Пьеса арбузова жестокие игры краткое содержание. Алексей Николаевич Арбузов. Жестокие игры

Конец 1970-х гг. Москва. Дом на Тверском бульваре. В просторной трехкомнатной квартире живет Кай Леонидов. Его мать с отчимом за границей, они уехали на несколько лет, поэтому он живет один. Однажды к нему в квартиру заходит девушка Неля. Ей девятнадцать лет. Она, приехав из Рыбинска, не поступила в медицинский институт. Ей негде жить, и знакомые направили ее к Каю. Она обещает, если Кай разрешит ей пожить здесь, убирать и готовить. Каю двадцать лет, но он уже устал от жизни и ко всему равнодушен. Родители хотели, чтобы он стал юристом, а Кай институт бросил, он рисует. Кай разрешает Неле остаться.

К Каю часто заходят его друзья Терентий Константинов и Никита Лихачев. Они его ровесники, дружат со школы. Терентий ушел от отца. Константинов-старший тоже часто приходит к Каю, зовет сына домой, но тот с ним почти не разговаривает. Терентий живет в общежитии и домой возвращаться не собирается. Неля придумывает каждому прозвище: Кая зовет Лодочкой, Никиту – Бубенчиком, Терентия – Опенком. Никита заводит с Нелей роман. Он ухаживает так за каждой девушкой, которая появляется в поле его зрения. Неля пугает его, что возьмет и родит ему дочку.

Как-то январским вечером к Каю заходит Михаил Земцов. Это двоюродный брат Кая. Ему тридцать лет, он врач в Тюмени. В Москве Михаил проездом. Михаил рассказывает о своей работе и вообще о жизни в тайге. Он женат. Недавно у него родилась дочка. Неля говорит ему, что тоже хочет стать врачом, что она работала сиделкой в больнице. Михаил говорит, что, если бы у них в больнице была такая сиделка, то он бы ее озолотил. Уезжая, Михаил говорит ребятам, что они тускло живут, не видят жизни с ее радостями.

Начало марта. Западная Сибирь. Поселок нефтеразведочной экспедиции. В комнате Земцовых – Миша и его жена Маша. Ей тридцать девять лет, она геолог. Всего десять недель назад у них родилась дочь, а Маше уже скучно. Она не может жить без своей работы, именно поэтому, как говорит Михаил, от нее ушли три бывших мужа. Машу тяготит, что Михаила могут вызвать в больницу в любое время дня и ночи, а она одна должна сидеть с Лесей. Входит Ловейко, сосед Земцовых. Ему тридцать восемь лет, он работает вместе с Машей. Ловейко рассказывает, что площадь в Тужке, где они работали, названа неперспективной. Маша хочет доказать всем обратное, но у нее на руках ребенок.

В это время открывается дверь, на пороге стоит Неля, Она очень удивлена, что Миша женат, она этого не знала. Миша не сразу ее узнает, зато потом искренне радуется, потому что его больных “некому сторожить”. Неля хочет пожить у них до осени, чтобы опять пытаться поступить в институт.

Москва. Снова квартира Кая. Ребята все время вспоминают Нелю. Она уехала, не простившись ни с кем, не оставив адреса, не сказав, куда едет. Кай нарисовал ее портрет и считает его своей единственной удачей. Никита думает, что Неля уехала потому, что ждет от него ребенка. Неожиданно всего на два дня приезжает Олег Павлович – отчим Кая. Он привозит ему подарки и письмо от матери.

Поселок нефтеразведочной экспедиции, вторая половина июля, комната Земцовых. Маша с Ловейко собираются уезжать в Тужок. Неля приносит Лесю из яслей, чтобы они могли попрощаться, но Маша этого не хочет: она “вчера в яслях простилась”. Мишу вызывают в Байкул. Неля остается одна с ребенком.

Середина августа. Комната Земцовых. Миша и Неля пьют чай. Неля рассказывает ему свою историю. Она убежала из дома после того, как родители заставили ее сделать аборт. Она хотела бежать вместе со своим “парнишкой”, а тот ее прогнал. Неля просит Мишу жениться на ней. Миша же отвечает, что любит Машу. Он “гадает” Неле по ладошке. Говорит ей, что любит Неля другого: тот обидел ее, вот она и уехала. Неля соглашается. Миша говорит, что все можно исправить, если человек жив. И вдруг сообщает, что Маша ушла от них. Неля просит его не верить этому.

Конец сентября. Москва. Вечер. В комнате Кая сидят ребята. В который уж раз приходит Константинов-старший, и Терентий с ним все так же холоден. Неожиданно приходит женщина. Это мать Нели. Ей немногим за сорок. Она ищет дочь. Ребята говорят, что Неля уехала и не оставила адреса. Мать Нели рассказывает, что ее муж умирает и хочет увидеть напоследок дочь и попросить прощения. Ребята ничем не могут ей помочь. Она уходит. Терентий считает, что в отьезде Нели виноват Никита. Кай же говорит, что виноваты все. Они вспоминают свое детство и гадают, отчего они стали такими бесчеловечными. Даже Константинов-старший вдруг раскрывается. Он рассказывает, как пил всю жизнь, а когда опомнился, то оказался один.

Двадцатые числа октября. Комната Земцовых. Маша приехала на один день. Неля рассказывает ей, как погиб Михаил: вылетел спасать человека, но из-за несчастного случая утонул в болоте. Теперь Неля ночует у них дома, забирая из яслей Лесю, – “чтобы жизнь тут теплилась”, она говорит, что Миша любил именно ее, Нелю, потом признается, что придумала это, чтобы забыть другого, и что Маше можно завидовать: такой человек любил ее! Маша уезжает, оставляя Лесю на Нелю. На прощание Неля включает Маше магнитофон, где Миша записал ей свою песню.

Москва. Начало декабря. Комната Кая. Приходят Никита и Терентий. Кай говорит, что вернулась Неля с дочкой. Девочка простыла в дороге. Никита не в себе. Хочет уйти. Из соседней комнаты выходит Неля с девочкой на руках. Говорит, что уедет, когда Леся поправится, хотя бы к матери – звала ведь. Никита хочет выяснить, кто отец ребенка, но Неля не говорит ему. Спрашивает, хотел бы он, чтобы это был его ребенок? Тот ее отталкивает. Неля плачет. Терентий предлагает ей выйти замуж за него.

Последние дни декабря. Комната Кая. Леся спит в новой колясочке. Неля купила большую елку. Кай перебирает игрушки. Неля опять напоминает, что скоро уедет. Кай не хочет этому верить. Терентий нарядился Дедом Морозом. Отец Терентия принес Лесе в подарок механическую игрушку. Ребята тушат свет, кружатся под музыку.

Неожиданно входит Маша. Спрашивает, где ее дочь. Неля говорит, что унесла девочку, так как Маша оставила ее, бросила. Маша забирает дочь и говорит, что все игры, в том числе и ее собственные, закончились. Уходит. Кай замечает, что в комнате стало пусто. Неля просит у всех прощения. Никита в ярости прогоняет ее. Неля собирает вещи, хочет уйти. Константинов-старший просит не уходить Нелю, не оставлять ребят, Неля молчит. Кай медленно подходит к ней, забирает ее чемодан. Никита снимает с нее куртку, Терентий – платок. Они зажгли елку, включили магнитофон. Терентий в первый раз называет Константинова отцом и идет с ним домой. Кай одевается и выходит: он хочет посмотреть с улицы на елку в доме. Никита и Неля остаются одни.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание драмы Арбузова “Жестокие игры

Другие сочинения по теме:

  1. На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки – Валя и Лариса. Валя – кассирша, ей двадцать...
  2. Москва. Декабрь 1946 г. Вечер. Большой зал консерватории. Виктор садится на свободное место рядом с девушкой. Девушка говорит ему, что...
  3. Квартира Судакова в Москве. Ее хозяин – Степан Алексеевич – служит где-то в сфере работы с иностранцами. Его сын Пров...
  4. Ы В небогато обставленную квартиру Гавриловых возвращается из тюрьмы Иванов, сожитель тридцативосьмилетней Грани. Он говорит, что хочет увидеть свою недавно...
  5. Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите...
  6. Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал...
  7. Действие происходит в Испании во времена короля дона Педро Справедливого или Жестокого (1350-1369 гг.). Во время охоты брат короля инфант...
  8. Дирцея умоляет своего отца Матусия не восставать против закона, который требует ежегодного принесения в жертву Аполлону юной девы из знатного...
  9. Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад....
  10. Капитан артиллерии и его жена Алис, бывшая актриса, живут в крепости, стоящей на острове. Осень. Они сидят в гостиной, расположенной...

Алексей Николаевич Арбузов

«Жестокие игры»

Конец 1970-х гг. Москва. Дом на Тверском бульваре. В просторной трёхкомнатной квартире живёт Кай Леонидов. Его мать с отчимом за границей, они уехали на несколько лет, поэтому он живёт один. Однажды к нему в квартиру заходит девушка Неля. Ей девятнадцать лет. Она, приехав из Рыбинска, не поступила в медицинский институт. Ей негде жить, и знакомые направили её к Каю. Она обещает, если Кай разрешит ей пожить здесь, убирать и готовить. Каю двадцать лет, но он уже устал от жизни и ко всему равнодушен. Родители хотели, чтобы он стал юристом, а Кай институт бросил, он рисует. Кай разрешает Неле остаться.

К Каю часто заходят его друзья Терентий Константинов и Никита Лихачев. Они его ровесники, дружат со школы. Терентий ушёл от отца. Константинов-старший тоже часто приходит к Каю, зовёт сына домой, но тот с ним почти не разговаривает. Терентий живёт в общежитии и домой возвращаться не собирается. Неля придумывает каждому прозвище: Кая зовёт Лодочкой, Никиту — Бубенчиком, Терентия — Опёнком. Никита заводит с Нелей роман. Он ухаживает так за каждой девушкой, которая появляется в поле его зрения. Неля пугает его, что возьмёт и родит ему дочку.

Как-то январским вечером к Каю заходит Михаил Земцов. Это двоюродный брат Кая. Ему тридцать лет, он врач в Тюмени. В Москве Михаил проездом. Михаил рассказывает о своей работе и вообще о жизни в тайге. Он женат. Недавно у него родилась дочка. Неля говорит ему, что тоже хочет стать врачом, что она работала сиделкой в больнице. Михаил говорит, что, если бы у них в больнице была такая сиделка, то он бы её озолотил. Уезжая, Михаил говорит ребятам, что они тускло живут, не видят жизни с её радостями.

Начало марта. Западная Сибирь. Посёлок нефтеразведочной экспедиции. В комнате Земцовых — Миша и его жена Маша. Ей тридцать девять лет, она геолог. Всего десять недель назад у них родилась дочь, а Маше уже скучно. Она не может жить без своей работы, именно поэтому, как говорит Михаил, от неё ушли три бывших мужа. Машу тяготит, что Михаила могут вызвать в больницу в любое время дня и ночи, а она одна должна сидеть с Лесей. Входит Ловейко, сосед Земцовых. Ему тридцать восемь лет, он работает вместе с Машей. Ловейко рассказывает, что площадь в Тужке, где они работали, названа неперспективной. Маша хочет доказать всем обратное, но у неё на руках ребёнок.

В это время открывается дверь, на пороге стоит Неля, Она очень удивлена, что Миша женат, она этого не знала. Миша не сразу её узнает, зато потом искренне радуется, потому что его больных «некому сторожить». Неля хочет пожить у них до осени, чтобы опять пытаться поступить в институт.

Москва. Снова квартира Кая. Ребята все время вспоминают Нелю. Она уехала, не простившись ни с кем, не оставив адреса, не сказав, куда едет. Кай нарисовал её портрет и считает его своей единственной удачей. Никита думает, что Неля уехала потому, что ждёт от него ребёнка. Неожиданно всего на два дня приезжает Олег Павлович — отчим Кая. Он привозит ему подарки и письмо от матери.

Посёлок нефтеразведочной экспедиции, вторая половина июля, комната Земцовых. Маша с Ловейко собираются уезжать в Тужок. Неля приносит Лесю из яслей, чтобы они могли попрощаться, но Маша этого не хочет: она «вчера в яслях простилась». Мишу вызывают в Байкул. Неля остаётся одна с ребёнком.

Середина августа. Комната Земцовых. Миша и Неля пьют чай. Неля рассказывает ему свою историю. Она убежала из дома после того, как родители заставили её сделать аборт. Она хотела бежать вместе со своим «парнишкой», а тот её прогнал. Неля просит Мишу жениться на ней. Миша же отвечает, что любит Машу. Он «гадает» Неле по ладошке. Говорит ей, что любит Неля другого: тот обидел её, вот она и уехала. Неля соглашается. Миша говорит, что все можно исправить, если человек жив. И вдруг сообщает, что Маша ушла от них. Неля просит его не верить этому.

Конец сентября. Москва. Вечер. В комнате Кая сидят ребята. В который уж раз приходит Константинов-старший, и Терентий с ним все так же холоден. Неожиданно приходит женщина. Это мать Нели. Ей немногим за сорок. Она ищет дочь. Ребята говорят, что Неля уехала и не оставила адреса. Мать Нели рассказывает, что её муж умирает и хочет увидеть напоследок дочь и попросить прощения. Ребята ничем не могут ей помочь. Она уходит. Терентий считает, что в отьезде Нели виноват Никита. Кай же говорит, что виноваты все. Они вспоминают своё детство и гадают, отчего они стали такими бесчеловечными. Даже Константинов-старший вдруг раскрывается. Он рассказывает, как пил всю жизнь, а когда опомнился, то оказался один.

Двадцатые числа октября. Комната Земцовых. Маша приехала на один день. Неля рассказывает ей, как погиб Михаил: вылетел спасать человека, но из-за несчастного случая утонул в болоте. Теперь Неля ночует у них дома, забирая из яслей Лесю, — «чтобы жизнь тут теплилась», она говорит, что Миша любил именно её, Нелю, потом признается, что придумала это, чтобы забыть другого, и что Маше можно завидовать: такой человек любил её! Маша уезжает, оставляя Лесю на Нелю. На прощание Неля включает Маше магнитофон, где Миша записал ей свою песню.

Москва. Начало декабря. Комната Кая. Приходят Никита и Терентий. Кай говорит, что вернулась Неля с дочкой. Девочка простыла в дороге. Никита не в себе. Хочет уйти. Из соседней комнаты выходит Неля с девочкой на руках. Говорит, что уедет, когда Леся поправится, хотя бы к матери — звала ведь. Никита хочет выяснить, кто отец ребёнка, но Неля не говорит ему. Спрашивает, хотел бы он, чтобы это был его ребёнок? Тот её отталкивает. Неля плачет. Терентий предлагает ей выйти замуж за него.

Последние дни декабря. Комната Кая. Леся спит в новой колясочке. Неля купила большую ёлку. Кай перебирает игрушки. Неля опять напоминает, что скоро уедет. Кай не хочет этому верить. Терентий нарядился Дедом Морозом. Отец Терентия принёс Лесе в подарок механическую игрушку. Ребята тушат свет, кружатся под музыку.

Неожиданно входит Маша. Спрашивает, где её дочь. Неля говорит, что унесла девочку, так как Маша оставила её, бросила. Маша забирает дочь и говорит, что все игры, в том числе и её собственные, закончились. Уходит. Кай замечает, что в комнате стало пусто. Неля просит у всех прощения. Никита в ярости прогоняет её. Неля собирает вещи, хочет уйти. Константинов-старший просит не уходить Нелю, не оставлять ребят, Неля молчит. Кай медленно подходит к ней, забирает её чемодан. Никита снимает с неё куртку, Терентий — платок. Они зажгли ёлку, включили магнитофон. Терентий в первый раз называет Константинова отцом и идёт с ним домой. Кай одевается и выходит: он хочет посмотреть с улицы на ёлку в доме. Никита и Неля остаются одни.

Конец 1970-х. Москва. Кай живет на Тверском бульваре. Мать с отчимом за границей, жилплощадь в его распоряжении. Он бросил институт, живет в свое удовольствие, занимается живописью.

Однажды на пороге появляется девушка. Неля провалила экзамены в медицинский, но в Рыбинск возвращаться не хочет. Ей подсказали обратиться к Каю. За крышу над головой она берется исполнять всю домашнюю работу.

Кая часто навещают друзья – Терентий и Никита. Терентий ушел из дома, живет в общежитии. Время от времени на Тверскую заходит отец товарища - зовет сына обратно, но Терентий не желает знаться. Каждому из ребят Неля дает необидные прозвища. Никита по обыкновению «приударяет» за девушкой. Веселый парень нравится Неле, она тоже подшучивает: возьму и рожу тебе ребенка.

Зимним вечером к Каю нагрянул двоюродный брат Михаил Земцов. Он работает в Тюмени врачом, недавно стал отцом. Глядя на равнодушную столичную молодежь, тюменец жалеет их: лишены настоящих радостей. А вот Неля гостю понравилась – им бы в больницу такую сотрудницу!

Сибирь, поселок нефтяников, начало весны. В семье Земцовых разлад – Маше обременительно сидеть с дочкой, она геолог и хочет работать. Михаил раздражен: видимо, из-за работы Машу покинули трое мужей. Сосед-геолог рассказывает Маше, что месторождение в Тужке признано неперспективным. Она хочет доказать обратное, но на руках ребенок.

Появляется Неля, которую Миша, шутя, звал в Сибирь. Она намерена поработать в местной больнице до следующих экзаменов. В Москве ребята корят себя за внезапный уход подруги, без нее стало пусто. Ушла неизвестно куда, ни с кем не простившись. Кай нарисовал портрет Нели, Никита уверен, что девушка ждет ребенка.

Сибирь, лето. Маша уезжает в экспедицию, отставив дочь на мужа и Нелю. Неля по-матерински заботится о девочке. Спустя время Михаил сообщает: Маша их бросила, Неля просит не верить сплетням.

В конце октября Маша на один день приезжает повидать семью. Неля сообщает о трагической гибели Михаила. Теперь они с малышкой живут вдвоем.

Москва, декабрь. Кай сообщает приятелям: вернулась Неля с дочкой. Гостья не собирается задерживаться в столице - уедет, как только девочка поправится. Никита пытается выяснить отцовство, но получает встречный вопрос: хотел бы, чтобы ребенок оказался его? Парень отталкивает Нелю, она расстроена. Терентий предлагает девушке свою руку и сердце.

Канун Нового года. Все несут малышке подарки, Терентий облачился в Деда Мороза, компания начинает праздновать. В разгар веселья входит Маша Земцова. Она забирает свою дочь и сообщает: игры окончены, в том числе ее собственные. Неля просит прощения за обман, намеревается уйти, но ребята останавливают девушку. Терентий, наконец, мирится с отцом и возвращается домой. Кай выходит во двор, Неля и Никита остаются наедине.

Когда современники говорят или пишут об Алексее Арбузове, всегда в тех или иных словах отмечаются три удивительных качества его личности и его творчества.

Во-первых, это редкая способность оставаться всегда молодым душой, которая проявлялась у него во всем: от свежести, непосредственности восприятия жизни, когда, по словам И. Василининой, «дождь не досадная помеха, а одно из чудес природы», до умения одеться по моде; от стойкого интереса к молодежи и помощи молодым собратьям по перу до умения быть в лучшем смысле современным, то есть открытым всем проблемам, которые ставит в тот или иной период быстро бегущее время, способным уловить дух эпохи, им проникнуться и передать его в произведении.

Во-вторых, это его органичная театральность, глубокая, идущая с юношеских лет привязанность к театру, тончайшее знание его законов, благодаря которому пьесы Арбузова всегда сценичны: они «просятся на сцену». Некоторая театральность была свойственна драматургу и в жизни. Побывав в молодости актером, он, как пишет И. Вишневская, «навсегда сохранил внутренний артистизм, стремление к игре, к перевоплощению. Рядом с Арбузовым играют даже и вещи: они из вещей для обихода превращаются у него в пеструю театральную декорацию». Об этом же свойстве характера Арбузова говорил и его младший современник драматург В. Славкин: «Он играл в жизни. Все время. И если ситуации не было, он создавал игровую ситуацию вокруг себя.

Наша студия тоже была его игра… Он собрал вокруг себя людей, совершенно не похожих на него… Потому что понимал, что прелесть жизни в разнообразии».

Наконец, в-третьих, об Арбузове пишут как о светлом и доброжелательном человеке, который умел искренне порадоваться чужому успеху, и неизменно отмечают гуманность, теплоту его произведений, в которых даже персонажи отрицательные согреты авторским пониманием и прощением.

Жизненный и творческий путь Алексея Николаевича Арбузова (1908–1986) был долгим и полным событиями. Он родился в Москве, но в раннем детстве переехал с семьей в Петербург, где жизнь его семьи складывалась очень неблагополучно: уход отца из семьи, душевная болезнь матери. Здесь же его застали и события Октябрьской революции, о которых он вспоминал много позже: «Самое сильное впечатление – взятие Зимнего дворца в октябре 1917, которое я наблюдал, будучи мальчишкой. Это событие отразилось на моей судьбе и судьбе моей семьи. Началась новая жизнь. Я был предоставлен сам себе» (Театр. 1986. № 2). В одиннадцать лет он остался один, бродяжничал и даже попал в колонию для трудновоспитуемых. Мало что изменила в его жизни и опека тетки, зато спасительную и определяющую роль сыграл театр. «Попав на воспитание к тетке, – писал Арбузов в автобиографии, – хотел снова уйти бродяжничать, но всему помешал один осенний вечер 20-го года – я попал в Большой Драматический театр, где давали „Разбойников“ Шиллера… Возвращаясь домой после спектакля, я понимал, что теперь вне театра уже нет жизни. Я придумывал новый финал „Разбойников“, я грезил своим будущим, а оно было – театр, театр, театр… В течение четырех лет галерка четвертого яруса была моим домом, моей семьей – все значительное происходило здесь».

Следующий шаг навстречу сцене Арбузов сделал, поступив актером в труппу передвижного театра. Актерской деятельности в этом и других коллективах он отдаст несколько лет и сохранит любовь к этой профессии на всю жизнь, будет посвящать любимым артистам свои лучшие пьесы. В конце 20-х годов Арбузов пробует себя в режиссуре – работает в «живых газетах» Ленинграда, руководит бригадой агитпоезда. Стремясь сделать выступления своей агитбригады максимально злободневными, Арбузов начал сочинять сценки и номера, делать различные монтажи. В ноябре 1930 года появилась первая его пьеса «Класс», написанная в плакатной стилистике, характерной для молодой драматургии тех лет и отразившей классовый максимализм победившего в революционных боях народа и его трудовой энтузиазм. Интересно, что именно такой идеологически и политически заостренной пьесой (она была оценена и поставлена профессиональными театрами) вошел в драматургию писатель, которому впоследствии будут ставить в вину «излишнюю камерность» и советовать «смелее выходить в большой мир жизни советского человека». На самом деле драматург Арбузов никогда не терял социальной активности, но серьезные общественные проблемы в его произведениях решались через частное, личное, семейное. О преемственности ранних и зрелых произведений драматурга свидетельствует и тот факт, что именно в этой первой пьесе появляется Хор, сопровождающий действие и комментирующий поступки героев .

Этот необычный на первый взгляд для советской драматургии «античный» элемент вносил в текст публицистичность и торжественность. В поисках собственной творческой манеры Арбузов неоднократно использует Хор, в том числе в одной из лучших своих пьес – «Иркутской истории».

В начале 30-х годов Арбузов переезжает в Москву, где становится вольнослушателем в театральной школе, а вскоре возглавляет литературный отдел Театра малых форм Пролеткульта. Вместе с труппой этого театра он ездит по стройкам, шахтам, пишет интермедии, формирует актуальный репертуар. Правда, задуманная в это время большая пьеса о шахтерах Донбасса («Сердце»), материал для которой писатель собирал, живя и работая на шахте, написана так и не была.

В первых драматургических опытах Арбузова еще не звучат ни арбузовские темы, ни арбузовский стиль. Отход от схематизма и прямолинейного социологизма агиттеатра, поворот к психологической драме наметился в двух лирических комедиях этих лет: «Шестеро любимых» (1934) – из колхозной жизни – и «Дальняя дорога» (1935) – о строителях Московского метрополитена, их непростых характерах и отношениях, романтической любви.

В этих пьесах уже заметно пристальное внимание автора к личной жизни героев, формированию характера молодого современника, которое станет в драматургии Арбузова определяющим. Интерес к частной жизни не исключал и героики, но у Арбузова это была героика будней, естественная и почти незаметная. «Мне мил и дорог мой герой, который становится положительным в результате испытаний, выпадающих на его долю», – писал Арбузов. Пьеса «Шестеро любимых», опубликованная в журнале «Колхозный театр», была поставлена в 1934–1935 годах многими профессиональными театрами. «Так, совершенно для себя случайно, – писал Арбузов, – я стал репертуарным драматургом».

По-настоящему знаменитым Арбузова сделала лучшая из его ранних пьес «Таня» (1938) – камерная драма о любви и счастье. Юная героиня растворена без остатка в своей любви, но находит силы отказаться от нее, узнав о чувствах мужа к другой женщине. Она находит себя в профессии, приобретает жизненный опыт и предстает во второй части пьесы человеком состоявшимся, взрослым, открытым для новых чувств. В пьесе убедительно и талантливо прозвучала главная тема арбузовской драматургии – тема человека, обретающего самого себя. Пьеса обошла почти все театры страны, вызвала волну острых дискуссий. Наиболее яркое сценическое воплощение она получила в Театре Революции (ныне Театр им. В. В. Маяковского) в 1939 году в постановке А. Лобанова, где главную роль исполнила Мария Бабанова. Актрисе были присущи острое чувство современности, лиризм, эмоциональность, глубина постижения характера. Спектакль прошел 1000 раз с неизменным огромным успехом.

В 30-е годы произошел ряд знаменательных для Арбузова встреч, во многом определивших его творческую судьбу. В 1934 году он общался с М. Горьким в составе группы молодых драматургов, часто посещал репетиции режиссера-новатора В. Мейерхольда, которые стали для него школой театрального искусства. Не менее важным было и сближение Арбузова с московской творческой молодежью (Э. Гарин, А. Гладков, И. Шток, В. Плучек и др.), что привело в 1938 году к созданию Московской государственной театральной студии, названной в народе «арбузовской». Именно он, вечно ищущий новых форм и озабоченный, несмотря на известность и солидную литературную репутацию, отсутствием своего, творчески близкого театрального коллектива, стал душой этой студии. Вместе с ним ее возглавили писатель А. Гладков и ученик Мейерхольда, театральный режиссер В. Плучек. С этого момента начинается период, который Арбузов назвал лучшими годами своей жизни. Задачей студии было создание по-настоящему современных спектаклей, в которых нашел бы правдивое и глубокое отражение образ современника, обращение к своему поколению, рассказ ему о нем самом.

Алексей Николаевич Арбузов — известный совре-менный драматург. Его произведениям свойственна полная высокого благородства нравственная атмосфе-ра и актуальность. Пьесы Арбузова хорошо известны зрителю. Они всегда широко шли и идут сейчас на сценах отечественных и зарубежных театров. Одной из лучших среди них является пьеса «Жестокие игры».

По словам самого Арбузова, эта пьеса «об ответст-венности любого из нас за того, кто рядом», о зависи-мости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными»

Первые несколько действий в «Жестоких играх» разворачиваются в Москве, в старом доме на Тверском бульваре, в несколько запущенной трехкомнатной квартире, в которой обитает двадцатилетний парень Кай Леонидов. В этой квартире он живет один, но она постоянно полна людей, не всегда близких и даже зна-комых Каю.

Его родители живут за границей. Мать пишет сыну письма. Но в них нет искренности, подлинной заботы. Мать Кая просто соблюдает свой долг, потому что ино-го способа продемонстрировать свое материнство у нее нет. Сам Кай об этом говорит: «Соблюдает деко-рум» . Его мать повторно вышла замуж, она устраива-ет свою судьбу и интересуется сыном постольку-по-скольку. Очень обижает Кая, когда он получает от матери письмо, напечатанное на машинке, мертвое,

сухое.

Есть у Кая и отец. У него тоже новая семья, сын не-давно родился, с Каем он не видится. Так что парень совершенно одинок, его судьба по-настоящему мало кому интересна. Еще на втором курсе юридического, он бросил учебу. Кай говорит, что никого не любит, даже мать. Он увлекается живописью, но признается, что ничего не умеет.

Выбор такого имени для него не случаен. Герой ар-бузовской пьесы и на самом деле напоминает холодно-го мальчика из известной сказки Андерсена. Он раз-очарован во всем, жизнь его пуста и бессмысленна, он безразлично относится к окружающим, ему никого не

жалко.

Неожиданно на его пороге появляется девушка Неля, которая намерена у него поселиться на некото-рое время. Ей некуда деваться, у нее нет московской прописки. Неля уже два месяца в Москве. Она не по-ступила в медицинский институт, но домой возвра-щаться не хочет, так как ненавидит своих родителей. Они воспитывали ее в строгости, следили неотступно, перечеркнули юность. Оказавшись однажды на свобо-де, Неля «в бездну кинулась», забеременела, родите-ли заставили ее избавиться от ребенка, после чего она и убежала из дома. Любимый предал Нелю, и не раз еще она в своей жизни сталкивалась с изменой и пре-дательством. Неля ищет в жизни настоящей нежно-сти и дружбы и не находит.

За крышу над головой девушка готова выполнять у Кая всю работу по дому, готова даже спать с ним.

Неля постепенно сближается с Никитой, прияте-лем Кая, который часто появляется в его доме. Но едва ли Нелю с Никитой связывает взаимная любовь. Никита Нелю «обманом склонил», дал понять, что она обязана за угол, который занимает. «Негодяй он, вот кто»,— говорит о нем Неля. Никита некогда гово-рил девушке красивые слова, а теперь пренебрежи-тельно относится к ней и, играя на его чувствах, она придумывает миф о своей беременности. Неля надеет-ся пробудить к себе подлинный интерес, увидеть со стороны Никиты заботу, внимание. Она ведет с ним жестокую игру.

У Никиты родственников не счесть, но каждый из них живет своей жизнью. У всех членов семьи свои интересы. Это псевдосемья, в которой все безразлич-ны друг другу. Никите, наверное, не у кого было учиться любить, потому он так и безразличен к Неле, которая сбегает от него в Сибирь, к Мишке Земцову.

Его появление всколыхнуло привычную жизнь в доме Кая. Мишка — двоюродный брат Кая, старше его на десять лет, врач, оптимист, играет на гитаре, неплохо поет. Мишка живет в Сибири, в Москве он только на одну ночь. Недавно у него родилась дочь, о чем он с радостью сообщает брату.

Автор переносит действие пьесы в Западную Си-бирь, в поселок нефтеразведочной экспедиции, где живет Мишка и куда он возвращается от Кая. Поряд-ка в его доме нет, женской руки не видно, хотя жена есть. Она старше Мишки, родила ему дочь только в тридцать девять лет. Маша — не домашняя женщина. Не так много времени прошло после родов, а ей уже скучно сидеть дома, ее тянет в экспедиции. Она не хранительница семейного очага и далека от того, что-бы окружать своих близких теплом, лаской, заботой. Ребенок, связывающий Машу, ей в тягость. «Геолог я, а все остальное потом!» — говорит она. У Земцовой сын в армии, но за месяц она ни разу не написала ему. Мишка любит ее, и в этом его беда. Только после смер-ти мужа она понимает, что «пробежала мимо сча-стья», недодала самым близким на свете людям вни-мания и любви.

Неля, обиженная Никитой, внезапно исчезает из дома Кая и отправляется именно к Мишке в Сибирь. Неля — находка для Маши, потому что она, в отли-чие от Земцовой, любит детей. Маша без колебаний отправляется в экспедицию, оставляя ребенка на чу-жого и незнакомого ей человека. Когда Неля прино-сит Маше Лесю проститься, та удивляется. Она не ис-пытывает к дочери настоящей материнской привя-занности, а Мишу не любит. Спокойно она оставляет его в одной квартире с Нелей. «К людям ты неосто-рожна,— упрекает ее Земцов. — Игры много, Ма-шенька, и на людей как-то не оглядываешься, не бе-решь на заметку».

В Москве же только после исчезновения Нели заме-тили, каким ценным она для них была человеком. «Беда, Кай Юлий,— говорит Никита,— слова нужно-го не подберу».

Земцов, узнав о личной трагедии Нели, старается ее поддержать, внушить оптимизм и веру в будущее, в светлые чувства. «Женитесь на мне!» — в горячке го-ворит ему Неля. Но Мишка честен перед ней. «Нель-зя. Я Машу люблю»,— отвечает он. Измена Маши с Ловейко не мешает Мишке оставаться ей преданным. Тем не менее, общение с Мишкой согревает Нелю осо-бым теплом. Он дарит ей теплоту участия, вселяет на-дежду на лучшее, показывает образец порядочности, любви, бескорыстия. После смерти Мишки она про-должает приходить в его опустевший дом, чтобы там жизнь теплилась.

Неля добрая и заботливая, но проявляет жестокосердие, украв Машиного ребенка. Сбежавшая из Сибири вместе с Лесей Неля неожиданно пробуждает в душе Никиты жалость. Никита, конечно, узнав о ребенке, струсил. Он всерьез опасался, что это его дочь, и что ему придется как-то отвечать за свой поступок. Растерянность овладела Никитой. Слова Нели о том, что Леся не от него, потрясли Никиту. Он грубо оттал-кивает Нелю, а Терентий, испытавший к ней в этот миг огромную жалость и нежность, неожиданно дела-ет ей предложение. В финале пьесы Никита меняет от-ношение к Неле и к жизни вообще.

У Терентия очень напряженные отношения с от-цом, который всячески хочет заслужить расположе-ние сына, раскаявшись через много лет после содеян-ного. Некогда он пил нещадно, с пятилетнего возраста Терентия на улицу выгонял, и тот до утра от страха просиживал в сарае. Мать Терентия от его истязаний и умерла.

Между Каем, Никитой и Терентием нет настоящей дружбы. «Приходим просто — и все»,— говорит Те-рентий. Не видит особого смысла в общении с прияте-лями ни Никита, ни Кай.

Отношение родителей к Неле, к Каю, отца к Терен-тию, Маше Земцовой к Мишке, самих ребят друг к другу, Нели к украденному ребенку и его матери — все это жестокие игры. Эти игры очень опасны и губи-тельны для человека, они разрушают его, лишают нравственной сущности его существование. Об этом пьеса Арбузова «Жестокие игры».

П ьеса Алексея Арбузова «Жестокие игры» написана в 1978 году. Тема равнодушия и цинизма молодого поколения тогда начинала разворачиваться в советском театре и кино. Постановщик ярославского спектакля Александр Созонов увидел в этом сюжете вневременную историю о трудностях в отношениях детей и родителей, о жестокости близких. Антураж спектакля - подчеркнуто современный, то есть действие перенесено в наши дни. «Золотая» московская молодежь конца 70-х представлена нынешними хипстерами в кедах, а главная героиня - провинциальная девчушка Неля - тут довольно уверенная в себе, ухоженная и модно одетая девица.

Неля сбежала от родителей, потому что те заставили ее сделать аборт, а отец неродившегося ребенка отказался принять ее. Приехав в Москву, девушка попробовала поступить в медицинский институт, но срезалась на экзамене. Возвращаться домой она не хочет, жить ей негде. Кто-то из новых приятелей отправляет ее в дом к московскому пижону Каю - тот живет в огромной квартире на Тверском бульваре один, родители работают за границей. У Кая в доме идет круглосуточная тусовка, а убирать и готовить некому. Он с радостью принимает Нелю в жилицы, чтобы та поддерживала порядок в его богемном жилище. Девушка с интересом наблюдает за пестрой жизнью обеспеченных столичных бездельников, поначалу ей весело в их компании, она флиртует с друзьями Кая, но появление в доме двоюродного брата хозяина, врача Михаила высвечивает всю пустоту и тщету существования «художников» и «музыкантов» с Тверского бульвара. Михаил живет в далеком сибирском поселке, каждый день спешит на вызовы по непролазным тропам. Нелька влюбляется в этого брутального, «настоящего» мужчину и однажды срывается из Москвы в Тюмень - к нему. Однако там ее ждет сюрприз: Михаил женат и имеет маленькую дочку.

В концепции режиссера и художника спектакля «Жестокие игры» на первый план выходит тема «недоигранного» детства персонажей - юношей и девушки, недополучивших от родителей любви, тепла, понимания. Они обижены на взрослый мир, хотя сами незаметно выросли и стали взрослыми. «Центром сценического пространства становится стеклянный подиум - элемент концептуальный, - пишет в репортаже с премьеры спектакля журналист Вера Куликова. - Он разделяет пространство на две зоны: одна принадлежит преимущественно «московской» составляющей действия, другая сибирской. В то же время он несет и семантическую нагрузку: с одной стороны создает гламурный антураж ночного клуба, с другой выступает музейной витриной, где хранятся самые трепетные воспоминания героев - старые игрушки, дорогие сердцу вещи, пионерские галстуки и прочее». Дефицит любви и чувства защищенности - это то, что действительно роднит героев пьесы 1978 года с нынешними молодыми.

В сентябре 2016 года спектакль Театра им. Федора Волкова «Жестокие игры» был показан в Москве, на фестивале «АРТмиграция».