Сальвадор дали и гала - история необычной любви. Сальвадор Дали и Гала: праздник длиной в жизнь Какой певец стал последним любовником дьяконовой

За каждым великим человеком всегда стоит великая женщина. У испанского живописца сильной женщиной была Гала, русская леди, которую он боготворил. За исключением младшей сестры Сальвадора, Гала была единственной женской моделью и главным источником вдохновения для художника.

Гала (настоящее имя Елена Дьяконова), уроженка Казани, была противоречивой фигурой, но несмотря на это, стала женой, отличным другом и преданным помощником Сальвадора Дали. Когда они впервые встретились, ей было 36 лет, ему — 25. В то время она была жената на поэте Поле Элюаре, к тому же, не скрывая, являлась любовницей художника Макса Эрнста. В 1929 году, когда Гала и её муж нанесли визит молодому Сальвадору, знакомство было подобно удару молнии: её внешность совпала с образом неизвестной русской девушки, которую Дали часто видел в своих снах. Кроме того, в глазах художника Гала олицетворяла идеал той элегантной женщины, которую Сальвадор всегда искал. В 1932 году они зарегистрировали свой брак, но религиозная церемония состоялась на 20 лет позже — в 1958 году.

Во время совместной жизни Гала не только дарила сильный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером: продвигала его, находила покупателей его картин, убеждала его писать образы, которые были бы более понятны зрителю. Но в поздние годы супруги начали нередко ссориться. В конце 60-х Сальвадор купил для неё замок Пуболь, в котором Гала жила отдельно от мужа, и который художник сам мог посещать лишь по её письменному разрешению.

Гала скончалась в 1982 году в возрасте 87 лет. Сальвадор Дали пережил свою музу на 7 лет, но его жизнь после смерти Галы не стала прежней, став больше похожей на медленное угасание.

История любви великого сюрреалиста Сальвадора Дали и его непокорной музы Елены Дьяконовой невероятна. Она полна неожиданных поворотов, подъемов и спадов.

Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.
Рассказ о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.

Русская и испанская душа

Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила навсегда
Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», - произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.

Жить вместе

Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.


Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту
Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.
Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.

Публика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.

Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он.

Некрасивая русская, гениальный арт-менеджер, отчаянная нимфоманка, расчетливая хищница – так говорили о Гале Дали современники. Многие до сих пор не понимают, как русской девочке удалось покорить Францию и создать одно из главных чудес 20 века – Сальвадора Дали.

Елена Дьяконова

В обстоятельствах рождения Елены Дьяконовой не было ни намека на легендарную судьбу. Дочь казанского чиновника, рано погибшего. В 17 лет семья Лены переезжает в Москву, где девушка поступает в гимназию. Она училась вместе с Анастасией Цветаевой, сестрой Марины, которая позже напишет о Дьяконовой так:

В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими.

В 18 лет Елена заболевает обычным для того времени туберкулезом. Семья собирает все сбережения и отправляет девушку в санаторий в Швейцарии.
Там она меняет ненавистное простое имя Елена на Гала с ударением на втором слоге. Именно так она представляется молодому французскому поэту Эжену-Эмилю-Полю Гранделю.

Первая попытка сотворить гения

Встреча Галы с Эженом приводит к страстному роману. Сын богатого торговца недвижимостью должен был излечиться в санатории от своих стихов, а вместо этого открыл в себе еще больший поэтический талант. Русская муза придумывает для него новое имя – Поль Элюар, под которым он и прославится.

Вернувшись в Россию, Гала сразу решает, что это ненадолго. Не такую судьбу она себе хочет.

Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями.

С этого момента вся жизнь будет складываться только так, как желает Гала. Весной 1916 года она отправляется в Париж и выходит замуж за Элюара – вопреки протестам его отца. Они планировали вместе умереть, но этот брак продержался 12 лет. За это время на свет появилась дочь, к которой Гала никогда не проявляла особого интереса. Жизнь проходила в шикарных кабаках и на элитных курортах. Оба супруга славились своими эротическими похождениями, а их любовный треугольник с художником Максом Эрнстом был известен всем.

Гала и Дали

В августе 1929 года Поль с Галой отправляются в испанскую рыбацкую деревню Кадакес в гости к молодому художнику. В этой глуши 35-летняя Гала встречает главную любовь своей жизни – Сальвадора Дали. Нелепый, весь из странностей, при виде ее он от волнения закатился истерическим смехом. Ей не понравились его лакированные волосы и женское колье из фальшивого жемчуга на шелковой рубашке.

Гала сразу увидела в Дали гениальность. Она рассталась с Элюаром, чтобы навсегда связать свою жизнь с Сальвадором.

Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга.

Как всегда, все произошло так, как хотела Гала. Многие позже увидели в ее выборе четкий расчет. Эта русская обладала удивительным талантом вдохновлять и при этом железной хваткой и прагматичным умом.

В момент встречи Дали был более, чем на 10 лет моложе Галы и почти не имел отношений с женщинами. Он всегда был абсолютно не приспособлен для жизни – боялся ездить в лифте, заключать договоры, пугал окружающих своими эксцентричными замашками.

Гала расстается с Полем и начинает скромную жизнь с художником в испанской деревушке, где она сама шьет себе наряды и оббегает галереи с работами Дали, ищет богатых спонсоров, продает его картины.

Она постоянно контролировала Дали, заставляла заниматься чем угодно – изготовлением шляпок, рекламой, оформлением витрин магазинов. Приносила художнику новые краски и материалы, уговаривала попробовать их. За этот неуемный пыл ее и прозвали тираном и хищницей.

Так писал об их союзе журналист Фрэнк Уитфорд:



Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны – счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гале удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали.

Успех

Энергия Галы, помноженная на гений художника, приносит щедрые плоды. О них все говорят, это самая эпатажная пара, каждое их появление на публике – скандал.

В 1934 году она решает, что им нужно в США. Такой интуиции мог бы позавидовать любой коммерсант. Америка в восторге от сюрреалиста, там пара проводит военные и послевоенные годы. Дали иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, костюмы для балетных и оперных постановок, пишет портреты богатых американцев, сотрудничает с Хичкоком и Диснеем – все под чутким надзором русской музы.

Во Францию Гала и Дали возвращаются еще богаче и известней.

До сих пор нельзя однозначно сказать, узнал бы мир о таланте Дали, не будь с ним рядом «жестокой» Галы. Она заменила художнику мать, которую он рано потерял, семью и весь мир. Без нее он не мог творить, расставаясь даже на день, Дали был не способен рисовать. Вот, что сам гений писал в своем дневнике:

Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: «Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер».

Сестра Галы, Лидия, писала, что никогда не видела более трепетного отношения женщины к мужчине:

Гала возится с Дали, как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя – Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай бог, с ним сделается припадок.

Неизвестно, что Гала любила больше – деньги или Дали. Под конец жизни она стала очень мелочной, считала каждый доллар, а после ее смерти под кроватью нашли чемодан с деньгами. Для Сальвадора она всегда была божеством, без которого его не существовало.

Страсть

То, что Гала некрасива, признавали все, кроме Дали. Однако мужчины будто впадали в транс от ее природного магнетизма. На ее прекрасной точеной фигуре идеально сидели костюмы от Шанель. Шикарно одетая, она входила в салон с колодой карт и начинала предсказывать людям будущее.

После возвращения из США слава Галы и Дали становится мировой. Казалось бы, жизнь только начинается, но Гала стареет. В 70 лет она красит волосы, надевает парик и думает о пластической операции. Однако, что удивительно, сексуальное желание в ней с каждым годом только росло. Она всегда была невероятно любвеобильной, преследовала всех натурщиков Дали, многих из них соблазняла. Окружала себя молодыми мальчиками, устраивала оргии, одаривала любовников деньгами и безумно дорогими подарками.




Дали тоже заводит романы, но его любовью всегда остается только Гала. На 74-летие она получает от художника в подарок средневековый замок Пуболь. Посещать его Дали мог только с письменного разрешения Галы.

После ее смерти в 88 лет Дали проживет лишь еще семь – за это время он только раз возьмется за кисть и почти окончательно потеряет разум. Гала останется жить в его бесчисленных картинах: «Первый портрет Галы», «Галарина», «Просто портрет Галы», «Рука Дали стягивает золотое руно, чтобы показать Гале далеко впереди за солнцем обнаженную Аврору», «Портрет Галы с двумя бараньими отбивными на плече», «Три лица Галы на скалах», «Дали со спины, пишущий Галу со спины», «Гала и „Вечерняя молитва“ Милле перед неминуемым пришествием конических анаморфозов», «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна», «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры», «Портрет Галы с носорогическими признаками», «Дневной сон Галы», «Три славные загадки Галы», наконец «Христос Гала».

Я люблю её больше, чем собственных мать и отца. Люблю больше, чем Пикассо и даже деньги.


Елена Ивановна Дьяконова была не чужда эксцентрики, эпатажа, эскапад, служила идеальным объектом вдохновения больших артистов задолго до знакомства с Дали. Её первым мужем был небезызвестный французский поэт Поль Элюар (именно он дал своей любимой прозвище Гала с ударением на последнем слоге), а в любовниках ходил знаменитый немецкий художник-авангардист Макс Эрнст.

Богемный Париж 1920-х был идеальным местом для сексуальных экспериментов, поэтому вся троица занимала одну спальную комнату, не скрываясь от гостей. Однако по-настоящему великая история любви художника и его музы началась в 1929-м, когда Гала вместе с мужем посетила виллу восходящей звезды мирового искусства в Кадакесе. Звезду звали Сальвадор - когда испанец увидел жену приятеля, то за секунду понял, что встретил женщину своей мечты. Та испытывала схожие электрические любовные чувства, помноженные на уверенность в гениальности молодого художника, которому для полной реализации требуется опытная женская рука.

Сновидения играли огромную роль в жизни и творчестве Дали. Он часто рассказывал своим друзьям о таинственной русской женщине, которая приходит к нему во снах и подкидывает идеи для сюрреалистических картин. Вдруг к нему в гости является настоящая роковая женщина из снов, пронизывает электрическим взглядом и остается рядом навсегда, чтобы дарить любовь, наслаждение и вдохновение для творчества.


После нескольких неловких месяцев, когда Гала разрывалась между законным мужем и эксцентричным любовником, безумная страсть ко второму одержала победу. Элюар признал поражение, отпустил супругу к другому мужчине, довольствуясь прощальным подарком испанского сюрреалиста, написавшего его портрет. Сальвадор Дали и Гала отправились в долгое семейное путешествие. Законным браком художник и его муза сочетались в 1932, добавив к нему церковный обряд в 1958-м, когда любовь уже утратила былую страсть и пожилая подруга (десять лет разницы) нуждалась не в любви, а в обеспеченной официальным титулом спокойной пенсии.

























Когда говорят, что за спиной любого великого мужчина стоит сильная и умная женщина, то творческие и бытовые отношения Сальвадора Дали и Гала могли бы послужить отличным доказательством тезиса. Экстравагантный мастер был хорошо известен дома в Испании, а также в соседней Франции, но его звезда засияла на весь мир, когда рядом оказалась его подруга, муза, соратница и модель для всех женских образов.

30 января 1934 г. произошло рядовое событие — двое взрослых людей вступили в брак. Возможно, нерядовыми покажутся их имена. Жених — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали . Невеста — Елена Ивановна Дьяконова , в будущем — Гала Дали . Но, несмотря на звёздность героев, это бракосочетание нельзя назвать ни уникальным, ни эпохальным. Потому что они заключали брак около 50 раз.

Действующие лица во всех церемониях останутся теми же. Меняться будут только города и страны. Дело вкуса — кто-то при посещении чужой страны идёт в музей, кто-то по магазинам, а эта парочка направлялась в церковь. Не по причине такой уж набожности, но чтобы подтвердить свой семейный статус. Или для того, чтобы устроить себе дополнительный медовый месяц? Или для создания атмосферы незатухающего скандала? Можно выбирать любую версию, да ещё и присочинить свою.

В режиме кроликов

В создании мифов о своей жизни эта чета может дать фору кому угодно. И вместе, и по отдельности. Скажем, Елена Ивановна запросто именовала себя и Еленой Дмитриевной. Ну, просто для интереса. Её мать вторично вышла замуж — вот и новое отчество. А вдобавок домыслы о том, кто же настоящий отец — казанский чиновник Иван Дьяконов или всё же московский адвокат Дмитрий Гомберг , слёгший от переживаний, когда у Леночки обнаружили чахотку.

"Гала в окне", скульптура Сальвадора Дали. Фото: Commons.wikimedia.org / Manuel González Olaechea y Franco

Не отстаёт и маленький Сальвадор, всерьёз считающий себя реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита в младенчестве. И затевающий в школе кровавые драки — чаще всего без причины. В более зрелом возрасте заявивший, что «плюёт на свою мать». А в совсем зрелом выдавший: «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Но вот пришёл 1929 г. Кадекес, Испания, Каталония. Встреча. Вечер. Оливы и луна. Елена старше Сальвадора на 11 лет. И её слова: «Мой малыш, я никогда тебя не брошу». С тех пор даже самые отъявленные анархисты и борцы с искусством заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали синхронно. И сообща.

Настолько синхронно, что впору поверить в метафизическое родство русской и испанской душ. Нет, в самом деле — и мы и они в своё время противостояли натиску чуждого мира — Орды и Халифата. И мы, и они состоялись как нации в этой чудовищной, жестокой борьбе.

И вот результат. Пока ещё мало кому известный Сальвадор Дали вместе с режиссёром Луисом Бунюэлем в 1929 г. снимает знаменитый впоследствии фильм «Андалузский пёс». Апофеоз жестокости — в этом кино глаз спящей девушки разрезается бритвой. И мы видим, как он вытекает. А многие годы спустя, когда Гала и Сальвадор уже были и женаты, и богаты, в их доме завели добрых пушистых кроликов, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию русской жены этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу.

По сравнению с этим все их многочисленные скандальные оргии, все их смены любовников и любовниц кажутся чем-то незначительным. Несущественным. А ведь таких случаев было много. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется».

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене. Фото: Commons.wikimedia.org / Irina O. Klubkova

Леденец за щёку

Скандальные лежания в постели Джона Леннона и Йоко Оно в голом виде на этом фоне кажутся детскими играми в песочнице. Равно как и провозглашённая поколением хиппи «свободная любовь». Уже устав от многочисленных оргий втроём с Дали и первым мужем, поэтом Полем Элюаром , а также вчетвером, с приглашённым в тёплую компанию художником Максом Эрнстом, Гала заявила: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами!»

По сравнению с этим даже неистовства панков могут считаться бледным повторением пройденного — тому свидетельством полотно Дали «Великий Мастурбатор».

Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор», 1929 год.

Гала Дали называли «алчной валькирией», «жадной русской потаскухой». А она, когда живопись Дали падала в цене, лично бегала по лавочкам и галереям: «Купите наши изобретения! Не пройдёт года, и вы подниметесь благодаря этому гению!»

Её посылали далеко и надолго вместе с её мужем-гением. А ведь изобретения были неплохими. Прозрачные манекены на витринах. Накладные ногти. Искусственные груди. Обтекаемые формы кузова автомобилей...

В те же самые годы нечто подобное предлагал и жупел нынешней цивилизации — Адольф Шикльгрубер , известный впоследствии как Гитлер . В новых, современных формах «Мерседеса» и «Фольксвагена» присутствуют идеи двух сума-сшедших художников — испанца и австрийца. Дали и Гитлера. Только вот Сальвадору повезло — ему досталась такая же, как и он, сумасшедшая русская жена. А другому — нет.

Дали, в отличие от Адольфа, была уготована иная судьба. Детей он не убивал. Зато подарил им знаменитый логотип карамельки на палочке, который был за несколько секунд разработан автором «Атомного распятия». Да-да, обёртку леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Кстати, получил он за это весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали ведёрко сластей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас.

Сальвадор Дали в 1959 году.

А что же его Гала? Она умерла. Но за год до её смерти произошла душераздирающая семейная сцена. В феврале 1981 г. секретарь Дали услышал крики о помощи. В кабинете художника обнаружили окровавленную жену Дали. Выяснилось, что супруги поссорились. И гений «немножко побил её своей тростью».

Невольно вспоминаются слова самого Сальвадора: «Любить женщину всей душой не стоит. А не любить не получается». Поправка — только русскую женщину.

Русская муза

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг . В течение 13 лет была невенчанной женой писателя Герберта Уэллса : «Она пленила меня своим магнетизмом», - признавался он.

Мария Кудашева. Стала женой Ромена Роллана , лауреата Нобелевской премии по литературе. До самой смерти писала под диктовку его сочинения.

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. На дипломатических приёмах они считались самой эффектной парой.

Венгерский композитор Имре Кальман женился на русской эми-грантке Вере Макинской и посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра».