но приходит время, они превращаются в белые пушинки и возвращаются опять на небо. А сколько интересного можно рассказать детям о полевой ромашке. Девушка Мария полюбила парня Романа. За любовь свою он подарил ей букет прекрасных белых цветов, собранных у бога сна, и за это навсегда остался в царстве сновидений. В память о нем цветы эти назвали ромашками. А кто из нас не восхищался красотой и разнообразием анютиных глазок? А названы они в честь девочки Анюты, которая очень любила цветы и вырастила их с маленького цветочного зернышка, принесенного ей ласточками с теплых краев. Услышав эти легенды, дети никогда уже не будут равнодушными и безразличными к красоте, не смогут сорвать или растоптать цветок, и уж точно, не будут сами и не позволят родителям собирать большие охапки цветов в лесу, в поле и на клумбах города.

Отдельно хочется поговорить о «братьях наших меньших», о тех, за кого мы в ответе. Притчу эту мне рассказала моя мама в моем далеком детстве: «Спустился как-то Бог на Землю, чтобы посмотреть как живут люди без него. Переоделся в одежду старца и постучался в первый попавшийся дом, и попросил хлеба и воды. Дверь открыла богатая женщина, с ребенком на руках, она не только не пустила его на порог, но даже не выслушала его просьбу. Рассерчал Бог на людей и решил наслать на них голод. Вышел в поле и стал уничтожать хлеб. А в те времена колосья хлеба росли от самой земли, Бог стал срывать зерна со стеблей, и вдруг увидел возле себя кошку и собаку. Они плакали и просили Бога, чтобы он пожалел их, не уничтожал весь хлеб, а оставил им хоть немного, ведь не виноваты они, что люди стали такими жадными и жестокими. Сжалился Бог над ними и оставил им верхушки колосков, которые растут сейчас на наших полях. С тех пор, мы, люди, едим кошачий и собачий хлеб, вымоленный ими у Бога». Эта притча, но какая мудрая и поучительная. А что же мы люди? Да, мы любим кошек и собак, мы даже позволяем им жить в наших квартирах, пока … нам с ними комфортно. Но только возникают какие-то проблемы, мы без жалости и зазрения совести выбрасываем их на улицу. И совсем не болит душа у нас, что они существа живые, что верою и правдою служили нам. Вы вглядитесь в глаза брошенных животных, там всегда один вопрос: «За что?». И лают они на нас, и кусают нас - и все нам по делом - заслужили! Ведь если бы мы, Человеки, несли ответственность за свои деяния - не было бы на Земли ни одной брошенной собаки и кошки, не нужно было бы создавать фонды по защите бездомных животных, и доказывать властям города, что они тоже имеют право жить.

И опять на эту проблему я хочу посмотреть глазами моих детей. Утром Тимофей пришел в детский сад и рассказал, что у него теперь есть собака. Дети расспрашивали какой она породы, как зовут, где купили. На что мальчик отвечал: «Породы у нее нет, она дворняжка, ее никак не зовут. Мы с папой ее нашли, когда гуляли на улице и решили помочь. Мы построили ей домик возле теплотрассы. Ей теперь там тепло и уютно. Мы будем о ней заботиться. Она теперь - моя собака.»

Вы бы видели глаза этого ребенка. С какой гордостью и достоинством рассказывал этот маленький человечек о своих добрых делах. Сколько сострадания и сочувствия было в его словах, нам, взрослым, можно было у него поучиться. А еще Тимофей попросил разрешения, чтобы отходы, которые будут оставаться у нас после обеда, забирать и кормить ими свою собаку. И дети ему помогали собирать, слушали интересные новости и рассказы о ней. А к весне, в благодарность за это, она родила четверых щенков. Наблюдая за всем этим, я была уверенна, что никогда у этого ребенка не поднимется рука обидеть ни собаку, ни котенка, ни раздавить паука или муравья, потому что он понял, что все это - живое на Земле и имеет право жить. Мы можем много говорить о толерантности среди взрослых, но учиться состраданию нам нужно у наших детей. Ведь дети чистосердечнее и честнее нас, а порой даже мудрее. От нас,взрослых, зависит в каком мире будут жить они, какую планету мы оставим в наследство им, нашим детям. Если они будут заблуждаться по отношению к природе, будут черствы и жестоки, то это только наша вина, наша боль и наше горе. Очень хочется, чтобы они и природа жили счастливо и мирно, в согласии на нашей Земле. Ведь там, где плохо нам, плохо и нашим соседям по планете. И, спасая их, мы спасаемся сами.

Сегодня — тысячи, завтра - миллионы!

Открытое письмо в редакцию журнала «Вокруг света»

В Астраханской области родилось новое молодежное движение - «За ленинские отношение к природе». В основе его лежат идеи Владимира Ильича Ленина о воспитании нового, коммунистического отношения человека к природе.

Наше время, когда развитие техники позволяет человеку изменять облик больших территорий, а прогресс естественных наук открывает перспективы использования новых, ранее неизвестных сил природы, заставляет особенно бережно относиться к богатствам, которые дает человеку земля. Сейчас уже нельзя только эксплуатировать природу - необходимо помогать ей, заботиться о ней.

Мы все представляем коммунизм как эпоху всеобщего изобилия, как время сочетания могучей промышленности и процветающего сельского хозяйства с прекрасной и щедрой природой. Поэтому восстановление и расширение воспроизводства природных ресурсов необходимо рассматривать как одну из важнейших экономических проблем.

За короткий срок движение астраханской молодежи достигло заметного успеха. Это объясняется тем, что оно было тесно связано с решением народнохозяйственных задач.

Движение «За ленинское отношение к природе» должно стать всесоюзным. Еще прекраснее, еще богаче будет наша Родина, если вся молодежь примет активное участие в большой работе по озеленению городов и сел, сохранению лесов, очистке рек и озер, увеличению плодородия почв.

В канун девяностолетней годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина ученые-естественники, члены Московского общества испытателей природы, призывают молодежь нашей страны последовать примеру своих астраханских товарищей и включиться в движение «За ленинское отношение к природе». Нет сомнения в том, что почин астраханских комсомольцев будет подхвачен миллионами!

Сукачев В.Н., академик;
Варсанофьева В.А., член-корреспондент
Академии педагогических наук;
Зенкевич Л.А., член-корреспондент Академии наук СССР;
Яншин А.Л., академик;
Эфрон К.М., ученый секретарь Московского общества испытателей природы;
Гиллер А.Г., ученый секретарь секции охраны природы

Ленин.
Самое дорогое для нас имя.
С каждым годом все ярче открывается всему миру многогранный ленинский гений, все полнее проявляются сила ленинской революционной мысли, его мудрая прозорливость. На всех континентах люди всех рас и наций с чувством глубокого уважения произносят: Ленин.

Время способно сделать многое. Оно неузнаваемо меняет лик нашей планеты. Но никогда не исчезнет из людских сердец чувство благодарности основателю первого в мире социалистического государства, показавшего человечеству путь к светлому будущему.

«У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, - чтобы создать действительно могучую и обильную Русь». Так писал Ленин в 1918 году.

Мечты Ленина осуществились. Народ, руководимый Коммунистической партией, создал могучее государство рабочих и крестьян.

Мы движемся по указанному великим Лениным пути вперед - к коммунизму. Идеи Ленина, как и прежде, ведут нас к желанной цели. Они живут в делах Коммунистической партии, которую народ с гордостью называет ленинской.

Нет такого участка созидательной работы советских людей, где не отразились бы указания Владимира Ильича о построении нового общества. Выдающимися успехами электрификации, славными победами тружеников сельского хозяйства, подвигом вторжения в космос, как и многими другими свершениями, мы обязаны Ильичу.

Вот почему то, что связано с деятельностью Владимира Ильича, его заветами, то, что является - на каждом этапе нашего строительства - наиболее совершенным выражением коммунистических идей, носит имя великого вождя. В стройках, которыми отметили советские люди свои первые шаги к социализму, и в тех великолепных по замыслу и выполнению технических сооружениях, которые как бы открывают дверь в коммунистическое завтра, в светлых и нарядных улицах наших городов и в названиях коллективных хозяйств, созданных по разработанному Ильичем кооперативному плану, запечатлено дорогое для каждого имя: Ленин.

С именем Ленина связано и замечательное движение бригад коммунистического труда.

Имя вождя носит и славный комсомол - верный помощник партии. Молодые строители коммунизма стремятся жить и работать так, как учил Ленин.

Задачи, поставленные перед страной великим семилетним планом, требуют исключительного внимания к вопросам правильного использования природных ресурсов. Вовлечение богатств природы в орбиту народного хозяйства должно покоиться на всесторонней продуманной научной основе. Для осуществления этого требования особенно важно обратиться к ленинским принципам рационального использования природы, тщательно претворять в жизнь указания Владимира Ильича, развивая их применительно к нуждам сегодняшнего дня.

Классики марксизма всегда связывали построение коммунизма с научной организацией использования природных ресурсов. В.И. Ленин, создавая Советское государство, сразу же уделил этому огромное внимание. Летом 1918 года был организован подчиненный Главнауке Государственный комитет по охране природы. В его обязанности входило контролировать соблюдение общегосударственных интересов всеми организациями и лицами, действующими в природе. При личном участии Владимира Ильича разрабатывалась система законов о рациональном использовании природных ресурсов, была заложена сеть государственных заповедников, специальных научных учреждений, предназначенных только для выполнения задач, связанных с общими вопросами изучения и использования природы. Они занимались, в частности, исследованием взаимосвязей, существующих в природе, а также изучением методов охраны природы и разработкой зональной системы заповедников.

Насколько большое внимание В. И. Ленин уделял этим проблемам, видно и из того, что даже в исключительно тяжелом для страны 1919 году он указывал представителю Астраханского губисполкома Н.Н. Подъяпольскому на необходимость неотложного создания заповедника в дельте Волги. Владимир Ильич говорил, что выполнение таких задач имеет большое значение для республики.

В условиях топливного голода В.И. Ленин считал недопустимым разрешение затруднений за счет непродуманного увеличения рубки леса, он подчеркивал безусловную необходимость правильного лесопользования, причем обращал первоочередное внимание на сохранение и восстановление леса. При этом он указывал, что леса, как природное богатство, представляют общенародный фонд, который должен использоваться лишь в интересах государства в целом и не подлежит распределению ни между отдельными ведомствами, ни между административно-территориальными единицами. В мае 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, в котором обязанность заботиться о лесах возлагалась на органы советской власти и на общественность.

Узнав, что хищнический лов в низовьях Дона угрожает начавшемуся восстановлению запасов рыбы, В.И. Ленин написал в РКИ гневное письмо, в котором отмечал, что простое отстранение виновного от должности - мера в таких случаях совершенно недостаточная, и потребовал его строгого наказания.

Поддерживая инициативу ученых, 14 мая 1920 года В.И. Ленин подписал декрет о создании на Южном Урале Ильменского минералогического заповедника - одного из богатейших по разнообразию полезных ископаемых уголков земли. А спустя некоторое время, в 1921 году, Владимиром Ипьичем был подписан декрет об охране памятников природы. Этими двумя ленинскими декретами были заложены основы системы государственных заповедников и сформулированы важнейшие принципы охраны природы в научных и народнохозяйственных целях.

Особенное внимание В.И. Ленин уделял постоянной заботе об обеспечении научно правильного и комплексного подхода к природе и ее ресурсам.

Дальнейшее развитие нашей страны не только целиком подтвердило правильность ленинских принципов плановой организации использования природы, но и поставило перед Советским государством задачу еще более широкого их осуществления.

Чем дальше мы идем по пути строительства коммунизма, тем больше возникает новых важных вопросов природопользования. Старые формы пользования природой отмирают, рождаются новые. Этот процесс затрагивает земледелие, животноводство, лесное и охотничье хозяйство и т. д., а также соответствующие отрасли науки. Среди многих других задач, поставленных развитием нашей экономики, следует выделить, как одну из важнейших, задачу по определению наиболее правильных в местных условиях направлений и систем использования осваиваемых вновь земель.

Например, в одних климатических условиях участки, наиболее плодородные для земледелия, будут худшими для лесоводства, и, наоборот, в других условиях этой противоположности нет. Земли, непригодные для зерновых культур, часто бывают лучшими для некоторых форм плодоводства. Другие условия наилучшим образом обеспечивают получение не растительной продукции, а мяса, молока и пушнины. В иных случаях наиболее целесообразно использовать земли для промышленности или для научных изысканий (заповедники). Иногда рентабельно комплексное использование угодий для многих отраслей хозяйства, иногда - только для одной.

Правильное использование угодий определяют не только свойствами самих угодий, но и экономической обстановкой. Например, вырубка леса в верховьях рек иногда может показаться очень разумной: с точки зрения чисто местных интересов, но может вызвать нарушение водного режима в отстоящих на тысячи километров: низовьях. Большое значение приобрела сейчас проблема сохранения некоторых видов растений и животных. Как бы ни казались бесполезными или даже вредными в данный момент какие-либо животные или растения, они могут понадобиться нам в будущем. Вредный сорняк пырей послужил для выведения пшенично-пырейных гибридов. Змеиный яд, яд жалящих насекомых, жир суслика исцеляют ряд болезней. Многие сотни видов животных и растений находятся сейчас под угрозой полного исчезновения и должны быть сохранены и изучены в заповедниках с точки зрения нужд промышленности, сельского» хозяйства, медицины.

Наряду с этим борьба с животными - вредителями сельского хозяйства и разносчиками заболеваний поглощает во многих районах страны огромные средства. Зачастую эти средства можно сберечь и, кроме того, получить дополнительный хозяйственный выигрыш. Снизить численность вредных животных настолько, что они уже не смогут практически приносить вреда, во многих случаях можно путем организации согласованного и правильного использования земель, лесов, принадлежащих разным организациям и ведомствам.

Для выполнения всех этих больших задач надо начать широкую кампанию по распространению практических знаний по природоведению среди населения и прежде всего усилить внимание к этим вопросам в системе народного образования.

К охране природы нужно подходить с ленинских позиций, всегда помня о том глубоком понимании ее задач, которое было присуще В.И. Ленину. Владимир Ильич требовал рационального использования природы и сохранения неприкосновенности отдельных участков природы в научно-исследовательских и хозяйственных целях. В то же время он предлагал вести работу так, чтобы воздействовать на культурное развитие эксплуатируемой природы и техническое развитие социалистического хозяйства. Охрана природы в этом смысле должна рассматриваться как часть нашего коммунистического строительства.

Ф.Н. Петров, профессор, член КПСС с 1896 года