Танки III Рейха. Самая полная энциклопедия. Танковый парк третьего рейха

Все, что когда-либо происходило в истории, несмотря на грифы секретности, как правило, рано или поздно становится доступным общественности. Нет такого секрета, который бы не был спустя годы раскрыт. Эта истина относится и к секретным разработкам конструкторами гитлеровской Германии совершенно новых и уникальных танков, которые при положительном стечении обстоятельств могли сыграть решающую роль в конце Второй Мировой войны. Планам верхушки Третьего Рейха о мировом господстве так и не суждено было сбыться, а их танки из серии "Е" так и остались на уровне экспериментальных образцов. Несмотря на то что боевые машины так и не стали производиться серийно, сегодня многие эксперты вооружения называют их венцом технической мысли германских конструкторов, и необходимо признать, что на то есть все основания.


E-50 - средний танк

Из всех различных планов программы Entwicklung (или же сокращенно "Е") на средний танк под кодом Е-50 возлагались самые большие надежды. Данной машине предстояло поменять не только лишь морально устаревшие Pz.IV, но и “Panther”, что, несомненно, возлагало на конструкторов особые обязанности. Кстати будет отметить, что, кроме Е-100, данный план был более близким к претворению в жизнь.

В 1944 году, потерпев ряд поражений на всех фронтах, Германия перешла на полную экономию энергоресурсов и сырья. Правда танки выпускались в тех количествах, что и ранее, но в сравнении с бронетанковой техникой противников они уступали по всем параметрам, от защиты до огневой мощи и ходовых качеств. Кроме этого, низкая безопасность ходовой части “пантер” была на руку противнику. Спастись от этих недочетов было возможно только лишь переработав конструкцию шасси. Проведение работ по созданию совершенно новой боевой машины было доверено двум компаниям - Daimler-Benz и MAN. Единым руководителем проекта был назначен гениальный инженер и прекрасный руководитель - генерал Х.Е.Кникамп.

Времени оставалось немного, из-за этого значительная часть составляющих была элементарно скопирована с действующих образцов танков и прежде всего с прекрасно себя зарекомендовавшего в условиях реальных боев “Tiger II”. Для того, чтобы облегчить серийное производство, в заводских условиях на каждом из этапов разработки новых танков вносились определенные усовершенствования и проводились работы по определенной унификации планов Е-50 и Е-75, но довести их до логического завершения не получилось.


Одним из ключевых вопросов, который в кратчайшие сроки предстояло решить германским конструкторам, являлась слабая ходовая часть. Шасси с размещение катков в шахматном порядке, ранее использованное на “Panther” и “Tiger”, имело ряд минусов, значительно влиявших на общую боеспособность танков. Плюс к тому, с технологической стороны аналогичная схема была очень далека от идеальной, и как следствие появилась необходимость в совершенно новом типе ходовой системы, более простой.

Нельзя не признать тот факт, что немецкие конструкторы с поставленной задачей справились довольно успешно - в 1944 году компанией MAN была предложена уникальная схема подвески, зачастую называемая “тихий блок”. Она состояла из сдвоенных катков от танка “Tiger II” поперечником 800 мм, объединенных в совместный блок. Опорные катки устанавливались на подпружиненных рычагах и располагались по различные стороны однодгребневого трака, правда, в их конструкции применялись валы идентичной длины. Присутствие особого подшипника-распорки давало возможность изменять состояние колеса по отношению к гребню трака. Пружины с установленным внутренним амортизатором собирались из обычных шайб Bellevielle и собирались в цилиндрах.

С формой корпуса и бронированной его защитой определились в предельно короткие сроки. В основном он был взят от “Tiger II”, но угол наклона лобовых бронеплит был несколько увеличен. Поэтому по компоновке и габаритным размерам Е-50 и “Tiger II” были примерно одинаковы.

В качестве силового агрегата было решено применять модернизированную версию мотора Maybach HL230, именуемую HL234. Данная модель была снабжена системой прямого впрыска горючего и на краткое время позволяла увеличить мощность с имеющихся 900 до 1200 л.с. Размещение топливных баков, вентиляторов и радиаторов было аналогичное с размещением на “Tiger II”, что всецело исключало установку узлов коробки в кормовой части корпуса.

Башню для нового танка Е-50, с целью экономии времени и средств, позаимствовали от танка “Panther II”, который с 1944 года был снят с серийного производства. Разработкой данной конструкции занимались конструкторы Daimler-Benz и Skoda, экспертами которых был предложен гораздо удешевленный и больше технологичный при серийном производстве вариант башни с реальной возможностью установки орудия KwK44 75-мм. Толщина бортов была доведена до 60 мм, а спрямленного лобового бронированного листа до 120 мм. Кроме стандартно великолепной оптики, было запланировано на башню “Panther II” установить стереодальномер фирмы Zeiss, устройство ночного видения и гидростабилизаторов. По рабочей документации данная башня проходила под кодовым названием Schmalturm.

К огромному разочарованию командования Panzerwaffe планы по перевооружению фронтовых частей новыми танками всецело провалились. Правда к маю 1945 г. были проработаны главные узлы конструкции Е-50 и этими трофейными разработками в полном объеме воспользовались французы, танкостроительная промышленность которых на основе наработок немецких конструкторов создала свой танк - ARL-44.

E-75 - тяжелый танк

По идее создания танков единой серии Е, тяжелый Е-75 должен был по своему внешнему виду напоминать Е-50. Ключевым различием была установка более толстой брони и гораздо более мощного основного орудия. Ходовая часть как тяжелого, так и среднего танка должны быть идентичными. Это все делалось с целью при серийном производстве на одной линии собирать различные модификации.

Е-100 - сверхтяжелый танк

E-100 - германский сверхтяжелый танк времен 2-й Мировой войны. К моменту ее окончания работы над созданием танка Е-100 близились к финишу. Разработка проектной конструкции и постройка первого опытного образца велись компанией Адлер из Франкфурта-на-Майне. Датой начала проектирования танка Е-100 считается 30 июля 1943 года. Не обращая внимание на личное распоряжение Гитлера в декабре 1944 года пресечь все работы над созданием сверхтяжелых танков, проектирование и постройка макета были продолжены в Хаустенбеке в районе Падерборна. С начала 1945 года были готовы ходовая часть и шасси. К началу испытаний на боевую машину установили мотор Майбах HL 230, коробку OG 401216 В компании Майбах и рулевое управление Хеншель L 801. Гусеницы шириной трака 1000 мм разработала и приготовила к установке компания Адлер. Впрочем, танк, оборудованный этими гусеницами, не подходил под габариты жд платформы, что затрудняло бы транспортировку при передислокации.

При разработке танка Е-100 воспользовались классической для немецкого танкостроения коробкой передач - мотор размещался в корме, а ведущие колеса - во фронтальной части танка. Бронированная защита: 240 мм (лобовая часть) и 120 мм (борта). В качестве вооружения на Е-100 было запланировано установить орудие калибра 150 или же 170 мм спаренное с 75-мм орудием Maus Turret. Предполагалось, что Е-100, снаряженный мотором Maybach HL 234 и управляющим устройством "Mekydro", будет развивать крейсерскую скорость до 40 км/ч. Опытный образец Е-100 был захвачен в плен в районе Падерборна английскими войсками.

С капитуляцией Германии во Второй Мировой войне рухнули и планы верхушки Вермахта создать танки, способные покорить мир!

Танковый парк Третьего рейха

К началу Второй мировой войны на вооружении танковых войск Третьего рейха состояли легкие танки Pz Kpfw I, Pz Kpfw II, чешские танки Pz Kpfw 35(t), Pz Kpfw 38(t), средние танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, различные САУ и бронетранспортеры.

Вооружение танков состояло в основном из малокалиберных пушек и пулеметов, что давало им возможность создавать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость движения танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 50-мм германских короткоствольных пушек, снаряды которых в большинстве боевых столкновений не могли пробить броню французских тяжелых танков. В связи с этим на танк Pz Kpfw III в 1940 г. была установлена более мощная 50-мм пушка. Выяснилось также, что броневая защита и запас хода германских танков недостаточны.

Готовясь к нападению на СССР, Третий рейх стремился к количественному увеличению своего танкового парка. Важную роль в его увеличении сыграли захваченные Германией чешские заводы, которые в первой половине 1941 г. давали одну пятую танков, которые поступали на вооружение германской армии. На 1 июня 1941 г. в составе вооруженных сил Германии и её сателлитов насчитывалось 4198 танков и 377 штурмовых орудий. Для операции предназначалось 3712 танков и САУ, из которых средних танков Pz Kpfw III было 2348 и Pz Kpfw IV - 438. Не сказывавшиеся до нападения на Советский Союз недостатки в организационной и технической оснащенности танковых войск III рейха проявились после жестоких столкновений с новыми советскими танками Т-34 и КВ, которых к началу войны в составе Красной армии было немного (танков КВ - 504 машины). В течение первых месяцев кровопролитных боев подразделения немецких легких танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II быстро теряли свой штатный состав . В конце 1941 г. в Германии был прекращен выпуск всех легких танков, которые не отвечали требованиям борьбы с новыми советскими танками. Безвозвратные потери немецких танков с июня по ноябрь 1941 г. составили 2251 единиц, из них 348 средних танков Pz Kpfw IV. В то время Pz Kpfw IV являлись лучшими немецкими танками. Однако их броню пробивали не только пушки новых советских танков Т-34 и КВ, но и пушки легких танков Т-26 и БТ, а также 45-мм советские противотанковые пушки (так называемые «сорокопятки»).

Появление в боях танков Т-34 потребовало коренного изменения конструкции немецких танков, а также их тактического применения . Если ранее основной задачей танковых подразделений вермахта было подавление пехоты и артиллерии противника, то теперь основной задачей становилось поражение танков противника на максимальной дальности. Для этого предполагалось перевооружить все средние танки 75-мм длинноствольными пушками.

Несмотря на модернизацию средних танков Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, направленную на увеличение их огневой мощи и броневой защиты, по основным своим показателям они продолжали уступать новым советским танкам. Поэтому танк Pz Kpfw III, составлявший основу танковых частей в 1940-1942 гг. , с июня 1943 г. больше не выпускался, а на его базе создавались различные образцы специальных танков и САУ. Средний танк Pz Kpfw IV , неоднократно модернизированный, оставался в производстве до конца войны.

Реалии боевых танковых столкновений на Восточном фронте в первые месяцы войны приводила гитлеровское руководство к созданию новых видов бронетанковой техники и, в первую очередь, тяжелых танков, имеющих достаточную броневую защиту и большой орудийный потенциал. В августе 1942 г. началось серийное производство тяжелого танка Pz Kpfw VI «Тигр» , вооруженного 88-мм пушкой (первоначально она создавалась как зенитное орудие). С августа 1942 г. по август 1944 г. было выпущено 1354 «Тигра», плюс 5 танков Порше, использовавшихся в учебно-тренировочных целях.

В ноябре 1942 г. был создан новый, более маневренный танк Pz Kpfw V «Пантера» с 75-мм длинноствольной пушкой, который должен был компенсировать недостатки танка «Тигр». По разным критериям он может быть отнесен и к средним, и к тяжелым танкам. Для увеличения надежности броневой защиты танка немецкие специалисты заимствовали форму корпуса советского танка Т-34. Всего было выпущено 5967 танков Pz Kpfw V «Пантера». На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» выпускались: истребитель танков «Ягдпантер» (88-мм пушка, 392 единицы) и БРЭМ «Бергепантер» (339 единиц).

Последним тяжелым танком был выпущенный в январе 1944 г. еще более тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf B Konigstiger («Тигр-2» или «Королевский тигр » , 68 тонн). В нем германские конструкторы хотели соединить маневренность «Пантеры» с огневой мощью «Тигра». Впервые Pz Kpfw VI B участвовали в бою на Сандомирском плацдарме в августе 1944 г. К этому времени советские войска получили тяжелый танк ИС-2, оснащенный 122-мм пушкой, который по всем показателям превосходил «Королевский тигр».

Всего за годы Второй мировой войны Германия произвела почти 27 тыс. танков.

ПРОИЗВОДСТВО БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ III РЕЙХА

Год

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Итого

Танки

1611

3178

4291

6158

8205

1057

27401

САУ

1794

5988

10777

3439

22737

Всего

1803

3725

6085

12146

18982

4496

50138

После поражения под Курском немецкие войска перешли к стратегической обороне, что обусловило резкое увеличение выпуска самоходных установок. К тому же производство танков требовало по технологии большего времени на их изготовление. В 1943 года выпуск различного типа САУ по количеству сравнялся с выпуском танков. В августе 1944 года производство танков составило 865 единиц, что явилось наивысшим показателем за все годы войны. Выпуск самоходных артиллерийских установок к концу 1944 года превысил 1000 в месяц. Общий же выпуск танков и самоходных орудий в Германии достиг своего максимума в последние месяцы 1944 г. - до 1800 машин в месяц.

В зависимости от боевого назначения самоходные артиллерийские установки (САУ) подразделялись на истребители танков, противотанковые самоходные установки, штурмовые орудия, самоходные полевые орудия и зенитные самоходные установки.

Ведущую роль стали играть САУ – истребители танков . Всего за время войны германская промышленность произвела 5 120 истребителей танков.

Готовясь к летней кампании 1943 года, немецкое командование делало ставку на новые тяжелые танки и САУ, в том числе истребитель танков «Фердинанд » (Pz Jäg «Ferdinand»), иногда называемый «Элефант» (Elefant - слон). «Элефант» («Фердинанд») создавался для борьбы с советскими танками Т-34 и КВ. Он имел массу 68 тонн и был вооружен 88-мм длинноствольной пушкой, которая первоначально создавалась для вооружения частей ПВО. К началу битвы на Курской дуге было изготовлено 90 истребителей танков Pz Jäg «Фердинанд».

В течение 1944 г. на базе танка Pz Kpfw IV производился истребитель танков с 75-мм пушкой Jagdpanzer IV (Pz Jag IV). Истребитель танков Jagdpanzer IV представлял собой улучшенную версию StuG III, выполнял на фронте те же функции и постепенно заменил StuG III в войсках. Всего было выпущено 769 истребителей танков Jagdpanzer IV.

С августа 1944 г. двумя разными танкостроительными предприятиями (Фомаг и Нибелун-генверке) одновременно выпускались улучшенные варианты истребителя танков Jagdpanzer IV с 75-мм пушкой увеличенной длины PaK 42 L/70:

Pz IV/70 (V) - 930 единиц (производитель - Фомаг),

Pz IV/70 (A) - 278 единиц (производитель - Нибелунгенверке).

В связи с возрастающим производством советских танков и САУ в танковых войсках Третьего рейха возникла необходимость создать относительно дешевый и, таким образом, массовый по производству истребитель танков. Для этой цели было решено использовать базу чешского танка Pz Kpfw 38(t). Этот истребитель танков получил название «Гетцер» – Jagdpanzer 38(t) «Hetzer» («провокатор»). Он имел 75-мм длинноствольную пушку и лобовую броню 60 мм при общей массе 6,38 т. Производство велось с апреля 1944 года по май 1945 г. Всего было выпущено 2584 САУ.

На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» с января 1944 года по март 1945 года выпускался истребитель танков «Ягдпантер» (Jagdpanther) массой 46 т, на котором устанавливалась новая 88-мм длинноствольная пушка. Всего было построено 392 истребителя «Ягдпантер». Истребитель танков «Ягдпантер» считался лучшей немецкой самоходкой.

С июля 1944 г. на базе «Королевских тигров» производились истребители танков «Ягдтигер» (Jagdtiger) массой 70 т со специально изготовленной 128-мм пушкой. Экипаж состоял из 6 человек (четверо обслуживали пушку). Было выпущено 77 истребителей танков «Jagdtiger». «Королевский тигр» и «Ягдтигер» из-за своей большой боевой массы обладали плохой проходимостью. Они были самыми тяжелыми бронированными машинами из когда-либо использовавшихся в боях.

Противотанковые самоходные артиллерийские установки вначале создавались на базе легких, а затем средних танков. В основном они вооружались 75-, 76- и 88-мм орудиями. Однако, первыми противотанковыми САУ были 47-мм пушки PaK(t), которые устанавливались на шасси легкого танка Pz Kpfw I B в период с марта 1940 г. по февраль 1941 г. Всего было оборудовано 202 таких противотанковых САУ.

Для борьбы с советскими средними и тяжелыми танками необходимо было усилить противотанковую артиллерию, сделав ее более крупнокалиберной и самоходной. Решено было применить шасси от танка Pz Kpfw 38(t), который к концу 1941 г. уже устарел как боевой танк и имел небольшую скорость для разведывательного танка. На нем разместили трофейную русскую 76,2-мм пушку, переделанную под выстрел от немецкой ПТ пушки PaK 40. Эта противотанковая САУ с пушкой 7,62cm Pak 36(r) получила название «Мардер» - Panzerjager 38(t) Pak 36(r) Marder. Всего было собрано с апреля 1942 г. до апреля 1943 г. 363 ПТ САУ «Мардер» (Marder - куница).

Весной 1942 года было принято решение установить на шасси танка Pz Kpfw 38(t) 75-мм противотанковую пушку PaK 40/3. Эта противотанковая САУ, получившая название «Мардер III» - Pz Jäg 38(t) mit 7,5cm PaK 40/3 (Marder III), производилась с ноября 1942 г. по май 1944 г. Было изготовлено 1393 машины (175 единиц переделано из танков).

На базе легкого танка Pz Kpfw II было принято решение производить противотанковую САУ «Мардер II» с 75-мм пушкой PaK 40/2. В период с июня 1942 г. по март 1944 г. была выпущена 651 машина.

Весной 1943 года перед летним наступлением (операция «Цитадель») на базе легкого танка Pz Kpfw II Ausf D была выпущена 201 противотанковая САУ с трофейной русской 76,2-мм пушкой PaK 36(r) - LaS 762.

Также перед летним наступлением под Курском было начато производство противотанковых САУ «Насхорн» (Nashorn - носорог), позднее переименованные в «Горниссе» (Hornisse - шершень). На шасси Pz Kpfw III/IV (как и у 150-мм САУ «Гуммель») размещалась новая 88-мм противотанковая пушка PaK 43/1 L/71 . САУ поступала на вооружение тяжелых истребительных батальонов. Всего в период с февраля 1943 года по март 1945 года было сделано 494 машины.

Выпускалось также незначительное количество противотанковых САУ на базе БТР. Все противотанковые САУ имели открытые сверху рубки. Всего за годы Второй мировой войны Германия произвела более 3 300 противотанковых САУ.

Штурмовые САУ изначально предназначались для непосредственной поддержки пехоты. Вращающаяся башня, как и во всех САУ, отсутствовала. Чтобы снизить высоту машины, орудие располагалось в рубке. Первым и самым массовым было штурмовое орудие на базе среднего танка Pz Kpfw III - StuG III. Всего в различных модификациях его было выпущено 9 409 штук, из них 8 587 - с длинноствольными пушками 7,5cm StuK 40 L/43 или L/48. В конце 1942 года выпуск штурмовых орудий увеличился. Он продолжался с января 1940 г. до марта 1945 г.

В конце 1942 года было принято решение для увеличения мощи штурмовой артиллерии установить на StuG III 105-мм легкую полевую гаубицу. Новая штурмовая САУ получила наименование StuH42. С начала 1943 года 105-мм штурмовые гаубицы StuH42 по 9 машин поступали на вооружение бригад штурмовых орудий. Всего с октября 1942 г. по февраль 1945 г. было выпущено 1212 штурмовые гаубицы StuH42.

На шасси танка Pz Kpfw III с декабря 1941 года по октябрь 1942 года были выпущены 24 штурмовых пехотных орудия StuIG 33 Ausf B со 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG33. Штурмовые САУ StuIG 33 B приняли участие в боях в районе Сталинграда зимой 1942-43 гг. в составе двух рот тяжелых пехотных штурмовых орудий.

На базе среднего танка Pz Kpfw IV помимо многочисленных истребителей танков, ЗСУ и самоходных гаубиц производились 2 типа штурмовых орудий: штурмовой танк «Бруммбэр» и штурмовое орудие StuG IV.

Штурмовой танк «Бруммбэр» (Brummbär - рычащий медведь) был вооружен 150-мм гаубицей 15cm StuH 43 L/12 и имел массу 28,2 тонн. Этот штурмовой танк поступал на вооружение батальонов штурмовых танков и применялся на всех фронтах с лета 1943 г. Всего было выпущено 306 штурмовых танков «Бруммбэр» с апреля 1943 г. по март 1945 г.

Штурмовое орудие StuG IV было вооружено 75-мм длинноствольной пушкой 7,5cm StuK 40 L/48 и имело массу 23 т. StuG IV применялись и как штурмовые, и как противотанковые средства. Они направлялись в те же части, что и StuG III. Всего с декабря 1943 г. по март 1945 г. было построено 1139 штурмовых орудий StuG IV.

С конца 1943 года на базе танка Pz Kpfw VI E «Тигр» началось производство штурмовой мортиры «Штурмтигер». На этой САУ устанавливалась 380-мм мортира для стрельбы реактивными снарядами. Дальность стрельбы составляла 4 600 м. В боекомплект входило 14 ракетных выстрелов. Позади рубки имелся кран для загрузки боекомплекта. Всего в период с августа по декабрь 1944 г. было переделано из «Тигров» в самоходные мортиры «Штурмтигер» 18 боевых машин. Они состояли на вооружении трех рот штурмовых мортир и использовались в основном в обороне.

Всего было произведено более 12 300 штурмовых орудий.

На вооружении немецких танковых войск находились также итальянские штурмовые орудия, конфискованные при оккупации Италии в сентябре 1943 г., а также произведенные в 1943-1945 гг.:

Штурмовое орудие StuG M42(i) с 75-мм пушкой - 294 единиц,
штурмовое орудие - истребитель танков StuG M43(i) с 75-мм пушкой - 40 единиц,
штурмовая гаубица StuG M43(i) DA 105/25 - 119 единиц.

На протяжении всей Второй мировой войны для непосредственной поддержки пехоты, а иногда и танковых частей, Германия выпускала полевые самоходные артиллерийские установки , вооруженные 105- и 150-мм пехотными орудиями.

Первые гаубичные САУ были произведены в феврале 1940 года на базе легкого танка Pz Kpfw I Ausf B . С танка была убраны башня и надстройка и установлено 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG33 на собственном лафете в легко бронированной (13 мм) коробке, открытой сзади и сверху. Боевая масса - 8,5 т. Экипаж - 4 чел. Всего было произведено 38 тяжелых пехотных САУ на базе легкого танка Pz Kpfw I. Они поступили на вооружение 701-706-й самоходных тяжелых рот танковых дивизий.

В конце 1941 года 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG33 было установлено на шасси танка Pz Kpfw II . Шасси было расширено и удлинено. Боевая масса САУ - 11,2 т. Экипаж - 4 чел. Всего было собрано 12 единиц 150-мм тяжелых пехотных САУ на базе легкого танка Pz Kpfw II. Все они были направлены в Северную Африку.

В 1943-1944 годах на базе устаревшего легкого танка Pz Kpfw II выпускалась 105-мм легкая полевая гаубичная САУ сопровождения «Веспе» (Wespe - оса) массой 11 т. Корпус танкового шасси был удлинен, а двигатель перенесен вперед. Гаубица устанавливалась в корме машины в рубке без крыши. Экипаж - 5 чел., водитель размещался отдельно, сразу за двигателем и трансмиссией. Всего было выпущено 676 легких самоходных 105-мм полевых гаубиц «Веспе».

В 1943-1944 годах на базе снятого с производства чехословацкого танка Pz Kpfw 38(t) производилась 150-мм тяжелая пехотная САУ «Грилле» (Grille - сверчок) с орудием 15cm sIG33. Оно располагалось в кормовой рубке без крыши. Боевая масса САУ - 12 т. Всего было выпущено 373 самоходных тяжелых пехотных орудия «Грилле». Направлялись в роты тяжелых пехотных орудий панцергренадерских полков.

С декабря 1944 г. на базе истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Hetzer» производились 150-мм тяжелые пехотные САУ «Гетцер» с орудием 15cm sIG33/2 и массой 16,5 т. Экипаж - 4 человека. Всего было выпущено 30 тяжелых пехотных САУ «Гетцер». Они использовались также как и 150-мм тяжелые пехотные САУ «Грилле».

В 1943 г. для 150-мм гаубицы 15cm sFH 18/1 L/30 разработали базу с использованием корпуса и ходовой части от танка Pz Kpfw IV , а трансмиссии от Pz Kpfw III (как у ПТ САУ «Горниссе»). Двигатель размещался посредине корпуса, гаубица - над двигателем, боевое отделение - в кормовой части. Боевая масса - 24 т. Экипаж - 6 человек. 150-мм тяжелые бронированные гаубицы на базе Pz III/IV получили название «Гуммель» (Hummel - шмель). Всего в 1943-1944 годах было выпущено более 700 САУ «Гуммель». Они формировались в тяжелые батареи (по шесть САУ и два транспортера боеприпасов) в составе батальонов самоходной артиллерии танковых дивизий.

С апреля 1943 г. по март 1944 г. на базе полугусеничных машин «Маультир» (Maultier - мул) с легко бронированным (8-10 мм) корпусом выпускались ракетные установки и транспортеры боеприпасов. На самоходной РСЗО Panzerwerfer42 размещалась 10-ствольная 150-мм ракетная установка или 24-ствольная 80-мм ракетная установка. Всего было изготовлено 319 самоходных ПУ Panzerwerfer42 и 289 транспортеров боеприпасов. Все они поступали на вооружение ракетных бригад.

Самыми мощными САУ были самоходные осадные мортиры типа «Карл» (Karlgerät). Они были вооружены 600-мм мортирами 60cm Gerät 040 и имели боевую массу 124 тонн. Бетонобойный снаряд весил 2,17 тонн. В 1943 году были изготовлены дополнительно взаимозаменяемые 540-мм стволы. В 1940-1941 годах было произведено 6 осадных САУ, которые имели собственные имена: 1-я батарея - «Адам» и «Ева», 2-я батарея - «Тор» и «Один», отдельные - «Локи» и «Циу». Первая и вторая батареи в 1941 г. в составе 628-го тяжелого артиллерийского дивизиона находились на Восточном фронте. Участвовали в боях под Львовом в 1941 году, под Севастополем - в 1942 году, в 1943 году составили 833-й моторизованный артиллерийский дивизион.

В составе вооруженных сил Германии во время Второй мировой войны находились также самоходные гаубицы, созданные в 1942 году на базе французских боевых бронированных машин:

150-мм самоходная гаубица на базе БТР «Лоррен» - 94 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе БТР «Лоррен» - 12 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе легкого танка FSM (f) - 12 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе танка 39H (f) - 48 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе танка В-2 - 16 САУ.

Первые зенитные самоходные установки для ПВО люфтваффе и сухопутных войск были созданы в 1938 г. На однотонном полугусеничном тягаче D7 фирмы «Демаг» размещалась 20-мм зенитная пушка 2cm FlaK 30 L/112,5 (позже - 2cm FlaK 3 L/112,5). Они получили обозначение 2cm FlaK auf Zgkw 1t (Sd Kfz 10/4). Экипаж - 7 человек. Боекомплект - 280 патронов, большая часть которых перевозилась на буксируемом прицепе. Производились на протяжении всей войны. Всего было выпущено 610 20-мм ЗСУ Sd Kfz 10/4.

В 1939 году было решено разместить 88-мм зенитное орудие 8,8cm FlaK 18 L/56 на 12-тонном полугусеничном тягаче DB10 компании «Даймлер-Бенц». ЗСУ получила обозначение 8,8cm FlaK 41 auf Zgkw 12t (Sd Kfz 8) . Экипаж - 9 чел. Было выпущено 10 ЗСУ Sd Kfz 8 . Эти ЗСУ решено было использовать в основном для борьбы с танками. В 1940 г. это же орудие было установлено на 18-тонном полугусеничном тягаче F3 компании ФАМО. Они получили обозначение 8,8cm FlaK 41 auf Zgkw 18t (Sd Kfz 9). Экипаж - 9 чел. Было выпущено 15 ЗСУ Sd Kfz 9. Они использовались и как средства ПВО, и как противотанковые.

В 1943 г. на базе 5-тонного полугусеничного тягача BN9 компании «Бюссинг-НАГ» была установлена 37-мм пушка 3,7cm FlaK 36 L/98. Эта ЗСУ получила обозначение 3,7cm FlaK 36 auf Zgkw 5t (Sd Kfz 6/2). Экипаж - 7 чел. Всего было выпущено 339 37-мм ЗСУ Sd Kfz 6/2.

В конце 1943 года было принято решение создать ЗСУ на базе чехословацкого танка Pz Kpfw 38(t), используя 20-мм пушку 20cm Flak L/112,5. Боевая масса 9.8 т. Экипаж - 4 чел. До февраля 1944 года было выпущено 140 ЗСУ Flakpanzer 38(t). Поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий вермахта и войск СС.

С марта 1944 года на шасси танка Pz Kpfw IV создавалась 37-мм ЗСУ «Мёбельваген» (Mobelwagen - багажный вагон) для сопровождения танков и их прикрытия от авиации противника. На ЗСУ устанавливалось 37-мм зенитное орудие 3,7cm FlaK 43 L/60. Боевая масса - 24 тонн. Экипаж - 6 человек. До конца войны было выпущено 240 37-мм ЗСУ «Мёбельваген». Поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий.

С июля 1944 года на базе среднего танка Pz Kpfw IV создавалась также 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд» (Wirbelwind - ураган), имевшая такие же задачи, что и 37-мм ЗСУ «Мёбельваген». На ЗСУ устанавливалось 4-ствольное 20-мм зенитное орудие 2cm Flakvierling 38 и - в корпусе - пулемет MG 34. Боевая масса - 22 тонн. Экипаж - 5 человек. Всего за четыре месяца было выпущено 87 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд». Они поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий.

Поскольку 20-мм ЗСУ показали малую эффективность огня по воздушным целям, с лета 1944 г. началось производство 37-мм ЗСУ «Оствинд» (Ostwind - восточный ветер) тоже на базе среднего танка Pz Kpfw IV . Применялось 37-мм зенитное орудие 3,7cm FlaK 43/1 L/60 . Боевая масса - 25 тонн. Экипаж - 6 человек. До марта 1945 г. было выпущено 46 37-мм ЗСУ «Оствинд». Производились для замены во взводах ПВО танковых дивизий 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд».

В октябре 1944 года для частей ПВО люфтваффе было решено создать на 8-тонном полугусеничном тягаче 4-ствольную 20-мм ЗСУ. Было произведено 319 ЗСУ 2cm Flakvierling 38 auf Zgkw 8t (Sd Kfz 7/1). В феврале 1945 г. на базе того же тягача и для тех же целей производилась 37-мм ЗСУ. Было произведено 123 ЗСУ 3,7cm Flak 36 auf Zgkw 8t (Sd Kfz 7/2). Боевая масса этих ЗСУ - 11,5 т. Экипаж - 10 чел.

Всего во время Второй мировой войны в Германии было выпущено более 51 тысяч танков и САУ.

Наряду с танками и самоходными установками в немецкой армии армии и, особенно, в танковых войсках вермахта и СС широко применялись бронетранспортеры и бронеавтомобили с различным вооружением.

Всего за годы Второй мировой войны германской промышленностью было произведено более 89 тысяч боевых бронированных машин.

Создание бронетанковой техники Германии в годы Второй мировой войны шло по пути усиления огневой мощи и увеличения броневой защиты. Рост огневой мощи достигался путем увеличения калибров орудий, создания специальных танковых орудий с большой длиной канала ствола и высокой начальной скоростью снарядов, введения в боекомплект специальных типов снарядов, а также улучшения приборов стрельбы и наблюдения. Основными тенденциями в увеличении надежности броневой защиты были возрастание толщины и применение оптимальных углов наклона броневых листов корпуса и башни, переход к дифференцированному бронированию и применение защитных экранов.

Однако немецкие танки и САУ имели недостаточный запас хода, невысокие средние скорости, значительный вес, большое удельное давление на грунт, что снижало их подвижность, проходимость и ограничивало глубину тактической операции. По всем основным показателям немецкие танки и САУ уступали однотипным советским образцам. К концу войны немецкие танковые войска превратились в оборонительное оружие.

Pz.Kpfw.IV оказался самым многочисленным танком Третьего рейха, и среди всей немецкой бронетехники уступает пальму первенства только САУ StuG III/40. После Второй мировой войны боевой путь «четвёрки» не закончился – в 1942 44 годах Германия поставила сотни этих машин своим союзникам, которые продолжали их эксплуатацию ещё долгие годы.

Неделю назад Warspot рассказывал о том, как создавался и модернизировался Pz.Kpfw.IV – самый массовый танк в истории Третьего рейха. О боевом применении четвёртого «панцера» армиями разных стран читайте в продолжении статьи.

«Четвёрки» на европейской арене

По состоянию на 1 мая 1940 года, когда вермахт готовился напасть на Францию и страны Бенилюкса, на его вооружении находилось 278 Pz.Kpfw.IV (из 3381 имевшихся в наличии танков). Ими, в основном, вооружались танковые дивизии, задействованные в операции «Удар серпом» , которым предстояло отсечь всю северную группировку союзников, продвигаясь вдоль рек Эна и Сомма от Арденн к Ла-Маншу. В каждой из трёх дивизий (1-й, 2-й и 10-й) XIX танкового корпуса, которым командовал генерал танковых войск Хайнц Гудериан, находилось по 36 Pz.Kpfw.IV, а в остальных ТД, в среднем, насчитывалось по 24 «четвёрки». Эти машины использовались, в основном, для штурмовки пехотных укреплений противника, но иногда их приходилось бросать и против вражеской бронетехники.

Столкновения с французскими тяжёлыми танками В-Ibis, средними Somua S35 и британскими Matilda II показали, что короткая 75-мм пушка KwK 37 совершенно бесполезна против их брони, однако фугасное и осколочное действие её снарядов могло вывести из строя ходовую часть машин противника, что не раз выручало немецких танкистов. Всего в эту кампанию немцы потеряли подбитыми 97 танков Pz.Kpfw.IV, из которых безвозвратные потери составили 30 машин.

Подбитый Pz.Kpfw.IV Ausf.С на ремонте. Франция, Шато-Ферри, 1940 год
Источник – panzerfrontbis.narod.ru

Снова на европейской арене боевых действий «четвёрки» появились уже летом 1943 года, когда союзники высадились на Сицилии (а в июне 1944 года – и во Франции). К тому времени Pz.Kpfw.IV, сильно «набравшие» в броне и вооружённые новейшими 75-мм орудиями KwK 40 L/48, стали опасными противниками для бронетехники союзников.

Днём 11 июня 1944 года танковая рота из состава 12-го танкового полка 12-й дивизии СС «Hitlerjugend» под командованием оберштурмфюрера СС Ганса Зигеля контратаковала 6-й Канадский бронетанковый полк, который без сил поддержки пытался прорваться и освободить французский городок Ле-Мениль-Патри в Нижней Нормандии. Немцы подбили 37 «шерманов» и заставили канадцев отступить, потеряв при этом лишь два Pz.Kpfw.IV. Командир Pz.Kpfw.IV из того же полка унтершарфюрер СС Вилли Кречмер за время боёв в Нормандии подбил 15 танков союзников, в том числе и в тяжелейшем сражении в районе города Кан.

Впрочем, локальные успехи «четвёрок» мало влияли на общую ситуацию. Союзники захватили полное господство в воздухе, и если не могли уничтожить немецкую бронетехнику с земли, то подключали к этому авиацию. К 9 июля дивизия «Hitlerjugend» потеряла около 60% личного состава, а во второй половине августа её основные уцелевшие силы попали в Фалезский «мешок».


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.Н №625 из состава 12-й ТД СС «Hitlerjugend»
Источник – waralbum.ru

Африканский вояж

В танковых подразделениях, которые Гитлер отправил в Северную Африку для поддержки Муссолини в начале войны, четвёртых «панцеров» было немного. Из 339 единиц бронетехники, которую первоначально получил в своё распоряжение командующий корпусом «Африка» Эрвин Роммель , только 40 машин (12%) были самыми тяжёлыми танками вермахта (основную массу техники составляли Pz.III (42%), а остальные танки и бронеавтомобили были лёгкими).

В силу своей «специализации» «четвёрки» применялись, в основном, для штурма. Согласно воспоминаниям английских танкистов, зачастую Pz.IV при наступлении внезапно открывали огонь из своих орудий, причём стреляли не по какой-либо определённой цели, а просто создавали стену огня по ходу своего движения на дальностях 2000–3500 м. Это делалось для того, чтобы навести ужас на обороняющихся – и часто вполне удавалось.


Немецкие танки Pz.Kpfw.IV Ausf.F проезжают мимо подбитого и захваченного британского бронетранспортёра Bren Carrier (версия с 13,9-мм противотанковым ружьём Boys)
Источник – pinterest.com

Сами же немцы, в особенности командование корпуса «Африка», к своим танкам относились довольно скептически. Вот что писал по поводу «четвёрок» генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он занимал должность третьего офицера штаба корпуса): «Танк Pz. Kpfw.IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружён 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и хотя мы и использовали Pz. Kpfw.IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты». Избегание прямого контакта с противником привело к тому, что потери среди «четвёрок» были относительно небольшими – к ноябрю 1941 года в составе корпуса их оставалось 35 единиц.

Как и в Европе, на африканском фронте «четвёрки» стали использовать иначе с появлением машин, вооружённых орудиями KwK 40 с длинными стволами. Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 прибыли в Триполи летом 1942 года. К концу июля из тринадцати Pz.Kpfw.IV, которыми располагал Роммель, восемь относились именно к этой серии (британцы указывали их как Panzer IV Special).

В процессе продвижения немецко-итальянских войск на восток рос поток подкреплений Роммелю из Германии. На утро 23 октября перед началом второй битвы за Эль-Аламейн из 234 немецких танков (по данным Даниэля Гульельми) 8 составляли штурмовые Pz.Kpfw.IV и 30 – «четвёрки» с длинным стволом. Всего на вооружении немецко-итальянской танковой армии находилось 617 танков и САУ без учёта итальянских лёгких танков и танкеток. Подавляющее большинство всей этой техники было потеряно во время отступления немцев в Тунис в течение следующих трёх месяцев.


Американские солдаты осматривают уничтоженный немецкий танк Pz.Kpfw.IV. Тунис, долина Эль-Геттар
Источник – waralbum.ru

В конце 1942 года немцы дополнительно перебросили из Франции 10-ю танковую дивизию, на вооружении которой находились Pz.Kpfw.IV Ausf.G. 14 февраля войска Роммеля разгромили американцев у Кассерина, но это был их последний успех. 23 февраля войска стран «Оси» в Африке вынужденно перешли к обороне, и их силы таяли под постоянными ударами союзников. На 1 мая 1943 года у немцев оставалось только 58 танков, 17 из которых приходилось на Pz.Kpfw.IV. Менее чем через две недели немецкие силы в Северной Африке капитулировали.


Pz.Kpfw.IV из 10-й ТД. Тунис
Источник – ayay.co.uk

Все, что когда-либо происходило в истории, несмотря на грифы секретности, как правило, рано или поздно становится доступным общественности. Нет такого секрета, который бы не был спустя годы раскрыт. Эта истина относится и к секретным разработкам конструкторами гитлеровской Германии совершенно новых и уникальных танков, которые при положительном стечении обстоятельств могли сыграть решающую роль в конце Второй Мировой войны. Планам верхушки Третьего Рейха о мировом господстве так и не суждено было сбыться, а их танки из серии "Е" так и остались на уровне экспериментальных образцов. Несмотря на то что боевые машины так и не стали производиться серийно, сегодня многие эксперты вооружения называют их венцом технической мысли германских конструкторов, и необходимо признать, что на то есть все основания.

E-50 - средний танк

Из всех различных планов программы Entwicklung (или же сокращенно "Е") на средний танк под кодом Е-50 возлагались самые большие надежды. Данной машине предстояло поменять не только лишь морально устаревшие Pz.IV, но и “Panther”, что, несомненно, возлагало на конструкторов особые обязанности. Кстати будет отметить, что, кроме Е-100, данный план был более близким к претворению в жизнь.

В 1944 году, потерпев ряд поражений на всех фронтах, Германия перешла на полную экономию энергоресурсов и сырья. Правда танки выпускались в тех количествах, что и ранее, но в сравнении с бронетанковой техникой противников они уступали по всем параметрам, от защиты до огневой мощи и ходовых качеств. Кроме этого, низкая безопасность ходовой части “пантер” была на руку противнику. Спастись от этих недочетов было возможно только лишь переработав конструкцию шасси. Проведение работ по созданию совершенно новой боевой машины было доверено двум компаниям - Daimler-Benz и MAN. Единым руководителем проекта был назначен гениальный инженер и прекрасный руководитель - генерал Х.Е.Кникамп.

Времени оставалось немного, из-за этого значительная часть составляющих была элементарно скопирована с действующих образцов танков и прежде всего с прекрасно себя зарекомендовавшего в условиях реальных боев “Tiger II”. Для того, чтобы облегчить серийное производство, в заводских условиях на каждом из этапов разработки новых танков вносились определенные усовершенствования и проводились работы по определенной унификации планов Е-50 и Е-75, но довести их до логического завершения не получилось.


Одним из ключевых вопросов, который в кратчайшие сроки предстояло решить германским конструкторам, являлась слабая ходовая часть. Шасси с размещение катков в шахматном порядке, ранее использованное на “Panther” и “Tiger”, имело ряд минусов, значительно влиявших на общую боеспособность танков. Плюс к тому, с технологической стороны аналогичная схема была очень далека от идеальной, и как следствие появилась необходимость в совершенно новом типе ходовой системы, более простой.

Нельзя не признать тот факт, что немецкие конструкторы с поставленной задачей справились довольно успешно - в 1944 году компанией MAN была предложена уникальная схема подвески, зачастую называемая “тихий блок”. Она состояла из сдвоенных катков от танка “Tiger II” поперечником 800 мм, объединенных в совместный блок. Опорные катки устанавливались на подпружиненных рычагах и располагались по различные стороны однодгребневого трака, правда, в их конструкции применялись валы идентичной длины. Присутствие особого подшипника-распорки давало возможность изменять состояние колеса по отношению к гребню трака. Пружины с установленным внутренним амортизатором собирались из обычных шайб Bellevielle и собирались в цилиндрах.

С формой корпуса и бронированной его защитой определились в предельно короткие сроки. В основном он был взят от “Tiger II”, но угол наклона лобовых бронеплит был несколько увеличен. Поэтому по компоновке и габаритным размерам Е-50 и “Tiger II” были примерно одинаковы.

В качестве силового агрегата было решено применять модернизированную версию мотора Maybach HL230, именуемую HL234. Данная модель была снабжена системой прямого впрыска горючего и на краткое время позволяла увеличить мощность с имеющихся 900 до 1200 л.с. Размещение топливных баков, вентиляторов и радиаторов было аналогичное с размещением на “Tiger II”, что всецело исключало установку узлов коробки в кормовой части корпуса.

Башню для нового танка Е-50, с целью экономии времени и средств, позаимствовали от танка “Panther II”, который с 1944 года был снят с серийного производства. Разработкой данной конструкции занимались конструкторы Daimler-Benz и Skoda, экспертами которых был предложен гораздо удешевленный и больше технологичный при серийном производстве вариант башни с реальной возможностью установки орудия KwK44 75-мм. Толщина бортов была доведена до 60 мм, а спрямленного лобового бронированного листа до 120 мм. Кроме стандартно великолепной оптики, было запланировано на башню “Panther II” установить стереодальномер фирмы Zeiss, устройство ночного видения и гидростабилизаторов. По рабочей документации данная башня проходила под кодовым названием Schmalturm.

К огромному разочарованию командования Panzerwaffe планы по перевооружению фронтовых частей новыми танками всецело провалились. Правда к маю 1945 г. были проработаны главные узлы конструкции Е-50 и этими трофейными разработками в полном объеме воспользовались французы, танкостроительная промышленность которых на основе наработок немецких конструкторов создала свой танк - ARL-44.

E-75 - тяжелый танк

По идее создания танков единой серии Е, тяжелый Е-75 должен был по своему внешнему виду напоминать Е-50. Ключевым различием была установка более толстой брони и гораздо более мощного основного орудия. Ходовая часть как тяжелого, так и среднего танка должны быть идентичными. Это все делалось с целью при серийном производстве на одной линии собирать различные модификации.

Е-100 - сверхтяжелый танк

E-100 - германский сверхтяжелый танк времен 2-й Мировой войны. К моменту ее окончания работы над созданием танка Е-100 близились к финишу. Разработка проектной конструкции и постройка первого опытного образца велись компанией Адлер из Франкфурта-на-Майне. Датой начала проектирования танка Е-100 считается 30 июля 1943 года. Не обращая внимание на личное распоряжение Гитлера в декабре 1944 года пресечь все работы над созданием сверхтяжелых танков, проектирование и постройка макета были продолжены в Хаустенбеке в районе Падерборна. С начала 1945 года были готовы ходовая часть и шасси. К началу испытаний на боевую машину установили мотор Майбах HL 230, коробку OG 401216 В компании Майбах и рулевое управление Хеншель L 801. Гусеницы шириной трака 1000 мм разработала и приготовила к установке компания Адлер. Впрочем, танк, оборудованный этими гусеницами, не подходил под габариты жд платформы, что затрудняло бы транспортировку при передислокации.

При разработке танка Е-100 воспользовались классической для немецкого танкостроения коробкой передач - мотор размещался в корме, а ведущие колеса - во фронтальной части танка. Бронированная защита: 240 мм (лобовая часть) и 120 мм (борта). В качестве вооружения на Е-100 было запланировано установить орудие калибра 150 или же 170 мм спаренное с 75-мм орудием Maus Turret. Предполагалось, что Е-100, снаряженный мотором Maybach HL 234 и управляющим устройством "Mekydro", будет развивать крейсерскую скорость до 40 км/ч. Опытный образец Е-100 был захвачен в плен в районе Падерборна английскими войсками.

С капитуляцией Германии во Второй Мировой войне рухнули и планы верхушки Вермахта создать танки, способные покорить мир!

Энциклопедия заблуждений. Третий рейх Лихачева Лариса Борисовна

Танковое превосходство Третьего рейха. Чья броня была крепка и чьи танки были быстры?

На поле танки грохотали.

Солдаты шли в последний бой,

А молодого командира

Несли с разбитой головой…

Народная танкистская песня

Долгое время советские историки, объясняя причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны с фашистами, отмечали превосходство вермахта в танковой технике. В популярной книге для юношества, воспитавшей не одно поколение молодежи, противоборствующие стороны сравнивались с игроками в шахматы, у одного из которых (Советского Союза) на доске не было половины фигур.

Попробуй, мол, выиграй при таком раскладе! Такие утверждения подкреплялись цитатами из книг известных советских военачальников. Например, крупный знаток этого вопроса, главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров писал: «Наши танки по качеству превосходят немецкие танки… но танков у нас все же в несколько раз меньше, чем у немцев». Ему вторил другой специалист, бывший начальник Оперативного управления Генштаба, генерал армии С. М. Штеменко: «К началу войны мы еще значительно уступали противнику в численности современных танков…» Наконец, сам И. В. Сталин объявил народу 6 ноября 1941 года, что данной техники у немцев намного больше.

Как было не поверить столь авторитетным утверждениям? Так сформировалось заблуждение о том, что накануне Великой Отечественной войны вермахт имел подавляющее превосходство над Красной Армией в танках, самолетах и других видах вооружения, поскольку на военную машину Германии работала вся покоренная Европа. Суть распространенного мифа коротко формулируется фразой: «Немец давил нас техникой». Однако это не так.

Публикации перестроечного периода по-новому подошли к освещению данного вопроса. Однако они не только устранили старые заблуждения, но и породили новые. Во многом этому способствовали «откровения» беглого советского разведчика В. Суворова (Резуна), сообщившего о подготовке Сталина к захвату Европы. Он указал на разработку новых видов танков, рассчитанных исключительно на стремительные наступательные операции, и однозначно заявил о советском техническом превосходстве над вермахтом в начале 40-х годов. Суворов, упиваясь сравнением количества немецких и советских танков по состоянию на начало войны, позволил себе некоторое передергивание фактов. На некорректность его анализа указали не только российские, но и многие западные авторы, отметившие, что для одной стороны (советской) он указал общее число машин, а для другой (вермахта) - количество танков первой линии. Однако, раскритиковав ненаучный аналитический подход Суворова, историки пришли к выводу, что необходимо пересмотреть ранее известные цифры технической оснащенности вермахта и РККА накануне Великой Отечественной войны. И в самом деле пересмотрели их.

Новые публикации, освободившиеся от идеологических клише и опирающиеся на ранее недоступные исследователям документы, содержат совсем иные сведения. Например, в книге «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование», выпущенной в 2001 году под общей редакцией профессора А. В. Кривошеева, сказано, что «к июню 1941 года в Красной Армии в наличии было 22 600 танков». При этом в западных, то есть приграничных округах насчитывалось 14 200 единиц такой техники. Именно данному количеству машин предстояло встретить фашистские полчища. Между тем, в восточных формированиях войск Германии и ее союзников имелось всего 4300 танков.

Так что превосходство в количестве такой боевой техники на начало войны однозначно было у Красной Армии - приблизительно в 3 раза. И даже больше, если учесть поправки В. Бешанова, который в книге «Танковый погром 1941 года», выпущенной в 2003 году, отмечает, что против СССР в первые дни войны Гитлер бросил только 3844 танков.

Конечно, эти цифры не с лучшей стороны характеризовали советское военное руководство, которое позволило армии с таким техническим оснащением отступать почти до Волги, поэтому долгие годы они оставались засекреченными. Канонической для отечественных историков на долгие годы стала формулировка, данная Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в изданной в 1960–1965 годах фундаментальной «Истории Великой Отечественной войны»: в западных приграничных округах перед войной было «1800 тяжелых и средних танков… Кроме того, имелось много легких танков с ограниченным моторесурсом». При этом замалчивалось число устаревших моделей, а также общее количество такой техники.

Так сколько же танков имел Советский Союз накануне войны, и каковы были их технические характеристики?

Период создания танкового вооружения начался в 1929 году: 15 июля Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О состоянии обороны СССР», вслед за которым последовало предписание Реввоенсовета организовать производство танкеток, а также легкого, среднего, тяжелого и мостового танков. В соответствии с этими решениями штаб Красной армии утвердил «Систему танко-, тракторно-, авто- и броневооружений РККА». На ряде заводов появились танковые конструкторские бюро. Так, авиамоторный отдел «Большевика» был преобразован в танковый. Его костяк составили инженеры, переведенные из Москвы. В целях централизации руководства перевооружением армии в том же году было создано Управление механизации и моторизации РККА.

Не упустило советское руководство и кадровый вопрос: квалифицированных специалистов по новым видам боевой техники начали готовить на созданном для этих целей в 1929 году бронетанковом отделении артиллерийского факультета Военно-технической академии имени Дзержинского. В 1930 году при данной академии сформировали новый факультет - механизации и моторизации РККА, а 13 мая 1932 года в Москве открыли Военную академию механизации и моторизации.

Первый опытный механизированный полк, которым командовал один из энтузиастов бронетанковых войск, К. Б. Калиновский, появился летом 1929 года. На базе этого полка в мае 1930 года было создано первое в мировой практике бронетанковое соединение - механизированные бригады в составе танкового и механизированного полков, разведывательного и артиллерийского дивизионов, а также ряда специализированных подразделений. В бригаде имелось 60 танков, 32 танкетки, 17 бронемашин, 264 автомобиля и 17 тракторов.

1 августа 1931 года Совет Труда и Обороны принял так называемую большую танковую программу, в которой подчеркнул, что технические успехи в области строения данной боевой техники в СССР «создали прочные предпосылки к коренному изменению общей оперативно-технической доктрины по применению танков». Поэтому 1931 год можно считать стартом массового советского танкостроения: заводы произвели 847 машин пяти типов. В следующем году они изготовили еще 3032 единицы такой техники. И это было только начало. В соответствии с первой программой выпуска бронетехники к концу 1932 года в Красной Армии должно было быть 5500 танков. В действительности же в 1929–1933 годах появилось около 7500 боевых машин.

Наиболее многочисленными типами бронетехники были тогда легкие танки Т-26 и БТ. Образцом для Т-26, серийный выпуск которого начался в 1931 году, послужил 6-тонный танк «Викторс». Лицензию на производство последнего купили в Великобритании, а затем дополнили конструкцию самостоятельно разработанной технологией. Так получился самый распространенный предвоенный танк - он находился в производстве вплоть до 1941 года. На 22 июня 1941 года в РККА находилось 9998 единиц Т-26. Однако они имели существенные недостатки: относительную тихоходность и очень тонкую броню, способную защитить экипаж только от стрелкового оружия. Другими словами, такие танки могли воевать преимущественно против пехоты.

Значительно лучшими характеристиками обладал танк БТ, технологическая документация и права на производство которого были приобретены у американского конструктора Кристи. Этот танк, предназначенный для стремительных глубоких рейдов по тылам противника, отличался высокой подвижностью. На нем был установлен авиационный двигатель, обеспечивающий большую удельную мощность. Правда, в целях экономии машины зачастую комплектовали не новыми, а уже выработавшими свой ресурс двигателями - по принципу «числом побольше, ценой подешевле». К весне 1940 года Красной Армии было передано более 8000 таких машин. На 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 7519 танков БТ.

Кроме того, производились плавающие танки и танкетки - Т-37А, Т-38, средний трехбашенный танк Т-28, предназначенный для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника, а также тяжелый танк Т-35 и некоторые другие виды. В результате невиданной милитаризации Советский Союз к концу второй пятилетки, в 1937 году, имел танковый парк в количестве более 12 000 единиц техники. Когда же в Европе отчетливо запахло войной, процесс создания танковой армады ускорился и к моменту подписания «пакта Молотова-Риббентропа» Сталин располагал уже более чем 21 000 машин.

Конечно же, большая часть танков, выпущенных в начале 30-х годов, к концу десятилетия устарела. Поэтому Красная Армия в 1938–1939 годах начала перевооружаться. Учитывая опыт боев в Испании и появление противотанковой артиллерии, без труда крошившей легкую броню Т-26, ЦК ВКП(б) в августе 1938 года поручил Комитету обороны СССР создать образцы танков с противоснарядным бронированием к июлю 1939 года. К проектированию таких машин приступили одновременно в Харькове и Ленинграде - на Кировском заводе.

Харьковские специалисты создали средний танк Т-34. Почти одновременно с ними группа конструкторов Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина разработала тяжелый танк «Клим Ворошилов», более известный под аббревиатурой КВ. Новые модели характеризовались весьма удачным сочетанием основных боевых показателей - по огневой мощи, броневой защите и подвижности они превосходили все зарубежные аналоги.

Т-34, созданный М. Кошкиным, А. Морозовым и Н. Кучеренко, был лучшим средним танком Второй мировой войны. Принципиально новое решение было найдено при разработке конструкции его корпуса и башни. Отказавшись от громоздких колесных редукторов, удалось использовать высвободившийся вес на увеличение толщины брони (до 45 мм), в том числе на дополнительную защиту ходовой части. Благодаря применению широких гусениц машина могла передвигаться по целине и по снегу. По сравнению со всеми немецкими танками данная модель имела лучшую подвижность, проходимость, в несколько раз больший запас хода, а также абсолютное превосходство в броне и вооружении. Это подтвердили и военачальники противника. Генерал-фельдмаршал фон Клейст лаконично назвал «тридцать четверку» самым лучшим танком в мире. А генерал Э. Шнейдер написал: «Танк Т-34 произвел сенсацию. Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок вперед в области танкостроения… Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой». Серийное производство этого «чуда» началось в 1940 году.

Тяжелый КВ вообще не брала ни одна пушка. Толщина брони его сварочного корпуса составляла 75 мм, а башни - была доведена до 105 мм к 1941 году! Зафиксированы случаи, когда танк не выходил из боя даже после 200 попаданий в него. Недаром генералы вермахта запрещали своим танкистам вступать в бой с советскими тяжелыми машинами. Для борьбы с «Ворошиловыми» немцы применяли 88-миллиметровые зенитные орудия. К 22 июня 1941 года в войска Красной Армии поступили 1225 Т-34 и 636 КВ. В западных военных округах находилось 967 и 508 этих первоклассных машин соответственно.

Вот именно их-то обычно и называли советские историки, отмечая, что на вооружении РККА было всего лишь 1800 новых моделей танков. Но ведь нельзя же, сравнивая вооружение данной техникой двух армий, вообще не учитывать более 20 000 машин старых типов! Так что по количественным показателям никакого танкового превосходства у вермахта не имелось. Напротив, оно было у Красной Армии. Точные цифры в книгах разных авторов несколько отличаются. По данным, приведенным В. Бешановым, СССР имел накануне войны в общей сложности более 25 000 танков всех видов. В статистическом исследовании «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил» под редакцией профессора А. В. Кривошеева обшее количество советских танков определяется в 22 600 машин. Однако этот цифровой разнобой не влияет на общий вывод. Ответ на вопрос: «У кого было больше танков?» очевиден.

Что касается качественной характеристики танков, то, безусловно, по техническим показателям абсолютно все старые модели уступали Т-34 и КВ. Однако это не значит, что они были совершенно непригодны к эксплуатации.

Кроме того, у вермахта также далеко не все машины были только новых модификаций и с конвейера. Серийное производство танков в Германии началось лишь в 1934 году. Первоначально выпускались машины T-I, имевшие только пулеметное вооружение. В ходе военных действий в Испании в 1936 году они показали свою малую результативность. Поэтому немцы ускоренными темпами начали разработку танков с пушечно-пулеметным вооружением и в конце 1936 года приняли на вооружение T-II, а в 1937 году - T-III и T-IV. Год спустя началось их серийное производство. Однако T-I еще долго оставался основной боевой техникой: к началу войны с Польшей 46,6 % танкового парка Германии составлял этот устаревший танк.

Третий рейх достиг пика своего могущества в плане вооружения к лету 1941 года - тогда в вермахте находилось 5675 танков и 377 штурмовых орудий. Правда, все тех же типов. Уверовав в превосходство немецкой техники, фюрер отказался финансировать новые разработки.

Из более чем 4000 танков, выставленных Гитлером для «восточного похода», около половины были не только легкими, но и устаревшими, - модели T-I, T-II, 35 (t) и 38(t). Настоящими «панцирными динозаврами» считались 410 машин T-I. С точки зрения генерала Гальдера, эту «обузу для частей» следовало «отправить в тыл для охраны отечественной территории, охраны побережья, а также в целях боевой подготовки». Танки T-II, которых к 22 июня 1941 года на восточных границах насчитывалось 746 единиц, могли на равных вести бой только с советскими легкими машинами типа Т-37, Т-38 и Т-40. Против Т-26 и БТ-7 пушка немецкого танка была эффективна только на короткой дистанции, в то время как 45-миллиметровые русские пушки могли поразить T-II на значительно большем расстоянии.

Легкие танки 35(t) и 38(t), доставшиеся Германии после оккупации Чехии, тоже не относились к современной технике. Толщина броневых листов танков 35(t) колебалась от 8 до 25 мм, что делаю их достаточно уязвимыми. Кроме того, они выходили из строя на морозе, поскольку в них замерзала система сжатого воздуха. Все 149 таких машин, входивших в группу армий «Север», были уничтожены к декабрю 1941 года. Подобные недостатки были и у танков 38(t) - их броня была усилена только в поздних моделях, поэтому все 623 машины этого типа, вступившие на территорию СССР, были потеряны, так и не дойдя до Москвы.

По-настоящему боевым танком вермахта можно считать T-III. Он использовался во всех театрах военных действий в Великой Отечественной войне и мог на равных драться с советскими БТ и Т-26, немного уступая лишь Т-28. В то же время при столкновении с Т-34 и КВ германский T-III имел шансы на победу только при благоприятных условиях, таких как засада или близкая дистанция. Ахиллесовой пятой этих танков была ширина гусеничных лент - 380 мм, ориентированная на движение преимущественно по дорогам. В условиях российского бездорожья проходимость такой техники значительно ограничивалась. По признанию немецкого военачальника Гота, дороги мешали продвижению его танковой группы сильнее, чем советские войска. На 22 июня 1941 года в частях германских танковых войск находилось 1440 единиц T-III. Из них для войны с Союзом было выставлено 965 машин.

Самым мощным танком Третьего рейха на момент начала Великой Отечественной войны был 22-тонный T-IV. Его планировалось использовать для прорыва. Против СССР было выставлено 439 таких машин.

Тяжелых танков в распоряжении немецкой армии в 1941 году не было вообще. Самым тяжелым считался уже названный T-IV. Для сравнения отметим, что советские Т-28 и Т-34, которые отечественные историки и мемуаристы называют средними, весили по 27 т. А по-настоящему тяжелым танком Красной Армии был 48-тонный КВ, принятый на вооружение с декабря 1939 года.

Таким образом, проведенное сопоставление техники противников показывает, что накануне Великой Отечественной войны вряд ли всерьез можно было говорить о качественном превосходстве танкового корпуса вермахта над советским. Кстати, генералы и маршалы Красной Армии гордились своей техникой, а немецкая у них никаких восторгов не вызывала. Напомним, в 1941 году с разрешения Гитлера делегации из Советского Союза была продемонстрирована вся новейшая боевая техника вермахта, в том числе и бронетанковая, и впечатления на советских военных она не произвела.

Так что вряд ли корректно говорить и о существенном качественном превосходстве танковых сил вермахта перед началом Великой Отечественной войны.

Другое дело, что далеко не вся советская техника находилась в надлежащем состоянии. Значительная ее часть была неисправна: накануне войны из всех советских танков старых марок 44 % нуждалось в текущем ремонте и 29 % - в капитальном. То есть полностью исправными были лишь около четверти машин. Но это, как говорится, уже другая проблема - отношение к технике, правильная ее эксплуатация и подготовка личного состава. По всем этим показателям германская армия действительно стояла неизмеримо выше, чем РККА. Поэтому речь может идти не столько о количественном и качественном преимуществе одной из сторон в танках, сколько об умении им правильно распоряжаться.

Из книги Горизонты оружия автора Панченко Григорий Константинович

Из книги 100 великих тайн автора

ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА Попалась нам недавно на глаза любопытная рукопись. Ее автор работал долгое время за границей. В Монтевидео, в Парагвае, довелось ему познакомиться с бывшим узником лагеря КП-А4, располагавшегося под Пенемюнде, в северной Германии, где, как ныне

Из книги Обзоры ножей ведущих производителей автора KnifeLife

Перочинный нож "Солдат Третьего рейха" Автор: VeterОбзор размещен с разрешения автораНа днях произошло событие, к которому просто не был готов психологически. Найфоманией заболел (именно заболел) недавно, хотя увлечение ножами - с детства. Дежа вю. Было, потом забылось, а тут

Из книги 100 великих загадок XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора

Броня крепка, и танки наши быстры Первая строка из «Марша танкистов» (1938), написанного композиторами братьями Дмитрием и Даниилом Покрассами на слова поэта Бориса Савельевича Ласкина (1914-1983) для кинофильма «Трактористы» (1938, режиссер Иван Пырьев): Броня крепка, и танки

Из книги 100 великих тайн Второй мировой автора Непомнящий Николай Николаевич

«Летающие тарелки» Третьего рейха То, что в годы Второй мировой войны немцы работали над летательными аппаратами дискообразной формы, можно считать фактом доказанным. Но были ли их полеты рекордными? Большинство специалистов считает, что ни один диск вообще никогда в

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора

Из книги Известные пресс-секретари автора Шарыпкина Марина

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

ВЕЛИКИЕ ТАЙНЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА Я введу вас в мрачный мир, где живая действительность превосходит всякий вымысел. Жорж Бержье Эта книга представляет интерес для читателей с любым уровнем знаний о «чуме XX века» - нацистском Третьем рейхе, стремившемся к мировому

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Оракулы Третьего рейха Гитлер и большинство его приближённых свято верили в оккультные науки. Ещё со времён фараонов власти и спецслужбы внимательно следили за различными экстрасенсами и людьми, обладающими в той или иной мере сенситивными сложностями, - они

Из книги Горизонты оружия автора Лещенко Владимир

Дитрих Отто Пресс-секретарь Третьего рейха Дитрих Отто (Dietrich) – рейхсляйтер, заведующий отделом печати НСДАП, обергруппенфюрер СС, публицист и журналист.После назначения его управляющим газеты «Аугсбургер цайтунг» в 1928 начала вырисовываться его дальнейшая судьба.

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Из книги автора

Наследие Третьего рейха Первые реактивные В самом конце войны, уже в боях за Берлин, наши летчики впервые столкнулись с невиданными ранее машинами. У самолетов не было пропеллера! Вместо него в носу виднелась какая-то дырка! Реактивный истребитель Ме-262Таково было

Из книги автора

Глава 1 Броня крепка …Прадед говорил: эти шутки «доспехами» называются. Дескать, в старину люди их на себя надевали. Были вроде как любители этакую тяжесть на себе таскать… Г. Л. Олди. «Путь меча» Через каждые полсотни метров, не скрываясь, напоказ, стояли неподвижные

Из книги автора

Стиляги Третьего рейха При упоминании Третьего рейха обычно представляются вооруженные до зубов солдаты вермахта или СС. Кажется, ничто не могло ускользнуть от нацистского государства, все сферы жизни были под контролем. Однако это не совсем так.В последнее время в