Младший, спокойный, гибкий. Аскольд Запашный

Аскольд Запашный – продюсер, Заслуженный и Народный артист РФ. Он является художественным руководителем Большого Московского цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозные шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходят много зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.

Аскольд Вальтерович Запашный – младший представитель знаменитой цирковой династии Запашных. Династии, которая насчитывает четыре поколения. Цирковыми артистами были не только их родители, но бабушка с дедушкой, и прадед. Он – немец по происхождению, клоун-эксцентрик Карл Томпсон, выступал в России под сценическим псевдонимом Мильтон.

Сказать точно, кто по национальности Аскольд с братом, сложно, потому что в семье разные корни.

Пойти стопами знаменитых предков и продолжить славную цирковую династию было на роду написано правнукам Мильтона – и Аскольду Запашным. Даже имена детям родители дали яркие, чтобы красиво звучали под куполом цирка и хорошо запоминались.

Семья гастролировала по стране – такая уж «кочевая» судьба у цирковых артистов. Старший сын Эдгард родился в Ялте, а вот на год младший Аскольд появился на свет в сентябре 1977 года в украинском Харькове.


Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами: многочисленные переломы конечностей, рваные раны и даже перелом шеи, после которого Вальтер Запашный чудом вернулся к жизни.

Однако такая жизнь – всегда на грани – оказалась единственно-возможной и привычной для родителей. Такой же она стала для Аскольда Запашного и старшего брата.


Будущие дрессировщики учились в одном классе, хотя между ними и была разница в один год. Так решил отец, который видел будущее сыновей под куполом цирка. Семья исколесила множество крупных городов России, поэтому мальчики сменили несколько школ. Впрочем, это не давало им права учиться как-нибудь: за успеваемостью парней следил строгий отец. И хотя он страшно уставал после изматывающих дрессировок и сложных аттракционов, но всегда находил время для воспитания сыновей.

Цирковая биография Аскольда Запашного началась в раннем возрасте. На манеж он выходил ещё в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988-89 годов, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который тепло принимали зрители.

Карьера

В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьёй отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров – это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днём становилось всё трудней.

К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было.


В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.

Аскольд Запашный выучил сложный китайский язык, которым владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства, который проходил в Ярославле в 1997 году.


Кроме того, Аскольд Запашный прекрасный акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер на сегвеях и акробат на роликах.

После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив и все крупные города постсоветского пространства, и далёкие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.

А ещё Аскольд и Эдгард Запашные в это время начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом переняли от него премудрости дрессуры хищных животных и развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный с авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесён в Книгу рекордов Гиннесса.


Вскоре братья создали свой цирк, назвав «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.

В 2012 году Аскольд Запашный стал художественным руководителем Большого Московского государственного цирка. Эдгард занял пост директора.

Аскольд Запашный в шоу «Ледниковый период»

В 2013 году братья представили шоу «Эмоции…» в цирке на Фонтанке. Особенность этой программы в том, что каждое выступление можно считать главным. В том же году артист в интервью поделился, что они начали строить 5D-цирк. И к 2018, максимум к 2021 году, такой цирк будет создан в России.

Аскольд Запашный – настоящая звезда. Поэтому мужчину часто приглашают на телевизионные шоу. Он вместе с стал участником 4-го сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году. А ещё появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Весёлая», «Сто к одному» и «Званый ужин».

Аскольд Запашный в программе «Званый ужин»

Аскольд Запашный активно участвует в социально-политической жизни страны. В 2011 году он вместе с братом подписал Обращение представителей общественности, в котором осуждалось давление на судебную систему по делу руководителей «ЮКОСа».

А весной 2014-го Запашный-младший подписал обращение деятелей культуры РФ, которые выразили поддержку политике президента в вопросе присоединения Крыма.

Аскольд Запашный в программе «Легенды цирка»

В 2015 году Запашный стал героем проекта «Легенды цирка», где ведущим выступил брат дрессировщика.

В том же году артист участвовал в съемках сериала о жизни . На рабочей площадке на Аскольда неожиданно напала тигрица Шакира и ударом лапы рассекла артисту бедро. Запашного сразу же отправили в больницу.

Аскольд Запашный в программе «Кто хочет стать миллионером?»

В январе 2016 года Аскольд Вальтерович участвовал в программе «Кто хочет стать миллионером?». В паре со знаменитым артистом играла актриса .

В сентябре Аскольд, как и брат, на выборах в Госдуму VII созыва стал доверенным лицом партии «Единая Россия».

Личная жизнь

Долгое время знаменитого дрессировщика считали завидным женихом. Красивый, знаменитый, богатый, видный (рост Аскольда 177 см) – за сердцем молодого человека охотились толпы красавиц. Но позже стало известно, что личная жизнь Аскольда Запашного устроена. Еще у него родились две очаровательных дочери со звучными именами, как у всех в этой славной цирковой династии, Ева и Эльза.


Со своей женой Элен Райхлин, у которой израильское гражданство, артист познакомился в Минске, на гастролях. По национальности девушка еврейка. На момент встречи ему исполнилось 27. За спиной остался 8-летний гражданский брак Еленой Бараненко, тоже артисткой цирка, с которой Аскольд так и не решился на свадьбу. Элен родилась в Белоруссии, но ещё ребёнком переехала вместе с родителями в Израиль. Высшее образование получала на своей малой родине.

Красавицу-студентку и ещё нескольких друзей привёл с собой в цирк друг Запашного – Андрей. Аскольду девушка сразу понравилась. Она оказалась не только обаятельной, но и умным собеседником, и интересной личностью. Но главное, что заинтриговало избалованного женским вниманием дрессировщика, - Элен ничего о нём не знала и не слышала до момента встречи.


Они встречались три года. Это были эпизодические встречи, потому что девушка не бросала учёбу, а Аскольд Запашный не мог отменить запланированные гастроли.

Преград на пути этой красивой пары оказалось больше, чем можно представить. Родные каждого из молодых людей оказались не слишком рады этому союзу. Родители Элен Райхлин мечтали о зяте-еврее, желательно враче. А семья циркового артиста видела супругой Аскольда девушку из «циркового» круга, которая бы понимала и разделяла специфический стиль жизни.


Однако любовь перешагнула через препятствия, а две очаровательные дочери только скрепили этот брак.

В одном интервью мать Аскольда, Татьяна Запашная, вспомнила, что сначала не очень хорошо отнеслась к невестке, а потом полюбила девушку. Упомянула женщина и загул сына от жены. Тогда Татьяна сказала Аскольду, что даже если тот расстанется с Элен, она останется в семье.

В 2016 году Ева и Эльза впервые выступили под куполом цирка вместе со знаменитыми папой и дядей. Если они свяжут будущую жизнь с цирком, то окажутся цирковыми артистами в 5-м поколении, продолжив славную династию Запашных.


Тысячи поклонников наблюдают за артистом в соцсети «Инстаграм », где Аскольд выкладывает личные и рабочие фото и видео. Часто активисты, выступающие за права животных, пишут в комментариях к снимкам, чтобы дрессировщики закрыли шоу.

Еще Запашный ведет «

, Украинская ССР , СССР

Профессия: Гражданство:

Россия Россия

Награды:
Сайт:

Аско́льд Ва́льтерович Запа́шный (род. 27 сентября , Харьков) - представитель цирковой династии Запашных в четвертом поколении. Заслуженный артист России (1999) . Народный артист РФ (2012) .

Биография

Окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). Владеет английским и разговорным китайским языками.

Цирковую карьеру начал как жонглёр на лошадях и дрессировщик обезьян, с этими номерами вместе с Эдгардом Запашным в 1997 году был удостоен главного приза Первого всероссийского фестиваля‑конкурса циркового искусства в Ярославле - «Золотая тройка». В 1998 году, на праздновании юбилея, народный артист России Вальтер Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников».

Известен также как акробат-вольтижёр, канатоходец, жонглёр на сегвеях, акробат на роликах и т. п. Вошёл в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве».

Вместе с братом создал «Цирк братьев Запашных», а также много цирковых шоу, среди которых «Камелот» (2008), «Садко» (2009), «Камелот-2: Наместник богов» (2010), «Легенда» (2011), «К. У.К. Л.А.» (2012), «Страшная сила» (2013), «Sиsтема» (2014), в которых выступил в качестве автора сценария и режиссёра-постановщика. Художественный руководитель Большого Московского государственного цирка.

Участие в телевизионных проектах

Политические взгляды

В 2011 году подписал вместе со своим братом Эдгардом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации , в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС» .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

В сентябре 2016 года вместе с братом стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .

Личная жизнь

Супруга - Элен Запашная (Райхлин). Дочери Ева и Эльза, с весны 2016 года выступают на манеже Большого Московского цирка .

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Запашный, Аскольд Вальтерович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Запашный, Аскольд Вальтерович

– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…
Но Пьер не успел договорить этих слов, как с трех сторон вдруг напали на него. Сильнее всех напал на него давно знакомый ему, всегда хорошо расположенный к нему игрок в бостон, Степан Степанович Апраксин. Степан Степанович был в мундире, и, от мундира ли, или от других причин, Пьер увидал перед собой совсем другого человека. Степан Степанович, с вдруг проявившейся старческой злобой на лице, закричал на Пьера:
– Во первых, доложу вам, что мы не имеем права спрашивать об этом государя, а во вторых, ежели было бы такое право у российского дворянства, то государь не может нам ответить. Войска движутся сообразно с движениями неприятеля – войска убывают и прибывают…
Другой голос человека, среднего роста, лет сорока, которого Пьер в прежние времена видал у цыган и знал за нехорошего игрока в карты и который, тоже измененный в мундире, придвинулся к Пьеру, перебил Апраксина.
– Да и не время рассуждать, – говорил голос этого дворянина, – а нужно действовать: война в России. Враг наш идет, чтобы погубить Россию, чтобы поругать могилы наших отцов, чтоб увезти жен, детей. – Дворянин ударил себя в грудь. – Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя батюшку! – кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза. Несколько одобряющих голосов послышалось из толпы. – Мы русские и не пожалеем крови своей для защиты веры, престола и отечества. А бредни надо оставить, ежели мы сыны отечества. Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию, – кричал дворянин.
Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.
– Да, да, при раскатах грома! – повторяли одобрительно в задних рядах.
Толпа подошла к большому столу, у которого, в мундирах, в лентах, седые, плешивые, сидели семидесятилетние вельможи старики, которых почти всех, по домам с шутами и в клубах за бостоном, видал Пьер. Толпа подошла к столу, не переставая гудеть. Один за другим, и иногда два вместе, прижатые сзади к высоким спинкам стульев налегающею толпой, говорили ораторы. Стоявшие сзади замечали, чего не досказал говоривший оратор, и торопились сказать это пропущенное. Другие, в этой жаре и тесноте, шарили в своей голове, не найдется ли какая мысль, и торопились говорить ее. Знакомые Пьеру старички вельможи сидели и оглядывались то на того, то на другого, и выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко. Пьер, однако, чувствовал себя взволнованным, и общее чувство желания показать, что нам всё нипочем, выражавшееся больше в звуках и выражениях лиц, чем в смысле речей, сообщалось и ему. Он не отрекся от своих мыслей, но чувствовал себя в чем то виноватым и желал оправдаться.

Придёт известный дрессировщик, представитель одной из самых знаменитых цирковых династий в мире, Аскольд Запашный. Мы узнаем все секреты его профессии, а вот о том, какой он папа, как воспитывает своих дочерей, Эльзу и Еву, и какое будущее ждёт детей, чей папа — директор цирка, «О!» рассказала супруга укротителя тигров, Элен Запашная.

Ева и Эльза — погодки, но внешне они совсем разные, а по характеру похожи?

По характеру девочки очень разные. Ева больше похожа на меня, она очень энергичная, постоянно куда-то идёт, бежит, двигается. Она из тех, кто за любую тусовку. А Эльза — вся в Аскольда, спокойная, немного замкнутая, внимательная, любит возиться с мелкими деталями, доводит любое дело до конца. Ей больше нравится сидеть в своей комнате, чем находиться в обществе.

Эльза очень любит рисовать, а Еве нравится всё по чуть-чуть: берётся, бросает, берётся, бросает. Но есть и то, что её по-настоящему увлекает — это цирк. Ева может репетировать допоздна, пробовать себя в разных жанрах, а вот Эльзу приходится немного заставлять ещё: она очень любит цирк, но гораздо больше ей нравится рисовать и лепить. И у неё это на самом деле здорово получается! Картины Эльзы реалистичные, живые, а персонажами из пластилина у нас уже целые полки заставлены.

Конечно, девочки любят играть вместе, но и ссоры у них бывают — наверное, как у всех.

Девочкам нравится учиться в школе?

В этом году Ева закончила второй класс, а Эльза — первый. Девочки учатся в обычной государственной школе, но это действительно очень хорошая школа. В ней учились ещё братья Запашные, и директор школы их прекрасно помнит. В параллельном классе преподает первая учительница братьев, а классный руководитель Евы, Наталия Геннадиевна Камович, часто вспоминает историю, когда она Аскольду двойку поставила в первом классе. Мы очень гордимся нашей школой и стараемся держать планку.

А вы как-то специально готовили Еву и Эльзу к школе?

Эльза ходила на подготовительные курсы при школе, а Ева не успела. С ней вообще получилась очень внезапная история: девочки ходили в одну группу детского сада, и мы всегда вели их одинаково, хотели, чтобы они пошли в один класс. Но в какой-то момент воспитатели начали говорить мне: «Посмотри, Еве стало очень скучно, может ей пора в школу?» Я долго сопротивлялась, но в итоге привела её в первый класс. Еве было 6 лет и 9 месяцев.

Мне очень нравится подход нашей школы: учителя говорят, что переучивать им намного сложнее, чем учить с нуля, поэтому если ребёнок чего-то не умеет — это не так страшно. Несмотря на то, что раньше они были как близняшки, вместе с семи утра и до девяти вечера, а тут им пришлось разделиться, кажется, для меня это время было даже большим стрессом, чем для них.

Чем девочки занимаются в свободное от школы время?

Всё их свободное время занимает цирк. Когда коллектив уезжает на гастроли, а это бывает на 2−3 месяца в год, девочки ходят в школу художественной гимнастики, занимаются под руководством Александры Блиновой. Кроме того, я подзагрузила их музыкальной школой, потому что считаю, что для девочки важно получить музыкальное образование, тем более фортепьяно. Освоить инструмент не так-то просто, но если я увижу, что у них получается, они раскрылись, то буду настаивать, чтобы дело не бросали, хотя им тяжело, я это вижу.

А чем Ева и Эльза занимаются в цирке?

Ева безумно любит лошадей, на манеже она учится делать трюки, а вне репетиций — моет, кормит и убирает за ними. С тренером обе девочки занимаются художественной гимнастикой и акробатикой. Цирковые дети имеют уникальную возможность поглощать всё, что их окружает, учиться практически на ходу. В цирке всегда висит расписание, где написано какой тренер и где сегодня репетирует. Ты можешь сам составить себе график и целый день переходить с одной точки на другую.

В цирке братьев Запашных есть две примы — Елена Петрикова и Елена Бараненко. Елена Петрикова дрессирует собачек, и Ева прямо бежит к ней на репетиции! Даже если Лена разрешит просто косточку подать или дать какую-то команду — это большое удовольствие для неё. А Елена Бараненко работает с попугаями, и Ева с большим удовольствием посещает её репетиции.

Элен, а у вас никогда не было мысли отдать девочек в школу в Израиле?

Мы физически находимся большую часть времени в России, поэтому я не могу отдать девочек в школу в Израиле. Мы подстраивались под обстоятельства. Конечно, я очень скучаю по Израилю, но и к Москве привыкла. Главное — я знала, за кого выхожу замуж, так что этот вопрос не обсуждается.

Я знаю, что девочки уже участвуют в настоящих шоу. Какие у них обязанности?

У них сейчас только театральные роли. У Аскольда все шоу — это настоящая история, в которой есть свои герои. Последний раз главными героями были девочки. В проекте «Ангелы» у Евы была очень важная роль. Для неё она даже выучила язык жестов — целый год занималась с немым преподавателем. А Эльза была по сценарию её сестрой, играла роль поменьше.

Волнуетесь за них, когда они на сцене?

Только в первый раз. Знаете, когда начинается, как я его называю, «новогодний чёс», и идёт по 3 представления в день, силы остаются только на то, чтобы контролировать то, что происходит за сценой: вовремя переодевать, выводить и забирать после выхода.

Аскольд на репетициях ведёт себя как строгий директор или как папа?

Аскольд пытается очень доходчиво до любого артиста донести, что от него требуется. У него в манеже нет братьев, друзей, подруг или детей — есть артисты, и ко всем он предъявляет одинаковые требования. Он может очень долго спокойно объяснять, чего он хочет от тебя получить, но это ведь не строгость. Строгость он может проявлять к каким-нибудь безалаберным артистам, которые опаздывают, не выходят в манеж или вообще могут себе позволить не прийти на репетицию.

А какой он папа?

Он — самый лучший папа на свете. Даже если он устал, то все равно укладывает девочек спать, играет в разные игры. Вечера — это полностью его время. Кстати, Аскольд у нас геймер, и дети стали такими же, но я совершенно не против. Они вместе играют в компьютерные игры. Когда бабушки начали ворчать, я сначала приняла их сторону, а потом смотрю, Эльза какие-то рейтинги высокие там бьёт, такие умные стратегии выстраивает, играет в такие сложные мужские игры… Ну не хочет она в куклы играть, а хочет в эту стратегию. А почему нет?

Конечно, они у меня и книги читают, пишут читательские дневники. Я контролирую, чтобы они читали по несколько глав регулярно. Не могу похвастаться, что они с удовольствием это делают, просто пытаюсь привить им любовь к книгам.

Я знаю, что вы планируете, чтобы и Эльза, и Ева продолжали цирковую традицию. А что будет, если, например, Эльза скажет, что выбирает другой путь?

Понимаете, наша задача как родителей детей такой династии — это привить настолько сильную любовь к этому искусству, чтобы ребёнок никуда не захотел из него уходить. Но ни в коем случае не забывать о том, что другая профессия тоже нужна. Мне очень нравится фраза, которую говорил братьям Вальтер Михайлович, когда он заставлял их учиться и получать второе образование: «Цирк — это мир, в котором ты можешь очень быстро отойти от манежа, от травм никто не застрахован, а голова всегда будет работать!»

Поэтому мы девочкам даём и общее образование, и ещё любовь к цирку. Правда, Аскольд честно говорит: «Я бы не хотел, чтобы мои дети с хищниками работали, это не женская профессия». Но если кто-то из девочек скажет, что хочет только туда, я уверена, он поддержит и научит всему, что знает сам.

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли


Аскольд ЗАПАШНЫЙ скрывает свою семейную жизнь от посторонних глаз. Его свадьба прошла тайно, без особой огласки в прессе. Накануне назначения Аскольда Запашного главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского «Экспресс газета» встретилась с женой циркового артиста - Элен ЗАПАШНОЙ - на ее родине в Израиле.


На родину на берегу Средиземного моря - в Хайфу Элен Запашная приезжает часто. У нее здесь живут родители, да и сама она к Святой земле привязана всем сердцем. Пока Аскольд колесит с братом Эдгардом по гастролям, Элен воспитывает в Израиле двух дочек - Еву и Эльзу.
- Почему у вас с Аскольдом была тайная свадьба?
- Родители противились нашим отношениям. Его мама хотела видеть цирковую девочку в семье. Во-первых, она им не закатит скандалов по поводу неудобств или каких-то лишений, будет вместе с мужем колесить по гастролям. А мои родители не хотели Аскольда: боялись, что брошу учебу в Минске в медицинском институте.
- Ты была фанаткой творчества Запашных? Как познакомилась с Аскольдом?
- Я училась в Минске. Вместе с друзьями пришли на представление братьев Запашных . Красиво провели вечер, и все. Через пару дней звонит наш общий друг Андрей: «Элен, твой телефон просит один цирковой артист - Аскольд». Подумала: кто такой из них Аскольд? Я не смотрела афиши, поэтому различить их не могла. Я другу отказала: «У меня есть парень, потом ребята скоро уедут гастролировать, зачем мне это надо»... В голове сидела мысль: раз известный, значит, избалован женским вниманием. Но Аскольд не сдался. Андрей названивал мне долго: «Да что ты из себя строишь? Такой человек хочет тебе позвонить, а ты?!»
- Но ты все же дала номер телефона?
- Да. Первую эсэмэску прислал во время лекции в институте, я так расплылась в улыбке, что даже преподаватель это заметила. Так приятно стало, хоть и сообщение коротенькое: «Привет, это Аскольд Запашный , давай встретимся». Мы начали встречаться. Первый наш вечер прошел шикарно. Потом Аскольд мне не звонил и не писал дня четыре. Я думала: «Вот, такой-сякой. Все одинаковые». А как оказалось, это его такой приемчик, чтобы влюбить в себя девушку. Я вся изнервничалась, а он выдержал время. Не только мы, девушки, хитрим, но и парни.
- И вот он уехал на гастроли...
- Поскольку ребята два месяца гастролировали, мы использовали любое свободное время: если ночь, значит, ночь. Конечно, я уговаривала себя, что нет будущего у этих отношений. Да и моей маме не нравилось, что я вместо учебы езжу за ними по гастролям: Гомель, Брянск... Два года мы переписывались эсэмэсками, общались по телефону.
- А что ты сказала своему парню, с которым встречалась?
- Рассталась с ним. Я не грешна, честно сказала еще в начале наших отношений, что будущего у нас нет. За это он мне теперь благодарен.
- Как Аскольд сделал предложение? На арене с тиграми?
- Сначала через три месяца знакомства он признался в любви. Мы мечтали пожениться, строили планы на будущее, думали о детях, хоть весь мир был против нас. Я до последнего не верила, тормозила себя, чтобы полностью не уйти в чувства. Аскольду пришлось нелегко: уговаривать меня, объяснять, что наши отношения перешли на другой этап. И после этого разговора мы стали называть себя парой. Потом Аскольд повстречался с моими родителями в Израиле. Все очень волновались. Предложение Аскольд сделал в Иерусалиме на Святой земле: подарил колечко и сказал те самые главные для женщины слова. Я так разволновалась, что даже не ответила «да».

Эдгард не поддержал брата

- Но, несмотря на это, вы вместе и растите двух дочек...
- 19 декабря у нас деревянная свадьба. Все у нас получилось, потому что мы познакомились взрослыми людьми, которые четко понимали, что хотят. Через два года наших встреч мы запланировали дату свадьбы. Прилетела только моя мама, а свекровь Татьяна Васильевна была на гастролях. Моя мама мне до последнего твердила: «Леночка, ты одумайся. Еще не поздно». А мне завтра идти в загс. Ночь перед росписью не забуду: ребята находились на чесе в каком-то городе, а у Аскольда села батарейка. Я сижу у окошка, жду его, на дворе - ночь. Тут мама говорит: «Вот так и просидишь у окошка: мужа нет, а ты будешь так сидеть и его ждать. А может, он захотел сбежать...»
- Может, твоей маме не нравилось, что Аскольд не еврей?
- Нашлись и такие мои родственники, которые пытались это сказать...
- С Татьяной Васильевной не сразу нашли общий язык?
- Его мамы не было, так как она находилась на гастролях далеко от Москвы. Сразу после свадьбы я уехала в Минск, а Аскольд - в другой город. У меня и платья белого не было: костюм надела. Считаю, что это ни к чему: многие делают шикарную свадьбу, а потом расходятся. А наши отношения с Татьяной Васильевной наладились, когда я с ней познакомилась поближе. Сейчас я многому у нее учусь, советуюсь. Она - наимудрейшая женщина. Татьяне Васильевне, когда она вышла за Вальтера Михайловича, пришлось тяжело: ее не принимали, потому что она не из цирковой семьи. Значит, надо мне все это пройти. Жизнь - штука сложная. Когда появилась внучка Ева, Татьяна Васильевна стала мягче. Сейчас родные Аскольда и мои понимают, что надо вместе мирно жить.

- Эдгард поддержал брата?
- Он вначале встал на позицию мамы. И этот факт брата удивил. Аскольд как-то рассказал, что Эдгард привел в дом девушку и маме она не понравилась: Эдгард взял рюкзак да и ушел из дома. Что сделал Аскольд? Ушел вместе с ним. Они были юные, лет по 13. Поэтому Аскольд ждал, что и Эдгард его поддержит в отношении меня. Но нет. Зато сейчас у нас прекрасные отношения: Эдгард - крестный нашей старшей дочери Евы.
- Вы хотели, наверное, первым мальчика?
- Как говорит Аскольд: «Мы очень хотели мальчиков-близнецов, поэтому у нас девочки-погодки». Конечно, я мечтаю вырастить настоящего мужчину. Планы еще есть, стараемся... И вот тут, если родится мальчик, у нас с Аскольдом национальные разногласия: делать обрезание или нет. Считаю, что с точки зрения гигиены это правильно. Но Аскольд пока не сдался.
- Почему у девочек такие имена?
- У нас имена выбирал папа, это полностью его право. Женщина вынашивает ребенка, а у отца не сразу возникает это чувство причастности. Мое мнение такое: давая имя ребенку, мужчина понимает, что стал папой. Имя Ева Аскольд выбрал, потому что первый ребенок и девочка. А имя для младшей Эльзы он случайно нашел, я хотела Софию. Но мы с мужем верим в знаки и если не знаем, делать или нет какой-то шаг, то ищем эти знаки. Помню последние дни перед родами. Татьяна Васильевна была против имени Эльза. Звонит и говорит: «Надо называть именами успешных людей». Мы стоим на светофоре в этот момент, останавливается грузовая машина, и на ней огромными буквами написано: «Эльза». Только с мамой поговорили по телефону и увидели этот грузовик. Еще одно совпадение: в день рождения дочери умерла актриса Элизабет Тейлор .







Тигры в руках братьев ЗАПАШНЫХ послушные, как котята. Фото:

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Когда в вашей жизни появился цирк?

АСКОЛЬД ЗАПАШНЫЙ Я не знаю ответа на этот вопрос, потому что «рожден в опилках». Мы с братом Эдгардом ‒ потомственные цирковые артисты в четвертом поколении, и для нас цирк и жизнь начались одновременно. И цирк был настолько естественен, что какие-то обычные явления нами в детстве воспринимались более непривычными, чем, живущие рядом дикие звери или возможность кататься на верблюде или слоне. В песочнице мы точно играли реже, чем наши нецирковые сверстники.

С.Р. Интересно, а что сегодня для вас, циркового артиста, непривычное, необычное?

АСКОЛЬД Ну, вот недавно, например, я впервые в жизни в компании олимпийских чемпионов прокатился по олимпийской трассе по бобслею в Сочи. Это были совершенно сумасшедшие ощущения! Даже несмотря на то, что на следующий день у меня дико болела спина, потому что во время проката на таком бобе человек испытывает нагрузки в 5G. Это штука удивительная, очень опасная. Но для меня даже не это стало главным, а возможность оказаться среди этих людей, среди суперпрофессионалов. Это эмоции неподдельные! А после этого я пошел и прыгнул с моста в пропасть в банджи. Вы не представляете, какой я счастливый был! Да, конечно, я не боюсь высоты, в цирке я хожу по канату на 12 метрах с партнерами на плечах, несу ответственность и за их жизни. Но когда ты поднимаешься на мост над ущельем в 200 метров и прыгаешь оттуда – это другое. Это круто! Вот это и есть ощущения вне цирка.

С.Р. Рождение детей не заставило стать менее рисковым ?

АСКОЛЬД Помню, моя мама, когда только появилась дочь, сказала: «Ну, теперь-то ты будешь более аккуратен, должен беречь себя!» И даже подняла палец вверх. Но я не верю в то, что надо быть осторожнее, чтобы что-то не случилось. Я – рациональный человек, но, если что-то судьбой или чем-то, кем-то еще уготовано, так тому и быть. Я об этом не задумываюсь, потому что такие мысли способны привести к паранойе… Так же, кстати, как и гиперопека детей может превратиться в манию, и я знаю примеры, когда родители, забыв обо всем, на этой опеке и зацикливаются. А поскольку вещь это инстинктивная и связана с психологией, у них на это даже и повод всегда находится. Так и вырастает несамостоятельный балбес. Но рано или поздно он что-то сам ведь захочет сделать? Вот тогда, будучи неподготовленным, он и способен совершить серьезные ошибки. Так что моя точка зрения такова: опекать детей нужно настолько, насколько это действительно необходимо, рисковать же самому стоит, когда имеется в виду какой-то благородный риск, и при этом брать от жизни максимум. Поэтому, когда говорят: вот, ты должен быть осторожным, у тебя семья, ответственность и т. п. (а я при этом люблю с парашютом прыгнуть или в открытый океан к акулам опуститься), я вспоминаю, как опасно летать в самолете или ехать с лихими водителями по серпантину. И где опаснее, где рискованнее, скажите мне? А об этих ежедневных рисках почему-то никто не вспоминает. Да, я несколько утрирую, но просто заявлять, что нужно больше себя беречь, если у тебя появились дети, это только стереотип. А я не люблю стереотипов.

С.Р. Похожи ли Ева и Эльза на своего папу в этой тяге к необычному?

АСКОЛЬД Трудно сказать, они еще маленькие… Хотя в этом году я специально возил девочек в Диснейленд, хотел посмотреть, как они реагируют на те или иные аттракционы. Там же не только детские качельки-карусельки есть… Когда в первый раз с Евой решили проехать на американской горке с двумя мертвыми петлями, мне даже за нее страшно стало. Шли мы к горке, музыка такая забойная играла, атмосфера было немножко напряженная, и я Еву отвлекал, потому что видел: она волнуется. Мы сели на сиденье, нас закрыли специальными держалками, я взял руку дочери и почувствовал, как быстро бьется ее сердечко. «Ой, что же я делаю», ‒ подумалось тогда. Хотя на этой горке даже более младшим детям кататься разрешено. В общем, мы прокатились, и, когда все закончилось, с карусели выскочил безумно счастливый ребенок с криками: «Я хочу еще!!! Это было круто!!!» И это ‒ здорово! Но были и парадоксы. Например, когда обе дочери пошли в комнату ужасов, Ева устроила такую истерику прямо на входе, что мне пришлось вывести ее. А с младшей я прокатился там аж 9 раз. И такие вещи непредсказуемы. Я просто предлагал дочерям все аттракционы, на что-то они соглашались, от чего-то отказывались. Например, падающий лифт их испугал. Подобной же философии руководствуюсь и в их воспитании: если есть возможность, подойдите, посмотрите. А я всегда готов сначала на себе все проверить. После этого сами принимайте решение.

С.Р. Элен, скажите, ваши девичьи ожидания хоть немного оказались похожи на нынешнюю семью?

ЭЛЕН А я совершенно никак не представляла себе будущую семью, не думала об этом. На первом месте была карьера. Я же выросла в Израиле, и здесь девушки сначала думают именно о работе. Кроме того, я никогда не испытывала дефицита в молодых людях, поэтому и переживать, и мечтать было не о чем. В общем, цели искать мужа не стояло. Была цель закончить медицинский в Минске, где я училась, и поскорее уехать домой, продолжать династию врачей. Врачом я стала, и работаю сейчас дерматологом-косметологом, но только в Москве. Все в моей жизни изменила случайная встреча с Аскольдом в Минске. Еще во время учебы там я побывала на выступлении братьев, где Аскольд увидел меня и добился встречи... В общем, меньше чем через три месяца мы с ним уже мечтали о том, какой будет наша семья и дети.

С.Р. А стать цирковой артисткой после встречи с Аскольдом могли?

ЭЛЕН Могла бы. И Аскольд предлагал мне это. Но… Я пришла в цирк, когда мне уже исполнилось тридцать. К тому же, к сожалению, физических данных для акробатики у меня не было. Принципиально важно было и то, что, начав уже взрослой, я никогда бы не смогла дотянуться до профессионального уровня. Цирковые, чтобы выйти в манеж со своим номером, трудятся всю жизнь. А я? Стать цирковой артисткой, выступая в поставленном другими готовом номере, например, с собачками? И все только потому, что удачно вышла замуж? Нет, это было не для меня, я не хотела краснеть ни перед самой собой, ни перед цирковыми. Хотя выходы на манеж у меня все же были. В Казани, вместе с балетными девочками. Танец, который длился секунд 15‒20, мне казался очень простым… Так вот, мне понадобился месяц на его отработку. Затем был просмотр, смотрели братья, весь коллектив. Первый раз не одобрили, разрешили выйти на манеж только со второго раза. Всего лишь 20-секундный танец!

С.Р. Ева и Эльза будут пятым цирковым поколением вашей семьи?

АСКОЛЬД Конечно! Они уже работают в цирке. В зимние праздники сестер можно будет увидеть на представлении «Ангел Ы» в Лужниках, где обе играют главные роли. А карьеру им я начал строить практически с рождения: выносил на общий поклон в крупных проектах. Даже специальные костюмчики у них для каждого выступления были. Впервые в маленьких ролях выбегать на сцену дочки стали три года назад. Это был эксперимент, я хотел посмотреть, как они, во-первых, справятся со сценой, второе, что немаловажно, смогут ли работать на постоянной основе: приходить, гримироваться, одеваться ‒ выполнять долг…

С.Р. Смогли?

АСКОЛЬД Да. А позже у них были главные роли в спектакле «Посланник». Сначала роль получила Ева, потому что Эльза была излишне капризна, а здесь нужно было полный спектакль вести. Когда старшая начала репетировать, младшая сперва присматривалась. И вдруг у нее появилась ревность, она спросила, когда будет репетировать. Я очень порадовался, провел с ней взрослую беседу, сказав, что это не игра и если она готова работать, то можно начинать. Но уж не отступать. «Папа, я обещаю все делать», ‒ сказала Эльза. Я рискнул и не пожалел ‒ девочки полноценно отработали полный сезон.

С.Р. То есть никаких проблем с воспитанием, с послушанием, у вас нет?

АСКОЛЬД Нет. Поймите, я – профессиональный дрессировщик, который на протяжении сорока лет находился в клетке с убийцами и выжил. Но вопрос не в страхе. Я умею дисциплинировать, воспитывать. Дрессура – это просто воспитание более опасных, чем дети, существ с достаточно ограниченным интеллектом.

Совет от Элен Запашной

У меня две девочки-погодки, воспитывающиеся в абсолютно одинаковых условиях. И они настолько разные! Не верю, что характер формируется с годами, уверена: какая родилась, такой и останешься. Можно только что-то подкорректировать, обезопасить. Вывод: все советы могут быть только и строго индивидуальны. Помнить об этом ‒ мой единственный совет всем мамам и папам.

С.Р. Как думаете, что девочек больше всего привлекает в цирке?

ЭЛЕН Цирк – это костюмы, грим. Девочкам там уделяют внимание. А еще – адреналин. Помню, в ту ночь, когда Еве предстояло первый раз совсем одной выйти в «Посланнике» на манеж, мы с Аскольдом не спали всю ночь. Дело в том, что на всех репетициях, на всех сценах с ней за руку выбегал папа, одной прямо перед зрителями ей предстояло остаться впервые. Причем и дублеров, случись что, у девочек не было. А у Аскольда самый страшный сон ‒ это остановка спектакля. Как же нас трясло за час до премьеры! Помню, мы стоим перед кулисой, звонит третий звонок, гаснет свет… Я держу Еву и чувствую ее бешеное сердцебиение. «Мамочка, я так боюсь», ‒ шепчет мне дочь. Не помню точно, что я ей говорила, но суть была такая: «Солнышко, ты это делаешь только для себя!» То же я ей говорю, когда она играет на экзаменах в музыкальной школе: «Не обращай внимания на экзаменаторов, закрой глаза, забудь счет, забудь все, играй душой. Люди пришли тебя не экзаменовать, а просто послушать». И все получилось.

С.Р. Расскажите про девочек. Какие они?

ЭЛЕН Они обе учатся в музыкальной и обычной государственной школе, в первом и во втором классах. Эльза – младшая, копия Аскольда. Замкнутая, но очень творческая девочка. Стеснительная, говорит мало, не любит, когда ее трогают, тревожат, может проводить целые дни в своей комнате, смотреть мультики. Все куклы в нашем доме с подрезанными волосами – «с прическами», раздетые и раскрашенные в черных, готических тонах. Это дело рук и фантазии Эльзы. Ева, это ‒ я. Болтунья, расскажет все и всем, что можно и, что нельзя. Она – лидер, активная девочка, хороший организатор, в своем классе уже руководит. Ева очень хорошо считает, понимает, как зарабатываются деньги. Обожает оставаться ночевать в гостях. Например, мы из цирка уезжаем, она говорит: «Мам, можно я сейчас к бабушке ночевать поеду?» Или к подруге просится. Полностью социально адаптированная. Неважно, кто к нам домой приходит, ‒ Ева со всеми находит общий язык, а в цирке экскурсию гостям устраивает.

С.Р. Понятно, что имена девочкам выбирались с прицелом на цирковую карьеру. А кто выбирал?

ЭЛЕН Аскольд. И это моя принципиальная позиция. Я считаю, что выбор имени ‒ как второе рождение ребенка. Мама становится мамой или еще во время беременности или родив малыша, а у отцов по-другому. Тем более у таких брутальных отцов, как наши братья. Выбор имени ребенку папой, думаю, ‒ это некое участие отца в его рождении. Так, он понимает, что ребенок тоже его. Поэтому имя было прерогативой Аскольда. Я бы приняла любое.

С.Р. Девочки уже работают в цирке. А вот, скажут, детство…

АСКОЛЬД У них удивительное детство! В этом году, например, дочери побывали в четырех странах. И с цирком, и отдыхали. Не каждому ребенку такое удается в их возрасте. Я хочу дать им все, что возможно, но при этом не избаловать. Они знают четкую границу между отдыхом и работой ‒ это то, чему меня учил отец ‒ и уже очень ответственно относятся к работе. Но потом я им компенсирую труд, чем они захотят. Например, мы можем зайти в магазин, где я куплю девочкам все, на что они укажут. Здесь им можно все, в другом месте, на работе, все будет наоборот. Будет работа, будет ответственность, а это – подарок за работу. И вот так я пытаюсь их воспитывать. Плюс уважение к старшим, вообще к людям, любовь к животным, любовь к своей работе. По моим расчетам, на фоне других возможностей это должно сделать их счастливыми. Эта моя формула воспитания. А они… Приезжаю домой ‒ кидаются мне на шею, кричат: «Папа, наш самый любимый папа!»

С.Р. Элен, а вы не против, что девочки уже выступают в цирке? В перспективе, наверное, ведь будет риск?..

ЭЛЕН О будущем риске я не думаю. Не хочу об этом думать. К тому же есть отработанная техника безопасности, к нашему реквизиту никто никогда не подходит. Да и сейчас девочки еще не делают ничего травмоопасного в силу возраста. В цирке очень четкие законы: во сколько человек первый раз может в клетку войти, на какую высоту подняться и т. п. Все строго регламентировано. На самом деле, в смысле ежедневных опасностей я согласна с Аскольдом – мы просто ко многим уже привыкли. Например, когда наша няня выходит с девочками на улицу, я больше волнуюсь, как они перейдут дорогу, чем когда муж работает в манеже. А недавно Ева впервые без меня вместе с классом поехала на экскурсию. Я жутко переволновалась, звонила каждую секунду, как они едут, как доехали. Так что случиться может что угодно и где угодно. И да, я очень рада, что дочери в цирке, и очень хочу, чтобы они стали настоящими цирковыми артистами. К тому же я очень уважаю своего мужа, чтобы, войдя в его семью, устанавливать свои законы. Единственное, мы с Аскольдом даем девочкам полноценное образование, для того чтобы к моменту, когда они смогут сами выбирать, у них был багаж знаний и, собственно, возможность этого выбора, кем становиться. Но, думаю, к этому возрасту мы сделаем максимально все, чтобы они полюбили цирк как свой образ жизни.