Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать. Конспект занятия «Признаки зимы

Материал подготовила Нестерова М.Н.

воспитатель I кв.категории

Дошкольникам о зиме.

Зимушка-зима…. Это самое холодное время года.

Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Декабрь год заканчивает и зиму начинает

Январь - начало года и зимы середина.

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы.

Растения зимой

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.

Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.

Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.

Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой.

Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.

Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.

К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.

Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.

Регламентированная деятельность с детьми 3-4 лет

"Зима и ее признаки".

Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных образовательных технологий, в процессе которой, расширяется кругозор детей, совершенствуются представления детей о зиме. как времени года; развиваются психические процессы: внимание. восприятие, память мышление. речь; соверщенствуются конструктивные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №85.

Фрунзенский район,

Санкт – Петербург

Воспитатель высшей квалификационной категории

Генералова Ирина Александровна.

Регламентированная деятельность

С детьми младшей группы(3-4года)

«Зима, её признаки».

Цель: познакомить с признаками зимы, развивать воображение, запоминание 1 слова из пары названных, развитие внимания, конструирование из палочек, счёт до 3-х, составление мнемотаблицы по сюжету, развивать умение запоминать сюжет.

Игровая обучающая ситуация . Воспитатель держит в руках картину с зимним лесом и предлагает сегодня совершить путешествие в лес. Дети должны тепло одеться. По взмаху «волшебной палочки» дети выполняют воображаемое одевание: кофта, рейтузы, носки, сапоги, шапка, шуба. Дети сами говорят педагогу, что нужно «надеть». Воспитатель предлагает теперь присесть на «ковёр-самолёт», который унесёт всех в зимний лес. Закрыли на минутку глазки, открыли - мы в лесу. Дети сидят слушают.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Но иногда выскочит на полянку белый пушистый зайчик. Выскочит, встанет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит - да и дальше в лес убежит.

Но вот с севера подул студёный ветер, с неба посыпались снежинки из серой тучки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой. Вот и я поймала снежинку. Дети, давайте будем передавать её друг другу. Воспитатель передаёт воображаемую снежинку одному ребенку, тот подставляет ладошки и передаёт воображаемую снежинку другому и т. д. В итоге воображаемая снежинка попадает опять к воспитателю, который опускает её на землю. Это упражнение на воображение. Педагог напоминает о том, что в лесу холодно и, видит домик. Предлагает детям «зайти» в дом, обогреться. В домике топится печь. Представим себе, как в домике тепло, подставляем ручки к печке. Тепло от ручек разливается по всему телу, у нас покраснели щёчки, ушки, нос. Глазки увидели зайчика (новая игрушка). Зайчик очень рад гостям, хочет поиграть. Воспитатель объясняет, что будет произносить слова парами. Уточнить у детей: пара - это сколько?

Игра: Из двух слов нужно запомнить оба, но если педагог говорит одно слово - нужно произнести второе из пары слов при ответе.

Слова парами: Например: зима – снег. воспитатель говорит зима , дети должны вспомнить слово снег.

  1. улица - холод
  2. дети - шубы
  3. белый - чёрный
  4. санки-горка
  5. ветер - метель
  6. туча - снежинки
  7. сугробы - сапоги
  8. лёд – коньки
  9. снеговик - снегурочка

Ну, вот, мы и обогрелись, давайте пойдём на нашу полянку, да и зайчика возьмём. Дети, пока мы были в доме, смотрите, кто появился на полянке. Воспитатель показывает картину - коллаж, где нарисован зимний лес, снеговик под елью, на ветке сидит снегирь, а на стволе - дятел, вдалеке видны 4 ёлочки. (Беседа по картине «Времена года»№ 1)

Дети молча рассматривают картину. Затем воспитатель задаёт вопросы:

Какое время года нарисовал художник?

Почему вы так решили?

Какого цвета больше всего на картинке?

Почему больше всего белого?

Вам нравится, когда зимой выпадает много снега?

Хорошо, когда зима снежная? А почему?

Каких птиц вы видите? (снегирь, дятел)

А может это воробей? Что у них разное?

А может это ворона? Какого цвета дятел?

Как можно сказать о его цвете одним словом (пестрый) что делает дятел? (обратить внимание детей на длинный клюв и объяснить, что так он добывает пищу из-под коры дерева)

Как стучит дятел? А как чирикает воробей? Как каркает ворона?

Как воет вьюга?

А на каком дереве сидят птицы?

Какое дерево мы украшаем на Новый год?

А кто ещё изображён на этой картине? (снеговик) А из чего он сделан? Сколько комков снега пошло на этого снеговика? -А что ещё понадобилось? -А комки разные или одинаковые по величине?

А из какого снега можно слепить снеговика? Подсказать, что липкий снег - это сырой. А если не слипается, рассыпается в руках - значит сухой снег, -а зачем мы лепим снеговика? Вы любите это делать? Какое у нас настроение, когда мы слепим снеговика? (хорошее, у нас появляется улыбка). Давайте все улыбнёмся.

А что ещё можно слепить из снега? (крепость, домик, кролика)

Давайте и мы с вами «слепим кролика». Дети встают в кружок (физкультминутка).

Стихи имитируют движениями. Все вместе произносят стихотворение. Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз -

Угольки нашлись у нас

Кролик вышел как живой:

Он с хвостом и головой

За усы не тяни

Из соломинок они.

Ребята, смотрите, какие игрушки спрятались под ёлочкой.

Дети сидят на ковре, перед ними на стол выставляются игрушки (они лежат

накрытые «снегом» под ёлочкой).

Игрушки:

  1. собачка (синий цвет)
  2. ёлочка (большая) деревянная
  3. зелёная прямоугольная призма - «ёлочка» (дети называют зелёный кирпичик) по высоте меньше ёлочки
  4. зайчик резиновый
  5. «морковка» (красная треугольная призма)
  6. жёлтый кубик (пенёк)
  7. рыжий бельчонок (белочка)
  8. гриб большой
  9. гриб маленький 10.чёрная ворона

Давайте рассмотрим эти игрушки.

Воспитатель просит детей назвать каждую игрушку, её цвет, величину, на что похожи (прямоугольная и треугольная призма, кубик - ассоциативный метод запоминания). Педагог рассказывает детям сказку (предлагает сюжет для запоминания игрушек).

Собачка пошла гулять в лес. В лесу она увидела большую ёлочку и маленькую. Под маленькой - сидел зайчик и ел морковку. А за пеньком сидела белочка и ела большой грибок и маленький. Вдруг, прилетела ворона и всех испугала.

А теперь проверим, как вы запомнили сказку. Я буду прятать игрушки, изменять их расположение пока ваши глазки будут закрыты. А когда откроете глазки, будете давать ответ.

Воспитатель убирает, например, белочку. Дети дают ответ, что пропало. Педагог спрашивает, где место игрушки?

Дети должны дать точный ответ: между пеньком и большим грибком. Слова: рядом и около не дают точного ответа. Можно, например, поменять местами зайчика и бельчонка.

Дети должны дать точный ответ: они поменялись местами. Можно маленький грибок поставить перед (за) белочкой. Дети должны сказать, что маленький грибок встал перед (за) белочкой.

Педагог делает 3 раза пропажи игрушек, 2 перестановки местами и по 1 разу изменяет расположение перед(за) другой игрушкой.

Наступает момент вспомнить про нашего зайчика. Он захотел съесть морковку. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать (сконструировать) из палочек морковку. Перед каждым ребёнком лежит по три палочки. На фланелеграфе представлена картинка - конструкция морковки Воспитатель вместе с детьми считает по картинке сколько нужно палочек? Дети считают, один, два, три. А сколько у вас палочек? Дети считают один, два, три, значит одинаково количество. Можем сделать для зайчика морковку. Обратите внимание, носик должен смотреть на вас - поясняет воспитатель. Молодцы, вот сколько морковок у нас получилось. Давайте расскажем стихотворение про зайчика, (сопровождение движениями - физкультминутка)

Дети выходят из-за столов. В это время палочки убираются помощником воспитателя и перед каждым ребёнком раскладывается полоска из 5 клеточек и 5 карточек-вариант мнемотаблицы.

Физкультминутка:

Жил-был зайчик - серые ушки

Отморозил зайчик носик на опушке

Отморозил щёчки, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и сухо,

Волка -нет,

И дают морковку на обед.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Обращает их внимание на новое задание. Начинает объяснять, разбирать символы - значки на мнемотаблице (висит фланелеграфе) Дети могут и сами догадаться, что обозначает каждый рисунок. Как они думают: что здесь нарисовано?

Заготовка на каждого ребёнка, каждую картинку нужно положить на своё место, начинать раскладывать нужно с жёлтой клетки.

После разбора картинок воспитатель рассказывает сказку. Снежинка упала на ёлочку, под которой сидел зайчик и ел морковку. Зайчик испугался и убежал. Затем мнемотаблица убирается. Дети раскладывают картинки, воспитатель помогает, напоминая сказки После выполнения, сверить работы с показанной мнемотаблицей. Дети, настало время прощаться с нашим зайчиком. По взмаху волшебной палочки мы оказались опять в детском саду. Занятие можно закончить сюрпризным моментом, например, зайчик угостил детей конфетами, которые лежат в мешке и т. д.


Устная речь

Тема: "Признаки зимы".

Цель: Уточнить представления о признаках зимы.

1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

3. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование: магнитофон, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: - Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает:

Мниться мне ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

1. Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам:(мороз) Слайд

2. Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

Отвечает старший брат:

Твой горох ведь это:(град) Слайд

3. На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий:(лед) Слайд

4. Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а:(снежинки) Слайд

5. Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки) Слайд

6. Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой) Слайд

Учитель: С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Ученик: Со словом "зима".

Учитель: Какова будет тема нашего урока?

Ученик: "Зима и животные зимой" и другие предположения детей.

Учитель уточняет и открывает тему урока.

Учитель: Тема нашего урока "Признаки зимы" (открываю) Слайд

Учитель: Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима".

Учитель: Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения?

Ученик: Предположения детей.

Учитель: Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

Учитель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

Ученик: Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.

Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Кто зимой из зверей спит?

Ученик: Медведь, еж.

Учитель: Какие признаки зимы вы можете назвать?

Ученик: Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом.

Учитель: Признаки зимней погоды:

Становиться холоднее

Небо чаще покрыто облаками

Осадки выпадают в виде снега

Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Учитель: Изменилась жизнь растений и животных? Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

Ученик: Стало очень холодно.

Учитель: С чем связано общее похолодание зимой?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.

Учитель: Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Ученик: Холодно.

Учитель: Снег - что это такое?

Ученик: Замерзшая вода.

Учитель: Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Ученик: Так говорят о снежинке. Слайд

Учитель: Рассмотрите снежинки.

IV. Физкультминутка.

Учитель: Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые лежат на парте у вас. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили -

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок

И умчался весь снежок.

Учитель: А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи, т.е. снежинки.)

V. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

Учитель: Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом.

Учитель: Теперь выполните задание на листочках: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

VI. Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

VII. Закрепление материала.

Игра "Крестики-нолики".

Учитель: Ответе на вопросы, поднимая карточку с "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный.

Изменилась жизнь растений и животных?(+)

Осадки выпадают в виде снега? (+)

Дни становятся короче, а ночи длиннее?(+)

На улице стало жарко?(0)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Учитель: Что показалось вам наиболее интересным?

Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Учитель: Поднимите руки те, кто работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок?

Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ЗИМЕ
растения, звери, снег, труд, природа

Зимушка-зима… Это самое холодное время года. Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы. Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель - теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах - речках, озерах, прудах и ручьях - промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки. В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью - пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать. За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст - плотная ледяная корка. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь. Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться. Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15-20° выше, чем над снегом. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком. Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.

Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.

Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей –
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц - мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников. Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой
Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна. Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец - ягнята, у свиней - поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе
Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов. Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги - хорьки, ласки, горностаи.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.

На покрытых снегом полях работа не прекращается - идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды - весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.

В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.

В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.

Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.

В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно –
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Полина Андреенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши):

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского .

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?