Перспективы дальнейшего развития государств. Создание межрегиональных структур

Большой Ближний Восток – это регион, который включает в себя Арабский мир, Турцию, Иран, Израиль, Афганистан, Пакистан, Туркменистан и страны Закавказья. Такие продолжительные конфликты на этноконфессиональной почве, как арабо-израильское и шиито-суннитское противостояние, подрывают экономическую и политическую стабильность во всех странах региона. Высокий конфликтный потенциал ведет к снижению иностранных инвестиций в регион, кроме того, законодательство в большинстве государств не гарантирует защиту вкладов иностранных инвесторов и состояние экономических институтов не соответствует международным стандартам, что также снижает привлекательность ближневосточного региона.

Но несмотря на колоссальное количество проблем, регион обладает высоким экономическим потенциалом. Также, глобализация и производные от нее процессы не обходят стороной Большой Ближний Восток. Одним из следствий глобализации являются интеграционные процессы, которые можно наблюдать и в данном регионе, но наличие определенных проблем создает дополнительные барьеры на пути к созданию единого экономического пространства. В данной работе будет проведено исследование ближневосточных интеграционных ячеек, причины их несостоятельности и перспективы развития.

Идея объединения стран данного региона наблюдалась на разных этапах истории, возможно, это нельзя назвать проектами интеграционных ячеек, но эти попытки закладывали основу для создания именно современных региональных объединений. В VII население, проживающее на территории ближневосточного региона, объединилось на основе конфессиональной принадлежности и создало исламское государство – халифат, на территории которого функционировали стандартные регулятивные нормы. Затем, на территории халифата зародилась новая могущественная империя – Оттоманская, которая просуществовала вплоть до ХХ века. Действительно, данные государственные образования нельзя рассматривать как интеграционные ячейки, но это необходимо учитывать при рассмотрении интеграционного потенциала данного региона. Так как, Арабский халифат (630 – 1258) и Османская империя (1299 – 1922) объединили более сотни разных этносов под руководством центральной власти и привели, в некоторой степени, к унификации и стандартизации политических, экономических и социальных институтов Большого Ближнего Востока.

После распада последней империи большинство стран находилось под контролем европейских стран до середины ХХ века, затем волна национально-освободительного движения охватила весь региона и сформировала нынешние контуры границ государств Большого Ближнего Востока. В эту эпоху зародилось новое идейное течение, в основе которой лежало объединение территорий, заселенных арабами. Данный феномен получил названия панарабизма, идейным основоположником которого был шериф Мекки - Хусейн ибн Али аль-Хашими, создавший первое объединенное арабское королевство Хиджаз в 1916 году. Панарабизм – это идея объединения всех арабских государств в единый политический и экономический союз. В 1950-х это идея получила новый импульс и продвигалась такими великими политическими лидерами, как Гамаль Абдель Насер, Хафез аль-Ассад, Саддам Хусейн, Ясир Арафат, Муаммар Каддафи. Под воздействием панарабизма была создана первая интеграционная ячейка на Ближнем Востоке – Объединенная Арабская Республика (1958). Но она не продержалась и была ликвидирована из-за различных политических разногласий между Каиром и Дамасском.

Некоторые исследователи к интеграционным ячейкам также относят Лигу Арабских Государств, которая была создана 22 марта 1945 года. Следует отметить, что страны ЛАГ кооперируются не только относительно решения политических вопросов в регионе, но и для урегулирования проблем экономического, социального, культурного и иного характеров. Действительно, страны-члены разрабатывают проект по созданию экономического союза и развитию наднациональных институтов управления. Данное объединение обладает высоким потенциалом, так как включает в себя 22 страны ближневосточного региона, среди которых Катар, ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн – одни из самых богатых стран мира по ВВП на душу населения. Население стран ЛАГ превышает 500 миллионов человек, которые проживают на площади 5,25 млн кв. миль. Данная организация имеет все шансы стать региональной экономической и политической ячейкой, обладающей достаточными ресурсами для успешной деятельности на международной арене.

Страны Магриба, также участвуют в другом глобальном объединении – Африканском Союзе, который основан 9 июля 2002 года. Союз предусматривает кооперацию стран всего Африканского континента для решения проблем, с которыми сталкиваются страны-члены. Деятельность союза постоянно развивается, но наличие большого числа экономически слабых членов тормозит интеграционные процессы внутри союза. При этом, государства-члены могут рассчитывать на укрепление позиций союза на международной арене, так как человеческий капитал, равный 930 миллионам человек, и наличие крупных запасов полезных ископаемых являются сильным инструментами продвижения в экономическом и политическом плане.

Более успешная позиция у другой интеграционной ячейки – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, которая была создана 25 мая 1981 года. Данное объединение больше всего соответствует современным стандартам интеграционных ячеек, которые мы можем наблюдать в других регионах мира. Возможно, политическая стабильность и экономическое благосостояние стран-членов позволяет ССАГПЗ развиваться с положительной динамикой, в отличии от других интеграционных объединений Большого Ближнего Востока. Совет обсуждает проект создание валютного союза – «Халиджи», который станет первым валютно-финансовым объединением в регионе. Также идут переговоры по расширению сотрудничества в сфере энергетике, обороны и политики. Одним из главных минусов данной экономической группировки является ярко-выраженное доминирование Саудовской Аравии, что идет вразрез с политическими позициями других стран-членов и создает дополнительные барьеры на пути дальнейшей интеграции.

Рассмотрев интеграционные группировки, которые когда-либо существовали и продолжают существовать на территории Большого Ближнего Востока, можно выделить три кластера проблем, которые создают дополнительные барьеры на пути развития интеграционных ячеек. Во-первых, это, конечно же, политические проблемы, которые включают в себя позицию стран относительно палестино-израильского конфликта (есть страны, которые поддерживают достижения компромисса с Тель-Авивом, но с другой стороны, есть государства, которые противостоят любым переговорам с израильской стороной), вопросов конфессиональной принадлежности (проблема шиитов и суннитов, различных исламских сект, радикальный ислам и вытекающий из него фактор международного терроризма), фактора региональных держав (Борьба четырех центров силы за господство в регионе – Иран, Турция, Катар и Саудовская Аравия противостоят друг-другу, что создает дополнительные очаги напряженности), курдского вопроса и проблемы других национальных меньшинств и взгляда на роль Российской Федерации в регионе. Как мы видим, дополнительные барьеры, созданные ввиду различных политических позиций, тормозят развитие интеграционных процессов на территории государств Большого Ближнего Востока, но следует отметить, что реформы по демократизации, начало которых было положено после волны дестабилизационных событий в конце 2010 года, получивших название Арабской весны, помогут снизить роль политических разногласий стран, так как в демократических обществах главной идеей становится улучшение экономического благосостояния общества, которое требует политических уступок со стороны властей. Следовательно, это расширит платформу для создания новых интеграционных объединений. Во-вторых, это ряд экономических вопросов, который препятствует развитию интеграционных процессов. Среди проблем экономического характера можно выделить сильную дифференциацию экономического развития стран региона, например, Катар, Бахрейн, Кувейт являются одними из самых богатых стран мира по уровню доходов, стандартов жизни и многим другим показателям экономического благосостояния, в то время как, мы можем выделить одни из самых бедных стран в мире – Йемен, Джибути, Сомали. Кроме того, деградация экономических институтов, высокая безработица среди молодежи, коррумпированность государственных структур и отсутствие четких и справедливых регулятивных норм, также служат барьером на пути эффективной интеграции. Но, уже сегодня, мы видим как происходит трансформация в экономических центрах ближневосточного региона – новая стратегия правительства Саудовская Аравии по диверсификации статей дохода государственного бюджета, превращения ОАЭ в один из финансовых центров мира, либерализация экономического законодательства во многих странах и проекты транспортного коридора «Запад – Восток» - приведут к улучшению инвестиционного климата в регионе и повышению экономической активности в странах региона.

В заключении, следует отметить высокий интеграционный потенциал ближневосточного региона, и как следствие перспективы создания новых экономических союзов, так как страны региона объединены единой религией, традициями и схожестью культуры, что создает благоприятный фундамент для успешного взаимодействия и развития. Для Российской Федерации при успешном урегулировании «сирийского кризиса» откроются новые возможности для кооперации как с уже существующими интеграционными объединениями, так и с теми, которые будут создаваться. В случае реализации проекта «Халиджи» ССАГПЗ станет привлекательным союзом, к которому захотят присоединиться и другие страны ближневосточного региона. Кроме того, возможно повышение статуса Лиги Арабских Государств до политико-экономического союза, так как у государств-членов есть все ресурсы для развития до высшей степени интеграционного объединения. Прогнозирование положительной динамики интеграционных процессов связано с уже заметными тенденциями трансформации данного региона. Демократизация и либерализация политических и экономических институтов приведет к мобилизации имеющихся ресурсов для обеспечения безопасности и стабильности всего региона.

Пути объединения

Час воссоединения Кореи близится по многим причинам. Одна из них - вероятный экономический коллапс КНДР. Стандарт дневного рациона питания северного корейца сегодня не превышает 150-300 грамм риса или кукурузы, причем половина потребляемого в стране продовольствия поступает из-за границы в виде гуманитарной помощи. По данным британского журнала The Economist, производство промышленной продукции в КНДР по сравнению с 1990 годом сократилось примерно наполовину. Предприятия КНДР, выпускающие продукцию образца 50-60-х годов, работают на 20% мощности. Ресурсов для продолжительного автономного существования у республики почти не осталось. Север оказался перед выбором - либо сдача на приемлемых условиях богатому югу, либо война.

Вариант военного вторжения на юг популярен прежде всего среди северокорейских военных. "С военно-политической и экономической точек зрения сегодняшняя ситуация максимально благоприятствует вторжению армии КНДР на юг", - утверждает российский политолог Дмитрий Евстафьев.

Миллионная армия - один из немногих эффективных государственных институтов КНДР (помимо трех служб безопасности). На поддержание ее боеспособности Пхеньян тратит около 6 миллиардов долларов в год, это примерно треть северокорейского ВВП. И хотя западные СМИ сообщают о нехватке топлива и боеприпасов, удар с Севера может оказаться вполне эффективным. Северокорейский МиГ-21, пересекший демилитаризованную зону, был засечен только на подлете к Сеулу. Южная столица находится в пределах досягаемости не только ракет северян, но и их дальнобойной артиллерии. По оценкам американских спецслужб, сделанным в середине 90-х годов, в случае конфликта могут погибнуть 50 тысяч американских военнослужащих и 500 тысяч южнокорейских солдат.

Однако политическое руководство КНДР, прежде всего сам лидер страны Ким Чен Ир, склоняется скорее к мирному варианту объединения. «В феврале на совместном заседании в Пхеньяне представители правительства, партии и общественных организаций КНДР обратились к южнокорейской элите с предложением провести во второй половине года переговоры на высоком уровне. По сведениям "Эксперта", КНДР готова отказаться от выдвинутого ею принципа конфедеративного объединения по схеме "одна нация - одно государство - два правительства" в пользу более компромиссного варианта.» Быков П., Власов П. «Корея одна?» //Эксперт, №41,(204),1999г.

Шанс, что предложения Пхеньяна найдут отклик в Сеуле, достаточно велик. Речь идет не только о многих южнокорейских студентах - приверженцах идеи чучхе, но и о деловой элите Южной Кореи, сильно пострадавшей в результате затеянного западными компаниями послекризисного передела собственности, когда целые подразделения некогда могущественных чеболей уходят сегодня под контроль British Telecom, BASF, Hewlett-Packard, Volvo. Более того, иностранцы требуют изменить всю корпоративную культуру, сделать ее более "прозрачной", более "западной", отказаться от особенностей корейского менеджмента, основанного в основном на личных связях. Между тем у руководителей некоторых чеболей, например Daewoo и Hyundai, давно налажены тесные личные контакты с Ким Чен Иром. Только организованные Hyundai турпоездки в Северную Корею приносят корпорации более 150 миллионов долларов в год.

Южным корейцам вполне понятна националистическая философия чучхе. "Американцев ненавидят и на севере, и на юге. Причем на юге даже больше", - сказал корреспонденту "Эксперта" российский журналист, много лет проработавший в Сеуле. Представление о Южной Корее как о государстве, стремящемся построить демократическое общество, далеко от действительности. Практически все время своего существования страна прожила под властью военных диктаторов, методы правления которых мало отличались от приемов северных коллег, однако ни Ким Ир Сен, ни его сын Ким Чен Ир не были ставленниками США.

Если Корея не объединится, Япония останется экономически и технологически доминирующей страной Восточной Азии, возглавляющей процесс региональной экономической интеграции. Чтобы не допустить доминирования Китая, Вашингтон волей-неволей обречен поддерживать региональные амбиции Японии. И тенденция к увеличению зависимости экономик стран региона от иены в последнее время становится все более заметной.

По своим резонам к сохранению status quo тяготеет и Китай. "Представим себе объединение Кореи, - рассуждает работавший в Сеуле российский журналист. - Через несколько лет в Азии появится вторая Япония, причем с ядерными амбициями и мощными вооруженными силами. Потом она начнет утверждать свои интересы силой в прилегающих регионах. Еще через пару лет это почти что война. Вот что такое объединенная Корея".

Самая беспроигрышная позиция в этой ситуации у Евросоюза. На первый взгляд, в дела на Корейском полуострове он не лезет. В переговорах по межкорейскому урегулированию участвует четверка Пхеньян - Сеул - Вашингтон - Пекин, к которой иногда подключаются Токио и Москва. Тем не менее регулярные переговоры между двумя Кореями были возобновлены именно в Берлине. Евросоюз выкупил для себя участие в Организации содействия развитию энергетики Кореи (KEDO), контролирующей развитие атомной программы КНДР. Участие в KEDO европейцы используют как механизм для проведения полуофициальных, но чрезвычайно важных консультаций с руководством КНДР. В то же время азиатские события, если они будут разворачиваться по военному сценарию, могут оказаться решающим фактором в вялотекущей конкуренции между долларом и евро. Участие в полномасштабной и кровопролитной войне на Корейском полуострове (Вашингтон имеет союзнические обязательства перед Сеулом) резко снизит привлекательность США для иностранных инвесторов. Да и обострение отношений США и Китая вряд ли огорчит Европу. Трагический status quo

«Россия сегодня вынуждена фактически заново формировать свою политику на Корейском полуострове. Официальная позиция российского МИДа заключается в том, что Москва выступает за создание единой демократической Кореи, причем корейцы сами должны определиться с вариантом объединения страны.

Тем не менее России также выгодно сохранение сегодняшней ситуации. "Единая Корея с населением в семьдесят миллионов человек будет большой головной болью для России, Китая и Японии, - сказал один из аналитиков, специализирующихся по проблемам данного региона. - Любой вариант, нарушающий status quo, чреват для России серьезными неприятностями. Вот почему корейцы недолюбливают японцев, русских и китайцев. Они знают, что все они заинтересованы в увековечивании раздела Корейского полуострова. Трагедия корейской нации заключается в том, что ее раскол устраивает всех ее соседей» Силаев Н. «Трагический status quo» // Эксперт, №41,(204),1999г.

Концепции объединения

Существуют три концепции объединения Кореи:

Северная Корея поглощает Южную.

Южная Корея поглощает Северную.

Север и Юг создают конфедерацию и постепенно идут к объединению.

На сегодняшний день, по мнению учёных, первая концепция представляется нереалистичной. В Южной Корее левые политики в основном поддерживают третью концепцию, а правые -- вторую.

Отношение к объединению южнокорейского общества

Несмотря на то, что большинство южан положительно оценивают процесс объединения, они всё же не готовы платить за него: согласно опросу, проведенному компанией «Хёндэ», только 5,9 % опрошенных готовы платить за объединение в год больше 210 тысяч вон, притом, что 30,4 % вообще не хотят платить, а 24 % готовы потратить только символическую сумму в 10 тысяч вон в год. Следует отметить, что согласно разным оценкам, поглощение КНДР обойдется Югу как минимум в триллион долларов за 20 лет -- то есть среднему южанину придется платить не менее 1 200 000 вон в год.

МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Процесс укрупнения российских регионов может начаться с Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также так называемой тюменской "матрешки": Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Такое мнение ТАСС высказали эксперты и представители научного сообщества.

Вопрос укрупнения регионов вновь становится актуальным. Сегодня плюсы и минусы объединения северной столицы с соседним регионом обсуждают участники дискуссионного клуба в Петербурге, в числе которых представители общественных организаций, политики, ученые, журналисты, бизнесмены.

Кто может попасть под объединение

Потенциал укрупнения на сегодняшний день, по словам экспертов, есть всего у нескольких регионов. Среди наиболее очевидных примеров - Москва и Московская область, Петербург и Ленобласть.

"Типичный для многих государств случай, когда столица не выделяется в качестве города, а столичный регион представляет собой одно образование. Все остальные случаи, которые могут быть рассмотрены, как правило, ограничиваются соседними субъектами федерации, например, Алтайский край и Республика Алтай, которые были когда-то связаны", - рассказал заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

По его словам, под объединение потенциально могли бы попасть и близко расположенные субъекты в центральной России, а также автономные округа, входящие в состав областей. "Известный случай с оставшимися у нас автономными округами, которые входят в состав Тюменской и Архангельской областей. Эти единичные случаи могут, конечно, рассматриваться и быть запущены, но целесообразность объединения не всегда очевидна", - добавил Климанов.

Александр Дерюгин считает, что объединять регионы - это как передвигать мебель. "У нас очень много регионов, которые построены по национальному признаку. Поэтому объединять небольшие республики, например, на Северном Кавказе, не представляется возможным. Объединять регионы в Центральном федеральном округе смысла не имеет никакого, потому что это как переставлять мебель в квартире: затраты на это есть, а в результате мы получим то же самое, экономической пользы от этого будет мало или не будет совсем", - уточнил он.

Объединять небольшие республики, например, на Северном Кавказе, не представляется возможным. Объединять регионы в ЦФО смысла не имеет никакого, потому что это как переставлять мебель в квартире: затраты на это есть, а в результате мы получим то же самое, экономической пользы от этого будет мало или не будет совсем

Александр Дерюгин

руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС

Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер высказал ТАСС мнение, что проект объединения, например, тюменской "матрешки" малоперспективен. "В тюменской "матрешке" давно еще были заключены соглашения между Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами и Тюменской областью. Область получает достаточно большие деньги от этих округов, там есть совместные органы управления и областная Дума, которая закрывает все три субъекта. Это непривычная структура для России, но менять ее не стоит, перемены могут привести к тому, что бюджетный поток из этих регионов может стать меньше", - отметил он.

Гонтмахер добавил, что с точки зрения объединения можно рассмотреть Республику Алтай и Алтайский край. "На прежнем этапе всегда пытались объединить более сильный и более слабый регион. Здесь еще неизвестно, кто сильный, кто слабый, потому что Алтайский край чуть посильнее с точки зрения валового регионального продукта, чем Республика Алтай, но все прекрасно знают, что в республике большой теневой бизнес, связанный с отдыхом, туризмом, там признаков бедности и нищеты особо нет. В этом смысле Алтайский край не настолько сильнее Республики Алтай", - заявил он.

История объединения

Одной из причин объединения регионов является попытка помочь более слабым субъектам за счет присоединения к более сильным. По словам Дерюгина, объединение в 2007 году Таймырского и Эвенкийского автономных округов с Красноярским краем решило проблему их дотационности. "Таймырский и Эвенкийский автономные округа получали очень много дотаций из федерального бюджета, а когда вошли в состав Красноярского края, то федерация неплохо на этом сэкономила", - заметил он.

Таймырский и Эвенкийский автономные округа получали очень много дотаций из федерального бюджета, а когда вошли в состав Красноярского края, то федерация неплохо на этом сэкономила

Александр Дерюгин

руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС

Однако Дерюгин отметил, что на сегодняшнем этапе федерация не получит ничего, кроме головной боли и дополнительных расходов, от объединения регионов. "Такая заинтересованность есть, но я считаю, что финансовый аспект должен занимать предпоследнее место среди тех, которые называются в пользу объединения регионов. Кроме головной боли и дополнительных расходов мы, скорее всего, ничего не получим", - сказал он.

Тем не менее, по словам депутата Заксобрания Красноярского края Анатолия Амосова, объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов дало положительные результаты и ускорило освоение недр бывших округов.

Первым прецедентом объединения регионов в современной России после принятия в 1993 году Конституции РФ стал Пермский край (образован в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа), новую историю регион ведет с 2005 года.

Вслед за Пермским краем последовало появление Камчатского края - в 2007 году такое название получили ранее существовавшие отдельно Камчатская область и Корякский автономный округ. В результате, до 2008 года число субъектов РФ сократилось с 89 до 83, самостоятельное существование прекратили 6 из 10 автономных округов, а три области - Пермская, Камчатская, Читинская - сменили название на края.

По мнению Климанова, те объединения, которые произошли с 2005 по 2008 год, вряд ли могут служить каким-то ориентиром на дальнейшее развитие этого процесса. Тогда произошло объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край, Усть- Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Плюсы и минусы реформ

Среди положительных моментов объединения регионов, по словам Климанова, могут быть сокращение дифференциации в развитии регионов, снижение числа объектов управления со стороны государства и, как следствие, повышение скорости доведения решений федерации и реакции центра на импульс, идущий снизу. "Есть иногда и синергетический эффект, связанный с тем, что иногда регионы будут взаимодополнять потенциал друг друга, а не растаскивать. Межрегиональная дифференциация сократится и перераспределение ресурсов будет меньшим", - пояснил Климанов.

Целесообразно объединять северо-западный регион, Московский регион, Свердловскую и Челябинскую области, Красноярский край и Хакасию. Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается

Леонид Давыдов

председатель фонда "Петербургская политика"

Председатель фонда "Петербургская политика" Леонид Давыдов отметил, что в перспективе объединение регионов необходимо, однако для этого нужна политическая воля. "Идея сама по себе здравая, и к ней несколько раз подходили разные люди, верстались экономические зоны на манер федеральных округов, безусловно, на практике это полезно, другое дело, что этот процесс для текущей политики неочевиден. Целесообразно объединять северо-западный регион, Московский регион, Свердловскую и Челябинскую области, Красноярский край и Хакасию. Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается", - сказал ТАСС Давыдов.

Однако, по мнению экспертов, реальных предпосылок для объединения регионов пока нет, на данном этапе это может дестабилизировать ситуацию и привести к противостоянию региональных элит.

"Объединение регионов - это достаточно большие издержки по администрированию процесса. Представьте себе, какие затраты нужны, чтобы перевести всю систему управления, регистрационные документы, принципы принятия решений на новый уровень. Кроме того, может возникнуть политическое противостояние элит, которые будут недовольны таким объединением и потеряют контроль над ситуацией, в связи с чем начнут противодействовать этому процессу", - заявил Климанов.

По мнению Гонтмахерат, не заинтересованы в объединении губернаторы. "Плюс везде есть местная сформированная элита и бюрократия. Я думаю, что сейчас вопрос укрупнения регионов не актуален, есть более важные и острые проблемы. Когда в 2006, 2007 годах этот процесс начался, то была такая концепция: если бедный регион слился с сильным, то бедному станет лучше, но как видно сейчас, в основном, это не получилось и не привело к существенным сдвигам в положении более слабых регионов", - добавил он.

Создание межрегиональных структур

Альтернативой объединению регионов, по мнению экспертов, может стать создание надрегиональных структур.

"Мне кажется более перспективным создание надрегиональных структур и придание им каких-то отдельных полномочий, которые в настоящее время сосредоточены на федеральном и региональном уровне", - сказал Климанов.

"Если мы говорим о реализации достаточно крупных проектов, которые якобы легче делать в рамках объединенного субъекта, то никто не мешает двум регионам взаимодействовать по реализации какого-то проекта. А если чиновники друг с другом не могут договориться, то это повод менять не границы регионов, а чиновников. Я считаю, что объединение регионов - это отвлечение внимания и ресурсов от решения других более важных задач экономического развития, поскольку наши регионы существуют достаточно долго в таких границах и каких-то проблем в связи с этим я не видел", - отметил эксперт.

Общие понятия международной интеграции

Определение 1

Международная интеграция – это процесс объединения хозяйственной и политической части страны. Работает на основе постоянного развития национального хозяйства и экономии на всех уровнях.

На микро-уровне данный процесс работает за счет создания своих филиалов, за пределами своего государства.

На макро-уровне происходит объединение нескольких государств, при согласовании общих политических интересов.

Основные черты международной интеграции:

  • разделение труда;
  • проводится общая внутренняя и внешняя политика, во всех отраслях деятельности;
  • происходит обмен информацией.

Перспективы развития интеграционных процессов

Главной чертой международной экономической интеграции, является глобализация.

Глобализация – это естественный процесс, который протекает во всех сферах человеческой деятельности, в которое вовлечено все мировое сообщество.

После проведения интеграционных процессов, можно ожидать увеличения статистических данных, а именно:

  • расширение внутрирегиональной торговли всеми группами товаров;
  • сокращение торговых операций с использованием третьих лиц;
  • привлечение дополнительного капитала.

Динамический эффект:

  • расширение рынка сбыта;
  • постоянное развитие инфраструктуры;
  • увеличение уровня жизни населения (особенно в слабо развитых странах).

Интеграционные процессы охватывают все страны, которые территориально находятся в одном регионе.

Основным приоритетом интеграционных процессов является одинаковый уровень экономического развития, правовая многогранность.

К главным макроэкономическими показателями относят:

  • валовой внутренний продукт, который рассчитывается на душу населения;
  • инфляция;
  • уровень безработицы;
  • уровень роста заработной платы;
  • уровень производительности труда.

Замечание 2

Необходимо отметить, что к немаловажным фактором на пути к интеграционным процессам, относится и взаимоотношения между соседними странами. Данный показатель основан на количестве подписанных экспортных соглашений. Нельзя проводить интеграционные процессы со странами, которые занимаются выпуском одного и того же товара.

Интеграционные процессы не могут происходить без участия государственных органов. Государственные органы рассматривают и утверждают законодательные акты, на основе которых будут происходить интеграционные изменения.

На благоприятный интеграционный процесс оказывают влияние страны доноры, которые входят в экономический блок.

Так же работает «эффект домино» - чем больше стран входят в интеграционную группу, тем больше появляется трудностей у стран которые не входят в экономический блок.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Россия должна занять ключевое место в мировом сообществе. Для этого необходима четкая политика государственных органов, которая поможет выйти на более высокий уровень. Так же необходимо преодолеть демографическую проблему и укрепить суверенитет.

Определение 2

Интеграция – это межгосударственный процесс, который основан на экономическом взаимодействии, а так же формировании хозяйственного комплекса, который будет работать на определенном регионе. Данный процесс увеличивает рост производительности труда и увеличивает уровень жизни населения.

На сегодняшний день Россия является полноправным членом многих международных организаций. Данное членство помогает ей самостоятельно принимать решения и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция, позволит России увеличить товарообмен ные операции, и данный факт положительно отразится на экономике страны.

Перспективы развития государства.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и пути возникновения государства :

§1.1 Причины и пути возникновения государства……………....5

§1.2 Сущность и характеристики государства………..………...11

Глава 2. Перспективы развития государства:

§2.1 Перспективы развития государства ………………………...18

§2.2 Социальное государство и его развитие…………………….24

§2.3 Перспективы развития Российского государства……..…..28

Заключение………………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………..…………..32

Введение

Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании. На современном этапе исследование перспектив развития государства вышло на новый глобальный уровень, что подразумевает изучение этого вопроса в контексте затрагиваемых интересов огромных масс людей.

В то же время не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т.п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

Актуальность темы работы объясняется происходящей глобализацией и интеграцией, что в свою очередь открывает новые перспективы к развитию как отдельного государства, так и комплексного их объединения.

Целью работы является решение следующих задач: выделить общую характеристику государства и его развития, рассмотреть перспективы развития государства.

При написании курсовой работы была исследована литература следующих авторов: М.Н. Марченко, А.А. Иванов, Нерсесянц В.С., Лазарева В.В., О.В. Родионова, М.И. Абдулаев и др.

§1.1 Причины и пути возникновения государства

Государство как конкретно-историческое явление существовало не всегда. Оно возникло на определенном этапе развития человечества. Новые данные археологии указывают на огромную роль «неолитической революции» (от «неолит» - новый каменный век) в происхождении государства. Исторически первой формой существования человеческого общества был род, для которого характерны коллективизм в производстве и управлении; уравнительное распределение добываемых благ; строго фиксированная система половозрастного разделения труда, брачно-семейных отношений; наличие властных институтов в лице вождей, предводителей рода, военачальников, жрецов, совета старейшин, собрания взрослых членов рода; регуляция отношений мононормами, представляющими собой нерасчлененное единство верований, мифов, традиций, обычаев, морали.

Приблизительно 10-12 тыс. лет назад в различных регионах мира начался переход от собирательства, охоты и рыболовства, которые объединялись в деятельности одного человека, к земледелию и скотоводству, т. е. переход от присваивающего к производственному хозяйству, основанному на разделении функций. Переход к производящей экономике был вызван такими экономическими кризисными явлениями, как неблагоприятные изменения климата, исчезновение растений и крупных животных, которыми питался человек, что угрожало существованию человечества как биологического вида. Люди вынуждены были расширить питательный рацион, одомашнивая растения и животных, что позволяло им иметь достаточно надежный источник питания. Постепенно человечество переходит от архаичных форм земледелия и скотоводства, связанных с присвоением готовых растительных и животных форм, к развитым формам, направленным на преобразование природы и производство орудий труда, пищи, и играющим основную экономическую роль в жизни общества. Так на смену присваивающе-потребительской экономике пришла экономика производящая. Произошла «неолитическая революция», коренным образом изменившая всю систему социальных отношений первобытного общества 1 .

Переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли. Систематизация и разделение функций увеличили возможности человека, производительность его труда. Возросла роль мужского труда как более производительного по сравнению с женским домашним.

В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство велось по отцовской линии. Родовая община начинает делиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников). Впервые в обществе появляется так называемый избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Он обусловил появление возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, нарастания социального неравенства, выделения богатых и бедных, управляющих и управляемых. Социальное расслоение было источником конфликтов, нарушало стабильность совместного проживания людей. Все это объективно требовало возникновения государства для обеспечения функционирования производящей экономики, интеграции общества, социального контроля и управления. Таким образом, «неолитическая революция» объективно, в силу своего внутреннего развития приводит первобытное общество к социальному расслоению, появлению классов, зарождению государства как особого проявления публичной власти, стоящей над обществом и осуществляющей управление обществом в интересах одного класса, определенной части общества с помощью специально подготовленных для этого людей, органов принуждения и правовых норм.

На процесс возникновения государства оказали влияние не только социальные факторы (общественное разделение труда, частная собственность, деление общества на классы), но и демографические, и психологические, антропологические, этнические, географические, геополитические (угроза военных захватов). Так, в результате перехода от кочевого к оседлому образу жизни возникли специальные родовые органы, которые регулировали процессы естественного воспроизводства. Они ввели запрет на кровосмешение (инцест), поддерживали развитие связей с другими родами для взаимообмена женщинами. Эти органы представляли собой древнейшие элементы нарождающейся государственности.

Психологическими причинами возникновения государства являлся природный страх человека перед другим человеком. Эгоизм и агрессивность сочетаются в человеке со стремлением к совместному проживанию и пониманием необходимости создания специальных органов управления, стоящих над обществом.

Выделяют следующие пути возникновения государства:

1) восточный (азиатский); 2) западный (европейский); 3) синтезный.

Государства Древнего Востока возникли в силу необходимости организации населения для проведения ирригационных работ в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы.

Это были зоны поливного земледелия, на которых предусматривалось выполнение крупномасштабных общественных работ по сооружению, эксплуатации и защите мощных ирригационных систем. Именно в этих регионах из родоплеменной знати возникает разветвленный аппарат управления, объединяющий усилия общинников и распределяющий произведенный продукт. При этом большая часть полученного продукта сосредоточивалась в руках родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную касту управленцев, эксплуатирующую труд общинников.

Таким образом, в основе социальной дифференциации между группами людей в странах Востока лежало политическое неравенство, т. е. положение групп в соответствующих иерархиях власти, возможность распоряжаться собственностью, распределять ресурсы, имеющиеся привилегии. Государственная власть носила деспотический характер, что было вызвано срастанием политической и экономической власти. Управление страной деспот осуществлял с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Социальной опорой восточного деспотизма была сельская община, основанная на коллективной (общинной) собственности на землю 2 .

Итак, восточный путь возникновения государства характеризуется, во-первых, устойчивостью сельской общины, которая замедляла социально-экономическое расслоение общества и порождала деление людей на управляющих и управляемых. Во-вторых, исполнявшая общественные должности родоплеменная знать постепенно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат). В-третьих, общественная (коллективная) собственность постепенно превращалась в государственную, которая на Востоке являлась доминирующей, а частная собственность здесь не играла существенной роли. В-четвертых, государство выступало организатором производства: оно одновременно и управляло сельскими общинами, и эксплуатировало их.

Восточный путь оказался исторически наиболее распространенным, типичным, в отличие от западного пути, который был уникальным явлением, своего рода исключением из общего правила. Образование государства на территории Европы было обусловлено возникновением имущественного неравенства, появлением частной собственности на землю, скот, рабов и расколом общества на классы. Ф. Энгельс, исследуя проблему возникновения государства в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отмечал, что классической его формой является возникновение Афинского государства. Здесь первоначально общество делится на свободных, не свободных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: родовую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев, художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит процесс образования частной собственности, которая явилась результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства. Именно благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли существовать самостоятельно. Земля из общинной собственности переходит в семейную, т. е. частную. Частная собственность позво лила одним богатеть, а другим беднеть и разоряться. Появились богатые собственники, имеющие много земельных наделов, рабов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независимые в имущественном отношении стали занимать ключевые государственные должности, которые в дальнейшем становятся наследственными. Частная собственность доводит разделение общества на классы до такой степени, что в нем одна группа людей начинает присваивать себе труд большинства. В таком обществе идет постоянная борьба между классами, что может привести к уничтожению самих классов и общества в целом 3 .

Поэтому общество вынуждено было найти такую силу, которая бы подавляла открытое столкновение классов и защищала интересы богатых собственников. Этой силой и явилось государство. Таким образом, государтство на Западе возникло в результате деления общества на классы (имущественное неравенство), в основе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства. Синтезный путь возникновения государства характерен для тех народов, которые сразу перешли от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Основным государственнообразующим фактором было здесь политическое и имущественное неравенство. Так формировалось государство у германских племен - франков, в Скандинавии, у славянских народов (Болгария, Моравия, Польша, Древняя Русь). Их географическое положение, обширные территории, полукочевое земледелие, военные потребности создали возможности для длительного сохранения общинной организации, органов племенной демократии 4 .

Военноорганизаторские и управленческие функции в этих государствах закреплялись за военным вождем и его дружиной. Постепенно в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины накапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Военные вожди, вся родовая знать превращались в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей богатые общинники становились правящим классом феодалов, а эксплуатируемые соплеменники превращались в полностью зависимых от них крестьян 5 .

  1. Перспективы развития экономики Японии

    Реферат >> Экономика

    Перспективы развития экономики Японии Период 300 ... взаимоотношений между Западом и исламскими государствами . Превращение Индонезии в процветающее демократическое... программу действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и государств Юго-Восточной...

  2. Перспективы развития таможенного Союза

    Реферат >> Таможенная система

    Перспективы развития таможенного Союза Экономические потрясения, возникающие в... на зрелость, и понимать, что перспективы развития собственных государств невозможно рассматривать в отрыве от темпов...

  3. Перспективы развития российского химического комплекса

    Реферат >> Химия

    Структуры отрасли, в т.ч. за счет стимулирования государством , совершенствование выстраивания нефте- и газохимических холдингов... оказывают существенное влияние на состояние и перспективы развития химического комплекса РФ. В целом, следует...