Краткая история танков России. Танки ссср великой отечественной войны: характеристики и фото

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

В конце тридцатых годов, накануне начала Второй Мировой Войны, танковым войскам СССР не было равных. Советский Союз имел колоссальное превосходство над всеми вероятными противниками в количестве единиц техники, а с появлением "Т-34" в 1940 году советское превосходство стало носить качественный характер. На момент вторжения немецких войск в Польшу в сентябре 1939 года советский танковый парк уже насчитывал свыше 20 тысяч машин. Правда основную массу этих танков составляли лёгкие боевые машины, вооруженные 45-мм орудиями, которые уже с трудом могли сражаться с основными средними танками Германии "Panzer III" поздних модификаций. Например, самый массовый танк Красной Армии в предвоенные годы "Т-26" , вооруженный 45мм пушкой, мог эффективно пробивать броню "троек" лишь с предельно близких дистанций менее 300м, немецкий же танк без труда поражал 15мм противопульной брони "Т-26" с дистанции до 1000м. Все танки Вермахта, за исключением "Pz.I" и "Pz.II", могли вполне эффективно противостоять "двадцатьшестому". Остальные характеристики "Т-26", производившегося с начала 30-х годов к началу 40-х уже также были довольно посредственными. Стоит упомянуть и легкие танки "БТ-7" , обладающие просто потрясающей для того времени скоростью и несущими такое же, как у "Т-26", 45-мм орудие, боевая ценность которых была немного выше, чем у "двадцатьшестых" только за счет хорошей скорости и динамики, что позволяло танку быстро маневрировать на поле боя. Бронирование их также было слабым и пробивалось основными немецкими танками с больших дистанций. Таким образом, большая часть танкового парка СССР к 1941-му году была укомплектована устаревшей техникой, хотя по общей численности танков СССР превосходил Германию в несколько раз. Последнее также не давало решительного преимущества в начале войны, поскольку далеко не вся "армада" советской техники была расположена в западных пограничных округах, да и те боевые машины, которые там находились были рассредоточены по территории, в то время как германская бронетехника наступала на узких участках фронта, обеспечивая себе численный перевес и уничтожая советские войска по частям. Однако вернемся в середину 30-х годов - именно тогда танки Советского Союза получили боевое крещение - шла гражданская война в Испании, где они сражались на стороне республиканских войск(см. Советские танки Т-26 и гражданская война в Испании) против фашистских мятежников генерала Франсиско Франко, вполне успешно показав себя в боях с немецкими танками и итальянскими танкетками. Позже советские танки так же успешно противостояли японским агрессорам на Дальнем Востоке в боях у озера Хасан и в районе реки Халкин-Гол. Советские танки в бою с мятежниками-франкистами и японскими войсками показали, что с ними определенно стоит считаться. По своим тактико-техническим характеристикам новые советские танки, такие как "Т-34" и "КВ" на начало войны конечно превосходили все образцы немецкой техники, но всё же они растворялись в массе более старой техники. В целом советские танковые войска к 1941-му являли собой многочисленные, но плохо сбалансированные формирования, а в Западных приграничных округах, где и развернулось сражение первых недель войны, располагалось не более 12тыс. танков, против 5 с половиной тысяч танков Германии и её союзников. Советские силы при этом испытывали острый недостаток живой силы, у немцев же проблем с пехотой не было - её было вдвое больше, чем в советских войсках, расположенных у границы. Стоит подчеркнуть, что говоря о превосходстве советских танков в начале войны, мы имеем ввиду именно техническую часть и ряд основных боевых характеристик, определяющих в состоянии ли танковые части противостоять аналогичным боевым машинам противника. Например, в плане вооружения и бронирования новые советские танки второй половины 30-х, начала 40-х годов однозначно превосходили все имеющиеся у немцев в 1941-м образцы бронетехники. Однако мало иметь танки с хорошими тактико-техническими характеристиками, важно уметь владеть ими как средством ведения войны. В этом смысле немецкие танковые войска в начале войны оказались сильнее. На момент пересечения ими советской границы основной ударной силой германских войск являлся "Panzer III" , причем на начало войны у немцев уже были модификации этих танков F и H, которые превосходили массы лёгкой советской бронетехники по тактико-техническим характеристикам. Конечно в составе немецких танковых войск были и такие танки как "Panzer I" или "Panzer II" , однозначно уступавшие почти всем
советским машинам, но роль основного танка всё же принадлежала "тройке". Разгром советских танковых дивизий и механизированных корпусов, развернутых вдоль западной границы был столь стремительным, что в дальнейшем это породило множество слухов о том, что немецкие танки "многократно превосходили по численности и были намного лучше советских". Последнее утверждение неправильно уже только потому, что в составе советской танковой группировки числились "КВ" и "Т-34", которым в 1941-м году не было равных, а что касается численного превосходства, то напротив именно СССР превосходил Германию в количестве танков, но если учитывать не всю технику, рассредоточенную по всей огромной территории СССР, а лишь танковые силы войск западных приграничных округов, то окажется, что это не "многохкратное", а лишь двухкратное превосходство. Распылённые по всей границе советские танковые части, к тому же не имеющие столь внушительной пехотной поддержки, как немецкие танковые силы, вынуждены были встречать лавину хорошо направленных и сосредоточенных ударов больших масс немецкой бронетехники на узких участках фронта. Формальное численное превосходство советских танков в таких условиях значения уже не имело. Немцы быстро прорывали слабый передний край советской обороны и занимали огромные площади в глубоком советском тылу и удерживали их с помощью своей моторизованной пехоты, дезорганизуя всю систему советской обороны. Наши же танки в первые недели войны чаще всего атаковали противника без авиационной, артиллерийской и пехотной поддержки. Даже если им удавалось провести удачную контратаку, удержать захваченные позиции без помощи пехоты они не могли. Превосходство в живой силе Германии над войсками западных приграничных округов дало о себе знать. К тому же Германия, как уже говорилось, в начале войны однозначно превосходила СССР в мастерстве владения танковыми частями, в организации взаимодействия между танками и другими родами войск и хорошем оперативном руководстве подвижными соединениями. Это даже неудивительно, учитывая, что германское командование имело опыт двух крупных и стремительных военных операций (разгром Польши и Франции), на которых были отработаны эффективные приемы действий танковых групп, взаимодействие танков с пехотой, авиацией и артиллерией. Советское командование подобного опыта не имело, поэтому в начале войны оно было очевидно слабее в плане исскуства управления танковыми соединениями. Добавим к этому ещё и отсутсвие боевого опыта у многих танковых экипажей наложенное на ошибки и просчёты советского командования. По ходу войны опыт, знания и навыки будет приобретёны и советские боевые машины станут подлинно грозным оружием в умелых руках танкистов и командиров танковых частей. Не суждено будет сбыться предсказанию немецкого танкового военачальника Мелентина, который предрекал, что русские, создавшие столь прекрасный инструмент как танки, никогда не научаться на нём играть. Играть научились очень хорошо - и блестящие операции Красной Армии против Вермахта во второй половине войны тому яркое и неоспоримое подтверждение.

Техническое превосходство СССР в предвоенные годы и в течении войны

Советские танки на начальном этапе второй мировой войны превосходили по боевым характеристикам всех своих вероятных противников. В арсенале советских танковых сил в начале войны находились такие машины, которым на тот момент аналогов не было. Это были средние танки "Т-34" ,а также тяжелые танки "КВ-1" и "КВ-2" . Они имели достаточно мощное вооружение и способны были поразить любой немецкий танк того периода на большой дистанции огневого боя, при этом оставаясь неуязвимыми для огня основной массы немецких пушек того периода. Немецкие танкисты
ничего не могли противопоставить хорошей броне советских боевых машин. Основная штатная 37мм пушка немцев не позволяла уверенно поражать "Т-34" или "КВ" в лобовую проекцию со средних и дальних дистанций и это вынуждало немцев часто использовать на первых этапах войны для борьбы с советскими танками тяжелые зенитные орудия FlaK калибра 88мм. Помимо "Т-34" и "КВ", СССР обладал большим количеством легких боевых машин, особенно много в советской армии было танков "Т-26" . Бронирование танков "Т-26" и "БТ-7", которые были распространены в советской армии в начале 40х годов, оставляло желать лучшего, однако многие из них несли 45мм орудие, которое могло успешно поражать все немецкие танки в начале войны, а значит при определенных условиях и грамотном применении, эта техника могла противостоять немецким танкам. Во второй половине войны советскими конструкторами была осуществлена комплексная модернизация "тридцатьчетверки", появился танк "Т-34-85", а также новые тяжелые танки "ИС" . Прекрасная динамика машины и мощное вооружение сделали свое дело: "ИС" успешно поражал своих основных противников на больших дистанциях при этом оставаясь малоуязвимым для ответного огня врага. Таким образом советские танки в ходе второй мировой войны так или иначе превосходили своих немецких оппонентов по качеству боевых машин, а на завершающем этапе войны ещё и имели решающий численный перевес над деморализованным противником.

Советский Союз всегда лидировал в области танкостроения. Конечно, другие страны тоже сделали свой весомый вклад в развитие бронетехники, но, благодаря гениальным конструкторам, у СССР на вооружении стояли самые удачные и эффективные танки.

После окончания Великой Отечественной войны, полным ходом шло совершенствование танка Т-44, преемника знаменитого Т-34. Конструкторы добивались уменьшения габаритов танка, при этом наращивая огневую мощь. В результате работ появился успешный Т-54. К сожалению, корпус этого танка не позволял дополнительно наращивать бронирование, а пушка Д-10Т имела низкую точность при стрельбе на ходу. Модернизация Т-54 продолжалась, и её итогом стало появление танков Т-55 и Т-62. Они участвовали в большом количестве конфликтов и продолжают стоять на вооружении некоторых стран по сей день.

Параллельно с разработкой Т-62, полным ходом шло создание абсолютно нового танка, впоследствии получившего название Т-64.

Танк Т-64 стал революционным для своего времени. Его характеристики были настолько высоки, что его наличие в армии СССР держалось в секрете, и танк не экспортировался в другие страны. Главными новшествами нового танка стали: применение автомата заряжания, 115-мм пушка 2А21 (Д-69), корпус с большими углами наклона броневых листов, комбинированная многослойная броня и новая ходовая часть. Благодаря применению автомата заряжания экипаж сократился до 3 человек. Использование 115-мм пушки стало, по сути, ответом на разработки стран НАТО, в частности на 105-мм пушку L7.

В 1967 году танк Т-64 был модернизирован. Вместо пушки 2А21 была установлена 2А46 калибра 125-мм. Новый танк получил название Т-64А и стал основным боевым танком, который был способен выполнять широчайший круг боевых задач. Далее танк неоднократно улучшался.

Несомненно, танк Т-64 – был лучшим в мире до начала 80-х годов. Однако, его производство оказалось слишком дорогим и трудоёмким по сравнению с Т-62. Встал вопрос о разработке удешевленного варианта танка Т-64, который имел бы аналогичное вооружение и компоновку.

Новый танк получил название Т-72, и стал своеобразным гибридом Т-62 и Т-64. Хотя первые образцы были созданы на базе Т-64А, в дальнейшем шла унификация с дешевым Т-62.

Танк Т-72 действительно оказался более массовым и простым, чем Т-64 - вооружение осталось прежним, конструкция ходовой части и башни существенно изменилась, бронирование нового танка стало слабее, применен другой автомат заряжания под новую башню.

Именно в это время произошло разветвление развития советских танков. С одной стороны модернизировался Т-72, а с другой Т-64. Причём, оба танка считались перспективными.

Дальнейшим развитием Т-64 стал первый в мире танк с газовой турбиной – Т-80. Помимо мощного двигателя, на танке были опробованы новейшие системы управления огнём. Есть сведения, что реактивный танк предназначался для тех же задач, что и БТ-7 в 1930 годах – быстрый бросок через Европу и выход к Ла-Маншу.

Танк Т-80 мог развить скорость по шоссе до 80 км/ч, что давало неоспоримое преимущество над танками стран НАТО. Поскольку танк Т-80 – прямой наследник Т-64, он сохранил многие его конструктивные особенности. Наиболее совершенной модификацией “восьмидесятки” является Т-80У, который был разработан в 1987 году и стоит на вооружении России.

С 1985 года на все танки Советского Союза стала устанавливаться динамическая защита “Контакт-1”, в несколько раз повысившая живучесть машин. Контейнеры с взрывчаткой ослабляли кумулятивную струю и не позволяли ей прожечь броню танка.

Итогом развития Т-72 стал танк Т-72БУ созданный в 1989 году. Через три года он был принят на вооружение под названием Т-90.

По сути, танк Т-90 - это Т-72 с новой башней, системой управления огнем от танка Т-80, встроенной динамической защитой “Контакт-5” и комплексом активной защиты “Штора-1”. Пушка была 2А46 улучшена и стала намного точнее.

В связи с развалом СССР, закупка вооружения резко сократилась. В результате за 20 лет(!) было принято на вооружение около 400 танков Т-90. Для сравнения – на экспорт было поставлено свыше 1000 танков за этот же период.

Хотя большинство экспертов считают Т-90 наиболее совершенным танком России, с этим можно поспорить. Во-первых, не стоит забывать, что Т-72 – это ослабленная модификация Т-64. То есть, реактивный Т-80 серьёзно превосходит Т-72 и, возможно, Т-90. Но производство “восьмидисяток” осталось в Украине, и у России нет другого выхода, кроме как закупать Т-90.

По характеристикам, Т-90 и Т-80У – прямые конкуренты американского M1A2 “Абрамс”. Будем надеется, что они никогда не встретятся в реальном бою.

В статье использовано фото танка Т-64 Чобиток В. В. с сайта

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.