Конспект логопедического занятия «Животные Африки» подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Хлеб

Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"

Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья Сергеевна, г. Нижнекамск РТ

Интеграция образовательных областей: «Познание» + «Художественное творчество»

Тема: «Африка и животные Африки»

Возраст: 6-7 лет

Группа: подготовительная к школе группа

Программное содержание. Прививать любовь к животным и к познанию окружающего. Развивать у детей творческие познавательные особенности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать умение говорить кратко, четко, без напряжения.

Материал: карта, рисунки, иллюстрации с изображением животных, саванны, пустыни, растений, ножницы, клей, шаблоны, цветная бумага, салфетки, карта Африки для коллективной работы.

Структура:

1. Рассказ воспитателя об Африке.

2. Физкультминутка.

3. Рассказ детей о животных.

4. Загадывание загадок о животных.

5. Коллективная работа по аппликации «Животные Африки».

Словарная работа: пустыня, саванна, экватор, галерейные леса, баобаб, оазис.

Предварительная работа: подготовка рабочих мест, демонстрационного и раздаточного материала.

Предшествующая работа:

1. Рассматривание иллюстраций о животных.

2. Чтение произведений о животных.

3. Придумывание загадок о животных.

4. Рассматривание карты мира

Методы и приемы:

1.Словесный

2.Наглядный

3.Практический

Ход занятия. Материк лежит большой

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет. (Африка)

Правильно Африка. Мы сегодня поговорим с вами об Африке и животных Африки.

Кто покажет Африку на карте?

А кто знает, что такое экватор? (линия, проходящая через центр земли, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария)

Экватор делит Африку почти посередине. Поэтому здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди (один сезон влажный, другой засушливый). Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Там живет много видов шимпанзе, обезьян, горилл. Чем дальше от экватора, тем более редким становится лес. Постепенно он сменяется саванной.

Что такое саванна? (это бескрайние степи, поросшие высокой травой)

Среди саванны встречаются отдельные деревьягигантские баобабы (несколько метров в обхвате). Их плоды съедобны, их очень любят обезьяны.

Вдоль многочисленных рек – густые заросли со свежей зеленью. Эти леса называются галерейными. Они остаются зелеными даже под палящим солнцем.

Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне.

Какие же животные обитают в саванне? В реках? (ответы детей)

Физкультминутка. (движения выполняют в соответствии со словами текста)

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

Встанем, выдохнем, вздохнем

И места свои займем.

Загадка. Стоят четыре столба,

На столбах большая бочка,

По бокам два лопуха,

По концам две веревки.

О каком животном говорится в загадке? (о слоне)

Правильно о слоне. Что вы знаете о слоне? (ответы детей)

Предлагаю придумать загадки о льве, жирафе, зебре.

Например: Кочуют табунами,

Защищаются ударом копыт,

Бегают с большой скоростью. (зебра)

Активизация детей.

На смену саванне приходит… Как вы думаете что? Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, темными камнями. Годами не бывает дождей. Что же это? (пустыня)

Почему так называется? Как вы думаете? (ответы детей)

Правильно, от слова пусто, ничего нет.

Какие животные живут в пустыне? (ответы детей)

Зверь я горбатый

В пустыне живу

В дальние страны

Поклажи вожу (верблюд).

Расскажите о верблюде все что знаете.

Да. Верблюды очень выносливы. На ногах толстые мозоли спасают от накаленного солнцем песка; шерсть густая и длинная помогает переносить дневную жару и ночной холод. Нетребователен к пищи, питается колючками. Накапливает запас жира в горбах. Жители пустынь используют молоко, шерсть, кожу. Верблюды есть одногорбые и двугорбые. Используют их как транспорт.

Там, где на поверхность земли выходят источники воды, пустыня преображается. Это оазисы. В них растут финиковые пальмы, а под их пологом плодовые деревья, виноград, овощи.

А сейчас каждый из вас вырежет какое-либо животное и наклеит на материк там, где оно больше всего водится.

Опрос детей о том, какое животное они вырезали и где оно чаще встречается.

Анализ занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Литературная гостиная. Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе в подготовительной группе Тема: «Знакомство с творчеством М.М.Пришвина»

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память....

План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе...

воспитанницы подготовительной к школе группы №10

МБДОУ детский сад ОВ "Золотая рыбка" г. Лянтор

Руководитель проекта: Абубакирова Райля Закиевна,

инструктор по физической культуре

Паспорт проекта

Сроки проведения проекта: среднесрочный

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: Кудряшова Полина, Хисанова Вероника

Руководитель проекта: Абубакирова Райля Закиевна, инструктор по физической культуре.

Проблема: Кудряшова Полина вместе со своей мамой посетила Египет и поделилась своими впечатлениями со сверстниками в группе. В ходе бесед с детьми, выяснилось, что 70% детей не выезжали за границу и ничего не знают об Африке, не проявляют заинтересованности.

Цель проекта:

Изучение Африканского континента: животных, растений, неживой природы, населения и их обычаи для составления буклета в туристическое агентство, чтобы заинтересовать взрослых и детей этим удивительным материком.

Задачи проекта

  1. Найти информацию о живой, неживой природе Африки, народах её населяющих.
  2. Рассказать детям младших групп «Что такое Африка?».
  3. Разработать презентацию «Все об Африке».
  4. Оформить для детей младшей группы книжки – малышки, альбомы-книжки.
  5. Изучить элементы танцев народов Африки.
  6. Оформить буклет в туристическое агентство.
  7. Передать буклет в туристическое агентство.

Методы: Теоретические (изучение источников информации). Практические (изготовление буклета, бус, масок, альбомов-книжек, изучение элементов танцев), словесные (опрос, беседа, выводы).

Практическая значимость работы в том, что дети узнают об Африке много нового и необычного, расширится их кругозор, возникнет интерес и желание посетить этот загадочный континент.

Работа над проектом

1.Определение проблемы

Кудряшова Полина рассказала сверстникам о Египте, где она отдыхала с мамой. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что 70% детей не выезжали за границу, мало знают о разных уголках нашей планеты и не проявляют заинтересованности. Полина решила увлечь сверстников, показав фотографии и сувениры, привезенные из поездки. Полина совместно с мамой приготовила презентацию «Экскурсия по Египту» (Приложение 1).

Многие ребята высказали желание узнать, где находится Африка, кто в ней живёт кроме аборигенов, какие там растут растения, какие обитают животные, текут реки и многое другое. Вместе с взрослыми дети стали искать на карте Мира место, где расположена Африка, и их сильно удивило, что Африка это не страна, а целый континент. Полина решила увлечь сверстников, показав фотографии и сувениры, привезенные из поездки. Полина совместно с мамой приготовила презентацию «Экскурсия по Египту» (Приложение 1).

Таким образом, единогласно в группе был выбран тематический проект под названием "Все об Африке", который позволил детям "отправиться" в далёкое путешествие по жаркой Африке вместе с педагогами и родителями.

Постановка цели: изучение Африканского континента: животных, растений, неживой природы, населения и их обычаев для составления буклета в туристическое агентство, чтобы заинтересовать взрослых и детей этим удивительным материком.

Составлен план деятельности в виде схемы

Реализация проекта

1. Теоретический этап

Сбор информации об Африке из разных источников:

Просмотр телевизионных передач (научно-познавательный телеканал «Вся Африка», ВВС: Дикая Африка), интернет - ресурсов о животных, растениях, народах Африки;

Просмотр с детьми мультфильмов «Король Лев», «Крошка Енот», «Доктор Айболит», «Мадагаскар»;

Посещение библиотеки (подбор и изучение художественной литературы: : А. Куприн «Слон», И. Новикова «Мы идем по зоопарку», С. Маршак «Детки в клетке» и др., энциклопедий: «Большая детская энциклопедия», «Животные Африки», «Африканские просторы»);

Просмотр иллюстраций по теме «В мире дикой природы»;

2. Практический этап

2.1. Опрос детей и взрослых

Цель: Выяснить, что знают дети детского сада про Африку.

Мы решили провести опрос среди детей старших и подготовительных групп и взрослых.

1.Что такое Африка?

2.Какие люди там живут?

3.Какие животные обитают в Африке?

4.Какое животное самое высокое на планете?

5.Кто делает самые большие шаги из млекопитающих?

6.Какое самое крупное наземное млекопитающее?

7.Какие деревья растут в Африке?

Результаты исследования:

По результатам опроса сверстников детского сада «Золотая рыбка» (45 детей), можно сделать следующие выводы:

Знают, что в Африке жарко -20 детей; что там обитают жираф, слон-15 детей, (других животных не смогли перечислить); что живут там африканцы-5 детей, (где живут, не знает никто); что там есть фрукты бананы -20 детей.

Результаты опроса показали, что дошкольники знают, что в Африке жарко, но не знают, где она находится. Знают несколько животных обитающих в Африке, но не знают какое самое крупное животное в Африке, какое самое высокое животное. Никогда не видели редких экзотических животных. Какие еще растут деревья, кроме пальмы. Какие народы населяют Африку и где они живут.

И мы решили совместно с педагогом посетить МБОУ «Лянторской СОШ № 6», городскую детскую библиотеку, библиотеку нашего детского сада с целью, собрать материал, получить знания об Африке и представить перед сверстниками презентацию «Все об Африке» (Приложение 2).

Детям средней группы №6 организовали выставку художественной литературы («Доктор Айболит», «Слон», «Детки в клетке» и тд.). Показали иллюстрации об Африке в энциклопедиях. Прочитали детям сказку «Доктор Айболит», К Чуковского, разыграли сценку из сказки, с участием детей старшей группы № 9 (Приложение 3).

Показали для детей старшей и подготовительной групп презентацию на тему: «Все об Африке» (животный и растительный мир, народ населяющий Африку). Узнали, что Африка - это континент. Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках. В Африке протекает самая крупная река Нил, есть большое озёро Виктория. В водоёмах утоляют жажду, животные и птицы; здесь же они питаются и охотятся за добычей (Приложение 4).

Узнали, что в Африке есть редкие экзотические животные, Например Окапи похож на некий гибрид сразу трех зверей: лошади, жирафа и зебры; Поясохвост - это маленький дракончик длиной 70 см. Он как будто собран из конструктора и когда видит опасность, он сворачивается в клубок и кусает свой хвост.

Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку.

Сделали альбом-книжку с рисунками и сочиненными сказками, рассказами, книжки-малышки и подарили детям второй младшей группы № 7

Узнали, кто населяет Африку - это пигмеи, масаи, бушмены, берберы, эфиопы, малагасийцы, какая у них одежда и попытались сами нарисовать эскизы национальной одежды людей. (Приложение 5).

Изготовили бусы из бросового материала, раскрасили маски охраняющие, оберегающие, приносящие удачу, научили детей средней группы №1, как их делать (Приложение 6).

С помощью педагога узнали, какие бывают танцы. (Приложение 7). У жителей Африки есть танцы, где танцуют только женщины или мужчины. У детей нет своих танцев, они танцуют как взрослые. Узнали, что танцы посвящаются охоте, войне, сбору урожая, танцы любви, они исполняются в определенных случаях: например, на свадьбе в честь невесты, приветствия в честь дорогого гостя; особое место занимают исцеляющие танцы - лечебные.

Разучили новые подвижные игры «Мамба», «Мбубе-лев», «Да Га-удав» и поиграли с детьми младших групп (Приложение 8).

Показали сценки из жизни коренных народов Африки для детей и взрослых (в рамках тематического Клубного часа: «Я житель земного шара» (Приложение 9)).

Сделали вместе с взрослыми буклет (Приложение 10).

Презентация результатов, продуктов проекта.

«Экскурсия» по Африке на тематических Клубных часах «Я - житель земного шара», выступления с презентацией перед сверстниками педагогами, родителями.

Основной продукт проекта :

С помощью родителей, педагогов сделали буклет для туристического агентства, в основу которого положены фотографии детских поделок, рисунков, сценок, танцев; сказки об Африке, сочиненные детьми.

Заключение.

Благодаря этому проекту мы узнали много нового и интересного об Африке и поделились знаниями с другими детьми нашего детского сада. Наши родители принимали активное участие в конкурсах «Необычные предметы» и на клубном часе «Я житель земного шара», показали презентацию, что мы знаем об Африке. Собранный материал (альбомы с животными, растениями, о народе Африки, презентации на тему «Все об Африке»), можно использовать на занятиях с детьми. Сделали буклет для туристической компании, с целью заинтересовать желающих поехать в путешествие по Африке (Египет).

Используемая литература:

1. Художественная литература о животных Африки: А.Куприн «Слон», К. Чуковский «Доктор Айболит», С.Маршак «Детки в клетке» и др.

2. Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А.И.Кима и В.В.Демыкина. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010

3. Энциклопедии «В мире дикой природы», «Животные жарких стран» «Живой мир», издательство «Росмэн», Москва

4. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка». – М.: Педагогика,1988

5. Научно-популярное издание «Я познаю мир», автор составитель Багрова Л.А.

6. Энциклопедия «Википедия» http:// ru.wikipedia.org

7. http://www.sharowariz.ru/music/9952-zvuki-prirody.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Государственное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 компенсирующего вида
Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Животные Африки»

Возраст: 6 лет

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Иванова Анна Евгеньевна

Воспитатель

Санкт-Петербург

2016

Задачи:

1. Обучающие:

  • систематизировать и углубить представления детей о животном мире жарких стран;
  • закрепить представления о местонахождении материка на географической карте.

2. Развивающие:

  • совершенствовать умения составлять рассказ о животных жарких стран, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных жарких стран;
  • развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

3. Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, любознательность.

Материалы:

Звукозапись песни «Африка», картинки животных разных материков, иллюстрации с изображением животных Африки, глобус, карта.

Ход НОД:

Ребята, мы с вами живём в удивительном мире, как он называется?

(Планета Земля.)

Какую форму имеет наша планета? (Наша планета круглая, она имеет форму шара.)

Давайте посмотрим на глобус, а что такое глобус? (Это маленькая земля.)

Правильно, это макет планеты Земля. А где мы ещё можем увидеть полностью всю планету? (На карте.)

Скажите, что именно мы видим на карте? (Материки, океаны, реки и озёра.)

А сегодня мы с вами поговорим об Африке. (Воспитатель включает песню «Африка»)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на столе лежит конверт с картинками животных разных материков.Возьмите картинки только тех животных, которые живут в Африке. (Дети отбирают картинки животных Африки и закрепляют их на магнитной доске, где висит карта Африки).

Какие молодцы, правильно отобрали картинки с животными, теперь мы с вами назовем этих животных (Дети называют животных).

- Ребята, перейдем на эту зеленую полянку и поговорим о жизни животных Африки.(дети садятся на коврик)

Африка-самый загадочный материк. И живут на нем самые интересные животные

Это фламинго. Они едят съедобные водоросли и пигмент, содержащийся в них, окрашивает их перья в такой яркий цвет.

Зебры
У зебр полосатые не только туловище, но даже грива, хвост и кожа. Лишь кончики морды и хвоста черные. Однако одинаковых зебр нет – у каждой из них свой черно-белый рисунок. Подобная окраска помогает зебрам прятаться, ведь их злейшие враги – львы и пантеры – всегда начеку!

Жираф
Жираф со своей длинной шеей по росту не меньше, чем двухэтажный дом. С таким ростом ему не трудно издалека обнаружить приближающегося льва. Длинная шея помогает животному щипать сочную листву высоких акаций. А вот чтобы напиться, жирафу приходится нелегко: ему нужно раздвинуть передние ноги и сильно согнуть шею – только тогда он сможет дотянуться до воды.

Африканский крокодил
Крокодил – это крупное пресноводное пресмыкающееся, или рептилия. И вдобавок очень опасное. С виду сонный крокодил молнией бросается на жертву. Самка откладывает яйца на берегу, а вылупившихся детёнышей переносит во рту.
Слишком резвых детёнышей мать успокаивает, подбрасывая их вверх.

Лев и львица
Лев – самый крупный представитель кошачьих в Африке. Этот царь зверей никого не боится. Его рев слышен на много километров вокруг. Удивительно, но охотятся не львы, а львицы. За один раз лев съедает свыше 10 кг мяса.


Носороги
Носороги не слишком дружелюбны. Этих животных легко узнать по двум рогам – большому и маленькому. После еды носорог отдыхает где-нибудь в тени, укрывшись от палящего солнца. Ему также нравится поваляться в грязи – так животное защищается от укусов назойливых насекомых.

Гепард
Гепард большой любитель антилоп. Он не такой сильный, как пантера, но зато великолепный бегун. Это самое быстрое млекопитающее на планете: гепард развивает скорость до 100 км/ч.


Африканский слон
Слон – самое крупное животное из всех живущих на суше. Он может весить 6 тонн. Бивни у слона растут всю жизнь. Уши у африканского слона намного больше, чем у азиатского, и также служат для обмахивания. Однако самое лавное - это хобот: хоботом слон набирает воду для питья, обдает свое тело ка из душа, щиплет траву, срывает листву с высоких деревьев.

Бегемот
Гиппопотам (или бегемот) в переводе означает «речная лошадь». И это правда: почти всё время бегемот проводит в озере или в реке. Часто животное погружается полностью, и на поверхности остаются видны лишь ноздри и глаза. Иногда бегемот разевает пасть и обнажает грозные клыки. Это огромное млекопитающее весом свыше трёх тонн может переходить реку по дну и задерживать дыхание более чем на 3 минуты.


Буйволы
Буйволы – это сильные африканские быки, которые живут в тропиках, неподалёку от водоёмов. Их прозвали «шлемом викинга» - за крупные изогнутые рога.
Буйволы часами стоят в воде или даже купаются в грязи – так они избавляются от назойливых москитов и других кусачих насекомых.

Пантера (леопард)
Пантера, или леопард, - одинокий хищник, прекрасно лазающий по деревьям. Именно сидя на дереве, пантера любит подстерегать добычу. Часто, после удачной охоты хищник затаскивает добычу на дерево, подальше от многочисленных прожорливых воришек.


Павианы
Павианы живут семьями и постоянно кочуют с места на место в поисках пищи: растений, насекомых, птиц и даже молодых газелей. Ночью на время сна павианы забираются высоко на дерево, чтобы их не смогла обнаружить пантера. Почувствовав опасность, павианы шипят и выставляют свои большие клыки.

Вот так, ребята, мы с вами выяснили, что в Африке живут самые-самые животные.

В этих конвертах хранятся загадки. Чтобы прочитать ответы, надо вставить недостающие гласные.

(карточки со словами и недостающие гласные- ребенок находит правильное слово и вставляет букву)

Слова: жираф, крокодил, зебра, слон, обезьяна.

Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев… (жираф).

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (крокодил).

Лошадь как лошадь,
Но только в полоску.
Видел когда - нибудь
Лошадь - матроску?…(зебра)

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…(слон).

Рассмешит всех без обмана

Мастер в построенье рож!

Уморителен! Но все ж,

Сей циркач, на нас похож! (обезьяна)

А в этих конвертах хранятся слова, которые я попрошу вас прочитать

(предоставить детям конверт со словами)

Слова: Африка, слон, носорог, бегемот, буйвол, пантера, зебра, лев, гепард.

А теперь предлагаю побыть веселыми мартышками

Физкультурная минутка (координация речи с движением)

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже

Языки покажем.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Ребята, мы немножко отдохнули и нам пора отправляться в путь.

Предлагаю поиграть в игру:

Игра «Подбери признак»:

У жирафа длинная шея, значит он - длинношеий.

У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

Крокодил плавает в воде, он какой? (водоплавающий)

У льва большая грива, он какой? (большегривый)

У бегемота толстые ноги, он какой? (толстоногий)

У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая).

Слон, зебра, бегемот и жираф - травоядные животные. Что значит травоядные животные?

А лев - хищное животное. Почему его так называют?

Дети, зачем зебре полоски, а жирафу пятна? Кто из вас может объяснить?

Перед возвращением домой предлагаю немножко поиграть:

Игра « назови во множественном числе»

Слон-слоны, зебра-зебры, лев-львы, обезьяна-обезьяны, жираф-жирафы, бегемот-бегемоты, крокодил-крокодилы, буйвол-буйволы.

Игра « Назови противоположности»

Сильный-слабый, длинный-короткий, большой-маленький, высокий-низкий, тихий-громкий

Ребята, пора возвращаться домой! Вам понравилось наше путешествие?.

Еще хочу вам рассказать о том, что в Африке не только животные удивительные(самые быстрые, большие, высокие), но и растут интересные растения. С одним из них я хочу вас познакомить-это мухоловка. (показать детям, как оно ловит мух) . Поэтому еще раз хочу вам напомнить, что трогать, нюхать незнакомые растения нельзя.

Воспитатель подводит итог, обсуждает с детьми их успехи, что им понравилось больше всего?


Животные Африки % % Презентация «Животные Африки» ДЗЮБАН ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ ГБДОУ детский сад 4 Кронштадтского района Санкт-Петербурга


САВАННА Саванна – равнины, покрытые травой и густым колючим кустарником. По всей равнине разбросаны группы высоких стройных деревьев с широкой кроной, похожих на зонтики. Эти деревья так и называются: зонтичные акации. В саванне пасутся стада травоядных животных и хищники.


ЛЕВ Среди хищных животных Африки лев, бесспорно, занимает первое место. По сути, это громадная кошка. У самцов на плечах и шее густая грива. Львицы меньше, стройнее и гривы у них нет. Львы живут группами – прайдами. Такой прайд состоит из 1 – 2 взрослых самцов, нескольких львиц и их потомства разного возраста.




ЗЕБРАЗЕБРА Зебра очень похожа на лошадь, только хвост не пушистый, а с кисточкой на конце, да грива короткая, торчком, точно подстриженная. Ну, и конечно, окраска другая, чёрно–белая, полосатая. Зебры – настоящие африканцы, в других местах их нет. Живут стадами, питаются травой. Зебры дики и своенравны, ещё ни кому не удалось приручить их.


НОСОРОГ На носу у носорога – рог, а чаще два: передний большой, а задний – маленький. Рог – грозное оружие носорога, и даже слон уступает ему дорогу. Носорог очень плохо видит, но слух и чутьё у него замечательные. Живут носороги поодиночке. Питаются веточками кустарников и не боятся ни шипов, ни колючек.


ГАЗЕЛЬ Газель – это вид антилоп. Эти животные выделяются грациозным телосложением и загнутыми кверху рогами. Обычно антилопы бывают рыжевато–коричневого, красноватого или серого цвета, с белыми отметинами на мордочке. Живот тоже обычно белый. Многие антилопы, живущие на открытых равнинах, собираются в стада до голов. Другие живут в одиночку и малыми группами.


Крокодил – дальний родственник наших ящериц, он даже похож на них. Но он совсем другой! Это громадное, до 6 м в длину животное с могучим хвостом и мощными челюстями, вооружённых острыми зубами. Тело покрыто плотными роговыми щитками, которые и пуля не берёт. Живут крокодилы в реках и озёрах Африки, прекрасно плавают и ныряют. Кормятся чаще рыбой, но хватают и зверей. Опасны крокодилы и для людей. КРОКОДИЛКРОКОДИЛ


ЖИРАФ Самый высокий зверь в мире. Высота его в три человеческих роста. Поразительно длинные шея и ноги, маленькая голова, украшенная парой коротких рожек, золотистая окраска с тёмными пятнами – так выглядит жираф. Живут жирафы только в Африке, в саваннах. Питаются листьями акации, мимоз и других растений. Вот зачем нужна длинная шея! Трудно жирафу пить, приходится широко расставлять передние ноги и изгибать шею.


ГЕПАРДГЕПАРД Гепард – удивительный зверь! Он как бы смесь двух разных животных. Голова, тело, хвост, пятнистая окраска – от кошки, но сидит и охотится он как собака. Гепарды – дневные хищники. В отличие от других кошачьих, они охотятся, преследуя добычу, а не из засады. Гепард – самое быстрое наземное животное.


СЛОН Самое большое животное Африки. У слона огромные уши и длинные клыки – бивни. Но главное – хобот. Он для слона важнее, чем рука для человека. Хоботом он дышит, им же рвёт и кладёт в рот траву и листья - любимую свою пищу. Несмотря на размеры и неуклюжий облик, слон быстро бегает.


БЕГЕМОТ В реках и озёрах Африки живёт бегемот. У него нет волосяного покрова и вся его жизнь связана с водой. В ночные часы бегемоты выходят пастись на сушу. Неуклюжие на земле, они прекрасно плавают и ныряют, подолгу оставаясь под водой. Бегемот даже может ходить по дну в глубоких местах.




Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»

Цели : уточнить и закрепить знания детей об окружающем мире, актуализировать знания детей по теме «Животные Африки » .

Образовательные задачи :

Расширять и углублять знания детей о животных Африки .

Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи.

Продолжать формировать потребность в двигательной активности через выполнение различных упражнений.

Развивающие задачи :

Развивать познавательные интересы .

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Развивать речь как средство общения.

Развивать устойчивое внимание , память, воображение.

Развивать логическое мышление .

Воспитательные задачи :

Воспитывать стремление изучать животный мир.

Воспитывать умение действовать в команде.

Воспитывать желание помочь в трудных ситуациях.

Создавать у детей эмоционально-позитивное настроение.


Ход НОД:

Воспитатель :Ребята,посмотрите нам пришло письмо. Кто же его нам прислал? Давайте узнаем. (читает письмо)

«Дети!Срочно приходите.! Бедным зверям помогите! Бармалей нас напугал, он нас всех заколдовал!Мы забыли кто мы есть, что нам пить и что нам есть. А как деточек зовут мы забыли вовсе тут. !По пути вам придется препятствия преодолевать, Бармалеевы задания выполнять.»

В-ль- кто узнал откуда это письмо? Кто его прислал? Как нам поступить?

В-ль : На чем мы можем отправиться в наше путешествие (ответы детей)

На чем быстрее?Давайте отправимся на самолете.

Но сначала надо подумать, что нам взять с собой?
Дети: Карту, компас, бинокль, подзорную трубу и конечно аптечку.
Воспитатель: Чтобы начать путешествие, скажем волшебные слова:
РА-РА-РА – начинается игра
СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса,
Пустыня Сахара –
Самая большая пустыня мира,
Здесь сухо и жарко.
И почти ничего не растет
Только:
Завывает ветер – У-У-У
Шуршит песок - Ш-Ш-Ш
Ползают и свистят змеи – С-С-С

Вот и самолет. Надо занять места согласно билету.

Задание «Найди свое место» :На билетахразное количество точек, а на сиденьях самолета (стульчиках) цифры.

Займите свои места. Внимание! Все готовы!

Пристегнуть ремни (хлопок внизу) . Полетели (звучит музыка)

Физминутка : мы отважные пилоты

Посмотрите ребята, где мы пролетаем

Пора приземляться и спасать животных.

Внимание! Посадка! Отстегнуть ремни (хлопок)

Доска Материк лежит большой

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет. (Африка)

Правильно Африка. Мы сегодня поговорим с вами об Африке и животных Африки.

Дети подходят к карте, педагог показывает местонахождение Африки.

Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан.
Африка-это второй по площади материк после Евразии. В Африке проживает около 1 миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества, именно здесь нашли самые древние останки наших предков. Африка – самый жаркий материк планеты.

Кто покажет Африку на глобусе?

А кто знает, что такое экватор? (линия, проходящая через центр земли, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария)

Экватор делит Африку почти посередине. Поэтому здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди (один сезон влажный, другой засушливый)

Воспитатель : Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
Дети : пустыня.

А что вы знаете про пустыню?

Что это такое? (ответы детей).

Что есть в пустыне?

Песок и он очень-очень горячий. Если в песок зарыть яйцо, то оно сварится. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
В пустыне практически не растут деревья и цветы, но там растут верблюжьи колючки. У них длинные-предлинные корни, которыми они пытаются достать до воды под землей. На севере Африки расположена самая большая на земле пустыня - Сахара, а на юге - Калахари (показ на карте).

Воспитатель. Ребята, кто может жить в пустыне?

Дети : Верблюд.

Чем известен верблюд?

Дети : горбами.

Вы знаете, что у него в горбах? Жир – он им питается, когда долго ходит по пустыне. Верблюд может не пить две недели и не есть почти месяц!

А вы можете не пить две недели и не есть почти месяц?

Нет, люди не могут так долго не пить, не есть, тем более в пустыне.

Воспитатель :

Ребята, как называют люди верблюда? (кораблем пустыни).
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
- А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)

Для чего людям верблюды нужны?
- Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды

Воспитатель: Устали, жарко, а вот и Оазис!
Что такое оазис? (В оазисе живут животные, живут и люди. Здесь есть растительность, звери приходят на водопой)
Молодцы, вы много знаете, давайте сделаем зарядку.

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно;
Вместе раз, это брасс
одной, другой – это кроль!
Вышли на берег.

Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Там живет много видов шимпанзе, обезьян, горилл.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

Встанем, выдохнем, вздохнем

Что такое саванна? (это бескрайние степи, поросшие высокой травой)

Среди саванны встречаются отдельные деревья – гигантские баобабы (несколько метров в обхвате). Их плоды съедобны, их очень любят обезьяны.

Вдоль многочисленных рек – густые заросли со свежей зеленью. Эти леса называются галерейными. Они остаются зелеными даже под палящим солнцем.

Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне.

Какие же животные обитают в саванне? В реках? Мы это обязательно узнаем и поможем тем, кто попал в беду

(подходим к столу на котором разрезные картинки)

Ребята,Бармалей и правда всех заколдовал, всех перемешал. Давайте соберем картинки и расскажем кто это.

Задание : «Собери картинку и расскажи о животном» .

Молодцы! Справились с заданием. Давайте назовем каких животных заколдовал Бармалей и сделаем пальчиковую гимнастику :

В жарких странах (легкими движениями пальцев проводить по столу)

Носороги (руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)

Просто ходят по дороге (руками движения вперед)

Мокнут в речке бегемоты (ладони вверх, сжимаем и разжимаем пальцы)

Львы выходят на охоту (раскрывать пальцы веером)

Крокодилы (раскрывать соединенные у запястий руки)

Обезьяны (руки приставить к голове,показать уши)

Зебры – жители саванны (растопыренные пальцы прыгают по столу)

И тропические птицы (большие пальцы переплести и махи ладонями)

Есть чему тут подивиться (ладони переворачивать вверх-вниз)

(раздается плач)

Ребята, кажется кто – то плачет?Давайте послушаем (ходим прислушиваемся, возле мольберта останавливаемся)

Да это же мамы плачут –они потеряли своих детенышей. Ох, уж этот Бармалей, и здесь навредил. Поможем мамам найти своих детенышей?

Игра с мячом «Кто у кого?»(у слонихи –слоненок,у тигрицы- тигренок ит. д.)

Физминутка :

Пошли мамы погулять,а их детки догонять.

Жирафик - бегом,

А слонята – пешком

А зебрята поскакали и в конце пути упали.

(садимся на стульчики) .

Ребята,Бармалей приготовил для нас еще одно задание : «Отгадай загадки и найди отгадки» (придумать загадки самим)

Он выше чем огромный шкаф

И все зовут его (жираф)

«И петь не поет и летать не летает»… Кто же это?

В Африке живет самая крупная птица в мире.
Это страус.

Воспитатель:

Спросите меня дети.

«За что же народ его птицей считает?»

У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.

Вместо носа хобот,вместо ног столбы

И стоят как горы серые (слоны)

Полосатый словно зебра и усатый словно кот.

По лесным зеленым дебрям на охоту он идет (тигр)

Грива есть,но он не лошадь.

Нет короны, а он царь…. (лев)

Царь зверей.

Лев относится к семейству кошачьих и является вторым по величине после тигра из ныне живущих кошек.У льва самая густая грива из всех животных. Вы знаете какое-нибудь животное с такой же красивой густой гривой, как у льва? А шерсть на теле короткая, лишь на конце хвоста есть кисточка длинных волос.

А вы можете мне показать, как рычит лев?

Ребята, а что кушает лев?

В Африке главной добычей льва является антилопа гну и зебра, ведь лев - очень хищное животное.

Лев – дикое или домашнее животное?

А вот это Гепард – самое быстрое животное на земле, оно может бегать также быстро, как едет машина 100 км/ч. А вы умеете так же быстро бегать? Ну-ка ребята, покажите.

На носу большущий рог носит каждый ….(носорог)

В реках Африки живет злой ,зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл всех проглотит (крокодил)

В жаркой Африке живет отрастил большой живот,

Чтобы от жары укрыться забирается в водицу….(бегемот)

Очень вкусные бананы на обед у….(обезьяны)

Надели коняшки-полосатые рубашки….(зебра)

(находим фигурки- выставляем на стол) .

Давайте посчитаем сколько животных мы нашли? Какой по счету? Между кем стоит носорог, бегемот?

Ну что- же, ребята и с этим заданием мы справились.

Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
Черепаха заползла за камень, а потом из-за него…(выползла)
Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда…(вырыл)
Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева…(слезла)
И передвигаются все звери по-разному.
Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
А носорог? (ходит)
А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)
А черепаха? (ползает)

Мы сегодня путешествовали в Австралии.
-Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.
-Африка – это царство холода.

у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).

Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

Отгадайте, про что можно сказать?

Слоновый…(хобот, хвост)

Носорожий..(рог)

Львиная…(пасть)

Жирафья…(шея)

Страусинные…(перья)

Крокодиловые…(яйца

Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

Садимся в самолет,пристегнулись (хлопок,полетели (звучит музыка) .

Выходим (становимся в круг) Понравилось вам наше путешествие ?

Итог
1.Колючее растение. (кактус)
2.Самое длинношеее животное (жираф)
3.Самая крупная нелетающая птица Африки (страус)
4.Самая крупная человекообразная обезьяна (горилла)
5.Кто море синее тушил в сказке К.Чуковского (крокодил)
7.Самый жаркий континент? (Африка)

Ребята, мы сегодня с вами поговорили только о некоторых животных Африки, а там живет еще много-много разных интересных зверей, но о них мы поговорим в следующий раз.

Физкультминутка «Мартышки».

Мы – веселые детишки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.