Совбез оон единогласно ввел новые санкции против кндр. К принятию новой антисеверокорейской санкционной резолюции оон

Санкции в отношении Северной Кореи становятся жестче – так единогласно решил Совет Безопасности ООН. И после того, как США пошли на серьезные уступки. В то же время, есть нюанс. Как отметил постпред нашей страны, возможности экономического давления на КНДР таким образом исчерпаны. Нужны другие пути – политико-дипломатические.

Соединенные Штаты добивались тотальной экономической блокады. Россия и Китай заявили, что тогда воспользуются правом вето. Переговоры в Совбезе шли несколько дней, в итоге требования были смягчены. Но ответ на ядерные испытания Пхеньяна все равно получился очень жестким. Новая резолюция вводит ограничения на поставки углеводородов, определяет лимит на закупку сырой нефти, налагает запрет на ввоз конденсата и газоконденсатной жидкости, и это еще не все.

«В прошлом месяце мы приняли резолюцию, запрещавшую экспорт угля и железа. Эта резолюция запрещает экспорт текстиля. Это почти 8,5 миллионов долларов дохода. Кроме того, 93 тысячи северокорейских граждан, работающих за границей, больше не смогут посылать на родину деньги. Это еще более 5 миллионов долларов. Получается, что более 90% северокорейского экспорта теперь под запретом», – сообщила постпред США при ООН Никки Хейли.

Это уже пятая резолюция Совета Безопасности по Северной Корее. Россия, к слову, поддержала все предыдущие – претензии Пхеньяна получить статус ядерной державы неприемлемы. Но у санкций должен быть предел.

«Меры финансового и экономического давления на руководство КНДР практически исчерпаны. И дальнейшие рестрикция могут быть равносильны попытке удушения ее экономики, введения тотальной блокады страны и провоцирования глубокого гуманитарного кризиса. Речь идет уже не о перекрытии каналов подпитки запрещенной ракетно-ядерной деятельности, а о нанесении неприемлемого ущерба ни в чем не повинному гражданскому населению», – заявил полпред России при ООН Василий Небензя.

О том, что санкционный режим не приносит результатов, говорил на последнем саммите БРИКС и президент России.

«Да они, как я вчера сказал одному из своих коллег, траву будут есть, но не откажутся от этой программы, если не будут чувствовать себя в безопасности», – уверен Владимир Путин.

США регулярно проводят в регионе военные учения, а теперь готовятся разместить на территории Южной Кореи дополнительные противоракетные системы THAAD. Это военная активность и стала причиной недавних ядерных испытаний в Северной Корее. И раздражает она не только Пхеньян.

«Развертывание американских ракетных комплексов ТНААD серьезно угрожает стратегическому балансу и интересам безопасности в регионе, в том числе, Китаю. Мы призываем прекратить развертывание ракетных комплексов на Корейском полуострове», – заявил постпред КНР при ООН Лю Цзеи.

В провинции Сеонгжу в Южной Корее сотни человек протестуют против размещения новых американских противоракетных комплексов, которые якобы должны защитить местных жителей от удара северных соседей. Монтаж собирались провести под покровом ночи, поскольку он нарушает все существующие нормативы, но люди вышли на улицы.

Между тем, Россия и Китай уже давно предлагают обсудить свой план разрешения северокорейского кризиса. Его первый пункт – двойной запрет: Пхеньян прекращает все ядерные испытания, а Вашингтон – военные маневры у северокорейских берегов. На заседании Совбеза об этом плане снова говорили российский и китайский постпреды.

Реакция Соединенных Штатов на российско-китайскую дорожную карту осталась неизвестной. Во всяком случае, американский посол в зале заседаний ее высказывать не стала.

О решении Совета Безопасности ООН по репатриации граждан КНДР

О резолюции Организации Объединенных Наций (ООН)

Резолюция №2397, принятая Советом Безопасности ООН 22 декабря 2017 года и обязательная для исполнения всеми странами, предусматривает, что все северокорейские рабочие и сопровождающий их персонал должны быть репатриированы на родину в течение 24 месяцев. Это означает, что приблизительно через два года, если данная санкционная мера не будет отменена или изменена, на территории России не должно остаться работников из Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР).

Механизм исполнения резолюции достаточно прост: по истечению сроков действующих контрактов северокорейские рабочие должны будут возвращаться на родину, при этом завозить из КНДР новых работников нельзя. Разумеется, все расходы по возвращению несут сами рабочие, а также северокорейские компании-подрядчики, которые занимаются их рекрутингом в КНДР. Российский бюджет никаких расходов не несет.

Граждане КНДР в России

По данным на 2017 год - до принятия в отношении северокорейской рабочей силы санкционных резолюций Совбеза ООН №2375 (сентябрь 2017) и №2397 (декабрь 2017) - в России находилось около 32 000 работников из КНДР. Более 40% из них - на территории Дальнего Востока. Крупнейшим импортером рабочих из КНДР выступает Приморский край, где в последние годы находилось 6 000 - 7 000 северокорейских гастарбайтеров.

Подавляющее большинство северных корейцев (по некоторым оценкам, около 70%) в России задействованы в сфере строительства и строительного ремонта (малярные, штукатурные работы, укладка плитки и т.п.). Особенно от них зависит стройиндустрия Приморья, где до последнего времени до 30% работников составляли именно северяне. Северные корейцы привлекались к строительству многих знаковых объектов, таких как кампус ДВФУ на о. Русском или суперверфь «Звезда» в Большом Камне. Северокорейские рабочие востребованы, так как они имеют репутацию неприхотливой и дисциплинированной рабочей силы, обладают достаточной квалификацией и готовы работать сверхурочно, что важно для таких отраслей, как строительство. Следует подчеркнуть, что оплата их труда, как правило, осуществляется по таким же расценкам, как и для рабочих других национальностей, какой-то дискриминации здесь нет.

Как отразится запрет привлекать северокорейских рабочих на экономике Приморья

Запрет на привлечение северных корейцев не сулит ничего хорошего для экономики Приморья и всего Дальнего Востока. Регион всегда испытывал дефицит рабочей силы, и в этом смысле северные корейцы были очень хорошим подспорьем.

Как отмечалось выше, особенно пострадает строительная отрасль. Из-за санкций в отношении северных корейцев многие бизнесмены, работающие в этой сфере, уже начинают жаловаться на нехватку рабочих. Жителей Владивостока и других дальневосточных городов, многие из которых привыкли обращаться к услугам северян для проведения ремонтов своих домов и квартир, скорее всего, ждет повышение расценок на подобные работы в связи с грядущим дефицитом работников.

Компенсировать утрату северных корейцев в строительной сфере будет непросто. Наиболее очевидный вариант - это граждане Центральной Азии. Но они, как правило, обладают более низкой квалификацией. Кроме того, выходцы из Центральной Азии все сильнее ассоциируются с угрозой исламистского экстремизма, и этот риск не может не учитываться.

Впрочем, в декабрьской резолюции Совбеза №2397 есть интересный пункт, который теоретически дает возможность оставить северных корейцев в России. В нем сказано, что работники из КНДР не подлежат репатриации, если у них будет гражданство государства, на территории которого они находятся. Гипотетически можно представить ситуацию, когда северокорейские гастарбайтеры в массовом порядке начнут принимать гражданство РФ, что даст им полное право жить и работать в нашей стране. Сейчас это выглядит не очень правдоподобным сценарием, но исключать его вовсе нельзя. К слову, такой поворот событий будет вполне в русле исторической традиции: в конце XIX - начале XX века российское подданство приняли множество корейцев, которые переселялись на Дальний Восток в поисках лучшей доли, а после Второй Мировой Войны гражданами СССР стали корейцы на южном Сахалине, которые были завезены туда японцами.

История использования северокорейской рабочей силы в Приморье

По данным известного корееведа Андрея Ланькова, история трудовой миграции из КНДР в нашу страну началась после того, как в 1966 году на закрытой встрече Ким Ир Сена и Леонида Брежнева во Владивостоке было принято решение регулярно отправлять в СССР северокорейских рабочих. В 1970-1990-х годах количество северокорейских рабочих, находящихся в каждый конкретный период на территории СССР, колебалось между 15 000 и 20 000 человек. В основном, они были заняты на лесозаготовках в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Сегодня северных корейцев в лесной отрасли почти не осталось. Единственным исключением является Амурская область, где продолжают трудиться около 1 000 лесорубов из КНДР. Это связано, во-первых, с внедрением специальной лесозаготовительной техники (харвестеров), которая позволяет минимизировать применение ручного труда. Во-вторых, лесная отрасль Дальнего Востока переживает не лучшие времена, после того как были введены высокие пошлины на экспорт из России необработанной древесины.

В целом, опыт использования СССР и Россией северокорейской рабочей силы можно признать удачным и выгодным для обеих сторон. Как уже было сказано, Дальний Восток всегда нуждался в рабочих руках, и эта проблема наверняка сохранится на обозримую перспективу, особенно с учетом масштабных планов по развитию региона. При этом каких-то серьезных инцидентов с участием северокорейских рабочих припомнить трудно. Местное население относится к ним вполне благожелательно, чего нельзя сказать об отношении россиян к некоторым другим группам зарубежных мигрантов.

Что касается северных корейцев, поездки в Россию дают им возможность заработать деньги, намного превышающие средний уровень зарплат в самой Северной Корее. Даже с учетом того, что немалую часть дохода они отдают своему государству в виде своеобразного налога, все равно у них остается на руках достаточно денег, чтобы работа в России считалась очень привлекательной. При этом они зарабатывают в России гораздо больше, чем в Китае, который является еще одним крупным импортером рабсилы из КНДР. Есть даже данные о том, что многие гастарбайтеры платят взятки у себя на родине, чтобы поехать в Россию.

На Западе часто звучат утверждения о том, что заработанные северокорейскими гастарбайтерами деньги, якобы, расходуются для финансирования ракетно-ядерной программы Пхеньяна. Но хорошо известно, что деньги, которые северокорейские рабочие привозят из России на родину, они тратят, как правило, на покупку домов и квартир, обучение детей, открытие семейного бизнеса и т.п.

Депортация северокорейских рабочих не приведет к остановке ракетно-ядерной программы КНДР, но зато резко снизит жизненный уровень многих рядовых северокорейских семей. Не стоит забывать и о том, что жизнь и работа в течение нескольких лет в России не может не оказывать позитивное влияние на мировосприятие северных корейцев, знакомит их с внешним миром, делает их более открытыми. Изгнание северных корейцев только усилит у них синдром осажденной крепости.

22 декабря 2017

Постоянное представительство США при ООН

В ответ на запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), осуществленный 29 ноября 2017 года Северной Кореей, резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) 2397 вводит новые жёсткие санкции в отношении энергетического, экспортного и импортного секторов Северной Кореи с новыми морскими полномочиями с целью добиться прекращения незаконной контрабандной деятельности Северной Кореи. Резолюция СБ ООН 2397 основывается на резолюции СБ ООН 2375 (2017), которая предусматривает самые жёсткие санкции, когда-либо введённые в отношении Северной Кореи, а также на предыдущих резолюциях. Данная резолюция включает следующие меры:

1. Продукты переработки нефти (OP5) : Сокращает введённое резолюцией 2375 годовое ограничение на экспорт продуктов переработки нефти на 75% до максимального количества экспортируемых Северной Кореей нефтепродуктов в 500 000 баррелей в год.

o В 2016 году Северная Корея импортировала 4,5 млн баррелей продуктов переработки нефти.

o После сентябрьского ядерного испытания Совет Безопасности ограничил экспорт продуктов переработки нефти в Северную Корею двумя миллионами баррелей.

o Из-за уменьшения этого лимита до 500 000 баррелей северокорейский импорт бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов будет сокращён в общей сложности на 89% по сравнению с показателями лета 2017 года.

2. Сырая нефть (OP4) : Укрепляет предусмотренное резолюцией СБ ООН 2375 замораживание поставок сырой нефти путем установления годового лимита в 4 млн баррелей, или 525 000 тонн. Повышает прозрачность поставок сырой нефти в Северную Корею, требуя, чтобы поставляющие её государства-члены ежеквартально представляли доклады Комитету по санкциям 1718 об объемах нефти, поставленных в Северную Корею.

3. Приверженность будущему сокращению поставок нефти (OP27) : Обязует Совет Безопасности ввести дальнейшее сокращение на экспорт нефти в Северную Корею после очередного ядерного испытания или запуска МБР, что направляет мощный новый политический сигнал Северной Корее о будущей реакции Совета Безопасности.

4. Борьба с морской контрабандой (OPs 9–15) : Предоставляет дополнительные инструменты для борьбы с контрабандой и уклонением от санкций, включая новое требование к странам по захвату и конфискации кораблей, уличённых в контрабанде запрещённых товаров, включая нефть и уголь.

5. Северокорейские работники за рубежом (OP8) : Требует, чтобы страны выслали всех северокорейских рабочих, получающих доходы за рубежом, немедленно, но не позднее, чем через 24 месяца (конец 2019 года).

o Как полагают, северокорейский режим ежегодно зарабатывает более $500 млн, облагая высоким налогом заработок почти 100 тысяч зарубежных северокорейских рабочих, из которых до 80 000 человек работают только в Китае (около 50 000) и России (около 30 000).

o Освобождает от репатриации северокорейских перебежчиков, беженцев, лиц, ищущих убежища, и жертв торговли людьми, которые столкнутся с преследованием и пытками со стороны северокорейского режима в случае репатриации.

6. Запрет на экспорт КНДР (OP6) : Запрещает все оставшиеся категории основных статей экспорта КНДР.

o Предыдущие резолюции Совета Безопасности ввели запрет на экспортные сектора Северной Кореи, охватывающие около 90% экспортной выручки страны (включая уголь, текстильные изделия, морепродукты, железо).

o Запрет на остальные основные экспортные сектора - включая пищевые продукты, сельскохозяйственную продукцию, технику для добычи полезных ископаемых, электрооборудование, - приведёт к сокращению ежегодных доходов от экспорта на дополнительные $200 млн или более.

o Доходы от экспорта этих товаров в 2016 году составили почти 10% от общего объема экспорта, или $264 млн.

7. Запрет на импорт КНДР (OP7) : Запрещает Северной Корее импортировать тяжелую технику, промышленное оборудование и транспортные средства, на которые приходилось около 30% от северокорейского импорта в 2016 году на сумму около $1,2 млрд. От запрета освобождаются поставки запасных частей для гражданских пассажирских самолетов по соображениям безопасности воздушного движения.

8. Защищает гуманитарную и дипломатическую деятельность в Северной Корее : Вводит новые меры, нацеленные на северокорейский режим и элиту путем ориентации на промышленное производство и другие крупные виды экономической деятельности, предотвращая экспорт Северной Кореей продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Предоставляет ряд льгот, направленных на защиту доставки гуманитарной помощи народу Северной Кореи и не препятствует работе дипломатических и консульских представительств, действующих в Северной Корее.

9. Включает в санкционный список новых лиц (приложения) : Добавляет в санкционный список ООН 16 новых физических лиц и 1 юридическое лицо в связи с финансированием и разработкой программ Северной Кореи по созданию ядерного оружия и баллистических ракет.