Какая страна не является участницей опек. Какие страны входят в состав опек

Аббревиатура ОПЕК расшифровывается как «Объединение стран-экспортеров нефти». Главной целью организации было регулирование цен на черное золото на мировом рынке. Необходимость создания такой организации была очевидной.

В середине XX века цены на нефть стали падать из-за перенасыщения рынка. Большего всего нефти продавал Ближний Восток. Именно там были обнаружены богатейшие месторождения черного золота.

Для того чтобы проводить политику по удержанию цен на нефть в мировом масштабе, нужно было заставить нефтедобывающие страны снизить темпы ее добычи. Только так можно было убрать излишки углеводородов с мирового рынка и поднять цены. Для решения этой проблемы было создано ОПЕК.

Список стран, входящих в состав ОПЕК

Сегодня в работе организации принимают участие 14 стран. Дважды в год в штаб-квартире ОПЕК в Вене проводятся консультации между представителями организации. На подобных встречах принимаются решения о повышении или уменьшении квот добычи нефти отдельных стран или всей ОПЕК.

Основательницей ОПЕК считается Венесуэла, хотя эта страна не является лидером по добыче нефти. Пальма первенства по объемам принадлежит Саудовской Аравии, за ней следуют Иран и Ирак.

Всего же ОПЕК контролирует около половины мирового экспорта черного золота в мире. Почти во всех странах-участницах организации нефтедобывающая отрасль является ведущей в экономике. Поэтому снижение мировых цен на нефть наносит сильный удар по доходам членам ОПЕК.

Список стран Африки, входящие в ОПЕК

Из 54 африканских государств только 6 являются членами ОПЕК:

  • Габон;
  • Экваториальная Гвинея;
  • Ангола;
  • Ливия;
  • Нигерия;
  • Алжир.

Большинство «африканских» участников ОПЕК вступили в организацию в 1960-1970 годы. В то время многие африканские государства освободились от колониального господства европейских стран и получили независимость. Экономика этих стран была ориентирована главным образом на добычу полезных ископаемых и последующий их экспорт за рубеж.

Для стран Африки характерна высокая численность населения, но также и высокий процент нищеты. Для покрытия расходов на социальные программы правительства этих стран вынуждены добывать много сырой нефти.

Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны европейских и американских нефтедобывающих транснациональных корпораций страны Африки и вступили в ОПЕК.

Страны Азии, входящие в ОПЕК

Политическая нестабильность на Ближнем Востоке предопределила вступление Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов. Азиатские страны-участницы организации характеризуются слабой плотностью населения и огромными зарубежными инвестициями.

Доходы от нефтедобычи настолько огромны, что Иран и Ирак оплачивали свои военные расходы в восьмидесятые годы двадцатого века продажей нефти. Причем воевали эти страны друг против друга.

На сегодня политическая нестабильность на Ближнем Востоке угрожает не только самому региону, но и ставит под угрозу мировые цены на нефть. В Ираке и Ливии идет гражданская война. Снятие санкций с Ирана грозит наращиванием добычи нефти в этой стране, несмотря на явное превышение квоты ОПЕК на нефтедобычу.

Страны Латинской Америки, входящие в ОПЕК

Всего две страны Латинской Америки входят в ОПЕК – это Венесуэла и Эквадор. Несмотря на то, что Венесуэла – страна-инициатор основания ОПЕК, само государство является политически нестабильным.

Недавно (в 2017 году) по Венесуэле прокатилась волна антиправительственных протестов, связанных с непродуманной экономической политикой правительства. За последнее время государственный долг страны значительно вырос. Некоторое время страна держалась на плаву за счет высоких цен на нефть. Но с падением цен обрушилась и экономика Венесуэлы.

Страны-экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК

В последнее время ОПЕК лишилась рычагов давления на своих членов. Такой положение во многом связано с тем, что на мировом рынке появилось несколько стран-импортеров нефти, не входящих в состав ОПЕК.

В первую очередь это:

  • Россия;
  • Китай;

Несмотря на то, что Россия не входит в ОПЕК, она является постоянным наблюдателем в организации. Наращивание объемов добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, приводит к снижению стоимости нефти на мировом рынке.

Однако повлиять на них ОПЕК не может, поскольку даже члены организации не всегда соблюдают договоренности и превышают допустимые квоты.

Многие компании и представители-специалисты стран входящие в ОПЕК приезжают на довольно крупную выставку «Нефтегаз», проходящую в Москве.

Страны, входящие в ОПЕК

Штаб-квартира Вена , Австрия Тип организации Международная организация Официальные языки английский Руководители Президент Мохаммед Салех аль-Сада Генеральный секретарь Мохаммед Сануси Баркиндо Основание Основание 10-14 сентября 1960 года Начало деятельности январь 1961 года opec.org Организация стран - экспортёров нефти
The Organization of the Petroleum Exporting Countries на Викискладе

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.

Цели организации

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть , обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль .

Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Структура организации

Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.

Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы .

История

1960-е годы

Организация стран - экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана , Ирака , Кувейта , Саудовской Аравии и Венесуэлы .

Для 1960-х годов был характерен процесс деколонизации и образования новых независимых государств. В этот период в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний , так называемые «Семь сестёр »: Exxon , Royal Dutch Shell , Texaco , Chevron , Mobil , Gulf Oil и British Petroleum . ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестер» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть , исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам .

Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен . ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве , а с 1 сентября 1965 года - в Вене .

В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», в которой подчеркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.

В течение 1960-х годов количество стран - членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962), Объединённых Арабских Эмиратов (1967), Алжира (1969).

B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация . B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом OOH , стала участником Конференции OOH по торговле и развитию .

1970-е годы

В течение этого десятилетия влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран - членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.

В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от политики которой значительно зависели цены на сырую нефть . Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году и начало иранской революции в 1979 году.

ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году. ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности. Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены предприняли амбициозные социально-экономические схемы развития.

В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: Нигерии (1971), Эквадора (1973) и Габона (1975).

21 декабря 1975 года штаб-квартира ОПЕК была захвачена группой из шести вооружённых террористов во главе с Карлосом Шакалом . В результате погибли три человека: австрийский полицейский, член делегации Ливии и иракский сотрудник безопасности .

1980-е годы

В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за баррель вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.

Доля стран - членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран - членов организации.

Благодаря принятым мерам в рамках организации, цены удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран - членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться. Этого удалось добиться, благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран - членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК . В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.

1990-е годы

Цены в течение этого десятилетия менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990-1991 года . Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998-1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъём, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения, произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы. Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации , революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлениях. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами-членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединенных Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.

В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации до октября 2007 года.

В начале декабря 2018 года власти Катара решили выйти ОПЕК и целиком сосредоточиться на добыче природного газа и производстве сжиженного газа .

«Корзина» ОПЕК

Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).

Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $140,73 за баррель , зарегистрированная 3 июля 2008 года.

В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор). В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). С января 2016 года в корзину снова была включена Индонезия. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 13 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.

Квоты ОПЕК

Квоты ОПЕК и добыча нефти по странам, тысячи баррелей в день
Страна Квота (01/07/05) Добыча (03/16) Добыча (05/16) Добыча (06/16) Возможность добычи
Алжир Алжир 894 1084 1 080 1 085 1 430
Ангола Ангола 1 900 1 776 1 773 1 773 1 700
Индонезия Индонезия - нет данных
Иран Иран 4 110 3 291 3 562 3 644 3 750
Ирак Ирак 4 189 4 281 4 217
Кувейт Кувейт 2 247 2 772 2 740 2 800 2 600
Ливия Ливия 1 500 345 296 332 1 700
Нигерия Нигерия 2 306 1 722 1 424 1 523 2 250
Катар Катар 726 664 659 662 850
Саудовская Аравия Саудовская Аравия 10 099 10 120 10 241 10 308 10 500
ОАЭ ОАЭ 2 444 2 682 2 826 2 914 2 600
Венесуэла Венесуэла 3 225 2 320 2 188 2 095 2 450
Всего 31 422 32 251 32 361 32 643 32 230
Данные по странам ОПЕК на март 2012 г.
Алжир Ангола Эквадор Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла Итого:
Население (млн человек) 36,30 19,05 14,31 75,35 32,44 3,57 6,56 159,64 1,70 26,11 4,74 28,95 408,72
Площадь (1000 км²) 2 382 1 247 281 1 648 438 18 1 760 924 11 2 150 84 916 11859
Плотность населения (жителей на км²) 15 15 51 46 74 198 4 173 155 12 56 32 34,47
ВВП на душу населения (долл.) 4 488 4 478 3 984 4 741 3 881 36 820 11 314 1 213 75 643 16 996 56 812 10 223 -
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) 162,92 85,31 57,00 357,22 125,90 131,32 74,23 193,67 128,59 443,69 269,10 295,96 2 324,91
Стоимость экспорта (млрд долл.) 57,80 49,26 17,37 83,79 52,08 65,98 46,31 70,58 72,05 235,34 198,36 65,79 1 014,71
Экспорт нефти (млрд долл.) 38,30 47,24 9,65 71,57 51,15 61,67 41,87 61,80 29,28 196,19 74,03 62,32 745,07
Сальдо платежного баланса (млрд долл.) 15,10 −1,04 −0,43 21,56 6,90 43,14 16,16 7,83 38,79 23,27 14,38 8,56 -
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) 12,20 9,50 7,21 151,17 143,10 101,50 47,10 37,20 25,38 264,52 296,50 211,17 -
Добыча нефти (1000 б/д) 1 190 1 691 476 3 544 2 358 2 312 1 487 2 048 733 8 166 2 324 2 854 29 213
НПЗ мощности (1000 б/д) 652 39 188 1 741 800 936 380 445 80 2 109 466 982 8 818
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) 631,5 47,0 185,1 1 743,3 513,2 892,7 545,8 249,4 133,0 1 914,0 355,4 1 414,8 8625,2
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) 338 110 220 1 775 566 260 299 259 116 1 436 238 675 6 282
Экспорт нефти (1000 б/д) 709 1 683 340 2 583 1 890 1 430 1 118 2 464 586 6 644 2 103 1 562 23 112
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) 314,1 7,5 28,1 370,6 5,0 631,6 48,3 23,1 321,6 950,9 187,9 751,1 3 639,8

Россия и ОПЕК

Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объёмы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть .

В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем .

Проблемы ОПЕК

ОПЕК объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселённых, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами» . Для других стран-членов ОПЕК, например Нигерии и Венесуэлы, характерны высокая численность населения и нищета. Эти наиболее бедные страны реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Они вынуждены добывать и продавать значительные объёмы нефти, особенно в том случае, если цена сырой нефти снижается.

Также в 1980-х годах вступившие друг с другом в войну Ирак и Иран наращивали добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала давление на Иран и Ирак с тем, чтобы они вернулись к соблюдению квот.

Хотя страны ОПЕК успешно договариваются о квотах на добычу нефти, в рамках ОПЕК не существует механизмов контроля и регулирования их соблюдения. Поэтому квоты часто не соблюдаются. Страны ОПЕК в среднем производили 31 миллион баррелей сырой нефти в сутки с 2012 года, несмотря на то, что суммарно установленные квоты предполагали производство на уровне 30 миллионов баррелей в сутки

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) : как и для чего она была создана, какие страны входят в ОПЕК, чем занимается эта организация, какое влияние на мировые рынки она оказывает, что такое корзина ОПЕК, а также рассмотрим многие другие интересные моменты, связанные с этой структурой. Думаю, что это будет интересно и полезно знать всем для более грамотного понимания новостей мировых рынков.

Что такое ОПЕК?

ОПЕК – это русский вариант аббревиатуры OPEC – The Organization of the Petroleum Exporting Countries, что в переводе означает Организация стран-экспортеров нефти. ОПЕК – это межгосударственная организация, которую создали ряд нефтедобывающих стран с целью контролирования добычи нефти.

Главной задачей Организации стран-экспортеров нефти является установка квот на добычу нефти для государств-участников, соблюдение которых способствовало бы установлению оптимальной на мировых рынках.

Структура ОПЕК.

В Организацию стран-экспортеров нефти на сегодняшний день входят 13 нефтяных государств (ранее в структуре этой организации случались изменения).

Страны, входящие в ОПЕК:

  • Саудовская Аравия;
  • Иран;
  • Ирак;
  • Кувейт;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Венесуэла;
  • Катар;
  • Ливия;
  • Алжир;
  • Нигерия;
  • Эквадор.

При этом ключевым “игроком” ОПЕК, имеющим наибольшее влияние на принимаемые решения, считают Саудовскую Аравию, хотя документально все страны, входящие в ОПЕК, имеют равные права. Что интересно, штаб-квартира ОПЕК находится в Вене, при том что Австрия не входит в эту организацию.

Обратите внимание, что страны, входящие в ОПЕК, расположены на разных континентах, и добывают разные .

Главным руководящим органом ОПЕК является Конференция стран участниц – что-то вроде Общего собрания акционеров в АО. Такие конференции обычно проводятся дважды в год, иногда могут собираться и внепланово, в экстренном порядке. На конференциях рассматривается текущая ситуация на мировом рынке нефти, прогнозы дальнейшего движения нефтяных котировок, и принимаются решения, способствующие установке цен на нефть, соответствующих интересам организации. Также обсуждаются вопросы приема-выхода новых участников, утверждается генеральный секретарь и члены Совета управляющих. На сегодняшний день генеральным секретарем ОПЕК является Абдалла Салем аль-Бадри – финансист родом из Ливии.

Также у ОПЕК есть свой избираемый президент, выполняющий представительские функции. На данный момент им является уроженец Катара Мохаммед Салех аль-Сада , занимавший ранее руководящие должности в крупных нефтяных корпорациях.

В ОПЕК постоянно функционирует секретариат, состоящий из 5 отделов (административный, юридический, экономический, технический и информационный), подчиняющийся Совету управляющих. В секретариате разрабатываются вопросы, рассматриваемые на Конференциях, проводятся исследования рынка, анализ исполнения решений, принимаемых ОПЕК, составляются бюджеты, финансовая отчетность организации и осуществляется другая текущая работа.

Корзина ОПЕК.

На мировом рынке нефти существует актив, называемый “корзина ОПЕК”. Что это такое?

Корзина ОПЕК – это среднеарифметическое от котировок всех сортов нефти, добываемых странами, входящими в организацию. На сегодняшний день таких стран 13, соответственно, и корзина ОПЕК рассчитывается как среднее арифметическое от стоимости 13 сортов нефти.

Этот показатель был разработан и введен в 1987 году, а своего исторического максимума достиг в июле 2008 года, когда корзина ОПЕК стоила чуть более 140 долларов за баррель.

Квоты ОПЕК.

Немного о том, ради чего и образована Организация стран-экспортеров нефти. Дважды в год на своих конференциях устанавливаются т.н. квоты ОПЕК – максимально возможный объем ежедневно добываемой нефти для каждой страны-участницы. Квоты ОПЕК исчисляются в тысячах баррелей в сутки и зависят от конкретной страны, ее площади, плотности населения, ВВП, нефтяных месторождений, добывающих мощностей.

Не буду точно называть сами квоты, поскольку они постоянно меняются, обозначу лишь основные моменты. Наибольшую квоту на добычу нефти традиционно имеет Саудовская Аравия – показатель этой страны превышает 10000 тыс. баррелей в сутки. Следующей за ней Иран имеет установленную квоту ОПЕК примерно в 2,5 раза меньше – более 4000 тыс. баррелей в сутки. Далее идут Венесуэла и Объединенные Арабские Эмираты. Наименьшие квоты ОПЕК имеют такие страны как Эквадор, Катар, Алжир.

Основные проблемы ОПЕК.

В заключение я хочу немного рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкивается в своей работе Организация стран-экспортеров нефти.

Главная проблема такова. Саудовская Аравия и соседствующие с ней страны ОПЕК малозаселены, имеют более высокий уровень развития, колоссальный приток зарубежных инвестиций и огромные запасы нефтяных месторождений с невысокой себестоимостью добычи. Эти страны имеют возможность совершения широких манипуляций с добычей и реализацией нефти, их уровень экономики выше, и они могут довольно легко пережить, допустим, существенное падение нефтяных котировок и сокращение объемов добычи.

А вот некоторые другие страны, особенно Венесуэла, Нигерия, находятся на совершенно ином уровне развития. Они перенаселены, в них царит бедность и нищета, они имеют огромные внешние долги и близки к дефолту (периодически этот дефолт наступает). Для таких стран нефтедобыча фактически является главным и единственным источником выживания. В их интересах добывать и продавать как можно больше нефти, но членство в ОПЕК запрещает им наращивать добычу.

Другой важной проблемой является отсутствие действенных механизмов контроля над соблюдением установленных квот и каких-либо мер воздействия на страны, не соблюдающие их. Даже если брать во внимание официальную статистику, видно, что довольно часто государства нарушают установленные квоты ОПЕК, руководство организации знает об этом, но ничего действенного применить к ним не может.

Во многих странах ОПЕК часто вспыхивают (или даже продолжаются на постоянной основе) военные конфликты, политические противостояния, массовые акции протеста. Все это оказывает негативное влияние на нефтедобычу и, соответственно, рынок нефти в целом.

Также следует отметить, что в 21 веке Организация стран-экспортеров нефти теряет свое влияние на мировой рынок “черного золота”. В прошлом веке она контролировала более существенную долю мировой нефтедобычи, а теперь, когда многие другие страны (в т.ч. США, Россия, Китай, Канада и др.) стали наращивать добычу, доля ОПЕК на мировом рынке начала снижаться. Тем более, многие страны, входящие в эту организацию, уже достигли предела своих добывающих возможностей.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое ОПЕК, какие страны туда входят, чем занимается эта организация и как функционирует. Надеюсь, что эта информация пригодится вам для более грамотного толкования экономических и финансовых новостей.

На сегодня у меня все. Подписываетесь на официальные сообщества сайта Финансовый гений в социальных сетях, чтобы оперативно отслеживать выход новых публикаций и открытие интересных тем на форуме. Увидимся на страницах сайта!

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.

Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.