Ель – Мировое Дерево Жизни. Лесная красавица

Конспект урока развития речи начальной школы, 2 класс.

Тема: Ель – кормилица.

Цель: Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам.

  1. Учить подбирать точные, яркие слова для текста.
  2. Обучать детей анализировать текст.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать познавательный интерес.

К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила …

Беседа по содержанию.

– Что вы прочитали? (текст)

– Докажите, что это текст. (Состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу. Части текста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.)

– О чём текст? (о ели)

– Что вы назвали? (тему текста)

– Что мы озвучили? (основную мысль текста)

– Ещё раз повторим её.

– Значит, кто ель? (кормилица)

– Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли текста? (“Ель – кормилица”) (Записывается на доске и в тетрадях) (слайд 1)

Составление продолжения текста.

– Почему текст заканчивается многоточием? (нет продолжения)

– Давайте продолжим его. О чём или о ком он будет? (о тех, кого будет кормить ель)

– Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок состоит эта большая картина? (птицы и звери, которых кормит ель)

– Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого “Мать и кормилица”. Послушайте отрывок.

Мать кормилица

Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель. Мигом забралась на дерево, сорвала шишку, взяла в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели. Выбрал шишку, сорвал своим крепким клювом, вставил в расщелину в стволе. Долбит её, выбирает вкусные семена.

Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки ели. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.

Торопятся клесты, сколько семян рассыпано! Их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.

Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка. Работа в группах.

– Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста? (опорные слова)

– Подберём опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками.

Белка, дятел, клесты. (слайд 2)

Самостоятельная работа в группах

– Найти опорные слова, которые помогут описать:

1 группа – белку
2 группа – дятла
3 группа – стаю клестов

Проверка самостоятельной работы

(Опорные слова “складываются” в коробочку-копилочку. При проверке, на слайдах появляются части текста).

выскочила, взглянула, мигом забралась, сорвала, взяла, принялась за еду. (слайд 3)

летит, спешит, выбрал, сорвал, вставляет в расщеленку, долбит, выбирает. (слайд 4)

Стайка клестов

с весёлыми криками опустилась, уцепилась, засовывают кривые носы, будто щипцами достают. (слайд 5)

– Давайте подумаем, все ли шишки израсходовала ель? (нет)

– Что происходит с оставшимися шишками? (Солнце пригревает, шишки начнут трескаться, и семена вылетят).

– Ель дарит жизнь другому дереву.

Творческая работа в группах.

Жеребьёвка

На двух разноцветных листочках написаны задания: на зелёном – на рисунке создать образ Ели-кормилицы, на голубом – используя опорные слова из коробочки – копилки, составить продолжение рассказа (устно)

Магическое слово «ель» знакомо каждому. Чем же так примечательна таинственная лесная красавица!? Ель – источник народной мудрости и творчества. Многие наши обряды и празднества сегодня просто немыслимы без её участия. Вспомните загадки из детства, где незримо присутствует ель.

В любое время года ель невероятным образом притягивает к себе внимание человека. Независимо от нашего настроения, общего состояния, цели прихода – неравнодушный взгляд непременно выделяет среди других деревьев одиноко стоящую ель. В мороз и холод ель даёт нам тепло и приют; в жаркий день – обеспечивает нас приятной прохладой.

Когда внезапно наступивший мороз сменяет оттепель, снег в лесу покрывается сверху толстой ледяной коркой. Тяжело приходится в это время рябчикам, тетеревам и глухарям. Эти птицы ночуют под снегом и иной раз оказываются поутру в заснеженной тюрьме. Как оттуда выбраться? Оказывается, есть такой способ. Даже в самые лютые морозы под еловыми лапами, порой стелющимися до самой земли, снег остаётся более или мене рыхлым. Кто не верит – пойдите в лес и убедитесь!

Если птицам удаётся достигнуть такого места, свобода им гарантирована. С теми же трудностями сталкиваются в подобной ситуации мыши и землеройки, которые проводят значительную часть зимнего времени в поисках корма под снегом. Понаблюдайте на досуге, откуда и куда тянутся по снегу затейливые мышиные следы.

В холодное время года еловые шишки – один из основных источников корма для белок, дятлов, клестов и многих других лесных обитателей. Обронённая белкой или дятлом шишка используется в пищу многочисленными лесными грызунами.

Ель – кормилица! Иначе её и не назовёшь!

Заварите в термосе кипятком горсть свежей еловой хвои. Настаивайте в течение часа. Получается роскошный витаминизированный напиток. Не бойтесь экспериментировать. Добавьте в стакан с еловым отваром немного мёда или свежеотжатого клюквенного сока. Вкусно и полезно! Наибольшую пищевую и лекарственную ценность хвоя ели, сосны, пихты и кедра имеет во второй половины зимы и в начале весны. При сборе хвои бережно относитесь к деревьям. Можно выборочно взять несколько иголок с одной веточки, потом с другой…

Ельнику присущ свой неповторимый аромат. Насладиться им можно по-разному. Можно просто постоять вблизи дерева, вдыхая исходящий от него животворный дух. Находятся и те, кто не прочь прихватить с собой частичку леса в виде разлапистой еловой ветки. Эти люди даже не подозревают о том, обманывают самих себя!

Ведь аромат и энергия, исходящие от живого дерева, в корне отличаются от того, что излучает из себя обреченное на погибель растение! Аромат жизни и аромат смерти – разве могут они быть похожими друг на друга!

Близится Новый год. Давайте вместе немного помечтаем!

Лесная поляна. Местами отдельные деревца группами или в одиночку возвышаются над землёй. Среди них попадаются и ели. Доброй и заботливой рукой они увенчаны всевозможными украшениями. Гостевая изба ждёт желанных посетителей. Столы повсюду уставлены различными вкусностями. Самовар наготове. В лунном свете искрящиеся всеми цветами радуги гирлянды лампочек особенно эффектно. Гости усаживаются за праздничные столы… Начинаются народные гулянья. Участники становятся в круг и водят хороводы. Езда на тройке! Песни бардов…

Тема: Обучающее изложение текста-повествования «Ель-кормилица»

Подготовила Вашкевич М. Н., , учитель начальных классов первой категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны»

Цель: создать условия для формирования у учащихся умения передавать содержание текста в логической последовательности, без пропусков существенных моментов, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, сохранять авторские особенности речи; содействовать развитию памяти, устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков, орфографической зоркости, способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Оборудование : мультимедийный проектор, магнитофон, буклеты с информацией о ели, памятки по написанию изложения

I .Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Молча мы за парты сели,

На гостей все поглядели,

Усмехнулись, улыбнулись

И ко мне все повернулись.

Будьте вы усидчивы,

Прилежны и внимательны.

И пойдёт у нас работа

Просто замечательно.

II . Введение в тему урока. Постановка целей урока

Ребята, в классе на трёх партах «поселились» полоски с важной информацией. Те, у кого оказались полоски, выйдите, пожалуйста, к доске и встаньте так, чтобы мы смогли прочитать то, чем мы будем заниматься на уроке. (Выходят, советуются друг с другом, как встать, встают). Учащиеся читают: «Учимся писать изложение».

— Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение?

— К какому блоку относятся такие уроки? (Развитие речи).

— Чему мы учимся на таких уроках?

Ребята, а как вы думаете, писать изложение легко или трудно?

— Кому-то легко, кому- то трудно. И сейчас я приглашаю вас на лесную полянку, где растут такие замечательные деревья ель и рябина. Ель- это дерево ожиданий, рябина - дерево опасений. Сейчас на еловых шишках предлагаю вам записать то, что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока, а на гроздьях рябины - то, чего вы опасаетесь.(Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и прикрепляют плоды к ветвям. Учитель читает записи, делает обобщение)

— Для того, чтобы опасения не оправдались, а ожидания сбылись на уроке мы будем учиться последовательно передавать содержание текста, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, совершенствовать нашу грамотность.

III . Работа по теме урока

1. Запись на доске и в тетрадях даты и темы:

— Открываем тетради и записываем число, тему урока и название текста.Ель-кормилица

— Ель-кормилица. Какое интересное название, не правда ли? Что значит кормилица?

— Как вы думаете, о чём будет наш текст?

— Сейчас мы познакомимся с текстом и узнаем, оправдались ли ваши предположения.

2. Чтение текста (текст у каждого на столе)

Ель-кормилица

Осенью на ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Пёстрый дятел спешил к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели. Весной из них вылетели семена. Попадёт семечко в землю и даст жизнь новому деревцу.

— Правильно ли мы с вами предположили, о чём будет текст?

— Почему?

3. Беседа по содержанию

— Что же происходило с елью осенью?

Какие гости посещали ель зимой?

Что сделала белка?

Для чего прилетал дятел?

Как вели себя клесты?

— Ребята, а что за птицы клесты? (слайд 2-3)

(Клесты - лесные птицы с ярким опереньем. Кормятся семенами хвойных деревьев. Как приспособление к такой пище они имеют своеобразно устроенный клюв, концы которого искривлены и резко перекрещиваются, что даёт возможность птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Эта птица выводит птенцов зимой, потому что смогут прокормить своё потомство, ведь шишки ели начинают раскрываться зимой. В вершинах сосен и елей клесты подвешиваются на ветках, карабкаются по ним, подбираясь к шишкам, на которых могут повиснуть вниз головой)

— Кто знает, как на белорусском языке называются эти птицы? (крыжадзюб)

Что происходит у ели ранней весной?

— Скажите, заглавие передаёт тему или основную мысль?

— Какова основная мысль текста?

— Ребята, а какой это текст по типу?

— Почему?

4. Деление текста на части, составление плана.

— Переходим к следующему этапу работы. Чтобы легче было пересказать содержание текста, мы составим план.

— Но сначала прочитаем текст ещё один раз и подумаем, на сколько частей его можно разделить?

5. Повторное чтение

— На сколько частей можно разделить текст? Почему?

— А сейчас объединитесь в группы по 4 человека, составьте план. (Дети в группах самостоятельно делят текст на смысловые части и озаглавливают их)

1)Ель осенью.

2) Зимние гости.

3) Ель даёт жизнь деревцу.

(Зачитывание пунктов плана и их обсуждение).

6.Запись плана в тетрадь.

7.Лексико-орфографическая подготовка.

— План составлен, обратимся к некоторым словам и выражениям и попробуем объяснить их значение.

А) Объясни смысл выражений и слов. (Слайд 4-6)

Принялась за еду - стала есть

Даст жизнь деревцу - появятся маленькие ёлочки

Пёстрый дятел - разноцветный, узорный

— Русский язык очень богатый и красивый. Посмотрите на экран

(слайд - 7)

— Прочитайте текст и подумайте, всё ли здесь красиво и правильно.

— Вот на поляну выскочила белка. Белка забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Пёстрый дятел спешил к ели. Дятел сорвал шишку и улетел в лес.

— Когда будете записывать текст, помните о том, что одни и те же слова не должны повторяться.

— При написании изложения важно не только последовательно передать содержание, но и сделать это без ошибок. Поэтому сейчас мы с вами вспомним правописание некоторых арфограмм. Предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку»

Б) Игра « Лови ошибку» (слайд — 8)

Весели спишит

Тежёлые улетел

Накормить клисты

Поляна поподёт

Голад нодостоют

— На какое правило были допущены ошибки?

— Как проверить безударную гласную в корне?

В) Упражнение «Раскрой скобки» (слайд - 9)

— Следующее задание выполнить нам помогут некоторые движения.

— Посмотрите на слова, если нужно писать слитно, то возьмитесь за руки, а если раздельно - то отклонитесь в стороны.

(со) зрели

(на) кормить

(к) ели

(за) сунули

(на) дерево

(за) еду

— Почему одни слова вы напишите слитно, а другие раздельно?

— Приставки со словами пишутся слитно, предлоги - раздельно.

— Особое внимание хочется обратить на сочетание к ели .

— Какая ещё здесь орфограмма? (безударное окончание имени существительного). Докажите, что в окончании нужно писать и.

— Самые трудные для написания слова я записала на доске. Посмотрите.

Выскочила, семечко, семена, чешуйки, прорастёт, в них.

— Здесь встречаются орфограммы, которые мы ещё не изучали. Будьте внимательны. Правильно записывайте их в тексте.

Г)Работа с предложениями. (слайд - 10)

— Сейчас обратите внимание на структуру некоторых предложений.

Она забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки. Попадёт семечко во влажную землю и даст жизнь новому деревцу.

— Что общего у этих предложений?

— Что мы знаем о предложениях с однородными членами?

— Над орфограммами мы поработали, знаки препинания объяснили и я надеюсь, что вы будете внимательны и не допустите ошибок.

8. Чтение текста, работа с опорными словами.

— Посмотрите внимательно на слова на доске (опорные слова). Прочитайте текст ещё раз, в парах соотнесите эти слова с пунктами плана. (Учащиеся расставляют слова в нужной последовательности.)

9. Устный пересказ

— Теперь перескажем текст «цепочкой» с опорой на план и опорные слова.

— О чём ещё нужно помнить при записи текста? (Делить на части).

— Как записываем каждую часть?

10. Физкультминутка

Сильный ветер сосны крутит

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка.

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд.

Ну а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться.

11. Самостоятельная работа. Написание изложения. (Обратить внимание на памятку)

— Ребята! Я надеюсь, вы запомнили все пожелания, рекомендации и будете внимательны и старательны. Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения, не допустить ошибок. Вам поможет план, опорные слова, памятка.

(Слабым учащимся дается карточка-опора. Кто справляется с работой, тот читает «Буклет» и готовит ответ на вопрос: Что нового и интересного узнали?)

12. Самопроверка и совершенствование текста.

— Пользуясь памяткой, проверьте то, что вы написали, получился ли у вас рассказ, всё ли в нём понятно.

ПАМЯТКА « Пишем изложение»

  1. Запиши текст, опираясь на план и опорные слова.
  2. Прочитай то, что ты записал. Проверь, получился ли связный рассказ, всё ли в нём понятно.
  3. Проверь абзацы. Все ли пункты плана отражены в тексте. Не пропустил ли ты чего-то важного.
  4. Перечитай текст и проверь орфографические ошибки.
  5. Перечитай текст и проверь расстановку знаков препинания (запятых, точек)
  6. Ёщё раз проверь текст.

13. Подведение итогов.

— Чему мы сегодня учились?

— Достигнута ли цель на уроке? Что помогло её достичь?

14. Рефлексия.

— Обратимся к лесной полянке. Каждый из вас либо чего-то ожидал от урока, либо чего-то опасался? Всё ли совпало в действительности? Если того, чего вы опасались, на уроке не произошло, значит, эти гроздья можно убрать с дерева. И наоборот, то, что получилось, вы почувствовали в чём-то удовлетворение, можно взять шишку и повесить на дерево.

— А теперь давайте посмотрим, какое дерево «урожайнее» и сделаем вывод, как мы поработали на нашем уроке.

вы можете скачать презентацию к данному уроку.

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.