Клейма 23 мм гильз зенитных установок. Военная история, оружие, старые и военные карты

Поводом для создания 23 мм боеприпаса стал тот факт, что установленные в 1937 году на самолетах Ла-5 20-мм авиапушки ШВАК перестали справляться с новыми задачами по бронепробиваемости. Поэтому в конце 1930 годов одновременно в нескольких конструкторских бюро испытывались опытные авиапушки калибром 20 мм и 23 мм. Главное внимание уделяли 23 мм авиапушкам, более перспективным в сравнении с 20 мм системами ШВАК. Главные работы по 23 мм пушкам и боеприпасам вело ОКБ16 (пушка МП-6) и ЦКБ14, под руководством конструкторов Волкова и Ярцева. Пушка созданная в ЦКБ-14 названа по первым буквам фамилии создателей - ВЯ (Волков-Ярцев). И МП-6 и ВЯ разработаны в конце 30х годов, имели схожие харакетеристики но опытные стрельбы в НИИАВ ВВС выявили недостатки в конструкции пушки МП-6 и в 1940 году комиссия оставляет на доработку и принятие на вооружение систему ВЯ. В боекомплект пушки 23 мм пушки ВЯ приняты патроны с осколочно-фугасными, осколочно-фугасными трассирующими и бронебойно-зажигательными снарядами.

Гильза патрона 23х152В изготовлена из латуни и имела бутылочную форму с буртом выше проточки для фиксации в патроннике пушки (Патроны к пушке МП-6 не имели бурта).
Снаряд в гильзе фиксировался двойной накаткой в области дульца. Ранние выпуски патронов с бронебойно-зажигательным снарядом имели дюралиевый баллистический колпачек, в котором помещался зажигательный состав. Колпачек имел резьбу с помощью которой фиксировался в снаряде. В ходе модернизации патроны с бронебойно-зажигательными снарядами получили стальной штампованный из жести колпачек, который фиксировался путем кругового обжима в проточке корпуса снаряда. Зажигательная шашка располагалась между сердечником и корпусом снаряда.


23 мм патрон с бронебойно - зажигательным снарядом раннего выпуска


23 мм патрон с бронебойно - зажигательным снарядом более позднего выпуска


23 мм патрон с осколочно-фугасным снарядом, снаряженный взрывателем К-20


Патрон 23х152 мм с осколочно-фугасным трассирующим снарядом к авиационной пушке МП-6. Снаряды комплектовались взрывателем К-20, в донной части имелась втулка с трассирующим составом.


23 мм патрон с осколочно-зажигательным трассирующим снарядом, снаряженный взрывателем К-20


23 мм патрон с осколочно-зажигательным снарядом к зенитной установке ЗУ-23 и её модификаций


23 мм патрон с бронебойно-зажигательным трассирующим снарядом к зенитной установке ЗУ-23 и её модификаций

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наша армия столкнулась с двумя печальными обстоятельствами: практически полным отсутствием и зенитных установок. Нет, в охране аэродромов они были, но охранять войсковые колонны на марше зачастую было попросту нечем. Как результат - долгое, почти трехлетнее господство фашисткой авиации в воздухе и огромные потери в технике и живой силе.

Именно поэтому в послевоенные годы на развитие были брошены лучшие научно-технические кадры СССР. Результатом их работ, в том числе, стала зенитная установка ЗУ-23-2, появившаяся в результате модернизации простой ЗУ-23. На вооружении она стоит вот уже более 50 лет, а ее дальнейшее ее развитие, в результате которого появилась спаренная (пушечно-ракетная) ЗУ-30, не оставляет сомнения в исключительной удачности самой идеи.

Как она появилась?

Итак, после Великой Отечественной вся система зенитного вооружения подверглась полному пересмотру и реорганизации. Сразу было постановлено, что 25-мм пушки, вследствие их избыточного веса, пригодны исключительно для флота. Эффективность же популярного в то время 37-мм калибра оказалось явно недостаточно для выполнения специфических «сухопутных» задач.

Но в то же время войска настоятельно требовали мелкокалиберную автоматическую пушку по примеру тех, которые во время войны устанавливались на штурмовиках. Собственно, за основу как раз-таки и было взято орудие от легендарного Ил-2. Заметим, что существующие ныне многие тысячи зенитных установок ЗУ-23-2 и 20-мм их аналоги стали не менее известны, чем пушки их далекого «предка».

Уже в 1955 был представлен проект зенитного 23-мм автомата 2А14. Инженеры предложили две конфигурации: одиночную и спаренную. Последняя сразу имела повышенный приоритет, а потому была изготовлена сразу в трех вариантах. Все разновидности имели только ручной вариант привода, оснащались стандартным зенитным прицелом ЗАП-23.

Комиссия постановила, что модель ЗУ-14 наиболее полно отвечает всем требованиям военных. Именно ее в 1959 году «прогнали» по всем этапам общевойсковых испытаний в нескольких военных округах. Ее приняли на вооружение в 1960 году, дав наименование ЗУ-23. Производством занимался завод № 535. Следует отметить, что дальнейшее устранение всех выявленных недостатков и «детских болезней» заняло 10 лет, после чего на свет появилась установка зенитная установка ЗУ-23-2.

Конструктивные особенности

Автоматика работает за счет энергии отводимых пороховых газов. Затвор клинового типа, запирание ствола осуществляется посредством упора его «выростов» в вырезы ствольной коробки. Удачная конструкция креплений ствола позволяет осуществить его замену в боевой обстановке всего за 15-20 с. Также очень удачными оказались приводы горизонтальной и вертикальной наводки, снабженные пружинными амортизационными устройствами.

Оператор тратит очень мало времени для точной наводки на цель. Если посмотреть на описание ЗУ-23-2, которое приводит официальный производитель этих установок, то там можно найти сведения, что тренированный расчет может осуществить наводку на цель всего за 5-15 секунд. И это при условии использования механических средств коррекции! В случае, когда в распоряжении солдат имеется модернизированная ЗУ-30М с оптико-электронными системами, захват и сопровождение объекта выполняются практически мгновенно.

На противоположную сторону стволы можно перевести всего за три секунды! Боепитание - ленточного типа. Лента используется металлическая, стандартный размер - 50 патронов, которые уложены в металлическую коробку, позволяющую в кратчайшие сроки осуществить перезарядку орудия. Каждый такой бокс с лентой и патронами весит без малого 35,5 кг. Платформа для установки - шаровая, снабженная тремя винтовыми домкратами. С их помощью зенитная установка ЗУ-23-2 надежно крепится в боевом положении.

Платформа снабжена буксировочным выступом. В походном положении установка встает на два колеса от автомобиля ГАЗ-69. Имеется торсионная подвеска, служащая для минимизации вероятности повреждения орудия при его транспортировке по пересеченной местности. Это немаловажное обстоятельство, так как в местах интенсивных боестолкновений более-менее нормальные дороги остаются крайне редко.

Наведение, стрельба по разным видам целей

Наводка ЗУ-23-2 осуществляется посредством использования уже упомянутого выше прицела ЗАП-23. Текущую дальность до цели можно вводить в диапазоне до 3000 метров. Это справедливо при курсовом направлении 00 и путевой скорости сопровождаемого объекта до 300 м/с. Прицел позволяет очень точно выставлять требуемое упреждение, что благотворно сказывается на вероятности уничтожения обстреливаемого летательного аппарата.

При стрельбе по наземным объектам те же поправки могут вноситься на дистанции вплоть до 2000 метров. В некоторых случаях (опытный расчет) дальность может быть определена «вручную», но обычно для этого пользуются помощью стереодальномера. Все прочие данные оператор вводит на глаз. Особенно важны углы цели и ее азимут. Из-за этого зенитная установка ЗУ-23-2 (ТТХ ее мы приводим в статье) очень «требовательна» к наличию хорошо обученного расчета.

Особенностью этой зенитки было то обстоятельство, что в конструкцию штатного прицельного комплекса ЗАП-23 входит прицел для наземных целей Т-3. Заметим, что у него имеется независимая линия визирования.

Преимущества зенитной установки

Как ни странно, но зенитная установка ЗУ-23-2 знаменита вовсе не своими «воздушными» талантами, а вполне себе наземным применением. Во всех локальных конфликтах последних лет оказалось, что это орудие идеально подходит в качестве основного ударного средства мотострелковых рот, так как ничего более подходящего у них просто нет. Во-первых, ЗСУ может быть практически мгновенно развернута в боевое положение. Во-вторых, с ее помощью столь же мгновенно могут быть подавлены все типы целей, находящихся на дистанции прямого выстрела (до километра).

Очень часто необходимость такого применения ЗУ-23-2 возникает при столкновениях с нерегулярными войсковыми формированиями противника, то есть в ходе контртеррористических операций. Увы, но за последние 20 лет они превратились в настоящий «модный тренд».

Прочие «изюминки» конструкции

Громадным преимуществом этой установки является то обстоятельство, что она не требует предварительной инженерной подготовки позиции. Достаточно только более-менее ровной поверхности. Тут следует учесть возможности винтовых домкратов, за счет которых можно даже уклон в 30 градусов превратить в идеальную плоскость. Это было особенно ценно в Афганистане и Чечне, где 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2 использовалась в горах.

Считается, что слаженный способен привести установку в боевое положение всего за 15-20 секунд. Из боевого в походное - за 35-40 секунд. На практике было доказано, что, в случае необходимости, ЗУ-23-2 может стрелять на ходу, находясь в походном положении. Конечно, кучность и точность при этом удовлетворительными назвать сложно, но для экстренного боя сгодится.

Отдельно нужно рассказать о прекрасной мобильности установки. На буксир ее может брать любой армейский автомобиль, так как даже в полностью снаряженном виде масса ЗУ значительно меньше одной тонны. По дорогам с твердым покрытием скорость перевозки может доходить до 70 км/ч, а на бездорожье - до 20 км/ч. Так что ЗУ-23-2, которой мы приводим, - на редкость «вездеходная» зенитка.

Весьма существенным преимуществом является также высочайшая ремонтопригодность. В конструкции использованы только самые простые и распространенные марки стали, так что организовать ремонт можно на любом предприятии, имеющем хотя бы самые примитивные станки и прочее оборудование.

Боекомплект, характеристика патронов

В стандартный боекомплект ЗУ-23-2 входят 23-мм патроны. Снаряды используются двух типов — БЗТ и ОФЗТ (ОФЗ). Первый - бронебойно-зажигательно-трассирующий. Производится он с цельной головной частью, масса которой составляет 190 г. Донная часть содержит заряд для трассирования, головная- зажигательный состав. ОФЗ, то есть осколочно-фугасные заряды, имеют головную часть массой 188,5 г. До 90-х годов ЗУ-23-2 (техническое описание установки приведено в статье) чаще всего использовала именно этот тип боеприпасов.

Взрыватель в обоих случаях используется марки В19УК (в ранних версиях - МГ-25). Его особенность заключается в наличии самоликвидатора, время его срабатывания - 11 секунд. Вне зависимости от марки снаряда, в качестве метательного заряда используется 77 грамм пороха марки 5/7 ЦФЛ. Заметим, что специально для создания данных боеприпасов сразу несколько отечественных НИИ занимались созданием новых типов порохов, которые бы имели максимальную энергоемкость и скорость сгорания.

Баллистические особенности боеприпасов

Общая масса патрона (вне зависимости от марки) составляет 450 г. Основные также одинаковы. Начальная скорость составляет 980 м/с, максимальная высота («потолок») - 1500 м, максимальная гарантированная дальность поражения - до 2000 м. Примечание: в настоящее время снаряды типа ОФЗ используются крайне редко, так как их боевое могущество современным требованиям не отвечает.

Во всяком случае, много нареканий зенитная установка ЗУ-23-2 (характеристики ее мы уже рассмотрели) заслужила во время обеих чеченских кампаний: оказалось, что снаряды ОФЗ очень плохо подходят для работы в городских условиях, так как обладают плохой пробивающей способностью.

Как правило, лента снаряжается по неписаному правилу: четыре снаряда ОФЗТ на один БЗТ. И еще. Взрыватель МГ-25, имевший массу недостатков, в настоящее время полностью заменен на В-19УК. Причины этого просты. Во-первых, его чувствительность к плотным поверхностям полностью аналогична таковой для предыдущей модели, но при этом взрыватель не детонирует при контакте снаряда с каплями дождя. Во-вторых, у него значительно лучше влагозащищенность.

Боевое применение

Впервые триумфальное использование ЗУ-23-2 произошло в ходе Афганской кампании. Они, за счет их малой массы, компактности, простоты транспортировки и убойности, были идеальны для накрытия малых групп отходящих моджахедов. Конечно, основную роль в этом исполняли «Шилки»…

Вот только самоходок на всех решительно не хватало. Сперва солдаты «полуподпольно» устанавливали «Зушки» в кузова грузовиков, следующих в составе войсковых колонн, а уж потом ЗУ-23-2 в этом амплуа получила официальное одобрение воинского начальства всех уровней. Особенно часто их начали монтировать на грузовиках Урал-375 и КАМАЗ. Тогда же было установлено, что пять зенитных установок ЗУ-23-2 могут надежно защитить воинскую колонну даже от многочисленной засады, буквально «покрошив» последнюю в кратчайшие сроки.

Дело в том, что БМП-1, с пушкой, имевшей мизерный угол подъема, стала эффективным средством обороны войсковых колонн от засад моджахедов в горах. Не обошлись без участия этого оружия и войны, развернувшиеся во многих регионах СССР сразу после распада страны. И сегодня зенитных установок ЗУ-23-2, фото которых есть в статье, полно во всех «горячих точках» мира. Из недавних событий стоит упомянуть вялотекущий украинский конфликт, в котором обе стороны интенсивно используют «зушки».

Причем и в этом случае спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 применялась исключительно для работы по наземным целям. Особой необходимости в подбитии летательных аппаратов в разгар военных действий у сторон противостояния уже не было (их просто не осталось), зато во время штурма укрепленных пунктов это оружие зарекомендовало себя с наилучшей стороны.

Современные модификации

Увы, но при всех своих достоинствах даже заявленная эффективность работы по воздушным целям невелика, составляя всего 0,023. Вероятность же попадания в современный летательный аппарат (за исключением разве что вертолетов) еще ниже, причем значительно.

Впрочем, заградительный огонь из этой установки своей актуальности не потерял, так как всего лишь пара попаданий выведут из строя практически любой летательный аппарат. Логичный выход - установка автоматических прицелов и систем сопровождения целей. Именно этим в настоящее время занимаются специалисты КБ Точмаш им. А. Э. Нудельмана. Их работы легли в основу появления новых зенитных установок ЗУ-23-2. Фото этих моделей отличить легко, так как на них присутствуют стартовые контейнеры зенитных ракет.

Преимущества модернизированных моделей

Кроме того, у модернизированных «зушек» имеются электромеханические моторы систем наведения, новейшие прицелы с подсветкой рабочей области, лазерный дальномер, позволяющий с точностью до метра определять расстояние даже в условиях плохой видимости. Для работы в ночное время система дополнительно может комплектоваться тепловизионными прицелами, которые точно засекают тепловое излучение вражеской техники за несколько километров. Теоретически это позволяет подбить даже современный боевой вертолет.

Из конструкции модернизированной зенитки был полностью исключен устаревший прицел ЗАП-23 с рабочим местом наводчика. Его место занял оптико-электронный модуль с дополнительными системами наведения и управления. Подольский разработчик утверждает, что в результате всех этих нововведений вероятность поражения цели возросла сразу в три раза. Но настоящим «хитом» стала модель ЗУ-30М, конструкция которой предусматривает установку контейнеров ПЗРК типа "Игла", Stinger или других, по желанию конечного заказчика.

Так что характеристики которой были рассмотрены нами в статье, дала начало развитию целому комплексу простых, эффективных и дешевых зениток. Будучи модернизированной, «зушка» еще не один год может использоваться по прямому назначению. Заметим также, что Польша, в «закромах» которой осталось немало таких зениток, самовольно занимается производством на их основе осовремененных образцов. Отечественных конструкторов сильно огорчает то обстоятельство, что поляки не соблюдают при этом авторского права.

Надеемся, что описанная нами зенитная установка ЗУ-23-2 и ее ТТХа оказались для вас интересны. Это оружие - прекрасный пример того, как изначально заложенный потенциал модернизации позволяет использовать зенитку времен холодной войны и поныне.

Пушка ПТБ-23 истребителя И-301

Описание

ПТБ-23 (Пушка Таубина-Бабурина), имевшая заводское обозначение МП-6 (мотор-пушка), принята на вооружение 16 ноября 1940 года. В небольших количествах производилась и испытывалась на самолётах ЛАГГ, штурмовике БШ-2 (Ил-2). Должна была стать основной пушкой новых боевых самолетов, но по причине недоведённости конструкции в крупномасштабное производство не пошла. Пушка работала по принципу отдачи ствола при его коротком ходе, питание патронами осуществлялось из механизированного магазина вместимостью 81 патрон. Патроны снаряжались в 9 обойм по 9 снарядов в каждой, которые, по мере расходования, заменялись новыми с помощью специального привода.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Пушка ПТБ-23 (видна обойма на 9 снарядов)

Пушка ПТБ-23 с магазином на 81 снарядов

  • Калибр: 23-мм
  • Снаряд: 23×152 мм
  • Принцип действия: отдачи ствола при его коротком ходе
  • Масса пушки: 42.8 кг
  • Темп стрельбы: 600-610 выстрелов/мин
  • Длина: 2455 мм
  • Длина ствола: 1361 мм
  • Начальная скорость снарядов: 870-890 м/с
  • Масса патрона, г: 450 г
  • Боезапас: 81 снаряд
  • Вес секундного залпа: 2.27 кг

Состав лент

Cнаряд пушки ПТБ-23 (третий справа) в сравнении с другими снарядами

Для данной пушки доступны следующие следующие ленты :

Технические характеристики снарядов приведены в следующей таблице:

Применение в бою

ПТБ-23 - мощная и эффективная пушка для борьбы против любых типов самолётов. Обладает отличными боевыми характеристиками и универсальным применением: способна очень эффективно сбивать истребители и бомбардировщики, а также поражать бронебойными снарядами лёгкие танки и некоторые средние (в крышу, бок, корму), небронированные цели типа ЗСУ и открытых САУ хорошо уничтожаются и осколочными снарядами. Осколочный снаряд обладает отличной начальной скоростью (900 м/с), что позволяет точней стрелять и попадать в цель. Осколочные снаряды обладают мощнейшим фугасным и осколочным действием, быстро отрывая части самолётов.

Пушка имеет комфортную скорострельность в 600 в/мин, позволяющая хорошо поражать цели и экономить патроны (стреляя короткими очередями по 2-3 выстрела). Пушка по мощности на голову лучше пушки ШВАК, и аналогична пушке ВЯ-23 (штурмовика Ил-2), будучи легче её. Единственный недостаток - боезапас на 81 снаряд. Но учитывая мощь и хорошую начальную скорость снарядов это не кажется так уж мало. Если научиться экономить снаряды (стрелять точно и короткими очередями), применять пушку против особо опасных и крупных целей, то боезапаса должно хватать. Против самолётов рекомендуется лента Универсал - максимально наполненная мощными осколочными снарядами, отлично действующими против самолётов.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Яков Григорьевич Таубин: советский конструктор артиллерийского вооружения, главный конструктор ОКБ-16, создатель пушки ПТБ-23

Михаил Никитич Бабурин: заместитель главного конструктора ОКБ-16 Я.Г.Таубина. Создатель пушки ПТБ-23

Магазин на 81 снарядов

Мотор-пушка МП-6 в двигателе М-105

В начале 1938 г. был разработан новый 23-мм патрон с высокой начальной скоростью снаряда в 900 м/с, разработку авиационной автоматической пушки под него поручили ОКБ-16. Параллельно такая же задача была поставлена тульскому ЦКБ-14.

В ОКБ-16 работу над 23-мм автоматической пушкой возглавил ведущий конструктор М. Н. Бабурин, в его группу вошли А. Э. Нудельман, А. С.Суранов, В.Л.Таубкин, П. И. Грибков и др. Общее руководство работами осуществлял Я. Г. Таубин. В основу пушки легла конструкция автоматического гранатомета, что помогло спроектировать её достаточно быстро.

Мотор-пушка, т.е. предназначенная для установки в развале цилиндров двигателя водяного охлаждения получила заводское обозначение МП-3. Она работала по принципу отдачи ствола при его длинном ходе, питание патронами осуществлялось из механизированного магазина вместимостью 81 патрон. Патроны снаряжались в 9 обойм по 9 патронов в каждой, которые, по мере расходования, заменялись новыми с помощью специального привода. Особенностью системы был низкий темп стрельбы - около 300 выстр./мин. Но ВВС требовали темпа 600 выстр./мин, и усовершенствованная пушка, имевшая нужный темп стрельбы, получила обозначение МП-6. Она имела небольшой вес (около 70 кг) и была компактной, что привлекло авиаконструкторов, рассчитывавших вооружить свои новые машины мощными и лёгкими пушками Таубина.

Тем временем в начале 1940 г в ЦКБ-14 были готовы 23-мм пушки конструкции Салищева и Галкина (СГ) и Волкова и Ярцева (ВЯ). Эти пушки имели автоматику с отводом пороховых газов и ленточное питание, темп стрельбы около 550-650 выстр./мин. В октябре 1940 г. пушка МП-6 поступила на полигонные испытания в НИИ АВ ВВС РККА (г. Ногинск), где её установили на германском самолете «Мессершмидт-110». МП-6 проходила испытания параллельно с газоотводной пушкой ВЯ. Достоинство магазинного питания пушки МП-6 полигон посчитал не очевидным по многим причинам. Что очень важно - установка МП-6 в крыле требовала прикрытия её специальным обтекателем, ухудшающим аэродинамику. И если по массогабаритным характеристикам МП-6 и ВЯ были соизмеримы, то по безотказности и живучести преимущество находилось на стороне ВЯ (0,05% задержек и 0,1% поломок, по сравнению с 0,21%/0,62% у МП-6), а главное - магазинное питание МП-6 совершенно не годилось, требовалась её переделка под ленту.

Цикл испытаний МП-6 ещё не был завершён (она не прошла стрельбу на живучесть в объеме 10 000 выстр.), их результаты по ряду пунктов внушали тревогу, когда постановлением №423сс Комитета обороны от 16 ноября 1940 г. её приняли на вооружение ВВС РККА. А уже 20 ноября за разработку пушки Я.Г.Таубин и его заместитель М.Н.Бабурин были награждены орденами Ленина - высшей наградой СССР. С ноября 1940 г. начался процесс организации серийного производства пушек МП-6. Пушка принималась на вооружение с магазинным питанием, но с самого начала было ясно, что необходим её перевод на ленточное питание. Складывалась странная ситуация: заводы начинают осваивать производство пушки с магазином, а параллельно с этим с середины декабря 1940 г. ОКБ-16 в авральном порядке дорабатывает пушку под ленту. В этой работе Таубина с одной стороны «подгонял» Нарком вооружения Б.Л.Ванников, с другой - конструктор штурмовика БШ-2 (ЦКБ-55) С.В.Ильюшин, нуждающийся в доработке места для пушки в крыле самолета.

В середине октября 1940 г. С. В. Ильюшин запросил у Таубина значение усилия отдачи его пушки для его учёта при проектировании штурмовика БШ-2. Таубин заявил, что МП-6 имеет отдачу в 2200 кгс. Но проведенные в ЦАГИ исследования показали, что её значение более чем в 2 раза больше, чем заявлено Таубиным. С 10 по 22 января состоялись сравнительные испытания пушек ВЯ и МП-6 с ленточным питанием на двух БШ-2 и обе пушки прошли их успешно. И хотя ВЯ имела значение отдачи примерно в 4000 кгс, Ильюшин выбрал для своего штурмовика именно ее, как более отработанную и имевшую меньшую отдачу.

Пушка МП-6 должна была устанавливаться также на истребителе ЛаГГ-3. К весне 1941 г. выяснилось, что из-за значительной отдачи МП-6 в месте её соединения с двигателем М-105П образуются трещины, и пушку можно использовать только при условии усиления его картера. Налицо был срыв задачи по вооружению пушками современных истребителей. В то время это оценивалось как явное вредительство. Тогда нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин, спасая положение, пошёл на самоуправство - разрешил изготовление моторов М-105П с усиленным картером, не согласовав, этот шаг с Правительством, Совнаркомом и ЦК ВКП(б). Когда информация о самоуправстве Шахурина дошла до Сталина, нетерпимо относившегося к нарушениям регламента, последовало незамедлительное наказание. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 4 марта 1941 г. А. И. Шахурин был обвинён в несогласованном утяжелении мотора М-105 в целях его приспособления к пушке Таубина и предупреждён, что в дальнейшем за подобные действия последует более строгое взыскание. Но «жертва», принесённая Шахуриным, оказалась напрасной - 12 апреля в ходе очередных испытаний ЛаГГ-3 с усиленным картером мотора и МП-6 - крепление пушки снова было сорвано отдачей. В ходе этих испытаний МП-6 из первой серийной партии завода №66 показала себя крайне ненадёжной - задержки возникали в среднем одна на 15 выстрелов (у пушки ШВАК - одна задержка на 220 выстр.), часто случались поломки. Испытывавшиеся одновременно с МП-6 на том же истребителе пушки ВЯ и СГ тоже вели себя «не ах» - возникло немало задержек, поломок и даже несколько случаев выстрела при незапертом канале ствола, но положение этих пушек, не вызывало особой тревоги. Ведь они были опытными, а МП-6 являлась серийной.

Патрон с ОФЗ снарядом предназначен для поражения воздушных и наземных небронированных целей, легкоуязвимой техники, неукрытой живой силы на наклонных дальностях до 2500 м стрельбой из зенитных установок ЗУ-23, ЗСУ-23-4 «Шилка» (максимальная горизонтальная дальность – 2000 м, потолок – 1500 м) .

Разработан ФГУП «ФНПЦ «Прибор»

Характеристики :
Калибр......................................................................................23 мм
Марка ВВ..................................................................................А-IX-20
Марка взрывателя...............................................................В-19У или В-19УК
Марка пороха...........................................................................5/7Цфл
Масса патрона............................................................................440 г
.........снаряда............................................................................184 г
.........ВВ....................................................................................18,5 г
.........пороха...............................................................................77 г
Начальная скорость...................................................................980 м/с
Среднее максимальное давление пороховых газов.......................2925 кг/см3
Срок сохраняемости...................................................................35 лет

Описание :
Патрон с ОФЗ снарядом состоит из снаряда, гильзы, боевого заряда и капсюля-воспламенителя КВ № 3. Снаряд своей запоясковой частью входит в гильзу и закрепляется в ней обжимом дульца гильзы в две канавки на запоясковой части снаряда.

ОФЗ снаряд состоит из корпуса с медным ведущим пояском, запрессованного в камору корпуса разрывного заряда из А-IX-20 и головного взрывателя В-19У.
На корпусе снаряда имеется одно центрирующее утолщение, которое служит для центрирования снаряда при движении по каналу ствола. На цилиндрической запоясковой части корпуса находятся две кольцевые канавки, в которые обжимается дульце гильзы.
Ведущий поясок из меди запрессован в кольцевую канавку на корпусе снаряда. Он служит для придания снаряду вращения в целях обеспечения устойчивости его полета и препятствует прорыву пороховых газов в сторону дульного среза.
В головной части корпуса снаряда нарезано очко для ввинчивания взрывателя. Внутри корпуса снаряда имеется камора, в которую помещен разрывной заряд.
Разрывной заряд из взрывчатого вещества А-IX-20, запрессованного в корпус снаряда, в передней своей части имеет углубление, в которое входит капсюль-детонатор взрывателя.
Головной взрыватель В-19У ввинчивается в очко корпуса снаряда на шеллачном (или шеллачно-канифольном) лаке и закрепляется кернением в двух диаметрально противоположных точках корпуса снаряда.

Взрыватель В-19У
Взрыватель служит для разрыва снаряда у цели и самоликвидации снаряда.
Взрыватель безопасен при стрельбе в условиях дождя.
Взрыватель В-19У – головной, ударно-замедленного действия с дальним взведением и самоликвидатором.
Взрыватель состоит из ударно-предохранительного механизма, воспламенительного механизма, механизма замедления, детонирующего устройства и самоликвидатора, собранных в корпусе 2.
Ударно-предохранительный механизм состоит из двух шариков 3, которые удерживаются от выпадания наконечником 1, жала 4, спирали 5, фиксатора 8, жесткого предохранителя – звездки 7 и оседающего кольца 6.
Воспламенительный механизм состоит из бокового жала 21, пружины 20, капсюля-воспламенителя № 1 19 и чашечки 18.
Механизм замедления, помещенный в центральной части втулки 11, состоит из капсюля-воспламенителя КВ-3В 10, картонного кружка 12, предохранителя 13 и дросселя 15.
Детонирующее устройство включает капсюль-детонатор 17 и резьбовую втулку 16.
Самоликвидатор состоит из пиротехнических составов, запрессованных в кольцевую канавку на верхнем торце втулки 11 и в два вертикальных канала, один из которых соединен с каналом воспламенительного механизма, а другой, в конце которого помещен усилитель 24, соединен через дроссель 15 с капсюлем-детонатором 17. В донную часть первого канала запрессован воспламенительный состав 23.

Действие взрывателя
При выстреле под действием сил инерции от линейного ускорения снаряда в канале ствола автомата оседающее кольцо 6 продавливает лапки звездки 7, оседая в выточку фиксатора 8, и освобождает спираль 5, которая под действием центробежных сил начинает разворачиваться.
Одновременно в момент выстрела под действием инерционных сил капсюль-воспламенитель № 1 19 оседает, сжимая пружину 20, и накалывается о жало 21. Луч огня от капсюля-воспламенителя № 1 19 через соединительное отверстие зажигает воспламенительный состав 23, который в свою очередь зажигает медленно горящий состав 22.
На полете снаряда в воздухе на расстоянии 3-80 м от дульного среза заканчивается процесс разворачивания спирали 5.
Когда спираль 5 полностью развернется и освободит путь жалу 4 к капсюлю-воспламенителю КВ-3В 10, взрыватель взведен. Продолжается горение медленно горящего состава самоликвидатора.
Шарики 3 с жалом 4 при полете снаряда в воздухе удерживаются в крайнем верхнем положении в результате действий на них центробежных сил, сил набегания и от нутации снаряда.
При встрече снаряда с преградой под действием реакции преграды наконечник 1 обжимается и шарики 3 перемещают жало 4, которое накалывает капсюль-воспламенитель КВ-3В 10. Луч огня от капсюля-воспламенителя, пробивая расположенный под ним предохранитель 13, через отверстие во втулке 11 и отверстия в дросселе 15 проникает к капсюлю-детонатору 17, действие которого вызывает детонацию взрывчатого вещества и разрыв снаряда.
Время, в течение которого луч огня от капсюля-воспламенителя проходит через замедлитель к капсюлю-детонатору, обеспечивает необходимое замедление в действии снаряда у цели с тем, чтобы он разорвался за преградой.
Если встречи снаряда с целью не было, то после выгорания медленногорящего состава в вертикальных каналах и кольцевой запрессовке втулки 11 и срабатывания усилителя 24 происходит действие капсюля-детонатора 17, которое вызывает детонацию взрывчатого вещества и разрыв снаряда на полете (самоликвидация).
Разрыв снаряда от самоликвидатора происходит через 5-11 с после выстрела.
Модификацией взрывателя В-19У является взрыватель В-19УК, который имеет время самоликвидации 5-8 с, что обеспечивается запрессовкой во втулку самоликвидатора медленногорящих составов других марок.
В остальном устройство и действие взрывателя В-19УК аналогично взрывателю В-19У.

Гильза
Гильза служит для соединения элементов патрона, а также для обтюрации пороховых газов при выстреле и для предохранения патронника ствола от разгара.
Гильза предохраняет боевой заряд от воздействия атмосферных влияний и от механических повреждений при хранении, транспортировании и обращении.
Гильза – стальная, однократного использования.
По наружному виду в гильзе различают: дульце, скат, корпус, буртик, фланец, кольцевую проточку, дно.
Для предохранения гильз от коррозии при долговременном хранении внутренняя и наружная поверхности гильзы фосфатируются и лакируются специальным лаком.

Боевой заряд состоит из пироксилинового пороха марки 5/7Цфл; порох помещается в гильзе россыпью. Примерная масса заряда 77 г.

Капсюль-воспламенитель КВ № 3.
Капсюль-воспламенитель КВ № 3 представляет собой оболочку 1 с кружком 2, изготовленные из латунной ленты. Кружок 2 служит для увеличения прочности дна капсюля. В оболочке имеется снаряженная наковаленка 4 с капсюлем 3 и запрессованным зарядом воспламенительного состава 5, покрытого сверху латунной чашечкой 6. Сверху этой чашечки положена обтюрирующая латунная чашечка 7 с отверстием. Капсюль-воспламенитель запрессовывается в очко гильзы и кернится по окружности.
При ударе бойком ударника по дну оболочки капсюль-воспламенитель разбивается о наковаленку и воспламеняет воспламенительный состав. Луч огня от капсюля-воспламенителя, пройдя через запальное отверстие в гильзе, обеспечивает воспламенение боевого заряда.

Маркировка
На корпуса снарядов, взрыватели и гильзы наносятся клейма.
На корпусе снаряда клейма обозначают: номер (или шифр) завода и год изготовления.
На взрывателе клейма указывают марку взрывателя, шифр завода, номер партии взрывателей и год изготовления.
На гильзе клейма выбиваются на донном срезе и обозначают номер завода и год изготовления.

К концу Второй мировой войны состав ствольного вооружения самолетов претерпел серьезные изменения. Эффективность пулеметного вооружения против современных самолетов постоянно падала, из-за чего основным вооружением истребителей со временем стали автоматические пушки. Однако бурное развитие авиации сказалось и на этом классе . Вскоре после окончания Великой Отечественной и Второй мировой стало очевидно, что основной тенденцией дальнейшего развития пушек станет увеличение калибра. 20-мм автоматические пушки уже не в полной мере отвечали требованиям военных.

Вскоре после войны было принято решение сделать минимальным калибром авиационных пушек 23 мм. Одним из главных преимуществ 23-мм орудий перед 20-миллиметровыми были характеристики снаряда. При небольшом увеличении калибра и габаритов боеприпаса можно было почти вдвое повысить массу снаряда, что соответствующим образом должно было сказаться на его возможностях.


НС-23

Основным 23-мм авиационным оружием в годы Великой отечественной была пушка ВЯ-23. При достаточно высоких характеристиках она имела немалую отдачу. Для решения этой проблемы было решено разработать новую пушку под новый боеприпас. Снаряд 23х115 мм новой модели появился в 1943 году. Сотрудники ОКБ-16 взяли снаряд из существующего боеприпаса 23х152 мм и соединили его с гильзой, заимствованной у патрона 14,5х114 мм для противотанковых ружей. При сохранении основных боевых качеств новый снаряд получился компактнее и легче старого.

Первым орудием под новый боеприпас стала автоматическая пушка НС-23, созданная конструкторами ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова. Разработка пушки НС-23 стартовала еще в 1943 году, однако большое распространение она получила в первые послевоенные годы. Целью проекта было создание новой автоматической пушки под снаряд 23х115 мм, по своим характеристикам не уступающей существующим системам аналогичного калибра.

Новая пушка с общей длиной 1985 мм и весом 37 кг имела ствол длиной 1450 мм. Автоматика орудия работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. После досылания снаряда ствол запирался поворачивающимся затвором поршневого типа. Имелся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы: при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи разъемной металлической ленты. Управление огнем осуществлялось при помощи электроспуска. Для установки на самолете пушка оснащалась двумя узлами крепления.

Новое орудие имело некоторые преимущества перед ВЯ-23, прежде всего в собственном весе и весе боекомплекта. Кроме того, на 60% уменьшилась отдача. Однако меньший вес метательного заряда нового снаряда сказался на характеристиках пушки. При скорострельности около 600 выстрелов в минуту орудие НС-23 обеспечивало начальную скорость снаряда на уровне 690 м/с. НС-23 уступала ВЯ-23 не только в начальной скорости снаряда, но и в секундном залпе: 1,85 кг против 2 кг. Ресурс орудия равнялся 4 тысячам выстрелов.

Для использования с пушкой НС-23 предлагались два типа снарядов. Осколочно-зажигательный имел общий вес 200 г, нес 15 г взрывчатого вещества и оснащался взрывателем А-23. Бронебойно-зажигательный снаряд при той же массе нес 5-7 г взрывчатого вещества и не имел взрывателя. С дистанции 200 м бронебойно-зажигательный снаряд мог пробить броневой лист толщиной 25 мм.

Весной и летом 1944 года состоялись испытания нового автоматического орудия на наземном стенде и на истребителе Як-9. Несмотря на имеющиеся недостатки, пушка НС-23 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее решение Государственного Комитета Обороны появилось в начале октября 44-го.

Производство пушек НС-23 началось на заводе №2 (ныне Завод им. Дегтярева, г. Ковров). До конца 1944 года в Коврове было собрано три сотни орудий. За 45-й оружейники изготовили свыше 600 новых пушек. Темп производства в 1946 году был меньше – лишь 530 пушек. Ситуация резко изменилась в 1947 году. Появление первых отечественных реактивных истребителей, нуждавшихся в автоматических пушках, привело к тому, что в 47-м завод №2 собрал около 6 тыс НС-23. До 1950 года в Коврове изготовили порядка 22,5 тыс орудий. В 1951-53 годах производство велось на тульском заводе №535, который за это время изготовил 6 тыс орудий.

Первым самолетом, получившим пушку НС-23, стал штурмовик Ил-10, созданный в 1944 году. Каждый такой штурмовик нес две пушки в модификации НС-23КМ («крыльевая-моторная» с некоторыми доработками, связанными с особенностями установки). В 1946 году пушкой НС-23С (с синхронизатором стрельбы через винт) вооружили истребители Ла-9 и Ла-11. Эти самолеты оснащались четырьмя и тремя пушками соответственно. Вариантом пушек НС-23КМ с удлиненными стволами вооружался реактивный истребитель Як-15 (нес две пушки). Кроме того, разными модификациями пушки НС-23 оснащались истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-17.

В 1947 году военные потребовали модернизировать пушку НС-23, увеличив темп стрельбы и начальную скорость снаряда. Кроме того, с конца 1946 года конструкторы ОКБ-16 изучали способы улучшения пушки, в том числе создание двусторонней подачи ленты с боеприпасами. Работы над модернизированным орудием велись под руководством А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера, в результате чего новый проект получил обозначение НР-23.


НР-23 (на заднем плане) в сравнении с Н-37 (на переднем плане) в дрезденском музее Бундесвера

В конструкции новой автоматической пушки широко использовались наработки по проекту НС-23. Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.

Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.

Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.


Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28

Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.

В начале пятидесятых годов сотрудники тульского ЦКБ-14 (ныне КБ приборостроения) под руководством Н.М. Афанасьева создали крупнокалиберный пулемет А-12,7. Конструкция этого оружия была взята за основу для новой автоматической пушки калибра 23 мм. Работы над орудием АМ-23 стартовали в 1953 году. Проект возглавили Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров.


Техники выполняют обслуживание пушки АМ-23 в полевых условиях

Изначально предполагалось, что новая пушка будет использовать старый снаряд 23х152 мм. Этот боеприпас мог обеспечить достаточно высокие характеристики, а также был освоен в производстве. Тем не менее, вскоре появилось предложение разработать второй вариант пушки, предназначенный для использования снарядов 23х115 мм. Оба варианта автоматического орудия разрабатывались параллельно. В 1951 году ЦКБ-14 провело сравнительные испытания двух пушек и пришло к выводу о необходимости продолжения работ по второму варианту проекта, в котором использовался снаряд новой модели. Основным преимуществом боеприпаса 23х115 мм посчитали меньшие габариты и вес, более подходившие для использования на самолетах.

Оба варианта пушки АМ-23 были построены по одной схеме и использовали автоматику на основе отвода пороховых газов. Интересной особенностью пушки Афанасьева и Макарова стал газовый буфер. Для смягчения удара подвижных частей автоматики по достижении ими крайнего заднего положения был применен газовый буфер, имевший собственную газоотводную трубку. В нарезном стволе имелись два газоотводных отверстия: к поршню газы поступали через отверстие диаметром 6,5 мм, к буферу – через 4-мм. Применение буфера позволило снизить вес пушки, а также повысить ресурс отдельных ее деталей.


Осмотр пушек АМ-23 на нижней подвижной установке ДТ-7НС бомбардировщика Ту-16

Пушка получила клиновый затвор, движущийся в наклонном вертикальном гнезде ствольной коробки. Важным нововведением в конструкцию пушки оказался рычажный досылатель, который выталкивал снаряд из ленты и досылал его в ствол. Благодаря применению всех этих технических решений скорострельность новой пушки под боеприпас 23х115 мм достигала 1200-1250 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 690 м/с. При этом пушка АМ-23 была достаточно компактной и легкой. Общая длина при использовании 1000-мм ствола не превышала 1470 мм. Вес пушки– 44 кг. Живучесть – 6000 выстрелов.

Для гашения импульса отдачи пушка оснащалась пружинными откатниками. Кроме того, орудие оснастили пневматической системой перезарядки, обеспечивавшей перемещение движущихся частей пушки в любом направлении. Боепитание пушки АМ-23 осуществлялось при помощи металлической разъемной ленты. Боеприпасы могли подаваться в одно из двух приемных окон орудия, на правой и левой сторонах ствольной коробки. Для изменения направления подачи снарядов требовалось вмешательство техника.


Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 "Аргон" / BOX TAIL и антеннами станции РЭБ "Саяны-М" на самолете Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 15.03.2010 г. (автор фото - Алексей Власов, http://russianplanes.net)

В номенклатуре боеприпасов для пушки АМ-23 присутствовали осколочно-фугасный снаряд, осколочно-фугасно-зажигательный с трассером, бронебойно-зажигательный с трассером и многоэлементный (осколочный с готовыми осколками). В начале шестидесятых годов для борьбы с радиолокационными станциями противника был создан снаряд ДОС-15, оснащенный дипольными отражателями.

В 1953 году пушка АМ-23 под снаряд 23х115 мм (такой вариант орудия обозначался индексом ТКБ-495) поступила на испытания. Одновременно с этим проводился конкурс, в котором помимо АМ-23 участвовали аналогичные разработки ОКБ-16 (изделие «220П») и ОКБ-15 (Ш-23). По результатам сравнения лучшим из представленных образцов была признана пушка тульских конструкторов. Весной 1954 года ее приняли на вооружение под названием АМ-23 (9А-036).

Серийное производство автоматических пушек АМ-23 началось в 1953 году, в течение которого было собрано 56 орудий этой модели. Принятие орудия на вооружение сказалось на темпах изготовления: в 1954-м было произведено более 1000 единиц. Серийное производство пушек АМ-23 продолжалось до конца семидесятых годов. Было изготовлено более 11 тыс пушек.

В ходе серийного производства ЦКБ-14, а затем КБ приборостроения разработало две модификации пушки. В варианте АМ-23Л1 пушка получила дульную насадку модели Л1 и ствол длиной 1450 мм, в результате чего ее полная длина достигла 1770 мм, а начальная скорость снаряда превысила 700 м/с. Модификация АЛ-23Л2 оснащалась дульной насадкой Л3.


Пушки АМ-23 в дистанционно-управляемой башне дальнего бомбардировщика 3МД

Пушкой АМ-23 всех модификаций оснащались самолеты разных типов и классов. Этим орудием вооружались бомбардировщики 3М, Ил-54, Ту-16 и Ту-95, транспортные самолеты Ан-8, Ан-12 и Ил-76 (ранних серий), а также пограничные катера проекта 125. Почти во всех случаях пушки АМ-23 устанавливались на спаренных турелях с дистанционным управлением. Исключение – ранние модификации бомбардировщика Ту-16, которые несли три спаренные турели и одну курсовую пушку в носовой части.

По материалам:
http://airwar.ru/
http://airpages.ru/
http://museum-arms.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://zid.ru/
Широкорад А. Б. авиационного вооружения. - Мн.: Харвест, 1999