Байкал создан как венец и тайна природы – не для производственных. Конспект урока на тему «Славное море, священный байкал

РАСПУТИН Валентин Григорьевич (род. в 1937)

Российский писатель

БАЙКАЛ, БАЙКАЛ...

Один из первых восхищенных отзывов о Байкале из русских людей оставил протопоп Аввакум. При возвращении из даурской ссылки «неистовому» протопопу пришлось летом 1662 года переправляться с восточного берега моря-озера на западный, и он пишет о Байкале:

«...Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, - двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, - все богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, - больши романовского луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя, а во дворах травы красныя - и цветны и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем - осетры и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем, во окиане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо, - нельзя жарить на сковороде: жир все будет. А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб, успокояся, хвалу богу воздавал».

«Святое море», «святое озеро», «святая вода» - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей, и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим, несмотря на то, что у одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других - эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное».

Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого в последние годы даже и глубоководные аппараты. Он обрел определенные размеры и по ним стал сравним: его сравнивают то с Каспием, то с Танганьикой. Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, объяснили его происхождение, предположили, как могли зародиться в нем нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений и как сумели попасть в него виды, существующие за многие тысячи километров в других частях света. Не все эти объяснения и предположения согласуются даже и между собой. Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но тем не менее, как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых. И он стоит в этом ряду... потому лишь, что сам-то он, живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь.

Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного и тревожного ее существования.

И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одном из самых красивых и ярких мест южного Байкала. Был август - лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая - то малина, то смородина, красная и черная, то жимолость... А тут еще и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист и застывше-тих, далеко в воде взблескивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. Повторяю, что она была в самом расцвете и самом разгаре. Прибавьте к нарисованной картине еще горные речки, с шумом (так и хочется сказать: с хрустальной торжественной музыкой) сбегающие в Байкал, к которым мы раз за разом спускались испробовать водицы и посмотреть, с каким таинством и с какой самоотверженностью вливаются они в общую материнскую воду и затихают в вечности; прибавьте сюда еще частые тоннели, аккуратные и со вкусом отделанные, кажущиеся естественными, которых здесь ненамного меньше, чем километров по этой дороге, и над которыми то торжественно и строго, то причудливо, словно с только что окончившей игру вольностью, высятся скалы.

Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моем было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. Я продолжал говорить. Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырех метров. Товарищ принял этот случай безучастно. Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удается видеть и за сорок метров - и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлен, он уже не удивится. Он был полон, как говорится, с крышкой.

Помню, его доконала в тот день нерпа. Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на нее, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. «Силы прибавились - это ладно, это бывало, - писал он. - Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. Как хорошо, что у нас есть Байкал! Я поднимаюсь утром и, поклонясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать...»

Я понимаю его...

А ведь он, товарищ мой, видел только маленький краешек Байкала и видел его в чудесный летний день, когда все вокруг благодарствует покою и солнцу. Он не знает, как в такой же точно день, когда светит солнце и недвижен почти воздух, Байкал может бушевать, казалось бы, ни с чего - словно взбученный изнутри. Смотришь, и не веришь своим глазам: тишь, безветрие и грохот воды - это за многие и многие километры дошел сюда из района шторма вал.

Он, товарищ мой, не попадал ни под сарму, ни под култук, ни под баргузин. Так называются ветры, которые мгновенно, с сумасшедшей силой налетают из речных долин и способны натворить на Байкале немалые беды, поднимая порой волну до четырех и шести метров. Байкальский рыбак не станет, как поется в песне, просить: «Эй, баргузин, пошевеливай вал...»

Он не видел северного Байкала во всей его суровой и первозданной красоте, среди которой теряешь и ощущение времени, и меру дел человеческих, - так щедро и царственно властвует здесь над чистой водой древности сияющая вечность. В последние годы, впрочем, человек и тут торопится наверстать свое, укорачивая на привычный ему манер и царственность, и вечность, и покой, и красоту.

Он не бывал в бухте Песчаной, где солнечных дней в году гораздо больше, чем на прославленных южных курортах, и не купался в Чивыркуйском заливе, где вода летом нагревается ничуть не меньше, чем в Черном море.

Он не знает зимнего Байкала, когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким, что под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, на него боязно ступить, а между тем под ногами может быть и метр и больше толщины; не слышал он, товарищ мой, с каким гулом и треском разрывает Байкал, пошевеливаясь, под весну этот лед широкими бездонными трещинами, через которые ни пройти ни проехать, а затем, снова сойдясь, возводит над ними великолепные громады голубых торосов.

Он не попадал в волшебную сказку: то мчится навстречу тебе с распущенным белоснежным полотнищем парусник; то повиснет в воздухе, плавно снижаясь и как бы приноравливаясь, где лучше сесть, средневековый красавец замок; то широкой, полосой плывут с высоко и гордо поднятыми головами и совсем близко наплывают на тебя лебеди... Это миражи на Байкале, обычное здесь явление, с которыми связано немало прекрасных легенд и поверий.

Он, товарищ мой, много чего не видел, не слышал, не испытал, а лучше сказать, не увидел, не услышал и не испытал почти ничего. И мы, живущие подле Байкала, не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его до конца невозможно - на то он и Байкал. Он постоянно разный и никогда не повторяет себя, каждое мгновение он меняется в красках и оттенках, в погоде, движениях и духе. О, дух Байкала - это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.

И все-таки, побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, товарищ мой имел возможность если не понять, то почувствовать Байкал. Чувство в таких случаях зависит от нас, от нашей способности или неспособности принять в себя духовное зерно.

Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами - в нем всё крупно, всё широко, привольно и загадочно - он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь...

А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!.. Ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять-таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует.

Вернувшись однажды с прогулки, Л. Н. Толстой записал:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра».

Старое, извечное несоответствие наше той земле, на которой мы живем, и ее благодати, старая наша беда.

Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности березку, долго каялся и просил прощения у березки за то, что вынужден ее погубить. Теперь мы стали иными. И все-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесенную уже не под березкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью - по извечному кругу нравственного бытия...

Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нем и вокруг него - неиспорченной.

Это прежде всего необходимо нам.

Байкал, Байкал...

Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое.

Это явилось бы не еще одним пройденным и покоренным рубежом, а рубежом последним: за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить.

Трудно удержаться, чтобы не повторить вслед за моим товарищем: как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокоренный - как хорошо, что он у нас есть!

«Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное».

«У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал… Славен и свят Байкал – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества».

«Лучшее благодатное время на Байкале – август, когда нагревается вода и бушуют разноцветные сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов…».

«Синева Черного моря, студеная прозрачность карельских озер, альпийские луга Кавказа, скалистые утесы мурманских фиордов, лед и торосы полярного моря, теплый уют закрытых зеленью бухт, сверкающие под яркими лучами летнего солнца снежники, пестрые ковры лесных и луговых цветов, мрачные холодные пещеры и шумящие водопады, голубые пятна горных озер, золотые песчаные пляжи и снежные вершины – все поражает взоры в этой причудливой композиции природы Байкала. И нигде вы не увидите такой голубой небесной сини и таких облаков, как над Байкалом…».

«Сколько бы ни бывал на Байкале, как бы хорошо ни знал его, каждая новая встреча неожиданна… Всякий раз приходится, опять и опять словно бы приподнимать себя на некую высоту, чтобы оказаться с ним рядом, видеть его и слышать его, ощутить его всем существом. Он наполнят все ваши чувства разом: и зрение, и слух, и осязание, и обоняние и даже вкус!».

«Байкал... На планете он один – неповторимый, величественный сфинкс, к разгадке которого мы только приблизились. Более двух десятков миллионов лет над его просторами встает и садится солнце, замерзают и тают его чистые воды, а Небеса шлют ему свое вечное благословение. Он уже был, когда человечество пребывало в младенческом состоянии и он еще будет, когда закончится эра человеческого века…»."

Байкал - глубокая любовь Валентина Распутина. Байкалу в творчестве писателя посвящены самые сокровенные слова и признания. Рассказы «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981), «Новая профессия» (1998), «В непогоду» (2003), «Байкал предо мною…» (2003), книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991) передают чувства восхищения, благодарности и преклонения перед красотой чудесного озера-моря, чувство тревоги за его судьбу.

Редкое для палитры писателя многоцветие принадлежит Байкалу. «А Байкал в остывающем, меркнущем свете всё больше погружался не во мрак, а в сияние. Алёша шёл, и огромное водное полотно справа, стоящее от переполненности горкой, «перелистывало» цвета: только что было оранжевым и бликующим, играющим с зарёй, затем фиолетовым, кладущим длинные мутные тени, затем изумрудным, с самоцветными вспышками, и становилось всё глубже, всё ярче. <…> И надо всем этим нескончаемая музыка - и от ласкового чмока воды о камни, и от небесной натуги, и от слабого потрескивания горящих звёздочек, и от неслышного трепетанья трав и листьев, и от немой песни камня, в эту пору кого-то зовущего, точно тихо и сладко играли рядом склянки» («Новая профессия», 1998).

Самые высшие проявления человеческого духа - здесь, в особом пространстве-времени Байкала. Ощущение счастья, полёта, прикосновение к чему-то древнему, изначальному, созданному ещё до рождения человечества, обновление всего существа - преображение человека. «И чудилось ему, что душа, по-матерински убаюкав его и не притворив дверей, чтобы при первом же зове вернуться, где-то чистится рядом, освобождаясь от всего чужого и низкого, что он неосторожно занёс в неё; и чудилось, что и прежде повторялось в нём это чувство не однажды, что он древний, вечный человек…» («Новая профессия», 1998). Нежное чувство признательности красоте и мудрости Байкала, его очистительной для души человека силе укрепляло мужество Валентина Распутина в борьбе за чистоту Байкала.

Многолетние старания писателя - выступления на собраниях партийно-хозяйственных активов Бурятии и Иркутской области, письма, статьи, ходатайства, обращения к Правительству России, встречи на высших уровнях власти, встречи с учёными, участие в межведомственных комиссиях - были направлены на закрытие БЦБК (Байкальского целлюлозно-бумажного комбината), на сохранение уникального озера от губительных технических стоков этого комбината и от ядовитых сбросов другого, Селенгинского целлюлозно-картонного комбината, от загрязнения воздуха озера выбросами промышленных предприятий, от вырубки лесов по его берегам, от неуемного промысла омуля, от загрязнения туристами берегов и воды мусором. Результаты варварского отношения к Байкалу очевидны, бил в колокола писатель: теряется чистота воды, сохнут леса, гибнет эпишура, маленький рачок, эндемик озера - его чистильщик, сокращается численность омуля из-за вырубов лесов и сплавов по рекам Байкала. Валентин Распутин писал о лицемерии промышленности, маскирующей лозунгами, плакатами, победными рапортами уничтожение природы. Потребительское отношение к богатствам озера губительно сказывается и на нравственном состоянии человека, настаивал писатель.

…На Байкале в маленьком, очень тесном домике-избушке, бывшем когда-то баней, написаны лучшие произведения Валентина Распутина. Два окошка дома выходят на Байкал, третье смотрит во двор. Одной стеной дом упирается в скалу. «Домик в одну комнатку с кухонькой, жизнь в которой в течение нескольких лет теперь вспоминаю как лучшее, по мне сшитое из всего, что выпало затем во многих поисках и бытовых одеждах», - писал Валентин Григорьевич в поздние годы («Байкал предо мною…», 2003). Из окон домика видны рельсы, машинная дорога, другой берег Байкала. Зоркие глаза писателя, казалось, различали людей на том берегу.

Часто после писательского труда, уже поздно ночью Валентин Григорьевич уходил один в гору, в прохладу звёздной ночи и смотрел, смотрел, смотрел с высоты, впитывал непередаваемую словами и красками вечную красоту Байкала. Вместивший в себя небо, Байкал словно светился звёздами из дна - и «где глубина и где высота в несчастливых заблуждениях наших судеб?» («Байкал предо мною…», 2003), открывая вход и выход из пространства и времени. Едва слышимые звуки - чмоки, шорохи, шелесты, вздохи, запахи травы и земли, дыхание байкальской воды наполняли душу писателя, крепились, ширились и прорастали могучим, действенным словом. Рождались благодатные слова, рождалась молитва: «Господи, вразуми нас, неразумных, убивающих то, в чём неистощимо можем мы черпать и силы, и вдохновение, и возвышение!».

1. Величальная песнь морю-озеру Байкал.
2. Влияние Байкала на жизнь человека.
3. Вечно мудрая и нравственная Природа.

...О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
В. Г. Распутин

Байкал — великое озеро России не только из-за его уникальных размеров и удивительных свойств воды, но и из-за богатой природы этого гигантского водоема: растениям и животным, которые есть в нем. Многие века люди, которые жили вблизи него или просто путешествовали и видели это огромное озеро, восхищались и благоговели перед ним. Это не просто громадное море-озеро, вмещающее в себя одну пятую часть всей пресной воды Земли, а целый живой организм.

В XVIІ веке ему удивлялся и поклонялся протопоп Аввакум, не забывая восхвалять Бога за то, что создал это чудо природы для блага и успокоения человека. На протяжении последующих столетий тайны моря-озера пытались разгадать многие ученые. Но Байкал, хоть и тщательно изучался людьми, все равно остался для человека вечной, а для кого-то и мистической загадкой. И всегда человек ощущал себя маленьким при виде царственного, огромного, непокоренного и величественного Байкала: «Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно "равнодушная" природа. Это было нечто особое, необыкновенное и "богоделанное"». Эти слова еще раз подчеркивают неземное, божественное происхождение священного озера Байкал. Удивительна и прозрачность байкальской воды. Повествователь рассказа В. Г. Распутина «Байкал, Байкал...» уверяет нас в том, что, глядя на глубине этого озера, человек может ясно увидеть год чеканки двухкопеечной монеты, которая лежит на дне, расстояние от которого до поверхности воды составляет двести-триста метров. Чудесен Байкал и тем, что никогда и нигде не бывает одинаковым, меняется в зависимости от времен года. И даже в разных своих частях он имеет различные оттенки: северный Байкал в его суровой первозданной красоте, Байкал в Песчаной бухте и в Чивыркуйском заливе с теплым климатом.

Но чем же еще так дорог и примечателен для человека славный и святой Байкал? Только ли хорошим климатом, промысловой рыбой, птицами и пресной водой? Нет, это еще далеко не все «заслуги» этого озера. Прежде всего великое море-озеро значимо для людей тем, что заряжает человека необыкновенной силой и положительной энергией. В этом восхищенно признается московский друг В. Г. Распутина, который впервые увидал малую часть моря-озера, а потом ощутил в себе силы что-то хорошее сделать и понял, чего не нужно совершать. И люди в благодарность великому морю-озеру называют его батюшкой-Байкалом и не устают повторять: «Как хорошо, что у нас есть Байкал!» Ведь он дорог человеческому сердцу «своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний». Поистине счастлив тот, кто родился на Байкале, потому что «мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав... Мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос».

Байкал создан мудрой природой, и уникальность его можно объяснить еще и тем, что «у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири». Огромный и величественный гигант — Байкал — не подавляет, а одухотворяет, поднимает и очищает человека, его мысли и душу. Это по-настоящему целительное озеро! Стоя на его берегу, человек может возвыситься над своими мелкими земными, часто корыстными и коварными помыслами, освободиться от всего злого, что накопилось в его сердце. И происходит все это через чувственное восприятие человеком красот Байкала. В том и состоит мудрость Природы вообще, и в особенности, байкальской природы. И Распутин подтверждает это: «...Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь...». Повествователь уверен в том, что Природа, которая сама по себе всегда нравственна, часто укрепляет человеческое благоразумие, удерживает человека в разумных моральных рамках. В далеком прошлом эвенк, благодарный матушке-Природе и батюшке Байкалу, прежде чем срубить березку на берегу великого озера, просил у дерева прощения. Хоть сейчас это выглядело бы для большинства людей смешно и нелепо, и в современной автору эпохе человек иногда задумывается о справедливости своей «занесенной над Байкалом равнодушной руки». Ведь сохранение чистоты байкальской воды, флоры и фауны святого озера важно не только Природе, но и самому человеку. Человеку это необходимо в большей степени, считает Распутин, потому что Байкал стал символом взаимоотношений человека и природы: «...за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить». Байкал мудр, потому что он, «живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь». Только неумелая и чересчур хищная человеческая деятельность может нарушить чистую и спокойную жизнь Байкала. К сожалению, сейчас человек часто забывает об этом, а ведь повествователь высказал правдивую и умную мысль: «Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом». Об этом необходимо помнить всегда и всем людям: и тем, кто живет вблизи великого озера, и путешественникам. Именно через трепетное отношение к Байкалу человек сможет достичь гармонии в своих взаимоотношениях с природой, всем, что его окружает, и с самим собой.

Иркутская область – замечательный край Восточной Сибири. На её просторах находится озеро Байкал – жемчужина, краса и гордость Сибиряков.

Байкал создан, как венец и тайна природы не для производства потребности, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его духовной красотой и дышать его заповедным воздухом.

2013 год —

— Год охраны окружающей

среды.

Байкал – один из самых уникальных природных объектов на планете .

Он является не только самым древним, глубоким и чистым озером, но и представляет собой крупнейший резервуар пресной воды – около 20% мирового запаса.

Именно поэтому обществу следует уделять особое внимание сохранению чистоты и первозданности этого удивительного заповедника .

Беречь Байкал святое дело

О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Ни кто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние пол века…
Не узнаю я человека!..
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Байкал один на всей планете,
Другого просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям предано служить!
Беречь Байкал — святое дело:
Его судьба — у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Байкальский ЦБК был и остаётся единственным предприятием, сбрасывающим в озеро промышленные стоки – тонны опасных хлоридов, сульфатов, формальдегида. Одного лишь лигнина – отходов очистки целлюлозы – в воду попадает порядка 100 тонн.

Глубочайшее озеро в мире за 25млн. лет обзавелось 2,5 тысячами видов растений и животных организмов, две трети из которых эндемики, то есть нигде на планете больше не встречаются.

Выживут ли омуль и нерпа – ещё один байкальский уникум, единственный в природе тюлень, живущий в пресной воде?

« Байкал велик. Его за два месяца не испортишь и за два года не испортишь. Но вокруг него уже всё гибнет» — говорит писатель Валентин Григорьевич Распутин.

Составитель: учитель начальных классов МКОУ Барлукская СОШ Крицкая Н. Н.

Распутин Валентин Григорьевич, русский писатель. Родился 15 марта 1937г. в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать – домохозяйка. Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой деревне Аталанка. В 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Вскоре он познакомился с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты "Советская молодежь". В этой газете Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы. В 1958-1966гг. занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске. В качестве корреспондента «Советской молодёжи» , позже – «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошёл пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены. Печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем - В.Распутин.

В 1959 году окончил университет. В 1961 в альманахе «Ангара» (№ 1) появляется в печати первый рассказ Распутина «Я забыл спросить у Лешки…». В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика. Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии". В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных российских писателей.

В1989-91 - депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами. Потом публично заявил, что “политика - дело грязное”. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995г. решением Иркутской городской Думы Распутина присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска». В этом же году вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). В 1997г В. Распутину и Г. Галазию присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность». В этом же году выходит двухтомник избранных произведений В. Распутина

Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1978), лауреат премии А. И.Солженицына. В настоящее время Валентин Григорьевич живет и работает в Иркутске.

  • Самые известные произведения В. Распутина:

Повести:

«Деньги для «Марии»(1967г.), "Последний срок»(1970г.), «Живи и помни»(1974г, Государственная премия в 1977г), «Прощание с Матёрой»(1976г), «Пожар»(1985г.), «Дочь Ивана, мать Ивана»(2004г)

Рассказы:

«Костровые новых городов»(1966г). « Василий и Василиса»(1966г), «Край возле самого неба»(1967г), « Уроки французского»(1973г.), «Что передать вороне»(1981г), « Век живи - век люби»(1981г), «Наташа»(1981г.), «Не могу- у…» (1981г.) « Нежданно- негаданно»(1997), «Видение»(1997г), « Изба»(1999г),

  • Какой теме посвящено произведение "Прощание с Матёрой", как оно перекликается с темой сохранения Байкала? "

Одним из самых известных произведений В.Г.Распутина является повесть «Прощание с Матёрой», изданная в 1976г. Эта повесть – вершина творчества писателя. В сюжете произведения – история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры. Остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом - воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Автор повести «Прощание с Матерой» показывает, как люди относятся к разрушению их «маленького мира». В финале на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Повесть «Прощание с Матёрой» перекликается с темой сохранения Байкала, так как события, описанные в данном произведении, рассказывают о времени создания плотин для ГЭС на Ангаре. При строительстве плотин необходимо было создание водохранилищ, поэтому встал вопрос о существовании прибрежных деревень. Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала, которая регулирует уровень и сток воды в озере. А вмешательство человека нарушает баланс природы озера и прибрежной экосистемы. А по приказу сверху должны были исчезнуть с лица земли и быть затопленными деревни у берегов реки. Крестьян насильственно переселяют в другое место - в “перспективное” село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу “специалистами” без любви к людям, которым тут жить”.

В.Г.Распутин утверждает: «Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. Родина – место, где ты родился, вырос».

Какова роль Распутина в сохранении Байкала?

Самостоятельной общественной деятельностью В.Г.Распутин начал заниматься в первой половине 80-х годов, став одним из инициаторов кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987). Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Писатель долгие годы выступает в защиту озера Байкал, публикует очерки и статьи, принимает активное участие в работе природоохранных комиссий. Кроме того, Распутин является уроженцем Иркутской области, на территории которой находится Байкал. Писатель В. Распутин, в возрасте 71 года, в августе 2008 года на аппарате «Мир» совершил погружение на дно Байкала в рамках научной экспедиции. Погружение продолжалось около 3х часов. Служение России В. Распутина продолжается вот уже 40 лет. Когда писатель разделяет судьбу своего народа и делается выразителем его духа, когда он ищет и находит ответы на главные вопросы времени, когда возвращает сокровенный смысл словами: «Родина, совесть, истина, память, свобода,- тогда он обретает значение национального писателя. И его имя становится символом ценностей, которые он защищает.

Валентин Григорьевич Распутин считает, что Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода осталась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него – неиспорченной.

Статьи В.Распутина о Байкале:

- «Что имеем…Байкальский пролог без эпилога» (в сборнике «Слово в защиту Байкала» в газете «Правда» эа11мая 1987г.); - «Байкал у нас один» (в газете «Известия» 1986г.); - «Полная чаша злата и лиха» (в газете «Труд» за 18 февраля 2006г.); - «О старых и новых угрозах Байкалу»; - «Отчаяние или конформизм» (1996); - «Громкое имя Сибирь»; - «Сумерки людей». -«Воды наши – грехи наши» (1989)

Рецензия на статью В.Г.Распутина "Полная чаша злата и лиха"

2. Проблемы загрязнения Байкала.

3. Участие государственных учреждений в природоохранной деятельности.

4. Сохранение озера – общенациональная задача.

Валентин Распутин сегодня один из писателей, который не меняет своих взглядов на отношение человека к природе. И, читая статью «Полная чаша злата и лиха», нельзя не почувствовать, что в каждой строчке писателя гордость, слава и в то же время боль и крик души за Байкал. Почему? Байкал уникальный, неповторимый, загадочный. Возраст его 25 млн. лет, по геологическому летосчислению - это молодой гидрологический объект, а по историческому времени – взрослый. Седой, суровый Байкал пережил многое. И последние полвека вмешательства человека в жизнь озера не проходят для него бесследно.

Распутин в своей статье определил позицию человека по отношению к чуду планеты – озеру Байкал - как экспансию. До промышленного освоения человек жил в ладу со своими потребностями. И испытывал он к священному Байкалу, « как к опустившемуся на землю всесильному божеству», страх, почтение и благодарность. А что же происходит?

Распутин обращает внимание всех, что прокладка Кругобайкальской железной дороги сто лет тому назад не причинила никакого вреда, а протянули её в непосредственной близости от берега. Она, железная дорога, стала как «ожерелье» для озера.Какое сравнение?! Какое желание у писателя убедить читателя увидеть богатую красоту Байкала?

В середине 20 века, после Великой Отечественной войны, человек был куда заботливее о богатстве озера – байкальском омуле. Чрезмерный улов уменьшил «стадо» этой необыкновенно вкусной рыбы. Но нельзя было строго судить людей в то трудное время, поэтому автор с благодарностью отмечает, что в результате охранных мер была восстановлена численность омуля. Каждая строчка в статье заставляет нас, читателей, серьёзно задуматься над состоянием байкальской воды. Небезмолвно озеро… Оно плачет, и природа вопрошает у человека: «За что это мне? В чём я провинилась перед хозяином природы – человеком?»

Необходимо «разбудить» власть, чтобы не случилось непоправимого. Экологи против прокладки нефтепровода компании «Транснефть». Но не могут сегодня нефтяники обещать безопасность байкальской экосистеме.Уже есть печальный опыт того, что строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината принесло в прибрежную экосистему высокую степень мутаций (т.е. генетически опасных отклонений). И благодаря ценителям природы Байкала на экраны вышел замечальный по своей значимости фильм «У озера». Но защитники Байкала бой тогда проиграли, и итог оказался печальным.

Во все времена существования человека разумного, отмечает Валентин Григорьевич Распутин, наши предки заботились о чистоте в своём доме. А дом - это земля, на которой мы живём. Как приятно осознавать, что недуг Байкала притягивает людей из разных частей света, а именно: из Европы, Америки. В тёплое время года на берегу Байкала съезжаются гринписовские молодёжные отряды, и совместно с местными жителями приводят в порядок от мусора прибрежный ландшафт. А как туристам не стыдно за оставленный мусор? «Стыдно» и «страшно» за тех, кто не понимает, какая благодать дана матушкой - Землёй.

Непонятна позиция тех, кто знает последствия действий целлюлозно-бумажных комбинатов. Удивляет, возмущает позиция академика Жаворонкова: «Рыбохозяйственное значение Байкала невелико и имеет лишь местное значение». Из выступления этого академика оказывается заманчива перспектива производства этих комбинатов. Вот шокирующие цифры: в год будет произведено 15.000 тонн кормовых дрожжей. И этого хватит для откорма свиней с получением 6 тыс. тонн мяса. Но разве это сопоставимо с тем, что очистные сооружения не способны «вернуть Байкалу его родную воду». И нездоровье Байкала оказывает влияние на нравственное здоровье человека.

Экономисты, руководители промышленных предприятий, министры не видят ничего опасного в том, что элементы периодической таблицы Д. Менделеева поселяются как постоянные жители в водах Байкала. А почему мусульманский мир совершенно иначе воспринимает негативное действие европейцев на природу человека- разрушителя? Сколько экспериментов пытались на Байкале провести? Один из них – это предложение положить под Шаман – камень взрывчатку и произвести взрыв, что приведет к понижению уровня Байкала на 1 см, и это даст столько электроэнергии, что можно выплавить 11тысяч тонн алюминия. В невероятно трудной борьбе учёные добились отмены этого эксперимента, потому что последствия могут быть трагичными из-за геологического смещения дна. Статью автор озаглавил «Полна чаша злата и лиха», и верно, вода в Байкале по своим вкусовым качествам необыкновенная. Нигде в мире нет такой вкусной, чистой, насыщенной высоким содержанием кислорода воды. В озёрной котловине «полная чаша злата», но сегодня в «чашу» человек сливает «лихо».

Байкал подлежит особой охране и заботе как природно-культурный участок мирового наследия. Вода –жизнь! Ничто не может идти в сравнение с удивительным вкусом воды из Байкала. Мировое сообщество осознаёт, что озеру нужно помочь. И помощь идёт, например, Всемирный банк перечислил 20 миллионов долларов, и столько же должно было поступить от правительства России, для того чтобы ввести на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате замкнутый цикл водопользования, но в итоге хозяева комбината отказались осуществить этот проект. И, как обычно, надежда на «авось». Сколько «лиха» в этой «чаше»?

Поднят «дамоклов меч» и сегодня над Байкалом: «громогласный проект» - нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». По проекту в северном Байкале на отдельных участках труба пройдёт менее чем в километре то уреза воды. Сложный рельеф не даёт идти другой дорогой, но баснословная выгода проекта не сдерживает ОАО «Транснефть».

Как достучаться до разума тех, кто сегодня и завтра должен ответить за то, что уникальное хранилище питьевой воды может быть преднамеренно уничтожено. Вновь взывает Валентин Распутин к благоразумию – спасите Байкал, избавьте от «лиха», пусть полна будет «чаша златом». В экономической выгоде государство окажется уже сейчас, если мы байкальскую воду будем продавать по 10 рублей за литр. И в бюджет придут такие необходимые деньги в сумме 100 триллионов рублей в год. Ещё есть опасения в прокладке этого нефтепровода в том, что эта территория имеет высокую сейсмоактивность.

Так на что мы надеемся, чего ждём и от кого? Каждый из нас должен внести свою лепту в спасение и сохранение жемчужины Сибири – Байкала. Это нужно для нас, для потомков, которые не простят, если погибнет «священный Байкал»!