Подлинная история маты хари. Биография Маргареты Гертруды Зелле (Маты Хари)

Мата Хари не была красавицей по нашим современным меркам. Может эталон красоты изменился с тех пор, а может она была просто невероятно обаятельной искусительницей и танцовщицей, и ее успех был таким сногсшибательным, благодаря невероятной харизме? Я нашла в сети довольно-таки много фотографий этой куртизанки, промышлявшей не только своим, не могу сказать прекрасным, телом, но и шпионажем, причем Мата Хари была не просто шпионкой, она была двойным агентом. Изучив достаточное количества материала, я сделала вывод, что эта женщина не была умной, хитрой или прозорливой, она просто стала козлом отпущения, разменной монетой в чьей-то игре. В общем, будучи уже сорокаоднолетней дамой, Мата Хари отправилась по приговору военного суда на расстрел. Многие историки сходятся во мнении, что если бы не эта громкая, резонансная казнь, не была бы Мата Хари столь знаменита до сих пор.

Не так давно на телевизионные экраны многих стран вышел сериал «Мата Хари» , где главную роль сыграла французская актриса Ваина Джоканте . История знаменитой шпионки неудачницы нам показана совсем с другой стороны, создатели фильма как могли облагородили эту куртизанку, якобы по кривой дорожке ее заставила пойти крайняя нужда и необходимость вернуть любимую дочь, буквально хитростью отобранную у нее бывшем мужем алкоголиком. А как же все обстояло на самом деле?

Мата Хари – это конечно же псевдоним, изначально эту барышню звали Маргарет Гертруда Зелле , не буду вдаваться во все детали ее трудной девичьей жизни, но вышла замуж она без любви, откликнулась на объявление, данное мужчиной в газете, муж был старшее ее на двадцать лет.

39 -летнего капитан Рудольф МакЛеода неплохо заливал за воротник, гулял налево и направо, в приступах ярости поднимал руку на супругу, но был богат, выводил жену в высшее общество, покупал наряды и драгоценности. Рудольфу очень быстро наскучила жена и он стал ей изменять, но и Маргарет от него не отставала, верность не хранила, в общем притесненной овечкой не была.

Сразу после замужества парочка отбыла на индонезийский остров Яву , там спустя два года родился сначала сын, потом дочь. Сын умер будучи двухлетним, предположительно от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, тут конечно же, нужно сказать спасибо папочке. По другой версии ребенка отравил кто-то из недовольных туземцев. С другой стороны, будь сама Мата Хари больна сифилисом смогла ли бы она стать такой востребованной элитной куртизанкой? Хотя известен тот факт, что к началу XX века сифилисом болело 15% населения Европы! Так что сифилисом в те времена никого удивить уже было невозможно.

Маргарет подала на развод, ее дочь осталась с отцом. В общем оставшись без денег мужа, но привыкнув к роскошной жизни, Маргарет начала усердно раздумывать над тем, как бы ей лучше устроиться в этой жизни, не бедствовать и получать удовольствие. Укатив в Пари ж, для начала эта женщина решила стать натурщицей, но так как ни фигурой, ни лицом не вышла, желающих рисовать ее портрет да еще и за гонорар для модели не нашлось, шикарным голосом Маргоша тоже не обладала, а то бы решила стать певицей, оставались танцы.

Но чем она могла удивить? Нарядиться в восточную принцессу, станцевать страстный танец и непременно раздеться! Такого до нее еще никто не делал, она будет пионеркой в этом направлении! Сначала в маленьких салонах, затем в театрах, слава о ней распространялась быстро. Уж даже и не знаю я какие там толстосумы и толстопузы были в восторге от этой женщины. Обвисший животик рожавшей женщины, толстые ноги, маленькая, плоская, рыхлая грудь, большой нос, огромные брови дугой, никакого специального хореографического образования. Но мужчины падки на обнаженных женщин, наверное Мата Хари , а именно такой псевдоним взяла Маргарет , заводила их неимоверно.

В двадцать шесть лет Мата Хари начала свои выступления, была востребована и популярна, постоянно находилась на чьем либо содержании, мужчин у нее было немало. И о такой женщине снимают сериалы? Фильмы? И что создатели этих фильмов пропагандируют таким образом? На что толкают женщин? Или их и толкать не нужно? Это у них в крови: соблазнять, высасывать деньги, жить за чей-то счет, продавать свое тело за материальные блага? В общем любит народ преклоняться перед отрицательными персонажами. Никогда Мата Хари не хотела вернуть свою дочь, она даже не интересовалась ее судьбой. Дочь пережила свою мать всего лишь на два года.

В общем гуляла, веселилась Мата Хари до сорока лет, пока не влюбилась безумно в молоденького русского офицера Вадима Маслова , который был младше ее вдвое. Для нее это было последней, роковой любовью, для него мимолетной интрижкой. Возможно Вадима Маслова тешила мысль, что он спит с такой популярной дамой. А у Маты Хари стали заканчиваться деньги, любовники ее не содержали более. И тогда эта безумная женщина решила принять предложение, которое ее раньше не интересовало. Шпионаж, причем как на французов, так и на немцев. Я не буду вдаваться во все эти тонкости, скажу лишь, что никакой секретной информации эта нидерладская стриптизерша не успела добыть, да и вряд ли стремилась. Просто решила таким образом подзаработать, думала, что все это игрушки. Но не тут то было, с разведкой лучше не шутить, на дворе первая мировая война, море крови, смертей и душевной боли, в общем затянуло в мясорубку и Мата Хари .

Арестовала французская разведка Мата Хари неожиданно, посадили в тюрьму куртизанку. На суд Вадим Маслов не явился, хотя мог свидетельствовать в пользу своей любовницы, лишь отписался, что ничего его со шпионкой не связывает, была лишь ничего не значащая интрижка. Мата Хари была разбита и уничтожена морально, умирать ей было уже не страшно, свою смерть она приняла мужественно, ее тело было завещано анатомическому театру, то есть патологоанатомам можно было делать с ним все что угодно, таким образом голова была отделена от туловища. Потом тело пропало, где она захоронено, какова его судьба – никому не известно.

Посмотрите на это фото, вот так Мата Хари выглядела, когда сидела в тюрьме.

А на этом фото запечатлена Мата Хари за день до смерти. Стройна между прочим.

На этом фото восковая фигура Маты Хари , что у нее меж ног, мне не понятно, то ли лохматка, то ли трусы черные.

Antje van der Meulen ) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек . Затем она продолжила своё обучение в Лейдене , получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу .

Индонезия

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в её тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, её тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр.

Реакция на казнь

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней » .

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты , опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков
  • Марк Алданов в 1932 г. напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . роман «Жизнь и смерть Мата Хари» (Москва, Издательство «Пресса» ,1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова)
  • Елена Гремина . пьеса «Глаза дня »
  • В 1982 немецкая группа Dschinghis Khan альбом Helden, schurken und der dudelmoser
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»)
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина ,О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж » на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях
  • 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (реж. Д. Попова)
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера»
  • Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
  • Песня «» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман
  • В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени»
  • Была в трилогии «Мы Боги» Бернара Вербера

Киновоплощения

  • Аста Нильсен - «Мата Хари » (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо - «Мата Хари » (1931)
  • Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро - «Мата Хари » / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум - «Мата Хари » (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель - «Мата Хари » (США, 1985)
  • Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса » / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес » / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
  • Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
  • Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
  • Ваина Джоканте - «Мата Хари » (телесериал, Россия, 2016)

См. также

Напишите отзыв о статье "Мата Хари"

Литература

  • Ваагенаар С. (нем.) русск. / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», // Waagenaar, Sam . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, .
    • Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, . - ISBN 3-404-61071-7 .
  • Всемирная история шпионажа / Авт.-сост. М. И. Умнов . - М.: АСТ , . - ISBN 5-237-05178-2
  • Лейла Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари». Роман./Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6

Ссылки

  • сайте peoples.ru
  • на IMDB
  • на IMDB
  • на IMDB

Примечания

Отрывок, характеризующий Мата Хари

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Неуклюжая, но изобретательная танцовщица, обожаемая богатыми мужчинами, но несчастная в любви. Мата Хари придумала миф о себе, а в итоге мифы заслонили собой её реальную историю. «Да она же совершенно не умеет танцевать, у неё плоскостопие. Она всё придумала про свои способности!» — твердил бывший муж прекрасной танцовщицы. Но никто ему не верил. Хотя он говорил чистую правду…

Знаменитая танцовщица и шпионка Мата Хари действительно многое придумала в своей жизни. Начать надо с того, что на самом деле звали прекрасную нимфу Маргарета Гертруда Зелле. Родилась она в Нидерландах в Леувардене, отец её был шляпных дел мастером.

В 17 лет Маргарета перебралась в Гаагу к своему дядюшке. Но жизнь с родственником не задалась. Он требовал от девушки послушания, а она... Она мечтала о красивой жизни, в которой не было места скучным правилам.

Источником красивой жизни красивая девушка выбрала, конечно же, мужчин. Начала она с того, что купила и проштудировала газету с объявлениями о знакомствах. Из целого списка одиноких мужчин Маргарета выбрала офицера Рудольфа Маклида, голландца шотландского происхождения, который невесте в отцы годился.

Маргарете еще не было 19 лет, когда она вышла замуж за Рудольфа Маклида, вдвое старше её.

Они переехали на о. Яву (ныне Индонезия), и у них родилось двое детей: сын Норман-Джон и дочь Жанна-Луиза. Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком; кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе.

Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его временно, переехав к ван Редесу — другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной группе.

В 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним — Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата» — глаз, «Хари» — день, дословно — «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру.


Маргарета (нижний ряд слева) с мужем на о. Ява (голландская Ост-Индия) в 1897 году.

Их сын Норман умер в 1899, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Мак-Леод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты.

Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, другие ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери (которая умерла в возрасте 21 года, скорее всего, также от осложнений сифилиса). Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже.

Маргарета Гертруда Зелле в 1905 году, когда она начинала покорять Париж.

Потом она скажет: «Я выбрала Париж, наверно, потому, что всех жён, сбежавших от своих мужей, тянет именно в этот город».

Но поначалу город встретил романтичную Маргарету недружелюбно. Денег у неё не было, приходилось во всём себя ограничивать. Она подалась было в натурщицы, но её быстро потеснили более удачливые конкурентки — Маргарету не сильно-то жаловали французские художники, так как она не могла похвастаться пышным бюстом.

Какое-то время она выступала как цирковая наездницав цирке Молье под именем «леди Греша Мак-Леод», но это всё было не то, она понимала, что состояния этим не заработать.

Маргарета вспомнила, как ещё будучи замужней дамой в Ост-Индии видела восточные танцы и то, какой восторг у публики они вызывали. Она, не будучи профессиональной танцовщицей, поставила себе номер и в 1905 году впервые вышла перед публикой в салоне госпожи Киреевской.


Экзотические движения прекрасной незнакомки понравились всем собравшимся, мужская же часть публики больше всего запомнила финал танца, когда девушка лёгким движением руки скинула с себя свой сценический наряд.

Она умело пользовалась своей привлекательной внешностью, которая в сочетании с достаточно распущенным характером сделала ее сенсацией на танцевальной сцене. Разумеется, танцы не всегда оставались традиционными и целомудренными. Порой выступления Хари больше напоминали стриптиз.

Конечно, у Маргареты тут же появилось множество богатых поклонников. Один из них, французский олигарх, предложил танцовщице-самоучке выступить в его Музее восточного искусства.

Маргарета добавила таинственности своему образу: она повсюду начала рассказывать историю о том, как её мать, 14-летняя индианка, умерла при родах, как она сама жила в буддийских храмах, где её и обучили необычным и экзотическим танцам.

Конечно же, Маргарета отдавала себе отчёт в том, что никакая она не восточная танцовщица, потом она сама говорила о себе: «Я никогда не умела танцевать, но людям нравились мои спектакли, скорее всего, по большей части потому, что я была обнажена ».

Обнажённую диву звали в лучшие театры Европы. Ей рукоплескала Франция, Испания, Италия, Германия. Один богатый любовник сменялся другим. Мата Хари купалась в роскоши и любви.

Она не всегда была разборчива в связях. Так, перед войной Маргарета связалась с германским полицейским чиновником. Кто-то считает, что именно тогда немцы «положили глаз» на смазливую танцовщицу и решили использовать её для слежки.

Летом 1914 года Маргарета ехала через Швейцарию в Париж. На границе её остановили и потребовали дополнительные документы. Их у девушки не оказалось, поэтому, отправив свои костюмы в одиночное путешествие, Маргарета отправилась в Голландию через Берлин. «Прибыв на родину, я почувствовала себя кошмарно , — вспоминала она. — У меня не осталось средств к существованию ».

Совершенно случайно на улице Маргарета познакомилась с обеспеченным банкиром, который очень быстро стал её любовником и спонсором по совместительству. Он-то и свёл её с влиятельными немецкими господами, которые были очень добры и щедры к Мате Хари. Она так и не доехала до Парижа и через год в Гааге была завербована германской разведкой. Маргарете было присвоено кодовое имя Н-21.

Была ли она полезна немецкой разведке? Мнения историков на этот счёт разнятся. Кто-то уверен, что Мата Хари совершено не интересовалась успехами разведки и создавала видимость шпионской работы, только чтобы получать от немецкого командования неплохую зарплату.

Маргарета сама говорила о свей вербовке так: «Я вспомнила о своих дорогих шубах и нарядах, которые задержали немцы в Берлине, и приняла решение, что нужно получить с них за это как можно больше денег».

Оппоненты убеждены, что Н-21 не раз удавалось передать полезную информацию о военных планах стран Антанты. Она работала на немецкую разведку до начала 1916 года. Но в январе радиограмма с секретными данными, в которых звучало имя Маты Хари, была перехвачена британскими спецслужбами.

Лояльные французы, падкие на женскую красоту, не спешили наказывать предательницу. Напротив, они предложили Маргарете шпионить на них. Она с радостью соглашается, но... за миллион франков. «Я буду работать на вас, но только потому, что хочу выйти замуж за того мужчину, которого люблю, и хочу стать состоятельной женщиной ». Она действительно полюбила. Её избранником стал русский капитан Вадим Маслов.

По иронии судьбы, возлюбленный Маты Хари не строил таких далеко идущих планов с женщиной, обладать которой мечтала половина мужского населения Парижа. Позже он скажет, что с Матой Хари у него был просто мимолётный роман.

В поисках большого куша Мата Хари стала двойным агентом. Французам она продавала информацию про немцев, немцам — про французов. Конечно, долго так продолжаться не могло.

Мата Хари была арестована 13 февраля 1917 года в отеле «Элизе-палас». Говорят, она встретила полицию совершено обнажённой. Она отрицала всё, кроме своих романов с высокопоставленными лицами Германии и Франции. «Я никогда не занималась какой-либо шпионской деятельностью против Франции », — уверяла следователя Маргарета.

На суде ей сочувствовали, её бывшие любовники присылали в суд прошения о помиловании, её адвокат и одновременно любовник даже стоял перед судьёй на коленях.

Привычка выдумывать легенды о своем прошлом на допросе сыграла с Матой Хари злую шутку. Она постоянно путалась в показаниях. В итоге выяснилось, что неудавшаяся шпионка действительно получала деньги от представителей немецких спецслужб.

Правда, добывать информацию она вовсе не собиралась и рассматривала этот жест как месть за то, что произошло с ней в начале войны. Но это её не спасло. 25 июля 1917 года Маргарета Гертруда Зелле была признана виновной в шпионаже и приговорена к смертной казни.

15 октября 1917 года Мату Хари вывели из камеры и повезли в её последние гастроли. Шпионку привезли в Венсенские казармы. Там уже всё было готово к расстрелу.

Несколько солдат встали в шеренгу, подняли винтовки. Мата Хари, Маргарета Гертруда Зелле смотрела им прямо в глаза. Она отказалась от повязки. Выстрелы прозвучали как раскат грома.


Статья на тему:

Мата Хари - агент “H.21”

компиляция материала - Fox

Мата Хари (Mata Hari), настоящее имя Маргарета Гертруда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle). Родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) - казнена 15 октября 1917 года в Венсене. Исполнительница экзотических танцев, куртизанка, шпионка времен Первой мировой войны.

Отец - Адам Зелле (Adam Zelle) (2 октября 1840 - 13 марта 1910), владел шляпным магазином, затем стал совладельцем нефтедобывающего предприятия.

Маргарета была вторым ребенком в семье. У нее было трое братьев.

Зажиточная семья обанкротилась в 1889 году, когда потерпели крах неудачные инвестиции отца. После этого он развелся с ее матерью, которая вскоре умерла.

До тринадцати лет Маргарета посещала элитные школы для представителей высшего сословия. Но после разорения отца и смерти матери ее отправили а город Снек к крёстному. Там она училась некоторое время, шокируя одноклассников страшными историями о том, как была похищена разбойниками из некоего замка в младенческом возрасте, кроме того, она приписывала себе года, что позволял ее высокий рост и раннее развитие. Позднее эти фантастические рассказы всплывут, когда она станет известной на весь мир.

Затем она уехала в Лейден, где училась на воспитательницу детского сада. Уже тогда она нравилась мужчинам. И ее юнюсть овеяна сексуальным скандалом - она ответила на ухаживания далеко не молодого директора заведения. Это вызывало возмущение общественности, девушку тут же обвинили во фривольном поведении. Ей пришлось от позора бежать к родственникам в Гаагу. Там она поселилась у своего дяди.

Рост Мата Хари: 178 сантиметров.

Личная жизнь Мата Хари:

Не имея источника средств к существованию Маргарета решает выйти замуж за обеспеченного человека. Своего мужа она нашла по брачному объявлению в газете - им стал капитан голландской армии Рудольф МакЛеод (род. 1 марта 1856 - ум. 9 января 1928), выходец из Шотландии. Ей тогда было 18 лет, ему - 39.

После бракосочетания пара переехала на остров Ява (тогда - голландская Ост-Индия, ныне Индонезия).

Там у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Однако семейная жизнь не сложилась. Муж оказался алкоголиком, к тому же агрессивным, нередко поднимавшим руку на молодую супругу. Кроме того, он открыто имел любовниц.

В конце концов, и сама Маргарет начала вести подобную жизнь - вместо того, чтобы сидеть дома, как было положено порядочной супруге, она охотно развлекалась на офицерских раутах, которые проходили на острове Ява. Супруг закатывал ей скандалы.

Наконец, она сбежала от него к другому голландскому офицеру - ван Редесу (Van Rheedes), с которым проживала некоторое время, формально находясь в браке. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось.

Окончательно семейная жизнь рухнула, когда в 1899 году умер их сын Норман - вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей.

Хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Такие же сведения дают и некоторые источники, утверждающие, что Рудольф МакЛеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери,которая умерла в возрасте 21 года - скорее всего, также от осложнений сифилиса.

Еще будучи на Яве, она в течение многих месяцев интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе.

И в 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - , который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день , дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

Будучи оставленной мужем, Мата Хари оказалась без средств к существованию. Она отправилась зарабатывать деньги на жизнь в Париже.

Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод».

А с 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари.

Начало большой карьеры было положено во время выступления на благотворительном балу, на котором она пленила промышленника и владельца музея искусств Востока Эмиля Этьена Гимэ. Она согласилась стать его любовницей, а взамен потребовала протекции. Гимэ устроил ей закрытое выступление в доме барона Анри де Ротшильда, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех.

Вскоре газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество, ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

По большому счету, танцевать она не умела никогда. Но публику на ее выступления привлекало то, что танцевала Мата Хари практически обнаженной, прикрыв только грудь, да и то вовсе не из соображений скромности, а потому, что эта часть тела у нее была не очень красива.

Свои танцы Мата Хари выдавала за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды и других индийских божеств. Ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя. В конце номера, исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз, танцовщица оставалась почти полностью обнажённой. Как она поясняла, «так было угодно Шиве».

Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т.д.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку и к балету Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником в Монте-Карло, где играла в театре, среди зрителей - сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступала на одной сцене с мировыми звездами – Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар.

Музыку к ее танцевальным номерам готовы были писать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта были увлечены Матой Хари. Пуччини осыпал ее дорогими подарками, в т.ч. пустил на нее средства, предназначенные для труппы его театра. Тогда как отвергнутый ею Жюль Массне пытается покончить с собой.

Она бросает Пуччини и возвращается в Париж, где открывает свой собственный салон.

Выступления танцовщицы привлекали чиновников, послов, дипломатов. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Биографы подсчитали, что за 5 лет у нее было 104 любовника.

Мата Хари - немецкая шпионка

Судя по всему, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до Первой мировой войны. Однако точные обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны.

Ее салон и многочисленные любовные связи стали источником получения секретной информации. Мужчины, бывавшие в ее будуаре, даже не догадывались о том, что Мата Хари занимается с ними не столько любовью, сколько получением секретных данных. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Одной из самых известных жертв обостительницы стал русский офицер капитан Вадим Маслов . Он был без ума от танцовщицы и однажды даже хотел покончить с собой. При этом Маслов даже не догадывался, что действиями Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не чувства - капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II.

Во время Первой мировой войны, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле ездила из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию, где была активна немецкая резидентура, и Великобританию.

Её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. А в 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию.

Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги. При этом она неосторожно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика.

В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид. Там подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. По некоторым данным, радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но 13 февраля 1917 года она была арестована французской контрразведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены и лишь некоторые сведения проникли в печать.

Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе.

В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи.

В день казни за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!». Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа».

После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них - это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником.

Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Мата Хари. Шпионка или куртизанка?

Мата Хари в кино

Образ Мата Хари неоднократно воплощался на экране. Уже через три года после ее казни был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли. Аста Нильсен считалась одним из первых секс-символов кинематографа и до 1914 года была самой популярной актрисой в России.

В 1931 году вышел фильм «Мата Хари» с в главной роли, которая поэтизировала образ танцовщицы и шпионки. А использованные в картине роскошные наряды и внешняя притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля.

В 1964 году Жан-Луи Ришар снял ленту «Мата Хари, агент Х21». Главную героиню блестяще воплотила на экране Жанна Моро.

В 1985 году вышла картина «Мата Хари» со знаменитой исполнительницей роли Эммануэль , которая представила свою героиню в виде секс-одержимой женщины, перепрыгивающей из одной постели в другую.

Картины о Мата Хари снимаются регулярно вплоть до наших дней. В частности, в 2015-м начались съемки отечественного сериала «Мата Хари», в котором главную роль играет французская актриса .

Аста Нильсен в фильме "Мата Хари" (1920)

Грета Гарбо в фильме "Мата Хари" (1931)

Жанна Моро в фильме "Мата Хари, агент Х21" (1964)

Сильвия Кристель в фильме "Мата Хари" (1985)

Ваина Джоканте в сериале "Мата Хари" (2016)

Актрисы, игравшие Мата Хари в кино:

Аста Нильсен - «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921);
Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927);
Грета Гарбо - «Мата Хари» (1931);
Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937);
Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957);
Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961);
Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962);
Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964);
Жанна Моро - «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964);
Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966);
Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968);
Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970);
Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972);
Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974);
Жозин ван Далсум - «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981);
Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982);
Сильвия Кристель - «Мата Хари» (США, 1985);
Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993);
Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997);
Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002);
Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003);
Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006);
Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006);
Ваина Джоканте - (телесериал, Россия, 2016)

Звезда Маты Хари взошла в начале 20-го века в Париже. Избалованная развлечениями парижская публика жаждала нового веселья и была готова выложить любые деньги за какое-нибудь необычное и сенсационное зрелище. Сюда стремились все, кто хотел добиться успеха. Среди них была и никому неизвестная Маргарета Мак-Леод, жена нидерландского офицера Рудольфа Мак-Леода. После развода с мужем она приехала в Париж без денег, не имея ни профессии, ни знакомых. Девушка перебивалась грошовыми подработками натурщицей, и часто у нее не было денег даже на хлеб. Гуляя по городу Маргарета увидела афиши выступлений Айседоры Дункан. Покорив публику авангардными выступлениями в древнегреческих костюмах «Королева танца» получила свой титул именно во французской столице. Это был знак судьбы – теперь Маргарета знала, что поможет ей завоевать избалованный Париж.

Просматривая газеты, девушка увидела объявление о наборе танцоров для выступления на благотворительном балу. Она решила, что это ее шанс. Маргарета показала организаторам вечера свой танец и те согласились включить его в программу. Ее экзотическое выступление так понравилось одному из гостей, что он поспешил познакомиться с очаровательной танцовщицей. Влиятельный промышленник и владелец музея искусств Востока Эмиль Этьен Гимэ влюбился в девушку с первого взгляда. Ради Маргареты Гимэ забыл обо всем. Он забросил бизнес и перестал общаться с семьей. Но ей было мало одного поклонника, она хотела, чтобы весь Париж лежал у ее ног.

Маргарета поставила условие – взамен на ее благосклонность Гимэ устраивает девушке закрытое выступление в одном из столичных салонов. Вскоре в доме барона Анри де Ротшильда состоялось выступление, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех. Гости были потрясены – под конец чувственного танца Маргарета представала перед ними практически обнаженной. Девушка сделала верную ставку – такого публика еще не видела. Выступление Маргареты стало сенсацией – уже на следующий день все газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество. Ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

Именно тогда она решила сменить имя. Отныне ее звали Мата Хари, в переводе с малайского – «око дня». Вскоре о талантливой танцовщице заговорил весь Париж. Айседора Дункан потеряла свой титул, французы выбрали новую «Королеву танца». Мата Хари придумывает легенду своего рождения и становится новой звездой Парижа. Лучшие театры Европы открывают двери перед бывшей женой колониального офицера.

Однако, Маргарета понимала, что мало просто завладеть вниманием публики, гораздо важнее его удержать. История успеха разведенной женщины была слишком обыденна и могла скоро надоесть парижанам. Мате Хари нужна была легенда. Что-то, что создало бы ореол таинственности и закрепило успех. Во время одного из выступлений в зал ворвался человек в восточной одежде. Он бросился на колени перед Матой Хари и стал о чем-то умолять ее на непонятном языке. Слуги тут же вывели незнакомца. Изумленные гости потребовали объяснений, но танцовщица невозмутимо продолжила выступление.

В то время в Европе нетрудно было отыскать индуса, полинезийца или марокканца. Богатые французы охотно привозили из колоний экзотических слуг. Одного из них и подкупила Мата Хари для задуманного ей спектакля. После выступления, Мата Хари рассказала газетчикам, что это был слуга, которого прислала ее мать – индийская принцесса, чтобы вернуть дочь домой и выдать замуж за раджу. Но, объяснила Мата журналистам, она не любит его и поэтому ей пришлось бежать.

Эта история, естественно, подогрела интерес публики. Лучшие парижские театры открыли свои двери перед наследницей индийского трона. Весь свет шепотом, из уст в уста, в кулуарах и салонах передавал слухи о жизни восточной танцовщицы. Каждый раз история обрастала новыми подробностями. Но, ни один человек не усомнился в истинности царского происхождения Маты Хари.

Популярность Маты Хари росла с каждым днем. Самые влиятельные мужчины боролись за ее расположение. Дорогие украшения, светские вечера. Наслаждаясь такой жизнью, танцовщица совсем забыла про своего благодетеля Гимэ. Он тратил огромные деньги, чтобы удержать Мату Хари, но ей этого было мало. Ведущий музыкальный театр Монте-Карло предложил восходящей звезде выгодный контракт. Гимэ ревновал, но ничего не мог поделать. У француза было больное сердце, и он умолял Мату Хари отложить поездку. Но она не собиралась сидеть в Париже и ждать выздоровления своего пожилого покровителя

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником. Успех поездки был грандиозным. В Монте-Карло Мата Хари играет в театре, где среди ее зрителей сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступает на одной сцене с мировыми звездами – Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар. А музыку к ее танцевальным номерам готовы написать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта увлечены Матой Хари. Пуччини осыпает молодую женщину дорогими подарками, правда покупает он их на деньги, предназначенные труппе его театра.

Но Мату Хари не интересуют такие детали, она любит щедрых мужчин. Когда Жюль

Массне приходит к танцовщице, чтобы показать музыку, которую он сочинил специально для ее выступления, красавица указывает влюбленному композитору на дверь. Роскошные драгоценности, которые присылает Пуччини, для Маты Хари привлекательнее любой музыки. Отверженный Массне попытается покончить с собой, но «Королева танца» узнает об этом уже в Вероне, куда уезжает с Джакомо Пуччини.

В Италии Мата Хари дает несколько концертов, но вынуждена вскоре прекратить выступления. Пуччини попадает в автомобильную аварию и уже не может содержать любовницу – все деньги уходят на лечение. А Мата Хари привыкла жить в роскоши. Она уезжает из Вероны и бросает своего знаменитого любовника. Мата Хари вернулась в Париж и открыла собственный салон. Сюда стремились самые богатые мужчины. Слава светских приемов, которые устраивала танцовщица, разлетелась по всей Европе. Гостей поражала роскошь, изысканность и, конечно, вызывающе откровенные выступления самой хозяйки.

Каждый, кто хоть раз посетил салон Маты Хари, хотел обладать этой ослепительной женщиной. Теперь она

Жила с королевским размахом. К началу 1914 года Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой Европы. Первооткрыватель таланта Маты Хари Гимэ с трудом пережил предательство своей возлюбленной. Семья промышленника, обеспокоенная баснословными тратами на танцовщицу, подала прошение в суд о передаче состояния Гимэ под опеку. Родственники утверждали, что старик выжил из ума. Его лишили всего и насильно увезли на юг Франции. Когда Мата Хари получила письмо благодетеля о встрече, она даже не сочла нужным ответить ему.

Мата Хари уже покорила Францию и теперь стремилась к мировой известности. Ей рукоплескали театры Милана, Вены и Мадрида. С такой же легкостью, как и подмостки ведущих мировых театров, она меняла и своих любовников. В ее коллекцию попадали только самые состоятельные и знатные мужчины. В 1914 году Мата Хари приехала в Берлин. Ее новый любовник, германский офицер, пригласил танцовщицу на учения прусской армии. На маневрах присутствовала вся немецкая знать. По окончании учений Мату Хари представили кронпринцу Вильгельму.

Она знала, что наследник престола покровительствует искусству и завела с ним разговор о театре. Вильгельм был так увлечен собеседницей, что даже не замечал удивленных взглядов придворных. Им приходилось приветствовать кронпринца, а значит склонять голову и перед его спутницей – танцовщицей и содержанкой. Мата Хари упивалась всеобщим вниманием. Именно о такой жизни она мечтала. Наследник престола легко поддался чарам танцовщицы и стал ее любовником. По приказу кронпринца в берлинском театре Метрополь начали спешно готовить к постановке новый спектакль. Главную роль, естественно должна была сыграть Мата Хари.

Мате Хари было мало играть ведущие роли на сцене, она хотела играть их и в жизни. Покровительство Вильгельма льстило танцовщице, но она никогда никому не хранила верность. При дворе кайзера было немало знатных мужчин, которые привлекали ее своим положением и богатством. И скоро кронпринц обнаружил, что он не единственный любовник Маты Хари. Явившись без предупреждения, Вильгельм застал в номере возлюбленной своего двоюродного брата герцога Эрнста Августа.

Мата Хари постаралась спасти положение и быстро выпроводила герцога. По ее словам Эрнст Август заходил, чтобы предложить ей участие в новом гастрольном турне. Голос Маты Хари звучал так искренне, что Вильгельм поверил любовнице. Впредь танцовщица старалась быть осмотрительнее, все-таки ее главной целью был кронпринц. Мата Хари понимала, что любой опрометчивый шаг может привести к разрыву. Она надеялась, что отношения с кронпринцем станут ее пропуском в королевскую семью. Но все планы разрушила Первая мировая война.

Наследник престола углубился в военные дела. Мата Хари писала ему нежные послания, но письма

Перехватила немецкая разведка. О переписке доложили кайзеру Вильгельму. Император не мог допустить, чтобы его сын спутался с куртизанкой и отдал приказ немедленно выдворить танцовщицу из страны. Передать указ кайзера поручили полковнику Вернеру фон Мирбаху. Мирбах пришел к Мате Хари не только, чтобы сообщить о решении императора. У полковника было задание завербовать знаменитую куртизанку для немецкой разведки.

Мата Хари могла стать источником бесценной информации. В ее салоне, где Мирбах сам часто бывал, приезжая в Париж, собирались очень влиятельные люди. А среди любовников этой обворожительной женщины было множество военных, занимавших видные посты во французской армии. Мата Хари понимала, что слава танцовщицы не вечна. Поэтому в предложении немца она увидела не только единственный способ остаться в Германии, но и возможность сыграть одну из своих лучших ролей – роль шпионки. Не раздумывая, Мата Хари согласилась на предложение Мирбаха.

Она вернулась в Париж и вновь открыла двери своего салона. Среди приглашенных было много офицеров союзных войск. Мату Хари не смущала новая роль, она знала, как пользоваться доверием мужчин для достижения своих целей. На первый взгляд в пустой болтовне своих любовников Мата Хари умело выискивала интересующую ее информацию. Часто ей удавалось находить ценнейшие документы, которые шпионка копировала и отправляла в Германию.

Если раньше благосклонностью танцовщицы пользовались богатые и знатные мужчины, то теперь она выбирала только тех, кто мог стать источником секретных сведений. И все же к некоторым своим поклонникам Мата Хари испытывала искреннюю жалость – они любили ее, а она сознательно обрекала их на смерть. Ведь по законам военного времени любой виновный в утечке важной информации будет расстрелян. Но пути назад уже не было, и шпионка продолжала пользоваться доверием своих любовников.

Ни один мужчина, побывавший в ее будуаре, даже не догадывался о том, какую цену платит за расположение обольстительной куртизанки. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Русский офицер Вадим Маслов боготворил Мату Хари. Но для нее он оставался лишь очередным поклонником.

Мысль об этом была невыносима, и однажды Маслов зарядил свой револьвер и хотел покончить с собой. Мата Хари бросилась к Вадиму, умоляла его остановиться. Глядя на нее, можно было подумать, что он вовсе ей не безразличен. По прекрасному лицу куртизанки текли слезы. Сердце русского офицера дрогнуло. Однако Маслов даже не догадывался, что мольбами Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не жалость. Капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II. Столь высокое положение возлюбленного при дворе могло позволить Мате Хари не беспокоиться о собственном будущем. После войны Маслов по ее плану должен был представить ее русской императорской фамилии.

Летом 1916 года в Шампани шли кровопролитные бои. Раненых размещали в госпиталях в прифронтовой зоне, куда штатских не допускали. Немецкое командование требовало у Маты Хари информации из этого района, и она придумала, как туда проникнуть.

С того момента, как танцовщица начала заниматься шпионажем, ей невероятно везло. Мата Хари не допустила еще ни одного промаха, и такой успех вскружил ей голову. Куртизанка понимала всю сложность задания, но была уверена, что справится. Своим настойчивым желанием попасть в закрытый военный госпиталь, Мата Хари вызвала подозрение у французского командования. За ней установили слежку. Оказалось, что танцовщица

Покинула Париж и направилась в сторону Шампани.

На приграничном пункте ее уже ждал шеф французской военной разведки Жорж Ладу. Он предъявил Мате Хари обвинение в шпионаже. Каково же было его удивление, когда танцовщица вместо оправданий совершенно невозмутимо сообщила ему, что едет в госпиталь навестить своего тяжело раненного любовника Вадима Маслова. В битве на Марне русский капитан попал под газовую атаку и лишился глаза. Расспрашивая Мату Хари о ее связях с немецкими офицерами шеф французской разведки, сам того не понимая, подсказал ей новый план действий.

Шпионка тут же рассказала Ладу о своей связи с кронпринцем Вильгельмом и предложила отправить ее в Германию. В этом случае, убеждала Мата, она сможет добыть бесценную для союзников информацию. По заданию Ладу Мата Хари отправилась в Бельгию, чтобы оттуда пробраться в Верден. Но встретиться с Вильгельмом она не успела, кронпринца отозвали в Берлин. В это время резко обострилась ситуация в Средиземном море. Обе разведки, словно сговорившись, направили Мату Хари в Испанию.

Ситуация накалялась и французскому командованию нужен был громкий скандал, который бы на время отвлек внимание от неудач на фронте. Ладу искал подходящую кандидатуру виновника. На эту роль идеально подходила женщина с сомнительной репутацией – Мата Хари. В распоряжении сотрудников французской контрразведки имелась информация о том, что немецкий агент, действующий в Париже, тоже женщина. Кроме того передвижения шпионки полностью совпадали с маршрутом поездки Маты Хари по Европе. Этого было достаточно, чтобы предъявить ей обвинение. В ноябре 1916 года французское командование приказало куртизанке вернуться в Париж.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но

Ладу так и не появился, а вечером в гостиничный номер танцовщицы ворвались офицеры французской разведки и начали обыск. Мата Хари пыталась помешать им. «Произошло какое-то недоразумение…»» - говорила она, «Вскоре все выяснится…». Но офицеры не обращали на протесты женщины, они тщательно проверяли каждую вещь, уделяя особое внимание найденным бумагам.

13 ноября 1916 года Мате Хари предъявили обвинение – шпионаж в интересах кайзеровской Германии. Сама она отрицала свою причастность и требовала, чтобы ее освободили. Танцовщица настаивала на том, что ее контакты с немцами были исключительно любовными и никаких сведений она никому не передавала. Оказавшись в тюрьме Мата Хари первым делом начала писать письма своим друзьям во Франции и Нидерландах. Ее послания были сдержаны, в них не было истерики и паники. Тем не менее, Мата Хари была по настоящему растеряна и в первый раз в жизни просила о помощи.

Процесс над Матой Хари широко освещался в прессе. Журналисты, несколькими годами ранее сходившие с ума от восторга только при упоминании ее имени, теперь с удовольствием смешивали бывшую «Королеву танца» с грязью. Летом 1917 года Мата Хари предстала перед парижским военным трибуналом. На суде она вела себя гордо, ни о чем не просила и не оправдывалась. Присяжные вынесли вердикт – виновна. В качестве наказания была назначена высшая мера – расстрел.

Дело Маты Хари длилось восемь месяцев. За это время никто из друзей, знакомых и любовников не навестил ее в тюрьме. Многие отказались прийти на процесс, испугавшись, что пострадает их репутация. Мата Хари просила о помощи многих своих любовников. Вместо престарелого Гимэ ответ прислали его родственники, композитор Пуччини вообще не ответил на письмо. Вадим Маслов даже направил в суд бумагу, в которой называл их связь случайностью и утверждал, что давно порвал с танцовщицей. А офицеры, когда-то ее рьяные поклонники, теперь наперебой пытались оправдаться, выставляя себя жертвами коварной шпионки.

После оглашения приговора, Мата Хари поняла, что спасения ей ждать неоткуда. Теперь все силы великой шпионки, куртизанки и танцовщицы были направлены на то, чтобы достойно сыграть свой последний спектакль. Перед казнью Мата Хари написала два письма – мужу и дочери. Но они этих посланий так и не увидели, после суда вся переписка Маты Хари была передана в тюремный архив. В тюрьме, в камере смертников, она могла спокойно спать только в одну ночь в неделю – с субботы на воскресенье. Потому что в воскресенье не выводили на расстрел. Все остальное время она ожидала этой минуты, когда за ней придут.

15 октября 1917 года в 6 часов утра Мату Хари привезли в Венсен к месту казни. Она согласилась выпить глоток рома, полагающийся приговоренному, отрицательно покачала головой в ответ на вопрос, который мог бы спасти ей жизнь – «Не беременны ли вы?», и попросила не завязывать ей глаза. Она хотела смотреть в лицо своим палачам.

Никто из многочисленных поклонников Маты Хари так и не набрался мужества потребовать ее тело после казни, чтобы достойно похоронить. И только бывший муж Рудольф Маклауд, первый, кого «Королева танца» предала на пути к своему успеху, узнав о смерти Маргареты, сказал: «Как бы она ни жила – такой смерти она не заслужила».