Японские средневековые мечи: история, классификация и особенности изготовления

Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.

Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.

Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Владение катаной

Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.

Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.

Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:

  • Дзедан — меч находится на верхнем уровне
  • Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
  • Гэдан — меч находится на нижнем уровне

Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.

Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:

  • Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
  • Тюдан — средний уровень
  • Окудэн — закрытый уровень

В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Самурайский меч катана в наше время

Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.

И невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.


Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.

Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.

В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси - от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.

Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.

Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.

Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).

История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.

Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам - даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.

Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.
В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.

Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» - собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.

Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.

Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.

Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.

Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.

Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.

Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.

По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны - это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.

Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно, но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.

Прародителем смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби (узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу - иайдо.

Иайдо (дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны (которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников (пышно украшенные). Богатую инкрустацию (драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

Катана.

Мечи Катана и Вакидзаси.

Сегодня почти каждый может ответить на вопрос, как называется самурайский меч — катана. В целом это верный ответ, но не совсем. Классификация самурайских мечей и терминология их наименований на самом деле не такое уж и простое дело. Проще всего различать японские мечи по длине. Широко известен тот факт, что японский воин всегда носил при себе два меча: длинный и короткий. Эта пара именовалась «даисё» и состояла из «дайто» — большого меча, и «сёто» — малого меча. Вот именно дайто и стоит именовать катаной, сёто же в последствии получит название вакидзаси, который служит оружием ближнего боя или на крайний случай приспособлением для ритуального самоубийства, если под рукой не оказалось оружия, специально для этого предназначенного. Вакидзаси имели право носить торговцы и ремесленники, а вот дайто — только самураи и аристократы.

Катана и Вакидзаси в паре.

Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95-105 см (сам клинок в среднем был 70-75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.


Подставка — Катанакакэ

Тамахаганэ-Японская сталь.


куски стали после первичной выплавки

Уникальная технология тамахагане имеет удивительную историю. Она совершенно чудесным образом оказалась не потеряна для нас, современных ценителей ножевого искусства, и была возрождена в 70-х годах XX века. В чем же уникальность знаменитой японской стали tamahagane, и почему ее - имеющую такие древние корни - столь высоко ценят во всем мире, в век роботов и нано технологий?
Сталь тамахагане имеет неоднородную структуру, то есть различную степень твердости в разных участках полотна, что позволяет лезвию ножа лучше поглощать удар, а значит, обеспечивает ему долгую жизнь. Неоднородная структура тамахагане объясняется неравномерным содержанием углерода, что присуще только данной технологии. Помимо высоких технических характеристик сталь тамахагане обладает невероятно роскошным внешним видом (конечно же, уже на финальной стадии - после полировки) - необыкновенные узоры на поверхности тамахагане завораживают любого - от профессионала до обычного пользователя. Именно эти качества легендарной тамахагане легли в основу создания серии кухонных ножей Samura Tamahagane.
Тамахаганэ, тамахагане, tamahagane - это основная и базовая японская сталь для изготовления клинков мечей, катан и ножей. На западном побережье Японии, в префектуре Симанэ на о.Хонсю в 6-7 века н.э., где в руслах рек добывали железный «черный песок» - сатэцу, начинается история происхождения стали тамахагане. Именно здесь, в уникальных плавильных печах татара, рождались первые куски легендарной стали для мечей японских самураев. Производство тамахагане - интересный, сложный и довольно дорогой процесс.

Татара

Тамахагане изготавливали в специальных одноразовых печах татара, для осуществления одной выплавки требуется 5 дней - один день на постройку татара, три дня идёт плавка, и один день уходит на извлечение выплавленного железа. По существу татара - это желоб, сделанный из глины, приблизительно 5 футов шириной, 15 футов длиной и 48 дюймов высотой.В специально приготовленное место, непосредственно под будущей печью, засыпается древесный уголь, который будет сжигаться до тех пор, пока все это место не заполнится пеплом до краев. После постройки новых стен на дне татара разводят огонь, в который непрерывно, в течение трех часов подкладывается древесный уголь и небольшие куски дуба. Полученные угли покрывают железным песком сатэцу, а сверху засыпают древесным углём. Процесс добавления железа и древесного угля повторяют каждые полчаса в течение трех суток! В результате выплавляемое железо насыщается углеродом.


Рисунок художника Нагасио Сэцудзана (1774-1833) на шелковом свитке изображает работу печи татара.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны. Возможности катаны основаны на совершенной технологии. Гений японских кузнецов проявился в том, что им удалось создать клинок одновременно острый и гибкий. Секрет же заключается в термообработке готового клинка. За счёт покрытия клинка глиной можно контролировать скорость охлаждения - в результате в одном клинке образуется сталь двух видов: гибкая и очень твёрдая т.е. меч получается острым и ударостойким. Граница между двумя видами стали уникальна для каждого меча.

Составные части катаны: Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi), Шнур — Ито (Ito),Лезвие — Ками,Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),Петля для завязок — Куриката (Kurikata),Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),Хвостовик — Накаго,Завязки — Сагэо (Sageo) Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),Ножны — Сая (Saya),Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),Молоточек для разборки меча — Тецу,клинок — Тосин,Гарда — Цуба (Tsuba),Рукоять — Цука (Tsuka),Оплетка — Цукамаки,Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.
Цуба


гарда японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Цубы обычно украшены изящной отделкой и являются в наши дни предметами коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочей бижутерии. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым формально без нарушения кодекса показывались вкус и богатство самурая.
Ошибочно мнение, что цуба выполняла роль гарды. Гарда - поперечная перекладина, деталь европейского меча. Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную лезвию и рукояти, и находящуюся в той же плоскости. Начиная с XVI века стали появляться круглые гарды, а также гарды, защищающие руку целиком с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти до нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катана ковавшиеся на поток, и катана изготавливаемые по спец. заказу при встречном ударе об другую катану имели высокие шансы разлететься. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служили упором для руки. Давление же, испытываемое рукой при упоре в цубу в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь применения силы существенно больше, чем у гарды. Это, и ряд других причин обусловили появление в кендо выпадов. С тяжелым европейским мечом выпады произвести было гораздо тяжелее и неудобнее.

Терминология.

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:
Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им. Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп.син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (япсин сакуто:?, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
История Катаны.


Катана - Тати.
Итак, катана или дайто берет свое начало тем что первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.
На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.
В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.
Боевые качества катаны.


Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов»-даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB.В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.
Современная оценка японских мечей.



После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.
Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.

Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.

Особо важный меч.

Важный меч.

Особо оберегаемый меч.

Оберегаемый меч.
В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу. В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Безусловно, что японский меч катана является не только самым знаменитым оружием Японии, но и ее символом известным по всему миру. Давайте поподробнее разберемся, что же представляет из себя катана меч.

Катана – это длинный, изогнутый двуручный меч. Она имеет длинную рукоять, подходящую для хвата двумя руками, что делает её удобной для нанесения режущих ударов. Лезвие меча несильно выгнуто наружу, что в сочетании с заостренным, слегка изогнутым концом позволяет использовать этот меч и для нанесения колющих ударов. Лезвие катаны имеет длину от 60 см, вес же этого японского оружия варьируется от 750 грамм до 1.5 килограмм.

Изготовление катаны

Изготовление катаны это очень трудоемкий процесс, он может длиться несколько месяцев. Можно условно разделить изготовление меча на несколько этапов.

Важнейшую роль в изготовлении клинка играет качество используемой кузнецом стали. Традиционно, японские мастера используют рафинированную сталь (очищенную от вредных примесей – фосфора, серы и шлака). Основной сорт стали используемый для изготовления катан (и других японских мечей и кинжалов) называется тамахаганэ (в переводе с японского «алмазная сталь»). Эта сталь является уникальным японским изобретением и используется с древних времен. Изготавливается эта сталь в японских плавильных печах – татара, температура в таких печах может достигать 1500° С.

Первым этапом можно назвать подготовку стали. Слитки тамахаганэ обмазываются раствором глины (некоторые кузнецы на этом этапе также добавляют золу). В процессе плавления из металла выделяется шлак, который и впитывает глина и зола.

Следующий этап изготовления – ковка. Мастер раскаляет части полученной стали, что бы соединить их. Далее кузнец начинает молотом сплющивать получившийся брусок стали, складывая его, чем удваивает слои стали. Повторяться эта операция может при необходимости до 20 раз. Таким способом мастер добивается равномерного распределения углерода по заготовке, что обеспечивает невероятную твердость будущего меча.

После этого мастеру необходимо добавить более мягкую сталь, это делается для того, что бы катана смогла выдерживать большие силовые нагрузки и не ломаться. В процессе ковки, которая может длиться от нескольких дней до недели, брусок вытягивается в длину, и оружейник путем компоновки слоев стали с разной степенью твердости, создает структуру и предварительный вид клинка.

Далее следует этап закалки клинка. Перед закалкой, заготовку снова покрывают раствором глины, это необходимо для недопущения перегрева заготовки и ее окисления.
При закалке клинок нагревается до высокой температуры и мгновенно охлаждается (обычно для этого используется ванна с водой), в результате чего режущая кромка становится невероятно твердой и прочной. Клинок катаны состоит из нескольких частей – твердой режущей кромки (якиба) и более мягкой и гибкой задней части (хирадзи). В процессе закалки между якибой и хирадзи формируется хамон (граница соединения твердой и более мягкой стали).

После окончания закалки следует длительный процесс заточки, полировки и придания конечной формы клинку. Полировкой занимается отдельный мастер – тогиси. Полировка клинка производится камнями с различной зернистостью (как пример можно привести современную наждачную бумагу с разным размером зерна). На один меч мастер может потратить около пяти дней работы. Эта работа очень ответственна, так как тогиси должен полностью сохранить форму, которую придал клинку кузнец. Так же тогиси устраняет мелкие недочеты в работе кузнеца. Современные мастера иногда наносят гравировки на рукоять и незакаленные участки клинка. Чаще всего сюжетами для гравировки являются сцены буддистских эпосов.

После того как клинок отполирован, мастер приступает к созданию рукоятки и ножен катаны. Ножны называются «сая», а рукоять – «цука». Стоит отметить что все катаны комплектуются ножнами. Сая изготавливаются из дерева и традиционно покрываются лаком. Встречаются так же и не лакированные сая, так называемые «сарасая» (белые ножны). Рукоять традиционно покрывается кожей ската или обматывается шелковыми шнурками. Когда ножны и рукоять готовы – создание катаны закончено.
Современные катаны изготавливают не только вручную, но и на заводах, что конечно же сильно упростило производство и уменьшило время изготовления меча. Но все же качество стали остается важным и неизменным атрибутом.

Уход за катаной

Ухаживают за катаной при помощи специальных инструментов. Все действия производятся в строгой последовательности. Сначала удаляются зазубрины или глубокие царапины, это делается полировочными камнями. Затем смятой (дабы не допустить царапин от крупных частиц) рисовой бумагой лезвие меча очищается от старого масла. Если катана сильно загрязнена, то к рисовой бумаге добавляется известь, которая хорошо убирает грязь и не царапает клинок. Затем, при помощи нового листа рисовой бумаги наносится небольшое количество масла (чаще всего гвоздичного). Тонкий слой масла будет защищать лезвие от ржавчины и загрязнений.

Типы катан

Катаны можно разделить на несколько типов.
Боевая катана, процесс изготовления которой описан выше. Использовалась для ведения боевых действий и сражений. Так же существуют тренировочные катаны. Эти мечи бывают как металлическими, так и деревянными, используются для тренировок и оттачивания мастерства владения мечом. Существуют и сувенирные катаны, которые не подойдут для сражения или тренировки, ввиду слабой конструкции, но отлично подойдут для подарка или украшения интерьера.

В наше время слово «катана» используется для любого длинного японского меча. Но все же, традиционно каждый японский меч имеет свое название. Так, например, прямой катаной называют меч «ниндзято» (использовался знаменитыми ниндзя), или японская сабля «тати», очень похожая на катану, но имеющая более длинный и изогнутый клинок. Вакидзаси – короткий изогнутый японский меч, носился самураями в паре с катаной (дайсё). Подробнее разные виды японского холодного оружия мы рассмотрим в следующих статьях.

Деревянная катана

Катаны как в древности, так и сейчас являются недешевым удовольствием. Сейчас конечно можно приобрести сувенирную модель, сделанную в Китае примерно за 3 тысячи рублей. А за антикварный или добротно сделанный современный меч придется заплатить от нескольких тысяч $ до десятков тысяч и даже сотен тысяч $ (если говорить о мечах изготовленных вручную известными мастерами). Так, самой дорогой катаной в мире стал меч Камакура XIII века. Неизвестный коллекционер из Европы заплатил за него $418 тыс.

В современном мире катаны, безусловно, потеряли свое прямое предназначение – боевое. Но являются важной вехой культуры, истории и традиций японского общества. Используются в традиционных обрядах и церемониях. Также катаны популярны в киноиндустрии и японской мультипликации – образ самурая с катаной можно часто встретить в кино или аниме. Японцы бережно и уважительно относятся к оружию, и передают из поколения в поколение.

Посмотреть какие катаны можно приобрести по достаточно приемлемой цене можно кликнув по картинке:

Samurai Sword Katana — ручная японская катана из высокоуглеродистой стали


Ручная катана — Orange Samurai Sword


20-дюймовая катана Black Dragon