Какое место занимает молодежь в современном обществе. Понятие молодежи в современном обществе. §3. Проблемы трудоустройства молодежи

Молодежь как социально-демографическая группа. Значение возраста в определении характеристик данной группы. Соотношение биологического, психологического и социального.

Возраст как социальное явление и характеристика личности. Виды возраста: хронологический, физиологический, субъективный, символический и т.д.

Ценностные ориентации личности. Воспитание подростков и молодежи как проблема. Мораль и нравственность в современном обществе: мнение воспитателей и воспитанников.

Особенности определения поколения (Мангейм). Проблема взаимоотношения между поколениями (М. Мид). Ровесники и современники. Идентификация с поколением.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социальное происхождение и факторы окружающей среды оказывают существенное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Например, социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное социальное положение и вид занятий. К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. Отсюда – необходимость изучения проблем юношеского, молодежного возраста представителями разных наук.

Молодежь, как социально-демографической группа имеет такие особенности как возраст, положение в социальной структуре, специфика сознания и поведения, особая форма культуры (субкультура), специфическая роль молодежи, которую она играет в процессе смены поколений в системе воспроизводства и развития общества. То есть функционирование и развитие молодежи отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни (Чупров, Зубок 2009).



Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

Позднее более полное определение дал И.С. Кон : «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16–18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В «Толковом словаре» В. Даля юноша определяется как «молодой парень от 15 до 20 лет и более», а подросток – как «дитя на подросте», около 14–15 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Отвечая на вопросы: №Кто я?», «Какой я?», «К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

- самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку.

- собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению.

- стремление заново и критически осмыслить все окружающее , самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

(Безрукова2004).

Б. Г. Ананьев выделяет две фазы юности, одна из которых находится на границе с детством, а другая – на границе со зрелостью. Обе фазы отличаются как закономерностями психофизиологического и интеллектуального развития, так и особенностями формирования личности, а следовательно, и степенью становления личности как субъекта деятельности.

Ранняя юность (15-17 лет), относящаяся к первой фазе, отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он уже не ребенок, но вместе с тем еще и не взрослый.

Вторая фаза юности , которую во многих возрастных классификациях называют юностью как таковой (18-25 лет), представляет собой начальное звено зрелости. Эту фазу юности Выготский был склонен относить к системе возрастов зрелости: «По общему смыслу и основным закономерностям возраст от 18-25 лет составляет скорее начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное звено в цепи детского развития».

Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Оно схватывает многозначность слов и понятий. Юность – возраст горячих споров, философствования, теоретизирования даже на известные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще к «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

В. В. Гинзбург считает юность переходным периодом к зрелости. «Переход организма из юношеского возраста во взрослое состояние отнюдь не означает прекращения развития организма. Он вступает в новую фазу, характерную более стабильными формами метаболизма и относительно мало меняющимися формами строения тела».

В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:
· возрастные границы молодежного возраста;
· специфика социального статуса;
· ролевые функции и особенности поведения;
· характеристики социально-демографической группы;
· социально-психологические характеристики;

· процесс социализации в конкретный исторический период;
· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.

(Безрукова 2004).
Немецкий антрополог Г. Гримм, отмечая неопределенность положения юности в системе возрастов, подчеркивает значение социальных условий. «Юность является таким периодом жизни, когда созревающий подросток вступает в сферу специфических влияний производственной среды. При этом возникают взаимные соотношения, при которых, с одной стороны, известные морфологические предпосылки определяют пригодность к определенному виду профессиональной деятельности, с другой же стороны, в результате данного вида деятельности возникают раздражители, стимулирующие развитие организма, все еще находящегося в процессе роста».

Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (представления о «нормальном поведении» и степени ответственности подростка и взрослого и др.).

Юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать «подготовительный период». Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя, в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых.

В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся более многомерными. В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома; обучение было органической частью труда и быта, а критерии зрелости имели сословный характер. В описании детства и отрочества средневековая мысль подчеркивает не столько задачу подготовки к будущей жизни, сколько момент социальной зависимости. Важнейшим критерием взрослости считалось создание собственной семьи, с чем ассоциировались самостоятельность и ответственность.

Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. В современном обществе наблюдается гетерохронная последовательность биологического и социального созревания подростков , которая находит выражение в противоречиях, наблюдаемых в период юности. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Эти противоречия сводятся к тому, что высокий уровень жизни общества ускоряет созревание организма и вместе с тем отодвигает время начала проявления активного участия молодежи в создании материальных и духовных благ общества. Физическая зрелость наступает значительно раньше социальной. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше учатся. Отсюда– удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно).

Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки: расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности. В обществе патриархально-феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был предопределен наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятия своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Невесту ему выбирали родители, часто задолго до его возмужания и независимо от его личных склонностей и симпатий. Вырваться из этой социальной скованности и даже осознать ее как таковую мог только человек выдающийся.

В современных условиях необходимо, чтобы юноша был социально компетентным, т. е способным к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Социальное самоопределение есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.

В новое время возможности индивидуального выбора – профессии, жены (мужа), образа жизни – значительно расширились. Психологические горизонты человека не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию самостоятельного социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого – усложнение процесса самоопределения.

Для современного общества характерен рост социальной автономии молодежи от старших и индивидуального самоопределения.

Подходы к разработке специальных теорий в социологии молодежи.
1. Психоаналитический подход.
В рамках данного подхода выделяется направление неофрейдизм.Родоначальник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности, которые в дальнейшем были развиты его многочисленными последователями.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития был известный американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками.

Основной закон развития – «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе.

Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз , каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

Первая фаза – младенчество. Ее главная задача – выработать у ребенка бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляются чувства «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.

Во второй фазе раннем детстве – у ребенка формируется чувство своей автономности и личной ценности или их противоположность – стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребенка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, дает ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.

Третья фаза – игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) – формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеют групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.

Четвертая фаза – школьный возраст – чувство предприимчивости, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся творчество и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

Пятая фаза – юность – характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникают диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.

Шестая фаза – молодость – характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества.

Важнейшее приобретение седьмой фазы – взрослости – творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).

Восьмая фаза – зрелый возраст, или старость, – характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае – отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста – отрешенность и мудрость, т.е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.

Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества – воспитатели, родители – связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизненные задачи.

2. Структурно-функциональный подход. К числу последователей этого течения, относится израильский социолог Ш. Айзенштадт, которому принадлежит работа «От поколения к поколению». Вслед за классиками - Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом - он рассматривает молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности. Безусловной заслугой сторонников такого подхода явилось конструирование концепции межпоколенного взаимодействия, согласно которой главная цель любой социальной системы - самовоспроизводство. Она достигается с помощью возрастной дифференциации общества со строго закрепленными социальными функциями. Причем роли, выполняемые индивидом на каждом этапе жизни, должны быть четко ориентированы по отношению к одной из главных его функций - субъекта или объекта социального и культурного наследования. Нарушение процесса перехода ролей от одного поколения к другому способно привести к серьезной деформации, а в особых случаях и к полному распаду всей структуры общественных взаимосвязей. Подобный подход лег в основание специальных социологических теорий - «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон).

Весомым вкладом, обогатившим эту традицию в социологии молодежи, оказались труды наших соотечественников: В. Боровика, С. Быковой, В. Васильева, С. Григорьева, Г. Журавлева, А. Капто, Е. Катульского, А. Кулагина, Л. Когана и др. Предметом анализа здесь явились тенденции формирования молодых пополнений рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, их социальное положение, трудовая и общественная активность, а также несоответствие профессионального статуса и квалификационной подготовки, уровня образования и материального обеспечения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений - словом, фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений молодежи и общества.

(Чупров).
3. Культурологический подход. Для данного подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом зрения феноменологической социологии. Разделяющие идеи ее основоположников А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана исследователи стремятся осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, целями и поведенческими мотивами реально действующих индивидов. Благодаря использованию культурологической традиции социология получила возможность системного анализа молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классический образец - работы немецкого социолога К. Мангейма. Исследуя феномен поколенческого единства, он раскрыл механизм социального наследования. Насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает молодых людей с феноменом культуры человечества; сей непрерывающийся контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа, переориентировки движения в новом направлении.

Преемственность поколений.

Для анализа этого явления в социологии используются предложения, в контексте которых возможен различный подход к трактовке понятия поколение и соответственно места молодежи в нем.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.

Урок обществознания в 11 классе

Тема: Молодежь в современном обществе

Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации

среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной

молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам,

делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­

жения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-проблема .

Ход урока

I . Организационный момент

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Он и все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…(слайд1)

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие?

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».(слайд2)

План уроков

1. Молодежь как социальная группа.

2. Процесс социализации молодежи.

3.Проблемы молодежи.

4.Подведение итогов уроков.

II . Изучение нового материала

1. Молодежь как социальная группа

Понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодежью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли, чувства, осознание своей неповторимости.

Обществоведы дают следующее определение молодежи как социальной группы:

Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от16 до 25 лет(30), особенностей социального положения и определенных социально психологических качеств.(слайд3)

Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?(слайд4)

Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

(Примерный ответ. 1. - Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.

2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.

3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13). (слайды 5,6,7,8 )

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка

(пункт 3 § 13).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).

Вопросы для первой группы

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

4. Что означает полная правоспособность?

5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

7. Легко ли быть молодыми?

Вопросы для второй группы

1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

6. Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

6. Легко ли быть молодым? Слайд9

3.Проблемы молодежи.

Итак, не так уж легко быть молодым..

Урок продолжается с постановки проблемного вопроса: “Легко ли быть молодым?”

Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. Входе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

К уроку проводиться социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Большинство опрошенных считают, что молодым быть легко. А на вопрос: “Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не имеют проблем. (Данные социологического опроса вывешиваются на доске или выводятся на мультимедийную доску; Кубекова Евг.,Кулманова Гиляна)слайды10,11,12,13.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.(Лиджиева Нюдля,Дорджиева Деля) слайды14

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком;

Особой модой;

Искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)

111 . Итог уроков

Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

«Яйца курицу не учат» («Родители»);

«Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

«Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

«Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное

выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

нельзя однозначно судить о современной молодежи;

молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

проблема молодежи была актуальна во все времена;

в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

Домашнее задание

Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь – какая она?»

Шайхетдинова Люция Рашидовна, учитель истории и обществознания высшей категории , МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» пгт Балтаси, Балтасинского района РТ

Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)

Цели: 1) Познакомить учащихся с молодежной субкультурой.

2) Способствовать воспитанию культуры.

3) Развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга.

4) Способствовать формированию логического мышления.

Методы: диалог, М. Ш., объяснение, обсуждение.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Ход урока

I. Организацион момент.

II. Объяснение нового материала:

1. Знакомство с темой и планом урока.

2)Что означает гражданское совершеннолетие?

3)Проблемы молодежи.

4)Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?

2. М.Ш. Кого считают молодым гражданином? …

Молодые граждане.

К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет.

3. Что означает гражданское совершеннолетие? (Повторение пройденного материала)

Молодежь с точки зрения правового статуса

Несовершеннолетние - граждане с 14 до 18 лет. Они обладают частичной дееспособностью.

Совершеннолетние - граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.

4. Проблемы молодежи.

Данные социологических исследований показывают, что современная молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники десятилетие назад.

1. Проблемы со здоровьем: Курение Алкоголь Наркомания.

2. Экстремистские молодежные субкультуры.

5. Знакомство с результатами опроса.

Проблемы, волнующие старшеклассников нашей школы. 11А 11Б 11В

ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ ПРОФЕССИИ 100% 100% 100%

ЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ 63 % 80% 90%

ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ 55% 100% 100%

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 52% 70% 100%

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ 65% 95% 100%

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 14% 71% 70%

КОНФЛИКТЫ С ПЕДАГОГАМИ 28% 20% 30%

ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 30% 50% 80%

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ 25% 40% 80%

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ 40% 71% 60%

ЗДОРОВЬЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ 71% 40% 100%

ОТСУТСТВИЕ ФИРМЕННЫХ ВЕЩЕЙ 14% 14% 100%

БУДУЩЕЕ 92% 100% 100%

6. Молодежная культура.

Вступающему во взрослую жизнь молодому человеку предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако этот процесс не простой. Далеко не все ценности, которым привержено старшее поколение, воспринимается молодыми.

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что “история начинается с нас”. Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

7. Знакомство основными чертами молодежной субкультуры:

Основные черты молодежной субкультуры: Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; Включение в различные группы сверстников; Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке; Это скорее культура досуга чем работы.

8. Знакомство с видами субкультур.

Виды

Готы и сатанисты

Скинхэды

Растаманы

Граффитеры

Ролевики и др.

Байкеры

Байкеры – одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” – не пустой звук, а стиль жизни. Байкер – это водитель мотоцикла. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету.

Рэперы и хип-хоперы

Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.

Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как “Ганста”. Вот именно здесь “в моде” агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя

Готы и сатанисты.

Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота.

Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.

Скинхэды

Плюсы: Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом.

Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить “не своего”, и даже в некоторой степени стремятся к этому.

Панки

Плюсы: Лично я как человек со стороны их не вижу.

Минусы: Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Растаманы (растафари)

Плюсы: Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться “чем бы дитя не тешилось…”

Минусы: По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.

Фрики

Плюсы: Нет никакого негативного отношения к миру и к “не своим”. Нет ничего такого, против чего они яро выступают.

Минусы: Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.

Граффиттеры

Граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”.

Ролевики

Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.
Минусы: Есть опасность “заиграться” по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.

9. Знакомство с признаками неформалами.

Выделяют следующие основные признаки неформалов

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

10. Выяснение причин “ухода в андергаунд” молодежи.

В качестве причин “ухода в андеграунд” молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Закрепление:

1. Обсуждение высказывании.

О молодости всерьез и не очень…

Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее”. Н.В. Гоголь

Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени”. Козьма Прутков.

2. Проверка знания.

Проверьте свои знания

1. Закончите предложение.

Выделение молодежи как социальной группы относится к…

А) профессиональной стратификации

Б) классовой дифференциации

В) этнической стратификации

Г) возрастной стратификации

2. Закончите предложение

Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…

А) 16 лет Б) 18 лет В) 20 лет Г) 21 года

3. Выберите верное суждение

Социальная функция образования заключается в том, что

А) в его процессе человек овладевает социальным опытом, культурными ценностями.

Б) оно непосредственно управляет социальными процессами в обществе.

4. Выберите верные ответы

Каким правом, согласно закону, обладают несовершеннолетние граждане?

А) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки;

Б) устраиваться на любую работу;

В) распоряжаться своими доходами;

Г) быть избранным в органы политической власти

Д) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Е) вступать в брак без каких-либо ограничений.

Д./з.: Написать эссе на тему: “Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?”

Молодежь в современном российском обществе.

1. Молодежь и становление новой России.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.

Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Среди факторов социологического определения "молодежь"исследователи устойчиво выделяют:

Возрастные границы и социально-психологические особенности.

Специфику социального статуса, социально-культурное поведение.

Процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи каксоциальногоресурса в целом.

С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше,чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.

Число убийств и самоубийств в РФ (1990-1995 гг.)

Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.

Поданным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии. В 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек. Причина - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 году она составила - 35.5%, в 1997 году - 35%, от общей численности безработных.

Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий.

Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду потому.

2. Молодежь в сфере криминального влияния.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность.

Уральский регион и прежде всего Свердловская область за последние пять лет зарекомендовали себя, как зоны повышенной криминагенности. Здесь расположены крупные пенитенциарные учреждения, в которых отбывают заключение большие массы заключенных, в том числе несовершеннолетних.

"Криминальные разборки" местных мафиозных кланов в Екатеринбурге долгое время были в фокусе всей страны. С этой точки зрения, анализ форм криминального влияния на молодежь в регионе, где оно получило значительное распространение, представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом отношении.

В Свердловской области ежегодно совершается молодежью и подростками около 10 тысяч преступлений. Только за пять лет (1990-1994 гг.), увеличение числа преступлений составило более 170%. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Резкий скачек молодежной и подростковой преступности наблюдался в 1992 - 1993 гг. Другой аспект распространения криминального влияния связан с тем, в какой степени молодежи приходится испытывать на себе воздействие молодежной и подростковой преступности. 78% от числа опрошенных молодых людей сталкивались за последние два года с различного рода правонарушениями среди молодежи и подростков. Лишь каждый пятый дал отрицательный ответ.

Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет.

Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования.

В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

3. Проблема наркомании среди молодежи.

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением.