TKS в Кубинке. «Бронетараканы» Второй Речи Посполитой

(Польша)

Польские танковые войска были сформированы в 1919 году, когда Польша отделилась от России и получила независимость. Непосредственное участие в процессе вооружения армии этой страны приняла Франция. Кроме финансовой поддержки, Франция также направила в Польшу военных специалистов, при помощи которых была организована Высшая военная школа и закуплена боевая техника, в том числе самолеты и танки. Предоставленные Польше 120 машин Рено ПЧ7 вошли в состав 1-го танкового полка и вскоре уже участвовали в боях против Красной Армии. 7 танков стали трофеями советских войск, а 19 были потеряны в сражениях. После войны польские танковые части пополнились еще некоторым количеством П-17, и до начала 30-х годов танки этого типа были самыми распространенными в Польше. Поскольку они быстро устаревали, стране пришлось заняться созданием собственных бронированных машин. Первыми образцами гусеничной бронетехники, которые освоила польская промышленность, стали танкетки ТК-3 и ТКБ. Накануне Второй мировой войны парк бронетанковых войск Польши на две трети состоял из этих машин.

В 1929 году Польша в числе первых стран закутила в Великобритании десять танкеток «Карден-Лойд» Мк VI и лицензию в их производство. Однако английскую машину в Польше не строили, а было принято решение разработать на ее основе улучшенный образец. В 1930 году были изготовлены две польские опытные танкетки, ТК-1 и ТК-2, отличавшиеся от зарубежного прототипа улучшенной подвеской, трех-скоростной коробкой передач, иным способом размещения двигателя и прочими новшествами. Пулемет «Браунинг» калибра 7,92 мм мог переставляться на наружный штырь и использоваться в качестве зенитного. Открытая сверху рубка имела броню толщиной 6-8 мм.

В 1931 году завод «Урсу» в Варнаве построил танкетку ТК-3 с бронированной крышей рубки и дополнительной листовой рессорой подвески опорных катков. Именно она была запущена в серийное производство, и за три года было изготовлено 280 таких машин. В процессе эксплуатации танкетки выявились ее недостатки: неудачная установка пулемета, недостаточная защищенность и теснота для обоих членов экипажа. Поэтому в 1933 году начался выпуск усовершенствованной модификации, ТКБ, имеющей увеличенный внутренний объем и лучшую защиту корпуса. Пулемет получил установку, обеспечивающую горизонтальный сектор обстрела 48˚ вертикальный - 35˚.

Снаружи корпуса вновь появилось дополнительное крепление в виде вилки, на которую мог переставляться пулемет для ведения зенитного огня. Стрелок командир при этом должен был находиться снаружи машины Кроме установки более мощного двигателя, была усилена подвеска катков и увеличена ширина гусениц, что привело к лучшей проходимости танкетки. Шестицилиндровый двигатель «Польский Фиат» 122АС мощностью 42 л. с. позволял машине развивать скорость 40 км/Ч.

Командир вел наблюдение на поле боя через перископ и три смотровые щели. До 1937 года было построен около 280 ТКБ

К моменту нападения Германии на Польшу в строю оставались 403 танкетки обоих танков и 250 легких танков. В бой было отправлено все, включая резервы. Но польская бронетехника, и в первую очередь танкетки, была уничтожен превосходящими силами противника. Уцелевшие и захваченные вермахтом ТК-3 и ТКБ использовались затем в качестве транспортеров боеприпасов и для несения охранной службы тыловых объектов после замены вооружения на пулеметы германского производства. Польская кампания выявила несостоятельность танкеток на поле боя. При встрече с немецкими танками они были обречены на поражение. Пулеметы и даже 20-мм пушки, установленные на некоторых машинах, не могли нанести существенных повреждений бронетехнике врага. Нанести урон противнику смогли только легкие танки типа 7ТР.

1.3.1. Польская кампания - танковая война (польские танки)

Польша - состояние и тактика бронетанковых войск

К моменту вторжения немцев в Польшу в 1939 году польская армия располагала 169 танками 7ТР, 38 танками «Виккерс 6-тонный», 67 легкими танками «Рено» FT-17, оставшимися еще с первой мировой войны, 53 легкими танками «Рено» R-35 (которые были переброшены в Румынию, не приняв участия в боях), приблизительно 650 танкетками TK/TKS и около 100 различных бронированных машин. Понятно, что эти скромные силы не имели шансов на победу над немцами, вооруженными более чем 3000 танков; в результате большая часть польской бронетанковой техники очень быстро была уничтожена, а то, что уцелело, попало в руки немцев.
Немалую роль в быстром разгроме польских бронетанковых войск имело и то, что в боях поляки использовали свои танки по французскому образцу. Все наличные бронесилы они распределили по пехотным и кавалерийским частям, сведя их значение к исключительно тактическому – то есть поддержке пехоты и кавалерии на поле боя. Ни о каких танковых подразделениях крупнее батальона речи в польской армии не шло (так же, как и во французской). Таким образом, в деле применения танков на поле боя поляки не могли сравняться с немцами, использовавшими мощные «бронированные кулаки», однако та техника, что находилась на вооружении польской армии, и могла применяться лишь по подобному предназначению. Так что Войско Польское постаралось использовать наличные бронесилы с максимально возможной для их тогдашнего состояния эффективностью.

Польская бронетанковая техника

Как и большинство войск других стран, польская армия долгое время пользовалась иностранными танками. Первые танки появились у поляков еще в 1919 году – это были французские Рено FT-17, отлично зарекомендовавшие себя в годы 1-й мировой войны. Именно они составляли основу польских танковых сил вплоть до 1931 г. пока не назрела необходимость заменить эти устаревшие машины.
В 1930 г. польская делегация подписала с Великобританией контракт на поставку 50 танков Виккерс Mk.E ("Виккерс 6-тонный"). Танк произвел на поляков положительное впечатление, но он имел целый ряд недостатков - тонкое бронирование, слабое вооружение, состоявшее только из пулеметов, ненадежный двигатель. Кроме того, танки были очень дороги: стоимость одного Mk.E составляла 180.000 злотых. В связи с этим в 1931 году польское правительство приняло решение разработать на его основе собственный танк. Так появилась самая удачная боевая машина польской армии - легкий танк 7ТР.

Легкий танк Рено FT-17


Французский танк Рено FT-17 был самым массовым танком 1-й мировой войны и вдобавок самым воюющим. Он отлично зарекомендовал себя в боях и пользовался огромной популярностью. Именно поэтому этот танк широко распространился в армиях мира – его охотно закупали военные и европейских, и азиатских стран. Польские танки Рено-FT-17 появились на вооружении еще у легионеров Пилсудского в 1919 году и использовались в советско-польской войне 1920 года. Но к 1939 году прославленные «французы» безнадежно устарели: достаточно сказать, что максимально возможная скорость передвижения не достигала и 10 км/ч! Говорить о боеспособности таких танков в новых условиях не приходилось, и поляки даже не пытались их производить.
Танк имел корпус простой формы, собираемый на каркасе из металлических уголков. Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и двух с двумя катками малого диаметра на борт. Подвеска - на листовых рессорах. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее спереди. На танке был установлен автомобильный карбюраторный двигатель «Рено» (35 л. с). Скорость - до 7,7 км/ч. Вооружение, размещенное во вращавшейся башне, состояло из 37-мм пушки или пулемета. Экипаж насчитывал всего 2 человека. Толщина вертикально расположенных броневых деталей - 18 миллиметров, а крыши и днища - 8 миллиметров. Боевая масса 6,5 т.

Виккерс Mk.E


Виккерс Mk.E, также широко известный под названием «Виккерс-шеститонный» - британский лёгкий танк 1930-х годов. Создан фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году. Предлагался британской армии, но был отвергнут военными, поэтому почти все выпущенные танки предназначались для экспортных поставок. В 1931-1939 годах было выпущено 153 танка Виккерс Mk.E. Во многих странах, закупавших этот танк, он послужил основой для собственных разработок, выпуск которых порой многократно превышал выпуск базовой машины. В частности, 38 танков Виккерс Mk.E использовались в Войске Польском против германской армии (по контракту поляки должны были получить 50 таких машин, но 12 из них так и не прибыли в Польшу).

Боевая масса, т 7
Компоновочная схема: двухбашенная
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 4560
Ширина корпуса, мм 2284
Высота, мм 2057
Клиренс, мм 380
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 5-13
Борт корпуса, мм/град. 5-13
Корма корпуса, мм/град. 8
Вооружение
Пулемёты 2 × 7,92-мм «Браунинг»
Мощность двигателя, л. с. 91,5
Скорость по шоссе, км/ч 37
Запас хода по шоссе, км 120

Легкий танк 7ТР


7ТР строился с 1935 по 1939 год. Первая модель имела две башни, в которых устанавливалось по пулемету. Толщину корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «браунинг» калибра 7,62 мм. В качестве силовой установки вместо английского карбюраторного двигателя «Армстронг-Сиддли» использовался дизель «Заурер» мощностью 111 л. с. В связи с этим пришлось изменить конструкцию корпуса над силовым отделением. Следующая модель имела одну башню шведского производства с 37-мм пушкой «Бофорс» и курсовым пулеметом калибра 7,92 мм. Именно эти однобашенные 7ТР и стали самыми удачными танками польских вооруженных сил.
Экипаж танка 7ТР состоял из 3-х человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа, командир - в башне справа, наводчик - в башне слева. Приборы наблюдения были просты и немногочисленны. В бортах башен были выполнены по две смотровые щели защищенные бронестеклами, а рядом с пулеметами устанавливались телескопические прицелы. У механика-водителя имелся только передний двухстворчатый люк, в котором также была вырезана смотровая щель. Перископические приборы на двухбашенных танках не устанавливались.
Стоявшая на однобашенных 7ТР шведская 37-мм пушка Бофорс для своего времени обладала высокими боевыми качествами и была способна поражать практически любой танк. На дистанции до 300 метров бронебойный снаряд пробивал броню толщиной до 60 мм, до 500 метров - 48 мм, до 1000 метров - 30 мм, до 2000 метров - 20 мм. Бронебойный снаряд весил 700 грамм и развивал начальную скорость 810 м/с. Практическая дальность составляла 7100 метров, скорострельность - 10 выстрелов в минуту.

Боевая масса, т 11
Экипаж, чел. 3
Длина 4990
Ширина 2410
Высота 2160
Броня, мм: до 40
Скорость (по шоссе), км/ч 32
Запас хода (по шоссе), км/ч 160
Высота стенки, м 0,61
Ширина рва, м 1,82

Танкетка TKS


TK (TK-3) и TKS - польская танкетка (малый разведывательный безбашенный танк) времён Второй мировой войны. Разработан на базе шасси британской танкетки Carden Loyd. TK производилась начиная с 1931 года. В 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм пушкой, но до начала войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в качестве бронедрезин.

Масса, кг: 2.4/2.6 т
Бронирование: 4 – 10 мм
Скорость, км/ч: 46/40 км/ч
Мощность двигателя, л.с.: 40/46 л/с
Запас хода, км: 180 км
Основное вооружение: 7.92 мм пулемёт wz.25
Длина, мм: 2.6 м
Ширина, мм: 1.8 м
Высота, мм: 1.3 м
Экипаж: 2 (командир, механик-водитель)

Модификации
TK (TK-3) - произведено около 280 штук с 1931 года.
TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (34 кватт); произведено около 18 штук.
TKS - улучшенная модель 1933 года; произведено около 260 штук.
TKS с 20-мм орудием - около 24 TKS были оборудованы 20-м пушкой в 1939 году.
C2P - невооружённый лёгкий артиллерийский тягач, произведено около 200 штук.

Боевое применение
К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650 танкеток. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».
Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B).

Бронеавтомобиль Wz.29


Samochód pancerny wz. 29 - «бронеавтомобиль образца 1929 года» - польский бронеавтомобиль 1930-х годов. Первый бронеавтомобиль полностью польской разработки, wz.29 был создан конструктором Р. Гундлахом на шасси грузового автомобиля Ursus A в 1929 году. В 1931 году завод «Урсус», поставлявший шасси, и Центральные автомобильные мастерские Варшавы, поставлявшие бронекорпуса, собрали 13 бронеавтомобилей этого типа. Wz.29 оставались на вооружении Польши вплоть до начала Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 года в войсках ещё оставалось 8 единиц, которые активно использовались в сентябрьских боях, в ходе которых все были потеряны или уничтожены экипажами, чтобы исключить захват противником.

Боевая масса, т 4,8
Экипаж, чел. 4
Количество выпущенных, шт 13
Размеры
Длина корпуса, мм 5490
Ширина корпуса, мм 1850
Высота, мм 2475
База, мм 3500
Колея, мм 1510
Клиренс, мм 350
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6-9
Борт корпуса, мм/град. 6-9
Корма корпуса, мм/град. 6-9
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм SA 18
Боекомплект пушки 96
Пулемёты 3 × 7,92-мм «Гочкисс»
Боекомплект пулемётов 4032
Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Ursus 2A
Мощность двигателя, л.с. 35
Колёсная формула 4 × 2
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 380
Преодолеваемый подъём, град. 10
Преодолеваемый брод, м 0,35

История [ | ]

Танкетка TK была разработана польскими конструкторами Т. Тжечаком, Е. Каркозом и Е. Хабихом на базе шасси закупленной в 1929 году в Великобритании танкетки Carden Loyd , по результатам опытной эксплуатации в конструкцию которой были внесены изменения (были поставлены более мощный двигатель, новая коробка передач, усилены рессоры и введена стальная броневая крыша) .

14 июля 1931 года танкетка TK была официально принята на вооружение польской армии под наименованием TK-3, в этом же году началось ее серийное производство. В 1931 - 1933 гг. были выпущены свыше 300 танкеток, с учетом опыта производства и эксплуатации которых был разработан улучшенный вариант TKS .

TKS отличалась более рациональной установкой броневых листов увеличенной толщины, улучшенной конструкцией шаровой установки для пулемёта, усиленными элементами подвески и увеличенной шириной гусеницы. Кроме того, на TKS устанавливали новый двигатель (польский "Фиат" 42 л.с.), перископический прибор наблюдения системы Гундляха, а на пулемёт начали устанавливать оптический прицел .

После сравнительных испытаний датской пушки фирмы Мадсен и швейцарской Солотурн, в 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм польской пушкой FK, но до начала войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в качестве бронедрезин .

Конструкция [ | ]

Корпус танкетки представлял собой каркас, к которому заклёпками крепились 4-8 мм бронелисты. Двигатель и коробка передач размещались посередине. Справа по борту имелся штырь с вилкой для запасного зенитного пулемёта, из которого стрелял командир, предварительно выйдя наружу.

Модификации [ | ]

Экспериментальные модели:

Операторы [ | ]

  • Польша Польша
  • Эстония Эстония - 6 танкеток , заказанных в Польше 6 ноября 1934 года.
  • СССР СССР - В 1940 году, после присоединения к СССР прибалтийских стран , вооружение их армий было включено в состав территориальных корпусов РККА. По состоянию на 22 июня 1941 года, в составе 12-го механизированного корпуса РККА насчитывалось 4 танкетки TKS, которые были оставлены в парках .
  • Германия Германия - использовались по меньшей мере несколько трофейных танкеток в качестве транспортёров боеприпасов и для поддержания порядка на захваченных территориях. Вместо польских пулемётов устанавливались французские 8-мм "Гочкис" М1914.
  • Хорватия Хорватия - в 1942 году 16 трофейных польских танкеток TK и TKS были переданы немцами хорватским вооружённым формированиям

Боевое применение [ | ]

Танкетки ТК-3 и TKS не были способны противостоять танкам, будучи пригодны главным образом для ведения разведки и боевого охранения. Немцы же действовали большими группами танков (даже танковый батальон насчитывал около 70 машин). Польские танки предпочитали уклоняться от встречи с танковыми подразделениями врага, предпочитая атаковать разведывательные дозоры вермахта, вооружённые лёгкими танками и бронеавтомобилями. Чаще всего польские танки действовали в составе отдельных взводов, и крайне редко - ротами .

1-3 сентября шли бои на германско-польской границе, в которых участвовали десять польских кавалерийских бригад, восемь танковых дивизионов, 11 отдельных танковых рот (ОТР) и восемь бронепоездов. Польские войска в этих боях действовали в основном разведывательными группами, а также пытались организовать контратаки силами танковых рот и танкетных эскадронов. Хотя польские танкисты старались избегать встреч с немецкими танками, их потери были весьма серьёзными: около 60 танков и бронеавтомобилей - 10 % от общего числа вступивших в бой машин. В ряде случаев польские танкисты действовали весьма удачно. Так, 81-я отдельная танковая разведывательная рота (SKCR) Войска Польского участвовала в уничтожении немецкого отряда, «прижатого» к озеру Мелно. Танки, бронеавтомобили и два бронепоезда поддерживали Волынскую кавалерийскую бригаду под Мокрой .

4-6 сентября шли сражения на главной линии польской обороны. К этому моменту благодаря эффективной мобилизации бронетанковые силы Войска Польского почти достигли предусмотренной численности, то есть 580 танкеток и танков, а также и десяти бронепоездов. В двадцати боестолкновениях было потеряно до 100 танкеток, танков и бронеавтомобилей, из них 50 - в составе армии «Лодзь» . С 7 по 9 сентября польские части отошли к Висле и начали отступать за реку. На фронте действовали две мотострелковые бригады и другие части, располагавшие примерно 480 единицами бронетехники. Потери за эти дни также составили выше 100 бронеединиц . С 10 по 13 сентября поляки пытались наступать у реки Бзура. К этому времени формирование всех частей, располагавших бронетехникой, было практически завершено - правда, де-факто многие из этих частей к тому времени уже были разбиты в боях. В итоге, вместо полков появлялись сводные подразделения силой не более роты. На фронте действовали две мотобригады, имевшие, вместе с танкетками TKS, около 430 единиц бронетехники; из них 150 потеряно в боях . С 14 по 17 сентября почти все соединения польской армии на Бзуре были разбиты; остатки бронетанковых частей поляков отступили к Варшаве. При этом обе бригады сократились до двух батальонов легких танков, восьми танковых дивизионов и десяти рот, насчитывавших в общей сложности около 300 бронеединиц. В боях на Бзуре Войско Польское потеряло около полутора сотен танков и бронеавтомобилей; многие машины поляки уничтожали сами - из-за невозможности ремонта или отсутствия горючего . 18-29 сентября лишь несколько малочисленных бронеотрядов продолжали сражаться в отдельных очагах сопротивления .

В ходе боёв, все польские танки, танкетки и бронеавтомобили были уничтожены или захвачены немцами. Лишь около 50 бронеединиц, перешедших польскую границу, были интернированы в Румынии и Венгрии. Потери немецкого вермахта, однако, также были достаточно существенны. В сентябре 1939 года общая численность бронеединиц вермахта сократилась на 674 танка и 318 бронеавтомобилей. По немецким данным, 198 танков были потеряны безвозвратно, 361 танк получил повреждения. В польских источниках речь идёт о 250 танках с разбивкой по типам: 89 танков PzKpfw I (вместе с командирскими), 83 - PzKpfw II , 26 - PzKpfw III , 19 - PzKpfw IV , 26 - PzKpfw 35(t) , и 7 - PzKpfw 38(t) . В основном, причинами потерь были польские противотанковые орудия, противотанковые ружья и ручные гранаты. Некоторые потери приходились на счёт польской авиации. Польские танки, бронеавтомобили и бронепоезда уничтожили подтверждённо 50 и неподтверждённо ещё 45 бронеединиц немцев; таким образом, в столкновениях броневых машин обе стороны потеряли примерно по 100 машин. Наибольшие потери (около 25 машин) понесла 4-я легкая дивизия немцев в боях с 10-й мотокавалерийской и Варшавской бронемоторизованной бригадами, а также 4-я танковая дивизия вермахта (около 20 машин) .

В боях с наступавшей с востока Красной Армией польские бронетанковые части почти не участвовали - по сути, это были лишь остатки нескольких рот и дивизионов. Боестолкновений с советскими частями насчитывается всего два-три. Советские источники сообщают о потере 42 танков и бронеавтомобилей: 26 из состава Белорусского фронта и 16 - из состава Украинского фронтов; 52 танкиста погибли, 81 был ранен. Польские авторы считают, что Красная Армия в Польском походе потеряла около 200 танков и бронеавтомобилей .

Таким образом, 800 польских танкеток и танков, по сути, не смогли оказать эффективного сопротивления противнику. Правда, их провал стал лишь составной частью провала общего: по сути, Войско Польское не имело никаких шансов выиграть кампанию . Однако, нельзя отрицать, что польские танкисты сражались самоотверженно и нередко вступали в безнадёжные бои с противником, обладавшим выраженным численным и техническим превосходством . При этом танкетки TKS имели мало шансов в бою против немецких танков, хотя некоторые их качества доставляли вермахту изрядные неприятности. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану» . Совсем иначе обстояло дело с танкетками TKS, перевооружёнными 20-мм орудием. Эти машины представляли серьёзную опасность для немецких танков, при этом низкий силуэт и подвижность танкетки делали её отличным оружием для засад. Именно на такой танкетке TKS с 20-мм орудием воевал польский танковый ас Роман Эдмунд Орлик , который вместе за своим экипажем в ходе боевых действий сентября 1939 года смог подбить 13 немецких танков (одним из которых, предположительно, даже являлся

Танкетка TKS

Танкетка разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk-VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского в 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Танкетка выпускалась в четырех модификациях. ТК-3 – первый серийный вариант, клепаный, закрытый сверху бронекорпус (изготовлено 280 ед.). TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (произведено 18 шт.). TKS - улучшенная модель 1933 г. (произведено 260 шт.). TKS z nkm 20А – вооруженная 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (переоборудовано 24 ед.). Всего было выпущено 582 машин. Был разработан специальный прицеп, который мог буксироваться танкеткой. На ее базе выпускались бронедрезины, САУ и артиллерийские тягачи. Захваченные Вермахтом около 100 танкеток танкетки использовались под обозначением «l Panzerkampfwagen TK-3/TKS(p)» в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

ТТХ танкетки: длина – 2,6 м; ширина – 1,8 м; масса – 2,4-2,6 т; высота – 1,3 м; бронирование – 4-10 мм; тип двигателя – Ford A/Polski FIAT-122 petrol engine; мощность двигателя – 40-46 л.с; удельная мощность – 17 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 46 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение — 7.92 мм пулемет wz.25 или 9-мм пулемет Browning wz.28 (боезапас — 2 тысячи патронов), с 1939 г. – 20-мм пушка; экипаж – 2 человека.

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня мы поговорим об очень необычной машине, которой пока нет в игре, польском легком танке(такетке) второго уровня, перед вами TKS Z N.K.M. 20 MM гайд .

Первая информация о данном аппарате появилась еще в далеком 2015 году, он был добавлен в клиент игры, но официального релиза так и не произошло. В начале августа 2018 этот польский ЛТ снова вышел на супертест и станет подарком на день рождения World of Tanks, игре исполнится 8 лет, с момента официального релиза. Ранее машина называлась TKS z n.k.m. 20 A.

Кстати, в реальной жизни это детище польских инженеров являлось танкеткой, именно поэтому агрегат имеет такой комичный и очень компактный вид.

Подробные ТТХ TKS Z N.K.M. 20 MM

В первую очередь стоит сказать, что в распоряжении нашего маленького поляка есть вполне стандартный для ЛТ-2 запас прочности, а также не рекордный, но очень даже приличный базовый обзор в 290 метров.

Ввиду того что на самом деле перед нами танкетка, несложно догадаться, что у TKS Z N.K.M. 20 MM характеристики бронирования будут очень скудные. И действительно, если посмотреть на колижн модель, как в лобовой проекции, так с бортов и кормы не найти бронелистов толще 10 миллиметров, такая фольга пробивается все пулеметными орудиями одноклассников. Исключением будет только маска орудия TKSz nkm 20A WoT , тут толщина брони суммарно составляет 20 миллиметров, но этот элемент очень маленький и вряд ли вас спасет.

К сожалению, несмотря на скромный вес машины (всего около 3 тонн), ее подвижность далека от совершенства и сильно уступает многим легким танка на уровне. Как видите, у есть хорошая, но не очень высокая максималка, очень скромные параметры динамики, но поворачиваем на месте мы неплохо.

Орудие TKS Z N.K.M. 20 MM

В плане вооружения наша танкетка не очень сильна, но несколько положительных моментов тут все же есть.

Начнем с того, что у TKS z n.k.m. 20 A орудие пулеметного типа, с магазином заряжания на 10 снарядов, каждый из которых имеет скромный альфастрак. К слову, перезаряжается барабан тоже очень быстро, но вот урон в минуту получается скромным, всего около 790 единиц.

Приятно удивляют параметры пробития нашего пулемета, легкий танк TKS z n.k.m. 20 A WoT без труда сможет наносить урон даже противникам третьего уровня, что практически исключает надобность использования голды.

Параметры точности орудия на втором уровне никогда не были хорошими и наш случай не исключение. TKSz nkm 20A танк получил слабую стабилизацию, большой разброс, да и скорость сведения тут не предел мечтаний.

Что же касается углов вертикальной наводки, они неплохие, ствол опускается вниз на 7 градусов, что достаточно комфортно. Кроме того, по всей видимости, TKS Z N.K.M. 20 MM World of Tanks имеет части вращающуюся рубку, из-за чего УГН у орудия суммарно составляют 26 градусов, что накладывает определенные ограничения на геймплей.

Преимущества и недостатки TKSz nkm 20A

Ввиду того что машина эта нам пока незнакома и вполне возможно, что если она когда-нибудь появится в игре, ее характеристики еще могут не раз измениться, все же стоит подвести первые итоги на основе имеющихся ТТХ. Давайте выделим основные преимущества и недостатки TKS Z N.K.M. 20 MM WoT , разбив их по пунктам.
Плюсы:
Неплохой обзор;
Компактные габариты;
Хорошие показатели пробития;
Высока скорострельность и скорость перезарядки магазина.
Минусы:
Картонная броня;
Посредственная подвижность;
Слабый альфастрайк и ДПМ;
Посредственная точность;
Ограниченные УГН частично подвижной рубкой.

Оборудование для TKS Z N.K.M. 20 MM

Все мы прекрасно знаем, что на низкоуровневой технике нет большого разнообразия в выборе дополнительных модулей. По этой причине придется довольствоваться тем, что есть, так что на танк TKSz nkm 20A оборудование поставим следующее:
1. – один из лучших возможных вариантов, ведь мы получим хороший 5-процентный буст к наиболее важным характеристикам.
2. – точность у танкетки слабенькая, да и время сведения не лучшее, так что этот выбор вполне очевиден.
3. – до топового обзора на втором уровне не доберешься, но улучшить данный параметр важно, чтобы получить преимущество над некоторыми противниками.

Обучение экипажа TKSz nkm 20A

Конечно, нельзя оставлять без внимания вопрос с прокачкой экипажа на этом танке, но в силу того, что внутри сидит всего два танкиста, выбор также будет очень скромным. Предпочтение отдать стоит повышению живучести машины и комфорту нанесения урона, то есть для TKS Z N.K.M. 20 MM перки прокачаем в таком порядке:
Командир (радист, наводчик, заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для TKS z n.k.m. 20 A

Что касается выбора расходников, в этом вопросе будем действовать стандартно и в целях экономии лучше остановиться на джентльменском комплекте из , , . В противном случае, если запасы серебра позволяют и хочется максимального комфорта в бою, возите на TKSz nkm 20A снаряжение в виде , , , а последний вариант при желании можно заменить на польский .

Тактика игры на TKS Z N.K.M. 20 MM

Ввиду того что танк не обкатан, его параметры еще могут меняться и прочее, говорить о стратегических изысканиях сложно, однако, из имеющихся сейчас ТТХ уже можно сложить некоторое представление об этом поляке.

Ввиду слабого бронирования и наличия пулеметного орудия можно сказать, что для TKS z n.k.m. 20 A тактика ведения боя должна быть максимально осторожной. Позиционироваться на второй линии не получится, но с ролью поддержки танк должен справляться хорошо.

В бою мы должны стоять за спинами союзников и таким образом настреливать урон. В то же время благодаря неплохой подвижности польский легкий танк TKSz nkm 20A сможет достаточно быстро менять направления и заходить к противнику с неожиданных сторон, расстреливая его корму или борта.

Однако тут следует помнить о том, что наша рубка вращается не полностью, так что вступая в бой нельзя давать себя каруселить, иначе можно попасть в затруднительное положение. По этой же причине TKS Z N.K.M. 20 MM танк WoT лучше себя чувствует в тандеме с союзниками.

Кроме того, не стоит забывать, что у нас есть магазин заряжания и хотя полная перезарядка не занимает много времени, за 6 секунд в бою может случиться очень многое. Таким образом, играя на TKS z n.k.m. 20 A World of Tanks будьте предельно внимательны, следите за ситуацией вокруг и старайтесь не вырываться вперед, запас прочности у данного аппарата маленький и броня крайне слабая.