Карл Фридрих Цейс. Основатель производства цейсовской оптики. Очковые линзы Carl Zeiss

Очковые линзы Carl Zeiss

Салон оптики «Мастер-Оптик» по адресу ул.Энтузиастов д.30 , предлагает очки с очковыми линзами от старейшего производителя очковых линз Carl Zeiss по различным ценам. Цена на очковые линзы зависит от сегмента, предлагающего эксклюзивные или демократичные линзы, а также от сложности – мы делаем очки любой сложности, в том числе под заказ с учётом индивидуальных особенностей и пожеланий клиента.

Профессиональное партнёрство оптики «Мастер-Оптик» и компании Carl Zeiss

Персонал компании «Мастер-Оптик» имеет отличную профессиональную подготовку по продуктам Carl Zeiss, проводимую научными консультантами нашего партнера. Наши оптики, мастера и врачи-офтальмологи проходят систематическое обучение, имеют возможность консультации со специалистами производителя по поводу заказов наших клиентов по телефону «горячей линии» или через интернет в любое время.

В салоне оптики устоновлено новейшее фирменное оборудование- I-Terminal- 2 производства компании Carl Zeiss - это высокоточная цифровая автоматическая система центрирования линз в очках, котораярассчитывает индивидуальные параметры посадки оправы, которые необходимы для индивидуального изготовления современного дизайна ваших очковых линз. Особенно эти параметры важны при подборе прогрессивных и офисных линз.

Сегодня мы начинаем знакомство с широчайшим ассортиментом продукции компании. Если у Вас возникнут вопросы, их можно будет задать через наш сайт или наши группы в соц. сетях.

Линзы для очков, которые производит фирма Carl Zeiss, могут удовлетворить самые разные требования. Компания Carl Zeiss выпускает более 100 видов очковых линз с диапазоном оптической силой от -30,00 до +24,00 диоптрий.

История компании Carl Zeissi

2011 год – юбилейный для компании Carl Zeiss. Ровно 165 лет назад Карл Цейс получил разрешение на открытие мастерской точной механики и оптики в Йене.
Всемирно известная немецкая фирма Carl Zeiss – это

  • более 160 лет работы в мире оптики;
  • традиции и новейшие технологии;
  • синоним наивысшего качества;
  • самый известный широким слоям населения производитель очковой оптики с безупречной репутацией;
  • уже больше столетия (с 1903 г.) в России.
Компания была основана как мастерская по производству точной оптики немецкими изобретателями Карлом Цейсом и Эрнстом Аббе в 1846 г. Качество выпускаемых инструментов было таким высоким, что небольшое предприятие вскоре получило всемирную известность.
Carl Zeiss имеет высокую репутацию на рынке оптики. Наверное, она больше всего известна рядовым потребителям как крупнейший производитель фототехники. Еще во времена наших прадедушек пользовались очками с линзами «от Цейса», наши прабабушки ходили с цейсовскими биноклями в театр, заказывали в студиях семейные фотографии, снятые с помощью оборудования от этого бесспорного лидера среди производителей оптических инструментов. Но оборудование для фотографии – далеко не единственное и не основное направление ее деятельности.

Компания Carl Zeiss сегодня
На сегодняшний день компания производит и выпускает следующие виды оптической и медицинской продукции:

  • Медицинская техника (приборы для диагностики и терапии) для офтальмологии и коррекции зрения;
  • Хирургическое оборудование для отоларингологии, стоматологии, нейрохирургии, онкологии и пр.;
  • Микроскопы;
  • Измерительные приборы;
  • Оптические и оптоэлектронные продукты для обороны и безопасности;
  • Продукция для микроэлектроники.
В 2005 году произошло слияние офтальмологического подразделения Carl Zeiss и производителя линз из США компании SOLA. Ассортимент очковых и контактных линз, оправ для очков стал ещё шире. Наверное, сложнее сказать, каких линз нет у фирмы Carl Zeiss! Впрочем, мы знаем, каких – нет некачественных, плохих линз.

Качество очковых линз Carl Zeiss

Продукция, выпускаемая под этим брендом, обладает исключительно высокими оптическими качествами и качеством обработки. Высокое качество распространяется на все ценовые сегменты и все виды очковых линз, предлагаемых Carl Zeiss.
Нужны минеральные (стеклянные) линзы ? – Нет проблем!
Требуются линзы полегче? – Пожалуйста, предлагаем органические (пластиковые) линзы .
Волнует то, что пластиковые линзы легко царапаются? – Есть возможность выбрать линзы с упрочняющим покрытием .
У вас высокая близорукость и вас смущают слишком толстые стекла очков?
Не волнуйтесь, можно подобрать утонченные линзы (линзы с высоким показателем преломления) . Они не будут очень толстыми, очковые линзы с «большим минусом» в оправе будут выглядеть очень эстетично – никто и не догадается, что у вас на самом деле плохое зрение.
Вы водитель и вам нужно обезопасить свои глаза от бликов на дороге? Ваша работа связана с компьютером?
У Carl Zeiss есть и такие линзы – со специальными покрытиями для водительских и компьютерных очков . Компания предлагает уникальный выбор покрытий для очковых линз, которые упрощают уход за линзами и делают их гораздо более комфортными в использовании при разных видах деятельности.

У вас астигматизм или пресбиопия?

Подберем астигматические, бифокальные или прогрессивные линзы из ассортимента Carl Zeiss.

Солнцезащитные линзы?

Закажем специально для вас. Укажите только, какая степень защиты от ультрафиолета вам нужна. Вы спрашиваете, какая бывает? – Любая. И цвет любой. И фотохромные линзы найдутся. Фотохромные очковые линзы изменяют цвет при воздействии ультрафиолета и в зависимости от степени освещенности. В условиях обычного, комнатного освещения они бесцветные, на солнечном свете затемняются.

Цены на линзы для очков Carl Zeiss

Производитель предлагает качественные очковые линзы Carl Zeiss для разных ценовых сегментов.

  • Дорогие марочные линзы исключительного качества «Carl Zeiss» , удовлетворяющие нуждам наиболее требовательных клиентов.
  • Линзы бренда «Carl Zeiss – SOLA» - идеальное отношение цены и качества . Они характеризуются отличными оптическими свойствами по демократичной цене - при разработке этих линз в максимальной степени учитываются стиль жизни и потребности пользователя очков. Эта продукция позволяет компании представить весь диапазон очковой оптики в среднем ценовом сегменте.
Очки с линзами от Carl Zeiss на заказ

Помимо стандартных линз, которые есть в наличии, и очки с которыми могут быть изготовлены в короткие сроки, наша оптика предлагает очковые линзы от Carl Zeiss любой сложности, изготовленные по индивидуальному заказу на заводе в Германии.
Это поистине эксклюзивные линзы для очков, обеспечивающие наилучшую возможную коррекцию зрения. При их изготовлении учитывается не только назначенная пациенту оптическая коррекция, но также и особенности выбранной пациентом оправы и ее положения на лице клиента. Последнее достижение в области коррекции зрения очками – линзы, корректирующие аберрации высоких порядков глаз конкретного пациента.
Мы работаем с индивидуальными заказами:однофокальные, бифокальные и прогрессивные линзы :
  • из полимеров с показателем преломления от 1,5 до 1,74;
  • из стекла с показателем преломления от 1,5 до 1,9.
Также у нас можно заказать призматические линзы и линзы нестандартной толщины от Carl Zeiss.
По желанию нашего клиента линзы могут быть окрашены в любой цвет, на их поверхность можно нанести одно или несколько из предлагаемых покрытий. Рефракция изготавливаемых линз лежит в пределах от +20,00 до -30,00 диоптрий, цилиндр до ±12,00 диоптрий.

Линзы для коррекции зрения в солнцезащитных очках

Мы предлагаем персонально под клиента изготовить линзы с кривизной, равной кривизне линз используемых вами солнцезащитных очков. Это позволит вам носить спортивные солнцезащитные очки, корректирующие близорукость, дальнозоркость и астигматизм с очковыми линзами самого высокого качества от Carl Zeiss.
Линзы с просветляющими покрытиями
Преимущества линз с просветляющим (антибликовым) покрытием :

  • Просветляющее покрытие (синонимичное название – антирефлексное, в широком употреблении –антибликовое) повышает четкость восприятия в очках изображений окружающих предметов, делает линзы незаметными на лице и позволяет собеседникам видеть ваши глаза, поскольку стекла очков не отвлекают от вашего взгляда;
  • Очковые линзы с просветляющим покрытием подчеркивают высокое качество и обеспечивают эстетичный внешний вид очков.
Линзы с просветляющим покрытием по сравнению с очковыми линзами без него выглядят абсолютно прозрачными, а очки с такими линзами практически незаметны на лице!
Просветляющие покрытия Lotu Tec и Lotu Tec Plus,Combi, UTMC, Teflon и Poly Teflon являются еще и высокотехнологичными многофункциональными покрытиями, повышающими абразивостойкость очковых линз и существенно упрощают уход за линзами.
Из всего многообразия покрытий вы сможете выбрать подходящее именно вам! Знакомьтесь.
Семейство покрытий для очковых линз Lotu Tec
Это многофункциональное высокотехнологичное покрытие для органических линз, обладающее просветляющими, абразивостойкими и водоотталкивающими свойствами, превосходящее по своим качествам все известные сегодня покрытия для очковых линз, суперпрочное покрытие. Высокая комфортность, которую дает это покрытие потребителю, обеспечивается такими преимуществами линзы:
  • Простой уход в силу низкой степени загрязняемости и облегчения очистки;
  • Чёткое зрение – линзы имеют светопропускание, сравнимое с микроскопом для нейрохирургии, а пониженный остаточный рефлекс дает крайне мало бликов;
Сombi
Это многослойное просветляющее, абразивостойкое, водоотталкивающее покрытие. Имеет бирюзовый остаточный рефлекс.

Gold ET
Это высококачественное многослойное просветляющее покрытие для органических линз, значительно ослабляющее отражение от поверхностей линзы, что повышает качество зрения и способствует эстетичному восприятию очков теми, кто смотрит на их пользователя. Специальное твердое лаковое покрытие предотвращает появление царапин. Линза имеет легкий остаточным рефлекс золотистого цвета и выглядит очень привлекательно.

UTMC
Это многофункциональное просветляющее покрытие для органических линз. Его упрочняющее покрытие повышает устойчивость линзы к появлению царапин, просветляющее покрытие снижает отражение света от поверхностей линзы, а гидрофобное покрытие облегчает уход за линзой.

Семейство покрытий Teflon
Это высококачественное многослойное просветляющее покрытие пластиковых линз, оно прочное и хорошо защищает любую поверхность, которая им покрыта. Также использование этого покрытия дает возможность линзе противостоять всем рискам повреждения очковой линзы в виде царапин. Оно обладает грязеводоотталкивающими и жироотталкивающими свойствами, поэтому линзы дольше остаются чистыми.
Обычные покрытия становятся наэлектризованными во время протирания, притяжение частиц пыли часто требует дополнительного очищения. Особенность Teflon – «антистатический» компонент, который дает возможность линзе оставаться особенно чистой и не создавать помех высокой контрастности зрения.
Мы поставляем под заказ любые линзы с любыми покрытиями производства Carl Zeiss. Проконсультируйтесь у специалистов салонов оптики ФОКУС по вопросу выбора линз и покрытий для них.

Интересные факты о Carl Zeiss
Миссия на Марс
Орбитальный межпланетный зонд ESA`s с 25 сентября 2003 года вращается вокруг Марса. На борту находится также система получения изображения фирмы Zeiss, которая должна провести 3D-цветную картографическую съемку поверхности Марса.

Реставрация шедевров мирового искусства
Микроскопы фирмы Zeiss используются в настоящее время при реставрации тысячелетней китайской терракотовой армии.
Созданная монахом Fra Bartolomeo картина "Поклонение младенцу Христу" явно отражает влияние Леонардо да Винчи. Реконструкция была необходима, чтобы остановить отслаивание краски и потемнение в результате окисления кислородом. Восстановление проводилось с использованием лазерного сканирующего микроскопа.

Точность, получившая «Оскар»
Трилогия "Властелин Колец" обязана частью своего успеха точности объектива камеры Ultra Prime фирмы Carl Zeiss. За него компания получила "технического" Оскара от Академии киноискусства и науки (Academy of Motion Picture Arts and Sciences).

Продукция Carl Zeiss для фотографии
Оптика фирмы Цейс пользуется огромной популярностью в плане оптики для фототехники. Линзы этой компании используют фирмы Sony, Sony Ericsson, Nokia и др. С недавнего времени применяется в оптике мобильных телефонов с цифровой фото-матрицей высокой четкости (например, для съёмки видеороликов в формате HD).
До 1945 года Carl Zeiss поставлял объективы для своей дочерней компании, продававшей фотоаппараты под торговой маркой Contax.

  • Знаете ли вы, что сталкиваетесь с качеством Carl Zeiss в любом мобильном телефоне Nokia – полноценная цифровая камера с оптикой Carl Zeiss стоит в каждом мобильном телефоне Nokia?
  • Известно ли вам, что каждые 10 секунд Sony продает камеру, оборудованную оптикой ZEISS?

Карл Фридрих Цейс (Carl Friedrich Zeiss)

К. Ф. Цейс родился в Веймаре 11 сентября 1816 года пятым из двенадцати детей. В Веймаре он посещал школу, где в выпускном классе сдал экзамены на право изучать естественные науки в университете. С детства юный К. Цейс горячо интересовался техникой.

Весной 1834 года он начал свою трудовую деятельность в качестве помощника частного лектора по механике доктора Фридриха Кёрнера (Dr. Friedrich Körner) (1778 – 1847) в Йенском Университете. После года работы в качестве помощника, он получил право посещения одной лекции по механике и математике в семестр. По окончании стажировки у Кёрнера в 1838 году, он получил отличные рекомендации и сертификат, позволяющие ему посещать все лекции в Университете. Впоследствии К. Ф. Цейс работал семь лет (1838 – 1845) в качестве коммивояжера в таких городах как Штутгарт, Дармштадт, Вена и Берлин. В Вене он посещал лекции по механике и с отличием сдал выпускной экзамен.

С ноября 1845 года К. Ф. Цейс снова был зачислен в Йенский Университет в качестве студента, где углублённо изучал математику и химию. В ноябре 1846 года он открыл своё дело. Изначально он изобретал, создавал и ремонтировал всевозможные химические и физические приборы самостоятельно, одновременно перепродавая телескопы, микроскопы, весы, термометры и т.д. других фирм. В 1847 году Цейс произвёл первый микроскоп, что дало его делу неплохой толчок, и в том же году Цейс нанял первого наёмного работника и переехал в бОльшее помещение. В августе 1847 года он нанял в качестве помощника Августа Лёбнера (August Löber), который впоследствии стал одним из самых важных сотрудников его компании и который позже получил долю компании в виде отчислений от прибыли.

В мае 1849 года Цейс женился на Берте Шатер (Bertha Schatter), которая умерла при рождении первого сына Цейса Родриха 23 февраля 1850 г. Позже Родрих присоединился к делу отца. Второй женой Цейса стала в мае 1853 года Оттилия Тринклер (Ottilie Trinkler). Во втором браке у Цейса родился сын Карл Отто (1854-1925) и две дочери – Хедвиг (1856-1935) и Сидони (1861-1920). В быту Цейс отличался простотой и вкладывал все заработанные деньги в бизнес. В свободное время он увлекался садоводством (его страстью были розы) и чтением.

Все своё внимание К.Ф. Цейс сосредоточил на производстве микроскопов. Важнейшим условием в работе его лаборатории было высокое качество и точность. Так, микроскопы, не удовлетворявшие высоким требованиям учёного, просто разбивались вдребезги. В 1861 на второй промышленной выставке в Тюрингии «микроскопы и сопутствующие приборы» К. Цейса получили гран-при и серебряную медаль. В 1863 г. К.Цейс был назначен главным механиком Йенского Университета.

1866 год положил начало его сотрудничества с Эрнстом Аббе: учёные приняли решение начать производство увеличительных стёкол, исходя из математических расчетов. 1872 год показал, что продавались лишь линзы, созданные по принципу, разработанному Аббе, таким образом, успех производства таких линз привёл к значительному росту компании. В октябре 1876 года компания произвела 3000-ный микроскоп по счёту, и в тот же год к предприятию присоединился Родрих Цейс, который стал полноправным партнёром компании в 1879 г. В 1880 г. Карлу Цейсу была присвоена докторская степень факультета философии Йенского Университета.

До сегодняшнего дня Карл Цейс и Эрнст Аббе по праву считаются пионерами социального страхования: в 1875 году К. Цейс разработал схему внутренней работы предприятия, гарантирующую работникам бесплатное медицинское обслуживание и обеспечение лекарствами в случае болезни.

В 1882 году началось сотрудничество К.Цейса с Отто Шотом (Otto Schott), разработавшего и производившего новые виды оптического стекла в Йене.

В декабре 1885 г. Цейса поразил удар, от которого ему не суждено было оправиться. После своего 70-летия в 1886 году его состояние постепенно ухудшалось, и 13 декабря 1888 года он скончался.

О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике

"Фотография – дело темное"
Народная мудрость

Введение

Немного истории

Думаю, будет уместным упомянуть об истории фирмы Carl Zeiss. Карл Цейс родился в городе Weimar 11-го сентября 1816 года. Его отец был управляющим токарной мастерской. Вскоре после окончания гимназии Карл решил стать учеником у доктора Фредерика Кернера, который занимался разработками в области производства стекла для объективов телескопов. После окончания обучения Карл Цейс некоторое время работал в Йенском университете.
В это самое время Цейс начал изучать теорию изготовления оптики. Позже он путешествовал целых семь лет, посещая заводы по изготовлению оптики и стекла в таких городах как Штутгарт, Дармштадт и Берлин. Он сделал значительные записи по различным темам, например о методах плавления стекла, материалах, необходимой температуре печей для обжига, а также обо всем, что было связано с изготовлением стекла, микроскопов и других оптических инструментов. Затем он вернулся в Йенский университет, где изучал химию и математику. В 1846 году (всего тридцати лет от роду) он основал собственную мастерскую. Первыми изделиями мастерской были увеличительные стекла и простые микроскопы, производимые группой из двадцати наемных рабочих. Производство более сложных микроскопов началось в 1858 году. Карл Цейс завоевал хорошую репутацию своими качественными продуктами, а в 1861 году его мастерская получила Золотой Приз на выставке в Тюрингии.

Вся работа Карла была основана на эмпирических методах (т.е. на методах проб и ошибок). Было очевидно, что такой способ производства требовал больших усилий и приводил к потерям значительных объемов материалов. Цейс верил, что научный подход приведет к возможности производства более точных, предсказуемых и экономичных изделий. Герр Цейс безуспешно бился с этой проблемой на протяжении пяти лет. В конце концов, в 1866 году, он посетил Йенский университет, где познакомился с Эрнстом Аббе, который в то время работал лектором.
Аббе вошел в дело Цейса в качестве ведущего исследователя, намереваясь вместе с Цейсом создать научный фундамент, необходимый для производства оптической продукции. В конечном счете в 1872 году, после шести лет работы по производству новых сортов оптического стекла, их совместный труд привел к созданию сложного микроскопа, не имевшего себе аналогов по качеству. Этот прибор является прародителем всех современных микроскопов.
Год спустя после начала производства сложного микроскопа Цейса, в 1873 году, Аббе опубликовал научный труд, описывавший математический аппарат, с помощью которого было сделано это изобретение. Впервые в истории оптики аберрации , и были описаны и изучены. Аббе настолько хорошо описал оптический процесс, что его труд стал базовым в оптике. В качестве награды за труды Карл Цейс сделал Аббе партнером в своем растущем бизнесе в 1876 году.

Третьим членом команды, стоявшей у истоков фирмы Carl Zeiss, был Фредерик Отто Скотт, который был приглашен Аббе в 1879 году для продолжения работы по усовершенствованию микроскопов. Скотт занимался исследованиями по использованию лития в новом типе оптического стекла и написал о своих успехах доктору Аббе. Аббе немедленно заинтересовался и опробовал стекло, дав высокую оценку исследованиям Скотта. Так Скотт и Аббе познакомились, после чего сотрудничество продолжалось до конца их дней. Скотт производил стекло исключительно для новых микроскопов Цейса и в 1884 году была основана специальная фабрика по производству стекла. Владельцами ее были Цейс, Аббе и Скотт, а фабрика называлась Schott & Genossen Glass Works.

В 1890 году (уже после смерти самого Цейса) началась разработка и производство оптики для фотокамер. Доктор Поль Рудольф разработал Protar, первый объектив фирмы Carl Zeiss. Protar не страдал такими "болезнями", как и .
В 1896 году, также доктором Рудольфом, был изобретен легендарный Planar - оптическая схема, которая до сих пор является образцом для создателей оптики. Planar превосходно решал проблему и астигматизма благодаря . Planar является одной из самых растиражированных оптических схем в мире…
На этом мы закончим краткий экскурс в историю и вернемся в наше время…

Почему оптика Zeiss и Leica такие дорогие?

Для начала стоит заметить, что оптика Carl Zeiss для 35-мм камер не всегда дороже японской оптики. Так, например, объектив 50/1.4 для Canon стоит заметно дороже Carl Zeiss 50/1.4.
Стоимость оптики в значительной мере определяется объемами производства, а у Zeiss они очевидно ниже, нежели, например, у Nikon или Canon.
Имеют место и чисто маркетинговые нюансы, которые весьма сложны, зависят от ситуации на рынке, географии и прочих факторов. Разумеется, что сама легендарная марка Carl Zeiss немало добавляет к стоимости оптики. Иначе и быть не может.

С оптикой и камерами Leica все обстоит несколько по-другому. Дело в том, что оптика и камеры Leica по-своему уникальны, и по сути являются исключительно прецезионными изделиями фактически ручной работы. Металлические компоненты подгоняются друг к другу индивидуально, материалы для производства выбираются с высочайшей тщательностью, обеспечивая бескомпромиссную надежность и стабильность характеристик (фирма гарантирует сохранение точного функционирования узлов камеры после 100000 срабатываний затвора).
Leica фактически является единственной фирмой среди производителей оптики для 35-мм камер, которая наносит на линзу, учитывая свойства стекла, из которого изготовлена линза. Каждая линза проходит контроль на лазерном интерферометре с точностью до 1/1000 мм. Другой уникальной процедурой является повторное лазерное центрирование каждой линзы объектива после сборки. В заключение, каждый объектив Leica подвергается изощренному проекционному тесту. Все без исключения стадии производства строго контролируются.
Оптика Leica является устойчивой к разного рода ударным воздействиям и одинаково хорошо работает в широком температурном диапазоне, так как все элементы исключительно тщательно подогнаны, а материалы выбраны таким образом, чтобы при температурном расширении материалов не происходило смещения оптических компонент.

Leica является единственной фирмой в мире, применяющей в механизме прыгающей диафрагмы шариковые подшипники. Благодаря этому время закрытия до максимального значения диафрагмы не превышает 40ms, а механизм сохраняет высокую точность даже после 50000 срабатываний диафрагмы.

И это далеко не полный список отличительных особенностей производства камер и оптики Leica.
Leica остается единственной фирмой в мире, которая продолжает выпускать 35-мм механические дальномерные камеры со сменой оптикой (речь идет о камерах Leica M). Хотя эти камеры кому-то могут показаться полным анахронизмом и образцом допотопного камеростроения, по сути это совершенно уникальные механические приборы, снабженные, вне всякого сомнения, самой лучшей оптикой, которая когда-либо существовала.
Надеюсь, теперь вы понимаете, почему система Leica стоит таких дорого. Соблюдение исключительной точности везде и во всем, полный контроль, точнейшая немецкая сборка и потрясающая воображение бескомпромиссность делают использование системы Leica очень недешевым удовольствием. К тому же не стоит забывать, что имя Leica – это живая легенда, это своего рода философия и стиль жизни.

В то время как Leica сконцентрировалась на выпуске доведенной до совершенства 35-мм оптики, Carl Zeiss охватывает как узкоформатный рынок (зеркалки Contax, уникальные автофокусные дальномерки со сменной оптикой Contax G1/G2, а также компактные камеры класса High End), так и среднеформатный (Contax 645 AF, Hasselblad, Rollei). Раньше Zeiss также занимался изготовлением оптики и для форматных камер.
Дешевой и низкокачественной оптики для среднего формата вообще не существует, однако в этой нише фирме Carl Zeiss удалось достичь потолка – как по качеству, так и увы - по ценам.

У Zeiss существует очень много интересных объективов. К примеру, это Biogon 21/2.8 и Hologon 16/8 для дальномерных камер Contax G. Последний объектив обладает фиксированной диафрагмой 8 и к нему прилагается специальный серый центральный фильтр, компенсирующий падение яркости по краям изображения. Оптические формулы объективов Hologon и Biogon специально разработаны таким образом, чтобы выгодно использовать малый рабочий отрезок, возможный только на дальномерных камерах.

Линейка камер Hasselblad включает в себя в числе прочих и незеркальные камеры серии 900 (с наводкой по матовому стеклу), оснащенные несменным широкоугольным Carl Zeiss Biogon 38/4.5. Благодаря использованию малого рабочего отрезка стало возможным изготовление широкоугольного объектива высочайшего качества, фактически свободного от дисторсий и обладающим исключительной резкостью, в том числе и по краям кадра. Даже на полностью открытой диафрагме Biogon 38/4.5 дает превосходное качество изображения.

Еще одним интересным оптическим прибором является шифт-телеконвертер PC-Mutar 1.4X, с помощью которого можно производить коррекцию перспективы, используя "обычную" оптику, не имеющую такой функции.

Широко известна оптическая схема Planar, которая может содержать от 5 до 7 линз, в зависимости от объектива. Объективы, построенные по этой схеме, как правило очень пластичны и обладают исключительно красивым узнаваемым рисунком. Именно по этой схеме построены легендарные Planar 80/2.8 для Hasselblad и Rollei, и знаменитый Planar 85/1.4 для Contax.
Оптика с не менее известной схемой Sonnar часто используется при проектировании телеобъективов (многие из которых являются великолепными портретными объективами). Например, Sonnar 150/4 для Hasselblad обладает с одной стороны вроде бы великолепной резкостью и высоким контрастом даже на полностью открытой диафрагме, а с другой стороны может очень бережно и нежно изобразить портрет.

Для системы Hasselblad Carl Zeiss разработал специальный объектив Sonnar Superachromat CF 250/5.6, в котором настолько хорошо исправлена хроматическая аберрация, что этот объектив может с легкостью применяться для фотографирования в инфракрасном диапазоне без введения каких бы то ни было поправок. Существует также уникальный объектив от Zeiss для фотографирования в ультрафиолетовом диапазоне.
Изначально четырехлинзовая схема Tessar обеспечивает очень высокую резкость при весьма компактных размерах. Самый компактный объектив для Contax Tessar 45/2.8 как раз выполнен по этой схеме, и настолько миниатюрен, что его можно спутать по размеру с крышкой для объектива.

Японский Zeiss

Большинство современных объективов Carl Zeiss для 35-мм камер Contax производятся в Японии, а не Германии (за исключением очень дорогих моделей вроде 50/1.2). Стали они из-за этого хуже или нет? По этому вопросу существуют разные мнения, но могу сказать определенно одно – оптика от этого стала значительно дешевле. Конечно, оптика Zeiss (как и любая другая оптика для 35-мм камер) не может похвастаться такой тщательностью изготовления, как у Leica, однако оптические схемы объективов были разработаны в Германии, и специальный состав для фирменного мультипросветления T* - тоже присылается из Германии. Фирма Carl Zeiss клянется и божится, что оптика от переноса производства в Японию ничего не потеряла. Так это или нет, однако оптика для камер Contax несомненно имеет характерный "почерк", свойственный немецкой оптике.
Оптика для среднеформатных камер Hasselblad и Rollei производится только в Германии и, пожалуй, по отношению к ее производству стоит или на одном уровне, или близко к тому, что делает Leica на 35-мм формате.

Стоит ли оптика Zeiss своих денег?

Или, как еще любят спрашивать, максимально ли соотношение цена/качество у оптики Zeiss? Честно говоря, меня такие вопросы ставят в тупик. Во-первых, как соотношение цена/качество может применяться в искусстве неясно в принципе. Например, как вы считаете, каково соотношение цена/качество, скажем, у "Подсолнухов" Ван Гога? Во-вторых, раз оптика Zeiss и Leica продаются, следовательно, они кому-то нужны, и, несмотря на высокую цену, для кого-то стоят своих денег.
Вкус к хорошей оптике (как к музыке или вину) приходит (или не приходит) со временем и опытом. Так что если вы только начинаете заниматься фото и размышляете над тем, чтобы серьезно вложиться, скажем, в оптику Carl Zeiss, то хорошенько подумайте. Это примерно то же самое, что человеку, который только собирается научиться играть на скрипке, купить сразу скрипку Страдивари. Конечно, учиться играть на такой скрипке хорошо, но может быть несколько накладно. А разницу на первых порах между просто хорошей скрипкой и именно Страдивари заметить очень сложно. К тому же вдруг вы раздумаете играть на скрипке и решите заняться скажем игрой на барабане или собиранием пивных этикеток.
Для того, чтобы наслаждаться игрой скрипки, достаточно помещения с хорошей акустикой. Звук скрипки родился и достиг вашего уха. С фото дело обстоит несколько сложнее. Вы должны грамотно отснять сюжет на хорошую пленку, которая правильно хранилась, потом эту пленку качественно проявить, затем – правильно напечатать и только потом отпечаток показать зрителю (кстати, вы уже готовы платить по три доллара за один отпечаток формата 20х30 и проявлять пленку минимум за доллар в профессиональной лаборатории?). Ошибка на любом из перечисленных этапов может испортить снимок. Вы должны контролировать все стадии процесса. Иначе получится, как если бы вы на пресловутой скрипке играли в шумном переходе. Хорошо, но никаких отличий от намного более дешевого инструмента ваши слушатели скорее всего не обнаружат. Так что думайте, выбор, как всегда, остается за вами.

Резкость

Как выяснилось, большинство людей до сих пор считает, что самое главное и единственное достоинство оптики – резкость. Т.е. чем резче объектив, тем он лучше. И, следовательно, раз "самая лучшая" оптика у Zeiss, то она самая резкая.
Это не так.

Если говорить коротко, то резкую оптику может делать любая фирма. Любая. Неужели вы на полном серьезе способны считать, что фирмы вроде Canon, Nikon, Minolta, Olympus или Pentax, имея более чем полувековой опыт в проектировании и производстве оптики, до сих пор не могут сделать резкий объектив? Это просто смешно. В целом оптика, которая стоит одинаковые деньги у разных фирм, похожа. И уж подавно является полным, чистейшим абсурдом утверждение, что оптика Zeiss самая резкая. Это примерно то же самое, как сказать, что раз скрипка Страдивари "самая лучшая", то, следовательно, она играет громче. Конечно, это не так. И слава богу! Существует такое понятие, как избыточная резкость (быть может, вам доводилось слышать высказывание, что "объектив режет до крови"). Оптика Zeiss тем и хороша, что, снимая портрет даже на средний формат, вы не получаете снимок, с которым ваша модель вполне может отправиться к дерматологу. На снимке есть вроде бы все детали, но – очень нежно и пластично.

Еще раз подчеркну, что резкости вполне может быть слишком много. Являясь владельцем объектива Canon EF 100/2.8 Macro, я постоянно сталкиваюсь с проблемой просто патологической резкости этого объектива при съемках людей. Он способен буквально изуродовать портрет акцентом на качестве кожи модели. Микроконтраст настолько высок, что часто можно разглядеть отдельные частички пудры на волосках на лице. Или вдруг выясняется, что оказывается у модели имеются небольшие усики, которые глаз в общем не замечает, но которые беспощадно зафиксированы на снимке макрообъективом. На всякий случай скажу, что упомянутый объектив просто великолепно выполняет свое прямое назначение (для чего он собственно и разрабатывался) – макросъемку.
Таким образом, изготовление резкого объектива само по себе не представляет проблемы. Сложно сделать такой объектив, который обладал бы своим собственным видением мира, почерком, характером или рисунком. Чтобы на снимке были запечатлены все нужные детали без излишних акцентов на ненужных. Чтобы изображение было резким и пластичным одновременно. Вот этим и характерна оптика Zeiss или, скажем, Leica. Как правило, используются простые классические оптические схемы, выверенные многими десятилетиями (оптической схеме Planar более 100 лет). Значит ли это, что оптика остальных фирм не имеет права на жизнь? Совсем нет. И у японских производителей есть великое множество объективов, которыми можно гордиться. Кстати, если несколько углубиться в историю, фирма Leica давно тесно сотрудничала с фирмой Minolta, которая делала для Leica в том числе и некоторые объективы. А фирма Carl Zeiss одно время сотрудничала с фирмой Pentax.
Будет однако грубой ошибкой думать, будто, купив самый дешевый зум от Minolta, вы снимаете почти что оптикой Leica. Перечитайте выше, как делается оптика Leica и вы поймете, что между этими двумя изделиями не может быть ничего общего. Просто если фирма поставила себе задачу сделать пусть дорогую, но хорошую вещь – она это сделает. Поэтому оптика серии G у Minolta или со звездочкой у Pentax является превосходной. Равно как и оптика серии L у Canon. И так далее. При производстве такой оптики фирма вкладывает в нее все самое лучшее, что у нее есть, в первую очередь материалы и технологии. Поэтому получается очень хорошо (а заодно и очень дорого). Фирмы вроде Carl Zeiss и Leica дешевую оптику не делают вообще, однако это не значит, что оптика фирм, делающих в том числе и дешевую оптику, всегда хуже.

На всякий случай еще раз скажу о резкости. Любой объектив с постоянным фокусным расстоянием от любой фирмы большой пятерки, как правило, достаточно резок, тем более для любительской съемки. Подавляющее большинство фирменных бюджетных зумов позволяют увеличивать снимки до формата 20х30 со вполне приемлемой резкостью, что обычно более чем достаточно для любительской съемки.
Самыми резкими объективами, по-видимому, являются макрообъективы. Если вы все еще желаете насладиться "самой лучшей" резкостью, покупайте такой объектив, резкость будет максимальной.
Имейте в виду, что резкость оптики можно легко испортить, например, печатью на некачественной оптике, съемке на слишком длинных выдержках без хорошего штатива и т.п. Так что быть может в погоне за резкостью не всегда обязательно начинать с приобретения оптики?

Bokeh – что это такое и с чем его едят

Слово bokeh (читается: "боке") имеет японское происхождение (русский аналог этого термина мне неизвестен), и является характеристикой того, каким образом оптика рисует расположенные вне зоны резкости объекты.
Существуют даже попытки классификации bokeh, однако, по моему мнению, это все же слабоформализуемое понятие. Объективы, обладающие красивым bokeh, рисуют находящиеся вне фокуса предметы, особенно яркие детали заднего плана и световые блики, в виде приятных однородных пятен, создающих у зрителя впечатление объемности изображения и по-видимому соответствующих тому, как воспринимает находящиеся вне фокуса предметы человеческий глаз. Объективы с "плохим" bokeh зачастую рисуют объекты вне фокуса в виде двоящихся довольно резких линий и пятен, создавая значительные перепады контраста. За счет этого изображение выглядит более грубо, “пестрит”, лишается объемности и некоторого шарма.
Считается, что наиболее приятным bokeh обладает оптика от немецких производителей. Сюда следует отнести Zeiss, Leica, Schneider и Rodenstock. Также великолепна профессиональная оптика (средний и большой форматы) от Fuji. Кстати, самыми приятными зачастую являются не самые дорогие и "навороченные" объективы этих производителей. Примеры тому - Summicron-М 50/2 или Elmarit-M 90/2.8 - одни из самых недорогих объективов Leica, в то же время обладающих изумительным bokeh.
Оптика других фирм тоже может обладать интересным bokeh, но там нужно разбираться с каждым объективом отдельно. Nikon, к примеру, выпускает два объектива (105/2 и 135/2) серии “DC” (Defocus Control) – это объективы с контролируемыми , характер изображения нерезких предметов в которых может изменяться по желанию фотографа. Можно привести примеры оптики и других фирм, например, исключительно красивые (можно сказать, даже живописные) софт-объективы от Pentax, объектив Canon EF 135/2.8 SF с тремя уровнями регулировки софт-фокуса и недавно появившийся Minolta Smooth Trans Focus. Не говоря уже о специально спроектированном объективе Dreamagon, который обладает весьма интересным почерком, напоминающим старую масляную живопись.
В ассортименте фирмы Rodenstock имеется легендарный объектив Imagon, специально разработанный для съемки романтических портретов и пейзажей. Объектив позволяет создать вокруг довольно четко очерченного изображения некоторый мягкий контур, степень мягкости которого можно варьировать при помощи особой диафрагмы со специальными отверстиями в ней. Красивый смягчающий эффект достигается путем сознательного неполного исправления сферической аберрации, которая, в зависимости от желаемой степени смягчения, может давать больший или меньший вклад в формирование собственно изображения.

Надо отметить, что bokeh может быть качественно разным на разных значениях диафрагмы. Вообще, поведение оптики сильно меняется при диафрагмировании. Существует мнение, будто бы bokeh напрямую зависит от количества лепестков диафрагмы и степени их "скругленности". Вряд ли это утверждение соответствует действительности, так как известная мне оптика Hasselblad имеет всего лишь пять лепестков диафрагмы при очень приятном bokeh и фантастически красивой передаче объемности изображения.

Рисунок и пластика оптики

О каком-то объективе могут сказать, что он имеет "великолепный рисунок". Это также слабоформализуемое понятие, в чем-то может быть перекликающееся с такими понятиями, как bokeh или "пластика". В какой-то мере пластика оптики может быть охарактеризована, как способность разделять тончайшие оттенки одного и того же цвета (или серые тона в ч/б фотографии). Рисунок же – это более характер передачи резких линий и контуров. У высококлассной оптики происходит сочетание как бы несочетаемых вещей – тончайшие линии отчетливо и раздельно передаются, в то же время сохранены некоторые остаточные аберрации, создающие легкий ореол вокруг резких линий и как раз и обуславливающие характерный рисунок оптики.
Довольно часто владельцы самых дешевых зумов (печатающие фотографии 10х15 в минилабе) говорят о рисунке их оптики. Мне это кажется, скажем так, несколько странным. Так как, печатая в минилабе фотографии размером 10х15 вы вряд ли сможете увидеть рисунок вашей оптики, даже если он там есть. В большинстве же своем самая дешевая оптика вообще не имеет какого-то особенного выраженного "рисунка".
Как написано выше, на разных диафрагмах оптика ведет себя по-разному. Максимум пластики обычно проявляется на небольших значениях диафрагмы, а при закрытии последней (до определенного предела) объектив становиться резче и контрастнее. Кстати, даже если у оптики есть великолепный рисунок, то совсем необязательно, что он должен проявляться на любом снимке. Это зависит от ряда факторов, в частности, от контрастности сюжета. Особенно ярко достоинства оптики проявляются в черно-белой фотографии.

Немного о живописи

В очередной раз рассматривая произведения пейзажистов 19-го века в Третьяковской галерее, я заметил, что оптика от Zeiss сходным образом передает ощущение объема пространства. Это невероятно, но очень приятная пластика и воздух, такие реальные на полотнах художников, также присутствуют на некоторых снимках, сделанных оптикой Zeiss. Передача объема пространства также Быть может, разработчики оптики "учились" у живописцев взгляду на мир…

Монокль. Любителям изучать графики MTF посвящается

Надо сказать, что как-то так сложилось, что последнее время стало модно обсуждать и сравнивать графики MTF у разной оптики. Не может не радовать постоянно растущая грамотность наших фотолюбителей. Кстати, вы никогда не пробовали выбирать себе спутницу жизни только по росту и размеру обуви или любимое блюдо по количествам содержащегося в нем фосфора, кальция и витамина A? Надеюсь, что нет.
Разумеется, изучение графиков MTF дает нам некоторую информацию об объективе, но все же ничто не может лучше в полной мере охарактеризовать объектив, нежели выполненные с помощью него снимки. Графики MTF вам мало скажут о рисунке, пластике и bokeh оптики. Поэтому к графикам MTF (равно как и к результатам различных тестов) нужно подходить с осторожностью, и уж ни в коем случае увиденные где-то графики MTF не должны служить единственным основанием для покупки того или иного объектива.

А теперь познакомьтесь – монокль в его красе. Если построить график MTF монокля, то он будет просто неприлично "низок" по сравнению с любым, даже самым дешевым и некачественным объективом. Резкость и контраст очень малы. Разрешающая способность вблизи нуля. Сферическая аберрация и кома не исправлены. Наконец, непросветленная оптика очень плохо работает против света. Таков список "болезней" монокля. Однако, несмотря на все вышеперечисленные "недостатки", монокль в умелых руках способен творить самые настоящие шедевры. Необычайно мягкий и пластичный рисунок, красивые ореолы вокруг источников света – все это создает непередаваемое ощущение воздуха и объема на снимке. Так что красота лежит где-то совершенно в иной плоскости, нежели графики MTF, резкость, мультипросветление и тому подобные вещи. Красота - это гармония, которая или есть или ее нет, и совершенно неважно, каким способом она была достигнута.

Заключение

Очень надеюсь, что после прочтения этого материала у вас стало меньше вопросов насчет оптики вообще и Carl Zeiss в частности. Как мы видим, фирма Carl Zeiss стояла у самых истоков создания оптики, и у Zeiss было время, чтобы довести производство оптики до совершенства, как оптического, так и механического. Являясь очень консервативным производителем, Zeiss не делает плохих или посредственных объективов. Дизайн каждого объектива выверен на протяжении многих десятилетий и почти каждый объектив имеет свой особый "почерк" и "характер". За это оптика Zeiss любима многими. Однако, это совсем не значит, что имеет смысл покупать оптику только немецких производителей, так как и у других фирм есть очень интересные объективы. Главное, чтобы вам самим нравилась та оптика, которую вы используете, и не так уж важно, что на ней написано, Zeiss или Nikkor.
Еще раз напомню, что использование дорогой оптики (в том числе Carl Zeiss, Leica, Schneider, Rodenstock, Fujinon и так далее) имеет смысл при весьма серьезном подходе к делу, когда вы строго контролируете все стадии "производства" и ваши конечные шедевры печатаются вручную на дорогом профессиональном оборудовании. В противном случае вам лучше потратить деньги на что-то другое.
Желаю удачных снимков!

Итак, пришло время продолжать развивать тему о выборе фотоаппарата. Предыдущая статья оказалась очень востребованной среди читательской аудитории, породила много вопросов к ее автору, т.е. ко мне. Высказывалось множество пожеланий "расширить и углубить" освещение темы. Это натолкнуло меня на мысль написать продолжение в виде отдельной статьи, чтобы не раздувать уже без того объемную статью. Того, что было изложено ранее, в принципе, вполне достаточно, чтобы сделать свой выбор. Но если вы решили подойти к выбору фотоаппарата особенно тщательно и скрупулезно, эта статья для вас!

Сколько мегапикселей нужно для счастья?

Если вы смотрите фотографии только на экране, то для разрешения 1280 × 1024 (17-дюймовый монитор) вполне достаточно разрешения всего лишь 1.3 мегапикселя. Для печати разрешение требуется больше. Разрешение при печати измеряется в dpi (dots per inch - точек на дюйм). Приемлемым для печати 10 × 15 см (4" × 6") считается разрешение 300 dpi. Таким образом, чтобы обеспечить качественные отпечатки форматом 10 на 15 сантиметров, размер изображения должен быть 1772 × 1181, то есть 2.1 мегапикселя. Всего навcего!

Размер печати dpi Точек по горизонтали Точек по вертикали Мегапикселей
Фото в альбоме
10 × 15 см 300 1772 1181 2,1
13 × 18 см 300 2126 1535 3,3
20 × 30 см 300 3543 2362 8,4
Фото в рамке на стене
20 × 30 см 200* 2362 1574 3,7
30 × 40 см 200* 3149 2362 7,4
40 × 60 см 200* 4724 3149 14,9

* Фотографии в рамке на стене практически никогда не рассматривают с близкого расстояния (менее полуметра), поэтому разрешение может быть снижено.

Я думаю, из таблицы понятно, что для любительской съемки вполне достаточно разрешения 8-10 мегапикселей. Матрица разрешением в 14 мегапикселей в миниатюрной мыльнице стоимостью 3000 рублей - не более чем чистой воды маркетинг. Зачастую такое "сверхразрешение" у дешевых фотоаппаратов является интерполированным . Суть этой интерполяции - берется картинка разрешением c матрицы в 4-6 мегапикселей (а то и меньше) и программно растягивается до 14 мегапикселей и в таком виде сохраняется на флешку. Итог простой - качество печати 10 × 15 вполне приемлемое, но стоит увеличить формат печати до 20 × 30 см, качество здорово "просядет". Зато на корпусе будет гордая надпись - 14 мегапикселей, которая наверняка привлечет внимание покупателей. Весь расчет на то, что с таких аппаратов редко кто печатает фотографии большого формата.

Вывод - поскольку у современных фотоаппаратов разрешение матрицы давно перевалило за 10 мегапикселей, на этот параметр можно смело не обращать внимания.

Что лучше - зум или мегапиксели?

С одной стороны, вопрос лишен физического смысла, но с другой... Фотоаппарат с матрицей высокого разрешения предоставляет бОльшие возможности по кадрированию. Таким образом, можно вырезав из 10-мегапиксельной картинки центральный фрагмент размером в 4 мегапикселя, можно создать иллюзию "приближения".

Если представить, что полный кадр снят на фокусном расстоянии 18 мм, то 4-мегапиксельный кроп будет соответствовать фокусному расстоянию 35 мм (если у вас есть под рукой зеркалка, можете проверить - наведите объектив на картинку и подвигайте зум). Следовательно, 2-кратному увеличению фокусного расстояния (35 / 18 ~ 2) соответствует увеличение мегапикселей в 2,5 раза (10 / 4 = 2,5).

Можно, конечно прибегнуть к более сильному кропу, например, увеличить масштаб фотографии до 100% и вырезать фрагмент, но в этом случае будет существенно потеряна четкость.

Таким образом можно сделать вывод, что увеличенная "мегапиксельность" дает меньшее преимущество при кадрировании, чем увеличенное фокусное расстояние.

Почему линзы объектива имеют цветной оттенок

Объектив состоит из множества стеклянных оптических элементов. Особенно их много в объективах с переменным фокусным расстоянием. Как известно, стекло большую часть света пропускает через себя, но небольшой процент светового потока отражается, причем от каждой стеклянной поверхности. Этот отраженный свет отрицательно влияет на качество картинки, передаваемой объективом. В первую очередь страдает светосила объектива, контрастность и насыщенность картинки. Чтобы снизить степень этих переотражений, на оптические поверхности наносится тончайшая пленка просветляющего покрытия - она позволяет существенно снизить интенсивность отраженного света. Эта пленка придает объективу цветовой оттенок, как правило фиолетовый или зеленоватый.

Просветляющее покрытие довольно стойкое, но при небрежной эксплуатации объектива она со временем повреждается. Причем единичные сколы не так страшны, как мелкая сетка царапин, которую легко "нанести" на объектив при неправильной чистке.

Как правильно чистить оптику

Чистка оптики - процесс, требующий большой аккуратности. В результате неправильной чистки легко повреждается просветляющее покрытие объектива, что ухудшает его оптические характеристики.

Для этого процесса рекомендую приобрести в любом фотомагазине специальный набор, состоящий из груши, безворсовых салфеток и специальной жидкости или специального карандаша для чистки оптики. Для начала сдуйте при помощи груши крупные пылинки. Затем нанесите на салфетку чистящий раствор и очень аккуратно круговыми движениями протрите поверхность линзы объектива.

Не протирайте объектив обычными тканевыми салфетками, вы рискуете повредить просветляющее покрытие.

В качестве дополнительной степени защиты от загрязнения рекомендую приобрести прозрачный защитный фильтр. Его чистить гораздо проще, чем объектив, да и риск что-то испортить намного ниже. Даже если что-то получилось не так, стоимость нового фильтра 800-1000 рублей (диаметром 58 мм) - намного дешевле, чем новый объектив. Настоятельно не советую покупать дешевые китайские фильтры за 300-500 рублей. Как правило, они не имеют просветляющего покрытия из-за чего качество картинки может серьезно пострадать, особенно при съемке против солнца.

Какие аккумуляторы лучше - пальчиковые или "собственного формата"

При выборе компактного аппарата часто возникает вопрос, аппарату с какими элементами питания отдать предпочтение - с литий-ионным аккумулятором собственного формата, или с NiMH (никель-металлогидридными) пальчиковыми аккумуляторами? И те и другие аккумуляторы имеют свои достоинства и недостатки.

Основные преимущества никелевых аккумуляторов перед литиевыми

  1. Доступность - продаются практически в любом магазине бытовой техники и фототоваров. В крайнем случае, можно заменить обычными алкалайновыми батарейками. Даже через 5 лет, если возникнет необходимость замены аккумуляторов вы легко купите то что нужно. К тому времени литиевые аккумуляторы для "устаревших" аппаратов днем с огнем не сыщешь.
  2. Никелевые аккумуляторы лучше сохраняют емкость на морозе, чем литиевые.
  3. Никелевые аккумуляторы заряжаются при помощи отдельного зарядного устройства. Литиево-ионные аккумуляторы в ряде моделей заряжаются внутри фотоаппарата (при подключении его к зарядному устройству). В это время, естественно, фотографировать нельзя. Имея второй комплект пальчиковых аккумуляторов можно продолжать съемку, пока первый комплект заряжается.

Основные преимущества литиевых аккумуляторов перед никелевыми

  1. Отсутствие "эффекта памяти". Литиевый аккумулятор можно подзарядить при любом удобном случае, в то время как никелевые аккумуляторы рекомендуется заряжать только когда они полностью разряжены. В противном случае возможно временное снижение их емкости (до следующей зарядки).
  2. Литиевый аккумулятор как правило имеет бОльшую емкость, чем равный по цене набор никелевых.
  3. Литиевый аккумулятор намного компактнее. Именно по этой причине литиевые аккумуляторы используются в большинстве сверхкомпактных аппаратов.

Так что же выбрать - пальчиковые аккумуляторы или "собственного формата"? По большому счету, разницы нет. Это все равно что сравнивать автомобильные диски - литые и штампованные. Выглядят по-разному, а функцию выполняют одну и ту же. Причем сидя внутри машины вы не в состоянии определить, какие установлены диски, так как машина едет в большинстве случаев одинаково и с теми и с другими.

Количество элементов в объективе - чем больше тем лучше?

Эта характеристика почти всегда указывается в описании аппарата, но мало кто понимает, что она означает. Объектив состоит из набора линз разной формы. Линзы объединяются в блоки, называемые группами. Чем больше групп, тем больше вероятность того, что объектив будет давать качественную картинку с минимальными искажениями. Но, с другой стороны, при увеличении количества групп возрастают габариты объектива, его вес, стоимость. Кроме этого ухудшается светосила. Давайте вернемся к сравнению 2 аппаратов - Canon G3 и Canon S40. Они давно устарели, но дело не в этом. Это аппараты с одинаковыми матрицами, но разными объективами (похожую табличку я уже приводил ранее). Фотографии делались на предельных фокусных расстояниях (у G3 оно чуть больше, чем у S40):

Как видите, разница в конструкции - всего в 1-2 элемента, но какая разница в качестве картинки! В качестве примеров приведены фрагменты снимков в 100% масштабе. Обратите внимание, что объектив у Canon G3 гораздо "крупнее", чем у S40.

Разумеется, этот пример применим только для двух конкретных объективов. С другими объективами ситуация может быть иная, но данный пример подтверждает, что чем больше размер объектива и чем больше в нем оптических элементов, тем лучшую картинку он сможет дать (разумеется, если конструкторы смогли полностью реализовать потенциал этой оптической схемы).

Для чего нужны асферические элементы?

Асферические элементы применяются для снижения сферических аббераций. Суть этого эффекта состоит в том, что световые лучи, проходящие через разные участки линзы, фокусируются не в одной плоскости, и изображение становится нерезким. По сути дела, проявлением сферической абберации является падение разрешающей способности от центра кадра к периферии, а также специфическое боке (рисунок размытия в зоне нерезкости). Вот два примера фотографий, сделанных с объективом Гелиос-44М (без асферических элементов) и Canon EF 50mm/1.8 (с 1 асферическим элементом).

Если рассматривать пример с точки зрения художественности на предмет "что лучше", мнения могут разделиться, но с технической точки зрения, изображение даваемое объективом с асферическим элементом более совершенно.

Стеклянные асферические линзы дороги в производстве, поэтому используются только в очень дорогих объективах. В объективах подешевле используются асферические линзы из оптической пластмассы. Пластмассовые линзы намного дешевле стеклянных и по своим оптическим качествам не уступают многим стеклянным. Отрицательными свойствами пластиковых линз является вероятность их помутнения от старения (правда на это может занять не один десяток лет), а также невозможность нанесения на них многослойного просветляющего покрытия.

Что такое низкодисперсные элементы?

Дисперсия, если кто забыл - это оптическое явление, вследствие которого при прохождении света из одной среды в другую (из воздуха в стекло, или наоборот) преломление пучков света разных цветов происходит под разными углами. Когда свет проходит через объектив, он многократно преодолевает границы сред (количество линз, умноженное на два). В следствие этого возникают хроматические абберации - цветные окантовки вокруг объектов.

Для подавления хроматических аббераций используются низкодисперсные элементы - линзы, выполненные из особого стекла, которое преломляет одинаково свет с разной длины волны. Чем больше в объективе используется низкодисперсных элементов, тем меньше он подвержен хроматическим абберациям.

Наиболее склонны к хроматическим абберациям объективы с большим диапапазоном фокусных расстояний (суперзумы). Низкая цена и компактные размеры еще сильнее усугубляют ситуацию. Имейте это в виду, приобретая фотоаппарат с 20-кратным зумом за 400 долларов.

Правда ли, что оптика от Carl Zeiss лучшая?

Недавно наткнулся на обзор новой 16-мегапиксельной камеры размером чуть больше спичечного коробка, в котором в восторженных выражениях описывалось, какое качество фотографий она дает благодаря "лучшей в мире оптике" от Carl Zeiss. Причем объектив диаметром в 10-копеечную монету.

Вы верите в чудеса? Нет? Правильно делаете. Сейчас многие производители фотоаппаратов используют оптику сторонних производителей, зачастую именитых - Carl Zeiss, Leica и т.д. Естественно, это указывается на его корпусе и в рекламных буклетах (с добавлением слов "безупречное качество", "непревзойденная четкость" и т.д.). Но маркетологи порой лукавят - они не говорят о том, на сколько процентов этот объектив "цейсовский". Если объектив состоит из 5-10 линз, то в лучшем случае 2 из них будут "цейсовскими" (причем сделанными далеко не в Германии, а в Китае). Остальные же линзы - "родные". Такой объектив не имеет практически никаких преимуществ перед аналогичными по характеристикам объективам от того же Canon или Nikon.

"Настоящая" цейсовская оптика доступна лишь для зеркалок и то в очень ограниченном количестве. Большинство цейсовских объективов неавтофокусные, с фиксированным фокусным расстоянием. Стоимость объектива неавтофокусного CARL ZEISS 1.4/50 PLANAR T* ZF.2 составляет 25000 рублей. Широкоугольник CARL ZEISS 2/28 Distagon T* ZE стоит более 40.000 рублей.

Это действительно очень качественные стекла. Пример фото, сделанного объективом 2/28 приведен ниже:

Обратите внимание, насколько этот объектив устойчив к контровому свету - солнце светит прямо "в лицо", но в кадре нет ни одного зайчика!

Почему объектив дает лучшую резкость только с прикрытой диафрагмой?

При полностью открытой диафрагме объектив "мылит" картинку из-за аббераций - хроматических и сферических. При зажатии диафрагмы этот эффект снижается и картинка становится более резкой. Однако, при дальнейшем закрытии диафрагмы резкость снова начинает снижаться. В чем дело?

При сильном зажатии диафрагмы возникает эффект дифракции - лучи света огибают края диафрагмы, чуть изменяя при этом свое направление. Таким образом изображение "идеальной точки" превращается в размытое по краям пятнышко.

Чем меньше размер пикселя, тем больше дифракция может подпортить картинку. Из этого следует вывод - чем меньше размер пикселя, тем меньший в нашем распоряжении диапазон "рабочих" диафрагм. Больше всего дифракционному размытию подвержены мыльницы с маленькими матрицами (1/2.3" и меньше), в которые производитель "впихнул" большое количество мегапикселей, и площадь пикселя получается меньше, чем площадь "пятна нерезкости", возникающего из-за дифракции.

Что касается размера отверстия диафрагмы, здесь тоже не все так просто. При равном числе F диаметр отверстия у мыльницы в несколько раз меньше, чем у зеркалки. У мыльницы размер отверстия при диафрагме F2.8 примерно равен зеркалочному при F8.

Посмотрите картинки, приведенные ниже. Это результат тестирования объектива Canon EF 50mm/F1.8 II (приведены 100% кропы).

Диафрагма 1.8:

Диафрагма 4:

Диафрагма 8:

Диафрагма 11:

Диафрагма 16:

Диафрагма 22:

Как видите, рабочий диапазон диафрагм лежит в пределах F4 - F11. При полностью открытой и полностью закрытой диафрагме картинка становится "мягкой", в первом случае - из-за аббераций, во втором случае - из-за дифракции.

С мылницами все сложнее. Как уже говорилось раньше, при равном числе F (светосила) размер диафрагменного отверстия примерно в 3 раза меньше, чем у зеркалки (если рассматривать мыльницу с матрицей 1/2.3"). Из этого следует вывод, что зеркалочной диафрагме 11 (это своеобразное граничное значение, после которого начинает проявляться дифракция) соответствует мыльничная диафрагма всего лишь 3.7 - для многих объективов это предельное значение светосилы!

Вывод печальный, особенно, для владельцев современных мыльниц - сколько бы мегапикселей не было, "идеальной" резкости вы не добьетесь. Ее "съедят" либо абберации при открытой диафрагме, либо дифракция. Причем, чем больше мегапикселей, тем более узким диапазоном "рабочих" диафрагм мы располагаем.

Для чего нужна бленда?

Бленда - это насадка на объектив, по форме напоминающая раструб.

Основное назначение бленды - снизить нежелательную засветку передней линзы объектива, из-за которой снижается контрастность и изображение выглядит белесым. Бленда спасает в том случае, если съемка ведется в контровом свете, но сам источник света не попадает в кадр. Вот пример:

Для лучшей эффективности бленда изнутри должна иметь матовое покрытие. Если покрытия нет, то толку от такой бленды будет немного - свет, отраженный от внутренней поверхности бленды будет попадать в объектив.

Любители фото- и видеосъемки при выборе оборудования большое внимание уделяют оптике, от которой во многом зависит качество фотографий и видео.

Лучшим выбором в этом случае являются продукты Carl Zeiss. Чтобы обосновать утверждение, рассмотрим историю фирмы и перечень товаров, которые она производит.

С чего начиналась оптика Zeiss?

Название корпорация получила в честь основателя, который в 1846 году учредил предприятие по созданию объективов для микроскопов, но в дальнейшем ассортимент значительно расширился. Особенностью немецкого производителя были отличные характеристики продукции, которые обеспечивались внедрением самых современных технологий и сотрудничеством с ведущими учеными своего времени. В частности, большой вклад в развитие компании внес химик Отто Шот. Благодаря сотрудничеству с учеными было разработано антибликовое покрытие, без которого сегодня невозможно представить оптику. Кроме того, фирма впервые стала использовать практику MTF, с ее помощью можно оценить качество изображения, сейчас эта технология – стандарт в отрасли.

Переломным моментом стала Вторая мировая война, после которой производство оказалось раздробленным: часть находилась на территории ГДР, а другая – в ФРГ. Однако после воссоединения Германии работа продолжилась в прежнем режиме.

Перечень товаров

За многолетнюю историю с конвейера предприятия сходили:

  • Praktica и Contax;
  • линзы Zeiss для очков;
  • контактные линзы;
  • объективы для камер.

Последние широко используются в гаджетах Sony, Kyosera и других японских корпораций. Данная продукция признана эталоном. Подтверждением служит тот факт, что объектив Карл Цейс получил широкое распространение не только в гражданской, но и в космической сфере. В частности, компания изготавливала модель под заказ для NASA, контракт обошелся американскому космическому агентству в 1 млн долларов.

Если говорить о гражданской сфере, помимо профессиональных камер, немецкая оптика установлена на многих современных смартфонах. Таким образом, производитель со временем не только не утратил позиции на рынке, но и продолжает активно развиваться.