Создание репортажа. Герои и диалоги. Раскрытие темы репортажа

РЕПОРТАЖ КАК ИСКУССТВО

Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать ». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.

Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.

Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.

У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события , сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.

Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения : журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.

Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.

1) Использование ярких деталей и подробностей.

Важно делать словесные зарисовки.

Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:

«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».

Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:

«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слип­шиеся крылья, покрытые мазутом...»

Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.

2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик .

Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:

– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.

Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.

– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.

– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.

– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.

– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.

Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.

Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.

Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.

Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:

1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);

2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;

3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;

4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.

Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.

Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.

Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.

Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.

Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.

Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции. Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».

Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник ». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.

Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.

Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.

В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.

Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.

В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».

Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.

Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.

Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.

Какие темы лучше подходят для репортажа, как наблюдать за происходящим, с чего начинать и чем заканчивать текст, в чем заключается работа с планами, и почему одни репортажи «затягивают», а другие - нет.

Шаг первый. Пробираемся туда, где читатель не был.

Интерес к репортажу напрямую зависит от недоступности места, в котором побывал журналист. Немецкий преподаватель журналистики Михаэль Халлер рекомендует авторам репортажей «преодолевать дистанцию и барьеры » - отправляться в дальние путешествия, погружаться в чуждые для читателей социальные группы и проникать в закрытые учреждения. Например, съездить на полюс холода, переночевать с бомжами на вокзале, пожить в монастыре, побывать в психиатрической больнице.

Другой источник репортажных тем - эксперименты журналиста, которые он потом описывает. Например, работает таксистом, организует митинг или пытается продать на рынке выращенную на даче картошку. Это ещё называется «методом маски» или «журналист меняет профессию» . Разновидность экспериментов - показ чего-то обычного с неожиданной стороны. Например, в метро ездили все москвичи. Но редко кто проезжал свой маршрут в кабине машиниста или в инвалидной коляске.

Шаг второй. Выявляем конфликт.

Чтобы репортаж «затягивал», он должен быть написан по законам драматургии:

Появляется проблема (завязка);

Персонажи пытаются ее решить (развитие действия);

Приближаются к решению (кульминация);

Либо добиваются успеха, либо нет (развязка).

Например, наркоманы в притоне обнаруживают, что наркотик закончился (завязка). Идут в магазин, воруют продукты (их едва не ловят), сдают их в другой магазин (их едва не обсчитывают), покупают в аптеке лекарства (на которые едва хватает денег) и начинают готовить из них наркотик (который едва не оказывается испорченным из-за неправильного сочетания компонентов). Обратите внимание: здесь есть целая серия кульминаций, причем каждая, кроме последней, оказывается ложной, так как настоящее препятствие - еще впереди. Наконец снадобье готово, все укололись, хотя кайф оказывается вовсе не таким сильный и продолжительным, как хотелось бы (развязка) .

В одних случаях конфликт лежит на поверхности. Например, на войне отряду дают задание занять высоту или удержать высоту, и журналисту остается смотреть, будет ли задание выполнено. Поэтому есть поговорка «Войну описывать легко».

В других случаях конфликт нужно разглядеть и понять. Например, журналист приехал в стойбище оленеводов, где вроде бы ничего не происходит. Все как обычно. Но если присмотреться, за этими обычными действиями можно увидеть жесточайшую борьбу с холодом, болезнями, нехваткой кормов для животных, хищниками и изменениями климата, которые ломают привычный образ жизни.

В репортаже с церемонии конфликт заключается в расхождении между запланированным и получившимся. Представьте организаторов церемонии режиссерами, которые хотят показать спектакль. Участники же мероприятия - это актеры, которые хорошо или плохо играют свои роли. Почувствуйте себя театральным критиком и оцените, что у них получилось или не получилось.

Если вы готовите репортаж-портрет, конфликт следует искать между обязанностями, желаниями и возможностями человека (должен, но не хочет или хочет, но нельзя, или не может).

Шаг третий. Наблюдаем целенаправленно.

В подготовку репортажа обязательно входит наблюдение за происходящим. Иначе создать затем в тексте «эффект присутствия» невозможно.

Наблюдение должно быть целенаправленным и ориентированным на поиск эмоционально ярких эпизодов, которые раскрывают конфликт. Здесь две ключевые фразы «эмоционально яркие эпизоды» и «раскрывают конфликт» . Все остальное лишнее. Не повторяйте ошибку начинающих журналистов, которые пытаются зафиксировать все подряд, исписывают по несколько блокнотов, а затем оказывается, что многие эмоционально яркие сцены никак на конфликт не работают, и их приходится вычеркивать, а раскрывающих конфликт «держащих внимание» сцен, наоборот, не хватает.

Поэтому стоит придерживаться плана. Он может представлять собой список мест для посещения, список людей, с которыми нужно встретиться, список действий, которые журналист хочет увидеть. От плана можно отклоняться, это не догма. Но он задает логику наблюдению и позволяет журналисту не упустить что-то важное. Например, при подготовке репортажа о жизни бомжей было бы плохо, если бы журналист не побывал там, где они ночуют и подрабатывают, и не пообщался с самими бомжами, а также теми, кто бомжами занимается: с полицейскими, соцработниками, волонтерами.

Для наблюдения подключаем, по возможности, все органы чувств. У человека их пять (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Это совсем не значит, что при подготовке каждого репортажа журналисту надо непременно что-то трогать или лизать. Но фиксировать помимо увиденного хотя бы звуки и запахи обязательно. Впоследствии это придаст объемность описанию происходящего.

Шаг четвертый. Находим характерные детали.

Характерные детали — это слова, действия или предметы, показывающие характерную черту персонажа. Вот что пишет по этому поводу американский медиатренер Рой-Петер Кларк:

Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи: Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения.

Clark R.P. Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. - London, Little, Brown and Co, 2006

Если вы хотите дать персонажу характеристику, не называйте ее напрямую. Ищите действия или предметы, которые сами подведут читателя к такому выводу. Например, когда Валерий Панюшкин хотел показать, что ребенок из-за опухоли мозга теряет зрение, он описал сцену прощания с этим ребенком, когда тот машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда отошел журналист.

Шаг пятый. Определяемся с «красной нитью».

Теперь решаем с чего начать и чем закончить репортаж. Линия повествования, ограниченная началом и концовкой, называется «красной нитью».

Повествование может развиваться в двух плоскостях: во времени и в пространстве. Первый вариант подходит для описания мероприятий. Например, мы начинаем репортаж со сбора участников и заканчиваем тем, как они расходятся. Во втором случае журналист описывает свои перемещения при сборе информации. Например, репортаж из лагеря беженцев начинает с посещения столовой, затем журналист идет в медпункт, потом к коменданту лагеря, и заканчивает палаткой семьи беженцев.

Начало и конец репортажа не обязательно должны совпадать с началом и концом мероприятия или передвижением журналиста. Репортаж с митинга можно начать с подготовки к нему, а можно, с выступления оратора в середине мероприятия. Закончить также можно как речью одного из выступавших, так и описанием того, как на опустевшей площади рабочие разбирали сцену. Репортаж из лагеря беженцев можно начать и с приближения к лагерю, и со сцены внутри, причем далеко не самой первой из увиденных.

Совсем не обязательно (и не нужно) включать в репортаж все увиденные журналистом сцены. Этот прием получил название «пунктир» .

Например, на митинге выступали десять ораторов, каждый из которых говорил по пять минут, а журналист цитирует пятерых, приводя три фразы одного и по одной фразе всех остальных . Или в лагере беженцев журналист посетил десять семей, но рассказывает про одну подробно и еще про две - кратко.

Важно не забыть про конфликт. Красная нить - это путь от завязки (идеи по выходу из проблемной ситуации) к развязке (решению проблемы или провалу попытки решения). Точки пунктира - те эмоционально яркие сцены, из которых складывается развитие действия. Решить, какие из сцен подходят, а какие нет можно уже в процессе работы над текстом. Для журналиста очень важно ещё в процессе наблюдения определиться с началом и концовкой репортажа. Только после этого можно прекратить наблюдение.

Шаг шестой. Пишем кинематографично.

Термин «писать кинематографично» (to write cinematically) придумал Рой-Питер Кларк. Он имел в виду, что писать нужно так, чтобы текст рождал в голове читателя кадр за кадром. Чтобы так писать, достаточно выполнить два простых правила.

Первое правило - передаем слова и действия, а не их осмысление. Например, если мы напишем «они поругались и подрались» , кино в голове читателя не возникнет. Из текста не видно, как ругались и дрались персонажи. Если же мы напишем, какими словами они друг друга называли и как именно били, тогда драку представить можно.

Второе правило - работа с планами. Для человеческого глаза свойственно постоянное приближение-удаление рассматриваемых предметов. Например, войдя в комнату, мы сначала видим ее в целом, выхватываем какой-то предмет, потом снова рассматриваем в целом и фокусируемся на чем-то еще. То же самое делают операторы в кино и на телевидении, когда мы видим постоянное приближение-удаление от показа происходящего в целом до выхватывания отдельных лиц и предметов.

Всего планов пять:

Самый общий (человек в интерьере);

Общий (человек в полный рост);

Средний (человек по пояс);

Крупный (лицо);

Самый крупный (серьга, перстень, шрам).

Не обязательно все время перемещаться от самого общего к самому крупному и обратно. Проходить через все планы совсем не обязательно, можно перескакивать. Главное, чтобы репортаж не застревал в одном плане. У начинающих журналистов обычно не хватает крупных и самых крупных планов, из-за чего картинка получается нечеткой.

Шаг седьмой. Дополняем репортажным бэкграундом.

Репортажный бэкграунд - это информация, поясняющая сцены. Например, сцена: по улице едет машина, и внезапно из-под капота начинает валить дым. Варианты пояснений: машина совершила кругосветное путешествие, машина только что куплена на автомобильном рынке, машину водитель собрал сам и впервые выехал на испытания . Обратите внимание, как меняется восприятие сцены при каждом варианте бэкграунда.

Объем бэкграунда в большинстве репортажей - от четверти до трети текста. Но все зависит от сложности и наглядности темы. Например, в репортаже про штурм захваченной террористами школы в Беслане бэкграунд будет минимум. Журналисту достаточно просто описать, что он видел и как бегал вместе со штурмующими. А в репортаже с заседания суда бэкграунд может занять большую часть текста, так как нужно не только показать, как выглядит зал суда, что там делают и говорят, но и разъяснить, кого судят, за что судят, и что было на прошлых заседаниях.

Репортажный бэкграунд нужно вводить небольшими порциями, чередуя со сценами. Слишком большие блоки бэкграунда тормозят развитие действия, и читателя это может оттолкнуть. Если же бэкграунда мало или нет вообще, репортаж рискует рассыпаться на набор сцен, не совсем понятных читателю и не связанных единой линией.

Итак, репортаж за семь шагов:

1. Пробираемся туда, где читатель не был

2. Выявляем конфликт

3. Наблюдаем целенаправленно

4. Находим характерные детали

5. Определяемся с «красной нитью»

6. Пишем кинематографично

7. Дополняем репортажным бэкграундом

17.07.2015

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» - это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера - дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» . А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени . Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» - коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» - если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид - это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Татьяна Ковган

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

Уметь писать грамотные статьи, журналистские отчеты и эссе - это, конечно, хорошо и похвально, но этого далеко не достаточно для журналиста. Исходя из популярности, мы рассмотрим еще несколько жанров журналистики, с которыми вам непременно придется столкнуться.

Из четвертого урока вы узнаете:

Без лишних слов приступим к делу.

Как написать пресс-релиз

Пресс-релизом называют информационное сообщение для размещения в СМИ, которое включает в себя новость о человеке или организации, выпустившей пресс-релиз, и представление его или ее позиции на тему того или иного вопроса. Пресс-релиз - это основной PR-документ любой компании, т.к. позволяет донести до общественности важную тематическую информацию.

Пресс-релизы могут быть нескольких типов:

  • Пресс-релизы-анонсы. Информация в них сообщает о грядущих событиях. Используются для привлечения к событиям прессы. Кроме изложения особенностей самих событий, в таких пресс-релизах могут содержаться их предыстории.
  • Пресс-релизы-новости. Содержат информацию о прошедших событиях. Нередко включают в себя комментарии заинтересованных лиц и авторитетных персон.
  • Информационные пресс-релизы. Информируют о текущих, но еще не завершенных событиях. Включают в себя отчеты об актуальных изменениях или новых поворотах (предполагается, что суть событий уже известна публике).

Подготовка и писание пресс-релиза основываются на ряде правил:

  • Писать пресс-релиз стоит только в том случае, если информация действительно интересная и полезная, иначе работа может оказаться бессмысленной.
  • Материалы пресс-релиза должны быть профессионально ориентированы на конкретную аудиторию.
  • Материалы пресс-релиза должны быть злободневными и актуальными и включать в себя новые факты и статистические данные.
  • Материалы пресс-релиза должны легко восприниматься читателями и быть значимыми для них (для этого можно связать информацию с какой-то социально значимой проблемой).
  • Материалы пресс-релиза должны касаться событий текущего или предшествующего ему дня, либо событий, ожидаемых в обозримом будущем.
  • Приветствуется использование в пресс-релизах мнений руководителей, авторитетных личностей, экспертов или лидеров в какой-либо области.

Общие требования для написания пресс-релиза таковы:

  • Писать нужно доступным каждому языком, избегая научной терминологии.
  • Писать пресс-релиз нужно без употребления сленга, просторечных оборотов и большого количества эпитетов.
  • Нельзя использовать в тексте троеточия, восклицательные и вопросительные знаки (все предложения заканчиваются только точкой).
  • Нельзя использовать в тексте аббревиатуры, помимо общепринятых (если все-таки приходится это делать, то первый раз аббревиатура должна быть указана в скобках после названия).
  • Нельзя использовать в тексте слова «вчера» и «завтра» (использовать слово «сегодня» тоже не рекомендуется, но иногда допускается).
  • Имена, отчества и фамилии, упоминаемые в тексте впервые, пишутся полностью.
  • Пресс-релиз не должен быть перегружен цифрами (вместо них приводится общая статистика).
  • Предварительно нужно продумать содержание материала (он должен касаться только одного информационного повода, например, новости).
  • Пресс-релиз выстраивается по четкому плану (заголовок - введение - основная часть - заключение).
  • Заголовок следует делать емким, броским и запоминающимся.
  • Заголовок должен отвечать на вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Что?», «Кто?».
  • Первый абзац (лид) раскрывает суть информационного повода.
  • В лиде повторяется, дополняется и уточняется смысл заголовка (в нем должен содержаться максимум полезной информации).
  • Каждый последующий абзац дополняет первый.
  • Один абзац посвящен одному факту.
  • Можно использовать цитаты и комментарии экспертных лиц и руководителей в форме прямой речи.
  • Факты должны перечисляться в порядке убывания их значимости.
  • Не допускаются преувеличения и искажение информации, наличие разночтений.
  • Все сведения, содержащиеся в пресс-релизе, должны быть достоверными и проверенными (в работе нужно использовать несколько источников).
  • Пресс-релиз должен быть выполнен в повествовательном и деловом стиле.
  • Информации не следует придавать эмоциональную окраску.
  • Пресс-релиз должен быть выполнен в стилистике издания (или ресурса), где впоследствии будет опубликован.
  • Пресс-релиз нужно писать так, чтобы в любой момент его можно было сократить и составить заново.
  • Если пресс-релиз отправляется в редакцию какого-то издания или сайта для публикации, можно указывать не конкретную дату публикации, а вставлять фразу «Для немедленного опубликования».
  • Рекомендованный объем пресс-релиза: 1-2 страницы.

Чем больше ваш пресс-релиз будет соответствовать этим требованиям, тем больший отклик он получит как у издания, для которого подготавливается, так и у аудитории. Имейте в виду, что основная ошибка при написании подобных материалов - это низкая информативность. Поэтому очень удобно привязывать пресс-релиз к новостям, знаковым событиям, итоговым отчетам и знаменательным датам. Для примера на этой странице вы можете посмотреть примеры лучших пресс-релизов за 2017 год.

Как написать и представить репортаж

Репортаж по праву считается одним из самых популярных жанров журналистики, т.к. именно он чаще всего первым доходит до общественности после любого значимого события. Репортаж можно охарактеризовать как материал с места событий, который отличается оперативностью и объективностью.

Репортаж бывает нескольких разновидностей:

  • Проблемный репортаж. В нем не просто освещаются происходящие события, но и изучаются ставшие их причиной социальные явления. Предполагаются размышления автора, его анализ и оценка информационного повода.
  • Событийный репортаж. Поводом для него служат яркие и запоминающиеся события, инциденты или случаи, вызвавшие общественный резонанс. Отличается хронологической последовательностью, деталями и подробностями, точной датой, временем и местом происходящего.
  • Актуальный репортаж. Является мгновенным откликом на происходящее. Требует максимальной оперативности.
  • Постановочный репортаж. Автор сам режиссирует какое-то событие (проводит полевой медиа-эксперимент, провоцирует уличную демонстрацию, моделирует курьезную ситуацию и т.п.) и становится не наблюдателем, а его главным действующим лицом.
  • Тематически познавательный репортаж. Процессы и события в этом случае не обязательно представлять оперативно. До аудитории нужно донести максимум информации, раскрывая все грани информационного повода.

Особенности любого репортажа проявляются в тонкостях подачи материала. Отсюда вытекают и основные признаки этого жанра:

  • Повествование не должно быть отстраненным и сухим
  • Всегда присутствует авторское мнение и активная позиция
  • Информация преподносится в хронологическом порядке
  • В репортаже всегда есть наглядность и описательность
  • Репортаж всегда должен быть своевременным
  • Репортаж всегда соответствует фактам и предельно точен
  • В репортаже не допускаются никакие вымыслы

Однако структура репортажа остается достаточно простой:

  • Заголовок (он должен интриговать, «цеплять», привлекать внимание)
  • Вводный абзац - лид (в нем автор вводит читателя в курс дела)
  • Основная часть (раскрывает суть происходящего)
  • Заключение (в нем автор выражает свое отношение к происходящему)

Что касается стиля репортажа, то он должен определяться в зависимости от того, какие будут описываться события. К примеру, для описания конференции по рекламе или маркетингу подойдет деловой стиль, а если рассматривается какой-то концерт или стендап-шоу, нужно выбирать более свободную и даже несколько комичную форму. Но главное - это запомнить, что сухие репортажи, написанные протокольным языком, очень скучны и малоинтересны. Для оформления репортажа рекомендуется использовать фотографии и видео.

Также обратите внимание на несколько нюансов при написании репортажа:

  • Делайте текст репортажа конкретным и структурированным (для этого необходимо предварительно составлять план).
  • Не перегружайте текст ненужной бессмысленной информацией, громоздкими словесными конструкциями и нагромождением деталей (использующиеся детали должны оживлять сюжет).
  • Составляйте текст на основе причинно-следственных и логических связей.
  • Избегайте сленга, жаргона, нецензурных выражений.
  • В повествовании стремитесь к простоте и доступности.
  • Используя цитаты, переписывайте их максимально приближенно к оригиналу (цитаты нужно именно пересказывать, но делать их краткими и точно доносящими суть сказанного).
  • Воздерживайтесь от использования в тексте репортажа смайликов и ограничивайтесь в применении экспрессивной пунктуации (многоточий, вопросительных и восклицательных знаков).
  • Личное мнение включайте в текст методично, ненавязчиво и дозировано.
  • Описывайте только достоверные и проверенные факты (приукрашивать факты не допускается).
  • Используйте диалоги (они помогают превратить сухое представление информации в интересную историю).
  • Старайтесь использовать глаголы (они придают повествованию динамику и более точно передают авторское видение ситуации).
  • Не имея аргументации, воздерживайтесь от резких оценок и суждений.

И в завершении разговора о репортаже обращаем ваше внимание на то, что нередко молодые журналисты делают небольшие зарисовки с места событий или берут короткие интервью, считая, что этого достаточно для репортажа. На самом деле этого мало, и репортаж должен быть дополнен динамичным рассказом. Кроме того, нужно стремиться описывать происходящее, не превращая текст в рассказ о собственном отношении к ситуации. Также не следует концентрироваться на негативных сюжетах.

Как вести свою колонку

Колонка - это еще один достаточно интересный журналистский жанр, где автор представляет общественности свое мнение на какую-либо злободневную тему. Отличается тем, что регулярно публикуется в одном издании и размещается в одном и том же месте журнальной (газетной) полосы или сайта.

Вести собственную колонку - мечта множества журналистов, и если вы относитесь к их числу, то для начала рекомендуем вам составить грамотное резюме и разослать его в редакции интересующих вас журналов или сайтов. Очень важно, чтобы тематика ресурса или издания соответствовала вашим интересам (в них должен быть хотя бы раздел на подходящую вам тему). Помните, что если стиль журналиста и стиль издания или сайта расходятся, их сотрудничество вряд ли будет возможно. К резюме желательно прикрепить несколько статей или ссылок на опубликованные материалы.

Теперь о тонкостях ведения колонок:

  • В первую очередь нужно определиться с темой будущей колонки. На этом этапе следует подумать о том, о чем вы хотите писать. Тематика должна быть интересна лично вам и актуальна для окружающих. Как автор, вы должны разбираться в предмете и уметь грамотно и качественно преподносить информацию.
  • Начав вести колонку, не отходите от заданной тематики. Однако можно совмещать несколько тем: например, если в колонке о путешествиях хочется написать о кулинарии, можно раскрыть тему национальных блюд разных стран и т.д. Если тема исчерпана, колонку следует закрыть. Вместо нее можно начать вести новую колонку. Но лучше выбирать такие темы, которые можно освещать продолжительное время.
  • Чтобы поддерживать актуальность колонки на должном уровне, необходимо постоянно пополнять и обновлять свою базу знаний. Читайте литературу и смотрите видео по своему профилю, общайтесь с экспертами в выбранной области. Это позволит вам удерживать аудиторию и не надоедать ей. С практикой колонку можно будет расширить.
  • Поддерживайте контакт со своими читателями. В конце колонки всегда должны быть указаны ваши контакты. Для активизации читателей можно просить их давать вам обратную связь, оставлять комментарии, предлагать идеи. Помимо прочего, так вы сможете всегда отслеживать свои недочеты и лучше знать свою аудиторию.
  • Колонка должна быть составлена так, чтобы читатель мог получить достаточно информации, но при этом ему не нужно было много читать. Средний размер одного текста (поста) для колонки составляет от 500 до 1200 знаков без пробелов.

Чтобы грамотно вести колонку, нужно обладать и умением демонстрировать разные взгляды на одни и те же события и факты. Хороший журналист - это объективный журналист: он не склонен принимать чью-либо сторону или высказывать только свою позицию.

Поднимая какие-то проблемы, нужно предоставлять и их решения (в заключении любого текста должно предлагаться как минимум одно решение). Источники полученной для колонки информации желательно указывать всегда, но если, например, вы беседуете с человеком и он пожелал остаться неизвестным, об этом обязательно нужно упомянуть.

Категорически запрещены такие вещи, как плагиат, ложь, оскорбления, клевета. Большое внимание нужно уделять слабым местам своих текстов, построению предложений, орфографии, пунктуации и правописанию. Читатели могут быть очень умны, а это значит, что они в любом случае запомнят не только ваши сильные черты и победы, но и слабости и промахи. И никогда нельзя позволять использовать себя в качестве орудия чьей-либо пропаганды. Профессионализм в журналистике - это объективность, стремление к правде, желание помочь людям (кстати, вы можете познакомиться с лучшими колонками 2015 года).

Как взять и представить интервью

Интервью можно смело назвать одним из самых сложных жанров в журналистике, тем более для начинающих журналистов. Но с помощью рекомендаций, представленных ниже, овладеть им сможет каждый.

Итак, перед тем как брать интервью требуется подготовить как можно больше интересных и оригинальных вопросов и собрать о герое интервью максимальное количество информации. После этого можно совершать звонок и договариваться о встрече или об отдельном звонке для интервью. Об официальных требованиях к визиту мы говорить не будем, т.к. пунктуальность, подходящий гардероб, ухоженный внешний вид, доброжелательное отношение и собеседника должны быть само собой разумеющимися.

Поэтому перейдем к советам непосредственно для взятия интервью:

  • Интервью лучше начинать не с прямого вопроса, а с авторских слов, содержащих ответ на первый вопрос, который будет задан. Собеседник просто должен уточнить его. Такой прием также позволяет перевести диалог в форме вопросов и ответов в интересную беседу.
  • Интервью не следует делать слишком громоздким. Если собеседник - не знаменитость или важная персона, если его слова не несут в себе нечто сенсационное, пяти-шести вопросов может вполне хватить.
  • Ответы не должны превосходить вопросы по объему больше чем в три раза.
  • Нельзя дважды задавать одни и те же вопросы, даже если они интерпретированы в разной форме.
  • Собеседника нужно всегда направлять в русло аудитории, чтобы интервью было интересно и ему и читателям.
  • После интервью не должно оставаться недосказанности.
  • Последние слова лучше оставить за собеседником. Но если подводить итог приходится вам, нейтральной фразы типа «Успехов вам» будет достаточно.

При оформлении интервью в текстовый материал нужно руководствоваться рядом требований:

  • Заголовок рекомендуется давать авторский, но отражающий самую «сильную» мысль собеседника или самую ценную деталь из сказанного им.
  • Иногда в заголовок интервью эффективно вставлять какую-то яркую, возможно даже провокационную фразу собеседника.
  • Если одна и та же мысль вашего собеседника повторятся, смело вырезайте ее из текста.
  • Если собеседник допустил ошибки или не точности, исправляйте их.
  • Если собеседник употребляет в речи сложные для понимания термины, заменяйте их более понятными.
  • В подписи к интервью достаточно использовать свои имя и фамилию (иногда перед ними ставится приписка «Беседовал»)

Конечно, это лишь основы интервью, и на практике вы наверняка столкнетесь с немалым количеством других моментов, на которые потребуется обратить внимание. Но с опытом вы выработаете свой индивидуальный стиль интервьюирования и научитесь находить подход практически к каждому человеку. И еще: советуем ознакомиться с нашими статьями « » и « », информация из которых вам пригодится на практике.

Подытоживая материал последних двух уроков, скажем о том, что важно уметь не только искать проверенную и достоверную информацию для любых журналистских материалов, но и грамотно и эффективно проверять готовые материалы перед публикацией или презентацией. От этого зависит и последующее восприятие ваших статей, отчетов, репортажей и т.д. аудиторией, и последующее восприятие вас как профессионального автора и журналиста. Поэтому в пятом уроке мы подробно рассмотрим основы методики и техники редактирования.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.