Елена ивановна рерих - чтобы помнили. Происхождение и детство. Переезд в США

(31.1/12.2.1879, Петербург,-5.10.1955, Калимпонг) - воплощение Тары (Сестры Белого Братства) Урусвати, "...Белая Тара" (Дн-8.9.30), "Матерь Агни-Йоги". Член Правления Музея Рериха в Нью-Йорке. Директор Корона Мунди. Почетный президент Института "Урусвати", Общества Агни Йоги (с 1945), Общества единения женщин (Нью-Йорк), АРКА. Почетная председательница Женского Объединения (Югославия) - с января 1934 г. Писатель, философ, просветитель.

"...Сотрудница Космических сил, Спутница Сил Света..." (МО3-163), "...наместница" (П/Ам-12.4.34) Великого Владыки и Великого Белого Братства. "У Нас есть... доверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам, как свидетельница космических явлений, как носительница Моих поручений, как ваша пророчица будущего" (Бе-5). "Урусвати - мощь Моя... уявление Мое... ручательство Мое... русской земли уготовление... руки Моей знамение... голоса Моего свидетельство... щита хранилище" (Дн-24.1.25). "...жрица великой Матери Мира!" (Бе-17 дополн.), "...водительница под Звездою Матери Мира..." (МО3-277), "...Наместница Матери Мира..." (Дн-23.6.31). "Вместилище Матери Мира... Одно из них, самое сильное и напряженное, есть явление идущей Тары" (И-10).

"...многих на путь истинный направи[шь]. Ибо дана тебе та Сила Мною. И блаженны будут исцеленные тобою от тины будничной. Учить будешь" (Дн-16.9.22). "Дала целую новую форму йоги" (Дн-29.2.28). "Тара Огня даст человечеству новую науку" (Бе-716). "Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню" (АЙ-заключ.). "...Тара Новой Религии, принеси камень основания" (Дн-24.2.24). Хотя Е.И. не является автором текстов Учения Живой Этики (Агни-Йоги), но соавтором-создателем Агни-Йоги в смысле духовной практики она была.

"Вдохновительница Новых Путей и Освободительница от Предрассудков" (Дн-9.6.24). "Воительница..." (С-477). "...страж справедливости" (Дн-26.2.24). "...меч сверкающий... ступень созидающая" (Дн-3.12.25). "Явление Урусвати освятит народ, ибо признали Мы ее Тарой за готовность духа" (Дн-18.9.24). "...решено поставить вас во главе России. Я, Россию приняв, избрал вас" (Дн-2.8.22). "...вы уже теперь управляете миром, ибо никто не знает ключа событий" (Дн-15.7.25). "Где ступает нога Ношу Мира несущего, там закладывается магнит Блага; там расцветает новое царство Духа; там будет преисполняться Наша Воля; там будет царствовать Наша явленная Воля. Так Наш Фуяма идет на царственный путь к победе. Так быть царю белому и царице белой... Север и Восток ждут. Земля русская трепещет..." (Дн-2.2.34). "...дательница Света духа и дальних миров" (Дн-20.7.27). "Полагающая душу свою в силе устремления" (Дн-1.12.27). "Очень важно человечеству дать понимание - несешь ты ему полную Чашу" (Бе-30 дополн.). "Я, и человечество, и дальние миры, и Матерь Мира имеем облик Матери Агни-Йоги, осиянный щитом всего Космического Огня, как прообраз всех высших манифестаций. Какая огромная миссия!" (Бе-40 дополн.). "Когда Мы дали поручение Нашей Ур. вести человечество на новую ступень, то явление Нашей носительницы огней так высоко..." (Бе-221). "Разновесие, которое теперь является на планете, должно неминуемо вызвать тот сдвиг: или продолжать участие психической энергии, или разрушение... Матерь Агни Йоги несет человечеству чашу спасения" (Бе-231). "Так Наша носительница "Чаши Сокровенного Огня" даст планете нашей огненное очищение" (Бе-237). "Так Тара устремляет течение и направляет рукотворчество новой ступени" (Бе-243). "Посланный огонь пространства, как вихрь, окружает Землю, но, как глухая стена, стоит кора земная... вибрация Тары будит сознание к высшим мирам" (Бе-255). "...Наша Тара несет ответственность за продвижение человеческого мышления и дает свой опыт для возрождения" (Бе-523). "Древнейший сосуд, не жалевший сил на служение Нам... Урусвати для Учения, Фуяма для земного действия... Носительница Камня... Твой дух ждал и бился, не переставая, с эволюцией... Несет Наше ручательство Наша Урусвати... Ты - Наша Рука на пламенном столе действия... дающая и принимающая Матерь Мира!.. Никто не мог заменить тебя!.. Твой подвиг в твоем вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери Мира. Все твои облики носили самое высокое творчество духа... твое пламенное завершение принесет человечеству нужное продвижение, Майтрейя закрепит лучом... Отдающий себя на соединение пространственного огня с планетою утвержден, как звено планеты с дальними мирами. Ты... так пламенно устремляешься к утверждению звена... Ты творила в каждом явлении... все твои приношения утверждаются для новой расы... Тара сердца, Тара Света... живешь и будешь жить как символ красоты... ты - связь между человечеством и Братством... целительница духа... Тебе... дано поручение очистить планету от заблуждений... Новая раса утверждается огнем, утвержденным творчеством синтеза Лотоса Урусвати... Носительница Чаши огня даст новую ступень человечеству... Наша носительница знака Матери Мира... Сегодня... Нашу Урусвати Мы, истинно, провозглашаем как Нашу доверенную... позванная, утвержденная Наша носительница огня, ты, истинно, трансмутируешь своим лучом... радость духа утверждаешь... луч творчества Наш сиянием сердца украшаешь... близким духом открыла путь к Нашим башням... сияние явила Наших заветов" (Дн-8.3, 14.4, 26.5, 7.6, 8.7, 19.7, 28.7, 12.8, 15.8, 1.9, 1.10, 4.10, 5.10, 12.10, 19.10, 21.10, 8.11, 28.11, 2.12.29). "...дух Моих дел!.. огонь твой насыщает много слоев пространства... царица духа!.. Наша Носительница огней Наших Заветов" (Дн-14.8, 26.11, 2.12.30). "...Носительница Нашего Огня... Фуяма есть Водитель Народов... Урусвати есть Водительница огненная... чудесный огонь Тары даст человечеству устремление к утонченному сознанию... явление огня Свати утверждает Новую Эпоху... хранительница Заветов Нового Мира..." (Дн-5.1, 1.4, 11.5, 6.6, 24.12.31). "...Урусвати поверх Матери Агни-Йоги явлена как Матерь Космического Луча... Мое сердце... знающая напряжение пространственных огней... знающая все значение битвы за Нас... идущая со Мною... сражающаяся со Мною... строящая и собирающая со Мною... разделяющая со Мною все битвы... венчавшая Меня на подвиг и сама идущая с мечом... украшавшая Мой доспех, идущая со Мною в сердце солнечном... лишь ты очистишь Мое Учение... ты основа и опора всех дел и начинаний... тебе предстоит великое задание и огненная миссия очистить Учение и сознание" (Дн-25.2, 10.4, 28.6, 1.7, 9.9, 1.11.34). "Когда Тара Света озарит мир дальними мирами, тогда она водворится как явление красоты. Когда Тара Сердца озаряет мир любовью, тогда она утверждается явлением красоты" (Бе-196). "Молния духа может очистить пространство... явить дальние Миры... дать чудесное будущее, ибо молния духа насыщает пространство огненными энергиями. Кто же явит вещий огонь очищения? Лишь Сотрудник Космических... Сил Света... Тебе явлено право творить Космическим Мечом... да будет Свет молнии Красоты..." (МО3-163). "...космические посылки утверждаются Нашей Тарой, принявшей на себя весь подвиг Красоты и Огня" (МО3-179).

Автобиографию Е.И. было Указано начать так: "...родилась девочка, появление которой считалось нежелательным. Конечно, некоторые силы принимали усилия, чтоб вопрепятствовать ее рождению..." (Дн-17.10.25). Девочка очень рано начала ходить и говорить. "Урусвати хранит озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель... Малая девочка, никем не поощряемая, сама своим сознанием направляется к подвигу сужденному... когда путник отправляется с Нашим поручением, когда он и ранее прикасался к Братству, тогда уже от младенчества он получает озарение. Он видит знамена Света, к нему Мы приходим в разных Обликах, он слышит серебряные звоны, и его серебряная нить натянута к Нам! Путница Света идет неутомимо, несмотря на неладную обстановку детства. Укрепляясь внутренне, она, наконец, получает Видение, напутствующее на подвиг" (Н-21). "...пробуждение сознания духа... началось...[в 3 года]" (Дн-9.2.22). "С колыбели вы оба несли знаки общения, и подвиг был не чужд" (Дн-3.4.24). С 4-х лет видела образы своих Учителей Мории и Кут Хуми. В мае 1885 г. увидела Учителя Света и потянулась к этому Облику. Около 12 лет стала сознавать, что находится под наблюдением Учителя, регулировавшего процессы в центрах ее организма и дающего наставления в сострадании.

Быстро обнаружилась тонкая чувствительность. В отношении негативных сторон жизни это сначала вызывало гнев, но однажды она устыдилась и разом отбросила это проявление психики. "...уже с детства... имела ясновидение при твердом облике видений" (Н-359). С самого раннего детства имела пророческие сны и предчувствия, видения наяву, в том числе ярких световых образований. После 17 лет появились сны с точными указаниями.

С 4-х лет, по ее воспоминаниям, начала читать. В 7 лет уже свободно читала и писала на русском, немецком и французском. Первая любимая книга - Библия с иллюстрациями Г. Дорэ. Проявляла самостоятельность. Любила живую природу. В 9 лет поступила в Мариинскую Женскую Гимназию. И там сразу увидела, как тянутся (причиняя мучения) к ней люди - сначала ученицы, а после поклонники, так как мать очень рано стала возить ее на балы, как положено барышне-дворянке. Однако было ощущение одиночества. В возрасте около 16 лет Е.И. стала ощущать ненависть к пошлой, пустой жизни, отсутствие поддержки ее стремления к высшему знанию. Это вызвало нервную депрессию. В 17 лет увлеклась музыкой, училась игре на фортепиано в музыкальной школе - с большим успехом.

За ней многие ухаживали и сватались, но она не соглашалась на брак - ее ждала судьба иная. С ранних лет знала, что жених будет талантом в художестве. Летом 1899 г. в имении Путятина Е.И. познакомилась с Н.К. Рерихом - тем самым сужденным художником, затем встречалась с ним на концертах и приходила в его студию. 30.12 Н.К. сделал предложение. Во сне Владыка, в образе отца, убеждал ее выйти за Н.К.

После поездки Н.К. за границу на учебу состоялось венчание (28.10/9.11.1901). В 1902 г. родился сын Юрий, в 1904 г. - Святослав (что созвучно ее духовному имени: "Уру" и "Свати"). В детях Е.И. поощряла любознательность и творчество. Из воспоминаний С.Н. Рериха: "Моя Матушка... очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно" ("Как я стал художником").

Е.И. имела сны о прошлых воплощениях, в том числе о Враге, сны о будущем планеты. Сон 31.10.1913: Христос сходит по лестнице, дотрагиваясь до стоящих на ней людей, в том числе до Е.И. 24.3.1914 - видение Майтрейи-Мории в образе Светлого Мальчика. "...в самом начале войны я видела карту Европы и Азии так, как она сложилась именно теперь" (П/П-17.10.35).

С ранней юности Е.И. проснулась духовно и с 1910 г. имела руководство Майтрейи. После 1912 г. она, по Указанию Владыки, познакомилась с восточной духовной философией Рамакришны и Вивекананды и приобщила также Н.К. Если вначале скорее Н.К. приобщал Е.И. к культуре, а она его поддерживала, то теперь Е.И. стала ведущей. И во многих практических вопросах Е.И. лучше предвидела ситуации. И даже в живописи Н.К. часто спрашивал ее совета о красках (с детства у нее была тончайшая чувствительность к цвету) и одобрения сюжета. Некоторые картины - фиксация видений Е.И. на холсте. Знаменитым облакам на его картинах и другим достоинствам пейзажа Н.К. во многом обязан развитию Е.И. в нем дара чуткости к природе, которым она сама в высшей степени обладала. И к писанию стихов и статей она его вдохновляла.

"Е.И... учила... прозрению. Чтобы узреть синие тона гор, она заставляла сперва посмотреть на ближние желтые травы, а затем вдруг взглянуть на дальние горы. И прозревали! Учила увидать закатное золотое небо. Учила отрешиться от городской пыли и вспомнить, как многоцветна природа. Как многообразны ее очертания, как силуэтны люди на свету, как радостно наблюсти цветы и деревья, где каждая веточка является неповторимым обликом!" (ЛД-18.4.43).

В поездках (экспедиции, художественные работы) Е.И. с сыновьями часто сопровождали Н.К. Е.И. помогала на раскопках (зорко замечала находки), фотографировала архитектурные памятники (некоторые фото вошли в "Историю искусства" Грабаря). За компанию увлеклась художественным собирательством, любила сама очищать старые картины.

В Карелии, а затем в Европе связь с Учителем укреплялась. В ноябре-декабре 1919 г. и в марте 1920 г. Учителя Мориа и Кут Хуми посещали Лондон, и Е.И. мысленно и лично общалась с ними. "Звал три раза. Первый - когда в саду явилось осознание Учителя. Второй - в видении мальчика. Третий - в Лондоне. Первый раз - в сознании, второй - в облике духа планетного, третий - в жизни, на мостовой. Так на мостовой заложено искание дальних миров" (Дн-10.12.25). Позднее встречалась с Морией (и Белым Братом Джу(а)л Кулом) в Дарджилинге в 1923 г., а после этого посетила Шамбалу. Еще до приезда в Индию получила (6.10.1923) осколок Камня Чинтамани из созвездия Орион и стала связующим каналом космической эволюции, проводящим на Землю токи вселенского Космического Магнита. Е.И. выполняла Задание в физическом теле и в миру получить и предоставить другим возможность общения с Дальними Мирами. "...работа твоя будет в дальних мирах, ибо только оттуда придут новые пути, призывающие землю в круг духовного восхождения, и предрассудки падут перед величием возможностей... Венчание Тары Урусвати даст земным сестрам новые пути" (Дн-9.6.24). Поначалу же настраивался провод (канал связи) с земной Иерархией Света.

24.3.1920 была сделана первая запись Учения (сначала Мориа представлялся как Аллал Минг), а с 1.1.1921 они стали регулярны. Н.К. и Юрий тоже принимали послания, но вскоре стало ясно, что именно Е.И. - идеальный приемник и является истинной "Матерью Агни Йоги".

Помимо записи Учения, Е.И. выполняла и другую миссию: "...главная моя работа - это ведение дневника моего огненного опыта с описанием всех воздействий и реакций на организм, всех ощущений и видений и их разнообразного характера, так же как и записывание слышимых и видимых мною некоторых деталей жизни Великого Белого Братства" (П/Н-17.6.39). "Дар человечеству несешь, Урусвати. Растворишь в Лучах Наших полную тьму - этот срок близок. И этот срок оповещен Нами как последняя озаряющая Комета. Ядро Кометы - Учение Наше, озаряющий хвост ее - твой Опыт... У Нас есть еще одно Знамя для спасения Земли - твой Опыт!" (Бе-23 дополн.). Взяла гигантский темп обучения: "В одну зиму дано за десять лет!.. явила чрезмерную силу... отдохнуть надо!" (Дн-29.3.23). "...Нам нравятся качества твоего духа. В тебе живет самоотверженность... [и] созидательное сознание" (Дн-23.6.23). "...имеешь две жемчужины - правдивость переживаний и чувство красоты" (Дн-26.11.24).

"Истинно, все описания огненных явлений, огненных лотосов, колес, видений Фохатических искр и проявлений и Материи Люциды, все доспехи духа, как меч над головой и копье на месте спинного хребта, огненная пентаграмма, колесо Будды и все внутренние свечения и внутренние звучания, все описания раздвоения и растроения духа, погружение в океан и исследование морского дна, подводных городов, прохождение под огромными ледяными полями, созерцание из междупланетного пространства атмосферы, окутывающей нашу планету, видение подробностей на планете Венера, посещение Твердыни Братства и ее сокровенных помещений и таинств и т.д., - ведь все это испытано и пережито мною" (П/П-17.9.35). "...огни начались у нее еще в Лондоне в 1919 или 1920 году... она видела вечером, ложась в постель, определенной формы, в виде конуса, пламя... Затем у нее начались изумительные видения, материализации, видения ликов, Учителя в профиль... Е.И. потом поняла, что это явления Агни-Йоги. Организм Е.И. подготавливался с детства для Агни-Йоги..." (ДФ-1.9.28). "...Е.И. нам говорила, что в Городе Знания... Ей нужно будет оставаться одной в покое и слушать голоса с дальних миров, ибо ей Указано услышать их с Земли и было Сказано, что она услышит... раньше, в Нью-Йорке, Учитель посылал ей видения, теперь же ее дух, благодаря открытым центрам, сам получает видения... В ее руках не только провод всего Братства... услышит язык и голоса с других планет" (ДФ-26.8.28). К перечисленному надо добавить труднейшее "...виде[ние] сло[ев] Тонкого Мира уже не в тонком виде, но в физическом с открытыми глазами при полном бодрствовании" (Н-82) и полеты в тонком теле для общения и оказания помощи людям и жителям Тонкого Мира.

Таким образом, Учение Е.И. не просто слышала как текст и записывала под диктовку, но переживала как опыт. Причем физические мучения во время труднейшего, небывалого для европейской женщины, экспедиционного пути не идут в сравнение с мучительными "священными болями" огненных опытов, на которые она шла добровольно. Не раз (например, 9-15.2.1928 и в конце января 1930) она была на грани "огненной смерти", когда творческо-кармические накопления тысячелетий могут сгореть, то есть смело рисковала ради спасения Земли и человечества не только телом, но и духом. Пройденный ею путь эволюции психофизики - наш будущий путь, уже "протоптанный", облегченный нам ею. "...усмотрим значение опыта, совершенного Матерью Агни Йоги здесь, не выходя из жизни. От первых пространственных искр через все огни до самадхи она оставит записи, которые лягут порогом Нового Мира" (С-210). "..."Истинно, тяжко бремя, истинно, несешь бремя Нового Мира... Но явление будущего несет и радость"..." (П/П-10.5.35). "Быть Матерью Агни Йоги совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая необходима при провозвестии огненной мощи" (А-544).

"Урусвати, собери самых несчастных, самых неизвестных молодых учеников, яви им дар одарить человечество... Покажи им путь роста России... Урусвати явит земли сочетание с небом... Урусвати явит полет стрел духа. Урусвати явит постижение плотности материи по желанию духа. Урусвати [вы]явит пустоту мысли, не зажженной духом, ибо Наш путь Земли во Дворец претворения" (Дн-январь 1924). "Тара русская имеет [основания дел]: 1. Служение Владыкам. 2. Возвеличение Матери Мира. 3. Распределение красоты и знания" (Дн-9.7.24). "Урусвати - связь с Братством, духовность, красота, назначение женщины, поколение будущее, кооперация" (Дн-20.4.25).

Около 3.1.1934 был Прислан из Лобнора еще один Дар - Великая Чаша; Н.К. среди других сведений о ней в статье "Именем Его" в сборнике "Обитель Света" приводит такое пророчество: "Чаша Будды будет снова найдена при наступлении времени Шамбалы". Были и другие "...знаки Великого Доверия, посланные нам в виде вещественных посылок, из которых одни, по древнейшим пророчествам всех народов, указуют на избрание на определенную миссию, другие же знаменуют начало Новой Эпохи" (П/П-1.10.35). "...помните о всех священных знамениях, посланных в подтверждение и ручательство за избранных Доверенных и всему Сужденному. Вы видели все те священные знаки, которые хранятся ими, и также понимаете все величие последнего посланного Чуда (Чаша). Именно укажите, что никогда раньше все знаки не посылались Доверенным во всей совокупности своей их... никогда еще не было таких Свидетельств" (П/П-2.8.35). См. также МО2-290, П-2.4.36, Дн-26.7.31.

Е.И. могла, по Плану, уйти в Белое Братство еще в 1928 г., но взяла на себя работу с рериховскими обществами, все время откладывая уход. "...все развалилось бы без вас" (Дн-25.7.37). Е.И. руководила изданием книг Учения, а часто и другими делами рериховских организаций. Внешнему миру, знавшему о Н.К. Рерихе, ее деятельность была совершенно неизвестна. Даже своего рода исключение - письма президенту США Ф. Рузвельту (10.10.1934-11.1.1936), касавшиеся даже политики - долгие годы оставались тайной. Вообще было Установлено: "...если Фуяма - фокус для внешних действий, то Урусвати - пружина всех дел. И вся победа придет лишь из рук Урусвати" (по П/Ам-10.10.34). Как центральное звено, Е.И. много заботилась о правильном восприятии Учения и о психологической атмосфере в обществах. "Мне... дана задача очищать Учение от всех нагромождений и искажений..." (П/Ас-21.7.34). "Учение и духовное водительство дано мне, ибо Учение давалось на моем опыте и ни одна строка Учения не дана и не дается без моего участия" (П/П-8.8.34). Конечно, лучшим комментатором к Учению была она - в тысячах своих писем, в которых давала также ценнейшие индивидуальные советы. Так она воспитала не только сыновей и мужа, но и многих учеников, да и сейчас продолжает. Она, можно сказать, - духовная Матерь Агни-йогов. "На твоих посланиях будут учиться молодые ищущие и старые заблудившиеся" (Дн-6.12.34).

"Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою - и все на пользу человечества. Ведется обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды... в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая уже делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания нужны были удивительные накопления" (ЛД-2.6.35). "...чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она... пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать... в устроении каравана и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера. И живет Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так - с утра и до вечера" (ЛД-). "Великий пример светлого энтузиазма - Е.И... Какая радость для Е.И... ободрить... замечательно присутствие духа Е.И. в самый опасный час. Точно Жанна д"Арк, она восклицает: "Смелей! смелей!"... было много опасных встреч, и всегда проходили... без вреда" (ЛД-1.3.46).

Е.И. писала не только замечательные письма (избранное из них, относящееся к Учению, издано в Риге в 1939 г., а в 1990-х началась публикация без сокращений), но также книги ("Основы буддизма", изданная в 1927 г., и основная часть сборника "Преподобный Сергий Радонежский", изданного в 1934 г.) и статьи (почти все - для альманаха "Оккультизм и Йога"). К тому же, и запись, и составление книг Учения - тоже литературный труд. Перевела на русский и опубликовала "Тайную Доктрину" Блаватской и часть "Писем Махатм" ("Чаша Востока"; Указание см. в Дн-23.4.25; перевод был выполнен в мае-июле). Переводила "Учение Храма" Махатмы Илариона. Использовала псевдонимы "Н. Яровская", "Н. Рокотова", "Ж. Сент-Илер", "Т.П. Сундри", "Искандер Ханум" - имена ее прошлых воплощений.

Когда книгоиздание прервалось войной, Е.И. стала записывать и составлять книгу "Надземное", собирать на некоторые темы выдержки из Записей (см., например, в сб. "У порога Нового Мира"). В последние годы жизни она много сотрудничала с дальними мирами и завершала трансмутацию организма (полностью закончена в 1955). В организационном плане в основном вела переписку и готовила английские издания книг Учения. Остались ее исправления и дополнения не только к книгам Учения, но и к ее собственным книгам и переводам, использованные пока что только в изданиях Учения. Все ей предназначенное и даже сверх того она захотела и сумела совершить не уходя из "мира". Точнее, из промежуточной между "миром" и Шамбалой обстановки: она постоянно жила в горах, из имения отлучившись всего три раза летом в Лахуль (тоже горная местность). Жизнь в долинах для ее утонченного организма была уже почти невыносима. "Все эти годы я жила почти в полной изоляции, редко, очень редко видела я кого-либо из посещавших нас. На моем организме тяжко сказывались не только атмосферические колебания и перемена токов, но особенно тяжки вибрации, вносимые посторонними людьми. Забота Учителя сказалась не только в выборе места, но и в подборе лиц, непосредственно окружавших меня. Такая относительная изоляция дала возможность пройти без тяжких последствий через открытие и возжжение нервных центров" (П/Н-17.6.39).

17.1.1948, после ухода Николая Константиновича, Е.И. с Юрием Николаевичем уехали из Кулу, некоторое время провели в Дели, в марте зарегистировались у впервые появившегося с 1.1.1948 советского представителя в Индии (до того в Дели был лишь сотрудник ТАСС) и стали ждать на юге Индии разрешения на советское гражданство и возвращение на Родину. Запаковав, для отъезда в Россию, вещи, архив, картины и книги и оставив на складе в Бомбее (как оказалось, до 1957 г.), жили неподалеку - в Кхандале. Климат там был совершенно неподходящий для организма Е.И., и 22.2.1949 они обосновались в Калимпонге (вблизи Дарджилинга, где уже дважды жили). Поселились в "Гималайском отеле", потом сняли дом "Крукерти".

В последний год жизни Е.И. намекала на возможность своего ухода и высказывала пожелания сыновьям. Ушла во сне в 12:45. Согласно ее желанию, тело было кремировано на вершине горы с видом на гималайские снега. Проводить пришли без приглашения много людей самых разных национальностей. Среди несших носилки в гору были и буддисты, и коммунисты. Индийское правительство приказало военной части оказать почести. На месте кремации был возведен монумент. Е.И. завещала собрать Попечительский Совет для сохранения, изучения и публикации ее литературного наследия. Сказала, что больше не воплотится.

В письмах Е.И. и в дневниках Е.И. и З.Г. Фосдик упоминаются следующие воплощения Е.И.: Алетуу - "учительниц[а] сокровенного Знания" в Атлантиде (см. Дн-26.7.36); Три Пура Сундри - мужественная жрица (см. Дн-27.6.32); Лакшми - жена царя Вишну (см.) (см. Дн-9.9.34); Изида (см.); Дуккар (см.); Дурга и Астарта (см. П/П-13.8.38); Аллаила - жена Зороастра (см.), пережившая его на месяц, умерла в 32 года (см. Дн-5.8.34); Сита - жена Рамы (см.) (см. Дн-5.6.34); Девапи/Дэвапи - вечный "друг" царя Мору, потомка Рамы (см. Дн-16.6.34, см. Мориа); Рукмини - жена Кришны (см.), принцесса царства Видарбха (см. Дн-14.8.34); женщина-фараон Хатшепсут (см.); жена Рамзеса Второго (см.) (см. Дн-18.8.34); Махачунда - жена или сестра Мории (см.), в X в. до н.э. (см. Дн-8.2.34); Аналула - жрица богини Иштар в Ассирии, вместе с воплощением Н.К. Рериха (см. Дн-9.5.21); Нефрит - египетская жрица башни Хатор, VII в. до н.э., вместе с жрецом Нефру (Мориа), была отравлена за ясновидение (см. Дн-9.5.21); дочь Будды Гаутамы и Гопа Шакьи Анупадака и/или Урусвати, после смерти матери возглавившая женскую монашескую общину (см. Дн-9.5.21, 8.11.27, 10.8.29); Ябучтуу - царица Мексики, жена Курновуу (Мории), хранила Камень Чинтамани (см. Дн-9.5.21); Эвридика - жена Орфея (см.), чудесно пела, являла с Орфеем культ музыки (см. Дн-13.12.34); ученица Моисея (см.), дочь фараона (см. Дн-7.12.29); Дочь первосвященника Ег. (см. Дн-13.6.31); Аснат - жена библейского (Бытие, гл. 37-50) Иосифа (Мории) (см. Дн-19.8.34; похоже, тождественна предыдущей, если "Ег." означает "Египетского"); Djarada - жена Соломона (см.), дочь египетского фараона, вместе с Соломоном участвовала в мистериях (см. Дн-9.5.21); Иалуру или Иялуру или Ярулу - царица Иудеи (см. Дн-9.5.21, 16.7.21; возможно, тождественна предыдущей); Аспазия (см.); Янин Удрал - IV в. до н.э., женщина, но скрыла свой пол, чтобы быть жрецом (см. Дн-25.4.28); Ямина Владетельница, Свати - кашмирка, жила в Ладакхе, с 22 лет, в течение 7 лет, ученица А-Лал-Минга (см.), была закопана живой - казнена вместе с Учителем (см. Дн-9.5.21); Урукай - жена Щагия (см.), которая официально считалась владелицей земель, где находилось Белое Братство (см. Дн-9.5.21); Нианара - жрица в Сицилии, в Мессине во II в. до н.э. (см. Дн-9.5.21); Олула - жена шейха Россула Ибн-Рагима (Мории), сирийка (см. Дн-9.5.21); ученица, вдохновительница и сокровенная жена Аполлония Тианского (см.) (см. Дн-19.8.34; возможно, о ней в Дн-18.11.29); девочка-гречанка времен Оригена (см.), умерла в 23 года (см. Дн-9.5.21); Мириам - дочь сотника с острова Кила, пыталась обратить в христианство императора Диоклетиана, могла стать императрицей, но в ожидании согласия он уморил ее голодом (см. Дн-9.5.21); Св. Параскева (см.); Матерь Друидов Вайдегунда, на Рейне около Кельна (см. Дн-19.4.28); Кешиджа - святая, VII в., жрица в Карфагене, ученица мудреца Гамида (воплощение Махатмы Илариона) (см. Дн-9.5.21, 8.7.27); кашмирская махарани X в., которая вместе с Учителем (Кут Хуми) "мечтал[а] сломать цепи земли и сделать невидимое зримым", "готова была признать Единого Бога, приходящего на помощь людям и не нуждающегося в жертвах" (см. Дн-26.12.21, 7.8.24, 24.3.25); "Дездемона" - племянница герцога Тирольского (Врага) в XI в. в Германии (народность макарены?), которая была казнена из-за клеветы (см. Дн-4.3.28); Жозефина Сент-Илер (Josephine St. Hilaire) - монахиня-кармелитка в Париже XII в. (см. Дн-9.5.21); Ядвига/Гедвига Цольберн(г)дармштадтская - немецкая феодалка XIII в., владелица кожи с каббалистическими надписями, принадлежавшей Соломону, и "камня магнитных притяжений", переданных ей за помощь евреям составителем книги "Зогар" раввином Мозесом да Леоне (см. Дн-9.5.21, 30.8.22, 13.5.28); жена (?) султана Уромагарода во время Чингисхана (см. Дн-6.3.22); Екатерина Сиенская (см.); Мария Анжуйская (см. ниже), помогавшая Жанне Д"Арк и образованию женщины (см. Дн-1.2.28, 3.2.28); сама Жанна (см.) (см. П/Н-21.4.51); царица казанская из рода Чингисхана (см. Дн-6.3.22; возможно, тождественна следующей); Мария Кутузова-Клеопина или Голенищева-Кутузова, дочь московского боярина, с 1553 г. жена бывшего казанского хана Едигера (?-1565), после крещения в почетном плену - Симеона Касаевича, главы Боярской думы и полководца (см. Дн-9.5.21); Мариам уз-Замани (см.), она же Искандер Ханум (см. Дн-17.12.23); Гертруда Ходе - шведо-голландка, музыкантка, сестра ученого при дворе шведского короля Карла XI, XVII век (см. Дн-4.3.28); Сестра раджи Чарнойя (Мории) Surovathini, умерла то ли в 24-25 (р. 1674), то ли в 18 лет в 1699 г. - отдала за него жизнь (защитила от змеи и была укушена) (см. Дн-9.5.21, 27.1.22, 29.8.29); Наталия Рокотова (см.).

Мария Анжуйская / Marie d"Anjou, Marie of Anjou (14.10.1404, Анже,-29.11.1463, аббатство Шателье в Пуатье) - жена (с 18.12.1422) короля Франции Карла VII (22.2.1403-22.7.1461; коронован Жанной Д"Арк 17.7.1429, в отсутствие Марии, а до того имел статус дофина), дочь Людовика II Анжуйского, короля Неаполя, и виконтессы Иоланды Арагонской, мать будущего короля (с 22.7.1461) Людовика (Луи) XI. Отмечается ее благотворительная деятельность, что, впрочем, обычное для королев занятие.

Несколько слабо описанных, в том числе не датированных, воплощений: Н-35: "...северный Подвижник проходит близко"; в Германии, имела видение Учителя Света, бежала от Конрада в монастырь в Ротенбурге (см. Дн-8.3.23, 3.10.23, 24.4.24, 7.5.25?); Розалинда в Германии (см. Дн-1.9.34). Возможно, они совпадают с описанными.

Предполагают, на основании картин Н.К. Рериха "Держательница Мира" и "Fiat Rex", также жену германского маркграфа Эккехарда Второго (ок.992-24.1.1046; правил в 1031-46; предположительно, воплощение Н.К. Рериха), знаменитые статуи которых украшают собор в Наумбурге (1255-65). Ута фон Балленштедт/Майссен/Наумбург родилась в замке Балленштедт утром 1.1.1000 или в 996 г. Училась дома и в женском монастыре. Вышла за Эккехарда фон Майссен и стала со временем маркграфиней фон Наумбург. Играла на органе. Заботилась о бедных и больных. Хорошо знала лекарственные травы. Умерла 23.10.???? Из того же рода (Асканиев) - Екатерина Вторая.

Известно о 8 главных женах Рамзеса Второго. Это

Bent"anta (Bintanath, Bint-Anath, Bintanat), Nebettawy (Nebttaui, Nebettawi), Hentmire (Henutmire, Henutmira), Maathomeferure и еще одна - принцесса, имя которой не сохранилось.

6.7.1978 на Алтае совершено первовосхождение на вершину, названную "Урусвати". 9.10.1999 открыт памятник-мемориал Е.И. и Н.К. Рерихам у входа в Музей Н.К. Рериха в Москве. Итальянской группой "Живая Этика" планируется создание дома-музея Е.И. (или семьи Рерихов) в Калимпонге.

Елена Ивановна Рерих (1879-1955) - философ, путешественница, почетный президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии.

Судьба Елены Ивановны по масштабу свершений не вмещается в размер обыденных представлений. В ее жизни было многое: богатые внешние события, творческие свершения в самых различных областях, яркие путешествия, география которых охватывала несколько континентов, множество встреч и внутренняя жизнь огромной интенсивности и полноты.

Основным трудом жизни Елены Рерих являются четырнадцать книг философского учения Живой Этики, созданного в сотрудничестве с Учителями Востока. В нем представлен синтез мудрости Востока и современных научных достижений Запада.

Книги (43)

Данная работа представляет собой подлинную энциклопедию эзотерических знаний.

Ее основой послужили фрагменты писем Е.И.Рерих, освещающие наиболее интересные и актуальные аспекты самого выдающегося эзотерического учения современности — Агни Йоги, или Живой Этики.

В среде последователей эзотерических учений письма Е.И. Рерих по праву считаются источником номер один, в котором наиболее полно, доступно и увлекательно излагаются основные положения тайной древней мудрости Востока.

Учение жизни

Учением Жизни последователи назвали Агни Йогу, или Живую Этику, переданную семье Рерих духовными Учителями Шамбалы.Живая Этика, выдающееся эзотерическое учение современности, не случайно была послана людям в переломный момент истории Земли — время смены космических циклов и наступления новой эпохи, Сатиа-юги.

В данном сборнике представлены самые интересные и содержательные письма Е.И. Рерих, в которых основы Учения Жизни раскрываются в доступной и понятной всем форме. Письма Елены Рерих были и остаются самым компетентным источником по всем проблемам эзотерических восточных учений.

Святослав Рерих (1904-1993)

Много вдохновенных и глубоких статей посвящено Николаю Константиновичу Рериху, но доныне почти ничего не писалось о его жене Елене Ивановне. Между тем она, по словам самого Николая Константиновича, была его неутомимой спутницей и вдохновительницей творчества.

"Портрет Елены Ивановны Рерих"

Елена Ивановна была красивой женщиной. Ее лучистые карие глаза, тонкие черты лица, улыбка, пышные волосы, каштановые с сильной проседью, румянец на слегка смугловатой коже, быстрая, легкая походка - все привлекало в ней. Ее портрет работы сына, Святослава Николаевича, поразительно точен.

Ее интеллект и высокая духовность были в полной гармонии с ее красотой. Она вызывала глубокое почтение к себе, к ее советам прислушивались американские художники, писатели и ученые, с которыми встречались Елена Ивановна и Николай Константинович.

Оценивая в конце жизни пройденный совместно с Еленой Ивановной жизненный путь, Николай Константинович так писал об этом. "Посвящал я книги мои: "Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице ". Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе..."

Елена Ивановна много писала, отдавала себя изучению философии. Немало ее книг напечатано, но после ее смерти осталось множество рукописей ее трудов, которые она писала в Индии, Америке, Центральной Азии и повсюду, где она жила и путешествовала. И эти ее капитальные труды должны
будут быть напечатаны, и они обогатят наше знание Востока и восточной мысли.

" Елена Ивановна Рерих" 1937

" Вечная жизнь" 1954

Соединяя в своем творчестве лучшие достижения русской и европейской живописи с художественной традицией Индии, Святослав Рерих видит главную свою задачу в сближении и понимании культур разных народов мира, искусства Запада и Востока.

Высокая ответственность Святослава Николаевича в подходе к своему творчеству, к тому, что понесут его картины людям, диктуется его отношением к роли искусства в жизни человека. «Польза и влияние искусства не могут быть измерены или подсчитаны. Ведь человек, прикоснувшийся к нему становится не только более интересным и приобретает вкус, но он начинает по-иному относиться к народу и обществу, породившим великие произведения искусства... Кроме удивительного опыта, который обеспечивается изучением искусства, оно помогает кристаллизовать гений народа и дает выход творческому началу, существующему внутри каждого...» (С. Н. Рерих)

Вечность, неповторимость бытия - главная философская тема, которую разрабатывает художник. Мудрое устройство мира ведет к красоте и гармонии жизни человека с ее вечно прекрасной юностью, мечтой о любви, материнством.

Тема любви находит отражение в картине «Вечная жизнь», где на фоне яркого пейзажа изображена молодая мать с ребенком. Малыш с пытливым интересом рассматривает цветок, впервые открывая для себя красоту мира. Мать, откинув голову, напряженно всматривается вдаль, словно пытаясь заглянуть в будущее сына. На фоне огромного валуна нежно розовеют только что раскрывшиеся цветы, пришедшие на смену увядшим. Художник показывает единство законов обновления жизни в природе. Вдали изображены чередой проходящие люди - символическое воплощение мысли о смене поколений. Все имеет свой цикл - цветы, люди, деревья, даже камни. Все приходит и уходит - вечный, справедливый закон.

"Пандит Джавахарлал Неру" 1942

"Рошан Ваджифдар" 1956

Роскошным цветком в галерее образов Святослава Рериха во второй половине 1950-х годов смотрятся портреты известной танцовщицы Рошан Ваджифдар. Он запечатлел крупным планом её лицо и всю фигуру в движении, в грациозных позах танца. Изысканные линии и сверкающий колорит делают их подлинным пиршеством для глаз. Святослав Рерих так чувственно и красиво живописал её полуобнажённое тело, что его в этом плане можно сравнить только с Тицианом.

Художник неоднократно варьировал цветовую гамму картин. На одних Рошан с красным покрывалом окружает феерия красочных образований, сияющих, как солнце.

"Рошан Ваджифдар" 1956

"Индия" 1939

"Чаша Будды" 1934

"Канченджанга утром" 1952

"Зов (Священная флейта II)" 1955

"Лилии" 1938

Одна из страниц жизни Индии показана на картине "Священные слова". Мудрый учитель передает свои знания своему ученику в тайном, укромном месте, сокрытом от посторонних глаз и постороннего присутствия. Величайшая мудрость через священное писание живым радужным потоком льется с высочайших вершин сквозь сердце учителя в сердце ученика.

"Священные слова" 1944

Ученик постигнет мудрость учителя. Достигнув зрелости, с благословения Гуру он направится в мир людей, неся им дары своего сердца. И этим будет сохранена и продолжена иерархическая цепь учителей.

Святослав Николаевич неоднократно говорил, что его родители, Николай Константинович и Елена Ивановна, явились не только наставниками, но и учителями в самом высшем смысле этого слова. Творчества Святослава Рериха было связано в первую очередь с отцом, великим художником, ученым, философом, путешественником.

Елена Ивановна Рерих (1879-1955) - российская общественная деятельница, писательница и переводчица, основательница учения агни-йоги (Живой Этики). Она написала огромное количество работ, изучала связь индийской и русской культур.

Труды женщины были оценены по достоинству совсем недавно, уже после ее смерти. Самыми известными книгами являются «Основы буддизма» и «Криптограммы Востока». Елена часто писала под псевдонимами. Также она является автором переводов писем Махатм и «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской. Женщина умерла 5 октября 1955 года.

Происхождение и детство

Лена родилась в семье академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова, который был родом из Санкт-Петербурга. По материнской линии девочка принадлежала к роду Голенищевых-Кутузовых. Среди ее предков были известные полководцы, композиторы и поэты.

Мать малышки, Екатерина Васильевна, с детства прививала ей тягу к знаниям и искусству. Елена получила отличное образование, изучила несколько иностранных языков, историю религии и философии. Она с юных лет умела играть на фортепиано. Друзья семьи отмечали необычный характер девушки, ее молчаливое обаяние. Дочь Шапошниковых всегда была «в себе», музыка и книги интересовали ее больше пустых разговоров. Девочка проводила свободное время дома, была домоседкой. Уже в юности она поняла, что хочет выйти замуж за человека искусства и всячески его поддерживать. Именно так все и произошло.

Большая любовь

В 1895 девушка окончила Мариинскую гимназию для женщин в Санкт-Петербурге. В 1899 она встретила археолога и художника Николая Рериха. Они полюбили друг друга и уже в 1901 обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове. Вскоре у пары родились сыновья, Святослав и Юрий. Первый из них позднее стал художником, как и отец. Юрий же увлекся наукой, во многих странах люди изучают его исследования Востока.

Вместе с мужем Елена посещала старинные города. Они изучали архитектуру, обычаи и культуру тех мест. Женщина фотографировала памятники, она овладела мастерством реставратора. За несколько лет Рерихи успели объездить около 40 разных городов. Но в 1916 у Николая Константиновича начались проблемы со здоровьем. Врачи порекомендовали семье перебраться в Карелию, на побережье Ладожского озера.

В 1919 супруги переезжают в Стокгольм, где Николай выставляет свои картины. Позднее они посещают Лондон, а с 1920 по 1922 живут в Америке. Там художник (не без помощи жены, разумеется) организовывает вернисажи, позднее Рерихи открыли несколько общественно-культурных центров. Они просвещали молодежь, делились знаниями о философии и искусстве. Именно тогда были основаны такие организации, как Международное объединение художников, Мастер-институт искусств и музей Николая Рериха.

С 1923 по 1928 год семья путешествует в составе легендарной Центрально-Азиатской экспедиции. Вместе они исследуют труднодоступные районы Индии, Китая, Тибета и Монголии. Ученые много времени уделяли проблеме исторического единства культур. Они мечтали об объединении всех наций и культурном взаимодействии.

После окончания экспедиции Елену избрали президентом Института научных исследований «Урусвати», открытого в Индии. Там она жила вплоть до смерти мужа в 1947 году. После этого женщина переехала в город Калимпонг.

В 1934-1935 годах Рерих координировала деятельность в поддержку договора об охране исторических памятников. Этот пакт назвали фамилией женщины, в 1935 его подписали главы 22 стран.

Учение и общественная деятельность

Еще в Лондоне Рерихи сблизились с Теософским обществом Е.П. Блаватской. С 1920 по 1940 год Елена проводила «беседы» с Махатмой Мориа, Великим Гималайским учителем. На основе этих разговоров и были написаны книги Живой Этики. Это учение объединяло в себе все существующие виды йоги и религий.

По принципам Живой Этики каждый человек имеет возможность получить психическую энергию, если будет работать над собой. Он должен воспитывать сердце и душу, раскрывать творческий потенциал своих мыслей. В учении присутствовали оригинальные принципы медицины, Рерих смотрела на некоторые научные явления совершенно с другой стороны. Она стремилась укрепить связь между человеком и природой, усовершенствовать духовную атмосферу планеты. Особое внимание писательница уделяла важности уважения к женщинам.

О Елене Рерих известно не так много, как о ее родственниках. Но важно знать одно: именно эта женщина вдохновила своего мужа и сыновей на все эти свершения. Она делилась с ними знаниями и опытом, была настоящим духовным лидером в этой семье. Многие картины Николай писал после общения с женой, она подавала ему идеи и рассказывала сюжеты.

Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы бытия.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, правнучки великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.

С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Другиня» – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».

В этом «творили вместе» заключен огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании ее видений.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Е.И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С.Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. «<…> позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем <…> Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», – напишет она в одном из писем своему другу.

Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, Рерихи выезжают в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е.И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством Н.К. Рериха и при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – пишет Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной экспедиции, организованной Н.К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце <…> На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, – писал Николай Константинович, – замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

В 1926 году в Монголии (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была опубликована рукопись Е.И. Рерих «Основы буддизма». В этой книге трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения, которое опровергает один из основных стереотипов западного мышления о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.

Письма Е.И. Рерих, изданные МЦР

Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» представляют собой блестящий образец ее индивидуального творчества. Обладая удивительным даром просветителя, она простым и доступным языком объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы бытия. В том числе о месте и роли человека в мироздании, о закономерностях взаимодействия человека и космоса, особенностях взаимосвязи духа и материи. Давала жизненные и практические советы. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и неотъемлемой частью самой Живой Этики.

Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Международным Центром Рерихов. В них публикуется часть никогда ранее не издававшейся переписки, которая позволяет совершенно по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Можно с полной уверенностью говорить, что без Елены Ивановны Рерих принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха (1934 — 1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 22 стран, включая США.

В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.