Конспект НОД в подготовительной группе «Какой бывает лес. Беседа о лесе в подготовительной группе

Надежда Личман

Цель. Расширение и систематизирование знаний детей о лесах родного края.

Задачи . Образовательная . Уточнить представления детей о лесе и его обитателях. Закрепить знания о диких животных; насекомых; птицах; растениях и их назначении; формировать умение отвечать полным, развёрнутым предложением.

Закреплять умение терпеливо выслушивать ответ товарищей, дополнять его новыми сведениями, не повторяясь. Ввести в активный словарь понятия «тайга, смешанный». Знать правила поведения в лесу.

Развивающая. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление, умственные способности детей.

Воспитательная : Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, формировать бережное отношение к природе.

Образовательные области: познавательная, речевая, физическая.

Материальное обеспечение: макет с изображением диких животных, деревьев, кустарников, грибов; муравейника с муравьями, картины с изображением леса, фонограмма звуки леса и пение соловья.

Методы работы: словесные (объяснение, беседа, наглядные (демонстрация фото, картинок). Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, беседы, загадки о животных, о растениях, разучивание стихотворений о природе.

ХОД НОД

Организационный момент.

Загадывание загадки о лесе.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, послушайте загадку»:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

Введение в тему. Беседа.

Лес – наш друг, а друзей любят и берегут. Ребята, как называется край, в котором мы живём?

Дети. Наш край называется Сибирь.

Вос-ль. Мы живём в Сибири. Наш край большой, красивый и богат природными ископаемыми. Сегодня мы поговорим о наших сибирских лесах. Они удивительные и непохожие друг на друга.



На севере Сибири – тёмные, густые, вечнозелёные леса из елей и пихт. Такой лес называется… Как называется такой лес?

Дети: Такой лес называется тайга.

Правильно. Входишь в такой лес, как в пещеру. Сумрачно и тихо. Не видно красивых цветов, не слышно пения птиц. Многие люди думают, что в таком лесу живут баба яга и леший. В тайгу не ходят в одиночку, можно заблудиться.

Около нашего города Омска растут другие леса - в них рядом с ёлками встречаются и другие деревья: сосны, берёзы, липы, осины, клёны, вязы.

Такой лес называется… Как называется лес?

Дети . Такой лес называется смешанным.

Вос-ль . Такой лес всё время меняется: весной, пока не распустятся листья на деревьях, в нём цветут ветреница и медуница. Летом в лесу много зелени. Очень красив лес осенью. О нём поэт И. А. Бунин сказал:

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

А хотите, мы с вами совершим прогулку в лес?

Дети. Хотим!

Вос-ль. А поедем мы на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы закроем глаза, скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят в лес. (Дети говорят волшебные слова, имитируют полёт.)

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Ну, вот, мы и прилетели. (Фонограмма «Звуки леса»).

Что мы скажем, прежде, чем войдём в лес?

Дети. Поздороваемся с лесом.

Вос-ль. А ещё что мы скажем?

Дети. Не бойся, лес, мы тебя не обидим. Мы только посмотрим, что растёт и кто живёт в нашем сибирском лесу.

Вос-ль . Ребята, кто же нас встречает на опушке леса?


Дети . Маленький лесной человечек – гномик.

Вос-ль. У гнома много друзей в лесу среди зверей и птиц.

Гном. Здравствуйте ребята. Далеко ли вы собрались?

Дети. В лес, посмотреть, что в лесу растёт и кто живёт.

Гном. Чтобы вы не заблудились, я пойду с вами и буду вашим гидом. В лесу растёт много разных деревьев, кустарников. Попробуйте их узнать. Я загадаю вам загадки, а вы найдите отгадки.

Её всегда в лесу найдём

Пойдём гулять и встретим,

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Гном. А как вы догадались, что это ель? (Ответы детей)

Ягода – не сладость,

Зато глазу радость,

И лесам - украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

Почему вы решили, что это рябина? (Ответы детей)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней,

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Почему это берёза? (Ответы детей)

Молодцы! Знаете деревья.

Летом в сибирском лесу растёт много ягоды, хочу узнать, знаете ли вы ягоды. Как называются вот эти ягоды? (Показ) (Черника).

А как называется эта ягода? (Показ) брусника, земляника, шиповник.


Кто собирал лесные ягоды?

Кто знает, зачем люди собирают шиповник?

Дети. Заваривают чай, для лекарства.

Кто расскажет о шиповнике?

Игорь. Шиповник – это дикая роза, растёт около полян. Шиповник цветёт розовыми цветами. А плоды созревают в августе. В ягодах много витаминов. Из ягод шиповника готовя компоты, варенье, повидло, мариелад.

Гном . В наших лесах много грибов. На этой полянке все грибы расти не могут. Поэтому, у меня есть картинки, попробуйте узнать грибы на картинках.

Какой гриб в лесу самый главный?

Дети. Белый гриб, боровик.

Гном. Кто собирал грибы? Как вас учили собирать грибы?

Артём . Грибы надо срезать ножом или выкручивать из земли, не нарушая грибницу.

За лесными дарами в лес приходят люди, а ещё их любят лесные звери и птицы. Назовите их. Дети перечисляют зверей и птиц.

Ребята, вы не устали в лесу? Сейчас мы с вами отдохнём, поиграем. Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Отдохнули! Отгадайте е загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело, и легко,

Рога раскинув высоко. (Лось)

Дети . Лось – самый большой и смелый зверь в лесу.

А эта загадка про какого зверя?

Он большой и неуклюжий,

Спит зимой, не любит стужи.

Он живёт в лесах, горах,

На людей наводит страх.

Но уж мимо не пройдёт,

Если где увидит мёд. (Медведь)

Почему его называют «хозяином тайги?»

Дети. Он самый сильный зверь в лесу.

Гном. А что вы знаете про медведя?

Семён. Как только выпадет снег, залегает медведь в берлогу. Там тепло и уютно. А когда наступают сильные морозы, медведь засыпает. Поздней зимой у медведей родятся слепые медвежата. Когда снег растает, медведь просыпается.


Гном. А ещё в лесу живёт много птиц. Каких птиц вы знаете? Дети перечисляют птиц.

А какую птичку называют волшебником и почему?

Дети . Соловья. Когда приходит весна соловей защёлкает, засвистит на все лады.

Гном. В наших лесах живёт много разных насекомых. Идёшь по лесу, идёшь, и вдруг видишь:

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Кто живёт в этом доме?

Дети. Муравьи.




Гном. Почему муравьёв называют «лесными санитарами»?

Дети. Они не дают размножаться вредным для леса насекомым, разносят семена растений, рыхлят почву.

Ребята, как вы думаете, почему люди любят приходить в лес?

София. Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду.

Настя. Защищает поля, луга от ветра, даёт древесину для строительства.

Алиса . А ещё лесные дары: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы.

Саша. В лесу люди отдыхают, любуются красотой леса.

Итог.

Обобщение. Лес – это дом для растений и животных, а человек в нём гость. Каким должен быть гость?

Никита. Гость должен быть чутким, внимательным, не мешать хозяевам.

Гном. Благодарю вас, ребята, за хорошие знания о лесе, приглашаю вас в лес за лесными дарами. До свидания.

Вос-ль. Ребята, мы всегда должны помнить, что мы должны охранять и беречь природу нашего края, потому что край – наша Родина.

Можем ли мы что-нибудь унести из леса?

Дети . Можно взять то, что лесу не нужно: шишки, опавшие листья, необычные сучки, кусочки коры.

Наша прогулка подошла к концу. Что нужно сказать лесу?

Дети. Спасибо за чудесную прогулку. До свидания, лес!

Садимся на наши волшебные стульчики, закрываем глаза и говорим волшебные слова:

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Вот мы и дома. Вам понравилось в лесу? Наша прогулка закончилась, но мы обязательно приедем в лес ещё раз.



Спасибо за внимание, дорогие друзья!

Ребята! Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нем бывали.

Отгадайте загадку.

Он густой, зеленый,

Растут в нем липы, клены

И могучие дубы,

Есть в нем ягоды, грибы. (Лес.)

Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой!

В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.

Послушайте стихотворение.

Приходите в лес

На лесной опушке

Слышится: «ку-ку».

Кукует кукушка

Где-то наверху.

В лес густой, зеленый

Нас зовет она.

Там березки, клены,

Свежесть, тишина.

Солнечные блики

По траве скользят,

Алой земляники

Капельки горят.

Там сплетают ветки

Кружевной навес.

Приходите, детки,

На прогулку в лес!

Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух.

Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.

Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья.

♦ Какие деревья растут в смешанном лесу?

Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.

Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.

Южнее тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.

Еще южнее располагаются широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темностволь- ные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.

♦ Какие животные, птицы и насекомые обитают в лесах?

В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.

♦ Расскажите о своей прогулке в лес. В какое время года вы были? Что вы видели и собирали?

Послушайте стихи, описывающие лес в разное время года.

Весенний лес

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распушились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы.

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Набухают соком почки,

Скоро снег растает весь,

И зеленые листочки

Молодой украсят лес!

Летний лес

Зноем солнечным прогретый

Лес душистый и сухой.

На опушках много света,

Пахнет медом и смолой.

Стал окрепшим и пахучим

Разрезной зеленый лист,

В зарослях кустов колючих

Слышен птиц веселый свист.

Закраснелась гроздь калины,

Зреют в шишках семена,

И душистая малина

Соком сахарным полна.

Осенний лес

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой, опалой

Заискрится иней серебром.

Зимний лес

В зимний лес заиндевелый

Приведет меня лыжня.

Как старик в тулупе белом,

Дремлет лес средь бела дня.

Снег укрыл стволы и корни

Елей, сосен и ракит;

Иней хрупкий и узорный

На ветвях берез лежит.

Все бело — тропинки, кочки.

И уснули до весны

На ветвях деревьев почки,

Спят они и видят сны.

Снег свисает бахромою,

А коряги и пеньки

Под пушистой пеленою

Оживают, как зверьки.

Вот зайчишка, вот лисица

В пышной шубке меховой,

Вот на сук уселась птица,

Вертит снежной головой.

Словно в сказке открывает

Лес-волшебник чудеса:

Ледяная, но живая

Леса зимнего краса!

Когда вы приходите на прогулку в лес, запомните, вы здесь — только в гостях. Поэтому ведите себя скромно, не рвите цветы, не распугивайте лесных обитателей.

Правила поведения в лесу

♦ Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям, поэтому старайтесь ходить только по тропинкам!

♦ Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

♦ Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

♦ Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например, божьих коровок), ведь они опыляют растения и уничтожают тлю и других вредителей.

♦ Не разоряйте муравейники.

♦ Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу — ведь там подрастают птенцы. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Птицы — друзья растений, они спасают их от насекомых-вредителей. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

♦ Не шумите, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.

♦ Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.

♦ Не разводите в лесу костры.

♦ Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.

Дубрава

Знаете ли вы, дорогие ребята, какой лес называют дубравой?

Дубрава, — это дубовый лес. Дубовый лес относится к широколиственным лесам. Главное дерево в дубравах — дуб. Остальные деревья — его верные спутники. Дуб — могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, уходящими глубоко в землю.

В народе говорят: «Могуч как дуб, потому и люб».

Дубы растут медленно, желуди появятся на них, когда дерево достигнет сорокалетнего возраста. А живут эти деревья очень долго — 400 и даже 500 лет. У старых дубов огромные стволы, покрытые толстой, морщинистой грубой корой.

Послушайте стихотворение.

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Буря птицей черной

Вдруг засвищет в кроне.

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье,

Всех в округе выше!

Много знает песен,

Много сказок слышит.

Янко Купала,

пер. с белорусского Т.Л. Шорыгиной

Листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях. Уже закудрявилась ива, нарядились в зеленые сарафаны липа и орешник, а дуб все еще стоит темный, без листьев, словно чего-то ждет. Мудрый великан дожидается, когда пройдет волна майских холодов, ведь его нежные листья очень чувствительны к холоду и могут погибнуть от ночных заморозков. Осенью на дубах созревают желуди.

Как выглядит спелый желудь?

Правильно! Он небольшой, продолговатый, гладкий, темно-коричневый в круглой резной шапочке.

Рядом с дубами в лиственных лесах растут темноствольные стройные высокие липы, бледно-золотистые осинки, кудрявые березки и нарядные клены, украшенные крупными резными листьями. В дубравах между высокими деревьями зеленеют пышные кусты калины, орешника, бересклета, малины и боярышника. Этих кустарников вы не встретите в хвойных лесах. В ельниках кустарников мало, им не хватает солнечных лучей.

Ранней весной в дубравах расцветают первые весенние цветы. Им нужно очень много яркого солнечного света, потому и спешат они расцвести, пока высокие деревья еще не оделись листьями, а в лесу светло и просторно. На побуревших коврах прошлогодних листьев розовеют пушистые султанчики нежных хохлаток, синими и розовыми искорками вспыхивают медуницы, позванивают белые бубенчики подснежников, сверкают золотом круглые головки мать-и-мачехи. Когда они отцветают, в дубравах появляются другие травы. У большинства из них крупные, широкие, красивые побеги и листья. Поэтому называют их дубравным широкотравьем. Побеги этих трав напоминают то разноцветные павлиньи перья, то резные листья рябин, то пальмовые ветви.

Празднично-нарядными становятся лесные травы осенью, не уступая по яркости окраски весенним цветам.

Послушайте стихотворение.

Осенние травы

В небесах кого-то

Кличут журавли.

Радугой широкой

Травы полегли.

Стал багульник бронзов,

Будто посмуглел.

Зверобой стал розов,

Иван-чай зардел.

И среди дубравы

В тишине лесной

Загорелись травы,

Как цветы весной.

Привольно лесным жителям осенью в дубраве, когда созревают желуди, орехи, ягоды, грибы! Кабаны, медведи, лоси, бурундуки с удовольствием поедают вкусные плоды. Лесные мыши, кроты, барсуки запасают их в свои уютные норки. Дятлы ловко раскалывают клювами орешки и желуди, съедают сладкое ядрышко, а белки запасают орехи и желуди в свои кладовые.

Послушайте стихотворение.

Лесная мышка

Осень. Рано поутру

Спит дубрава золотая,

Желуди несет в нору

Мышка рыжая лесная.

До чего ж она пригожа!

С темной полосой на спинке,

На опавший лист похожа,

Что желтеет на тропинке.

Как запаслива малышка —

Умная лесная мышка!

Когда холод на дворе,

Будет желудь грызть в норе.

В старину на Руси повсюду шумели зеленые дубравы. Но из-за ценной древесины дубы вырубали. В России сохранилось немного дубовых лесов, ведь после вырубки старого леса дуб обычно сам собой не восстанавливается. Высокие травы и густые кустарники заглушают молодые дубки, выросшие под пологом взрослых деревьев. Скоро на месте вырубленной дубравы появляется молодая березовая роща или негустой осинник.

Чтобы восстановить дубовый лес, лесники сеют желуди или сажают молодые дубки, выращенные в питомнике. За юной дубравой требуется бережный уход: заглушающие ее деревья время от времени надо вырубать, а в почву вносить удобрения. Тогда через несколько десятилетий вновь весело зашумит дубрава.

Вопросы

1. Дубрава — это лиственный или хвойный лес?

2. Как выглядит дуб? Сколько лет живут дубы?

3. Почему листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях?

4. Как называется плод, созревающий на дубе?

5. Как выглядит желудь?

6. Какие растения растут в дубравах?

7. Какие цветы расцветают в дубравах весной?

9. Какие животные и птицы едят желуди?

10. Почему дубрав в нашей стране немного?

11. Как лесники восстанавливают дубовые леса после вырубки?

Березовый лес

Березовый лес — березняк — разновидность лиственного леса. Главное дерево в березняке — береза.

Удивительно красив березовый лес в лазурный мартовский полдень! Он напоминает нарядный зал дворца, полный солнечного блеска. Стволы стройных берез, словно беломраморные колонны, уходят ввысь и поддерживают синий хрустальный купол неба. Березки принарядились в белые атласные сарафаны — сбросили, истрепавшийся за зиму, верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой и шелковистой.

Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрыты толстой, грубой морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые, а иногда и нежно-розовые.

Послушайте стихотворение.

Белоствольная роща

Роща юная, белоствольная

На заре умоется росами.

Шелестят березоньки стройные

На ветру зелеными косами.

Сарафаны на них атласные

Блещут жемчугом бледно-розовым.

О, какие мгновенья прекрасные

Провела я в лесу березовом!

Березы любят яркий солнечный свет, широкий простор. Поэтому березовые рощи часто окаймляют густые хвойные леса, березы растут на светлых опушках и полянах. После лесных пожаров, когда на больших участках выгорает вся растительность, первое дерево, вырастающее на пепелище — березка. Растет она очень быстро, потому и зовется «гонким» деревом. На просторе березы живут долго: 150— 200 лет.

Осенью в березовой роще словно что-то бормочут, чуть шелестят золотисто-желтые листочки.

Послушайте, как описывает осеннюю рощу русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

«Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. И глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня».

Припомните, какие кустарники, травы, цветы растут в березняке?

Верно! Здесь много солнечного света и тепла, поэтому травы в березняках сочные высокие, густые. Среди мягких трав ярко белеют ромашки-сестрички, белые косички; покачиваются лиловые колокольчики, розовыми искрами вспыхивают луговые васильки, горят алые звездочки лесной герани. А вот ковров из мха в березняках вы не встретите!

Белоствольные березки и стайки разбежавшихся между ними крупных высоких ромашек — лучшее украшение среднерусского пейзажа!

Русский пейзаж

Луга, поля привольные,

Дубравы и овражки,

Березы белоствольные

И белые ромашки.

А какие грибы облюбовали березовые леса? Попробуйте назвать их.

Верно. Это, конечно, подберезовики. Они называются так потому, что растут под березами. У этих грибов стройная белая ножка с темно-бурыми чешуйками, шляпка снизу белая, а сверху темно-серая или темно-бурая. Похож он на белоствольную березку. Недаром называют подберезовик сынком березы.

Послушайте стихотворение.

Под березой

Под березой белой —

Подберезовик смелый.

Он березы сын родной

Вырос летнею порой.

Встал на длинной стройной ножке,

Так и просится в лукошко!

Но как говорится в русской народной пословице: «Под березами не только подберезовики». Растут в березняках и разноцветные модницы-сыроежки, попадаются и маслята — дружные ребята, можно встретить и грибного царя — боровика.

Послушайте рассказ о том, почему подберезовики под березами растут.

Жил-был в лесу грибок. Ножка стройная, серебристо-белая с темными чешуйками, а шляпка тоже серебристая, только серенькая.

Пока грибок был совсем маленький, он прятался в густой траве и никого не боялся. А вот когда немного подрос, боязно ему стало, как бы кто ненароком его не сорвал.

— Эх, где бы мне получше спрятаться? — спросил вслух грибок. В это время пролетала мимо сорока-стрекотуха и услышала его слова.

— Я знаю, я знаю, — застрекотала она. — Ступай в ельник, там темно, тихо. Никто тебя не заметит и не найдет! Спрячешься на славу!

Грибок послушал всезнайку-сороку и отправился в ельник.

Там и вправду сумрачно. Большие ели низко опустили колючие лапы и стоят задумавшись.

Да вот беда! Серебристо-белая ножка и светлая шапочка грибка уж очень заметны в зеленом полумраке! Прямо светятся!

«Нет! Здесь не спрячешься! — огорченно подумал грибок. — Пойду-ка я лучше в сосновый лес. Попробую там укрыться».

Пошел он в сосновый бор, а там все вокруг золотисто-желтое, светло-коричневое, оранжевое: и солнечные зайчики, и сосновые стволы, и смолистые шишки, и грибы-рыжики, и даже пушистый беличий хвостик. Стал грибок под сосной и думает: «Нет, и здесь меня заметят! Пойду-ка я в березовый лес».

Пришел он в березняк, и здесь грибочку понравилось. Все белое, серебристое!

Беленькие ромашки приветливо закивали ему головками, заморгали ресничками, серебристая березка ветвями зашелестела, зашептала:

— Иди, малыш, ко мне, я тебя спрячу — никто не найдет!

Даже пестрый дятел весело забарабанил по стволу:

— Тук! Тук! Тук! — мол: — дом твой тут, тут, тут! Встал грибок подле березки, прислонился к ее стволу и совсем слился с ним. Попробуй найди его! Обрадовался он:

— Спасибо, милая березка, что приютила меня.

С тех пор так и повелось — под березами растут грибочки подберезовики.

Вопросы

1. Какое главное дерево в березовом лесу?

2. Как выглядят березы?

3. Где чаще всего растут березы?

4. Почему березу зовут «гонким» деревом?

5. Какие кустарники, травы, цветы растут в березняках?

6. Какие грибы растут под березами?

Осиновый лес

Осиновый лес нередко называют осинником. Он относится к широколиственным лесам.

Приятно оказаться в осиновом лесу. Золотистые стволы осин будто излучают мягкий бледно-зеленый свет, даже в пасмурный день озаряя окрестности. Листья у осины — особенные. Они трепещут и без ветра, словно о чем-то шепчут нам. Недаром говорится: «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке.

Послушайте стихотворение.

Осина

Замерли вершины,

Ветры в поле спят,

Только у осины

Листья шелестят.

Шепчутся бессонно,

Говорят друг с другом,

Пробегают волны

По листве упруго.

Спят в лесу рябины,

Дремлет пышный клен.

Чуткая осина

Стережет их сон.

Осинки любят яркий солнечный свет, поэтому далеко в глубь темных хвойных боров они не забираются. Растут на полянах и опушках и часто окаймляют другие леса — густые и дремучие. Необычайно красивы осиновые леса золотой осенней порой! Листья деревьев то розовые, то огненно-красные, то лиловые с багрянцем.

«С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зеленая сероватая листва осин. Откуда-то берется в листве яркая, полная краска.

Можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму — от чистого золота через розовый и красный тона к вишневому цвету.

Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь пейзаж среднерусских равнин», — так поэтично написал об осеннем осиновом лесе знаток русской природы Владимир Солоухин.

Послушайте стихотворение.

Осиновый лес

Между небом ненастным

И холодной землей

Лес осиновый красный

Разгорелся зарей.

Докрасна раскалили

Лист осин на огне,

И пока не остыли

Дарят свет они мне.

И в огне не сгорая,

Днем осенним горят,

Чтоб родимого края

Скрасить скромный наряд.

В конце лета — начале осени в осиновом лесу можно заметить нарядную красную шапочку подосиновика. Кажется, будто среди зеленых трав и высоких крупных листьев папоротника зажегся алый огонек. Свое название гриб получил именно потому, что растет под осинами.

Как вы думаете, почему под осинами прячутся красные подосиновики?

Правильно! Потому что листья осин то багряные, то вишнево-красные, то розовые, и грибы нелегко заметить среди яркой опавшей листвы. Любят грибы с грибниками в прятки играть!

Зимой наведываются в заснеженный осинник зайчишки. Нравится им горькая кора молодых осинок! Но осина на косого не обижается — весной вырастет на дереве новая, более светлая кора.

Нередко скачут зайцы следом за лесными великанами-лосями. Если лось обломит крупную осиновую ветку, то зайка тут как тут. Не боится, с аппетитом грызет обломки ветки — подарок лося.

Вопросы

1. Осинник — это лиственный или хвойный лес? Почему?

2. Как выглядит осина?

3. Почему говорят: «Осина и без ветра трепещет»?

4. Где чаще растут осины?

5. Какие грибы растут под осинами?

6. Как выглядит подосиновик?

7. Кто зимой обгладывает кору молодых осин?

Смешанные леса

В состав смешанных лесов входят как хвойные, так и широколиственные древесные породы — дуб, липа, клен, ясень.

Почему эти деревья называют широколиственными, помните?

Да потому что у них широкие довольно крупные листья.

Смешанные леса распространены как в европейской части нашей страны, так и на Дальнем Востоке. Зона смешанных лесов имеет форму клина, острие которого упирается в Южный Урал. Климат в этих краях мягкий: здесь теплое и долгое лето. Именно поэтому в этих местах привольно чувствуют себя липа, клен, ясень. В то же время здесь достаточно влаги, необходимой для хвойных деревьев, например, для ели (она хорошо переносит морозы и любит влажную почву).

А вот дубу для роста необходимы совсем другие условия.

Какие условия нужны дубу для роста?

Дуб теплолюбив и почву выбирает посуше. Поэтому в северной части зоны смешанных лесов преобладают ели, а на юге — дубы. Там, где климат подходит для обоих деревьев одновременно, дуб и ель растут рядом.

Густые елово-дубовые леса растут на высоких холмах и на их склонах. Ель выбирает влажные низменности, дуб поднимается выше, достигая самых вершин больших холмов. Такие вершины особенно нравятся дубам.

В смешанных широколиственных лесах, кроме дубов, растут и красавцы-клены, и душистые липы, и высокие ясени. Под деревьями то там, то здесь кудрявятся зеленые шапки кустарников — орешника, бересклета, жимолости, шиповника, боярышника, калины. Под ними расстилаются густые травы. Иногда можно заметить и островки мхов, но здесь они не растут сплошным ковром, как в хвойных лесах.

Удивительно красивы смешанные леса осенью! Среди темно-зеленых елей горят бледной позолотой березки, румянятся крупные листья кленов, кустарники становятся похожи на букеты неведомых ярких цветов.

Послушайте стихотворение.

Осенний букет

Больше нет цветов в бору

И в лесу раздетом.

Я листочки соберу

В пышные букеты.

Я домой их принесу,

Ими стол украшу.

И нарядно, как в лесу,

Станет в доме нашем!

Вопросы

1. Какие леса называются смешанными?

2. Какие условия нужны для роста смешанных лесов?

3. Какое хвойное дерево чаще всего встречается в смешанном лесу?

4. Какие лиственные деревья растут в смешанных лесах?

5. Какие условия благоприятны для роста ели? А дуба?

6. Почему ели выбирают для роста низкие влажные места, а дубы — высокие холмы?

7. Какие кустарники растут в смешанных лесах?

Подробности

Михедова Людмила Григорьевна , воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Сказка» Кулундинский район, Алтайский край с.Кулунда

Беседа «Кора деревьев».

Цель: Формировать представление о коре деревьев.

Задачи: Уточнить понятие «кора», для чего она служит дереву.

Закрепить значения о деревьях, растущих у нас в детском саду.

Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

Уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина.

Познакомить детей с лечебными свойствами коры и деревьев.

Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Словарная работа: древесина, кора, береста.

Предварительная работа: рисунки деревьев в разные времена года, выставка поделок из древесины, коры, бересты.

Материал: кусочки коры деревьев березы, сосны, тополя, листы голубой бумаги, тесто, семечки.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, в выходные дни я была в лесу. В лесу было красиво. Гуляя по лесу, встретила человека, который осматривал деревья, насыпал корм в кормушки для животных и птиц.

Как вы думаете, кто это был?

А кто такой лесник?

Я шла по тропинке и нашла вот эти кусочки (показываю).

Как вы думаете, что это?

(кора деревьев).

А с каких деревьев?

Для чего деревьям нужна кора?

(она защищает от солнца, мороза, ветра, от того, что бы не вытекал сок).

Молодцы! Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете про что эта загадка.

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший

Потянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (дерево).

А из чего состоит дерево?

(Корень, ствол, ветки, крона).

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Логти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем.

Крылья мы сложим назад.

Дети, скажите какая кора на стволе?

Какая на веточках?

(На стволе толстая, на веточках тонкая в виде кожицы.)

А что находится под корой деревьев?

(Древесина).

Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок.

Скажите, а можно по коре определить возраст дерева и с какого дерева кора?

(показываю кору сосны).

Описываем. Сосна стройная, красивая. Словно стрелы уходят вверх прямые сосновые стволы. Внизу кора грубая и шершавая светло - коричневая, а вверху - тонкая золотисто-оранжевая.

Чем ценна сосна?

(Ствол сосны дает строительный материал, а смолу называют «живица лечебная», заживляет раны соком хвои и настоем почек. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны успокаивают организм человека).

(показываю кору тополя).

Высокий, стройный тополь с зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные деревья

(сосна, ель).

Что делают из древесины тополя (бумагу).

А из почек тополя?

(крема, духи, одеколон).

(показываю кору березы).

Расскажите какое это дерево?

Дерево старое, ствол внизу темный, покрытый грубой, морщинистой корой, а вверху более светлое, серебристо белое. На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза дышит. В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Береза после зимы принаряжается в более белые сарафаны, они сбрасывают испортившиеся за зиму верхний ствол бересты.

Чем полезна береза? (получают березовый сок).

Да, березовый сок лечебный, витаминный.

Что надо сделать, чтобы береза не болела после сбора сока?

(Замазать глиной, землей, чтобы не было «кровавых слез»). – Что еще?

(Ветки березовые, веники - хворь выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази).

Правильно, в давние времена, когда не было еще бумаги, люди писали на бересте. Сейчас рисуют картины.

А еще дети, березу называли деревом счастья.

Березка – символ России.

Дети, скажите от чего гибнут деревья?

(От мороза, насекомых, ветра, люди недобросовестно относятся: рубят деревья, ломают).

Кого из птиц называют «Лесной доктор» (Дятел).

Назовите деревья, которые растут в детском саду.

(Клен, тополь, рябина, береза).

Какую пользу приносят деревья?

Они забирают вредные вещества, а выделяют кислород, который нужен человеку. Правильно.

Деревья это украшение нашей земли, так давайте ее беречь.

А сейчас мы с вами сделаем красивую аллею березок.

(пальчиковая гимнастика).

Дети лепят березку из теста, семечек.

В конце занятия любуемся красивыми березками, вручаю медальки «Юнный эколог».

Программное содержание:

1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).

2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.

3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.

4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.

5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.

Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.

Ход занятия

(Воспитатель входит и вносит письмо)

Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»

А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)

(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.

Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

Берегите муравейники. Не разоряйте их.

Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

Не рви цветы!

Не лови бабочек и других насекомых!

Не разжигай костёр!

Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

Вам понравились волшебные цветы? (да)

Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»

Вы по-очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).

Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)

Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»

Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)

Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)

Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.

- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)

Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.

- Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)

Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.

- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)

Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

- А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)

Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

- Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)

Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)

Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)

Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»

Какой лесной житель самый сильный? (медведь)

Какой самый хищный? (волк)

Какой самый хитрый? (лиса)

Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)

Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)

(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.

- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)

Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)

Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)

А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)

Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.

Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.