«Патриотический стоп-лист» как проявление суверенитета. Крымская полевая миссия по правам человека

Во вторник комитеты Совета Федерации по международным делам и по конституционному законодательству в закрытом от СМИ режиме с участием представителей Минюста и Генпрокуратуры обсудят стоп-лист зарубежных организаций, чья деятельность нежелательна на территории России. По информации «Известий», список будет дополнен рядом новых организаций, в числе которых в СФ хотели бы видеть ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России) и «Открытую Россию». Сенаторы считают «пополнение списка» вполне адекватным ответом на вызовы и угрозы России.

Инициатива по новому обсуждению стоп-листа зарубежных организаций, чья деятельность нежелательна в РФ, принадлежит комитету по конституционному законодательству. Напомним, что изначально ее автором стал глава комитета по международным делам СФ Константин Косачев, предложение которого нашло единогласную поддержку не только у коллег сенаторов, но и в ряде федеральных ведомств, таких как МИД, Минюст и Генеральная прокуратура, согласившихся также поработать над документом.

В начале июля этого года в список единогласным голосованием сенаторов было включено 12 организаций: Фонд Сороса, Национальный фонд демократии (NED), Международный республиканский институт (IRI), Национальный демократический институт по международным вопросам (NDI), Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд «Образование для демократии» (FED), Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.

По информации источников «Известий», следующими претендентами на попадание в список нежелательных НКО стали Фонд Форда, Фонд Джеймстауна, фонд «Открытая Россия», фонд «Евразия», Институт имени Альберта Эйнштейна. Также в СФ не исключили в разговоре с «Известиями», что в список нежелательных в России организаций может быть добавлено террористическое образование ИГИЛ.

Вчера сенаторы от подробных комментариев воздерживались, отмечая, что сначала им нужно всё обсудить, однако то, что список будет расти, признавали.

Ни наш комитет по международным делам, ни комитет по конституционному законодательству этот новый список пока не видели. Думаю, что нам его огласят представители Минюста, и мы будем его все вместе обсуждать. Пока ни по количеству, ни по составу организаций ничего не могут сказать, - рассказал «Известиям» первый зампред комитета по международным делам СФ Владимир Джабаров, отметивший, что список не является какой-то догмой и, конечно, будет видоизменяться.

Я пока не видела списка, допускаю, что он будет увеличен, хотя я не сторонник каких-либо ужесточений, но каждый, кто занимается политической деятельностью, должен отдавать себе отчет, что за любое его действие, которое может нанести вред государству, он должен понести ответственность, - заявила член комитета по конституционному законодательству, сенатор Елена Афанасьева.

Сенатор не исключает, что в списке может появиться ИГИЛ, которое также пытается вести свою пропагандистскую деятельность в России.

Я бы не стал прогнозировать, будет ли этих организаций больше или меньше. Наша задача в том, чтобы сделать более понятными для всех правила работы таких НКО: и гражданам, и правоприменителям, и самим игрокам, то есть тем же НКО, которые так или иначе занимаются политической деятельностью, - заявил «Известиям» сенатор, экс-глава управления внутренней политики администрации президента Олег Морозов, отметив, что российское законодательство в отношении НКО очень мягкое.

По его словам, в нем нет запретов на получение иностранного финансирования, как и нет запретов, чтобы эти организации занимались политической деятельностью. Но сегодня эти НКО, поясняет сенатор, должны понимать, что, совершая эти действия, они получают статус иностранного агента.

На прошлой неделе Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, увеличивающий в 4 раза (до одного года) срок давности по административным делам о нарушении порядка деятельности НКО - иностранных агентов и передающий рассмотрение этих дел на более высокий уровень. До сих пор срок давности для ответственности за нарушение порядка работы НКО - иностранного агента составлял три месяца (ст. 4.5 федерального Кодекса об административных правонарушениях). Однако парламентарии посчитали, что с учетом специфики правонарушения этот срок недостаточен: такие дела требуют экспертного исследования, а на него нужно гораздо больше времени.

Глава политической экспертной группы Константин Калачев считает очевидным, что список нежелательных НКО будет расширяться.

Государство задало тренд на невмешательство НКО - иностранных агентов во внутреннюю политику РФ и будет следовать ему и далее. Все предпринимаемые меры ведут к тому, чтобы нежелательные НКО не работали в России. Тут политическая воля уже проявлена, она будет реализована последовательно и жестко, - считает эксперт.

Косачев назвал кандидатов на попадание в стоп-лист НКО Очевидными кандидатами на попадание в стоп-лист НКО в России глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев назвал, в частности, Фонд Сороса, Фонд Макартура и ряд других организаций.

Совет Федерации, а также представители исполнительной власти России в пятницу обсуждали "патриотический стоп-лист". Ранее председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев предложил создать "патриотический стоп-лист" неправительственных организаций, финансирующихся из-за рубежа и представляющих угрозу России и ее национальным интересам.

Необходимость принятия подобного "стоп-листа" обоснована активностью заокеанских "партнеров". В конгрессе США прошел третье чтение бюджет, который предполагает выделить сумму, аналогичную 70 млрд рублей, на "работу по укреплению демократии в России". Сумма вдвое большая, чем в прошлые годы.

Итак, для чего нужен "стоп-лист" и какие задачи он призван решать? Казалось бы, уже есть закон об иностранных агентах, закон о нежелательных организациях. Но не все так просто.

Стоп-лист как ориентир

Во-первых, стоп-лист не будет иметь силу закона, но будет выполнять функцию ориентира для признания организации нежелательной. Это будет своего рода "справочник" как для государственных органов, так и для других заинтересованных лиц, чтобы все они понимали, кем на самом деле являются указанные в "стоп-листе" организации.

Всем нам знакомо слово "нерукопожатность", которое любят использовать либералы. Так вот, внесенные в "стоп-лист" организации станут "нерукопожатными" в России.

Клишас просит гражданское общество предлагать идеи по "стоп-листу" НКО Решение о признании организации "нежелательной" принимают генпрокурор или его заместители по согласованию с МИД. Отменяют такое решение в аналогичном порядке. Перечень "нежелательных" организаций будет вести Минюст.

Важной функцией "стоп-листа" является и его медийная функция. Сомнительные конторы больше всего не любят, когда из тени их вытаскивают на свет, предавая их дела огласке. Говоря терминами разведки, такое событие фактически приравнивается к "провалу", после которого смысл в деятельности разоблаченной агентуры исчезает. Что позволит обойтись без лишних репрессивных мер, то есть решить проблему малыми средствами.

Запрос на помощь общества

Во-вторых, полагаю, что при формировании "стоп-листа" государство будет активно сотрудничать с институтами гражданского общества — то есть, со всеми политически активными гражданами и организациями.

Как сообщил в пятницу первый заместитель министра юстиции РФ Сергей Герасимов, "для того, чтобы все ведомства, которые занимаются этим вопросом, могли достаточно динамично и эффективно использовать свои полномочия, здесь роль гражданского общества, роль парламентариев, роль общественной палаты и общества в целом, на мой взгляд, может быть весьма важной".

Таким образом, патриотический стоп-лист — это не сколько государственная тема, сколько общественная. Это запрос государства ко всем нам — о помощи в обеспечении национальных интересов и безопасности нашей страны.

Отличие от закона об "иностранных агентах"

В-третьих, закон об иностранных агентах явно недостаточен для эффективной защиты России от деятельности враждебных ей НКО. Этот закон — не про враждебную деятельность, а про то, что нельзя скрывать иностранное финансирование.

По сравнению с американским законом об иностранных агентах, предусматривающем ответственность за его нарушение до 10 лет тюрьмы, наш закон грозит только штрафом. Закон не призван пресекать деятельность враждебных НКО, и если ограничиться им, то враждебному НКО достаточно будет отчитаться о финансировании, и продолжать дальше противоправную деятельность.

Разумеется, такой подход недопустим в условиях, когда "западные партнеры", стоящие за подобными "фондами", не скрывают, что их целью является демонтаж российского государства.

Деструктивная деятельность НКО

Глобальная борьба за американские права человека Множество стран, от России до Эфиопии, законодательно суживают поле для работы НГО, и создатели негосударственных организаций ищут спасение в манипулировании соцопросами, замечает Дмитрий Косырев.

Приведем лишь несколько примеров наиболее одиозных зарубежных НКО, по праву претендующих на места в "стоп-листе". Например, Национальный фонд демократии (NED) официально финансируется Конгрессом США в рамках агентства США по международному развитию (USAID). Совет фонда включает в себя таких известных "друзей России", как Уэсли Кларк, бывшего командующего войсками НАТО, а также известного своими русофобскими взглядами Збигнева Бжезинского. Этот фонд финансировал оппозиционные движения в ряде стран Европы, оказывал поддержку арабским молодежным движениям, которые сыграли роль в "арабской весне".

Или например, “Международный республиканский институт” (IRI), который возглавляет большой "друг" России, сенатор от штата Аризона Джон Маккейн. IRI открыто поддерживало государственные перевороты 2002 года в Венесуэле и 2004 года в Гаити. Сам Маккейн активно поддерживал террористов ИГ, открыто встречался и вел переговоры с ними.

Итог деятельности подобных НКО известен всем — полный хаос в арабских странах, создание ИГ и возвращение к средневековому варварству. Власти России не имеют морального права допустить нечто подобное в нашей стране и обязаны поставить заслон деструктивной деятельности западных "партнеров".

В конце концов, каждое государство, неся ответственность перед народом за происходящее, имеет право самостоятельно решать, какие организации имеют право существовать в стране.

Это неотъемлемая часть государственного суверенитета, забытая в 90-е годы, когда при принятии важнейших решений главный вопрос был "а что подумают на Западе?". Теперь же вопрос ставится по-иному: "а что подумает народ России?", и появление "стоп-листа" свидетельствует, что российские власти учитывают в первую очередь интересы России и ее многонационального народа.

Самоликвидация

Совет Федерации , финансирующих российские НКО, на заседании в среду, 8 июля. В этот же день стало известно о ликвидации фонда «Династия» Дмитрия Зимина и правозащитной организации «Комитет против пыток», признанных иностранными агентами.

Дмитрий Зимин. Фото: dynastyfdn.com

Аргументы сенаторов не отличались новизной. «Недопустимо, чтобы этим каналом (возможностью финансирования некоммерческих организаций в России) злоупотребляли наши оппоненты, которые хотят смены власти», — заявил автор инициативы, председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев.

Отличилась на заседании сенатор Валентина Петренко, решившая разнести в пух и прах аргумент о том, что законы об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях» ударяют по правозащитникам. «Гражданское общество однозначно поддерживает это решение, — вынесла заключение сенатор. — Никакие это не правозащитные организации, а те, кто под них мимикрирует и прячет концы в воду, чтобы заниматься разрушительной деятельностью».

Значимость программ в сфере образования и науки, которыми занимался фонд «Династия», сенатор все же признала, но тут же оговорилась: «Он финансировал политическую структуру «Либеральная миссия», деятельность которой носит деструктивный характер». Такая же схема, по словам сенатора, действует и в других организациях: с одной стороны, они занимаются полезными вещами, с другой — политической деятельностью.

Судя по всему, «патриотический стоп-лист» — еще не последняя точка в защите политической стабильности. Косачев отметил, что в документе содержится призыв инициировать изменения в законодательстве, в случае если существующих норм недостаточно для защиты гражданского общества от влияния иностранных государств.

«Династия» и «Комитет против пыток» — не единственные НКО, которым уготован путь ликвидации. В отсутствие президентских грантов работают фонд «Общественный вердикт», оказывающий поддержку гражданам, пострадавшим от действий полиции, фонд «Гражданское содействие», занимающийся проблемами беженцев, некоторые из источников их финансирования как раз в «патриотическом стоп-листе». Движение по наблюдению за выборами «Голос» полностью отказалось от иностранного финансирования. Уже объявлено о возможном закрытии кабардино-балкарского отделения движения «За права человека».

Во вторник спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что «патриотический стоп-лист» уже готов и в него вошли 12 организаций. В этот же день РИА «Новости» со ссылкой на источник в верхней палате парламента опубликовало список НПО.

Председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров подтвердил «Газете.Ru», что это и есть будущий «стоп-лист».

Официально «стоп-лист» должен быть оглашен на заседании Совета Федерации в среду. Он будет отправлен в Генпрокуратуру с тем, чтобы она проверила эти организации на соответствие закону о нежелательных организациях. , фигуранты «листа» могут войти в реестр нежелательных организаций уже осенью.

Председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров считает, что, хотя организации из «стоп-листа» еще только пройдут проверку, у них есть все шансы попасть в реестр нежелательных. «Не думаю, что мы ошиблись в первых двенадцати», — говорит сенатор.

В «патриотический стоп-лист» войдут: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд «Образование для демократии», Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.

Большинство этих организаций, по данным «Газеты.Ru», рассматривались в качестве кандидатов в «патриотический стоп-лист» из-за того, что они финансируют НКО, которым присвоен статус «иностранных агентов». Эта аргументация звучала на семинаре-совещании в сенате в прошлую пятницу, на котором присутствовали представители Минюста, МИД РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, депутаты Госдумы и члены Общественной палаты РФ.

«В списке доминируют организации американские, что показывает общий антиамериканский уклон, который замечен в официальном политическом дискурсе», — считает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин.

По словам члена Общественной палаты РФ Вероники Крашенинниковой, Национальный фонд демократии является одним из основных американских «каналов финансирования НКО». А фигурирующие в списке Международный республиканский институт и Национальный демократический институт по международным вопросам — его структурные подразделения.

Восточно-Европейский демократический центр (ВЕДЦ), в свою очередь, по данным СМИ, основан в 2001 году в Варшаве при поддержке Госдепартамента США. Основной задачей ВЕДЦ является распространение идей демократии, поддержка гражданских инициатив и неправительственных программ, строительство открытого общества, образование в области прав человека и демократических свобод, содействие социальным и общественным переменам в посткоммунистических странах. Основной интерес деятельности этой организации направлен на Украину и Белоруссию, где она поддерживает оппозиционные партии, прессу и общественные организации. Основными партнерами этого центра являются National Endowment for Democracy, Фонд Чарльза Стюарта Мотта и FREEDOM HOUSE из США, все они, кстати, тоже попали в этот «стоп-лист».

Украинский Всемирный координационный совет образован в 1993 году на Украине. Основная цель — объединять все украинские организации за рубежом для сохранения украинской этнической идентичности. Деятельность этой организации всегда была резонансной. Так, например, в 2002 году в несколько этапов проводился «еврокараван», в ходе которого члены данной организации посетили страны от Балтийского и Черного моря, которые вскоре войдут в Евросоюз. Обсуждали они проблемы национальных меньшинств.

Крымская полевая миссия по правам человека начала свою работу 5 марта 2014 года при поддержке программы развития ООН на Украине. Деятельность миссии в основном направлена на мониторинг в сфере прав человека, поддержку журналистов, правозащитников и адвокатов. Среди ключевых трудностей — низкая активность местного правозащитного и гражданского общества. Так, представители миссии утверждают, что Россия стремится скрыть многие факты нарушения прав человека в Крыму, пытаясь показать лишь красивую картинку, что существенно отличается от реалий, а Крымская полевая миссия открыто об этом говорит.

Составители списка, судя по всему, выбрали организации, которые отличались наиболее «критическим подходом к российской официальной политике». «В целом понятно, что есть желание оградить себя от украинской политики и критики извне», — считает Уткин.

«Главное основание — антироссийская деятельность, направленная на разрушение межнационального единства, угрозу безопасности и т.д. Учитывались и заявления организаций о том, что у нас нет демократии, подтасовываются демократические процедуры... Примерно такие критерии мы использовали», — объяснил логику сенаторов председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров.

Список, по его словам, составлялся на основе обращений различных общественных организаций, рекомендаций Минюста и депутатов Госдумы. Глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас на упомянутом семинаре-совещании говорил, что сенаторы также получали информацию от ФСБ и Генпрокуратуры.

Закон о нежелательных организациях был подписан президентом в мае этого года. Реестр подобных организаций будет вести Минюст, а заполняться он будет по решению генерального прокурора РФ и его заместителей по согласованию с МИДом.

Включение в перечень нежелательных влечет для организаций запрет на физическое присутствие в России, запрет на набор персонала и информационное продвижение их брендов в России. Кредитным и некредитным организациям будет запрещено проводить операции с деньгами и имуществом, стороной в которых выступает запрещенная в России организация.

Член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова объясняет, что попадание в список нежелательных организаций означает фактически полный запрет на деятельность на территории РФ. Однако даже само попадание в «патриотический стоп-лист», скорее всего, будет вести к тому, что НКО будут отказываться от сотрудничества с ними.

«Это слишком рискованно. Они в любой момент могут стать нежелательными», — говорит Тополева-Солдунова. А это, в свою очередь, нанесет урон российскому некоммерческому сектору, так как упомянутые организации финансировали в том числе и программы неполитического содержания.

Профессор кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ Елена Лукьянова считает, что государство, наоборот, должно радоваться, «если какие-то международные организации хотят платить за то, что оно само не финансирует».

При обсуждении закона о нежелательных организациях, реестра иностранных агентов и вопроса о формировании «патриотического стоп-листа» парламентарии постоянно делают отсылку к аналогичному законодательству в западных странах. Однако, говоря о том, что закон об «иностранных агентах» скопирован ими из аналогичного закона США, который был принят в 1930-е годы для борьбы с нацистами, законодатели забывают об одном факте: иностранные организации имеют возможность вести лоббистскую деятельность в пользу своих правительств, лишь регистрируясь в конгрессе США. В России такой возможности у них нет — в стране до сих пор не принят закон о лоббизме.

Директор центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов считает, что инициатива эта странная и даже может рассматриваться как «признак слабости».

«Если у нашего руководства поддержка в 89%, то какой вред ему могут нанести эти НПО?» — недоумевает эксперт.

Сенатор Озеров говорит, что изначально черновой вариант «патриотического стоп-листа» был больше, но некоторые организации из этого списка требуют дополнительной проверки. В дальнейшем же он может быть расширен. «Если найдутся организации, которые «заслуживают» туда попасть, я думаю, мы найдем способ их туда включить», — убежден Озеров.

Руководитель ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц, у которого сегодня дома прошел обыск, сказал «Газете.Ru», что к появлению «патриотического стоп-листа» относится «философски». «В итоге они придут к тому, что запретят любое иностранное финансирование. И в этом списке окажутся в итоге почти все: кто-то раньше, кто-то позже», — почти не сомневается он.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption В стоп-лист пока вошли 12 организаций

В "патриотическом стоп-листе", утвержденном Советом Федерации, оказались 12 международных некоммерческих организаций из США, Польши, Украины.

Юридических последствий само по себе попадание в "стоп-лист" не несет, но по решению МИД и Генпрокуратуры в отношении этих неправительственных организаций может быть применен .

Признание "нежелательной" грозит организации запретом на создание структурных подразделений на территории страны, на распространение информационных материалов, в том числе через СМИ, а также на осуществление в России собственных проектов.

Сотрудникам, работающим в "нежелательных в России" организациях, может грозить штраф или лишение свободы сроком до шести лет.

В ее рамках проходят обучение представители "региональных элит", проводится поддержка местным организациям.

"Деятельность Ассоциации в этой области заключается в поддержке гражданской активности путем сосредоточения внимания на проблемах участников местного сообщества, участие граждан в деятельности неправительственных организаций на местном уровне", - говорится на сайте.

Всемирный конгресс украинцев

Это крупнейшая общественная организация украинцев, представляющий интересы более чем 20 миллионов человек , живущих за пределами Украины.

Как говорится на сайте, организация занимается вопросами в областях прав человека и гражданских свобод, образованием, социальными вопросами, развитием украинских сообществ по всему миру, культурными вопросами, распространением информации о Голодоморе и другими вопросами.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В стоп-лист попало несколько украинских организаций, представляющих интересы украинцев

Конгресс был создан в 1967 году. Он объединяет различные украинские организации во всем мире.

На сайте говорится, что в состав "конгресса" входят пять организаций в России: "Украинцы Москвы", Дальневосточный центр "Просвещение", "Украинская национально-культурная автономия Санкт Петербурга", "Саратовское землячество украинцев Поволжья" и Сибирский центр украинской культуры "Серый клин".

В организации "Украинцы Москвы" Русской службе Би-би-си сказали, что не понимают, каким образом внесение Всемирного конгресса украинцев в "стоп-лист" может повлиять на их деятельность, поскольку у них нет никаких финансовых отношений с этой организацией.

Представитель "Украинцев Москвы" Виктор Гиржов рассказал, что после того, как российский Верховный суд закрыл в 2011-12 годах две федеральные организации - "Федеральную национально-культурную автономию украинцев России" и "Объединение украинцев России" - страну во всемирном конгрессе представляют пять региональных организаций.

По его словам, их представительство носит формальный характер.

Украинский всемирный координационный совет (Украина)

Еще одна организация, объединяющая украинские диаспоры в разных странах. Совет действует с 1993 года, его офис находится в Киеве.

Согласно информации, размещенной на их сайте , УВКС имеет более 40 представительств в российских городах.

Среди них - не зарегистрированный минюстом "Украинский конгресс России", его региональные представительства, а также "Объединение украинцев России", ликвидированное в 2012 году решением Верховного суда (представители этой группы называют себя "не зарегистрированным объединением").

Руководитель Украинского всемирного координационного совета Михаил Ратушный сказал, что были запланированы культурные мероприятия в России с участием организации, однако теперь они все сорвались.

В разделе "деятельность" на сайте Совета представлены комментарии, интервью, статьи, а также различные конференции и торжественные мероприятия, в основном, на территории Украины. О какой-либо практической деятельности, финансовых или прочих проектах не сообщается.

Крымская полевая миссия по правам человека

В Крымской полевой миссии Би-би-си рассказали, что Миссия не является организацией, но лишь инициативной группой волонтеров.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Крымская миссия была создана в марте 2014 года после аннексии Крыма Россией

Ее руководитель, член Совета по правам человека Андрей Юров заявил, что КПМ - не организация, а лишь инициативная группа волонтеров, и ему не понятно, как можно подпасть под закон о "нежелательных" организациях без юридического лица.

Юров не исключил, что признание Крымской полевой миссии "нежелательной" может положить конец их работе. По закону, участие в деятельности такой организации может грозить административным штрафом, а в случае повторного нарушения - уголовной ответственностью вплоть до лишения свободы на срок до шести лет. Организациям нельзя распространять информацию, в том числе через СМИ.

"Дождемся решения и будем либо правовыми методами бороться, либо приостановим работу, потому что мы же не можем контактировать с людьми, если им будет грозить уголовное преследование", - сказал он.