Сочинение «Подводный мир. Интересные факты о жителях подводного мира

Готов к увлекательному путешествию по морским глубинам? Тогда вперед!

Рак-богомол

Как-то один известный ученый захотел показать журналисту аквариум с неизвестными животными , которых недавно привезли в лабораторию. Но только исследователь провел рукой по прозрачной стене аквариума, как он разлетелся на сотни щепок , и 150 л воды залили помещение. Это рак-богомол не выдержал наглого жеста .

Сила удара рака настолько велика, что свою жертву он может убить одним махом. Живет опасный хищник на глубине от двух до 70-ти м . Зрение у животного настолько развито, что даже человек может ему позавидовать. За недобрую славу, получившую этими хищниками, их называют бойцовскими раками .

Голливудская улыбка рыбы-попугая

Около 150 кг кораллов за год съедает ловкая рыба-попугай. Эти рыбки не любят лишнего внимания, поэтому часто прячутся от камер. Так как же все-таки удалось фотографу поймать голливудскую улыбку попугая?

Кальмар Гумбольдта

Гигантский кальмар Гумбольдта достигает двух метров в длину и весит до 45 кг . Охотятся кальмары Гумбольдта стаями, иногда до 1200 особей!

Свое имя хищник получил от названия холодного течения Гумбольдта , омывающего берега Южной Америки. Именно там его впервые и обнаружили.

Голожаберный моллюск

Это одни из самых ярких и самых разнообразных по форме морских беспозвоночных животных . Они не имеют раковин, однако беззащитными их не назовешь. Яд , выпускаемый голожаберным моллюском, способен отпугнуть злейших хищников.

Обитают во всех уголках мира, однако чаще всего встретить их можно на теплом мелководье морей.

Рыба-раструб

Поистине уникальная рыба . Этот необычный житель коралловых рифов достигает 80 см в длину . Часть жизни рыба не плавает, а зависает головой вниз, маскируясь под палку . Так рыба-раструб защищается от хищников.

Японская мохнатотоголовая собачка

Живет неподалеку берегов Японии и Корейского полуострова . Достигает длины 55 см . Питается рыбка беспозвоночными животными, сдирая их с камней.

Японская собачка - прекрасный «аттракцион» для водолазов и аквалангистов. Ее можно гладить и кормить прямо из рук.


Солястер

Эта морская звезда живет в Белом и других северных морях , вырастает диаметром до 30 см . Солястеров хорошо видно в темноте. Они просто светятся в лучах фонарей . Настоящие звезды!


Медуза Бугенвилля

Это фантастическое морское создание названо в честь знаменитого французского мореплавателя Луи-Антуана Бугенвилля . Высота медузы - всего 4 мм . А живет она в водах холодных морей.


Лизастросома

Эта морская звезда отличается от других мягкой, рыхлой поверхностью тела . Лизастросома - хищник, который охотится на моллюсков.


Хвостокол синепятнистый рифовый

Вырастает до 70 см в длину . Часто зарывается в песок так, что видны только хвост и глаза .


Распространены эти животные от берегов Красного моря и восточного побережья Африки до Соломоновых островов, Японии и Австралии .

Пятнистый хвост животного может быть опасным для человека, ведь это - основной источник защиты хвостокола.

Подводный мир таит в себе немало загадок, и поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. Все самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные тоже живут в бездне океана, а не на суше.

С некоторыми удивительными обитателями подводного мира мы сегодня познакомимся.

Карликовый морской конек
Это один из наиболее хорошо замаскированных жителей океана. Нужно приложить немало усилий, чтобы увидеть это крошечное существо размером 2.5 см среди густых зарослей кораллов.

Кальмар на охоте
Обычно кальмары имеют размеры до 50 см, но бывают и гигантские кальмары, которые достигают 20 метров (считая щупальца). Они являются самыми крупными беспозвоночными.

Пара скатов
Скаты относятся к рыбам, и большинство из них живет в морской воде. Особым оружием наделен отряд электрических скатов, которые могут парализовать добычу электрическими разрядами от 60 до 230 вольт и свыше 30 ампер. Фотография с группы островов Туамоту в Тихом океане, относящаяся к Французской Полинезии.

Брюхоногий моллюск - язык фламинго
Встречается на многих коралловых рифах Карибского и Атлантического бассейнов. Моллюск питается ядовитыми морскими горгонариями, но их яд улитке не вредит. «Язык фламинго» впитывает ядовитые вещества и сам становится ядовитым. Эти моллюски оставляют за собой заметные следы из мертвых тканей коралла.

Угрехвостые сомы
Единственный вид сомов, обитающий на коралловых рифах. У них первые лучи переднего спинного и грудных плавников представляют собой зазубренные ядовитые колючки.

Рыба и морская губка
В настоящее время описано около 8 000 видов губок. Они являются животными.

Подводная лаборатория «Водолей»
Единственная в мире, действующая лаборатория, расположенная на глубине 20 метров под водой у берегов Флориды.

Кальмар Гумбольдта
Гигантский кальмар или кальмар Гумбольдта. Эти плотоядные хищники достигают в длину 2-х метров и весят более 45 килограмм.

Краб и морские ежи
Тело морских ежей обычно почти сферическое, размером от 2 до 30 см, а длина игл колеблется от 2 мм до 30 мс. У некоторых видов морских ежей иглы ядовиты.

Голожаберный моллюск
Национальный парк Комодо в Индонезии. Голожаберные моллюски лишены раковины. Они одни из самых ярко окрашенных и многообразных по форме морских беспозвоночных животных.

Семейство рыб кузовковые
Они питаются морскими ежами, морскими звёздами, крабами, моллюсками, ловко выдувая их из грунта струей воды, выпущенной изо рта.

Губастые окуни
Косяки этих рыб двигаются в океане как единое целое, чтобы защититься от хищников.

Начнем с лобстеров, они действительно чувствуют боль, когда их кидают в кипяток. Однако, погрузив их перед приготовлением в соленую воду, вы можете дать им анестезию.

2. Морская звезда – единственное животное, способное вывернуть свой желудок наизнанку. Когда она приближается к своей добыче (обычно это представители моллюсков), звезда высовывает желудок через рот и накрывает им ракушку жертвы. Затем медленно переваривает мясистые части моллюска вне своего тела.

3. Новорожденный усоногий рак балянус (barnacle) похож на дафнию (водяную блоху). Его еще называют морским желудем или морским тюльпаном. На следующем этапе развития он имеет три глаза и двенадцать ног. На третьей стадии развития он имеет двадцать четыре ноги и не имеет глаз. Балянусы прикрепляются к твердому объекту и остаются там на всю жизнь.

4. Когда моллюски морские ушки питаются красными водорослями, их раковина становится красной.
Морское ушко длиной 10 см может так крепко держаться за камень, что два сильных человека не смогут его оторвать.

5. Морские черви спариваются следующим образом: в брачный период самки и самцы собираются в рой. Внезапно самки набрасываются на самцов и откусывают им хвосты. В хвостах содержится сперма. При заглатывании она движется по пищеварительному тракту и оплодотворяет яйца самки.

6. Улитки спариваются только один раз в жизни. Спаривание может длиться до двенадцати часов.

7. При спаривании пиявка, выполняющая функцию самца (пиявки – гермафродиты, и могут выполнять роль любого пола), цепляется за тело самки и размещает мешочек со спермой у нее на коже. Этот мешочек выделяет сильный, разрушающий ткани фермент, который проедает дыру в ее теле и оплодотворяет яйца, находящиеся внутри нее.

8. Пиявки относят к классу животных. Они считаются долгожителями, т.к. могут прожить более 20 лет. Пиявки могут обходиться без пищи очень долгое время – до двух (!) лет. После каждого приема пищи они растут прямо на глазах.
Пиявки большие чистюли и обитают только в самых чистейших водоемах планеты, особенно их очень много в экологически чистых местах. К сожалению, в связи с загрязнением атмосферы пиявок с каждым кодом становится все меньше и меньше. В следствие этого, пиявку занесли в Красную книгу и теперь она охраняется законом.
Те пиявки, которые выращены в неволе, намного хуже лечат различные болезни в отличие от своих собратьев пиявок, обитающих на воле. Поэтому эффективнее использовать для лечения специальных диких пиявок.

9. Дыхание медузы сильно отличается от дыхания человека или даже рыбы. У медузы нет легких и жабр, как, впрочем и любого другого органа дыхания. Стенки ее студенистого тела и щупальцев настолько тонки, что молекулы кислорода свободно проникают через желеобразную "кожу" прямиком во внутренние органы. Таким образом, медуза дышит всей поверхностью своего тела.

10. Фермеры стран Карибского бассейна используют яд определенного вида медуз как отраву для крыс.

11. Красивая, но смертоносная австралийская морская оса (Chironex fleckeri) - самая ядовитая медуза в мире. С 1880 г. вблизи побережья Квинсленда от ее яда сердечно-паралитического действия погибло 66 человек, при отсутствии медицинской помощи жертвы погибали в течение 1-5 мин. Одним из эффективных средств защиты являются женские колготки. Теперь во время катания на серфингах спасатели в Квинсленде носят колготки огромных размеров

12. У берегов Японии обитают крабы хэйкэгани, узор на панцире которых напоминает лицо разгневанного самурая. Согласно утверждению популяризатора науки Карла Сагана, этот вид обязан своим появлением неумышленному искусственному отбору. Многие поколения японских рыбаков, ловя подобных крабов, отпускали их обратно в море, так как считали их перерождениями погибших в бою самураев. Этим рыбаки повышали шансы хэйкэгани на воспроизводство и увеличение своего числа среди других крабов.

13. У самцов манящих крабов одна клешня существенно больше другой. Своё название эти крабы получили за то, что как бы призывают самок к себе, двигая этой клешнёй. Самцы одного из видов манящего краба Uca mjobergi пошли дальше - если они теряют большую клешню в бою с другим самцом, то отращивают её ещё большего размера, хотя и существенно слабее. Тем не менее, для самок её вид становится значительнее, а другие самцы опасаются вступать в бой с обладателем такой клешни.

14. Новый вид больших кальмаров был открыт учеными в Индийском океане в 2009 году. Представители данного вида достигают в длину 70 см. Они принадлежат к семейству Chiroteuthid – глубоководным кальмарам с длинным узким телом.

15. Глубоководные оболочники - одни из самых странных доисторических животных. Их находят, когда разрушается лед в Антарктике. Эти метровые червяки считаются первыми формами жизни, заселившими дно антарктического океана.

16. Barreleye Fish - рыба может вращать глазами во всех направлениях, а так как голова рыбы прозрачна, то она может еще и попробовать разглядеть свой мозг, если таковой имеется. (чёрные точки над ртом- это не глаза. Глаза- это зелёные полусферы в голове.)

17. Рыба-игла охотится совершенно уникальным способом: она приближается к жертве, часто прячась за другими рыбами, и молниеносно засасывает ее в свой длинный "клюв". По своим характеристикам рыба-игла очень схожа с морским коньком.

18. Веками ученые, начиная с греческого философа Аристотеля, пытались понять, как размножается угорь. Сегодня известно, что самка откладывает икру в Саргассовом море, между Бермудскими и Карибскими островами. Маленькие личинки отправляются в путешествие за много тысяч километров, чтобы вернуться в реки, откуда родом их родители.

19. Электрические органы есть не только у скатов. Тело африканского речного сома малаптеруруса обернуто, как шубой, студенистым слоем, в котором образуется электрический ток. На долю электрических органов приходится около четверти веса всего сома. Напряжение разрядов его достигает 360 В, оно опасно даже для человека и, конечно, гибельно для рыб.

20. Разновидность морской звезды, называемая Lunckia columbiae может полностью воспроизвести свое тело из частицы длиной в 1 сантиметр.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого биологический центр» г. Черемхово

И.о.директора МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МО протокол №______

Матвеева В.В. _______Толстикова С.Н. «____»_______2015г

Методическая разработка

Открытое занятие

«Подводный мир»

Составитель:

Данилова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Черемхово, 2013

Аннотация

В методической разработке представлен сценарий открытого занятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Данный материал может пригодиться педагогам для проведения, как открытых мероприятий, так и для планового занятия.

В процессе проведения занятия дети познакомятся с водными обитателями и с условиями жизни в воде.

Во второй части занятия учащимся предлагается для закрепления игровая программа, в которой каждый может продемонстрировать знания, полученные во время занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....4

Методический материал…………………………………………………...6

Основная часть……………………………………………………………..7

2.1Организационный момент……………………………………………..7

2.2 Беседа: Подводный мир……………………………………………….7

2.3 Конкурсно – игровая программа: Подводное царство…………....13

Выводы……………………………………………………………………..17

Перспективы………………………………………………………………..18

Литература…………………………………………………………………19

Приложение 1…………………………………………………………..…..20

Приложение 2……………………………………………………………....21

Введение

На современной Земле четко выделяются четыре среды жизни - водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Вода стала первой средой жизни. Именно в ней возникла жизнь, которая затем распространилась и на наземно-воздушную среду. Водная среда – это реки, ручьи (водотоки), океаны, моря, водохранилища, пруды, озера, болота (водоемы).

Ученые, как люди наблюдательные и любознательные, давно подметили особенность в расселении водных животных по разным глубинам. Они выяснили, что животные, живущие рядом, хотя они и не родственники, имеют сходные черты и в строении тела, и в образе жизни. Чтобы понять, как это получилось, нужно представить водоем в виде двухэтажного дома, где обитают водные жители. Дно будет первым этажом, толща донного грунта - подвалом, водная масса - вторым этажом, а поверхностная пленка - крышей (водное зеркало) и чердаком (подзеркалье).

Каждый этаж этого дома имеет свои особые условия для жизни, свои характерные свойства. Так, на первом этаже мало света и кислорода, зато вокруг вода, под ногами есть надежная опора, нет ветра, нет и сильных перепадов температуры. На крыше много света и воздуха с кислородом для дыхания, но в то же время ночью холодно, днем жарко, ветер сдувает, а вода только под ногами. На втором этаже кислорода и света больше, чем на первом, но несравненно меньше, чем на крыше, и нет даже такой опоры, как пленка натяжения воды.

Чтобы жить и выживать на том или ином этаже, его жителям приходилось приспосабливаться к имеющимся там условиям. И в итоге длительного процесса адаптации (т. е. приспособления) к тому или иному местообитанию у очень далеких по происхождению организмов выработались сходные черты в строении, жизненных циклах и поведении. Ученые на основании этих сходных черт объединили животных в группы и дали каждой свое название. Давайте разберем, что характерно для некоторых организмов.

Цель: Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителя, об их обзоре жизни.

Задачи:

Образовательная :Сформировать представления о подводном мире и его обитателях. Научиться узнавать водных обитателей

Развивающая: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, учить проявлять дружелюбие, чувство ответственности при коллективных работах чувства.

Методический материал

Для проведения этого занятия, необходимо создать определённую обстановку – обстановку таинственности. Ведь вода скрывает в себебольшие тайны.

Оборудование:

    Компьютер, экран, проектор.

    Презентация «Подводный мир».

    Фонограммы песен.

    Карточки пазлы.

    Карточки с заданиями.

    Выставка аппликаций.

    Карта полушарий.

РЕКВИЗИТ

1. Сундук, перевязанный разноцветными лентами.

2. Спички.

3. Дары моря (призы для победителей)

Основная часть

2.1 Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного и познавательного. Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы. Перед вами на столах лежат карточки разных цветов. Подумайте,пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А теперь выберите карточку, которая соответствует вашему настроению (красная карточка – хорошее настроение, синяя – грустное, желтая - нормальное). Дети выбирают карточки и показывают педагогу.

Преподаватель: Мы свами все разные, поэтому и настроение у всех разное. Давайте постараемся, у кого хорошее настроение сохранить его таким, а у кого грустное настроение- попробуем его поднять.

Беседа:

2.2Подводный мир

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманчик заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!!!

Итак тема нашего сегодняшнего занятия называется – Подводный мир.

На занятии мы узнаем, что такое подводный мир, каковы его обитатели и как им живется в водном царстве.

Давайте сейчас мы с вами закроем глазки. Что мы видим? Темноту, вот и раньше ничего не было, кроме тьмы, и так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это наша Земля! Открывайте глазки. Давай те мы с вами посмотрим на карту, кто мне скажет, что изображено на карте синим цветом? (Ответы детей).

Правильно, все, что мы видим - это вода:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться вода!

Но оказывается подводой, тоже есть земля и эта земля является подводным дном.

Но и вода оказывается бывает разной…Бывают огромные океаны, большие моря, реки и маленькие ручейки, но что же скрывает под собой вода? А вода скрывает в себе своих жителей. Самые многочисленные – это рыбы .

А знаете ли, что рыбы появились во времена динозавров?

И в те далёкие времена у рыб был твёрдый панцирь. Но с тех пор мир сильно изменился, а вместе с ним изменились и рыбы. Сейчас тело многих рыб покрыто чешуёй.

А знаете ли вы, для чего рыбам нужна чешуя?

Тело у рыб мягкое, для его защиты требуются твердые чешуйки! На самом деле чешуя – это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться.

А знаете ли вы, что у рыб есть уши?

А знаете ли вы, для чего рыбам нужен хвостик?

А хвост у них служит в качестве руля. Для того, чтобы набрать скорость и плыть в нужном направлении рыбе помогает хвост, а за место рук и ног у рыб есть плавники.

Спят ли рыбы?

Да, рыбы тоже спят. Вы когда -нибудь видели, как золотая рыбка спокойно лежит на дне аквариума? Она спит, хотя глаза у неё открыты. У рыб нет век, поэтому они никогда не закрывают глаза. Золотые рыбки спят ночью. Но некоторые рыбы спят днём, а охотятся ночью.

Но, однако, хотя у рыб много общего все рыбы очень отличаются друг от друга. На их повадки и привычки влияет место, в котором они обитают. Итак, давайте разберёмся, где же живут рыбы. Для этого я предлагаю выйти ко мне двоим ребятам и попробовать воду из двух стаканов и сказать, похожа ли эта вода между собой (детям предлагается два стакана с водой: в одном она пресная в другом солёная). Ответы детей.

Также, как вода отличается в стаканах, так же она и отличается в водных бассейнах.

Итакпервый наш водоем, в котором мы будем рассматривать его жителей....это будет водоём с пресной водой ….а его название мы сейчас угадаем!

Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Давайте познакомимся с обитателями рек

1. Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это…

Щука – У щуки вытянутая тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Ведь щука – хищник. Щука охотится в водорослях. По своему цвету, щука тёмно – зеленая, поэтому водоросли хорошо её прячут. Щука питается рыбками, но щука выбирает больных и раненых рыб. Поэтому её называют санитаром реки. Щуки не любят плавать, поэтому живут в спокойных водоёмах, где вода малоподвижна. Щуки долгожители иногда живут до 100 лет.

2. В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это

Сом – это крупная пресноводная рыба. Взрослые рыбы весят до 100 кг. И достигают в длину до 3м. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами, два длинных усика на верхней челюсти и два на нижней. С помощью усов эти рыбы разыскивают себе пищу. Коснувшись чего - то усами рыба сразу определяет съедобное это или нет. Сом это та рыба, у которой нет чешуи, его тело покрыто слизью. Сом любит тёплую тихую воду. Днём они спят, а с наступлением сумерек оживляются. Едят сомы лягушек, икру, погибших рыб. Живёт сом до 40 лет. Зимой сом опускается на дно и ложится в спячку.

3 .Он весёлый, молодой

С чешуёю золотой.

Карась – эту рыбу рыбаки зовут «горбатой». Спина у неё с горбом, тело карася плотно сжато по бокам, спинка коричневая, а бока жёлтые. Караси любят жить в тихих, неглубоких заводях, там, где много травы и водорослей. Карась рыба неприхотливая, поэтому может жить и в мутной непроточной воде. Если лето засушливое, то караси зарываются в ил и ждут дождей. Чем же питаются эти рыбки? Они объедают листочки и стебли водорослей, могут и перекусить мелкой живностью (жуками и личинками). Зимой караси зарываются в тину и засыпают до весны.

Вот такие обитатели у нас живут в реках.

Теперь отправимся в солёный водоём.

Здесь куда не кинешь взор

Водный, голубой простор

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной

А порою тишь да гладь,

Все смогли его узнать? (Море)

А кто же у нас живет в море?..

4. Вновь играя и шаля Перед носом корабля. Над водой мелькают спины, - Мчатся шустрые…

Дельфин - Стройные, с длинным клювом; окраска спины и всех плавников темная, почти черная, брюхо белое, принадлежат к семейству зубатых китов. Длина тела дельфинов зависит от рода (от 1 до 10 м), вес 200-300 кг. Это млекопитающие, которые дышат легкими, но могут долго находиться в воде. Через разные промежутки времени они всплывают на поверхность моря, чтобы набрать воздуха. Дельфины питаются рыбой и кальмарами, такую подвижную добычу дельфины удерживают крепкими челюстями с большим количеством острых зубов. Спят дельфины под водой, обычно ночью, а днем лишь после кормежки. Своих детёнышей вскармливают молоком.

5 .Над водой взметнулась глыба

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг.

Акула –это крупный морской хищник. У акулы мощное длинное тело (от 5 до 12м). Спина тёмная, а брюхо белое. Огромная, страшная пасть, большие острые зубы. Зубы у акулы постоянно обновляются, если акула ломает зуб, на его месте вырастает новый. Плавают акулы, волнообразно изгибая тело. Эти рыбы не могут прожить, не двигаясь, без движения они задыхаются. Спят акулы урывками, плавая медленно шевеля хвостом. Акулы питаются рыбой, планктонами и другими обитателями морей. Большинство акул миролюбивы и не нападают на людей, но есть и людоеды это большая белая акула.

6 .Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-….
(кит).

Кит - Синий кит это самое большое существо, которое живёт на земле. Его вес, в редких случаях, достигает 200 тонн, а длина 33 метра. На сегодняшний день занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России. У голубого кита вытянутое, стройное синевато-серое, сбоку плоское, тело с серыми пятнами разного размера и формы. Плавают голубые киты по 2 или 3 особи, а иногда в одиночестве. К берегам старается не подплывать. За день голубой кит съедает около 1 тонны криля (это морской рачок) которым в основном и питается. Кит заглатывает криль, вместе с тысячами литров воды, а потом фильтрует его, выталкивая всю эту массу языком через китовый ус. Кстати язык голубого кита весит больше слона, а толщина больше 3 метров.

Вот какие разные обитатели живут у нас в морях, и они очень отличаются от обитателей рек. Теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка!

Мы сейчас встанем из за парт и будем повторять движение вместе со мной!

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз водой она умылась

Два – изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

На четыре – улетела

Практическая часть:

2.3 Конкурсно - игровая программа «Подводное царство»

А теперь мы с вами перейдем ко второй части нашего занятия- поиграем в игру, которая называется «Подводная одиссея».

А так как подводный мир- это подводное царство, то какое же царство без царя?....а сейчас встречаем повелителя морей – царя морского, со своею свитой. Звучит музыка, входит морской царь с русалками, которые несут сундук, перевязанный разноцветными лентами...

Морской царь . Я приветствую вас, земные жители, в своем подводном царстве. И оглашаю такой указ: «Та команда, которая лучше других покажет свои знания о жизни подводного мира, получит в награду мой дар, который находится в этом сундуке». А получить его не просто: сундук опоясан различными лентами, каждая из которых принадлежит определенной команде.

Объясняет соответствие лент.

А еще на ленте есть узелки, их ровно столько, сколько заданий. Та команда, которая первой развяжет все узелки на ленте, станет обладателем этого дара. А следить за этим действием буду я со своей русалкой. За каждую победу в конкурсе мы с русалкой будем развязывать узелок на ленте.

Игру начать повелеваю!

Царь и русалки занимают место на «троне».

Разминка

Русалка: Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно создать команду. Для этого я приготовила небольшой аквариум, в котором находятся рыбки: рыбки морские и речные. Вы сейчас по очереди будете выуживать рыбок, те ребята у кого будут речные рыбки, вставайте справа, а у кого морские слева (учащиеся разбирают карточки и делятся на команды)

Вот у нас с вами и получилось две команды,я предлагаю придумать им название и выбрать капитана.

1 Подготовка корабля к морскому путешествию

Ведущая: Ну, вот команды набраны, но у нас нет ещё корабля.

В конкурсе принимает участие вся команда.

Ваша задача: подготовить судно к отплытию, а судно это вы должны выложить из спичек. Кто быстрее и интереснее сделает это, тот и победитель. Не забудьте дать название своему кораблю.

2 Веселый художник

Морской царь: От команд выбирают по 1 человеку, выполняют задание с закрытыми глазами. Возьмите мел, нарисуйте глаз рыбки. Сделайте поворот кругом, нарисуйте плавник. Присядьте, нарисуйте чешуйки. 2 шага назад и 2 шага вперед, нарисуйте тело. Сделайте хлопок, нарисуйте хвост.

Откройте глаза и посмотрите, какие веселые рыбки получились.

3 Поломанные слова

Русалка: Быстро собрать слово из букв и сказать, в каком водоёме живут эти рыбки.

(раська,алаку, тик,кащу,мос,дефинль).

4 Вкусный обед

Морской царь: Чем питаются рыбки?

На доске написаны слова в два столбика, первый столбик,слова обозначающие то, что едят рыбы, второй столбик название рыб. Вам нужно соединить стрелками рыбу и её обед.

5 Конкурс поварята (для капитанов)

Ведущий: Ваша задачаперенести половником воду, не проливая из тарелки в банку. Нужно быстро заполнить банку.

6 Пазлы

Русалка : На столах перед вами лежат пазлы. Вам нужно из них собрать рыбку, чья команда быстрее соберёт та и победитель.

7 Старая добрая сказка

Морской царь :Командам нужно вспомнить все сказки, в которых встречаются рыбки.

8 Подводное царство

Ведущая: Перед вами стоит не лёгкая задача, вам нужно сделать аппликацию подводного царства, а какое оно будет,выберут ваши капитаны. Капитаны выходят к ведущему и жребием выбирают листок, на котором написано название подводного царства. (На столах участников лежат макеты рыб, цветная бумага, ножницы и клей)

9 Загадки

Русалка: За каждую правильно отгаданную загадку команде предоставляется право развязать узелок на ленточке.

- Назовите самое большое животное в мире. (Кит)

- Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)

- Кого называют грозой морей? (Акулу)

- Что такое уха?

Какую рыбу называют речным волком? (Щуку)

- Послушайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)

- Послушайте еще одну загадку: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно». О какой рыбе идет речь? (Сом)

Морской царь (подводя общие итоги игры). По развязанным узелкам на ленте обладателем моего дара становится команда (название). Второе место заняла команда (название).

Ведущий. Мы поздравляем команду-победительницу, а других благодарим за участие. Спасибо за внимание!

«Встрече нашей конец, кто участвовал - молодец!».

Выводы

Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с динамической паузой, рациональная двигательная деятельность, релаксация, технология видео воздействия. Дети с удовольствием принимают правила игры и активно принимают участие в ней, погружаясь в атмосферу сказки.

В начале занятия для эмоционального настроя детей вводим детей в воображаемую ситуацию. Нацеливаем на то, что узнаем много интересного, встретим разных обитателей подводного дна. Занятие строим в два этапа: объяснение темы и игра путешествие. Всё занятие построено по единому сюжету. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. На протяжении занятия происходит смена деятельности.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Цель занятия была достигнута.

Перспективы

Данный сценарий занятия,возможно, усовершенствовать для дальнейшего изучения водных просторов, а так же для повторов изученных материалов. Либо использовать для разработки сценария праздника Нептуна.

Список литература

1.Девидсон С.Д. Моря и океаны: учебное пособие [текст] // Девидсон С.Д.- М.: РОСМЭН, 2013.-135с.

2. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей [текст] // Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. – СПб.: Детство-пресс, 2001 .- 189с.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование.[Текст]// Рыжова Н.А.– М.: Карапуз, 2001.- 113с.

4.Рысакова И.В. Моя первая энциклопедия «Живая природа» [текст]// Рысакова И.В.- М.: РОСМЭН, 2010.- 235с.

5. Сахарнов С.Ю, Морские сказки [текст]// Сахарнов С.Ю.– Л.: Художник РСФСР, 1999.-89с.

6. Чаромский И.Н., Киты и дельфины[текст]// Чаромский И.Н.- М.:РОСМЭН, 2013.- 159с.

Приложение 1

Сигнальные карточки

Карточки с изображением рыб

Пазлы

Приложение 2

Карта мира

Сундучок с лентами

Морской царь и русалка

Сидели два приятеля
На берегу реки
И были у них удочки,
И были червяки.

Всё с вечера, конечно же,
Готовили они
И вот теперь, друзья, сидят
На мостике одни.

Ещё и солнце не взошло,
Но начало светать,
И тут вдруг рыбка начала
У мальчиков клевать.

Идёт карась за карасём
И вот плотва клюёт.
Какой же будет здесь улов,
Ведь рыба так идёт!

Мальчишки рады, знать не зря,
Пришли они сюда,
Ведь дома ждут с уловом их
Друзья и вся родня.

Наварят вкусную уху,
Нажарят карасей
И угостят тогда родню,
И всех своих друзей.

ПОДВОДНЫЙ МИР

Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой!

МОРСКИЕ ЕЖИ

Ёж, как ёж, но только в море
Обитает он всегда.
Дно морское, мир чудесный,
Там живёт его семья.

Иглы тонкие имеют,
Круглые, как колобки,
А едят они моллюсков,
Водоросли им нужны.

Падаль разную и губок,
Да и мелких звёзд морских,
Также, раков-богомолов,
Это лакомство для них.

Но бывает, нападают
На своих же, на ежей,
Только меньшего размера,
Съев в тиши их поскорей.

Дышат жабрами, как рыбы,
В углубленьях скал живут.
Рыбы и морские звёзды
Их подстерегают тут.

Служат пищей для омаров.
Птицы очень любят их,
И представьте, что каланы –
Это главный враг для них.

Ёж морской, для человека,
Наступившего на них,
Представляют всю опасность.
Берегитесь, люди, их!

Иглы тонкие, впиваясь,
Остаются все в ноге,
Надо очень постараться,
Чтобы вытащить их все.

Вот какой он, ёж из моря.
Жизнь его – борьба всегда.
Но он счастлив, что родился
Там, где вся его семья!

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

Форма тела необычна,
Есть и выросты всегда,
Называют их лучами,
Иль руками иногда.

Луч потоньше и поуже,
Или просто коротки,
Или треугольной формы,
Что почти и не видны.

А окраска поражает
И включает все цвета -
Это красный, бурый, жёлтый,
Синий тоже, иногда.

И фактурная поверхность
Отличает их от всех -
Бархатистые, с шипами,
Иль колючий, гладкий верх.

Может ползать, рыть и плавать,
Изгибаться без конца,
Иль лежать на мелководье,
Эта яркая звезда.

А едят они такое,
Что способны удержать.
Их "резиновый" желудок,
Может всё переживать.

МОРСКОЙ ПЕТУХ

Шесть ног растут их плавников,
Как длинные лучи,
На них и движется петух
И утром, и в ночи.

Еду добудет он на дне -
Креветок, крабов, рыб,
А наедается и спит
Среди подземных глыб.

То отдыхает он в траве,
Что стелется по дну,
То от врагов и от друзей
Уйдёт на глубину.

А может выпрыгнуть наверх
И пролетев вперёд,
Добычу, что почуял он,
Всегда свою найдёт.

ОСЬМИНОЖКА

В глубинах моря, осьминожка жил
И никогда, поверьте, не тужил.
Он каждой встрече под водой был рад,
О чём всегда сказать его мог взгляд.

И восемь щупалец с присосками имел -
Шесть для еды, двумя ходить умел.
Отталкиваясь ими он от дна,
Передвигался быстро, без труда.

А при желании, мог цвет менять,
Проблемы, что возникнут, их решать,
Пускал струю чернил и был таков,
И так спасался даже от врагов.

Активный образ вёл он по ночам,
Днём отсыпался, прячась среди скал,
Иль сам устраивал укрытие себе
И отдыхал в нём там, наедине.

Жилище мыл и был чистюлей он,
И мусор выносил из дома вон,
На кучу складывал и рад был оттого,
Что в доме было чисто у него.

Питался крабами, лангустами всегда,
Моллюсками и рыбкой иногда,
Своей слюной парализует их,
И в дом утащит, скушав в тот же миг.

Вот так и жил наш осторожный друг,
Охотился и видел всё вокруг.
Зимой в глубоких водах обитал,
А летом он усталости не знал.

КОТИКИ МОРСКИЕ

Котики морские,
Рядышком лежат,
Зорко все за детками
Мамочки следят:

"Никуда от мамы
Уходить нельзя,
Белые медведи
Встретят вас, друзья.

А в воде смотрите,
Вы по сторонам,
Ведь киты большие
Могут съесть вас там.

Будьте осторожны
Вы всегда, везде,
А не то, поверьте,
Быть большой беде."

РЫБА - КАМЕНЬ

Рыба - камень, ядовита!
Ядовиты и шипы,
Что растут на спине рыбы,
Так опасны все они!

Лишь дотронешься ногою
И вонзятся в тот же миг
Ядовитые иголки,
Словно острый, острый штык.

Она прячется в кораллах,
Зарывается в песок
И за рыбкой наблюдает
Лишь прищуривши глазок.

Берегитесь, рыбу - камень,
Обходите стороной,
Лишь заметите ту рыбу
В море, в иле под водой!

ОН ЗДЕСЬ ХОЗЯИН

Огромный кит, как пароход,
По морю проплывал,
Фонтан воды из глубины,
Как свой привет, послал.

И по волнам качаясь плыл,
Навстречу всем ветрам -
Красивый, сильный и большой,
Он самый смелый там.

Ему не страшен холод, зной
И глубина воды.
Он здесь хозяин и его,
Все уважать должны.

ДЕЛЬФИНЫ

Смотрите, дельфины резвятся в воде,
Ныряя а большую волну!
То, словно, взлетают легко над водой,
То быстро уйдут в глубину.

И все улыбаются весело нам,
Зовут нас с собою играть.
Спасибо вам, добрые наши друзья,
За щедрую ту благодать!