Обои военные самолеты дальней авиации. Защита от средств ПВО на ПАК ФА

Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) - новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета - Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 - первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего - а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

С тех пор, когда на поле боя нашла свое применение авиация, стала понятна ее роль в боевых действиях, особенно в настоящее время, когда российские истребители имеют в наличии все более совершенные и мощные средства для ведения боя.

Скорость боевых машин в воздухе постоянно увеличивается. Не прекращаются работы по снижению заметности на экранах радаров.

В последнее время средства ведения боя настолько возросли, что при помощи одной только авиации решаются военные конфликты. В любом случае в современных военных конфликтах ключевая роль принадлежит воздушному флоту.

Самолеты пятого поколения

В последнее время можно часто слышать термин "пятое поколение". Что означает данное понятие, в чем состоит отличие самолетов от предыдущего поколения.

В данном случае можно говорить о четких требованиях:

  1. Самолеты пятого поколения должны быть как можно более незаметными для радаров, причем во всех волновых диапазонах, особенно в инфракрасном и радиолокационном.
  2. Самолет обязательно должен обладать свойствами многофункциональности.
  3. В тоже время современные российские истребители - это сверхманевренная машина, при наличии возможности уходить от противника на сверхзвуковой скорости без форсажа.
  4. Также самолеты пятого поколения должны осуществлять всеракурсный ближний бой. При этом они ведут многоканальную стрельбу ракетами разной дальности. Кроме того, при скоростях выше скорости звука электроника самолета должна иметь возможности, помогающие пилоту в решении многих задач.

ВКС России имеют в своем распоряжении отличные машины для того, чтобы не быть последними в деле охраны воздушного пространства: легкий МиГ-35, рассчитанный на долгие годы МиГ-31, российский истребитель СУ-30СМ, новая машина Т-50 (ПАК ФА).

Т-50 (ПАК ФА)

Новая разработка российских авиастроителей Т-50 (ПАК ФА) поражает воображение своими возможностями. Он фантастичен так же, как и истребители из киносаги "Звездные войны".

Самолет сверхманевренен, обладает возможностью незаметности для радаров. Истребитель может вести бой на любых дистанциях, нанося удары по целям как в небе, так и на земле.

Что делает Т-50 невидимым?

Обшивка самолета на 70% сделана с использованием композитных материалов. Они значительно понижает площадь рассеяния. Такие параметры позволяют ускользнуть от радаров противника, потому что на экране Т-50 будет виден как объект величиной с воздушный шарик.

Новейший российский истребитель оснащен мощными двигателями: их два. Они двигатели обладают функцией управляемым вектором тяги, благодаря которому самолет становится очень маневренным. Т-50 (ПАК ФА) может развернуться в воздухе почти на месте.

Защита от средств ПВО на ПАК ФА

Для уменьшения радиолокационной заметности вражескими ПВО двигатели переходят с круглых маршевых сопел на плоские. И хотя при этом снижается эффективность двигателя от потери тяги, но такое решение позволяет "спрятать" турбины самолета от радаров и в инфракрасном диапазоне.

Кроме этого, силовая установка Т-50 (ПАК ФА) позволяет разогнать самолет до сверхзвуковой скорости даже без применения форсажа, что недосягаемо для самолетов класса 4+++.

Надо заметить, что новейший российский истребитель обошёлся отечественной казне в 2 млрд. долларов. А самолет такого же класса от компании Lockheed Martin F-22 стоил американцам 67 млрд. долларов.

Умная обшивка Т-50

Не так просто будет подобраться к Т-50: по всей обшивке самолета распределены 6 радаров для обеспечения кругового обзора. Оптико-электронный датчик системы обнаружения целей расположен справа от кабины. Позади находится уже инфракрасный датчик, который помогает системе видеть угрозы "за спиной".

Датчики аппаратуры для станции "Гималаи" рассеяны по поверхности ПАК ФА. Они позволяют передовому самолету остаться невидимым для радаров противника, но сам самолет может замечать самолеты-невидимки неприятеля.

Су-30 — передовой отечественный боевой самолет

Российский истребитель Су-30 современная крупносерийная машина, появилась еще 1988 году во времена СССР.

Базовым самолетом для создания передовой "сушки" послужил учебно-боевой Су-27УБ. Новая машина была оснащена системой воздушной дозаправки, также были усовершенствованы системы навигации и управления вооружением.

Уже в 1992 году во времена перестройки первый серийный Су-30 поднялся в воздух. Массовое производство боевых машин тогда было приостановлено, а МО России выкупило для нужд армии только 5 машин.

Но первые российские истребители Су не были теми передовыми самолетами, какие мы наблюдаем сейчас. В те времена они были способны применять только оружие неуправляемого типа класса "воздух-земля".

Но уже в 1996 году стали выпускаться Су-30МКИ (И — «Индийский»). На них появилось переднее горизонтальное оперение, усовершенствованное БРЭО и двигатели с контролируемым вектором тяги.

Тактико-технические характеристики Су-30

  • Боевая нагрузка, которую способен нести истребитель - 8 тонн.
  • Базовое вооружение, характерное для отечественных машин - 30 мм ГШ-301.

Летные характеристики улучшены за счет имеющейся системы дозаправки в воздухе.

Самолеты Су-30 продолжают линейку самолетов Су-27УБ. Но у машин Су нового поколения уже установлена БРЛС модернизированного типа, на которой применена фазированная антенная решетка, в перспективе возможна установка БРЛС с ФАР активного типа. На новых "Сушках" уже заранее предусматривается установка прицельно-навигационных контейнеров на специальной подвеске.

Такие данные позволяют использовать на самолете все средства поражения класса "воздух-земля": корректируемые авиабомбы различного калибра, сверхзвуковые противокорабельные ракеты класса Х-31.

МиГ-35

Еще один представитель, который вполне можно отнести к самолетам пятого поколения - самолет МиГ-35.

Российские истребители МиГ относятся к машинам поколения 4++.Это обозначение призвано показать, что этот самолет превосходит по боевым качествам машины четвертого поколения. Также он способен успешно бороться за воздушное пространство с истребителями пятого поколения.

Именно поэтому МиГ-35 за счет того, что производство машин такого класса относительно дешевле изделий пятого поколения - подходящая альтернатива для сил воздушной обороны.

Что отличает МиГ-35?

Что же умеет истребитель?

  • перехватывать воздушные цели;
  • усилить превосходства в воздухе;
  • концентрация на поле боя;
  • подавлять средства ПВО;
  • авиационная поддержка наземных сил;
  • уничтожение морских целей.

Чем отличаются МиГ-35Д и МиГ-35 по сопоставлению с МиГ-29:

  • сверхманевренностью;
  • увеличенной дальностью полета;
  • высокой боевой живучестью;
  • исключительной надежностью.

Как и все современные российские истребители, этот самолет вполне может выступить в роли переходного истребителя между поколениями 4+++ и 5.

  1. Самолет хорошо модернизируется из одноместной версии в двухместную.
  2. Новый мощный двигатель обладает увеличенным ресурсом.
  3. Локатор станции ЖУК-АЭ обладает активной фазированной антенной. Это позволяет самолету вести одновременно до 30 воздушных целей и атаковать сразу шесть из них.
  4. МиГ-35 обладает оптико-локационными станциями.
  5. Обнаружение и распознавание наземных целей типа танк выполняется на дальностях до 20 км.
  6. Защита, которая позволяет свести до минимума внезапную атаку противником, распознает как самолеты, так и запущенные ракеты.
  7. Боевая нагрузка до 6 тонн. При этом наличие точек подвески вооружения увеличилось с шести до одиннадцати.

Су-47 (С-37) «Беркут»

Российские истребители Су-47 «Беркут» или С-37 отличаются:

  • повышенной боевой автономностью;
  • всережимностью применения;
  • сверхзвуковой крейсерской скоростью;
  • малозаметностью;
  • сверхманевренностью.

Собственно, самолет является прототипом машин пятого поколения. Черной цвет придает истребителю более грозный и внушительный вид.

Успешно решать поставленные задачи помогает, характерное для этой машины, крыло с обратной стреловидностью. Российские военные истребители Су-47 обладают комплектом интеллектуальных композитных материалов, которые применяются для самоадаптирующихся конструкций. Сам фюзеляж выполнен из титановых и алюминиевых сплавов и имеет до шести грузоотсеков для размещения элементов вооружения. Это делает самолет еще более малозаметным.

Складывающиеся консоли крыла практически на 90% выполнены из композитных материалов. Такое решение позволяет использовать самолет в качестве палубного истребителя. Для вывода из штопора машина оборудована интегрированной системой дистанционного управления.

Для управления самолетом пилот может использовать многофункциональные пульты. Они обладают всеми необходимыми для лётчика органами управления. Это помогает производить пилотирование СУ-47, не снимая рук с РУС и РУД.

Як-141

Благодаря тому, что он прекрасно используется для перехвата воздушных целей, может вести близкий бой, выполнять штурмовые удары не только по наземным целям, но и надводным.

Российские истребители Як-141 вполне подходят под определение современных самолетов. Они обладают незаменимой функцией вертикального взлета и посадки. И вместе с тем машины сверхзвуковые и многоцелевые.

Российские истребители (фото которых представлены в статье) вполне справляются с задачами по перехвату и ведению близкого боя.

После того, как был построен в 1986 году первый экземпляр, эта машина для самолетов своего класса первой смогла преодолеть барьер скорости звука. Время набора высоты у российского самолёта значительно меньше, чем у аналогичной английской модели истребителя СВВП «Харриер».

Благодаря тому, что ему не нужны стандартные взлетно-посадочные полосы, он вполне хорошо взлетает без выруливания на ВПП из укрытий сразу по выводной рулежной дорожке. А это может обеспечить массовый взлет сразу Як-141. Такие характеристики позволяют использовать его в качестве палубной авиации.

Американцы, как и российские военные, уже ведут работы над созданием самолетов шестого поколения. По всем параметрам эти машины должны превосходить как по маневренности, так и малозаметности. Кроме того, могут обладать гиперзвуковой скоростью (около 5,8 тыс. км/час). Пилотирование может быть как дистанционным, так и осуществляться непосредственно пилотом.

В последнее время на слуху везде и всюду появляются новости про ПАК ФА, перспективный истребитель пятого поколения для ВКС России, однако несмотря всю свою мощь, этот самолет имеет свою специализацию, а для ВКС России требуются новейшие истребители самых разных типов и в последнее десятилетие практически по всем направлениям появились новые модели, способные на равных противостоять любому потенциальному противнику.

Тяжелый истребитель Су-35С

В настоящий момент это лучший российский истребитель, который выпускается серийно и способен на равных противостоять американским F-35 и F-22. Можно сколько угодно рассуждать о силе и слабости американских боевых машин, но факт в том, что никто, кроме самих американцев не знает полные возможности этих истребителей, так как в боевых действиях с серьезным противником они не участвовали, а на бумаге мы пока отстаем и единственный самолет в мире, который приблизился максимально близко по характеристикам к F-22 и является для него серьезным противником, а уж в ближнем бою и вовсе шансы смотрятся намного предпочтительнее.

Су-35С истребитель поколения 4++, глубокая модернизация платформы Т-10, использованной первый раз на Су-27. Для пятого поколения ему не хватило совсем малого, это пониженной радиолокационной заметности и технологии АФАР. Однако на любом авиасалоне эти машины самый долгожданный гость, ведь благодаря управляемому вектору тяги, он может выписывать немыслимые воздушные фигуры, недосягаемые для других боевых машин, которые дают в бою над любым противником решающее преимущество.

Длина - 21 900

Размах крыла - 14 750

Тяга в обычном режиме / на форсаже - 8800х2 / 14500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса - 25300 / 34500

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ - 1580 / 4500 км

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Су-34 начали разрабатывать еще в далеком 1986 для замены существующих тогда фронтовых бомбардировщиков Су-24, которые хоть и были отличными машинами, но новое время диктовало новые вызовы, и требовалась более совершенная машина, многофункциональная, способная не только наносить удары по наземным целям, но и постоять за себя в бою с перехватчиками. Разрабатывался данный самолет на базе Су-27. Свой первый полет он совершил в 1990, однако ситуация в стране сильно затормозила проект, финансирования не хватало, что не могло не сказаться на сроках, и лишь в 2006 году для Российских вооруженных сил были выпущены два экземпляра для испытаний, которые продлились целых пять лет и в 2011 году по их итогам был подписан контракт на поставку в ВКС РФ. Первые серийные модели начали поступать в 2014 году. На данный момент на вооружении ВКС находится 98 подобных машин, и планируется каждый год выпускать по 18-20 экземпляров.

По своим характеристикам Су-34 является самолетом поколения 4++, и как и Су-35 ему не хватает малой заметности и технологии АФАР. Однако и без этого Су-34 возможно лучший представитель своего класса. Основная его задача не завоевание превосходства в воздухе, а точечная работа по уничтожению целей и подавление ПВО вероятного противника, так же он может использоваться как фронтовой бомбардировщик. Истребитель не нуждается в постоянном прикрытии, и в воздушном бою способен сам за себя прекрасно постоять, что делает его универсальным. Несмотря на то, что при создании был использован старый планер, который серьезно уступает в заметности Т-50, Су-34 оснащен комплексом РЭБ, который прекрасно подавляет все существующие комплексы ПВО. Данный комплекс был проверен в 2008 году в боевых условиях, когда бывшие в то время на испытаниях два Самолета Су-34 использовались для подавления грузинских ПВО. Именно их появление в театре боевых действий и стало одной из причин прекращения боевых потерь ВКС.

Основные технические характеристики

Длина - 23 300

Размах крыла - 14 700

Тяга в обычном режиме / на форсаже - 8250х2 / 13500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса - 39000 / 45000

Максимальная скорость у земли / на высоте - 1400 / 2200 км/ч

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ - 2200 / 7000 км

Практический потолок - 17 000 м

Т-50 не первая попытка создать в нашей стране истребитель пятого поколения, в конце 80-ых активно велись разработки МиГ 1.44 и Су-47, однако ввиду плохого экономического положения, в 90-ых годах эти проекты продвигались крайне медленно и успели отстать от развития технологий. В 2002 году было принято решение начать разработку принципиально нового истребителя пятого поколения, сильно отличающегося от его предшественников. Первый летный экземпляр поднялся в воздух в 2010 и спустя 6 лет истребитель был наконец принят на вооружение.

Технические характеристики самолета до сих пор держатся в секретности, однако о многих его компонентах известно уже сейчас. Т-50 полностью удовлетворяет характеристикам самолета пятого поколения. Основной его особенностью является сверхмалая заметность, которая достигается не только технологией АФАР, но и другими защитными элементами, составляя тем самым своего рода "Умную защиту". В сумме с мощнейшей системой РЭБ, этот самолет является практически неуязвимым, если использовать его по прямому назначению. Он не предназначен для прямого воздушного боя, а мощнейший арсенал современных технологий способен обеспечивать ему серьезное преимущество на расстоянии для нанесения точечных ударов и подавлении ПВО вероятного противника, оставаясь при этом незамеченным. Однако и в ближнем бою Т-50 может за себя постоять и мало кому оставит шансов. Благодаря двигателю с управляемым вектором тяги и высокой маневренности он не уступает фронтовым истребителям, а благодаря современному оборудованию и технологии стелс, он может выйти на цель незамеченным.

В настоящее время Т-50 оспаривает пальму первенства на звание лучшего истребителя с американским Ф-22, и по некоторым характеристикам даже его превзошел. Однако есть у него один недостаток, это высокая цена. Один Т-50 стоят как 4 МиГ-29СМТ, и он долгое время не будет основной рабочей лошадкой наших ВКС, как и у американцев в настоящее время модификации Ф-15 и Ф-18 выполняют большинство необходимых задач и прекрасно с ними справляются.

Основные технические характеристики с двигателем АЛ-41Ф1

Длина - 19 700

Размах крыла - 14 000

Тип двигателя - турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги

Тяга в обычном режиме / на форсаже - 8800х2 / 15000х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса - 30600 / 37000

Максимальная скорость у земли / на высоте - 1400 / 2600 км/ч

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ - 4300 / 5500 км

Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой - 2700 км

Практический потолок - 20 000 м

МиГ-35

МиГ-35 это усовершенствованная модификация МиГ-29, которая отвечает всем требованиям современного фронтового истребителя. Несмотря на то, что он проигрывает по ТТХ многим отечественным истребителям, самолет подобного типа необходим для российских ВКС. Основная его задача это завоевание господства в воздухе, быстрое и своевременное нанесение ударов за пределами досягаемости ПВО. Этот самолет не имеет таких впечатляющих характеристик, как самолеты КБ Сухого, однако именно истребители подобного класса являются наиболее востребованными в большинстве армии мира и являются их основными рабочими лошадками. Первый свой полет он совершил в 2007 году и все это время велась доработка самолета, прежде всего на него устанавливалось современная электроника. Именно благодаря ей он относиться к поколению 4++

Основные технические характеристики

Длина - 17 320

Размах крыла - 12 000

Тип двигателя - Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

class="eliadunit">

Тяга в обычном режиме / на форсаже - 9000х2 / 15000х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса - 17500 / 27900

Максимальная скорость у земли / на высоте - 1450 / 2700 км/ч

Практическая дальность - 3500 км

Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой - 2000 км

Практический потолок - 17500 м

ЯК-130

ЯК-130 это не истребитель, однако не упомянуть его в нашей статье мы не можем. ЯК-130 - легкий штурмовик, а так же учебный самолет для российских ВКС. Это не замена знаменитым "Грачам" СУ-25, однако он может выполнять его функции при необходимости.

Свой первый полет данный самолет совершил в 1996, однако тогда на запуск серии не было денег, да и нужно было еще выиграть конкурс у МиГ-АТ. Первоначально он должен был стать просто учебным самолетом, однако конструкция получилась настолько удачная, что в 2011 году на его базе был создан легкий штурмовик, который может выполнять и боевые задачи.

Основные технические характеристики

Длина - 11 500

Размах крыла - 9 800

Тип двигателя - турбореактивный двухконтурный двигатель

Тяга в обычном режиме - 2х2500 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса - 7700 / 10290

Максимальная скорость у земли / на высоте - 1050 км/ч

Практический потолок - 12 500 м

Экспериментальный истребитель Су-47 Беркут

Су-47 самый красивый истребитель в мире, однако он так и не пошел в серию. История его разработки началась в конце 80-ых, когда в ЦАГИ было рекомендовано опробовать самолет с обратной стреловидностью крыла. Реализацию проекта поручили КБ Сухого. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в сентябре 1997 года он впервые поднялся в воздух. Именно на его базе и должен был создаваться самолет пятого поколения, малозаметный и сверхманевренный.

Конструкция обратной стреловидности крыла давала самолету огромные преимущества, например для взлета ему нужно было всего 90м полосы, т.е. он спокойно может взлететь с футбольного поля. Так же самолет обладал очень высокой маневренностью для тяжелого истребителя. Благодаря использованию композитов, серьезно уменьшался вес и увеличивался боевой радиус машины.

Однако именно его уникальная конструкция и подвела Су-47. Для его создания использовалось большое количество композиционных материалов, что уменьшало его живучесть в бою и устойчивость при перегрузках по сравнению с традиционными материалами. Беркут превратился в своего рода красивую и дорогую игрушку, но при этом мало превосходящим по своим ТТХ другие самолеты сухого. Скорее всего реализация подобного проекта в будущем будет осуществлена, однако на текущий момент он просто опередил свое время.

Основные технические характеристики

Длина - 22 600

Размах крыла - 16 700

Тип двигателя - Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

Тяга в обычном режиме / на форсаже - 12400х2 / 17500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса - 26500 / 38900

Максимальная скорость у земли / на высоте - 1400 / 2500 км/ч

Практическая дальность / с 2 ПТБ - 4000 / 5500 км

Экспериментальный истребитель МиГ 1.44

Если в КБ сухого разрабатывали тяжелый истребитель, то тогда же в 80-ых годах КБ Микояна было поручено создание сверхманевренного легкого фронтового истребителя. В ЦАГИ была рекомендована конструкция типа утка, которая и была взята за основу создания нового МиГа. Первоначально разработка шла очень туго, и возможность создания истребителя подобной конструкции рассматривалась крайне скептически. Однако после нескольких лет испытаний, была создана оптимальная компоновка фюзеляжа, которая позволяла создать самолет с заданными проектными характеристиками. Однако развал 90-ых поставил крест на финансировании проекта. Своими силами в КБ Микояна доработали проект, однако после первых полетов в 2000 году на проекте окончательно поставили крест, так на его доработку требовались огромные средства, которых просто не было. К слову проект не открыт до сих пор, и легкий фронтовой истребитель создан на базе МиГ-29.

Основные технические характеристики

Длина - 17 300

Размах крыла - 12000

Тип двигателя - турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги

Тяга на форсаже - 18000х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса - 18000 / 23500

Максимальная скорость на высоте - 2800 км/ч

Практическая дальность - 4000

Практический потолок - 20000 м

Сравнительная таблица

Т-50 МиГ-35 Як-130 Су-47
Длина 21900 23300 19700 17320 11500 22600 17300
Размах Крыла 14750 14700 14000 12000 9800 16700 12000
Тяга в обычном режиме кгс 8800х2 8250х2 8800х2 9000х2 2500х2 12400х2
Тяга на форсаже кгс 14500х2 13500х2 15000х2 15000х2 - 17500х2 18000х2
8000 9000 10000 6000 3000 8000 8000
Максимальная скорость км/ч 2500 2200 2600 1450 1050 2500 2800
Практическая дальность с боевой нагрузкой км 1580 2200 2700 2000 2000
Практический потолок м 20000 17000 20000 17500 12500 2000 2000
class="eliadunit">

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) - новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета - Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 - первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего - а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.