Сочинение и эссе: в чём разница? Чем эссе отличается от сочинения

Художественно-публицистический жанр эссе интересен тем, что дает автору неограниченную возможность самовыражения. В современные школьные программы входит обучение написанию эссе. Это вид творческой работы, в которой требуется умение высказывать собственное суждение по актуальной теме.

Определение

Эссе – разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана.

Сочинение – творческая работа по заданной теме, которая может быть выполнена как описание, повествование, рассуждение или анализ художественного текста, литературных образов, эстетических концепций.

Сравнение

Прежде всего, в цели написания.

Цель сочинения как одного из видов творческой работы – развитие навыков устной и письменной речи, связанных с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы.

По способу речевой организации сочинение может относиться к одному из наиболее распространенных в школьной практике типов творческих работ:

  1. описанию;
  2. повествованию;
  3. рассуждению проблемного характера;
  4. сравнительной характеристике образов;
  5. анализу художественного текста.

В структуру сочинения должны входить вступление с обоснованием актуальности темы, основная содержательная часть и заключение.

Эссе, как и любой вид сочинения, требует творческого осмысления темы, но самое важное в нем – авторская позиция, личное видение проблемной ситуации и способов ее решения, основанное на знании материала и собственном интеллектуальном опыте. В эссе необходимо четкое определение проблемы, в трактовке которой принципиально важна авторская аргументация с элементами самостоятельного анализа.

Произвольная композиция эссе позволяет использовать в построении фраз различные приемы, усиливающие воздействие на читательское восприятие: инверсию, антитезу, ассоциативные ряды, метафорические обобщения, иронию и другие виды иносказания.

В эссе уместно употребление предположений, риторических вопросов, фразеологизмов. Они придают речи экспрессивность и стилистическую выразительность.

Заключительная часть эссе не всегда содержит вывод.

Выводы сайт

  1. Эссе – художественно-публицистический жанр или вид творческой работы с произвольным композиционным построением. Сочинение – творческая работа на заданную тему, имеющая четкую структуру с обязательным вступлением, содержательной частью и заключением.
  2. В эссе отражается субъективная авторская позиция относительно затронутой в теме проблемы. В сочинении эта тема подвергается объективному анализу.
  3. Форма сочинения зависит от его типа: повествования, описания, рассуждения, сравнительной характеристики или анализа художественного текста. Форме эссе свойственно рассуждение с элементами анализа.
  4. Цель эссе – побуждение читателей к размышлению. Сочинение развивает навыки устной и письменной речи.

Сочинение и эссе: в чём разница?

Без сочинений по русскому языку и литературе не обходится ни одна четверть, а в выпускных и вступительных экзаменах подобная творческая работа часто является ключевым заданием. При этом слова сочинение и эссе часто подменяют друг друга – создаётся впечатление, что это одно и то же. А ведь это не совсем так.

Сочинение – традиционная форма проверки успеваемости в школе. Как вы помните, сочинение является плановым: на уроках русского языка и литературы мы пишем множество сочинений.

Сочинение представляет собой письменный текст, содержащий мысли ученика на заданную тему. Прошли «Капитанскую дочку» – написали сочинение. Прочитали «Войну и мир» – получили темы для домашних сочинений. На уроке русского языка сочинение может быть связано с развитием речи: описание натюрморта или иной картины, рассказ о летних каникулах или о лучшем друге.

Каждый учитель знает, какие моменты в сочинении подлежат проверке: тема по морфологии или лексике, понимание сюжета, художественного образа, системы персонажей. А ученик? Ученик знает, что если он напишет в сочинении-рассуждении о судьбе Ассоль про вертолёты и освоение Марса, он рискует получить двойку. Выход: использовать вертолёты и Марс как аргументы в пользу мечты и фантазии. И не уклоняться от заданной темы.

Итак, сочинение требует от вас ответственности, чёткого плана и следования теме. Сочинение – это не доказательство наличия у вас писательской жилки, не ваше личное обращение к читателю: вашим читателем будет педагог, и он терпеливо снесёт сложноподчинённые предложения и многочисленные союзы причины и следствия.

Цель школьного сочинения – объяснить свою позицию и донести логику рассуждений до адресата. Если вы находите, что Пьер Безухов глуп, а Долохов настоящий герой, вы должны доказать это. Если вам не нравится, что Лермонтов убил своего героя Мцыри, вы должны пояснить, почему это было ужасной ошибкой поэта. Если вы в восторге от принципов Печорина и хотели бы встретить его в жизни, приведите доводы в пользу его мировоззрения. В каждом случае подкреплением вашим мыслям будут уместные цитаты из текста.

Когда в сочинении появляются метафоры и эпитеты, выстраивается изящная композиция, проблёскивают искры юмора – сочинение приближается к литературе. Беда юного автора в том, что чем дальше отпускаешь фантазию на свободу, тем сложнее поймать её за хвост – и ускользают куда-то логика и пункты плана, а тема расплывается в стихийном творчестве. Вот тут вы оказываетесь на границе сочинения и эссе.

Сочинение – это продукт деятельности ученика. Эссе – продукт деятельности писателя, критика, философа. Первое – способ проверки знаний. Второе – произведение искусства.

Эссе – это литературный жанр, в котором автор раскрывает одну узкую тему в свободной художественной форме. В отличие от сочинения, эссе предполагает не ответ на проблемный вопрос и не жёсткий выбор позиции, а создание чего-то нового – нового взгляда, нового смысла, нового прочтения.

Слово эссе происходит от французского essai – «проба, испытание, попытка, этюд, набросок». Это литературная попытка соединить три точки мира – авторское «я», описываемый предмет и читателя – в едином тексте. Для успешного синтеза требуются мастерство и некоторая изощрённость: простое «это так, потому что…» и «я считаю…» слишком просто. Читателем вашего эссе будет отнюдь не доброжелательный наставник, готовый простить вам пропущенные запятые ради светлой мысли. Читателем будет такой же человек, как и мы сами: эссе – это то, что можно опубликовать. С такой установкой его и следует писать.

Какие особенности жанра эссе делают его таким особенным? Ведь эссе отличается не только от сочинения, но и от своих собратьев – других литературных жанров.

Прежде всего, это субъективность – в этой категории реализуется авторское «я». Если другие прозаические жанры литературы претендуют на объективное отражение мира, то автор эссе говорит: мне всё равно, что происходит с мирозданием независимо от меня, мне важно, что лично я думаю о происходящем в данный момент с мирозданием. В эссе ценно именно личное мнение автора, его индивидуальность.

Как видите, субъективность мешает эссе стать образцовым сочинением: когда вы пишете текст на заданную тему «И один в поле воин» по «Горе от ума», вы не можете отступить от текста Грибоедова. Как ни крути, мы приходим в этот текст за цитатами, основываем рассуждения на сюжете и не можем придумать действий героев, которых они не совершали.

Вторая особенность эссе связана с его предметом . Эссе посвящено узкой теме, конкретному вопросу, в нём невозможно описать широкую проблему с множеством подпунктов. Оно будто тростниковая лодочка среди тяжёлых кораблей романов, повестей, рефератов и больших проектов: лёгкая, быстрая, изящная. Проблемы крепостного права или система образов поэмы «Мёртвые души» ни за что в эссе не вместятся – это неподъемный груз для данного жанра. Поэтому, выбирая тему, старайтесь свести проблему к яркому примеру, явление – к выдающейся детали, героя – к самой важной для вас черте.

Но что такое предмет эссе? Если вы описываете пару старых башмаков – это одно. А если вы через рассказ о паре старых башмаков ведёте разговор о бренности жизни, или о старости и красоте, или о творчестве Ван Гога – это другое. И оба текста при этом могут быть эссе.

*Напишите эссе с названием «Пара башмаков». Помните о небольшом объёме, конкретном вопросе и субъективности этого жанра. Возможно, в вашей работе вам помогут картины Винсента Ван Гога «Ботинки», «Пара кожаных башмаков», «Пара башмаков» (1886-1888 гг., названия картин переводятся на русский язык по-разному).

Третья особенность жанра эссе связана с читателем. Назовём её стилем эссе: именно желание установить с читателем контакт и вести разговор в непринуждённой атмосфере диктует эссеистике её стиль, так непохожий на стиль школьного сочинения. Вот его характерные черты:

Доверительная интонация, простота, лёгкость восприятия. Эссе интересно читать, и одним из условий этого интереса является то, что читатель не чувствует себя дураком. Избегайте длиннот, слишком сложных терминов и неясных построений.

Эмоциональность, художественность, яркость. Эссе – не набор доказательств несостоятельности Наполеона или обречённости «лишнего человека». Это текст, который обогащает вашего читателя, передавая ему новый взгляд или новый образ, так что не забывайте, что искусство всегда говорит не только с разумом, но и с душой.

Точность, ясность, афористичность. Поскольку мыслей в вашем эссе будет немного (как вы помните, их не должно быть много), пусть они будут хорошо изложены. Хорошее эссе легко разнести на цитаты: текст запоминается, потому что содержание его плотное, «сгущённое». Пусть эти немногие мысли рождают у читателя ответные – многие мысли. Не бойтесь парадоксов, но и не злоупотребляйте ими: ради красного словца не стоит жертвовать логикой.

Свободное течение мысли не выходит из русла. Несмотря на отсутствие композиционных правил, эссе – гармоничный текст. Эссе может иметь форму дневниковой записи, письма, лирической миниатюры, рецензии, философского размышления – в любом случае оно остаётся единым произведением, в котором все части связаны между собой общей логикой, позицией автора и общим стилем.

*Напишите сочинения на следующие темы:

Гарри Поттер – роман воспитания

Настоящий герой романа «Евгений Онегин»

Портрет движения (по картине «Всадница» К. Брюллова)

Слабый герой у Дж.Р.Р. Толкина

Зачем нужен Захар в романе «Обломов»?

*Напишите эссе, выбрав тему, связанную с этими предметами:

Школа чародейства и волшебства

Мой Пушкин

«Всадница» К. Брюллова

Путь к Ородруину

Диван, халат и кулебяка

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка: 1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего. 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов. Портретный очерк. Предмет - личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик. Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Эссе - глубоко личностный персонифицированный литературно-публицистический жанр, требующий самостоятельности и оригинальности мышления, некоего опыта в той области, которой посвящены раздумья. Литературно-критическое эссе ограничивается общими рассуждениями о них с подчеркнутой субъективностью авторского отношения к предмету рассмотрения. Философское эссе представляет собой размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией. Таким образом философский эссе - выражение глубоко личного индивидуального знания о бытии, отличающееся критическо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир. Организационно-управленческое эссе - предполагает, что оценивающему необходимо описать по предварительно разработанным оценочным стандартам, как тот или иной сотрудник выполняет свою работу. Научно-публицистическое эссе - иногда его называют просто публицистическим - часто относят к разновидностям очерка. Действительно, имея общие истоки, эти два жанра во многом схожи. Однако более свободная, раскованная манера повествования, продиктованная необходимостью публициста выговориться, вспомнить прошлое и заглянуть в будущее, стала специфической особенностью этого подвида эссе. Отход от традиционных форм общения, философичность взгляда, наполненность размышлениями, полными сомнений и колебаний, склонность к анализу собственных переживаний, - такова сущность научно-публицистического эссе. Обращаясь к этому жанру, публицист должен обладать богатой памятью, обильными знаниями, бесконечной цепью ассоциаций, солидным опытом научно-теоретических изысканий и жизненных наблюдений. Читатель с первых строк обязан почувствовать в авторе эссе образованного, хорошо эрудированного специалиста, способного к широким обобщениям. Часто эссе может строиться без фабулы и диалога, поскольку его предмет - авторский самоанализ мироощущения и интуитивное продвижение к новому знанию о бытии.

Сочинение – это творческая работа по заданной теме. Она может быть выполнена как повествование, рассуждение, описание или анализ художественного текста, эстетических концепций, литературных образов.

Эссе – это разновидность очеркового жанра или же вид творческой работы, которая представлена в форме аргументированного рассуждения и отражает субъективную авторскую позицию по отношению к определенной общественно-значимой проблеме морально-этического, социального, культурно-исторического, научного плана.

В чем же разница между сочинением и эссе?

Разница между сочинением и эссе заключается, в первую очередь, в цели написания.

Цель написания сочинения – развитие навыков письменной и устной речи, которые связаны с умением:
- формулировать свои суждения по проблемным вопросам;
- излагать мысли в логической последовательности;
- анализировать отдельные факты, явления или фрагменты текста;
- обобщать и делать выводы.

Сочинение по способу речевой организации может относиться к одному из самых распространенных в школьной практике видов творческих работ:
- повествованию;
- описанию;
- сравнительной характеристике образов;
- рассуждению проблемного характера;
- анализу художественного текста.

В структуру сочинения входят вступление с обоснованием важности темы, основная содержательная часть, а также заключение. Эссе по форме и содержанию соотносится с сочинением-рассуждением, но перед его автором стоит более трудная задача: побудить читателей к размышлению, а также благодаря яркости и убедительности изложения вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное.

Как и любой вид сочинения, при написании эссе необходимо творческое осмысление темы. Однако самое главное в нем – это авторская позиция, личное понимание проблемной ситуации, а также способов ее решения, которое основано на знании материала и своем интеллектуальном опыте. В эссе требуется четкое проблемы, в изложении которой очень важны авторская аргументация и элементы самостоятельного анализа.

Композиция эссе в произвольной форме позволяет применять в построении фраз разные приемы, которые усиливают воздействие на читательское восприятие: антитезу, инверсию, ассоциативные ряды, иронию, метафорические обобщения и прочие виды иносказания.

В эссе позволительно употреблять предположения, риторические вопросы, фразеологизмы. Они придают речи автора стилистическую выразительность и экспрессивность. В заключительной части эссе не всегда содержится вывод.

Теперь вы знаете, чем эссе отличается от сочинения.