Антифа – это движение против фашизма. Но всё ли так просто? Кто такие антифашисты

Технический прогресс, развитие различных областей деятельности, повышение общей культуры - всё это наблюдается в ходе развития современного мира. Однако это - ещё не всё. В рамках появления организаций и течений возникают или возобновляются такие, которые ставят своей целью навсегда искоренить определённые, по мнению их представителей, деструктивно влияющие на общество категории. Одним из таких движений является антифа - это международное сообщество, ставящее своей задачей борьбу с любыми проявлениями фашизма.

История возникновения

Антифа - субкультура, полное название которой «антифашизм», объединяющая под своим флагом представителей левого и леворадикального партийного сектора, а также самостоятельные группы и организации, которые искореняют расизм и неонацизм.

Данное понятие впервые появилось в Италии времён Муссолини. Термин «антифа», «против фашизма», обозначал противников военного вождя и диктатора, насаждаемой им системы.

С 1923 года подобное объединение существовало и в Германии. Его члены относились к Коммунистической партии Германии периода Веймарской республики, однако позже антифашистское течение привлекло и социалистов. Как бы там ни было, ни одни, ни другие не были революционерами, и не боролись против фашизма как такового, а отрицали его с точки зрения будущей прогрессивности и выступали за идеалы Веймарской республики. Когда страну возглавил А. Гитлер, термин был забыт, использовался крайне редко и ассоциировался с сопротивлением коммунистов.

В СССР антифа - это противоречивая политика

Да, антифашизм существовал и в Советском союзе в рамках борьбы с захватчиками в период Второй мировой, а, значит, и Великой Отечественной войны. Так, многие пленные проходили обучение и курсы обращения в антифа насильственно, становились коммунистами, как, например, военнопленный из Венгрии Пал Малетер.

Однако действия руководства СССР не были последовательными, что было умело использовано Гитлером и нацистской Германией в качестве развенчания всего движения. Так, Советский союз вернул сотни политических эмигрантов-коммунистов назад в родную страну, где их не ожидало ничего, кроме пыток, истязаний и смерти.

Современное движение

Сегодня антифа - это организации, объединения и сообщества, которые ставят своей главной задачей искоренение любых фашистских тенденций, к которым относятся фашизм, нацизм, расизм, ксенофобия, антисемитизм, шовинизм и всё, что может быть отнесено к дискриминации. Иногда представители данного течения выступают даже против капитализма.

Особенно идея антифа развита в странах Европы, где в целом «левая» идеология укоренена прочнее, чем в России. Антифашисты мешают маршам неонацистов, срывают проводимые ими акции. В целом можно сказать, что представители этих противоположных движений нередко уходят от проблем, которыми, казалось бы, они должны заниматься, и переходят к войне непосредственно друг с другом, причём нередко это заканчивается кровью.

Так, 2009 год может быть ознаменован как трагичный для всего российского антифашистского движения, т. к. именно тогда были убиты журналистка Анастасия Бабурова, адвокат и активист по прозвищу Костолом. Каждый из них являлся представителем объединения антифа. Эти случаи - лишь капля в море, причём на агрессию и одно, и другое течение реагирует ответной агрессией, а насилие порождает насилие. Так, несмотря на отрицание антифашистов, смерти есть и на их счету - осенью 2012 года студент Александр Дудин, который поддерживал националистические взгляды, в ходе небольшой стычки получил удар ножом в живот. Его не успели довезти до больницы, и он скончался в машине скорой помощи.

На молодёжном сленге противники антифашистов называются боны - это ультраправые, радикально настроенные националисты, последователи т. н. бонизма. Раньше идентифицировать их было легко - к ним относились в берцах, но сегодня подобные отличительные черты перемешались с другими и в целом частично сошли на нет. Боны, в свою очередь, именуют антифашистов шавками.

Антифа в России

В нашей стране антифашисты - люди самых разнообразных политических и мировоззренческих взглядов, объединённых главной общей идеей. Сегодня антифа - это коммунисты, социалисты, анархисты, либералы и даже те, кто далек и никак не связан с политикой; скинхеды, рэперы, панки и другие субкультурные молодежные объединения. Все они, как правило, существуют в отдельных автономных группах, которые продвигают и развивают движение, исходя из собственных средств и возможностей - рисуют граффити на стенах и развешивают просвещающие плакаты, распространяют информацию в интернете или же действуют в русле полноценных спланированных акций. Пополняется ли движение антифа? Москва, которая изначально насчитывала куда меньшее количество представителей этого течения, сегодня сосредотачивает на своей территории уже тысячи антифашистов, и показатель этот только продолжает непрерывно расти.

16 марта стал днем массового террора: неонацисты фактически объявили войну обществу и государству. Чтобы убедиться в этом, еще раз прочтите хронику текущего месяца - стр. 3. Но на этот вызов не ответили ни власти, ни политические партии. И так уж получилось, что, помимо разрозненных групп правозащитников, единственная сила, которая на сегодняшний день противостоит наци, - неформальное молодежное движение антифашистов: «антифа». Государство считает их экстремистами, фашисты называют «шавками» и охотятся на них точно так же, как и на мигрантов, обывателя их закрытые лица и странные лозунги явно пугают. Корреспонденты «Новой» провели прошлую неделю рядом с антифа-активистами. Мы не оцениваем их взгляды, мы не разделяем методы их борьбы, но мы пытаемся понять: кто эти люди, решившие активно бороться с российским фашизмом.

Кто за нас отдувается в сопротивлении, рискуя здоровьем и жизнью, вы знаете? На самом деле их очень мало, много меньше, чем в спокойной Швеции, и намного меньше - в десятки раз, - чем российских наци. Рассказывать об антифашистах тяжело - слишком разные люди, не схожие в мотивах своих поступков, политических взглядах и методах своей борьбы. Так что лучше всего рассказать об одном человеке, двадцатилетнем скинхеде Василии - вместе с ним мы оказались в центре событий прошедшей фашистско-антифашистской недели.

Понимаю, почему округлились глаза читателей. Да, он - скинхед. Но неожиданно выясняется, что между скином и нацистом не стоит поспешно ставить знак равенства.

В воскресенье вечером - 16 марта - от Василия пришла смс-ка: «Сегодня на Китай-городе боны убили парня. Может, я лезу не в свое дело, но хорошо бы ты об этом написал».

Бонами «антифа» называют нацистов. 16 марта наци убили 21-летнего панка Алексея Крылова, когда он шел в клуб на концерт.

Василий еще давно мне объяснил, почему именно «боны»: «Это такой русский сокращенный вариант английского bonehead - тупоголовый. Их уже и нацистами нельзя называть, там ни о какой идеологии давно речи нет. Убийц надо называть убийцами, но вот эту большую кучу одинаковых убийц мы зовем бонами».

Когда идешь с Василием по городу, прохожие шарахаются боязливо: черные ботинки Dr. Martens, голубые подкатанные джинсы, черное пальто со значком RAF на воротнике и бритая голова. «Я каждый день встречаю испуганные взгляды, как будто сквозь одежду все видят у меня свастику на груди. Скинхеды - не расисты! Это изначально так было в Англии в шестидесятых. Теперь все не так. Да и в России боны уже лет пять-шесть ходят в обычной, неприметной одежде. А скинхед-культуру мы у них отвоевали, теперь так одеваются либо рашы, либо шарпы».

В антифа-лексиконе заимствованных слов по понятным причинам много - как и наци, это явление не российское. Рашы - производное от RASH, аббревиатуры, которая на русский переводится как «красные и анархо-скинхеды»; шарпы - аббревиатура «S.H.A.R.P.» - «скинхеды против расовых предрассудков». Вася себя относит к первым. Тех и других среди антифашистов примерно одинаковое количество.

17 марта. Понедельник. Идем по Тверской, Вася вспоминает события воскресенья: «Они грань давно перешли, но вчера это было что-то окончательно дикое. У всех голову от этой новости снесло. Мы как раз с друзьями вчера ехали из детдома, мы там с детьми общаемся, привозим какие-то вещи, - тут звонят. Мы собрались подтянуться туда, к клубу, встретили человек 15 на Чистых прудах, но потом кто-то сказал, что вокруг клуба курсирует толпа бонов - щей (лиц. - Ред.) в 70. Так что нам там делать было нечего. Пришлось расписаться (разъехаться. - Ред.)».

Обидно, что информация оказалась эта не совсем верна. Оказывается, буквально через десять минут после смерти Алексея появились люди, которые могли бы его защитить. Один из шарпов рассказывал так: «Мы приехали на двух троллейбусах мобом (группой. - Ред.) человек в сорок. И только выходим - где-то на расстоянии ста метров видим около пятнадцати бонов. Мы за ними погнались, но достать не смогли - они рассыпались по переулкам. Оказалось, эти свиньи только что парня убили. Мы тело увидели еще до приезда «скорой». Потом приехали менты и тупо стали наших парней вязать».

Необходимое отступление

13 марта в интернете получила распространение ссылка на сайт Fanat1k.ru, организованный спартаковскими фанатами. Пользователь под ником Perovskiy. опубликовал несколько советов для тех, кто «решит прогуляться около концерта» и в клубе на Китай-городе: «1) Один или несколько человек пусть до воскресенья съездит к клубу, посмотрит местность. 2) Максимально беспалевно одевайтесь, как обыватели. 3) Очень близко к клубу не подходите только». Получил он и несколько откликов. Позже автор удалил запись, но копия сохранилась в кэше поисковых машин.

По этому поводу есть вопросы к милиции. За работу в интернете отвечает специальное подразделение - «К». Именно его сотрудники должны обнаруживать угрозы и предотвращать возможные преступления. Объявление на Fanat1k.ru провисело несколько дней. Тем не менее реакции правоохранительных органов не последовало.

Однако стоит отметить, что 19 марта - в день проведения антифашистского марша - к месту сбора активистов подогнали несколько автобусов с ОМОНом. В переходе дежурили милиционеры в касках. Если учесть, что сеть была главным средством оповещения антифашистов, выходит, что их намерения все же заметили и оперативно отреагировали. Было задержано много народа, среди которых - 13 наци, у них изъяли ножи и травматический пистолет. Получается, что в нужных случаях милиция все же реагировать успевает.

Книжный магазин «Фаланстер», встреча с немецкими антифашистами. Гости из Германии рассказывали о своих стратегиях, а Вася, посмеиваясь, комментировал выступление: «Слушай, ну цветные стикеры на деньги государства - это уже никуда не годится». - «Почему?» - «Да потому, что они потом скажут, что у них тут есть ручные анархисты. Ты понимаешь, без борьбы с капитализмом и государством антинацизм непоследователен. Долго об этом говорить, но именно примат прибыли как высшей ценности в обществе создает нестабильные районы, потоки мигрантов, безработицу - на этих проблемах наци и растут».

Немцы уехали, активисты «антифа» остались - договориться об акции памяти Алексея Крылова. Предложение о согласованном с властями шествии на будущие выходные почти не обсуждалось. Ясно, что не разрешат и выходных ждать бессмысленно. Решено провести несанкционированный марш в среду - 19 марта - от Пушкинской площади до Охотного Ряда. «Ну что, будем друзей звать. Тут нужно как можно больше народу собрать», - это Вася кинул мэссидж мне.

И тут я задумался: а позову ли я своих друзей? Понятно: без ОМОНа не обойдется, хотя уже и привычно, но тут дело такое - у ОМОНа будут «помощники», которые засядут с ножами по переулкам, - ждать разбегающийся от милиции народ.

Спрашиваю, чтобы потянуть время: «А родители знают о вашей деятельности?» - «Я не знаю никого, кто бы рассказывал все. С родителями сложно, приходится много врать. Хотя моя мама - почти идеальный случай. Она понимает все положение, понимает, что надо бороться, но считает, что это должен делать кто угодно, кроме ее сына. А вот у других ребят хуже - родители смотрят только в телик, - и добавил как-то на первый взгляд не в тему: - Мы страшно разделены, страшно…». Впрочем, понятно, что речь шла вовсе не о родственниках, а вообще.

Вторник - 18 апреля. На возложении цветов к месту гибели Алексея Крылова очевидцы рассказывали, как все это было. «Когда шли по переулку, сразу увидели, что там впереди какое-то движение. Стало ясно, что мы попали. Ко мне подходят с вопросом: «Вы «антифа»?» - а сзади в этот момент уже бьют ребят. Вижу, какой-то бон летит на меня со штык-ножом, потом меня куда-то отбросило, нас разделили, и мы побежали до первой открытой двери. Оказалось, что это была синагога. Уже потом, когда прошло все, вернулись и увидели Крыла… С нами девушка еще была, они и ее ножом в спину ударили, но зацепили не сильно».

Среда - 19 апреля. На месте убийства Алексея около тридцати антифашистов растянули баннер «Фашизм не пройдет». Стояла Лешина фотография, свечи, на стене надпись: «Крыл, вечная память!». Прохожим раздавали листовки, журналистам - короткие интервью. У тех и у других самый популярный вопрос: «Почему у вас лица закрыты?». Вася в конце концов не выдерживает: «Почему? Боны нас шавками называют, типа презрительно, только когда кого-нибудь накроют, гордости на весь интернет. Охотятся на нас - вот почему!».

Через сорок минут баннер сворачивают, идем к «Детскому миру»: должны еще подтянуться активисты и поступить информация от скаутов (разведчиков), которые курсируют в районе метро «Пушкинская». Информация занимательная: на месте - толпа ОМОНа, людей, выходящих из метро, забирают без разбора. «Ты смотри, какие хитрые! Обычно стоят там, сосиски жрут, а тут интернетом пользоваться научились! Больше неоткуда было узнать. А вот когда убийство надо предотвратить, тут спрашивать не с кого! По поводу нападения 16 марта - за несколько дней инфа на форумах была».

Место шествия пришлось менять: начался созвон. Договорились начать марш с «Кропоткинской».

Антифашистский марш в прошлую среду стал самым крупным несогласованным непартийным мероприятием в Москве за последние годы. Вася улыбается: «Ну ты видел когда-нибудь такое? И это при том, что человек 150 мы недобрали: боны «спалили» информацию в интернете - и многие не решились прийти. Ну и человек 50 забрали на Пушке».

Толпа движется быстрым шагом по Гоголевскому бульвару в сторону Старого Арбата. Горят фаеры, освещая баннеры с надписями: «Фашизм убивает - власть покрывает», «Для власти фашизм - хулиганство», «Ваше безразличие - наша смерть». Публика различная - в основном, конечно, молодая: скинхеды, панки, неформалы, обычные студенты. Почти у всех закрытые лица.

«Здесь все, кто только может быть. Самые мирные активисты - FNB (Food Not Bombs - либертарная инициатива, в рамках которой активисты кормят бездомных. - Ред.), шарпы, которые редко посещают какие-то собрания, кроме концертов и драк; правозащитники, - да все вообще!».

Кто-то не поддерживает насильственный метод, кто-то не терпит «либерального» антифашизма, но на этом марше 19 марта были все вместе - в память о погибшем человеке.

Но если бы можно было посмотреть на эту толпу с крыши высотки - любопытствующие физически бы ощутили, что такое 300 человек в пересчете на население огромного города.

Необходимое отступление

В анонимных беседах милиционеры признают: именно малолетние «фашисты» совершают самые кровавые преступления. Радикальные «взрослые» организации, еще год назад пытавшиеся «играть в политику», сегодня распались. «Национал-социалистическое общество» раскололось, лидер «Формата-18» оказался за решеткой. Партия «Великая Россия», образованная на основе ДПНИ, Славянского союза и ряда более мелких организаций, так и не получила регистрации, и ее организаторы притихли. Накануне выборов силовики могли рапортовать: экстремизм в стране побежден. Однако мартовские события рапорта обесценили.

Бывшие члены «серьезных» организаций оказались не подконтрольны вообще никому. Например, из распавшейся организации «Белые волки» выделилось несколько подростковых групп - в том числе известная банда Рыно. Его подельники выходили на «прогулки» пару раз в неделю. Как правило, в ходе «прогулок» жертве наносили несколько десятков ножевых ранений. От рук «борцов за чистоту расы» погибали не только дворники-мигранты. На счету банды - убийство женщины вполне славянской национальности, вернувшейся с курорта и вызвавшей сомнения цветом кожи.

Эксперт по проблеме фашизма, адвокат Станислав Маркелов, говорит: «Если раньше национальный мотив преступления рассматривался в последнюю очередь (преступникам старались вменить «хулиганку»), то теперь наконец-то стали рассматривать политический мотив. Тем не менее время упущено. За наци милиция уже не поспевает».

«Увеличение количества убийств в последнее время - закономерный результат роста количества наци-скинов, - считает социолог Александр Тарасов. - Сегодня в России около 70 тысяч скинхедов и сочувствующих. Милиция упустила контроль за ситуацией».

Да и ищут их по старинке. В начале года проводилась операция «Скинхед». В ОВД была прислана разнарядка: вычислить неблагонадежные элементы. Из одного отделения пришел примерно такой ответ: «Установлены 3 девочки-эмо (определены по розовым волосам), 2 панка (с хаером на голове), 3 гота (одеты во все черное). Бритоголовых молодых людей в военных ботинках не обнаружено». Надо сказать, что в традиционном виде наци стараются не появляться уже несколько лет. К тому же, как признаются сами оперативники, никакой единой базы данных по фашистам нет.

20, 21, 22 и 23 марта вышли более спокойными. В воскресенье пили водку у общих знакомых. Собственно, пил я и знакомые. Василий не пьет, ничего не курит и мясо не ест - набор правил, принятых многими антифашистами. Конечно, вспоминали Крылова и акцию.

А зачем тебе все это нужно?

С одной стороны, это просто как крик: *удаки за**али! Да, я дерусь на улицах, и, может быть, это неправильно, но что еще нам остается? А с другой стороны - может быть, просто забиваю так свою совесть, потому что на самом деле ничего не могу изменить. Хотя верить надо, надо искать выходы.

Ты говорил, что после убийства Крылова какую-то грань переступили? В тебе самом что-то изменилось?

Знаешь, многие товарищи стали говорить о войне в том контексте, что скоро начнутся жертвы с «их» стороны. Что это необходимо и неизбежно. И в эту среду нас совсем немногое отделяло от крупного вооруженного столкновения. Ненависть растет, злость… Но я точно понял, что я не должен оскотиниваться и убивать, несмотря ни на какую войну.

Досье «Новой»

R.A.S.H. (Red and Anarchist Skinhead) - красные и анархо-скинхеды

Цели и идеология: борьба с нацизмом и всеми видами дискриминации как часть борьбы против капитализма и государства. Освобождение скинхед-течения от крайне правых. Считается частью анархического движения в России.

Внешние отличия: традиционный внешний вид скинхедов. Анархистские значки, красно-черные флаги во время демонстраций.

Методы борьбы и пропаганды: не согласованные с властями уличные акции, вооруженные нападения на неонацистов, организация концертов.

Численность:
около 150 человек.

Возрастной состав: в среднем 16-25 лет.

S.H.A.R.P. (Skinhead Against Racial Prejudice) - скинхеды против расовых предрассудков

Цели и идеология: борьба с неонацистами. Освобождение скинхед-течения от крайне правых.

Внешние отличия: традиционный внешний вид скинхедов и футбольных фанатов. Вещи марок Lonsdale, Fred Perry, Ben Sherman. Значки и нашивки с изображением шлема троянского воина.

Методы борьбы и пропаганды: нападения на неонацистов, организация концертов.
Численность: 250-300 человек.

Возрастной состав: в среднем 16-30 лет.

Анархисты

Цели и идеология: борьба с фашизмом наряду с борьбой с государством, капитализмом, всеми видами дискриминации, защита окружающей среды, помощь бедным и бездомным.

Внешние отличия: преимущественно черная одежда, часто с самодельными рисунками, анархистские значки, нашивки. Одежда известных производителей не используется принципиально. Красно-черные флаги во время демонстраций.

Методы борьбы и пропаганды: уличные акции, организация концертов, просветительских и протестных лагерей, создание видео для распространения в интернете, проведение кинофестивалей, выпуск газет и журналов. Также участвуют в нападениях на неонацистов.

Численность: примерно 800 активистов по всей России.

Возрастной состав: 16-45 лет.

Алексей Яковлев


На наших улицах идёт настоящая война. Чаще всего сражения происходят после концертов групп, играющих музыку в стиле хард-кора. Музыка в стиле хард-кор – это не просто жёсткое гитарное звучание, это ещё и тексты с явной социальной направленностью с антифашистскими лозунгами. Поэтому те, кто после концерта берут на себя смелость выкрикивать «Фашизм не пройдёт» и становятся мишенью для агрессивных наци.

Они называют себя Антифа. Их идейные враги те, кто полон расовых предрассудков, в первую очередь скинхеды, бритоголовые мальчики в армейских ботинках. Радикальные антифа так же называют себя скинхедами, но при этом уточняют: скинхеды – это всего лишь молодёжная субкультура, к нацизму она отношения не имеет.

Они ненавидят фашизм. Не просто против, а именно ненавидят, и пытаются преградить дорогу нацистам. Их частенько называют нацистами наоборот. Они называют себя SHARPы. SHARP – это аббревиатура, сокращение от английского Скинхеды Против Расовых Предрассудков.

Движение зародилось в 80х годах в Нью-Йорке. Долгое время преобладало мнение, что скинхеды – это нацисты. SHARPы стали давать теле и радио интервью, доказывая, что это не так. Некоторые стали создавать свои организации, так как считали, что базовые методы SHARP слишком мирные. По их мнению, кулаки лучший ответ национальной ненависти. Зимой 1989 года первоначальная организация распалась.

В России субкультура SHARP распространена в Москве, Петербурге, Волгограде и Воронеже – городах, где особую активность развили нацисты. Действие рождает противодействие. Антифа – это не движение, так говорят сами участники. Это образ мышления. В отличие от нацистов, у них нет чёткой иерархии, ярко выраженных лидеров и постоянного источника финансирования.Антифа стоит особняком от политики, чтобы не утверждали их противники. С политикой им не по пути. Ведь быть антифашистом – это всё равно как дышать, либо ты хватаешься за нож, увидев человека отличной от своей национальности, либо ты понимаешь, что добро и зло не зависит от цвета кожи и размера глаз.
По их убеждениям, каждый, кто стирает рукавом фашистскую символику в подъезде, может считать себя антифашистом. Другое дело, быть пассивным противником фашизма или активным. Для радикальных антифа выбор очевиден – добро должно быть с кулаками.

Многие начинают с агитационных листовок и страничек в Интернете и только потом переходят к активным действиям. В любом случае, выбор есть у каждого.

Радикальные антифашисты – это SHARPы, но SHARPами антифашисты не исчерпываются. RASH – Красные Скинхеды Анархисты.

Они появились в Париже в конце 70х и были первыми, кто стал бороться с проявлениями фашизма. Все они занимались боевыми искусствами, а в качестве оружия использовали бейсбольные биты. Вплоть до 1992 года их деятельность носила частный характер. В России по большому счёту нет последователей RASH, потому что RASH – это политика.

Многие говорят об антифа как о скинхедах-перевёртышах, но это не совсем верно. На самом деле в антифа можно встретить самых разных людей, в том числе и просто хард-корщики, которым не нравятся проявления фашизма. Среди них есть и перевоспитавшиеся – бывшие наци. Считается, что человек, понявший всю ошибочность фашистской идеологии, становится самым активным и преданными антифа.

На Интернет-сайтах российских нацистов можно прочесть много презрительных высказываний о самих антифа, их идеях и ресурсах. Они утверждают, что никакая антифа не сила, это горстка недовольных. Политики и идеологи тоже не считают явление антифа массовым. Но антифа считают, что их недооценивают. Движение наращивает свои силы. В Москве членов антифа уже сотни.Сложно сказать, так ли это, и сколько их, антифа. Смотря кого считать. Если только тех, кто готов выходит на улицу и доказывать свою правоту кулаками, то таких действительно немного. А если считать тех, кто понимает, что идеи расизма ужасны, и тех, кто готов убеждать в этом других, то армия антифа огромна.Вокруг антифа стараниями журналистов и их противников сложилось немало предубеждений и слухов, несоответствующих действительности. Так, бытует мнение, что антифа поддерживают гомосексуалистов, наркоманов и «понаехавших тут». На самом деле антифа просто призывают терпимо относиться ко всем людям вне зависимости от того, чем они занимаются, с кем спят и где живут.Антифа проводят акции в поддержку лиц без определённого места жительства, проявляя таким образом свою гражданскую позицию. Ведь забота о социально неустроенных слоях населения – это нормальное явление в цивилизованном обществе. То же самое касается и наркоманов, людей больных, которые нуждаются в помощи и лечении. Что касается проблемы засилья приезжих, то антифа в полной мере её осознают и не считают, что это благо. Но призывают решать проблемы мигрантов более цивилизованным способом, нежели насилие. В целом говоря об антифа хочется подчеркнуть, что у этого движения нет чётко выраженной идеологии.

Как различен состав участников антифа, так и различны мнения всех этих людей по разным вопросам. Вольнодумие, или, по-модному, плюрализм мнений здесь не подавляется, а поддерживается, что говорить о высоком уровне развития сознания тех, кто стоит во главе антифа.

Аналитики, политологи и журналисты продолжают спорить вокруг противостояния антифа и нацистов. Одни утверждают, что это просто игра такая, сродни пионерской зарнице. Другие говорят, что и современные фашисты и их противники лишь марионетки в руках людей в погонах, которые хотят отвлечь молодёжь от реальной политики. Но в одном все рассуждающие солидарны – движение против фашизма – это хорошо. Вон в Германии 30х годов такого не наблюдалось. И всем известно, чем дело кончилось.

"Так, бытует мнение, что антифа поддерживают гомосексуалистов, наркоманов и «понаехавших тут». На самом деле антифа просто призывают терпимо относиться ко всем людям вне зависимости от того, чем они занимаются, с кем спят и где живут." - СССР был в прямом смысле антифашистским государством, однако для гомиков была статья в УК, понаехавших не было, т.к. была нормальная внутренняя политика и с нравственностью дела были получше.
"Другие говорят, что и современные фашисты и их противники лишь марионетки в руках людей в погонах, которые хотят отвлечь молодёжь от реальной политики. " - самая здравая мысль.
Сожрите друг друга, пока верхушка распиливает бюджеты и обворовывает всех нас и тех и этих. Вот и вся политика.
Я МИЛОГО УЗНАЮ ПО НАШИВКЕ
Как отличить фашиста от антифашиста? Почти никак Д ействительно, внешне они почти не отличаются: в большинстве случаев одинаковые тяжелые ботинки, голубые джинсы, куртки-бобмеры и физиономии тоже одинаково злые. А может быть, человек, читающий газету рядом с вами в метро, тоже кто-нибудь «из них»? Почему нет, вполне возможно. И для этого вовсе не обязательно выглядеть как-то необычно. Точно так же совсем не обязательно придерживаться крайне правых или крайне левых взглядов, чтобы получить за них, как у них говорится, «по щщам» (по физиономии то есть).
Взять, например, драку после концерта группы «Некондишн», проходившего в клубе «Археология» 15 сентября 2006 года. Тогда двое парней (якобы молодые нацисты) были жестоко избиты и получили многочисленные ножевые удары. Сперва, как обычно, обвинили в этом антифашистов. Потом, из-за некоторых неустранимых противоречий (во-первых, антифа никогда не используют ножи, во-вторых, нападавшие кричали: «Смерть антифа»!), сами наци признали, что вышла неувязка и одна правая банда напала на другую. Об этом заявил Дмитрий Демушкин, лидер откровенно фашистской организации «Славянский союз» (обычно называют сокращенно - СС), и добавил: «Так как одеты все одинаково, никто разбираться не будет - фа или афа. Убьют просто».
Тем не менее разница во внешних признаках есть.
У нацистов все подвергнуто более или менее жесткой унификации. Помимо вышеупомянутого костюма-тройки (тяжелые ботинки, светлые джинсы на подтяжках и куртка по пояс), «бонхеда» могут выдать разнообразные нашивки с символикой.
Фашисты любят цифру 8. В латинском алфавите буква "h" - восьмая. Вот и получите 88 - Hail Hitler и еще 18 - Adolf Hitler. За цифрой 14, еще одной любимицей нацистов, таится нешуточный интеллектуальный посыл: We must secure the existence of our people and a future for White children - «Мы должны сохранить существование нашего народа и будущее для белых детей».
Но об этом не знают многие приверженцы идеологии наци, и на порталах правого толка вопросы: «что значит цифра 14?» от какого-нибудь скина с ником Fritz88 - событие довольно частое. Для таких необразованных есть даже свое субкультурное определение - «карлан».
Карланам редко бывает больше 16 лет и называть себя национал-социалистами им хочется только для того, чтобы попасть в «стильную» компанию. Как правило, они не знают о наци-идеологии, как и о том, что шапки от фирмы Pit Bull на их головах шьются местными гастарбайтерами. Но настоящие вещи от Pit Bull фашисты уважают; порой именно эта надпись и становится мишенью для антифа.
Все вышеперечисленные отличительные признаки работают, только когда наци сбиваются в кучу, и эта куча никого не боится. В остальное же время они одеваются как самые обычные люди, иногда даже специально напуская на себя «гоповатый» (простоватый то есть) вид. Им очень хорошо известно, что милиция вычисляет экстремистов по внешнему облику.
У антифашистов во внешнем виде допускается гораздо больше вольнодумства. Тут и панковские ирокезы, и дреды, и массивные серьги в ушах. И, разумеется, стандартный вид скинхеда. Правда, есть одна деталь - некоторые антифа-скинхеды носят на ботинках красные шнурки. Если это не какой-нибудь модник или карлан, то, скорее всего, перед вами - rash (red and anarchist skin-head)* . Раши, помимо ненависти к нацистам, разделяют левые взгляды. Собственно, красные шнурки своим цветом и привлекательны.
По части шифровок афа от фа не отстают. Две самые знаменитые: 46 - destroy fascism (по аналогии с порядковыми номерами букв в латинском алфавите) и 69 - remember the spirit of 69. 1969 - год оформления движения скинхедов в Великобритании.
В ответ фашистскому Pit Bull матерые антифа носят Fred Perry. А вот куртки Lonsdale - конфликтная зона. Их носят по обе стороны фронта.

*

Другая антифа-формация называется sharp (skin-head against racial prejudices) - эти скины борются за чистоту своей культуры и, собственно, мстят фашистам за ее попрание.

Илья ДОНСКИХ

06.11.2006

В понедельник президент Трамп подчинился всеобщему требованию и отказался от своего комментария о том, что вина за случившееся в Шарлоттсвиле лежит на «многих сторонах», в явной форме осудив белый национализм. «Расизм - это зло, - признал он с большой неохотой, - включая ККК, неонацистов и белых расистов».
REUTERS, Hannah McKay

Через день Трамп пошел на попятную, пояснив, что на слете белых националистов были и «очень хорошие люди», и одновременно с этим «обвинил обе стороны», в том числе вроде бы и «ультралевых» антифашистов.

Впервые попав в заголовки новостей в феврале, когда они добились отмены выступления ультраправого провокатора Мило Яньнопулоса в Калифорнийском университете Беркли, антифашисты вновь приковали к себе внимание общественности, выступив против участников слета белых националистов Unite the Right в Шарлоттсвилле.

Но кто такие антифашисты? И откуда они взялись? Воинствующий антифашизм, или «антифа» - это политика социальной революции, проводимая крайне левыми радикалами и нацеленная на борьбу с крайне правыми. Его приверженцы - преимущественно коммунисты, социалисты и анархисты, которые предпочитают в одиночку, без помощи полиции или государства, сдерживать наступление белых националистов. Они пропагандируют народную оппозицию фашизму, подобную тому, что мы видели в Шарлоттсвилле.

Антифашистские группы существуют по всему миру, но сама по себе антифа не является взаимосвязанной организацией, ее также нельзя назвать идеологией, подобной социализму, или тактикой, как заслон пикета - это особая группа. Антифа - это автономные антирасистские группы, которые контролируют и отслеживают деятельность местных неонацистов. Они разоблачают их деятельность перед соседями и работодателями, проводят просветительские кампании, поддерживают мигрантов и беженцев, а также оказывают давление на органы, в ведении которых находятся места проведения мероприятий, запланированных белыми националистами, добиваясь их отмены.

По большей части антифашистская деятельность носит ненасильственный характер. Но их готовность физически защищать себя и других от насилия белых националистов и заранее пресекать организуемые фашистами инициативы, прежде чем те повлекут за собой человеческие жертвы, отличает их от либеральных антирасистов.

Антифашисты утверждают, что после ужасов рабства и Холокоста физическое насилие над белыми расистами и этически оправдано, и стратегически эффективно. По их мнению, мы не должны отвлеченно оценивать этический статус насилия, когда за ним не стоят определенные ценности и контекст. Вместо этого они выдвигают этически последовательный, исторически обоснованный аргумент для борьбы с нацистами, пока не станет слишком поздно. Как объяснил Корнел Уэест, переживший неонацистские нападения в Шарлоттсвилле: «Если бы не антифашисты, защищавшие нас от неофашистов, нас бы раздавили, как тараканов».

Хотя с момента возвышения Трампа антифа часто рассматривается как новая сила в американской политике, антифашистская традиция насчитывает уже почти столетие. Первые антифашисты сражались с чернорубашечниками Бенито Муссолини в итальянской провинции, вели перестрелку с гитлеровцами в тавернах и переулках Мюнхена и защищали Мадрид от националистической армии повстанцев Франсиско Франко. За пределами Европы антифашизм стал образцом сопротивления китайцев против японского империализма во время Второй мировой войны, а также сопротивления латиноамериканским диктатурам.

Современная антифашистская политика ведет свое начало от противодействия волнам ксенофобии и зародившемуся движению скинхедов в Британии в 1970-е и 80-е годы. Она также имеет свои корни в группах самообороны, организованных революционерами и мигрантами в Германии после падения Берлинской стены, когда на волю вырвались жестокие неонацистские силы.

С конца 1980-х годов по 2000-х годы активисты Сети борьбы с расистскими действиями (ARA) в Соединенных Штатах и Канаде упорно преследовали членов клу-клукс-клана, неонацистов и других приверженцев превосходства белых. Их девиз был прост, но звучал дерзко: «Мы идем туда, куда идут они». Если нацистские скинхеды раздавали на панк-шоу в Индиане листовки о том, почему «Гитлер был прав», ARA уже были там, чтобы указать им на дверь. Если фашисты обвешивали центр Эдмонтона в Альберте расистскими плакатами, АРА срывали их и заменяли антирасистскими лозунгами.

Сама тактика реагирования на небольшие фашистские группы кому-то может показаться тривиальной, однако возвышение Гитлера и Муссолини показывает, что сопротивление не может быть переключателем, который можно просто-напросто включить, когда наступает кризис. Когда однажды нацистские и фашистские партии получили контроль над правительством, срывать стоп-кран было уже поздно.

Оглядываясь назад, антифашисты пришли к выводу, что остановить Муссолини было бы намного легче еще в 1919 году, когда его первое фашистское ядро насчитывало сотню человек. Или ликвидировать правую Немецкую рабочую партию, в которой состояло всего 54 члена в тот момент, когда Гитлер присутствовал на ее первом собрании - это уже потом он превратил ее в Национал-социалистскую немецкую рабочую партию (нацистскую партию). Хотя режимы, вдохновлявшие их первоначальные протесты, уже давно мертвы, антифашисты отдают все силы борьбе с небольшими фашистскими и нацистскими группами, как если бы те были ядром жестокого движения или будущего режима.

На протяжении многих лет антифашистов жестко критиковали за то, что они в высшей степени серьезно относились к группам из 40 или 60 человек, будь то куклусклановцы или фашисты. Членов старейшей из ныне существующих в стране антифашистских групп - организации Rose City Antifa из Портленда (штат Орегон), которой уже десять лет - раскритиковали даже левые за то, что они направляют свои силы на разоблачение деятельности небольших групп местных расистов, исламофобов и фашистов вместо того, чтобы сосредоточиться на более масштабных и системных проявлениях несправедливости.

Задолго до того, как у ультраправых появилось собственное название, антифашисты уже вовсю занимались неблагодарной работой: чистили убогие доски объявлений и разузнавали о подпольных неонацистских собраниях. Они отслеживали тех, кто сеял семена смерти, всходы которых мы наблюдали Шарлоттсвилле. Принимаете вы их методы или нет, но антифашистов, которые посвящают себя борьбе с расизмом, никоим образом нельзя ставить на одну доску с ультраправыми троллями, которые рассказывают анекдоты о газовых камерах. За масками антифа скрываются медсестры, учителя, соседи и родственники всех рас и полов, которые не колеблясь подвергают себя риску, чтобы остановить фашизм любой ценой.

Неужели требовалась смерть Хизер Хейер, чтобы столь многие из нас, особенно белые, начали всерьез относиться к угрозе, которую представляют собой белые националисты, на протяжении нескольких поколений подвергающие цветные сообщества преследованиям? История антифашистского движения требует, чтобы мы серьезно относились к насилию белых националистов. Прошло то время, когда их можно было «просто игнорировать».

Марк Брей (Mark Bray)

The Washington Post, США