Авиационный противотанковый ракетный комплекс «Вихрь. Авиационный противотанковый ракетный комплекс "вихрь"

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION
Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION

Авиационный противотанковый ракетный комплекс. Разработан в КБ Приборостроения (НПО "Точность", г.Тула), главный конструктор - . Разработка комплекса начата в 1980 г. Испытания - 1982 г. Войсковые испытания с 1989 г. Комплекс 9К121 принят на вооружение в 1992 г. Производство комплекса велось ПО "Ижмаш". Усовершенствованная ракета комплекса "Вихрь-М" впервые публично показана на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г.

Контракт на производство ПТУР "Вихрь-1" заключен между Министерством обороны России и НПО "Ижмаш" (концерн "Калашников") 22.07.2013 г. на сумму 13 млрд руб с условием выполнения до конца 2015 г. До конца 2013 г. планируется выпустить пробную партию и провести испытания ракет "Вихрь-1".

ПТУР "Вихрь" и блок НУР С-8 УБ-20 под Ка-50

Пусковые установки - применение ПТУР осуществляется с авиационной пусковой установки АПУ-8 на самолетах типа Су-25Т / Су-39 (ПУ на 8 ракет) и с авиационной пусковой установки АПУ-6 несколько иного типа с 6 ракетами на вертолетах.

Ракета 9А4172 "Вихрь" / 9А4172К "Вихрь-1" :
Конструкция - ракеты выполнена по аэродинамической схеме "утка", пуск осуществляется из ТПК.

Система управления и наведение - по данным первой половины 1990-х годов система управления инерциальная с автопилотом с каналом радиокоррекции на маршевом участке траектории и с использованием лазерной ГСН на конечном этапе. На носителе - на этапе разработки комплекса применялась система наведения "Радуга" (вертолет-носитель Ми-24 с оператором-наводчиком), после принятия на вооружение в 1990 г. - система наведения "Шквал" (лазерная с ТВ-каналами, разработчик и произвордитель - Красногорский ОМЗ "Зенит") и ночная система "Меркурий" с ТВ-каналом.

Во время испытаний ПТУР "Вихрь" был поражен самолет-мишень Ту-16 летящий со скоростью 800 км/ч.

ПТУР "Вихрь-1" - автоматическая лазерная система наведения.

Двигатель - РДТТ

ТТХ ракет :

Тип БЧ -тандемная кумулятивная с радиовзрывателем

Бронепробиваемость - 1000-1200 мм

Модификации :

Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION - базовый вариант ПТРК, принят на вооружение в 1992 г.

Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION - модернизированный вариант комплекса, в 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо впервые показан на публике (вероятно, макет) - таким образом по состоянию на 1992 г. как минимум разработка модификации уже велась.


- комплекс "Вихрь-К" (корабельный) - вариант размещения ПТУР "Вихрь" на артиллерийской установке калибра 30-мм. На установке размещается четыре ПТУР "Вихрь" с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом "Вихрь-К" предполагается оснащать патрульные корабли и катера.

Носители :
- вертолет Ми-24 - с системой наведения "Радуга" с оператором-наводчиком. Вероятно, применялся при испытаниях ПТРК.


Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.)

ПТУР "Вихрь" под Су-39 (1997 г.)


- вертолеты Ка-50 / - 12-16 ПТУР на двух пусковых установках АПУ-8. Так же по сомнительным данным середины 1990-х годов предполагалось применение с .


ПТУР "Вихрь" под вертолетом Ка-50, 1990-е годы.

ПТУР "Вихрь" под Ка-50 (1990-е годы).


- вертолеты Ми-17В-5 - предлагалось использование на вертолете 12 ПТУР и системы наведения комплекса "Вихрь-М". На авиасалоне МАКС-2001 была представлена модель вертолета с ПТУРами.


Вмодель вертолета Ми-17В-5 с ракетным комплексом "Вихрь-М" на выставке МАКС-2001, август 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).

Статус : Россия
- 1997 г. - согласно СМИ ПТУРы есть на вооружении.

2007 г. август - на авиасалоне МАКС-2007 ПТРК "Вихрь" были показаны на подвеске вертолета Ка-52.

2013 г. 22 января - СМИ сообщают , что НПО "Ижмаш" рассчитывает получить от Минобороны заказ на сумму ок.14 млрд руб на производство ПТУР "Вихрь-1".

2013 г. 22 июля - СМИ сообщили о подписании контракта между Минобороны и НПО "Ижмаш" ГК "Ростех" на производство ПТУР "Вихрь-1" на сумму 15 млрд руб. НПО "Ижмаш" стало победителем соответствующего конкурса. Согласно контракту поставка ПТУРов должна пройти до конца 2015 г.

2013 г. 06 августа - генеральный директор НПО "Ижмаш" Константин Бусыгин сообщил прессе , что до конца 2013 г. в рамках ранее заключенного контракта планируется выпустить пробную партию ракет "Вихрь-1" и провести их испытания.

Источники :

Авиация - космонавтика. N 5 / 1995 г.
Аэроплан. N 1 / 1993 г.
Бутовски П., Ларионов А.В., Противотанковый самолет Су-39. // Авиация и время. N 3 / 1995 г.
Воевода С.С., архив, 1992.
Гриф М.Л., архив, 1992.
Кузнецов Г., Под сенью винта во всем диапазоне. // Крылья Родины N 3 / 1993 г.
Левин М., Для черновой работы. // Крылья Родины. N 9 / 1993.
Литовкин В., "Разрушитель" взлетает после поражения. // Известия 16.09.1993 г.
Мороз В., Су-25ТК: штурмовику уточняют задачи. // Красная Звезда. 11.11.1992 г.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 4 / 1993.
Противотанковый комплекс 9К121 Вихрь. 2012 г. ().
Рыбак Б., Леноровиц Д., Опыт морских вертолетов воплощается в Ка-50. // Aviation Week & Space Technology (выпуск на русском языке, осень 1992 г.)
Советские вооруженные силы, 1988 г. DIMMI, Томск.

Чуприн К.В., архив, 1992 г.

Концерн "Калашников" в рамках исполнения государственного оборонного заказа завершил поставки Министерству обороны России управляемых ракет "Вихрь-1" .

«С момента возобновления государственного контракта весной 2014 года нам удалось в кратчайшие сроки не только наладить крупносерийное производство новых ракет «Вихрь-1», но и решить вопрос с заменой импортных комплектующих на отечественные , – отметил гендиректор концерна «Калашников» Алексей Криворучко. – На сегодняшний день все оговоренные контрактом условия по поставкам боеприпасов успешно реализованы ».

Концерн «Калашников»* стал победителем конкурса Минобороны России в июле 2013 года и в октябре 2015 года поставил российскому военному ведомству первую партию продукции. Общая стоимость государственного контракта составила 13 млрд рублей.

Управляемая ракета «Вихрь-1», разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения , предназначена для уничтожения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 000 м, при этом пуски могут осуществляться с высоты до 4 000 м.Максимальная бронепробиваемость – 1000 миллиметров. «Вихрь-1» имеет неконтактный и контактный взрыватели.

Особенность этих ракет в том, что они были специально разработаны для применения с авиационной техники, в частности со штурмовиков Су-25 и новейших вертолетов Ка-52. У этих ракет большая дальность пуска, их можно применять в любое время суток. Кроме того, на них реализован принцип – "выстрелил-забыл": то есть достаточно оператору или летчику захватить цель, нажать кнопку, и дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты, все происходит в автоматическом режиме.

Ракета имеет сверхзвуковую скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям, например, вертолетам или легким самолетам. Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции.

"Глаза" для винтокрылов >>

Тактико-технические характеристики противотанкового комплекса 9К121 Вихрь:
Разработчик - КБ «Приборостроения»;
Дальность стрельбы днем – 10000 м;
Дальность стрельбы днем – до 6000 м;
Высота пуска – от 5 до 4000 м;
Время полета:
- на дальность 6000 м – 14 с;
- на дальность 8000м – 23 с;
- на максимальную дальность – 28 с;
Средняя скорость полета – 600 м/с;
Габариты ракеты 9А4172:
- длина – 2750 мм;
- максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм;
- размах крыла – 240 мм;
- размах стабилизаторов – 380 мм;
Стартовый вес ракеты – 45 кг;
Габариты транспортно-пускового контейнера:
- длина – 2870 мм;
- диаметр – 140 мм;
Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг;
Температура применения – от -50 до +50 градусов Цельсия;
Боевая часть:
- масса – 8-12 кг;
- масса взрывчатого вещества – 5,5 кг;
- тип взрывателя – неконтактный и контакный;
- радиус действия неконтактного взрывателя – 3,0 м;
Аппаратура управления И-251 «Шквал»:
- ночной канал – тепловизионный;
- дневной канал – телевизионный;
- система сопровождения цели – автоматическая;

Носители: Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.

*АО «Концерн «Калашников» - системообразующая структура стрелкового сектора оборонно-промышленного комплекса России и является головной организацией холдинговой компании в области перспективных образцов оружейных специализированных комплексов военного назначения. По отраслевой принадлежности в системе ОПК России АО «Концерн «Калашников» относится к «Промышленности обычных вооружений». 51% акций Концерна принадлежит Государственной корпорации Ростех, 49% - частным инвесторам.

Управляемые ракеты «Вихрь-1» / Фото: bastion-karpenko.ru

Ижевский оружейный концерн "Калашников" преодолел сложности с госконтрактом на изготовление управляемых ракет "Вихрь-1" и в ближайшее время приступит к серийной сборке. Об этом сообщил 30 сентября журналистам ТАСС генеральный директор предприятия Алексей Криворучко.

«Концерн "Калашников" заключил с Минобороны России госконтракт на изготовление и поставку ракет "Вихрь-1" общей стоимостью около 13 млрд рублей со сроком исполнения до конца 2015 года»

"Были, действительно, сложности. Они были связаны с тем, что эта ракета все-таки серийно никогда не производилась. Были вопросы с импортозамещением, но на сегодня они все решены. Испытания закончены, и мы в ближайшее время уже приступаем к серийной сборке", - отметил А. Криворучко.

Гендиректор "Калашникова" подчеркнул, что "контракт по "Вихрям" не вызывает опасений с технической точки зрения". Он не стал называть дату выполнения контракта, отметив, что она будет определена совместно с Минобороны России. "Сейчас уже идет формальное документальное завершение", - подчеркнул он.

Алексей Криворучко / Фото: ТАСС, Сергей Бобылев

Ранее ТАСС сообщал, что летом 2013 года концерн "Калашников" заключил с Минобороны России госконтракт на изготовление и поставку ракет "Вихрь-1" общей стоимостью около 13 млрд рублей со сроком исполнения до конца 2015 года. Это самый крупный контракт концерна на производство высокоточного вооружения за последние годы. Криворучко в марте 2015 года сообщал, что, несмотря на ряд трудностей, концерн выполнит контракт в этом году.

В июле 2015 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что "Калашников" допустил срыв гособоронзаказа (ГОЗ). "Концерном "Калашников" не поставлены 1972 управляемые ракеты. Причиной срыва ГОЗ явилась слабая отработка конструкторской документации. Задолженность предприятия составляет более 5,22 млрд рублей", - сказал Борисов. В свою очередь на предприятии объяснили задержку по изготовлению ракет "Вихрь-1" вынужденным переоформлением технологический документации.


Техническая справка

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т - модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.


При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.

В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.

За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.

При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г. по октябрь 1986 г. на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.

Су-25Т / Фото: btvt.narod.ru

Ка-52 / Фото: btvt.narod.ru


Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно.

Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.

Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиковв условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.

Фото: bastion-karpenko.ru


Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:

  • большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.
  • высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.
  • высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой
  • полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех
  • поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей

Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппара­тура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слеже­ния за целью, лазерный дальномер и канал наве­дения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.

При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 - 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.

После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопро­вождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения - например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.

Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.

Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения - по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.

"Вихрь-М" / Изображение: bastion-karpenko.ru

Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 - 14 км и несколько большую скорость полета.

Основные ТТХ ПТРК «Вихрь-М» С УР «Вихрь-1»

Год принятия на вооружение 1990
Длина ТПК, мм 2870
Диаметр ТПК, мм 152
Масса ракеты в ТПК, кг 59
Длина ракеты, мм 2750
Диаметр корпуса ракеты, мм 130
Размах крыла ракеты, мм 380
Масса ракеты, кг 45
Масса БЧ, кг 12
Масса ВВ, кг около 6,0
Число ступеней 2
Двигатель РДТТ
Максимальная скорость, м/с 610
Время полета на максимальную дальность, с 28
Диапазон дальностей пуска, м 400 - 10000
Диапазон высот пуска, м

5 - 4000

Тип БЧ

тандемная, кумулятивная-осколочно-фугасная

Взрыватель комбинированный - контактный мгновенного действия;
неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров)
Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 90 0 за НДЗ, мм 1000
Система управления лазерно-лучевая
Система сопровождения цели автоматическая
Носители Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.

Управляемые ракеты «Вихрь-1» / Фото: cdn.topwar.ru

Концерн завершил исполнение контракта на поставку в российские Вооруженные силы новых управляемых ракет "Вихрь-1" на 13 миллиардов рублей, сообщили во вторник журналистам в пресс-службе компании.

По словам гендиректора компании Алексея Криворучко, "Калашниковыу" удалось в кратчайшие сроки не только наладить крупносерийное производство ракет, но и решить вопрос с заменой импортных комплектующих на отечественные.


Техническая справка

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т - модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.


При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.

В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.

За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.

При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г. по октябрь 1986 г. на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.

Су-25Т / Фото: btvt.narod.ru

Ка-52 / Фото: btvt.narod.ru


Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно.

Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.

Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.

Фото: bastion-karpenko.ru


Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:

  • большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.
  • высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.
  • высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой
  • полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех
  • поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей

Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппара­тура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слеже­ния за целью, лазерный дальномер и канал наве­дения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.

При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 - 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.

После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопро­вождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения - например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.

Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.

Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения - по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.

"Вихрь-М" / Изображение: bastion-karpenko.ru

Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 - 14 км и несколько большую скорость полета.

Основные ТТХ ПТРК «Вихрь-М» С УР «Вихрь-1»

Год принятия на вооружение 1990
Длина ТПК, мм 2870
Диаметр ТПК, мм 152
Масса ракеты в ТПК, кг 59
Длина ракеты, мм 2750
Диаметр корпуса ракеты, мм 130
Размах крыла ракеты, мм 380
Масса ракеты, кг 45
Масса БЧ, кг 12
Масса ВВ, кг около 6,0
Число ступеней 2
Двигатель РДТТ
Максимальная скорость, м/с 610
Время полета на максимальную дальность, с 28
Диапазон дальностей пуска, м 400 - 10000
Диапазон высот пуска, м

5 - 4000

Тип БЧ

тандемная, кумулятивная-осколочно-фугасная

Взрыватель комбинированный - контактный мгновенного действия;
неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров)
Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 900 за НДЗ, мм 1000
Система управления лазерно-лучевая
Система сопровождения цели автоматическая
Носители Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.

«Вихрь» - ракета из состава российского противотанкового (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации - АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.

История разработки

Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для Ка-52.

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:


Основы поражающий способности ракеты

Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.

Состав ПТРК «Вихрь»

Ракета "Вихрь-1" является боевой частью противотанкового комплекса "Вихрь-М", который также включает в себя следующие составные части:

  • пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».

Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.

Технология прицеливания

Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.

После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.

Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.

За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.

В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».

Работа механизмов ракеты при пуске и полете

Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.

Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.