"Вихрь" (ракета). Противотанковый ракетный комплекс. Авиационный противотанковый ракетный комплекс "вихрь". Особенности боевого применения

Российский концерн "Калашников", входящий в госкорпорацию Ростех, в рамках гособоронзаказа поставил Минобороны РФ первую партию управляемых ракет "Вихрь-1".

"Управляемая ракета "Вихрь-1" предназначена для поражения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 километров, при этом пуски могут осуществляться с высоты до четырех тысяч метров", - сообщила пресс-служба концерна.

Сейчас концерн приступил к серийной сборке изделий. Согласно контракту, общая стоимость которого составляет около 13 млрд рублей, предприятие должно поставить министерству такие ракеты до конца 2015 года. Число ракет, которые получат военные, не уточняется.
Ранее Минобороны России и оружейный концерн "Калашников" успешно испытали ракеты и спланировали их поставки в войска после решения проблем с конструкторской документацией.
Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, полковник запаса, военный эксперт Виктор Мураховский в эфире радио Sputnik рассказал об особенностях ракет "Вихрь-1".

"Особенность этих ракет в том, что они были специально разработаны для применения с авиационной техники, в частности со штурмовиков Су-25 и новейших вертолетов Ка-52. У этих ракет большая дальность пуска, их можно применять и днем, и ночью. Кроме того, на них реализован принцип - "выстрелил-забыл". То есть достаточно оператору или летчику захватить цель, нажать кнопку, и дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты, все происходит в автоматическом режиме", - сказал Виктор Мураховский.
Он отметил, что ракеты "Вихрь-1" могут быть использованы по различным целям.

"Учитывая то, что ракета имеет сверхзвуковую скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям, например, вертолетам или легким самолетам. Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции", - сказал военный эксперт.

Что касается применения данных ракет российской авиацией против террористов в Сирии, по словам военного эксперта, при определенных условиях это вполне возможно.

"Сейчас бронетехники у ИГИЛ ("Исламское государство" - запрещенная в РФ террористическая организация) фактически нет. Но эта ракета понадобится, если вдруг обнаружится, что на вооружении боевиков появятся переносные зенитно-ракетные комплексы. В этом случае эта ракета может уничтожать такие цели за пределами дальности этих комплексов", - заключил Виктор Мураховский.

Основным предназначением авиационного противотанкового ракетного комплекса "Вихрь" является поражение бронетехники, включая технику, оснащенную реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, которое летят на скоростях до 800 км/ч.

Комплекс начали разрабатывать в конструкторском бюро приборостроения (научно-производственное объединение "Точность") в 1980 году. Работами руководил главный конструктор Шипунов А.Г. Авиационный ПТРК "Вихрь" в 1992 году приняли на вооружение.

Комплекс к началу 2000 г. использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, 2-е пусковые установки АПУ-8, до 16 ракет) и вертолете Ка-50 "Черная Акула" (2-е ПУ, до 12 ракет).

На выставке в Фарнборо 1992 года впервые представили усовершенствованную модификацию ракеты "Вихрь-М".

Имеется модификация корабельного комплекса "Вихрь-К", включающая артиллерийскую установку АК-306 калибра 30 мм и 4 противотанковые управляемые ракеты "Вихрь" с дальностью огня до 10 тыс. м. Комплексы "Вихрь-К" предназначаются для вооружения патрульных катеров и кораблей.

Комплексу "Вихрь" на западе дали обозначение AТ-12 (АТ-9).

Состав авиационного противотанкового комплекса 9К121 "Вихрь".

В его состав входят:
- 9А4172 – сверхзвуковая управляемая ракета (управление осуществляется по лучу лазера);
- И-251 "Шквал" – круглосуточная обзорно-прицельная система;
- АПУ-8 (АПУ-6) – авиационная пусковая установка.

Комплекс дает возможность вести огонь одиночными ракетами или залпом из двух ПТУР. Высокая сверхзвуковая скорость управляемой ракеты (до 610 м/c) снижает уязвимость вертолета во при атаке и позволяет за один заход поражать несколько целей. Для преодоления дистанции в 4 тыс. м ракете необходимо 9 секунд. Для сравнения: самая мощная американская вертолетная ПТР FGN-114K "Hallfire" движется с дозвуковой скоростью, и это расстояние покрывает за 15 секунд.

При создании ракеты использована аэродинамическая схема "утка". Ракеты имеют складное крыло. Для наведения служит всесуточный автоматический прицельный комплекс. Во время приближения к району нахождения цели, его координаты в БЦВМ вертолета заведены заранее, на расстоянии около 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности. Обнаружив на телевизионном экране изображение цели, летчик направляет в ее сторону вертолет, после чего обрамляет сеткой прицела цель и нажимает кнопку автослежения. Прицел переходит на автосопровождение цели, а при достижении разрешенной дальности запускает ракету.

Тип старта – вышибным зарядом из транспортно-пускового контейнера.

Работа лазерно-лучевой системы наведения и автоматической системы сопровождения цели гарантируют высокую точность стрельбы, которая практически не зависит от дальности. Лазерно-лучевая система управления имеет мощность излучения, которая на порядок меньше пороговой мощности срабатывания систем предупреждения о лазерном облучении зарубежного производства, обеспечивающую высокую скрытность использования. Вероятность уничтожения подвижной малоразмерной цели класса "танк" ракетами "Вихрь" – 0,8.

Хранение, транспортировка и использование ракеты осуществляются с применением транспортно-пускового контейнера, который обеспечивает безрегламентное складирование противотанковых управляемых ракет в течение 10 лет.

Кумулятивно-осколочно-фугасная боевая часть ракеты 9А4172 может пробить броню (включая активную) современных зарубежных танков с различных ракурсов. Максимальная бронепробиваемость – 1000 миллиметров. "Вихрь" имеет неконтактный и контактный взрыватели.

Тактико-технические характеристики противотанкового комплекса 9К121 Вихрь:
Разработчик - КБ "Приборостроения";
Дальность стрельбы днем – 0,5-10 км;
Дальность стрельбы ночью – до 5 (6) км;
Высота пуска – от 5 до 4000 м;
Время полета:
- на дальность 6000 м – 14 с;
- на дальность 8000м – 23 с;
- на максимальную дальность – 28 с;
Средняя скорость полета – 600 м/с;
Габариты ракеты 9А4172:
- длина – 2750 мм;
- максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм;
- размах крыла – 240 мм;
- размах стабилизаторов – 380 мм;
Стартовый вес ракеты – 40-45 кг;
Габариты транспортно-пускового контейнера:
- длина – 2870 мм;
- диаметр – 140 мм;
Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг;
Температура применения – от -50 до +50 градусов;
Боевая часть:
- масса – 8-12 кг;
- масса взрывчатого вещества – 4-5,5 кг;
- тип взрывателя – неконтактный и контакный;
- радиус действия неконтактного взрывателя – 2,5-3,0 м;
Аппаратура управления И-251 "Шквал":
- ночной канал – тепловизионный;
- дневной канал – телевизионный;
- система сопровождения цели – автоматическая;
Авиационная ПУ АПУ-8:
- носитель – Су-25Т (Су-39);
- количество ракет на пусковой установке – 8;
- масса пустой/снаряженной пусковой установки – 60/535 кг;



- угол наведения в ВП – 10 градусов;
Авиационная пусковая установка АПУ-6:
- носитель - Ка-50 (Ка-52);
- количество ракет на пусковой установке – 6;
- масса пустой пусковой установки – 60 кг;
- длина пусковой установки – 1524 мм;
- ширина пусковой установки – 720 мм;
- высота пусковой установки – 436 мм;
- угол наведения в ВП – 10 градусов.

Российский концерн "Калашников", входящий в госкорпорацию Ростех, в рамках гособоронзаказа поставил Минобороны РФ первую партию управляемых ракет "Вихрь-1".

"Управляемая ракета "Вихрь-1" предназначена для поражения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 километров, при этом пуски могут осуществляться с высоты до четырех тысяч метров", - сообщила пресс-служба концерна.

Сейчас концерн приступил к серийной сборке изделий. Согласно контракту, общая стоимость которого составляет около 13 млрд рублей, предприятие должно поставить министерству такие ракеты до конца 2015 года. Число ракет, которые получат военные, не уточняется.
Ранее Минобороны России и оружейный концерн "Калашников" успешно испытали ракеты и спланировали их поставки в войска после решения проблем с конструкторской документацией.
Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, полковник запаса, военный эксперт Виктор Мураховский в эфире радио Sputnik рассказал об особенностях ракет "Вихрь-1".

"Особенность этих ракет в том, что они были специально разработаны для применения с авиационной техники, в частности со штурмовиков Су-25 и новейших вертолетов Ка-52. У этих ракет большая дальность пуска, их можно применять и днем, и ночью. Кроме того, на них реализован принцип - "выстрелил-забыл". То есть достаточно оператору или летчику захватить цель, нажать кнопку, и дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты, все происходит в автоматическом режиме", - сказал Виктор Мураховский.
Он отметил, что ракеты "Вихрь-1" могут быть использованы по различным целям.

"Учитывая то, что ракета имеет сверхзвуковую скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям, например, вертолетам или легким самолетам. Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции", - сказал военный эксперт.

Что касается применения данных ракет российской авиацией против террористов в Сирии, по словам военного эксперта, при определенных условиях это вполне возможно.

"Сейчас бронетехники у ИГИЛ ("Исламское государство" - запрещенная в РФ террористическая организация) фактически нет. Но эта ракета понадобится, если вдруг обнаружится, что на вооружении боевиков появятся переносные зенитно-ракетные комплексы. В этом случае эта ракета может уничтожать такие цели за пределами дальности этих комплексов", - заключил Виктор Мураховский.

Советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования РПК-1 «Вихрь» (82Р) (по классификации МО США и НАТО - FRAS-1). Разработан НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники) под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.
В 1963 году две универсальные установки М-11 для запуска «Вихря» были представлены на государственные испытания на Феодосийском полигоне.


Серийное производство ракет «Вихрь» началось в 1964 году на заводе № 7 в Свердловске. В том же году ракета прошла первый этап государственных испытаний. Пуски производились как с наземных пусковых установок, так и с ОС-332 – модернизированного противолодочного корабля проекта 159. Второй этап государственных испытаний состоялся уже на головном корабле проекта 1123 Москва – противолодочном крейсере Москва – в 1967 году.
Официально ракетный корабельный противолодочный комплекс «Вихрь» (РПК-1) с неуправляемыми ракетами 82Р приняли на вооружение по постановлению Совмина СССР № 440-168 от 12 июня 1968 года.
Комплекс РПК-1 «Вихрь» получили два крейсера проекта 1123 Москва и три крейсера проекта 1143 Киев.

В состав комплекса РПК-1 «Вихрь» входят:
— Баллистическая неуправляемая ракета 82Р
Ракета 82Р с двухкамерным твёрдотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Пусковая установку МС-18
МС-18 - двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».

— Система управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут»
Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.
Корабельная система управления и наведения «Спрут» включала:
Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.


Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.

Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.

По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.


Уничтожение подводных лодок ракетами «Вихрь» должно было осуществляться по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля или от внешних источников (вертолет, гидроакустический буй). ПУС «Спрут» обрабатывал поступающую информацию и выдавал углы наведения пусковой установки МС-18. Стрельба могла проводиться одиночными ракетами или двухракетными залпами. Ракета оснащалась специальной боевой частью. Взрыв БЧ происходил после приводнения на глубинах от 0 до 200 м. При пусках на максимальную дальность расчетное отклонение ракеты составляло 1200 м, а радиус поражения лодки – около 1500 м. Без применения ядерного заряда эффективность комплекса «Вихрь» была близка к нулю.
Комплекс РПК-1 «Вихрь» сняли с вооружения в начале 1980-х годов, а его носители отправили за рубеж на металлолом.

Тактико-технические характеристики РПК-1 «Вихрь»:
Калибр, мм: 540;
Длина ракеты, мм: 6000;
Вес ракеты, кг: 1800;
Дальность стрельбы максимальная, км: 24;
Дальность стрельбы минимальная, км: 10;
Скорость погружения, м/с: 12;
Глубина действия, м: 500;

«Вихрь» - ракета из состава российского противотанкового (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации - АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.

История разработки

Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для Ка-52.

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:


Основы поражающий способности ракеты

Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.

Состав ПТРК «Вихрь»

Ракета "Вихрь-1" является боевой частью противотанкового комплекса "Вихрь-М", который также включает в себя следующие составные части:

  • пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».

Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.

Технология прицеливания

Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.

После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.

Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.

За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.

В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».

Работа механизмов ракеты при пуске и полете

Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.

Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.