Авиационная пушка швак в крыльевом варианте. Боеприпасы для пушки-гаубицы

Авиационная пушка – это основное вооружение самолетов на пике развития поршневой авиации. ШВАК – Шпитальный, Владимиров, авиационный, крупнокалиберный – первая скорострельная авиапушка, предназначенная для вооружения самолетов.

Странность названия заключена в слове «крупнокалиберный», секрет использования этого понятия прост, изначально для вооружения Шпитальным и Владимировым разрабатывался 12,7 мм ШВАК – пулемет, и лишь затем, на его базе была разработана 20 мм авиапушка. В наследство авиационная пушка ШВАК получила свое имя и слабый патрон. Но об этом ниже.

История создания

С момента принятия на вооружение самолетов возник вопрос и об их вооружении. Изначально на истребители ставили обычные пулеметы, только адаптированные под нужды авиаторов, таким был, например ПВ-1, созданный на базе обычного Максима авиационный пулемет, а также турельные ДА, на основе пехотного ДП-27.

Но скорость росла, кроме того менялись и материалы используемые для фюзеляжа и крыла самолета. Война в воздухе предъявляла свои требования. Для того чтобы повредить или сбить мелькнувший в прицеле самолет противника требовалось всадить в него как можно больше пуль и разрушить его конструкцию.

Но в тоже время авиационное вооружение должно было соответствовать следующим требованиям:

  • надёжная автоматика, перезарядка вручную или с помощью пневмосистемы;
  • увеличенная скорострельность авиационного вооружения, чем больше пуль выпущено в секунду, тем больше вероятность попадания;
  • усиленная эффективность попадания, использовать для этого специальные пули с зарядом зажигательной смеси или ВВ, что в свою очередь требует увеличения калибра, винтовочные пули обладают слишком малым разрушительным действием;
  • ленточное боепитание, в идеале, магазин имеет ограниченную ёмкость, к тому же его надёжность зависит от ряда трущихся частей, что затруднит его использования на высоте, при отрицательной температуре;
  • компактность, низкий вес и минимальная отдача, вооружение не должно было разрушать конструкцию самолёта, к тому же место для размещения оружия очень ограничено.

На основании этих требований советские инженеры приступили к разработке авиационного вооружения, так был создан рекордный пулемет ШКАС, конструкции Шпитального и Комарицкого. Его скорострельность достигала 1200 выстр/мин.

Что было пределом для одноствольной системы.

Отметим один из недостатков этой системы – это использование рантового патрона 7,62 мм, безрантовый патрон не мог использоваться в этой схеме, так как основой пулемета ШКАС было размещение патрона в барабане, который и подавал патроны в патронник.


В 1932 году группа Владимирова (будущего конструктора пулемета КПВТ-14,5) приступили к разработке крупнокалиберного пулемёта под патрон 12,7 мм, и тут столкнулись с проблемой, дело в том, что отечественный патрон 12,7х108 мм, принятый на вооружение, не имел ранта.

А выпускать второй патрон, но с рантом, под этот же калибр было нерационально с точки зрения экономики. По этой причине работы над 12,7 мм пулемёт ШВАК под патрон 12,7х108R были приостановлены.

Стоит отметить, что если для 20 мм авиапушки вес в 40 кг был вполне адекватен, но для крупнокалиберного пулемёта под 12,7 мм этот вес был слишком велик. А весовые характеристики оружия одни из важнейших в авиации.

В результате все обошлось малой партией пулемётов ШВАК-12,7 мм не оставивших, по сути, следа в истории, в отличие от своего 20 мм собрата.

Но разработанная по собственной инициативе 20 мм авиапушка пришлась кстати. Принцип действия авиапушки также основывался на 10-ти позиционном барабане. Патрон 20х99R хоть и отличался слабыми баллистическими данными и малой мощностью, но вполне отвечал требованиям ВВС.

В результате на вооружение была принята авиационная скорострельная пушка ШВАК, в двух вариантах – турельная ТП-20 и крыльевой вариант КП-20. Позже были разработаны и приняты на вооружение синхронный вариант и мотор-пушка, предназначенная для стрельбы через полый вал винта.

Так на вооружении отечественной авиации и появилась первая скорострельная пушка конструкции Шпитального и Владимирова – ШВАК.

Конструкция и принцип действия

Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле пороховые газы, проходя через канал ствола, проходят в газоотводную трубку, толкая шток затворной рамы, а она в свою очередь, передает энергию на работу механизмов пушки:

  1. Отпирается ствол, затворная рама откатывается назад под действием пороховых газов, одновременно сдергивается и удаляется гильза из патронника, взводится спусковой механизм. Проворачивается барабан. Сжимается возвратная пружина и буферы.
  2. В это же время гребенчатый барабан захватывает новый патрон с лентой, проворачивается, сдвигая рант патрона по спиральной канавке, приближая его к патроннику, и постепенно вытягивая его из ленты. Звено ленты выбрасывается из механизмов.
  3. Затвор, откатившись назад, под действием буферов и возвратной пружины начинает движение вперёд. По дороге затвор захватывает патрон из гребенчатого барабана и досылает его в патронник, в очередной раз проворачивая барабан. Спускается ударник, производится следующий выстрел, цикл повторяется снова.

В реальности схема выстрела выглядит несколько сложней. Но основной признак ШКАС и ШВАК – это использование гребенчатого барабана, который постепенно подаёт патрон к патроннику. Именно применение этой механики и давало высочайшую скорострельность этим образцам вооружения.


Отдельно стоит отметить работу газового регулятора, именно он контролировал скорострельность ШВАК. Этот регулятор при выпуске авиапушки с завода имел четыре позиции-отверстия – 5 мм, 4,5, 3,5 и 3 мм. Заводской установкой было положение 5 мм.

После настрела в 180-230 выстрелов ввиду некоторого износа механизмов скорострельность пушки вырастала до критических размеров, 800-850 выстр/мин, вместо технических 700.

Поэтому оружейники должны были поменять окно регулятора на 4,5 мм.

После этого оружие имело ресурс в 100 выстрелов, лишь после отстрела этого количества патронов регулятор должны были установить на следующее деление. На 3,5 авиапушка работала до замены газового поршня. Затем регулятор ставили на 4,5 и цикл повторялся.


Подобные технические мелочи, учитывавшие ресурс оружия несколько осложняли уход за вооружением, но с другой стороны это упрощало её ремонт и обслуживание.

Технические характеристики

По своим боевым характеристикам авиапушка ШВАК уступала большинству одноклассников. Исключением была немецкая авиапушка MG-FF, но и её скоро сменили более совершенные образцы вооружения. Английским же 20 мм Испанам ШВАК уступала полностью.

Характеристика ШВАК(крыльевой вариант, без доп устройств) MG/FF Hispano Mk.I
Масса, кг 38 28 46
Длина ствола, мм 1255 820 1714
Начальная скорость снаряда, м/сек 750-800 580-600 (700 М-g) 860-900
Скорострельность, выстр/мин 700-850 560-600 600-640
Магазин/лента Лента рассыпного типа Магазин или лента, в зависимости от исполнения Магазина на 60 выстрелов
Патрон, тип 20х99R 20х80RB 20х110
Масса патрона, гр 183 160-183 -
Масса снаряда, гр 96-99 82-115 140-160
Масса ВВ, гр 5-6 3-4 (M-g 22 гр.) 12-20

К недостаткам ШВАК как пушки, можно отнести слабость заряда, не очень хорошие баллистические характеристики, но все компенсировалось высоким темпом стрельбы, вместо 1-2 снарядов Испаны, советский истребитель успевал всадить в противника 4-6 снарядов, что зачастую становилось достаточным для выхода врага из боя.


К тому же нужно отметить и стиль ведения огня, в отличие от западных пилотов советские истребители открывали огонь с расстояния, на котором было «видно заклёпки на борту самолёта противника». Это компенсировало слабую баллистику патронов ШВАК.

Боевое применение

Своё основное применение практически все выпущенные авиапушки нашли на истребителях. Впервые 20 мм ШВАК установили на И-16, экспериментальный образец, сегодня известный как тип 12. Эта попытка была неудачной из-за размещения.

В дальнейшем их устанавливали в консоли И-16 тип 17 и тип 28. Эти модификации самолётов высоко ценились летчиками. Достаточно сказать, что именно на таком И-16 ас Краснознамённого Северного флота Сафонов Б.Ф. одержал несколько побед.

Мотор-пушки ШВАК устанавливались на истребители Як и ЛаГГ.

Синхронные варианты нашли себе применение на Ла-5 и Ла-7, кроме этого их устанавливали на . Турельные варианты пушек предназначались для вооружения тяжёлых бомбардировщиков, в первую очередь это были установки Пе-8(ТБ-7), впоследствии авиапушки ставили и на Ер-2.

Крыльевые пушки ставили на Ил-2, но ввиду не совсем удачного их размещения частыми были заклинивания, впоследствии ШВАК заменили на более мощные ВЯ-23.


Интересная история произошла в 1942 году. Пришедшие по ленд-лизу «Харрикейны» отличались большим весом, вялыми разгонными характеристика и «мощным» вооружение из 8, а то и 12 пулемётов Виккерс винтовочного калибра, установленных в крылья.

Для того чтобы их нормально использовать было принято решение перевооружить их, для этого в плоскости самолётов установили пару ШВАК и ШКАС, под крылом смонтировали РОФС-82, в таком виде «Харрикейны» неплохо показали себя как эрзац-штурмовики.

Использование автоматической пушки в танках себя не оправдало, ШВАК, получившую название ТНШ устанавливали в , но слабые снаряды и плохая баллистика поставили крест на этой затее. В дальнейшем лёгкие танки вооружали 45 мм пушкой 20К, как более приемлемой для борьбы с техникой и пехотой противника.

Заключение

Несмотря на отрицательные отзывы авиапушки ШВАК неплохо показали себя в боях, при этом воевали как на суше, так и в воздухе.

Во многом их распространение и прекращение разработок других 20 мм пушек, также как и патронов под них, связывают с фамилией Шпитального.

Так это или нет, предстоит рассудить нашим потомкам по истечении еще некоторого времени. Архивы до сих пор хранят свои тайны. Многое из того, что происходило в 30-е годы, для нас непонятно и недоступно.

Видео

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года является основной артиллерийской системой большой мощности, стоящей на вооружении советских корпусов времен Великой Отечественной войны. Орудие было рассчитано на нанесение сокрушающего огневого удара по закрытым позициям противника в полосе фронта. Использование этого орудия в больших количествах на ограниченном участке фронта создавало необходимый ударный кулак для наступающих войск.

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Идея создания нового и мощного орудия, способного вести навесной огонь и стрелять по пологой траектории возникла у командования РККА в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило коллективу советских конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова разработать мощную гаубицу-пушку нового типа, используя технические наработки по 152 мм орудию 1910/34 года. Основные работы велись в КБ завода №172, расположенном в г. Мотовилиха Пермского края. К 1936 году новое орудие было в основном готово. Главными особенностями конструкции стали длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет со сдвоенной колесной базой.

После успешных полигонных стрельб и буксировочных испытаний новое орудие было принято на вооружение. В серию оно пошло в 1937 году под названием 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года.

Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в г. Мотовилихе. За годы выпуска с 1937 по 1946 с конвейера сошло 6884 орудия.

  • Расчет - 9 человек.
  • Боевая масса - 7,27 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда - 655 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от - 3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения - 58 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы - 17230 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные снаряды, шрапнель.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда - 43,6 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.

Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово применялась в ходе вооруженного конфликта на р. Халкин-Гол, в советско-финской войне 1939-40 годов и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Стол артиллерийского орудия МЛ-20 использовался в 1942-44 годы для крепления новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.

Фото

20-мм пушка Б-20 была создана М. Е. Березиным в 1944 г. на базе его 12,7-мм пулемета УБ. В качестве боеприпасов применялись все штатные боеприпасы автомата ШВАК. Перезарядка пневматическая или механическая, спусковой механизм – электрический. За время войны было изготовлено более 9 тысяч пушек в дух вариантах: Б-20М (мотор-пушка) и Б-20С (вариант с синхронизатором). Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-ЗП, Як-7б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ил-10. Орудие отличалась слабой надежностью. ТТХ пушки: калибр – 20-мм; масса – 25 кг; темп стрельбы – 600-800 выстрелов в минуту; боеприпас – 20х99-мм R; начальная скорость снаряда – 800 м/с; масса выстрела – 180 г; вес снаряда – 96 г; питание – ленточное на 170 — 240 выстрелов.

Авиационная пушка ШВАК в крыльевом варианте

Пушка ШВАК разработана на основе 12,7 мм одноименного авиационного пулемета и впервые была выпущена в 1936 г. Аббревиатура расшифровывается по фамилиям конструкторов — Шпитальный Владимиров авиационный крупнокалиберный. Перезаряжание пневматическое или механическое. Пушка выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка.

Мотор-пушка имела большую длину амортизатор. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части самолетов Пе-2. Турельные установки монтировались на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2. Всего было выпущено более 100 тысяч пушек. Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В мае 1941 г. началось производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда. В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с. ТТХ пушки: длина: для крыльевого варианта – 1 679 мм, для турельного – 1 726 мм, для мотор-пушки – 2 122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы – 700 — 800 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда – 815 м/с. Боеприпас — 20×99-мм R; масса выстрела – 325 г; масса снаряда – 173 г. Питание – ленточное на 150 – 2 500 выстрелов.

Пушка ВЯ-23 являлась доработанным вариантом пушки ТКБ-201. На вооружение была принята в 1941 г, а массовый выпуск начался в 1942 г. Достоинством ВЯ являлся ее высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов. Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее массовым носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. В некоторых случаях пушка устанавливалась на Ил-10 и Лагг-3. Всего было выпущено 64 тысячи пушек. Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Однако даже при высокой степени прицельной стрельбы реальная эффективность пушки с бронетехникой была ниже ожидаемой. ТТХ пушки: калибр – 23 мм; длина – 2150 мм; длина ствола – 1660 мм; масса – 66 кг; масса снаряда – 200 г; темп стрельбы – 550 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 905 м/с; боеприпас – 23х152В мм (бронебойно-зажигательный, осколочно-зажигательный, осколочно-зажигательно-трассирующий).

Аббревиатура пушки НС-23 основана на фамилиях ее разработчиков — Нудельман-Суранов. Пушка была принята на вооружение в октябре 1944 г. Работа автоматики НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание непрерывное ленточное. Пушка закреплялась в установке за кожух.

Пушка НС-23 выпускалась в двух вариантах: НС-23КМ – крыльевая и моторная и НС-23С с синхронным механизмом. За время войны было выпущено около тысячи пушек. Пушкой вооружался штурмовик Ил-10. ТТХ пушки: калибр – 23 мм; длина – 1 985 мм; длина ствола – 1 450 мм; масса – 37 кг; темп стрельбы – 600 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 700 м/с; боеприпас — 23х115 мм (бронебойно-зажигательный, осколочно-зажигательный); питание — ленточное 75 — 150 выстрелов.

Автоматическая пушка НС-37 была принята на вооружение в августе 1943 г. Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта. До конца войны было выпущено 8 тысяч пушек. Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-9Т. В боекомплект пушки входили снаряды БЗТ и ОЗТ (37х195). Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи, что вызывало раскачивание самолета и позволяло сделать только один прицельный выстрел. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; длина — 3400 мм, длина ствола – 2,3 м; масса в моторном варианте 171 кг, в крыльевом — 160 кг; темп стрельбы 240 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – от 810 до 865 м/с, масса снаряда – 760 г.

Авиационная пушка НС-45

НС-45 была создана на базе и с сохранением габаритных размеров НС-37. В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи. За время войны было выпущено около 200 пушек специально для самолета Як-9К (крупнокалиберный) с боекомплектом 29 выстрелов. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах. Прицельная стрельба из пушки НС-45 была возможна на скоростях самолета более 350 км/ч, очередями в 2 — 3 выстрела. Масса пушки — 150 кг. Темп стрельбы — 260 выстрелов в минуту. Питание пушки ленточное. Масса выстрела – 1930 г, масса снаряда – 1065 г, начальная скорость – 780 м/с.

Oerlikon 20 mm/70

Британское спаренное орудие Oerlikon Mark V на HMS Starling

Классификация

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

Oerlikon 20 mm/70 (рус. «Эрликон» ) - семейство автоматических пушек калибра 20 мм, разрабатывалось швейцарской фирмой SEMAG, доработано и запущено в серию швейцарской фирмой Oerlikon в 1927 году. В годы второй мировой войны активно применялось как авиационное орудие и в составе корабельных и армейских средств ПВО малого калибра. До сих пор стоит на вооружении в некоторых странах. Было самым "используемым" 20-мм орудием второй мировой войны и самым массовым орудием в мире. Из этих орудий было сбито больше всего самолетов за всю историю войн.

Предыстория разработки орудия

Пушка Becker M2 в музее

Пушка Oerlikon L

Пушка Oerlikon S

Пушка Oerlikon FFS

В ходе Первой мировой войны немецкий инженер Рейнхольд Беккер разработал автоматическую пушку калибра 20 мм с использованием эффективного способа перезарядки, под патрон 20x70RB. Новая пушка нашла применение в качестве авиационной и зенитной модификаций, но, поскольку война уже заканчивалась, повлиять на ход боевых действий новинка не успела.

Версальский мир наложил строгие ограничения в части дальнейших разработок поверженной Германии. И, в частности, на разработку автоматических малокалиберных пушек, являвшихся в то время еще большой редкостью, был наложен строгий запрет. Потому Беккер продолжил разработку в Швейцарии в фирме Seebach Maschinenbau Aktien Gesellschaft (сокращенно SEMAG, известный в то время автомобильный концерн) расположенной вблизи Цюриха. Работы при этом финансировались формально несуществующим немецким артиллерийским департаментом. Однако, послевоенная Германия все более погружалась в политический кризис, переросший в кризис финансовый. В результате, финансирование проекта прекратилось и в 1921 году Беккер был вынужден продать патент на свою пушку концерну. SEMAG улучшил пушку Беккера и в 1924 году выпустил вариант под более мощный патрон 20×100 мм с несколько увеличенной скорострельностью, достигавшей теперь 350 выстрелов в минуту. Однако в том же году SEMAG разорился.

Фирма Oerlikon, названная так по месту расположения - пригороду Цюриха, приобрела все права на разработку пушки, производственные мощности и заполучила коллектив квалифицированных рабочих, трудившихся до сего момента на SEMAG. До этого основным направлением Oerlikon было производство электровозов, автомобилей, станков и пр. Фирма благополучно пережила годы первой мировой благодаря нейтралитету Швейцарии, и значительно обогатившись за счет военных заказов из воюющей Европы, решила пустить на развитие значительно возросший капитал. Там же под Цюрихом был организован филиал - Werkzeug Maschinenfabrik Oerlikon, ориентированный на производство металлорежущих станков и открытие перспективного оружейного направления. Позднее, в 1936 году оружейный филиал выделился в отдельную фирму Oerlikon Contraves AG (от латинского contra aves ≈ "против птиц"). Основным направлением деятельности фирмы стала разработка зенитных систем ПВО.

Основные модификации

Работы над орудием велись сразу по трем направлениям. Пушка, разрабатываемая на базе системы Беккера, получила обозначение Oerlikon F , на основе SEMAG - Oerlikon L , а собственную разработку обозначили как Oerlikon S . Все они имели одинаковый принцип действия и аналогичное устройство автоматики, а различались лишь незначительными конструктивными изменениями: длинной ствола, мощностью и начальной скоростью снаряда и скорострельностью. При этом все три направления, так или иначе, в целом, повторяли заложенные принципы автоматики Беккера: неподвижный ствол со свободным массивным затвором и магазинное питание. Oerlikon S предполагалось использовать в качестве как мобильного противотанкового средства, так и зенитного орудия.

Первые два варианта пушки, повторяющие прототипы были готовы уже в 1925 году, разработка Oerlikon S затянулась до 1927 года. Улучшенная версия, известная как Oerlikon 1S, появилась в 1930-м. Питание всех трех вариантов осуществлялось из коробчатого магазина емкостью 15 патронов, примыкаемого сверху. К началу 30-х годов фирма Oerlikon предложила все три системы на продажу.

В 1931 году были разработаны две новые системы Oerlikon AF и Oerlikon AL . Конструктивно они в точности повторяли аналогичные Oerlikon F и Oerlikon L, за исключением того, что на них рожковый магазин был заменен на оригинальный барабанный емкостью 15 или 30 патронов. Пушка Oerlikon S, позиционировавшаяся как зенитка, при этом подобной модернизации не претерпела.

В 1935 швейцарцы сделали новый вид пушки Flügelfest - ("крыльевая установка" ) получивший три варианта под обозначениями Oerlikon FFF , Oerlikon FFL и Oerlikon FFS . Улучшением в пушках стало снижение массы изделия, увеличение скорострельности и начальной скорости снаряда. Боекомплект был увеличен путём прямого увеличения ёмкости магазинов. Изготавливались варианты на 45, 60, 75 и 100 патронов, из которых самым ходовым стал 60-патронный вариант.

Качественно улучшенную серию FFS Oerlikon запустил в 1938 году - Oerlikon SS . Эта модель и особенно её разновидности периода уже Второй мировой войны выдавали скорострельность до 650 выстрелов в минуту. Она массово применялась на кораблях американского и английского флотов в качестве зенитного орудия малого калибра.

Последующие модификации

К началу мировой войны развитие авиационных версий Эрликонов было практически свернуто. По основным параметрам авиапушки Oerlikon FF все же уже уступали более поздним разработкам Hispano, ШВАК и Rheinmetall. А главный недостаток Oerlikon - невозможность синхронизации с двигателем, ограничивал ее эффективность, не смотря даже на рекордно малую массу и существенно подросший темп стрельбы.

Основным же направлением развития на фирме Oerlikon Contraves AG стали именно малокалиберные зенитные автоматы. Вслед за удачной и самой распространенной в годы войны Oerlikon SS , в 1942 году появилась усовершенствованная версия Oerlikon 1SS , в 1944 году Oerlikon 2SS . В последних версиях темп стрельбы подрос до 650 выстр/мин. В послевоенные годы появились еще более мощные зенитные автоматы KAA и KAB, в которых длину ствола увеличили с 70 до 85 калибров, применив более мощный патрон 20х128 мм. Дальнейшее увеличение мощности шло уже по пути увеличения калибра с 60-х годов на рынок были выпушены различные варианты 25-мм пушек Oerlikon KBA и 35-мм KDB, до сего дня состоящие на вооружении во многих странах.

История эксплуатации

Mitsubishi Ki-20, на аэродроме Хамацу. Помимо прочего на вооружении была одна 20-мм пушка Oerlikon L

Первые модели пушек не были коммерчески успешными. Авиапушки на момент начала 30-х годов были еще в новинку, большинство авиаразработчиков предпочитали вооружать самолеты привычными легкими и более скорострельными пулеметами винтовочного калибра. А швейцарские пушки обладали на тот период существенными недостатками. Малая емкость 15-зарядного магазина предполагала использование их лишь на турелях бомбардировщиков, а сравнительно большая масса и габариты, по сравнению со стандартными в то время пулеметами, предполагали, что эти бомбардировщики также должны быть достаточно большими, строительство которых могли себе позволить только достаточно ограниченный круг богатых стран, обладавших развитой авиапромышленностью.

Единственной страной интересовавшейся швейцарской разработкой, стала Япония, строившая по лицензии Junkers - гигантские тяжелые бомбардировщики Mitsubishi Ki-20. Для их вооружения использовались пушки Oerlikon L, обозначаемые в Японии как Тип 94. Но количество построенных в Японии гигантов ограничилось лишь шестью штуками, соответственно и закупки пушек для их вооружения также составили единицы.

Коммерческие неудачи не остановили производство, Oerlikon предлагал вместе с пушками большой ассортимент "аксессуаров", различные крепления для двигателя, турелей и крыльевых установок, пневматические и гидравлические механизмы заряжения, колесные и зенитные станки в пехотном, танковом и корабельном исполнении, а также различные магазины. На каждую из пушек предлагался набор из барабанных магазинов емкостью 30, 45, 60, 75 и 100 патронов, возможность использования старых 15-зарядных рожковых магазинов была также сохранена. Таким образом, швейцарцам на базе достаточно скромной по боевым параметрам пушки Беккера удалось создать к середине 30-х годов широко унифицированную систему оружия практически на все случаи жизни и любые капризы заказчика.

Достаточно агрессивная коммерческая политика фирмы Oerlikon во второй половине 30-х годов удачно совпала с революцией в авиационной промышленности. Время полотняных бипланов прошло, а их место все прочнее занимали скоростные цельнометаллические монопланы, для поражения которых стандартные пулеметы винтовочного калибра уже переставали быть эффективными. В этом плане 20-мм Oerlikon выглядели весьма привлекательно. Продажи резко пошли в гору. Партии авиационных пушек начали расходиться по свету. В ряд стран были проданы лицензии на производство.

Франция, Hispano-Suiza

Создание

Схема размещения пушки HS.9

D.510 (N 269) из 3-й эскадрильи GC II/1

Французская фирма Hispano-Suiza SA, была организована в Барселоне, Испания, в 1904 году для производства автомобилей, швейцарским инженером Марком Биркигтом при финансовой поддержке со стороны испанского короля Альфонса XIII (отсюда и название - "Испано-Швейцария"). Завод в Париже был основан в том же году, и стал головным предприятием фирмы. Франция, вышла из Первой мировой войны как один из самых известных производителей авиационных двигателей в мире.

В 1917 году фирмой разработан способ монтажа автоматической пушки между блоками цилиндров двигателя и стрельбы через полый вал винта. Этот способ был не только воплощен в жизнь, но и закреплен патентом. В 30-х годах, Hispano-Suiza, как компания, владеющая патентным правом на установку пушки в двигателе самолета, начала поиск подходящего оружия, пригодного для монтажа в своих двигателях. На тот момент наибольший интерес представляла серия новейших швейцарских автоматических пушек Oerlikon FF калибра 20 мм, которая была высоко оценена французскими ВВС.

Не смотря на прекрасные характеристики Oerlikon FF, продажи их сдерживала невозможность синхронизации пушки из-за конструкции автоматики, работавший на основе свободного затвора, а установке пушки в развале блоков цилиндров двигателей, мешал патент. Единственным решением, было сотрудничество между фирмами. И в данном вопросе интересы фирм Oerlikon и Hispano-Suiza удачно совпадали. В 1932 году между Oerlikon и Hispano-Suiza было заключено лицензионное соглашение. Oerlikon получал лицензию на использование патента по установке пушки в блоке цилиндров, а Hispano-Suiza получали лицензионное право на производство самой мощной из линейки швейцарских пушек - новейшей системы, еще только находившейся в разработке пушки Тип FFS. К началу 1933 года производство пушки Эрликон было освоено на заводе Hispano-Suiza в Колом Буа. Новая система получила обозначение "Автоматическая авиационная 20-мм пушка Hispano-Suiza", тип 7, или иначе, HS.7 . Во время подготовки французских заводов к серийному производству новой пушки были оптимизированы способы монтажа пушки Oerlikon FFS в развале цилиндров двигателя, в результате появилась модель НS.9 , вся механика и автоматика обеих пушек были идентичны как между собой, так и базовой модели пушки Oerlikon FFS.

Параллельно на Hispano-Suiza была разработана более мощная 23-мм версия пушки Oerlikon FFS, обозначенная как HS.8 . Автоматика была оставлена без изменений, лишь калибр был увеличен до 23 мм. Под нее был разработан свой патрон 23х120RB по конструкции и внешне повторяющий стандартный 20х110RB Oerlikon FFS. Однако последующие события заставили отказаться от запуска в производство этого орудия.

Конструкционные отличия

Внешне французские пушки HS.7 и HS.9 несколько отличались от послужившего им прототипом Oerlikon FFS. Так возвратная пружина, обернутая вокруг ствола и видимая на швейцарском Эрликоне, на французских пушках была полностью закрыта корпусом затвора, кроме того, пушки Hispano имели чуть более габаритный "набалдашник" в тыльной части, куда была "спрятана" пружина буфера, призванная гасить излишки энергии выстрела. Также несколько отличался замок крепления 60-зарядного барабанного магазина и, как уже отмечалось выше, на французских пушках подача патронов была только левосторонней. Французские пушки были несколько короче Oerlikon и на 9 кг тяжелее, кроме того, обладали меньшей скорострельностью.

Отличия в конструкциях были, вызваны тем, что в момент покупки лицензии Марком Биркье, швейцарская пушка еще, по сути, не была серийной. Швейцарцам потребовалось еще два года, чтоб довести свои орудия до "товарного" вида. Поэтому, процесс доработок, проводимый и Hispano Suiza, и Oerlikon, хоть и шел параллельными путями, но все же в исполнении отличался.

Патроны для пушек HS.7 и HS.9 конструктивно являлись копиями швейцарских 20х110RB Oerlikon, но отличались несколько меньшим ассортиментом - только фугасные, фугасно-зажигательные и учебно-тренировочные. Масса снаряда их составляла примерно 122 грамма, что также было меньше, чем у швейцарцев.

Вскоре после начала лицензионного производства пушек во Франции, между компаниями возник конфликт, и в 1933 году соглашение было разорвано . Производство пушек HS.7 и НS.9 во Франции было продолжено, но только до окончания срока действия лицензии. Hispano-Suiza выпустила несколько сотен пушек HS.7 и HS.9, а конструктор вынужден был приступить к разработке собственной конструкции пушки, которая впоследствии стала знаменитой HS.404 - одной из самых мощных авиапушек времен 2-й мировой войны.

Применение

Применение пушек HS.7 и HS.9 в Armée de l"Air было коротким и довольно бесцветным. Наиболее массово пушки HS.7 и HS.9 использовали для вооружения истребителей Dewoitine D.501 и D.510. К началу 2-й Мировой войны эти машины с неубирающимися шасси уже считались безнадежно устаревшими. Хотя им и довелось немного повоевать, но значимых успехов за ними не замечено. Другим истребителем, вооруженным "французскими Эрликонами" стала машина уже нового поколения Morane-Saulnier MS.405. Но этот истребитель был переходной моделью, выпущенный в небольшом количестве. Основной версией стал MS-406, вооруженный уже новой пушкой HS.404.

Таким образом французские пушки Oerlikon использовались лишь в авиации, ниша систем ПВО малого калибра у французов была занята 25-мм пушкой Hotchkiss .

Германия, MG FF

Создание

К началу 30-х годов немцам удалось в Швейцарии создать формально независимую компанию Waffenfabrik Solothurn A. G., контрольный пакет акций которой, принадлежал немецкому концерну Rheinmetall-Borsig. Целью создание фирмы Solothurn было развитие автоматических малокалиберных пушечных систем в обход ограничений Версальского договора. Одним из направлений развития фирмы являлось создание универсального автомата, способного конкурировать с пушками Oerlikon и, одинаково хорошо приспособленного для функций скорострельной зенитки, танковой и противотанковой системы.

К тому времени на должность инспектора министерства авиации Германии вступил Эрнст Удет, который выступал ярым последователем концепции маневренного истребительного воздушного боя на малых дистанциях. В то же время, Удет, будучи достаточно прогрессивным руководителем, вполне отдавал себе отчет в том, что время скорострельных пулеметов винтовочного калибра в авиации подходит к концу, и для вооружения новых истребителей требуется значительно более мощное оружие, нежели стандартные пулеметы MG.17.

На момент 1936 года такого орудия у немцев не было и по инициативе Удета было заключено лицензионное соглашение со швейцарской фирмой Oerlikon Contraves AG, которая незадолго до того выпустила на рынок три вида автоматических пушек (FFS, FFL и FFF). Немцы высоко оценили потенциал швейцарских пушек, для лицензионного выпуска была выбрана самая легкая и скорострельная FFF. Для выпуска ее в Германии было выбрано небольшое предприятие Ikaria Werke Berlin.

Конструкционные отличия

MG-FF в крыле истребителя Bf.109e

Схема размещения пушки в крыле Bf.109e

Немецкий вариант Oerlikon, получивший обозначение MG FF был несколько переработан. Штатный швейцарский патрон 20х72RB посчитали слишком слабым. Был разработан чуть более мощный 20х80RB. Для компенсации большей мощности разгонного заряда пришлось на 60 мм увеличить длину ствола, в результате несколько возросла масса пушки, но характеристики оружия практически не изменились.

Выпуск пушки MG FF на заводе "Ikaria Werke Berlin" был освоен в 1937 году. Практически одновременно было разработано две модели пушки MG FF ausf А и MG FF ausf В. Первый вариант имел механический спусковой механизм и был ориентирован, в основном, для подвижных турельных установок, MG FF ausf В имел электроспуск и предназначался для фиксированных крыльевых и моторных установок. Вначале питание пушек MG FF осуществлялось из 15-зарядного рожкового магазина M15/FF для подвижных установок и 60-зарядного барабанного магазина Т 60/FF для фиксированных вариантов. Позднее, для турелей бомбардировщиков были разработаны барабанные магазины емкостью 30 патронов - Т 30/FF и 45 патронов Т 45/FF.

Механика и принцип действия пушек MG FF и MG FF/М был идентичен базовой конструкции швейцарского Oerlikon FFF. Cтандартной комплектацией немецкого исполнения в фиксированном исполнении был механизм пневматической зарядки и электоспуска. В турельной установке пушка обычно комплектовалась защитным кожухом, надеваемым на ствол в районе затвора, спаренным секторным прицелом, рукоятками и плечевым упором. Для использования пушки в эскадрах ночных истребителей, обычно MG FF комплектовалась увеличенным пламегасителем.

Специально для Focke-Wulf FW.190 были разработаны более емкие 100-зарядные барабаны T100/FFM (обычно в них загружались не более 90 патронов) и электрическая ленточная подача GZ.1-FF, способная тянуть ленту емкостью до 2000 патронов. Обычно, как правило, емкость патронного ящика на FW.190 ограничивалась 100-120 выстрелами.

Для новых пушек был разработан большой ассортимент боеприпасов. Согласно немецким руководствам конца 30-х годов существовало, по крайней мере, 15 типов снарядов самого разного назначения от фугасных гранат с трассером и без, до специальных противокорабельных бронебойных, не содержащих взрывчатки.

Столкнувшись с проблемой борьбы с весьма прочными и живучими британскими дальними бомбардировщиками Whitley и Wellington периодически совершавших рейды в тылы Германии, немцы ощутили еще один недостаток пушки. Штатные 117-граммовые фугасно-трассирующие снаряды, содержащие лишь 3.7 грамм взрывчатки пентрита, оказались слишком слабыми для того, чтоб нанести фатальные повреждения бомбардировщику с одного захода. Грядущее появление над Германией еще более мощных и защищенных четырехмоторных бомбовозов еще более обостряло проблему.

Проблему решили созданием нового фугасного снаряда Minengeschoss. Снаряд весил 92 грамма вместо 115-117 грамм старых снарядов. Чтобы сохранить баланс взаимодействия более легкого снаряда и механизма автоматики пушки пришлось значительно облегчить затвор пушки, а усилие возвратной пружины уменьшить. В результате появилась новая модификация пушки MG FF/M , внешне практически неотличимая от версии MG FF. При этом, боеприпасы для старый версий MG FF и новых MG FF/М были, не взаимозаменяемы. Модификации пушек не требовали значительных технологических усилий и изрядное количество выпущенных пушек MG FF просто модернизировалось в полевых мастерских до стандарта MG FF/М путем замены затвора и возвратной пружины.

Применение

Немецкая зенитная установка 2cm Flak 28 в музее.

Первые опыты по установке пушки MG FF относятся к 1937 году. На экспериментальном истребителе Bf.109 V4 пушку впервые установили в блоке цилиндров двигателя. Но испытания были прекращены из-за недостаточного охлаждения пушки и сильной вибрации. Летом 1937 года испытывался Bf 109 V8 с парой пушек MG FF в консолях крыла. Правда и этот вариант в то время не удалось запустить в серию. Доводка пушечных установок затянулась, и только самолеты серии Е в середине 1938 года получили крыльевые пушки в качестве штатного вооружения. Фирме Хейнкель удалось решить вопрос установки пушек на свой Не 112 почти на год раньше Мессершмитта.

При этом, размещение пушки в крыле истребителей представляло изрядные трудности. Весьма громоздкий барабанный магазин тривиально не помещался в крыле. Разрабатывались несколько вариантов монтажа. Если пушка размещалась в стандартном вертикальном исполнении, пушку приходилось выводить за пределы крыла вниз, закрывая обтекателем, но и в этом случае барабан выступал наружу сверху, и его тоже приходилось закрывать обтекателем сверху. При перевороте пушки на бок барабан выступал и сверху, и снизу. В результате, стандартным серийным исполнением размещения пушки MG FF в крыле Мессершмиттов Bf 109Е стала установка пушки, повернутой под углом примерно на 45 градусов. Выступающий сверху барабан прикрывался обтекателями.

К началу Второй Мировой войны пушка MG FF уже стала стандартным вооружением немецких истребителей Bf 109Е и двухмоторного Bf 110 . Ограниченный выпуск пушки, пока, правда, не позволял использовать их в качестве оборонительного вооружения на турелях бомбардировщиков. Турельные версии пушки начали устанавливать на ряде немецких бомбардировщиков с конца 1941 года. Причем, предназначение пушечных турелей было не столько оборонительное, сколько наступательное, для штурмовки наземных и надводных целей. Пушка MG FF устанавливалась в нижней передней установки бомбардировщиков Focke-Wulf FW.200C, Heinkel He.111H6, на некоторых субмодификациях Junkers Ju.88 и Dornier Do.217 пушка размещалась в передней кабине штурмана. Такие пушечные установки оказались очень полезными для атак союзных морских конвоев в Атлантике и Средиземноморье.

В ходе битвы за Британию мощь пушечного вооружения истребителей Люфтваффе резко контрастировала с пулеметными батареями английских истребителей. Но, в то же время, проявились и очевидные недостатки пушки MG FF - относительно низкая скорострельность и малая начальная скорость снаряда, предопределявшие предельную прицельную дальность ведения огня до 400 метров, то есть практически не имеющую преимущества перед пулеметами.

К концу 1941 года, не смотря на все старания немецких инженеров, пушка MG FF уже перестала отвечать требованиям современной войны. Ее неоспоримые качества в части малой массы и технологической простоты не компенсировались очевидными недостатками - малым темпом стрельбы, невозможностью синхронизации с двигателем и громоздким барабанным магазином. Несмотря на это крыльевые модификации пушки продолжали использоваться на новых истребителях Focke-Wulf FW.190 , эти орудия дополняли штатное вооружение из двух пулеметов и двух синхронных пушек MG 151.

Как и во Франции, в основном пушки применялись в авиации. В качестве систем ПВО малого калибра немцы использовали свои системы 2cm Flak 30 , а позднее 2cm Flak 38 и 2cm Flakvierling 38 , однако несмотря на наличие собственных разработок на вооружении вермахта встречались 20-мм орудия Oerlikon под маркировкой 2cm Flak 28 , и чехословацкие 2cm VKPL vz. 36 Oerlikon.

Япония, Type 99

Создание

21 мая 1936 года было подписано соглашение на лицензионное производство двух типов авиационных пушек - Oerlikon FFF и FFL, от самой мощной FFS, предназначенной главным образом для установки в моторы, японцы отказались. Лицензионное соглашение включало в себя не только права на выпуск оружия, но и поставку полного комплекта оборудования, технической поддержки и обучения персонала, то есть создания на территории Японии завода по производству пушек "под ключ". К концу весны 1936 года под выпуск авиапушек в Японии была основана фирма, получившая претенциозное название Dai Nihon Heiki kaihatsu K. K (Акционерное общество разработки оружия «Великая Япония»). Местом для производства был выбран арсенал флота в городе Томиока. К лету 1937 года была полностью линия по производству пушек Oerlikon FFF смонтирована. Прогнозируемая производительность линии ожидалась порядка 200 пушек в месяц.

Первые Oerlikon японского производства сошли с конвейера в Томиока в начале августа 1937 года. В период освоения производства пушек японские министерства армии и флота предприняли попытку унифицировать вооружение своих самолетов. Пушка Oerlikon планировалась не только для флотских самолетов, но и для армейских. В этой связи производство ее начали готовить и на армейской фирме Nippon Special Steel (Nihon Seikosho). 25 августа японские военные руководители, весьма довольные ходом работ по производству пушек прибыли в Швейцарию для дальнейшего сотрудничества с фирмой Oerlikon. Японскую делегацию возглавлял принц Чичибу в сопровождении виконта Маеды и еще нескольких армейских и флотских офицеров. В Японию делегация возвращалась с подписанным лицензионным соглашением на производство последней из линейки швейцарских пушек Oerlikon FFS, от которой первоначально японцы отказались как от слишком тяжелой и малоскорострельной. Однако выпуск пушки FFS в Японии так и не состоялся.

В конце 1937 года японские Oerlikon FFF, обозначаемые на тот момент как Е-Shiki-1 (название Е-Shiki-2 было зарезервировано для модификации FFL, линия для производства которой на момент 1938 года еще только монтировалась), удалось испытать в бою. Первым самолетом, получившим на вооружение пушку Type Э стал базовый бомбардировщик флота G3M. На модификации G3M2 или Type 96 model 2 впервые в японском флоте появилась пушечная оборонительная установка, смонтированная в экранированном блистере на "спине" машины.

В 1941 году японская пушка Е-Shiki получила свое привычное ныне обозначение Type 99-1 для версии FFF и Type 99-2 для FFL.

Конструкционные отличия

Турельная версия пушки Type 99-1

Турельная версия пушки Type 99-1 с пристегнутым магазином.

В турельном исполнении японские инженеры нашли простое и гениальное решение, до которого не додумались ни в Швейцарии, ни в Германии, ни во Франции, где также выпускали Oerlikon в турельном исполнении. Громоздкий барабанный или коробчатый магазин, расположенный в верхней части ствольной коробки, существенно затруднял прицеливание. Японцы просто развернули пушку магазином вниз, а прицельные приспособления смонтировали с обратной стороны. В казенной части был смонтирован эргономичный деревянный плечевой упор и две пистолетные рукоятки со спусковым крючком. Во избежание случайных ожогов стрелка ствол и массивный затвор были закрыты перфорированным кожухом. Питание осуществлялось из стандартных барабанных магазинов емкостью 15, 30, 45 или 60 патронов. Некоторые неудобства, конечно, доставлял выброс гильз с правой стороны верхней части ствольной коробки, но это неудобство вполне можно было пережить.

Попытка исправить положение с малым боекомплектом была в той или иной степени успешно, предпринята в 1942 году, когда на фронте появилась новая версия крыльевой пушки Type 99-1 model 3 , оснащенная барабанным магазином увеличенной емкости на 100 патронов. Эта модификация пушки, более ничем практически не отличалась от ранней Type 99-1 model 1.

К осени 1942 года на фирме Dai Nihon Heiki было, освоено производство более мощной пушки Type 99-2, обладавшей значительно лучшей баллистикой и более мощным патроном. Правда, и темп стрельбы был ниже, чем у короткоствольной Type 99-1, не превышая 480 выстр/мин. В пушке Type 99-2 изначально было предусмотрено использование трех видов барабанных магазинов емкостью 45, 60 и 100 патронов. Это орудие впервые стало устанавливаться на истребители Zero А6М3а model 22а. Постепенно длинноствольная пушка Type 99-2 начала менее мощную Type 99-1.

Пушка Type 99-2 model 4

К концу 1943 года доктором Масая Кавамура, работавшего на фирме Nihon Seikosho (Nippon Special Steel), был разработан механизм ленточной подачи. Лента с распадающимися звеньями приводилась в движение затвором пушки. Усилие его хватало на протяжку ленты длиной до 250 звеньев. Параллельно подобные механизмы были запущены в производство и для Type 99-1, и для Type 99-2. В результате новые модификации с ленточной подачей получили обозначение, соответственно Type 99-1 model 4 и Type 99-2 model 4 . На этих версиях заодно удалось несколько поднять практическую скорострельность орудий (соответственно до 550 и 500 выстр/мин).

В мае 1945 года в серию пошла последняя, самая совершенная версия Type 99-2 model 5 , у которой была переработана конструкция возврата затвора. Вместо одной мощной пружины, был установлен блок из четырех параллельных пружин меньшего размера и усилия, что позволило улучшить плавность хода затвора и увеличить цикличность стрельбы. Практическая скорострельность у этой версии пушки достигала 720 - 750 выстр/мин.

Применение

Руководству Oerlikon удалось продать лицензию на производство линейки швейцарских пушек Oerlikon FFS как на идеальное противотанковое и зенитное орудие, однако выпуск пушки FFS в Японии не состоялся. После очередного конфликта армии и флота работы были прекращены. Японцы имели собственные разработки Масая Кавамуры в виде, универсальной противотанковой, зенитной и авиационной системы, реализованной в ПТР Type 97, зенитном автомате Type 98 и авиапушках Но-1 и Но-3.

Флот же также отказался от выпуска зенитного автомата на базе пушки Эрликон FFS, посчитав, что состоявший на вооружении 25-мм зенитный автомат Type 96 , превосходя Oerlikon по мощности выстрела, вполне удовлетворяет насущным нуждам ПВО. Потому японские пушки Oerlikon использовались только в авиации.

Первые же бои 2-й Мировой войны показали неоспоримое преимущество пушечного вооружения истребителей Zero над машинами союзников однако, выявили и недостатки. Недостаточная скорострельность пушек, не превышавшая 520 выстр/мин и начальная скорость порядка 600 м/с, которая в купе с достаточно коротким стволом и маломощным патроном, не обеспечивала настильность траектории и достаточной прицельной дальности. Малый боекомплект 60-зарядного барабанного магазина не обеспечивал достаточной автономности истребителя, который сам по себе славился исключительной дальностью полета. Ввиду этого, многие японские морские летчики в бою старались не использовать без крайней нужды пушечное вооружение, экономя боеприпасы. К сожалению для них, устаревшие самолеты союзников на Тихом океане, с которыми японцам пришлось столкнуться в первые месяцы боев, быстро исчезли со сцены, а их место заняли очень прочные и хорошо защищенные машины, которые прекрасно держали повреждения от пулеметного огня винтовочного калибра. Правда, 127-граммовый фугасный снаряд пушки, содержащий 10 граммов гексогена, при попадании во вражеский самолет производил серьезные разрушения. По мощности он лишь незначительно уступал снаряду пушек Hispano, использование которых союзниками на Тихом океане было крайне ограниченно.

Ближе к концу войны пушка Type 99-1 уже практически перестала использоваться на истребителях. Морские летчики, столкнувшись с проблемой борьбы с весьма прочными и защищенными американскими бомбардировщиками, предпочитали пожертвовать скорострельностью в угоду дальнобойности и мощности. Правда, на ряде самолетов иногда пытались комбинировать вооружение из скорострельных Type 99-1 и более мощных Type 99-2. Одним из таких истребителей был базовый перехватчик флота Raiden. В версии J2M3 он был вооружен двумя пушками Type 99-1 и двумя Type 99-2. Впрочем, такая комбинация вооружения оказалась неудачной. Пушки обладали разной баллистикой, и вести прицельный огонь из четырех стволов по одной цели было весьма проблематично.

Попытки флотского руководства в течение всей войны поддерживать на современном уровне явно устаревшее оружие, сыграло негативную роль. Достаточно передовая система на момент своего появления в начале 30-х годов, Oerlikon уже к середине войны оказалась устаревшей. С одной стороны, легкая и технологичная конструкция, обладала целым букетом объективных недостатков. По практической скорострельности пушки Type 99 существенно уступали всем современным им системам. Но японское флотское руководство слишком активно цеплялось за нее, имея свой интерес в поддержании производства устаревшего оружия.

Польша, Polsten

Британская 20mm Polsten Mk II

Канадская зенитная установка на базе строенной 20-мм пушки Polsten

Создание

Довольно большую партию пушек Oerlikon FFF закупила Польша для вооружения своих истребителей нового поколения. Но до оккупации страны немцами польские истребители PZL P.24, вооруженные пушками так и не успели поступить на вооружение. Характерно, что поляки, изучив конструкцию швейцарской пушки, сумели существенно доработать ее конструкцию. На базе Oerlikon перед самой войной была создана 20-мм пушка, экспонировавшаяся как универсальное орудие, способное выполнять функции как авиационной, так и противотанковой или зенитной.

К моменту оккупации Польши существовали лишь опытные экземпляры. Группе польских инженеров удалось покинуть Польшу с комплектом документации и опытными образцами. Работа над пушкой была продолжена в Великобритании инженерами Sten Co на заводах Royal Small Arms Factory. Для приемных испытаний были построены 2 экземпляра. По окончании испытаний поступили заказы на 40000 орудий.

Также Polsten выпускалась в Канаде на фирме John Inglis в Торонто, и состояла на вооружении с 1944 по 50-е годы.

Конструкционные отличия

Польское орудие было существенно более технологичным. Так количество деталей было уменьшено с 250 у Oerlikon до 119. Существенно снизилась цена. Если по курсу 1940 года пушки Oerlikon стоили порядка 350 английских фунтов, то польская пушка в районе 70. Polsten имел рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, питание патронами осуществлялось из 30- или 60-зарядных магазинов.

Применение

В 1944 году пушка Polsten Mk.I была принята на вооружение в Великобритании в качестве мобильной пехотной системы, устанавливаясь на колесный станок, а также монтируясь в многоствольных зенитных установках, на танках и бронетранспортерах. Существовал интересный вариант зенитной платформы 20mm Polsten, Mk II предназначенный для воздушных десантников. Планер Airspeed AS51 Horsa перевозил помимо зенитной платформы джип, прицеп с боеприпасами и мотоцикл. Что существенно усиливало десантников в тылу врага. Массово подобные системы были задействованы в ходе операции "Varsity" (Рейнская воздушно-десантная операция) в марте 1945.

Великобритания, 20 mm/70 (0.79")

Создание

Британское Противотанковое 20-мм орудие Oerlikon на гусеничном лафете.

Британская танкетка-тягач Carden Loyd Mark IV буксирующая тележку для расчета и Противотанковое 20-мм орудие Oerlikon.

Великобритания испытывала пушки Oerlikon, купив небольшую партию в 1935 году. Пушки оценивались в качестве авиационных, противотанковых и зенитных. Правда, на тот момент англичане, так и не приняли пушку на вооружение. Несколько лет спустя английская авиация, столкнулась с немецкими Oerlikon в битве за Британию.

Британский флот, напротив заинтересовался швейцарской пушкой в качестве корабельной зенитки ближнего действия. C конца 30-х годов развитие зенитных автоматов на базе Oerlikon выделилось в отдельное направление. Основой для развития послужил самый мощный Oerlikon FFS. В 1938 году на базе этой конструкции был разработан зенитный автомат Oerlikon SS. Разработка специализированного зенитного автомата была вызвана требованиями англичан поднять скорострельность орудия.

В 1937 году британское Адмиралтейство инициировало серию испытаний, чтобы найти подходящее оружие для вооружения торговых судов и военных кораблей для защиты от самолетов в ближней зоне ПВО. Они отказались от Oerlikon FFS модели 1934, но в 1938 году Адмиралтейство уведомило фирму-разработчика, что если бы они смогли поднять начальную скорость и продемонстрировать, что оружие может использоваться и неквалифицированным персоналом (таким как рыбаки и моряки торгового флота) то это было бы вполне приемлемо. Oerlikon внесли необходимые изменения и первые прототипы измененной конструкции Oerlikon SS - были предоставлены для испытаний в конце 1939 года. Они сразу же были приняты на вооружение под названием 20 мм Mark I . Великобритания тут же разместила крупный заказ на закупку 1500 штук этих орудий в Швейцарии и приобрела лицензию на их производство. Тем не менее, лишь 109 штук орудий была поставлена швейцарской фирмой заказчику до оккупации Франции, через которую проходил маршрут доставки. Именно поэтому так мало британских кораблей было вооружено Oerlikon на начало войны.

Незадолго до капитуляции Франции, британцы получили согласно приобретенной лицензии полный набор рабочих чертежей этой пушки. Они были привезены из Швейцарии Стюартом Митчеллом, который ранее был инспектором военно-морских контрактов на поставку боеприпасов на заводе Oerlikon в Цюрихе. Для производства автоматических пушек был создан завод в пригороде Лондона Райслип. Большие трудности пришлось преодолеть как с оборудованием, так и с квалифицированным персоналом, прежде чем осенью 1941 года начался выпуск Oerlikon, получивших название 20 мм Mark II .

Конструкционные отличия

Британская пушка 20 мм Mark I - это Oerlikon SS произведенный в Швейцарии. Британская пушка 20 мм Mark II - это Oerlikon SS произведенный в Великобритании, имела небольшие отличия в конструкции буфферной пружины. Дальнейшая, разработка ограничилась созданием различных модификаций зенитных турелей, в том числе многоствольных, (см. раздел ).

Применение

США, 20 mm/70 (0.79")

Создание

Производство Oerlikon на заводе Hudson Motor Company, Октябрь 1941г.

Американцы также тщательно изучали швейцарские орудия в 1936 году, но как и англичан их не устроила низкая скорострельность в итоге сделали ставку на собственные разработки и лицензионный выпуск пушек Hispano. Во время второй мировой войны коммерческий директор Oerlikon, Энтони Газда (Antoine Gazda), очень много сделавший для продвижения пушек на мировой рынок, отправился в США с пакетом документации на последние разработки фирмы. Новые пушки, включавшие также и 23-мм варианты позиционировались как "лучшее универсальное средство для борьбы с вражескими пикировщиками" , скромно назвав разработки своим именем. "Разработки" Газды были изучены американцами, по некоторым сведениям были даже построены опытные образцы, однако, американцы пришли к выводу, что пушки, предлагаемые Газдой являются лишь усовершенствованными Oerlikon, ничем особо не превосходящими его.

Флот США еще в 1940 году начал искать более мощное оружие для замены крупнокалиберных пулеметов Browning. После проведения сравнительных испытаний было рекомендовано принятие на вооружение швейцарских Oerlikon официально 9 ноября 1940 года. Производство было запущено быстро. Первое орудие для испытаний в США было изготовлено 8 июня 1941 года.

Конструкционные отличия

  • Mark 1 - оригинальный швейцарский Oerlikon. Небольшое количество этих моделей было произведено в США на стадии прототипирования.
  • Mark 2 - модификация запущенная в производство на территории США. Отличалась конструкцией буфферных пружин, наличием ребер воздушного охлаждение и двумя запорными пазами.
  • Mark 3 - Аналог Mark 2 с меньшим количеством ребер воздушного охлаждение и одним запорным пазом.
  • Mark 4 - Наиболее массовая модификация производства США. Была полностью переработана с использованием английской системы мер (предыдущие модификации были выполнены в метрической системе). Буфферные пружины были заменены на одну более мощную. В четвертой модификации Mark 4 была переработана форма каморы, облегчавшая выход стрелянныъх гильз. Кроме того многие детали подверглись глубокой переработке, для повышения технологичности. В результате время производства одного орудия в США сократилось с 428.4 человеко-часов на орудие (в 1941 г.) до 76.2 человеко-часов (в сентябре 1944).

Оригинальный швейцарский Oerlikon Mark 1 мог вести одиночный огонь, все американские модификации утратили эту способность и были предназначены только для автоматического огня.

Революционным был вклад американцев в систему прицеливания пушки. В 1943 году на вооружение был принят прицел Mark 14 что сделало эти пушки более эффективными (см. раздел ).

Как и британцы США разрабатывали различные варианты зенитных турелей, (см. раздел ).

Применение

По состоянию на 7 декабря 1941 года было произведено 379 автоматических пушек. С началом войны на Тихом океане производство было резко увеличено и в общей сложности 124 735 орудия Oerlikon были изготовлены в США, прежде чем производство было прекращено в 1945 году.

В период с декабря 1941 года по сентябрь 1944 года 32% от всех японских самолетов, сбитых зенитками флота, были сбиты из этих орудий, а во второй половине 1942 года почти половина (48,3%) была сбита пушками Oerlikon.

К концу войны на американских кораблях все свободное пространство занималось одно и двухствольными установками Oerlikon. Это оружие оказалось очень популярным на флоте из-за простоты обслуживания и хорошей скорострельности.

Эти зенитные пушки являлись "последним рубежом обороны" против японских камикадзе, прорвавшихся через истребительные заслоны, 5-дюймовки дальнего действия и многоствольные 40-мм Bofors среднего радиуса. На линкорах и тяжелых авианосцах количество стволов Oerlikon к концу войны перевалило за сотню штук.