Способы определения живой и неживой природы. Неживая природа: определение, признаки и классификация

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Особенности неживых видов природы

Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.

Вот основные признаки неживых организмов:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра адаптивного образования

Вид проекта

Открытый урок.

«Живая и неживая природа»

Пепиновой Ирины Владимировны ,

Группа № 3

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Тема урока: «Живая и неживая природа»
  2. Возраст обучающихся – 7-8 лет (1 класс)
  3. Название предмета: окружающий мир
  4. Авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов
  5. Вид урока : изучение нового материала
  6. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
  7. Цель урока: формировать умение дифференцировать живую и неживую природу

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся дифференцировать живую и неживую природу.

формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать

развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия

формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы

Регулятивные УУД.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
  • самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии;
  • осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Коммуникативные УУД.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • строить монологическое высказывание.
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты : формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; индивидуальные задания на отдельных листах; ручки; цветные карандаши, рисунки детей.

Ход урока (см. ниже)

Ход урока:

1) Организационный момент

Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями

2) Постановка целей и задач урока

Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.

Слайд №1

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг…(природа)

О природе.

Слайд№2

Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.

3) Беседа

Д авайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?

Парты, компьютер, стулья и т. д.

Правильно. Ребята, это природа?

Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.

Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?

Деревья, траву, небо и т. д.

А их мы можем назвать природой?

Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.

Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.

Слайд №3

Что вы видите?

Дерево, кошка, бабочка и т. д.

Это природа?

Да.

Какая это природа?

Живая.

Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?

Слайд №4

Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.

Слайд №5

Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.

Камень.

Верно. Почему он лишний?

Потому что он неживой.

Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?

Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.

Слайд №6

Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.

Как дышит человек? А кошка? А рыбка?

Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?

Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?

Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?

Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?

Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.

Слайд №7

Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.

Слайд№8

Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и

Слайд№9

природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.

Слайд№10

Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.

4) Закрепление изученного материала

физкультминутка

Игра «Угадай, где природа»

Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду вам называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.

Горы.

Кошка.

Кукла.

Машина.

Человек.

Гусеница.

Дом.

5) индивидуальное задание на отдельных листах

6) Решение теста «Живая и неживая природа»

Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.

Слайд №11

1) Что такое природа?

  • Все, что нас окружает
  • Все, что нас окружает и не создано руками человека
  • Все, что создано руками человека

Слайд №12

2) Какая бывает природа?

  • Природа бывает живая и неживая
  • Природа бывает только живая
  • Природа бывает только неживой

Слайд №13

3) Что относится к неживой природе?

  • Снегирь
  • Стол
  • Камень

Слайд №14

4) Что относится к живой природе?

  • Дерево
  • Кукла
  • Облако

Слайд №15

5) К какой группе можно отнести человека?

  • Человек – это живая природа
  • Человек – это неживая природа
  • Человек – это не природа

Слайд №16

6) Что не является природой?

  • Синица
  • Ящерица
  • Метро

8) Работа с карточками

Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.

10) Подведение итогов урока

Что мы сегодня изучали?

Что вам больше всего запомнилось?

Заключение

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой и учителями начальных классов.
При изучении стандартов второго поколения я выделила для себя принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования. В основе лежит деятельностный подход. Ребёнок познаёт окружающий мир через деятельность, которая должна стать основой обучения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Главная моя задача при подготовке уроков - уйти от монологической речи учителя, прийти к тому, что ребёнок получает знания не потому, что он внимательно слушает учителя, а потому, что он через деятельность соприкасается с новыми знаниями. Изменились функции учителя. Учитель лишь сопровождает ребёнка. Стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог почувствовать себя хозяином урока: что он может ответить, когда ответить, как ответить. При таком подходе ученик не загнан в определённые «рамки», я даю ему возможность высказать своё мнение. Работая в системе, применяя деятельностный метод, я стремлюсь раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к образованию, к учёбе.
Ключевой позицией моей методической работы является формирование у детей способности учиться, то есть развивать способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Все упражнения продуманы так, что каждый ученик, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цели урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
При планировании уроков я стараюсь следовать требованиям к современному уроку:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательная рефлексия учащихся на уроке;
- высокая степень речевой активности учащихся на уроке.

Определение неживой природы

Все, что нас окружает, если, конечно, это не техника или любой другой элемент, созданный руками человечества, является природным компонентом, который принято разделять на живой и неживой. Первый подразумевает растения, животных, а также непосредственно самого человека. То есть это все то, что двигается, развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются. В отличие от всех живых организмов, они имеют более простую структуру. Им не нужно воздуха, еды или любого другого жизненно необходимого ресурса. Проще говоря, они не живут. Более того, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет вся неживая природа остается неизменной.

Действительно ли неживая?

Многие годы ни один философ не мог дать точного определения понятию жизнь. Более того, современные и устаревшие словари весьма расплывчато описывают это слово. Итак, жизнь представляет собой несколько определенных явлений, которые следуют друг за другом в одном организме или предмете и прекращаются по истечении времени. Стоит отметить, что неживая природа тоже существует по этим законам. Если быть точнее, она им не противоречит. Это уже было не один раз доказано на примере кристаллов. Многие ученые, которые с ними работали, перестали их воспринимать в качестве компонентов природы неживого типа. Дело в том, что кристаллы обладают определенным набором чувств. Они могут стареть, издавать звуки (по большей части недовольства), отдыхать, развиваться или уставать. Для многих металлов или сплавов характерна память. Под различными действиями они могут деформироваться, но затем постепенно возвращаются к своему первоначальному состоянию. Однако среди остальных эксперимент с ионами серебра наиболее точно показывает, как схожи компоненты живой и неживой природы. Они начинают восстанавливаться, когда вступают в контакт с активными металлами. Когда наблюдаешь за процессом в микроскоп, а не на примерах уравнений или химических формул, можно заметить сходство между ними и растениями - развиваются те и другие одинаково. Таким образом, о «бездушности» неживой природы еще можно поспорить. Однако эта гипотеза так и остается только предположением, покуда конкретных доказательств нет.

Смена неживой природы по временам года

Каждый сезон представляет нам новые природные элементы. Некоторые из них взаимно заменяются друг другом, остальные характерны только для определенного времени. Например, неживая природа зимой дополняется снегом, сосульками, льдом. Ими покрываются живые природные элементы, а также творения человечества. Затем сезон сменяется весной, и зимние компоненты природы превращаются в воду. Когда приходит лето, она испаряется, становится мелкими капельками, поднимающимися в воздух. После этого, осенью, вода снова возвращается на землю в виде дождевых осадков. Зима, в свою очередь, опять превращает ее в кристаллики льда.

Неживая, но важная

Нет смысла спорить о том, является ли неживая природа по-настоящему таковой, или она развивается точно так же, как и ее живая сестра, только намного медленнее. Одно можно сказать точно, она играет важную роль в жизни планеты.

Природой называется все то, что окружает нас и не создано при участии человека. Так, окружающие нас леса, горы, моря, звезды — это природа. А дома, книги, машины, космические корабли к природе не относятся.

В природе выделяют живые и неживые объекты. К живым принято относить все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться. Это растения, животные, и, конечно, сам человек.

Признаки объектов живой природы

К главным признакам объектов живой природы относят способности организма совершать следующий жизненный цикл:

  • Рождение, рост и развитие. Так, из семечка вырастает целое дерево, младенец становится взрослым человеком.
  • Размножение. Объекты живой природы способны производить себе подобных.
  • Питание. Все живые существа нуждаются в пище: растения просят воды, животные питаются травой, растениями или другими животными.
  • Дыхание. Все живые организмы имеют органы дыхания: у человека и многих животных — это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
  • Движение. В отличие от большинства объектов неживой природы, живые организмы движутся: животные и человек передвигаются на ногах, лапах, растения поворачиваются вслед за солнцем, распускают цветы.
  • Умирание — это конечный цикл жизни организма. После того, как объект живой природы перестает поглощать пищу, дышать и двигаться, он умирает и переходит в разряд объектов неживой природы. Так, дерево — это объект живой природы, а вот срубленный ствол уже относится к неживой природе.

Все эти способности присущи только живым организмам. То есть, те объекты, которые растут, размножаются, питаются, дышат и относят к объектам живой природы.

В отличие от объектов живой природы, неживые неспособны к таким действиям. Например, луч Солнца, Луна, комета, песок, камень, скала, вода, снег — это объекты неживой природы. Несмотря на то, что многие из них способны двигаться (например, вода в реке), другие — растут (например, горы), эти объекты не размножаются, не питаются, у них нет органов дыхания.

Зато растения, которые, не движутся, способны к питанию и дыханию, а потому относятся к живой природе.

Объекты живой природы: примеры

В биологии выделяют следующие виды объектов живой природы:

Микроорганизмы — это древнейшие формы жизни на нашей планете. Первые микроорганизмы появились миллиарды лет тому назад. Микроорганизмы живут там. Где есть вода. Главная особенность их — невероятная жизнестойкость, так как микроорганизмы выживают практически при любых условиях. К объектам живой природы их относят потому, что они потребляют пищу (воду и питательные вещества) могут размножаться и расти. А с течением времени умирают.

К микроорганизмам относятся различные виды бактерий, вирусы, грибы.

Растения. Мир флоры на земле необычайно велик и многогранен. Начиная от одноклеточных водорослей вроде инфузории-туфельки или амебы и заканчивая гигантскими кедрами или баобабами, все растения относятся к объектам живой природы. Во-первых, они способны расти и размножаться. Во-вторых, все растения нуждаются в питании, часть которых получают из воды, часть — из почвы. В-третьих, растения двигаются: разворачивают и сворачивают листочки, сбрасывают листья и цветы, распускают бутоны, поворачиваются вслед за солнцем. В-четвертых, растения дышат, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Однако стоит помнить, что после умирания растения переходят в класс объектов неживой природы.

Животные — еще одна разновидность объектов живой природы, наиболее многочисленная, так как сюда относятся самые разнообразные виды: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. Представители фауны также способны к размножению, они дышат и питаются, двигаются и растут, приспосабливаясь у условиям окружающей среды.

Человек — высшая ступень развития живого организма. Именно человеку присущи все способности объекта живой природы: человек рождается, растет, производит себе подобных, питается, дышит и, в конце концов, умирает.

Взаимодействие живой и неживой природы

Все объекты живой и неживой природы находятся в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Так, Солнце — это объект неживой природы. Но без его тепла и энергии невозможно существование жизни. То же можно сказать и о воде, которая послужила источником зарождения жизни на нашей планете.

Все живые организмы дышат. А потому для выживания им необходим воздух, который является объектом неживой природы.

С помощью звезд и Солнца птицы ориентируются в полете, человек с их помощью определяет циклы для выращивания растений

В свою очередь, и живая природа оказывает влияние на объекты неживой природы. Так, человек, строя города, осушает болота и разрушает горы, растения, выделяя кислород, меняют структуру воздуха, некоторые виды животных роют норы, выбирая для своего жилища объект неживой природы — почву.

При этом нужно помнить, что неживая природа является первичной, основной. Все необходимое мы черпаем именно из неживой природы, оттуда мы получаем воду, воздух, тепло и энергию, без которых невозможна жизнь.

Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.

Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.

Понятия живой и неживой природы

Под природой понимается окружающая человека среда , которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.

Природные компоненты - это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.

Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы . В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали - вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.

Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное - все это объекты неживой природы.

В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами .

Признаки и особенности объектов

При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.

Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:

Классификация

Во всем мире существует большое число предметов неживой природы . Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.

Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:

У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов - рыб, животных и микроорганизмов - способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.