Создан совет европы. Совет Европы: история создания и функции

Совет Европы (Council of Europe) - старейшая на континенте международная политическая организация.

Официальной датой создания Совета Европы считается 5 мая 1949 года. В этот день министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали соглашение о создании Совета Европы и Устав СЕ.

Совет Европы был создан для (цели):

защиты прав человека, укрепления парламентской демократии и обеспечения верховенства закона;

достижения общеевропейских договоренностей, способствующих гармонизации социальной и юридической практики государств-членов;

содействия осознанию народами европейской самобытности и единства, основывающихся на общности духовных ценностей и подразумевающих сохранение и поощрение многообразия культур.

С 1989 года перед Советом Европы стоят следующие задачи:

оставаясь на страже прав человека, служить политическим ориентиром демократии в странах посткоммунистической Европы;

оказывать странам Центральной и Восточной Европы содействие в проведении политических, законодательных и конституционных реформ одновременно с осуществлением преобразований в экономике;

распространять опыт, накопленный Организацией в таких областях, как права человека, местная демократия, образование, культура, экология.

Структура:

Комитет министров - орган Совета Европы ответственный за принятие решений, в него входят министры иностранных дел всех входящих в Совет государств или их представители в Страсбурге. Решения Комитета министров ложатся в основу европейских конвенций, соглашений и рекомендаций в адрес стран-членов.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) - это мозг Совета Европы, где зарождаются идеи, и проходит их обсуждение. Парламентарии из стран, состоящих в Совете, обсуждают направления политики, которые затем становятся обязательными для исполнения на национальном уровне. Члены ПАСЕ назначаются парламентами каждой из стран Совета Европы.

Конгресс - это голос местных европейских властей, представляющих более 200 тысяч регионов и муниципалитетов из 47 стран. Избранные представители местных органов власти обсуждают здесь общие проблемы, сопоставляют свой опыт по поиску решений и вместе разрабатывают новые законы. Задача Конгресса - укрепление демократии и улучшение условий жизни населения в регионах.

Конференция МНПО объединяет более 400 международных неправительственных организаций. Она является единым форумом для представителей этих организаций и обеспечивает устойчивую связь между политиками и гражданским обществом. Опыт и экспертные знания МНПО обогащают работу других органов Совета Европы и позволяют политикам прислушиваться к проблемам европейского

общества.

Европейский суд по правам человека - юридический орган Совета Европы, обеспечивающий гарантию прав человека всем гражданам Европы. Решения Суда принимаются в отношении государств и частных заявителей вне зависимости от их национальности. Деятельность Суда основана на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 году.

Комиссар по правам человека. Бюро Комиссара по правам человека - это независимая структура в составе Совета Европы. Комиссар отвечает за осведомленность населения о принципах прав человека и за уважение этих принципов со стороны государств, входящих в Совет Европы. Комиссар исполняет преимущественно "профилактические" функции и этим кардинально отличается от Европейского суда по правам человека.

Генеральный секретарь избирается Парламентской ассамблеей (ПАСЕ) на пятилетний срок и отвечает за стратегическое и бюджетное планирование, а также общее управление Советом Европы.

Информационный офис Совета Европы в России
Информационный офис Совета Европы в России был открыт в 1996 году. В феврале 2009 года состоялась инаугурация нового помещения офиса, который разместился в здании Библиотеки иностранной литературы в Москве, по соседству со многими другими международными организациями. Информационный офис Совета Европы в России не имеет политического и юридического мандатов, то есть, не уполномочен делать заявления политического характера или давать консультации по правовым вопросам. По вопросам обращения в Европейский суд по правам человека предлагаем Вам обратиться к соответствующему разделу нашего сайта. Деятельность ИОСЕ основана на мандате, который согласован с властями РФ. Цели и задачи Информационного офиса примерно соответствуют мандатам таких же представительств Совета Европы в других странах. Информационный офис Совета Европы в России занимается переводом и публикацией материалов Совета Европы на русский язык. Кроме того мы распространяем информацию о текущих проектах Совета Европы, в особенности о тех, что связаны с Россией. В партнерских отношениях со многими международными организациями и независимыми ассоциациями мы освещаем деятельность Совета Европы для российской аудитории – с помощью печатной продукции, электронных публикаций и материалов социальных кампаний.

Совет Европы в повседневной жизни - это:
Работа по межкультурному и межрелигиозному диалогу, направленная на примирение различных подходов и взглядов в обеспечении общих европейских ценностей;
Решения Европейского суда по правам человека создают основу для юристов во всех государствах-членах для ведения новых дел в защиту прав человека и основных свобод;
Европейская комиссия против расизма и нетерпимости борется с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью в масштабах большой Европы
Европейская конвенция о предупреждении пыток и Европейские пенитенциарные правила предупреждают пытки и бесчеловечное обращение.

Права человека... Демократия... Верховенство права
Лежащие в основе терпимого и цивилизованного общества, эти ценности необходимы для стабильности, экономического роста и социальной сплоченности европейского континента. Исходя из них, мы ищем общие решения таких проблем, как терроризм, организованная преступность и коррупция, киберпреступность, биоэтика, клонирование, насилие в отношении женщин и детей и торговля людьми. Сотрудничество между всеми государствами-членами - единственный способ ответить на эти вызовы времени.

Представляем СОВЕТ ЕВРОПЫ

Европейский суд по правам человека
Рассматривает нарушения Европейской конвенции о защите прав человека;
Осуществляет надзор за выполнением Европейской конвенции о защите прав человека в государствах - членах;
Постоянно заседает в Страсбурге
В него могут обращаться отдельные лица, а также группы и правительства
Судебные постановления имеют обязательную силу для соответствующего государства

Комиссар по правам человека
Несет ответственность за обучение в области прав человека, информирование об этих правах и их соблюдение; Обеспечивает выполнение конвенций и рекомендаций Совета Европы;
Томас Хаммарберг (Швеция) был избран в апреле 2006 года на шестилетний невозобновляемый срок.

Конференция международных НПО
Включает около 400 международных неправительственных организаций;
Обеспечивает жизненно важные связи между политиками и обществом;
Является рупором гражданского общества в Совете Европы; Совет Европы широко пользуется опытом международных НПО и их близостью к европейским гражданам.

Генеральный секретарь
Руководит Секретариатом и координирует деятельность Организации;
Несет ответственность за стратегическое планирование и административное управление оперативными программами Совета Европы; Избирается на пятилетний срок;
В настоящее время на этом посту находится Терри Дэвис (Соединенное Королевство), который стал Генеральным секретарем в 2004 году.

Совет Европы действует во всех областях, затрагивающих европейское общество, за исключением обороны. Это демократия, права человека, верховенство права, юридическое сотрудничество, социальная сплоченность, общественное здравоохранение, культурное наследие, природное наследие, образование, молодежь, спорт, СМИ.

Совет Европы проводит просветительско-пропагандистские кампании:
Кампания по борьбе с торговлей людьми;
Кампания по борьбе с насилием в отношении женщин, включая бытовое насилие;
Кампания: Доста – преодолеть предрассудки и узнать цыган;
Кампания: Строительство Европы для детей и вместе с детьми.

Частичные соглашения
Частичные соглашения являются важнейшей частью работы Совета Европы, поскольку через них государства-члены могут сотрудничать в достижении целей, которые не всегда актуальны для всех стран.

Некоторые примеры частичных соглашений:
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) является консультативным органом Совета Европы по конституционным вопросам; Банк развития Совета Европы финансирует проекты в социальной сфере и в области устойчивого развития в государствах - членах; Европейская аудиовизуальная обсерватория является уникальным источником информации для аудиовизуальной и мультимедийной промышленности Европы; Европейский директорат по качеству лекарств и здравоохранению (EDQM) разрабатывает общие стандарты (монографии) для обеспечения гарантии качества контроля за всеми лекарствами, переливанием крови и трансплантацией органов.

Европейские символы
Европейский флаг, Круг, состоящий из 12 золотых звезд на синем фоне, Круг звезд, представляющий союз народов Европы, Принят Советом Европы в 1955 году

Европейский гимн
Музыкальная аранжировка Герберта фон Караяна прелюдии к "Оде к радости" из Девятой симфонии Бетховена
Принят Советом Европы в 1972 году
В 1986 году Европейский Союз принял оба эти символа.

Историческая справка
Расположен в Страсбурге, Франция, 47 государств - членов включают 800 миллионов европейцев.
Создан в 1949 году 10 государствами. Международная межправительственная организация
Основные органы:
Комитет Министров;
Парламентская ассамблея;
Конгресс местных и региональных властей;
Европейский суд по правам человека;
Комиссар по правам человека;
Конференция международных НПО.

Государства-члены
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, «Бывшая Югославская Республика Македония», Эстония.
Наблюдатели
Ватикан, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Япония.

Основные цели Совета Европы
Соблюдение прав человека, демократии и верховенства права;
Содействие социальным и экономическим правам;
Борьба с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью;
Поощрение культурного многообразия в Европе;
Поиск общих решений главных проблем, с которыми сталкивается Европейское сообщество;
Развитие демократической гражданственности через инициативы в области образования, молодежи, спорта и наследия.

Как работает Совет Европы?
Диалог между основными органами Совета Европы: Секретариат состоит из Директоратов, охватывающих основные направления деятельности; Результаты в разных формах: конвенции, рекомендации, конференции и доклады

Комитет Министров
Это – орган, принимающий решения. Состоит из 47 министров иностранных дел государств-членов или их постоянных представителей – послов в Страсбурге. Принимает решения о политике и программе действий Совета Европы; Утверждает ежегодный бюджет; Проводит ежегодные встречи на уровне министров и несколько раз в месяц – на уровне послов.

Парламентская ассамблея
Совещательный орган, представляющий парламенты государств-членов. Состоит из 318 членов (и 318 заместителей) и делегаций от государств-нечленов. Представляет рекомендации Комитету Министров в ключевых областях. Собирается на пленарные сессии четыре раза в год. Сессии имеют публичный характер.

Представители Парламентской ассамблеи
Количество представителей от государства-члена (от 2 до 18) зависит от населения страны
Представители являются членами национальных парламентов всех 47 стран Совета Европы и не избираются напрямую

Конгресс местных и региональных властей
Консультативный орган, состоит из двух палат: палаты местных властей и палаты региональных властей. Представляет рекомендации Комитету Министров и Парламентской ассамблее по всем аспектам местной и региональной политики. Тесно сотрудничает с новыми государствами-членами по практическим аспектам создания эффективных структур местного и регионального самоуправления.

Совет Европы – это международная региональная организация, объединяющая страны Европы, является старейшей международной политической организацией на континенте. Была основана в 1949 году, и сегодня в неё входят 47 государств «большой Европы». Таким образом, Совет Европы представляет мнения более 800 миллионов европейцев.

Основные задачи:

    защита прав человека ;

    развитие демократии;

    утверждение верховенства права на территории всех входящих в Совет стран.

Цели Совета Европы:

    защита прав человека и расширение демократии;

    сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения;

    сближение всех стран Европы.

Таким образом, целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Основной целью является гарантия человеческого достоинства представителям всех народов, населяющих Европу, на основе таких фундаментальных ценностей, как демократия, права человека и верховенство права. Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Участие государств-членов в работе Совета Европы не должно отрицательно влиять на их вклад в деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций и союзов, в которых они состоят.

Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию Совета Европы.

Принятие стран в члены Совета осуществлялось с учетом выполнения следующих условий:

    соответствие институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии;

    соблюдение прав человека;

    избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов;

    обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и принять всю совокупность ее контрольных механизмов.

Органы Совета Европы

Основными органами Совета Европы являются:

    Комитет министров;

    Парламентская ассамблея;

    Конгресс местных и региональных властей;

    Конференция международных НПО;

    Европейский суд по правам человека;

    институт Комиссара по правам человека;

    глава Совета Европы, Генеральный секретарь.

Комитет министров является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает:

    подготовку и заключение конвенций и соглашений;

    принятие бюджета;

    прием новых государств-членов;

    выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы;

    контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека.

Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) является консультативным органом. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Конгресс местных и региональных властей Европы - консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Конференция МНПО объединяет более 400 международных неправительственных организаций. Она является единым форумом для представителей этих организаций и обеспечивает устойчивую связь между политиками и гражданским обществом. Опыт и экспертные знания МНПО обогащают работу других органов Совета Европы и позволяют политикам прислушиваться к проблемам европейского общества.

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран - участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий шесть лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельностью, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств - участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Бюро Комиссара по правам человека – это независимая структура в составе Совета Европы. Комиссар отвечает за осведомленность населения о принципах прав человека и за уважение этих принципов со стороны государств, входящих в Совет Европы. Комиссар исполняет преимущественно «профилактические» функции и этим кардинально отличается от Европейского суда по правам человека.

Генеральный секретарь избирается Парламентской ассамблеей (ПАСЕ) на пятилетний срок и отвечает за стратегическое и бюджетное планирование, а также общее управление Советом Европы.

В структуру Совета Европы входит административно-технический секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).

История создания

Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль.

Своё знаменитое обращение к созданию «Соединённых Штатов Европы» и Совету Европы Уинстон Черчилль произнёс 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Ранее в 1943 году он по радио обращался к нации с идеей создания Совета Европы. В дальнейшем структура Совета Европы длительно обсуждалась ведущими политическими лидерами. Было две основных школы, предлагавшие различные структуры организации: согласно первой предлагалось построить классическую международную организацию с представителями стран-участниц, тогда как согласно второй предлагалось создание политического форума с парламентариями. В итоге оба принципа были взяты в основу учрежденных Комитета министров и Парламентской ассамблеи. Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге - городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.

Структура

Комитет министров - является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран - участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий шесть лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств - участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Консультативные органы

Венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии. Официальное название - Европейская комиссия за демократию через право

Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат Совета Европы

Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодёжи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Деятельность

Её основная заявленная цель - построение Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

За время существования СЕ были проведены три саммита этой организации:

1997 -Страсбург

2005 -Варшава

Персоналии

Генеральный секретарь - Торбьерн Ягланд (Норвегия)

Председатель Комитета министров - Уильям Хейг (Великобритания)

Председатель Парламентской ассамблеи - Жан-Клод Миньон (с января 2012 г.; Франция)

Председатель Конгресса - Кит Витмор (Великобритания)

Председатель Европейского суда по правам человека - Николас Братца (Великобритания)

Комиссар по правам человека - Томас Хаммарберг (Швеция)

Шанхайская организация сотрудничества: история, структура, принципы.

История

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС ) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки» , основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

ШОС не является военным блоком или открытым регулярным совещанием по безопасности, а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Структура и принципы

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса.