ТКО в квитанции: из чего складывается тариф. Мировые тренды в решении вопроса утилизации мусора. Когда заработает новая система коммунальных услуг

С начала 2019 года система сбора и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) кардинально изменится. Согласно ФЗ № 458 от 29.12.2014 письма Минстроя № 45067-АЧ/04 от 30.12.16, каждый субъект Российской Федерации будет разделен на зоны, где выберут региональных операторов, занимающихся вывозом и утилизацией ТКО.

Региональный оператор будет выбираться по правилам, установленным Пост. № 881 от 05.09.2016. Компания, выбранная на конкурсной основе, будет отвечать за все этапы сбора, переработки и утилизации .

У фирмы, планирующей стать региональным оператором, должны быть гос. регистрация на территории РФ, комплект документов на работу с отходами 1-4 кл., а также необходимые технические, технологические и транспортные условия и возможности.

Кроме того, компания не должна находиться в стадии банкротства, иметь долги и штрафы за нарушение законов об обращении отходов. Предпочтение будет отдаваться фирмам, использующим передовые экологичные методы работы с отходами, а также делающим упор на сортировку мусора.

Заботу о местах сбора мусора возложат на региональных операторов

Выбранные региональные операторы будут отвечать за все вопросы, связанные с вывозом . Кроме текущей работы, на них возложат задачи по ликвидации незаконных свалок на принадлежащей территории. В зоне ответственности будет находиться также чистота мусорных контейнеров в месте сбора ТКО. В результате у каждой выброшенный бумажки появится хозяин, который будет отвечать за её утилизацию.

Исчезнет правовой пробел, из-за которого многие места сбора мусора выглядят непрезентабельно. Сейчас за зоны сбора ТКО, находящиеся на муниципальной земле, отвечает муниципалитет, а за площадки для мусорных контейнеров, расположенные на придомовых территориях, отвечает управляющая компания. С 2019 года такого больше не будет. Ответственным за все площадки станет региональный оператор. Именно его представителю нужно будет жаловаться, если после мусоровоза остался разлетевшийся и неубранный мусор.

Сбор ТКО станет раздельным

Операторы должны будут обеспечить население достаточным количеством контейнеров для бытового мусора. В один контейнер будут собираться отходы, подлежащие сортировке, а в другой – несортируемые. При нарушении этих правил с компаний, занимающихся сбором и транспортировкой отходов, будут брать повышенную плату за принятие полигоном несортированного мусора. В некоторых регионах за 1 м² мусора, не прошедшего сортировку, придётся заплатить в 10 раз больше.

К сожалению, все издержки, связанные с внедрением новых законов, зачастую будут заложены в стоимость услуг и переложены на плечи жильцов. Как показывает практика, во многих регионах именно так и произошло. Из регионов уже поступают сведения о значительных повышениях платы за вывоз ТКО. Согласно N 486-ФЗ от 28.12.16 г., все россияне до 1 июля 2018 г. будут ознакомлены с новыми расценками на эту услугу.

Мусорным полигонам не будут выдавать лицензии без оборудования участков сортировки ТКО

Такое решение было принято во многих областях, в том числе в Ленобласти, где было официально объявлено, что с 2019 г. ни один мусорный полигон, не имеющий системы сортировки, не сможет получить или продлить лицензию. Это позволит снизить объем захораниваемых ТКО на 20%.

Похожие решения приняли и другие области РФ, где на мусорных полигонах спешно возводятся участки сортировки. Многие из них строятся по иностранным технологиям, позволяющим извлекать из мусора материалы, подлежащие повторной переработке – стекло, пластик, металл, бумагу, резину, электронику. Такое положение дел полностью отвечает Распоряжению № 1589-р от 25.07.2017 о товарах, не подлежащих захоронению. Поэтому, начиная с 2019 г., российские полигоны для сбора мусора постепенно переоборудуют в технопарки с многоэтапной сортировкой отходов.

Какие еще сложности возникнут на пути внедрения новой системы сбора и утилизации ТКО неизвестно. Но с 2019 года все нововведения вступят в силу, и Россия, возможно, станет страной цивилизованных свалок.

Однако этот процесс будет сопряжен с переоформлением большого количества разрешающих и лицензирующих документов. Поскольку процедура сбора бумаг, получения разрешений и лицензий связана с большим количеством спорных и неопределённых вопросов, ее лучше поручить компании, оказывающей такие услуги.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Более известные как ТБО, твёрдые коммунальные отходы – это остатки продуктов и предметы, использовавшиеся в быту и утратившие свои потребительские характеристики. Разберемся, что такое ТКО или ТБО?

Федеральный закон от 29.12.2014 №458 – ФЗ внес изменения в само понятие ТБО. Появился новый термин, ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы? Это жилых домов. А вот понятие ТБО шире, к нему также относится мусор, образовавшийся на предприятиях, схожий по составу с бытовыми ТКО. Понятие твердые коммунальные отходы включает в себя еще несколько групп отходов.

Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:

  1. Биологический мусор.
  2. Бытовые отработки, иными словами обычный мусор.

Таким образом, ТКО – самая разнообразная группа отходов. Из всего разнообразия можно выделить основные разновидности:

  • биологические остатки
  • синтетические ТКО
  • целлюлоза
  • нефтепродукты

Обращение с ТКО

Изменения в федеральном законе также коснулись вывоза отходов ТКО. Если раньше этим должны были заниматься управляющие компании, они же и устанавливали стоимость вывоза для жителей. То сейчас это обязанность региональных операторов. Установлена определенная схема вывоза. Мусор вывозят на близлежащие полигон ТКО.

Стоит понимать, что невозможно резко перейти со старой системы на новую. Это планируется сделать постепенно. Ориентиром служит 2017 год. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами прописаны в нормативных документах и постепенно дорабатываются.

Региональный оператор

Под этим термином понимается юридическое лицо, занимающееся обращением с ТКО на установленной территории. Для этого необходимо заключение договора на оказание услуг с управляющими компаниями или непосредственно с собственниками.

Оператор выбирается конкурсным путем. Договор с ним заключается на срок от 10 лет. Прежде плата за эту услугу рассчитывалась исходя из площади помещения, имеющегося у собственника. Сейчас же плата будет устанавливаться из расчета норматива твердых коммунальных отходов на человека.

Норматив накопления – средний объем ТКО за единицу времени, согласно ФЗ № 89.

Утилизация ТКО

Существует несколько способов избавления от нежелательного мусора.

Захоронение

Наиболее финансово выгодный способ. Но вместе с тем он пагубно влияет на природу и нерационально занимает территорию. Складирование ТКО осуществляется на специальных свалках и полигонах, оборудованных необходимыми объектами.

Полигоны для захоронения должны находится за пределами жилых, рекреационных, водоохранных зон, лечебных учреждений, мест массового отдыха. Недопустимо захоронение радиоактивных, токсичных, то есть опасных отходов.

В процессе разложения отработок вырабатываются вредные пары. Они наносят ущерб состоянию почвенного покрова, близлежащим грунтовым и поверхностным водам, атмосфере, а также могут причинить вред человеку. При выделении газов велика вероятность их возгорания. В такой ситуации свалочный газ требует должного обращения, то есть нуждается в сборе и утилизации.

Преимуществом этого метода является его дешевизна. Но вместе с тем, для этого необходимы большие территории, которые в дальнейшем будут непригодны для хозяйственных работ и жизнедеятельности. Чтобы исправить ситуацию необходимо будет потратить большое количество времени и вложить в это много средств.

Сжигание

Самый популярный способ. На выходе образуется зола, занимающая значительно меньше места, нежели первоначальные ТКО. Как правило, оставшаяся зола вывозится. Этот способ имеет недостатки. В процессе сжигания ТКО выделяется большое количество токсичных веществ.

Остатки веществ пагубно влияют на природу поблизости этого места.Чтобы избавится от этого недостатка, необходимо применять печи дожигания. Они осуществляют нейтрализацию вредных веществ. Современные мусоросжигательные печи имеют систему очистки и генератор электроэнергии.

Преимуществами этого метода являются небольшие финансовые затраты, уменьшение объема остатков. Кроме того, выделившееся в процессе сжигания тепло можно использовать для выработки электроэнергии и для отопления. Главным недостатком является токсичность.

Разновидностью сжигания является пиролиз – термическое разложение отработок в отсутствии воздуха. Он способствует сохранению окружающей среды.

Компостирование

Благодаря компостированию утилизируется до 30% ТКО, это касается безопасных . Для облегчения борьбы с ТКО необходима их систематическая сортировка. Все чаще в российских дворах можно увидеть контейнеры для определенных видов ТКО. Например, контейнеры для пластиковой тары, стеклобоя, бумаги.

Все более популяризируются мусоросборники для опасных ТКО:

  • использованных батареек
  • отслуживших градусников
  • старых ламп

Чтобы опасные бытовые отходы не успели нанести непоправимый вред среде, они подлежат сортировке.

Переработка вторсырья

ТКО являются востребованным вторсырьем, вторичное использование позволяет производить большое количество продукции, например бумажная продукция, стеклотара, разнообразные отработки из металла и пластика.

Переработка мусора во вторсырье позволяет не только уменьшить количество утилизируемых отходов, но и сэкономить природные ресурсы, количество которых с каждым годом все уменьшается.

Подходящие для повторной переработки:

  • Лом черных и цветных металлов. Металлические остатки сортируются в процессе магнитной сепарации, прессуют, пакетируют и отправляют на предприятия литейного производства для переплавки.
  • Пластмассы. Повторное использование полимерных остатков проблематично ввиду степени их загрязнения. К тому же вторсырье не соответствует качественным требованиям. Перерабатывать полимеры во вторсырье более затратно, нежели производить первичное. Вторичная переработка осуществляется только в случае отсутствия жестких требований к полученному материалу.
  • Стеклотара. Используется для производства технического стекла, применяющегося в строительстве. Для этого стеклобой сортируют, очищают, сушат, измельчают и нагревают с последующей переплавкой.
  • Макулатура. После сбора бумажных отходов, в первую очередь сырье сортируют. После получают макулатурную массу и очищают ее. В дальнейшем массу могут подвергнуть обесцвечиванию и в конечном итоге отправляют на производство бумаги. Новая бумага производится при помощи обработанного вторсырья и первичного сырья в совокупности.
  • Древесина. Этот материал востребован в строительстве. Переработка позволяет сэкономить на затратах производства первичной продукции.
  • Отслужившая электроника. При переработке отслуживших электронных плат можно получить золото, серебро, палладий, а также, никель, железо, медь и стеклополимеры. Отсортированный металл затем отправляется в плавильную печь.
  • Нефтепродукты. Асфальт, битум, масла.

Каждому виду отходов соответствует своя технология переработки. Смешанные ТКО сортируют при помощи разнообразных видов сепарации.

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

* В расчетах используются средние данные по России

1. ВВЕДЕНИЕ

Отходы в общем смысле – это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Все отходы можно классифицировать по нескольким признакам:

По происхождению

    промышленные / производственные (топливо-энергетический комплекс, металлургия и др.)

    коммунальные

    медицинские

По составу

    техногенные

    биологические

По агрегатному состоянию

  • газообразные

По классу опасности (для человека и/или окружающей среды); в Российской Федерации принята следующая классификация

    1 класс – чрезвычайно опасные

    2 класс – высоко опасные

    3 класс – умеренно опасные

    4 класс – малоопасные

    5 класс – практически неопасные

2. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ

В среднем в России ежегодно образуется около 3,5 млрд. т отходов, 40 млн. т или 16% из которых приходится на так называемые твердые коммунальные (или бытовые) отходы. В настоящее время из этого объема утилизируется 10%, из которых 3% сжигается, 7% поступает в промышленную переработку. Потенциал же переработки ТБО оценивается на сегодняшний день в 14 млн. т. Около 90% (более 35 млн. т мусора) вывозятся на мусорные полигоны с целью захоронения.

Рисунок 1. Структура отходов в России


Рисунок 2. Структура ТБО в России

Рисунок 3. Структура рынка переработки ТКО

Согласно статистическим данным, полученным в ходе анализа рынка, можно выделить следующие факты:

    на свалки ежегодно попадает 15-20 млн. т органических отходов, что составляет 30-40% от общего объема органических удобрений, используемых сельским хозяйством в России

    ежегодный объем отходов бумаги и картона (около 15 млн. т) в три раза превышает объем производимой в России целлюлозы

    ежегодный объем отходов стекла (3,1 млн. т) практически равен объему стеклотары, производимому в Германии

    при захоронении безвозвратно теряется примерно 11,3 млн т, что эквивалентно объему производства бумаги и картона в Финляндии, которая является основным экспортером данного вида товаров

    требуемые инвестиции в развитие вторичной переработки в России, в результате чего можно достичь переработки на уровне 40% от общего объема, - 44 млрд. евро

Состав ТБО теоретически позволяет использовать 60-80% общего объема в качестве сырья для промышленности (35-45%) или для компостирования (25-35%). Однако, из-за отсутствия раздельного сбора мусора, извлечь этот объем не представляется возможным. Сортировка перевезенных ТБО в смешанном контейнере позволяет получить не более 11-15% вторичных ресурсов. Биоразлагаемые (органические) отходы в этом случае использовать практически невозможно.

Рынок сбора и переработки отходов всех видов считается одним из наиболее прибыльных. В России на сегодняшний день под утилизацией прежде всего понимается складирование твердых бытовых отходов на мусорных полигонах. При этом, переработки как таковой не происходит. В небольших объемах перерабатываются электронные отходы, доля полимерных отходов, что связано с более простым дальнейшим использованием продуктов переработки и спросом на них.

Таким образом, основными бенефициарами рынка на сегодняшний день являются владельцы мусорных полигонов. По оценкам экспертов, в 2016 году только на полигоны Подмосковья попало 5 млн. тонн мусора, а выручка полигонов составила 1,5 млрд. рублей. Таким образом, можно подсчитать, что стоимость выгрузки 1 тонны мусора составляет 300 рублей. Складирование отходов на полигонах вредит окружающей среде, но это значительно более дешевый способ утилизации, чем вторичная переработка.

Еще одна тенденция рынка сегодня – это конкуренция операторов, осуществляющих вывоз бытовых отходов. В некоторых регионах (например, Новосибирск, Пермь) это приводит к проблемам, отражающимся, в первую очередь, на населении: мусор не вывозится неделями, появляются стихийные свалки в пределах жилых районов.

В 2016 году Правительством прорабатывался вопрос о возможности монополизации рынка сбора отходов в регионах. Согласно законопроекту, в каждом регионе определяется оператор-монополист, отвечающий за сбор отходов; он будет обращаться со всеми твердыми коммунальными отходами, а также с отходами, приравненными к ним – например, отходы от бизнес-центров. Оператор имеет право нанимать субподрядчиков для выполнения части работ. С точки зрения Правительства, это позволит упорядочить деятельность операторов и повысить их ответственность. С точки зрения переработчиков отходов, такой шаг негативно повлияет на рынок утилизации и вторичной переработки. В частности, потому что монополист сможет устанавливать завышенные цены на сдачу собранных отходов переработчикам.

Готовые идеи для вашего бизнеса

По словам переработчиков, структура работы на рынке сегодня выстроена неверно, что затрудняет процесс вторичной переработки и отпугивает многих новых игроков. В частности, зачастую отходы приобретаются у перекупщиков, а не напрямую о оператора, что влияет на цену. Отсутствует одно из важных звеньев – заготовители, которые занимаются сбором отходов у населения и его предварительной сортировкой. Мусор сейчас практически не сортируется – только в отдельных местах установлены урны для раздельного сбора мусора. Под некоторыми местами следует понимать некоторые торговые центры и единичные кварталы некоторых городов России – то есть менее одного процента от общего объема.

Переработчики отмечают также значительный дефицит сырья, производственные мощности по переработке, например, ПЭТ-тары загружены на 50-60%. Это связано с низким качеством приобретаемого сырья, которое требует досортировки, что влечет финансовые и временные затраты. В некоторых случаях переработчики заключают прямые договоры с организациями на забор отходов, а также самостоятельно устанавливают урны для определенного вида отходов в жилых районах городов.

Увеличить объема отходов, попадающих к переработчикам, теоретически возможно при отсутствии промежуточного звена перекупщиков, когда сырье будет напрямую попадать от регионального оператора к переработчику. Тем не менее, и при такой схеме существует опасность того, что оператор сможет устанавливать завышенные цены, по которым работать будет невыгодно. Появление оператора-монополиста также автоматически сделает невозможным самостоятельный сбор мусора у населения напрямую переработчиками.

По оценкам экспертов, в России ежегодно образуется 1 200 тысяч тонн отходов электронного и электротехнического оборудования. По данным Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники, перерабатываются только 70 тысяч тонн в год. В этом сегменте наблюдается следующая тенденция: население в целях экономии сдает старую технику не специализированным переработчикам, а организациям, заготавливающим лом черных и цветных металлов. Такая ситуация отрицательно сказывается на экологии.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Из положительных новостей в этом сегменте можно выделить создание технологии, которая позволяет утилизировать климатическую и холодильную технику без потерь фреона и прочих хладагентов, разрушающих озоновый слой, что ранее было невозможно. Кроме того, техника утилизируется полностью, вплоть до полимеров.

В торможении развития раздельного сбора мусора заинтересованы также владельцы мусорных полигонов, зачастую имеющие и собственный автопарк, что позволяет зарабатывать еще на порядок больше. Ситуацию может исправить только государственное регулирование, если будут приняты нормы по раздельному сбору бытовых отходов. Сегодня за решение этих вопросов отвечают местные комитеты по благоустройству, которые регулируют тарифы на сбор мусора. Участники рынка считают, что основным мотивирующим фактором для населения будет разница в тарифах на вывоз раздельно собранного и смешанного мусора. При этом, разница должна быть весьма существенной, чтобы заставить население пойти на дополнительные трудозатраты при сортировке.

К проблемам рынка можно отнести значительную часть теневого сектора. Согласно отчетности, утилизация в стране практически не проводится. На деле же, без реальной отчётности невозможно ввести адекватные тарифы.

Изменения, которые произошли в законодательстве в 2015-2016 гг.:

ФАС утвердила «Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»

Минстрой России завершил разработку подзаконных нормативных правовых актов, определяющих четкий порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения и утилизации ТКО

Минстрой России внес предложение об изменении законодательства по отходам:

    включение в перечень расходов регионального оператора сортировку твердых коммунальных отходов

    уточнение правил внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утвердила форму расчета суммы экологического сбора

Готовые идеи для вашего бизнеса

2017 год объявлен Годом экологии в России; затраты на проведение мероприятий, приуроченных к Году экологии, оцениваются в 194 млрд рублей

Утвержден регламент по лицензированию работ с отходами

Сформирован перечень отходов, подлежащих утилизации

Вводится запрет на захоронение:

    с 1 января 2017 года – лом и отходы черных и цветных металлов, а также отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть

    с 1 января 2018 года – отходы бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, а также отходы продукции из термопластов, стекла, изделий из стекла

Вводятся твердые тарифы муниципалитетов на сбор и транспортировку отходов

В обязательном порядке вводится разработка территориальных схем в области обращения с отходами в регионах

В обязательном порядке проводится выбор регионального оператора по обращению с отходами

По оценке Федеральной антимонопольной службы, рынок отличается весьма низкой конкурентоспособностью, особенно на региональном уровне. По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы для городов с численностью населения более 100 тыс. чел.:

45% городов – деятельность по вывозу отходов осуществляет один хозяйствующий субъект, преимущественно муниципальные предприятия

39% городов – деятельность осуществляют одновременно два-три субъекта

При этом, на рынке сортировки и переработки ТБО деятельность ведет значительно более количество субъектов, в частности, предприятия малого бизнеса. Основные виды деятельности, осуществляемые данными предприятиями:

Сбор и транспортировка ТБО к месту сортировки

Сортировка отходов с отбором тех видов, которые могут быть переработаны в дальнейшем (утильных фракций)

Прессование утильных фракций

Вывоз неиспользуемых в переработке отходов для их захоронения

В результате этой деятельности получаются брикетированные отходы. В случае раздельного сбора мусора и при отсутствии необходимости дополнительных работ по сортировке выход брикетированной утильной фракции, пересылаемой промышленным предприятиям для дальнейшей переработки, может составлять до 97% общего объема мусора; оставшиеся 3% отправляются на захоронение или уничтожение.

К перспективам рынка отходов эксперты относят следующие:

    Объем рынка переработки отходов – до 3,5 млрд долларов в год, из них ТБО – 1,5-2,0 млрд долларов

    малое количество мусороперерабатывающих заводов (около 250), мусоросортировочных комплексов (около 50), мусоросжигательных заводов – (11), что означает большие возможности для роста

    Основные перерабатывающие предприятия расположены в преимущественно в крупных городах (особенно в Москве)

    Отсутствие заводов переработки полного цикла

    Твердые тарифы муниципалитетов на сбор и транспортировку отходов

    Недостаток современных технологий и механизмов утилизации отходов

    Изменения в законодательстве Российской Федерации

Все эти факторы делают сферу инвестиций в мусоропереработку России перспективной и привлекательной. Наибольшее количество компаний осуществляют деятельность в сфере перевозки бытовых отходов, либо специализируются на переработке одного вида отходов (макулатура, пластик).

При низкой конкуренции, стоимость входа на рынок переработки бытовых отходов достаточно велика – от 2 млн евро для открытия мусоросортировочного комплекса и от 20 млн. долларов для строительства мусороперерабатывающего завода. Наиболее прибыльным видом бизнеса на сегодняшний день является специализация на переработке определенного вида отходов, но только в том случае, если есть гарантированный доступ к этим отходам.

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

49 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 22006 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что строительная отрасль в настоящий момент находится на завершающем этапе роста последних лет, за которым последует длительный спад. Длительност...

Рентабельность туристической отрасли остается и, по всей видимости, в течение ближайших лет будет оставаться на низком уровне. Тем не менее, в целом по рынку не ожидается серьезных потрясений, участни...

Производство тритикале в России с 2009 по 2016 гг. возросло на 22,8%. Крупнейшим регионом-производителем данной культуры является Белгородская область, имеющая долю 16,9%.

Несмотря на снижение платежеспособности населения и снижение потребления некоторых видов рыбы и морепродуктов, западные санкции привели к значительному снижению объемов импорта, который занимал более...

Производство спецодежды является отраслью, привлекательной для частных инвестиций, в том числе и для малого и среднего бизнеса.

Аббревиатура ТБО расшифровывается как «твердые бытовые отходы». Иначе говоря, ТБО – это вещи, лишившиеся своих потребительских свойств: макулатура, разбитое стекло, остатки пищи и т. д. Их можно условно разделить на биологические и небиологические. Все это образуется в квартирах ежедневно и составляет основную долю всех городских твердых отходов.

До декабря 2014 года аббревиатура ТБО присутствовала в официальных документах, но с федеральным законом № 458 ее заменили на ТКО. Поэтому разницы между ТБО и ТКО нет.

Сделаны эти поправки были для того, чтобы нормализовать ситуацию с загрязнением окружающей среды. Твердые отходы, годами гниющие на свалках, привели к серьезному ухудшению экологической обстановки во многих крупных городах. Изменения в законодательстве направлены на борьбу с загрязнением и увеличением перерабатываемого мусора.

Расшифровка ТКО и ТБО

Согласно принятому в декабре 2014 года закону, ТКО – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях и являющиеся результатом человеческой деятельности, или вещи, которые не могут выполнять свои функции. Отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже относятся к этой категории, и именно этот пункт делает понятие «твердые коммунальные отходы» шире чем «твердые бытовые отходы».

Для обычных граждан разница между этими аббревиатурами не принципиальна, она важна для организаций, занимающихся сбором и вывозом мусора, так как понятие «ТБО» теперь перешло разговорную речь и не может использоваться в официальной документации.

Замена ТБО на ТКО потребовалась для разъяснения ситуации, связанной с вывозом твердых отходов. Если для утилизации ТБО были важны статус (жилое или нежилое) и площадь помещения, то стоимость коммунальных услуг за сбор коммунальных отходов зависит от нормативов, установленных на потребителя в зависимости от его статуса. Теперь жители многоквартирных зданий будут платить за уборку мусора меньше, чем предприятия.

Способы утилизации ТКО

Есть несколько вариантов избавиться от ТКО:

  • захоронение;
  • сжигание;
  • компостирование;
  • переработка.

Захоронение ТКО

На первый взгляд, захоронение твердых отходов на полигонах является самым дешевым способом, но на практике это не совсем так.

Полигоны для твердого мусора должны располагаться вдалеке от жилых, рекреационных, водоохранных районов, нельзя, чтобы рядом со свалками были больницы и парки. Они занимают огромные территории, и если в будущем потребуется их использование, придется потратить много денег и времени, чтобы на них можно было заниматься сельским хозяйством и стоить жилые здания.

Свалки наносят огромный вред почве и воздуху, загрязняют грунтовые воды. Кроме того, в процессе разложения отходов выделяется газ, который может загореться. Чтобы избежать пожара, его необходимо собрать и утилизировать.

К тому же, захоронение радиоактивных и токсичных твердых отходов запрещено, и для них нужен другой метод утилизации.

Сжигание ТКО

Самым распространенным способом утилизации ТКО является сжигание. В отличие от захоронения, требующего много пространства, после сжигания от твердых коммунальных отходов остается только зола.

Еще одним преимуществом этого метода является его дешевизна. Кроме того, побочным эффектом от сжигания является выделение тепла, которое можно использовать для отопления и иных целей.

Как и в случае с захоронением, главным недостатком сжигания является вред, наносимый окружающей среде. При горении твердые отходы выделяют токсичные вещества, загрязняющие воздух и воду. Но современные мусоросжигатели оснащены системой очистки и не вредят природе.

К сжиганию относится и пиролиз – разложение твердых коммунальных отходов под воздействие высокой температуры в безвоздушной среде. Этот метод тоже безопасен для природы.

Схема пиролиза ТКО

Компостирование – это разложение коммунальных отходов микроорганизмами. Утилизировать таким способом можно только органические виды мусора. В результате такой переработки получается компост – натуральное удобрение, которое в дальнейшем используется в сельском хозяйстве.

Этот способ является простым и дешевым, но для его реализации необходима сортировка мусора. Единственным недостатком является неприятный запах, выделяемый в результате гниения.

Переработка ТКО

К ТКО относится большое количество мусора, который можно использовать вторично:

  • чермет и цветмет отправляется на литейные заводы для последующей переплавки;
  • пластик , если он не сильно загрязнен, а к полученному после переработки материалу нет жестких требований;
  • стекло , которое после переработки можно использовать в строительстве;
  • макулатура , из которой делают бумагу;
  • дерево , которое в дальнейшем может пригодиться в строительстве;
  • бытовая электроника , из электронных плат которой отсортированный металл отправляется на переработку;
  • нефтепродукты : асфальт или битум.

Для каждого вида отходов существует своя технология переработки. Использование вторсырья в производстве позволяет сэкономить природные ресурсы.

Классификация ТКО и их переработка, выражена в процентах

Варианты экономии на мусоре

Изменения в закон были внесены, чтобы урегулировать систему вывоза и переработки мусора. Раньше отходы либо вывозили и скидывали на полигон, не разбираясь, есть ли там сырье, пригодное для переработки, либо забирали только то, что относится к ТБО, а остальное скидывали на ближайшую свалку.

Теперь управляющая компания обязана следить за накоплением отходов и чистотой контейнеров, снижать стоимость услуг по обращению ТКО за переработанный твердый мусор.

Существуют способы снизить плату за этот вид коммунальных услуг:

  • Стоимость услуг зависит от количества людей, постоянно проживающих в квартире. При отъезде в отпуск или командировку на срок более 5 суток стоит подать заявление на перерасчет.
  • Если предоставляемые оператором услуги низкого качества (несвоевременный вывоз коммунальных отходов и т. п.), следует написать претензию. В таком случае оператор обязан заплатить штраф, а жильцы могут добиться снижения оплаты.
  • При разделении твердых отходов плата рассчитывается исходя из объема, а не нормативов на каждого жильца. К тому же, конечный счет за услуги снижается за счет мусора, переданного на переработку.