Библиотечное пространство. Вписать библиотеку в городской контекст. Сделать пространство мобильным

Комфортная среда для диалога поколений Детская библиотека - лидер культуры*

Светлана Юрьевна Бушуева, заведующая отделом инновационных технологий Псковской библиотеки для детей и юношества им. В. Каверина

Английская писательница Энн Файн как-то сказала, что жизнь меняется, и библиотекари стараются идти в ногу со временем. Но всегда ли удобно маленькому читателю в новом доме? Не нужно забывать, что библиотека - не клуб, не кафе, не детский сад и даже не филиал образовательного учреждения. Да, она может быть мультифункциональной, но в первую очередь должна оставаться Библиотекой.
Детские библиотеки играют важнейшую социальную роль. По этому поводу на конференции ИФЛА в Глазго состоялся серьезный разговор, о котором поведала заведующая детским залом ВГБИЛ О. Н. Мяэотс.1

Согласно «Номенклатуре…»
К концу XIX в. в некоторых крупных городах по инициативе городских дум, земств, различных обществ и частных лиц появляются первые детские библиотеки.
Вопрос о необходимости самостоятельных детских библиотек обсуждался на Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 г. А в 1914 г. специальных детских библиотек насчитывалось около двадцати. Сеть детских библиотек (самостоятельных, школьных, детских отделений при библиотеках для взрослых) формировалась под руководством Н. К. Крупской, ведавшей в то время вопросами внешкольного образования.
Типовые проекты массовых детских библиотек появились лишь в конце 50-х гг. XX в.
Когда в 1966 г. Министерством культуры СССР была утверждена «Номенклатура основных типов библиотек», в ней предусматривалось семь типов детских библиотек, в которых рабочая площадь и число читательских мест были такими же, как и в библиотеках для взрослых. В соответствии с этой номенклатурой в сборнике «Основы проектирования библиотек»2 были предложены таблицы состава и площадей помещений для библиотек всех типов. Они послужили исходным материалом для задания на проектирование типовой детской библиотеки на 75 тыс. томов. Типовой проект, разработанный по этому заданию институтом Гипротеатр в 1972 г., был выполнен на достаточно высоком профессиональном уровне по тем временам. В 1973 г. ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений разработал типовой проект детской библиотеки на 50 тыс. книг, а 1975 г. в том же институте был разработан типовой проект детской библиотеки на 100 тыс. книг, после чего номенклатура типовых проектов самостоятельных зданий для массовых детских библиотек заполнилась.

О понятии «библиотечное пространство»
На протяжении последних лет библиотековедение рассматривает пространство библиотеки лишь с точки зрения функциональности. Но сейчас определяются ведущие принципы в его организации: открытость, доступность, прозрачность.
Библиотечное пространство можно определить как синтез архитектурно-строительных, профессионально-библиотечных решений. Но это не только архитектура здания, дизайн интерьеров, эстетическая составляющая, комфортность обслуживания и др., это еще и виртуальное пространство библиотеки.
В этом отношении открытость становится для библиотеки возможностью преодолеть свой устоявшийся имидж скучного официального культурно-просветительного учреждения. Библиотека становится культурно-общественным центром, ориентированным на удовлетворение и предвосхищение любых запросов личности. А ее дизайн - это, по выражению С. Г. Матлиной, инструмент для перекодирования стереотипных представлений о библиотеке.3
Главное на сегодняшний день требование - ориентация на изменчивый характер социально-культурных ожиданий публики, а значит - и деятельности библиотеки. Здесь не надо путать «традиционализм» и «устойчивость». Второе - всегда мешает развитию.
Высокие темпы внедрения инноваций в корне меняет содержание работы. Но при отсутствии оптимальных архитектурных решений, рассчитанных на опережающий режим, новые подразделения размещают в функционально неподготовленных помещениях. Пространство библиотеки при этом теряет целостность, а библиотечное обслуживание - свойство системности. Это лишь один из примеров соподчиненности библиотечных реалий пространственной компоненте.
Очередной миф - об унифицированном характере деятельности библиотек одного типа. Библиотечная архитектура России - это сплошь типовые здания. Но облик библиотеки должен показывать людям, что перед ними не имеющий аналогов социально-культурный и информационный институт города или региона.
Новых библиотечных зданий в нашей стране практически не строят. При отсутствии финансирования совершенствование библиотечного пространства часто сводится к попыткам специалистов подойти к делу творчески. И хорошо, если его поддерживают коллеги - тогда через некоторое время можно говорить о библиотеке, обретшей свое лицо, свой образ.

Ключевые требования к помещению
При проектировании детских библиотек должны соблюдаться требования соответствующих нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР, Минстроем России или согласованных с ними. Дополнительно нужно учитывать ряд требований, специфических для зданий этого типа.4
Помещения детских библиотек должны иметь прямое естественное освещение. Без оного допускаются лишь кладовые, санузлы, технические помещения и гардеробы. Естественным освещением должна быть обеспечена и зона для служебной работы в книгохранилищах, но если служебная работа отдела хранения предусматривается в другом помещении, книгохранилище может быть и без окон.
В читательских помещениях, независимо от системы вентиляции, должны быть предусмотрены верхние откидные фрамуги (с рычажными фрамужными приборами с горизонтальной осью вращения, закрепленные в нижней части). Естественный свет всегда должен падать слева. Причем окна рекомендуется ориентировать на восточную, юго-восточную и южную стороны. На северную и северо-восточную стороны окна можно ориентировать при угловом расположении помещений и при возможности создать дополнительное освещение с восточной или юго-восточной стороны. Если нет благоприятной ориентации, окна читательских помещений должны затенять деревья и солнцезащитные устройства - нестационарные (занавеси, шторы, жалюзи, маркизы) или стационарные (сплошные и решетчатые козырьки, ребра-экраны, пространственные решетки и т. п.).
Наиболее удачный пример светового решения архитектурными средствами - Город-ская библиотека в Выборге, построенная по проекту Алвара Аалто и представляющая собой классический пример функционализма. В этой работе Аалто разработал систему бестеневого освещения с помощью воронкообразных фонарей верхнего света.
Цветовое решение должно соответствовать архитектурно-композиционному, а также учитывать психо-физиологическое воздействие (нельзя забывать, что цвет может угнетать) цвета и его светоотражающие свойства, которые зависят от фактуры стены и насыщенности цвета. Чем светлее тон - тем выше его светоотражающая способность. Гладкие поверхности отражают света больше, чем фактурные.
Там, где дети проводят много времени, не рекомендуется использовать контрастные сочетания - это отвлекает от работы. Тона должны быть приглушенными. Оживить помещение вполне могут детские рисунки, растения, красочные книжные выставки - нестационарные цветовые акценты. Яркие цвета можно использовать и в вестибюлях, холлах, комнатах сказок, лекционно-демонстрационных залах и т. п.
В целом отношение к цвету не является чем-то раз и навсегда устоявшимся. С начала XX в. библиотечные залы заметно по-светлели. Темные цвета дерева сменили сильно выбеленные желто-охристые оттенки. К концу века победили яркие оживленные цвета. Во многих помещениях стало преобладать оборудование белого цвета, но с его белизной обязательно контрастируют комнатные растения и отдельные элементы интерьера ярких цветов.
Чтобы привлечь внимание ребенка, библиотека должна использовать в интерьере хорошо освещенные и красочно оформленные информационные стенды, но на абонементе, напротив, следует избегать контрастных сочетаний. В зависимости от степени освещенности цвет может меняться. Так, лампы дневного света нельзя использовать в помещениях с темно-голубыми стенами, пурпурными или зелеными, а также в помещениях, окна которых выходят на северную сторону.
Внимание привлекает неожиданное цветовое решение. Например, яркое пятно в конце длинного коридора или ряда стеллажей. Можно покрасить в яркие цвета отдельно стоящие радиаторы отопления. Иными словами, цвет можно использовать для зонирования: например, отдел художественной литературы может быть синим, истории - оранжевым и т. д.
Выразительность и простота достигаются гармонией архитектурного пространства со светотеневыми и фактурно-цветовыми решениями. В детских библиотеках это имеет большое воспитательное значение, способствует формированию у детей художественного вкуса.
Большое внимание следует уделять освещению вестибюлей, холлов, лестниц, переходов. И здесь нужно использовать комбинированное освещение - естественное и искусственное. Дополнительные источники света должны иметь выставочные залы или зоны. А в читальных залах на каждом рабочем месте должна быть настольная лампа.
Растения не только украшают интерьер, увлажняют воздух, но и поддерживают благоприятный микроклимат. Плюс - влияют на восприятие пространства. Например, вьющиеся растения, направленные вверх, могут создать ощущение более высоких потолков. Размещать растения следует на специальных напольных подставках различной формы или в кадках. Нельзя использовать под них библиотечную мебель и оборудование. К выбору цветущих комнатных растений следует подходить очень тщательно, потому что среди детей могут быть аллергики. Наличие аквариума в библиотеке вполне допустимо и даже желательно - он тоже создает благоприятный микроклимат.
При оформлении интерьера важно создать четкую систему указателей, как для детей, так и для библиотекарей. Первые указатели - это вывеска на фасаде здания, табличка режима работы, указатели входа и выхода. Внутри библиотеки система указателей должна играть роль путеводителя. Указатели могут быть красочными, но не должны располагаться на высоте более 2,4 м.
Важно помнить, что ребенок любит читать не только сидя, но и лежа, любит уединиться, спрятаться. Тут могут быть предусмотрены так называемые «ямы» для чтения - углубления в полу с мягким ковровым покрытием и подушками. Можно создать пирамиду для чтения из цветных ящиков разного объема и тех же подушек. Можно предусмотреть и ячейки–ниши в стенах. Ниши могут располагаться у стеллажей.
В залах, где используются звуковоспроизводящие устройства (в нотно-музыкальном отделе, фонотеке, дискотеке) должно быть хорошее звукопоглощение. Читательские места должны быть оборудованы наушниками. Наиболее современным считается сосредоточение всех подводов на одном столике или стойке со свободным расположением сидячих мест вокруг. Мебель здесь используется обычная.
Системами центрального водяного отопления и проточно-вытяжной вентиляции, помещения оборудуются в соответствии со СНиПами. При соответствующем технико-экономическом обосновании в крупнейших детских библиотеках допускается оборудование читательских помещений и хранилища системой кондиционирования воздуха.
В помещениях малых и средних детских библиотек допускается вытяжная канальная система вентиляции с естественным побуждением (в санузлах - с механическим побуждением).
Электрооборудование и искусственное освещение выполняются в соответствии с «Указаниями по проектированию электрооборудования общественных зданий», «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ) и СНиП И-А.2-71 «Искусственное освещение».

Функциональное деление пространства
Ж. Гаскюэль5 раскрывает принцип «one room library»: композиционно свободная планировка, перетекающие друг в друга пространства способствуют полноте освоения посетителями всего здания в целом, а не обособленной его части; человек, пришедший на выставку, может заинтересоваться библиотекой и продолжить свое пребывание внутри.
Единое пространство делится на три зоны:
зона административных помещений;
зона помещений для культурно-массовой работы;
ядро, в объеме которого соединяются все службы, связанные с чтением: абонемент, читальные залы, взрослый и детский отделы, группирующиеся вокруг одной кафедры, где ведется прием и запись новых читателей, выдаются и принимаются книги.
Эта схема позволяет правильно распределить движение читательских и книжных потоков, пути передвижения персонала.
Помимо основных помещений, в современной библиотеке есть место и для культурно-массовых мероприятий. Мероприятия бывают двух видов: те, что слушают, и те, что смотрят. И те, и другие требуют активного участия зрителей, их творческой деятельности. Для библиотекарей - это переход от простого распределения информации к внедрению библиотеки в социальное и культурное поле.
Что касается самого здания, то стратегия пассивного его влияния сменяется стратегией активного его участия. Это - мобильные выставочные залы, музеи, медиатеки, кружки, залы для проведения конференций и показа фильмов, игротеки. Все эти пространства взаимосвязаны и легко изменяемы.
Помещения можно группировать в блоки по принципу функционального назначения и сходства эксплуатационных режимов.
Функциональные различия помещений могут быть видны снаружи: например, различная высота и пропорции окон. Большие окна можно использовать как витрины. Однако залы для сосредоточенной работы изолируются от уличной суеты и шума.
Поскольку подростки не любят находиться среди малышей, зал для подростков не должен находиться рядом с детским.

Нюансы
Часто окружающее ребенка библиотечное пространство слишком насыщенно и не освоено, даже пугающе. А опыт первого знакомства с библиотекой настолько важен, что лучше, чтобы оно начиналось не со скучной схемы, а, например, с рассматривания красиво нарисованного дерева-путеводителя у входа.
Успехи в читательском развитии не напрямую, но все же зависят от степени комфортности библиотечного пространства. Книжное пространство должно быть не просто открытым, но интересным.6 Например, книжные стеллажи можно объединить под одним общим названием «Вселенная интересных книг», а разделители на полках оформить в виде планет.
Прежде чем рассказать читателю, как устроен справочно-библиографический аппарат, надо позаботиться о том, чтобы ему было комфортно работать. Чаще всего читатели обращаются к систематической картотеке статей. Однако психологи утверждают, что белый цвет бумаги утомляет глаза, развивает близорукость. Поэтому на каталожных разделителях можно использовать разные цвета. Например, в разделе «Естествознание» - разделители зеленого цвета, в «Технике» - оранжевого, в «Общественных науках» - голубого и т. д. Обратимся к опыту ЦГБ им. Н. В. Гоголя г. Новокузнецка.7
Существует не так уж много способов расстановки стеллажей в открытом доступе. В стремлении увеличить пространство и создать максимум удобств для читателя была придумана расстановка стеллажей в виде «звездочки»: стеллажи шириной в 1 м поставили по три штуки торцами друг к другу. Кроме экономии пространства, здесь появилась возможность побыть наедине с книгой: читатели равномерно распределяются по своим интересам в «звездочках» и не мешают друг другу.
Известный немецкий библиотековед Хорст Эрнестус 8 говорит о том, что детскому чтению должно служить, в первую очередь, оформление библиотечного пространства. Возможности для чтения должны быть предусмотрены повсюду: при входе, между полками и стеллажами, в читальном зале, за рабочими столами, на ступеньках для сидения. Причем наряду с местами для спокойного релаксирующего чтения должны быть места и для быстрого информационного чтения (например, скамьи, вмонтированные в стеллажи). Для групповых занятий с книгой предусмотрено открытое пространство внутри библиотеки или отдельное помещение в ней. В первом случае происходит обогащение библиотечной среды, увеличивается ее притягательность. Во втором - отдельная комната позволяет создать атмосферу.
Коллективы Нижегородской ЦРДБ им. Н. А. Зайцева и его филиалов проявили в оформлении открытого доступа к информации находчивость и профессиональное мастерство. Ведь открытый доступ - это «лицо» каждой библиотеки. Смогут ли читатели в нем свободно ориентироваться? И. Захарова9, ведущий библиограф ЦРДБ им. Н. А. Зайцева, выделяет главные принципы оформления открытого доступа: учет возрастных особенностей читателей; выбор темы, героя - талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей; наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателей; учет индивидуальных особенностей библиотеки (объем фонда, площадь, и др.); изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно); поиск своего стиля в оформлении.
Использование прогрессивных педагогических и библиотечных методик позволяет создавать гармоничную атмосферу межличностного общения, сотрудничества детей и взрослых. Но на первом месте - формирование комфортной, раскрепощающей обстановки для ребенка, чтобы каждое посещение библиотеки было для него праздником.

Интерактивные выставки
Фонды детских библиотек активно насыщаются новыми носителями информации: микроформами, аудиовизуальными и текстовыми материалми в электронных формах, на оптических дисках, сетевой литературой. Широко используется оверхед-проектор - удобное средство визуального сопровождения лекции, доклада или беседы. А компьютер дает возможность превратить любую информацию в доходчивую и занимательную. Например, в библиотечные экспозиции можно включать распечатки материалов сайтов.10
Старший преподаватель кафедры социологии и психологии чтения Государственного университета культуры и искусств Санкт-Петербурга Н. В. Збаровская проводила консультацию по созданию электронной выставки в формате «PowerPoint».11 В настоящее время этот формат используется для подготовки и проведения публичного выступления, но его возможности позволяют создавать и электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие - отдельные издания и/или авторов. Такую выставку при соответствующем звуковом оформлении и наличии мультимедийного проектора можно использовать как иллюстративный материал на комплексном мероприятии. Разумеется, интерактивные выставки расширяют библиотечно-информационное пространство библиотеки. Перечисленные технические средства играют если не решающую, то вспомогательную роль при организации массовых мероприятий.

1 Мяэотс О. Н. Читаешь? Читаю! Читаем: Большое чтение в Великобритании / О. Н. Мяэотс // Библиотека в школе. - 2004. - №11(119). - С. 8–9.
2 Основы проектирования библиотек. Гл. библ. инспекция. Сост.-редактор Г. В. Мейендорф. - М.: Ротапринт, 1969.
3 Матлина С. Г. «Распахнутое» пространство библиотеки: метафора - методика - артефакт культуры (Социально-культурные аспекты теории библиотечной инноватики). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pl.spb.ru . - Загл. с экрана.
4 Шульмейстер М. Ф. Детские библиотеки / М. Ф. Шульмейстер. - М.: Стройиздат, 1978.
5 Гаскюэль Ж.. Пространство для книги: Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку / Ж. Гаскюэль. - М.: Рудомино, 1995. - 303 с.
6 Михалевич И. Дизайн? Интерьер? Нет, просто оформление / И. Михалевич // Библиотека в школе. - 2003. - №21 (105). - С. 50–51.
7 Коротеева Р., Винтовкина Г. «Звездочка» на абонементе / Р. Коротеева, Г. Винтовкина // Библиотека. - 2001. - №3. - С. 54–55.
8 Детская библиотека: Серия «Публичные библиотеки» (№2): Немецкий библиотечный институт. - М.: «Медиум», 1994. - 91 с.
9 Захарова И. Оформляем открытый доступ / И. Захарова // Библиотека. - 2001. - №3. - С. 39–41.
10 см. 4.
11 Збаровская Н. В. Виртуальные помощники / Н. В. Збаровская // Библиотека. - 2003. - №10. - С. 45–47.
* Л. В. Степанова

Пространство библиотеки: Библиотечная симфония Леонов Валерий Павлович

Largo - Границы библиотеки

Largo - Границы библиотеки

Две вещи стали для меня абсолютно очевидны. Во-первых, тот, кто претендует быть на Миссисипи лоцманом, должен узнать больше, чем любой самый дотошный человек, который посчитал бы, что знает уже вполне достаточно. Во-вторых, он обязан узнавать всё новое и новое из самых разных источников каждый день двадцать четыре часа в сутки.

Марк Твен. «Жизнь па Миссисипи»

Библиотечный мир сегодня - это и есть твеновская «Миссисипи», зыбкая, подвижная среда, и, чтобы вести библиотеку в таких «водах» во время перемен, нужно постоянно совершенствоваться. Ведь время перемен и опасно: ветер может валить деревья с мощными корнями. Кем бы ни были мы - авторами, библиотекарями, издателями - нам нельзя не реагировать на происходящие перемены. Но это также и время новых возможностей, когда изменения могут играть большую положительную роль.

Современной библиотечной науке нужны так называемые «сильные» учёные, то есть такие, какие могут неправильно прочесть работы предшественников и вырваться на свободу, перейти на другую орбиту интерпретации. Под библиотечной наукой я имею в виду не прикладную научную дисциплину, а науку в самом чистом виде, как человеческий порыв, «интуитивное озарение», по Ла Рю, как желание понять накопленную Вселенную текстов и наше (библиотекарей) место в ней. Независимо от нашего желания мир текстов будет изучаться до тех пор, пока существуют человек, деятельность, общение.

«Неправильное» прочтение устоявшихся построений должно пробудить у нас желание, интерес узнать больше, чем мы знаем. Но и узнавание большего есть только часть ответа на волнующие меня проблемы: каковы же границы библиотеки, если они существуют? Является ли библиотека, как и книга, бессмертным творением человека или близок её конец? Что тогда вместо неё? Какой будет библиотека завтра? Будет ли она по-прежнему хранилищем знаний «без субъекта знания» или станет центром распределения информации? Как это всё касается нас, библиотекарей, или наша профессия медленно умирает и будет предана забвению?

Действительно, возможно ли представить, что библиотека, какой мы её знаем и ценим, придёт к концу? Может ли случиться так, что она станет совершенно другой, не похожей на прежнюю, и профессия библиотекаря уйдёт в прошлое? Представить себе это мне трудно, и не только потому, что работаю в библиотеке. Я стал библиотекарем главным образом из-за того, что считаю свою профессию - сохранение и предоставление накопленных человечеством знаний - благороднейшим и самым осмысленным занятием. Ведь мы здесь для того, чтобы через знания узнать и понять, зачем мы здесь. Какая ещё цель достойнее?

Не всегда я был так очарован своей профессией. В Институте культуры на библиотечном факультете был период, когда изучение литературы, истории, философии, иностранных языков казалось мне наиболее интеллектуальным занятием. Начиная только с третьего курса, появилась заинтересованность в лекциях по систематизации, предметизации и реферированию научной литературы, информационному поиску. Я стал ценить точные методы библиотечно-библиографической науки, а взаимосвязи с информатикой открывали безграничный простор для исследований. Благодаря многостороннему общению в творческой среде, приближалось понимание «категорического императива» нашей профессии: наука ставит вопросы, на которые в библиотеке могут быть получены ответы, по крайней мере ориентирующие исследователя.

В библиотечном пространстве есть свои рубежи, свои границы. Более того, библиотеко- и библиографоведение, развиваясь, будут постоянно нам навязывать эти границы своей власти, за пределы которых не выйти. Что я имею в виду? Вот некоторые примеры.

1. Теория документальных потоков утверждает, что наше знание потока всегда будет неточным, отражающим лишь status quo, следовательно, многие ситуации его движения и развития предсказать невозможно.

2. Теории свёртывания (компрессии) текстов отрицают возможность адекватного отражения и понимания исходных документов пользователем.

3. Эволюция письменности продолжает напоминать нам, что мы занимаемся внедрением новых технологий не ради демонстрации возможностей этих технологий, а чтобы уметь читать и правильно интерпретировать текст.

4. Изучение старения научной литературы направлено на описание его истинных причин, и одна из главных - в обеспечении преемственности идей и знаний, отражённых в научной литературе. Представим, что в случае успеха возможно построить научные тексты, которые будут жить вечно. Изменит ли это наши взгляды на пространство библиотеки? Вряд ли у нас появится достаточно полное представление о том, как библиотека возникла и где её границы.

Как с учётом перечисленных и возможным появлением новых границ объяснять происходящие и прогнозируемые изменения? Из головы не выходила строка фрагмента греческого поэта Архилоха: «Лис знает много секретов, а ёж один, но самый главный». Мне захотелось, используя доступную литературу и собственные наблюдения, представить современную библиотечную ситуацию так, как её вижу я, и дать возможность читателю самому решать, какие рассуждения покажутся ему предпочтительнее.

Напомню два принципиальных тезиса этой книги. Первый - библиотека, как и жизнь на Земле, развивается не по направлению «к чему-то», а только «от чего-то»; второй - библиотеки в течение столетий жили без конкуренции. Теперь она появилась: новые информационные технологии, электронные журналы и библиотеки, система Интернет. Это означает, что библиотеки не могут бездействовать и ждать, когда к ним придут читатели в поиске информации. Признаки конкуренции, ещё весьма поверхностные, стали появляться в последней четверти XIX в., по крайней мере в России. Но не в среде библиотекарей, а вне её. Первыми это почувствовали писатели. В романе «Бесы» у Ф.М. Достоевского Лизавета Николаевна излагает Шатову идею своего «литературного предприятия».

«Литературное предприятие было такого рода. Издаётся в России множество столичных и провинциальных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. Год отходит, газеты повсеместно складываются в шкапы или сорятся, рвутся, идут на обёртки и колпаки. Многие опубликованные факты производят впечатление и остаются в памяти публики, но потом с годами забываются. Многие желали бы потом справиться, но какой же труд разыскивать в этом море листов, часто не зная ни дня, ни места, ни даже года случившегося происшествия? А между тем, если бы совокупить все эти факты за целый год в одну книгу, по известному плану и по известной мысли, с оглавлениями, указаниями, с разрядом по месяцам и числам, то такая совокупность в одно целое могла бы обрисовать всю характеристику русской жизни за весь год, несмотря даже на то, что фактов публикуется чрезвычайно малая доля в сравнении со всем случившимся.

- Вместо множества листов выйдет несколько толстых книг, вот и всё, - заметил Шатов.

Но Лизавета Николаевна горячо отстаивала свой замысел, несмотря на трудность и неумелость высказаться. Книга должна быть одна, даже не очень толстая, - уверяла она. Но, положим, хоть и толстая, но ясная, потому что главное в плане и в характере представления фактов. Конечно, не всё собирать и перепечатывать… И наконец, книга должна быть любопытна даже для лёгкого чтения, не говоря уже о том, что необходима для справок! Это была бы, так сказать, картина духовной, нравственной, внутренней русской жизни за целый год. «Нужно, чтобы все покупали, нужно, чтобы книга обратилась в настольную, - утверждала Лиза, - я понимаю, что всё дело в плане, а потому к вам и обращаюсь», - заключила она».

На рубеже XIX и XX столетий конкуренция приобретает уже более зримые очертания. Поль Отле и Анри Лафонтен предложили концепцию упорядочения всемирной системы научной коммуникации и назвали её документацией . Термин «книга» казался исследователям для этих целей узким, и они предложили более широкое понятие - «документ».

«Библиографические органы не следует рассматривать в отрыве от научных, - утверждали авторы в докладе на Международном конгрессе по библиографии и документации «Современное состояние библиографических проблем и систематическая организация документации» в 1908 г. - Средством организации научной работы является книга и особенно её нынешняя форма - журнал. Развитие науки шагнуло так далеко, что единственно правильным, соответствующим действительности подходом будет рассматривать все книги, все журнальные статьи, все официальные отчёты как тома, главы, параграфы одной великой книги, универсальной книги, исполинской энциклопедии, составленной из всего, что было напечатано… По мере того, как растут собрания библиотек и совершенствуются методы их организации, библиотеки превращаются в учреждения, играющие первостепенную роль в научных исследованиях, культурном просвещении народа и обучении взрослых. Заглядывая в будущее, мы увидим, как библиотеки станут университетами письменного слова, ежедневно посягающими на область, до сих удерживаемую университетами устного мира… К этим элементам, существующим сейчас и имеющим многообещающее будущее, - книге (универсальной книге) и библиотеке (универсальной библиотеке) - необходимо добавить ещё третий элемент. Это нечто совершенно новое: научно-техническое бюро. Объектом деятельности бюро в отличие от документов будет информация. Бюро такого типа выполняют свои функции путём составления досье. Можно ожидать, что постепенно они получат более широкое распространение, их функции будут определены более точно, повысится их эффективность в выполнении задачи по предоставлению информации» .

Жизнь без конкуренции уходила в прошлое. С целью сохранения единства стали возникать профессиональные библиотечные ассоциации, проходить съезды. Реакция общества на такие объединения была полярной: одна его часть их приветствовала, вторая - критиковала. Приведу для примера два отклика на решения Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу (1911). «Самым общим результатом съезда, - результатом, которому суждено быть занесённому в скрижали русского библиотечного дела, - является бесспорно категорическое провозглашение библиотечного дела особой самостоятельной специальностью и библиотекарей - учёной профессией» («Речь». 1913. № 108. С. 3).

Второй отклик. Представители правой печати назвали библиотечный съезд «бестолковым», «нелепым», съездом «150 олухов всех оттенков» («Новое время». 1911. 10 июня и «Русское знамя». 1911. 11, 16 июня.). Бурю негодования вызвала резолюция съезда об учреждении библиотечных курсов. «Ахинеей» назвало эту идею «Новое время» (1911. 9 июня), а «Свет» посчитал проект учреждения курсов «ядовитым» (1911. 11 июня).

Знаменательным событием в библиотечной жизни стало создание в 1927 г. Международной федерации библиотечных ассоциаций - ИФЛА, которая отметила в 2002 г. (Глазго) своё семидесятипятилетие. Тенденция к объединению набирала силу. Тем не менее, внутри уже сформировавшихся структур возникали разногласия.

Назревал конфликт, перешедший с конца 40-х годов XX столетия в информационную войну, между сторонниками традиционной библиотечной (гуманитарной) культуры, идущей от Гутенберга, и нетрадиционной, представленной учёными естественнонаучного профиля, разрабатывающими новые компьютерные технологии. Мощь критики обрушилась на библиотеку, работающую, по мнению учёных-естественников, неэффективно в эпоху кризиса. Среди аргументов называли: устаревшие системы индексирования документов, ручной одноаспектный поиск в каталогах, нигилистическое отношение библиотекарей к механизации и автоматизации процессов обработки научной литературы. Библиотечных работников обвиняли в консерватизме, косности, инертности, неспособности понять последствия технологических изменений, вызванных вычислительной техникой.

Библиотека становилась «научным Ватерлоо», а библиограф рассматривался как «старый часовой» при внедрении новых методов поиска информации. Произошёл раскол в рамках библиотечной профессии, её единство было нарушено. Вольно или невольно, но возник вопрос о границах библиотеки. Всё сосредоточилось на её внутреннем пространстве.

В результате конфликта двух культур был нанесён существенный ущерб обеим сторонам. Прежде всего, произошло понижение статуса библиотечной профессии. Я сам был потрясён цифрами и фактами. Так, только в США в 1978-1999 гг. закрылись 14 самых престижных библиотечных школ, включая Чикагский университет (первая библиотечная школа, предложившая докторскую степень по библиотековедению), Колумбийский университет и университет Case Western Reserve. «Пиррова» победа досталась и документалистам: уходили со сцены престижные документационные центры. Центр А. Кента (CDCR) закрыл свои двери в 1971 г. Чтобы известить об этом, университетский журнал поместил объявление: «Документационный центр поглощён». Сегодня документалисты больше не существуют.

Подобная картина в несколько ином варианте наблюдалась и в СССР. С середины 60-х годов исчезли библиотечные институты как самостоятельные учебные заведения. Профессиональная библиотечная подготовка ведётся в рамках вузов культуры и искусства, очень редко в университетах. С конца 70-х годов были упразднены факультеты специальных библиотек, а к началу 90-х отдельные библиотечные и библиографические кафедры стали работать под прикрытием информационно-библиотечных факультетов.

Закрытие библиотечных школ в США и свёртывание профессиональной подготовки в России показали бесполезность конфликта двух культур. Если информационные специалисты не могут работать вместе, их будущее в опасности. Даже в 80-е годы отголоски борьбы не способствовали повышению престижа. Сошлюсь на результаты Всесоюзной НИР «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы» (1988). «Прекраснодушная инфантильность, доверчивая покорность и непритязательность выглядят сегодня как типичная социально-психологическая черта совокупного библиотекаря. Но этой чертой, разумеется, обладают далеко не все. Обращают на себя внимание две социально-психологические группы: группа агрессивных нигилистов, не верящих в изменения к лучшему, и группа разумных оптимистов, отдающих себе отчёт в негативных тенденциях и готовых им противостоять…». Дополнительно можно отметить, что некоторые библиотекари, которым сейчас уже лет за сорок, пришли в библиотечное дело, имея различное образование, из разных учреждений и многим из них трудно адаптироваться к новым условиям.

Интернет изменил уклад традиционной библиотечной жизни. Появились привлекательные люди с заманчивыми предложениями (посредники - провайдеры), гарантирующие передачу на компьютер пользователя научной информации за небольшую плату. Вместе с тем, есть серьёзные аргументы, заслуживающие того, чтобы с ними считаться, в частности, неконтролируемый рост числа электронных библиотек. Сейчас трудно судить о том, какие нас ждут перемены, но разделение поколения на «отцов и детей» уже произошло. Речь идёт не о возрасте, а о психологии отношений. И «отцы», и «дети» теперь есть в любой крупной библиотеке. Их точки зрения на библиотеку и книгу сильно отличаются. Я бы сказал так: «новое поколение («дети») мыслит компьютером, а старые («отцы») - книгой. Для «отцов» Интернет знакомый, но не совсем ещё освоенный и не очень привычный феномен, чуждая среда. «Отцы» справедливо полагают, что наша цивилизация становится image-oriented - ориентированной сначала на картинку, образ, а потом уже на слово. Из этого следует, что «… компьютер возвращает людей в Гутенбергову галактику». О том, что из себя представляет галактика Гутенберга, можно судить по данным, приведённым в книге Е.Л. Немировского: только за 386 лет существования печатного станка (до 1940 г.) увидело свет 3 681 960 названий книг.

В этом контексте Интернет становится не врагом книги, а, наоборот, её союзником. Кроме того, «отцы» считают, что электронный носитель не может заменить книгу для чтения. Читать книгу - не то же, что читать дисплей. И ещё. Невзирая на контакт со всем миром, люди будут скучать без привычного нормального общения. Интернет способствует одиночеству.

Для «детей» всё наоборот: Интернет выступает как кровеносная система живого организма, где время между событием и его описанием сокращено до минимума. О верификации, т.е. проверке на истинность, не может быть и речи. В Интернете читатель вступает в самые разнообразные интерактивные отношения, ни о каком одиночестве, утверждают «дети», речи быть не может… Задержимся на мгновение.

Иногда я с завистью смотрю на таких специалистов, слушаю их толковые пояснения, но что-то беспокоит меня, мешает завидовать до конца. Сразу не хотелось думать, что именно. Потом, потом… И потом почувствовал, что же меня сдерживает в общении с этими интересными людьми, несмотря на разные их характеры, возраст, дарования и судьбы.

Я не смогу и не хочу быть на их месте. Да, они чётко знают и делают своё дело, понимая что такое профессионализм. Но также лихо и отчётливо в их сознании уходит в прошлое традиционная культура книгопечатания, как реликт, как посткнижная культура. Сетевая техника, утверждают «дети», пришла, «… чтобы ниспровергнуть власть другой техники - более древней, грубой и варварской, -чтобы уничтожить установленную Гутенбергом пятисотлетнюю тиранию печатного станка» . Или, по-другому, более резко: «Освенцим Гутенберга всё ещё ждёт своего Нюрнбергского процесса» . Это, конечно же, крайность. Можно испытывать сожаление по этому поводу: всё, что было достигнуто, - та культура, даже сама жизнь, всё ушло. Можно изводить себя попыткой восстановить это, но это - чистая ностальгия. Они, видимо, плывут с облегчённым багажом, даже без веры в сегодняшний день. Их можно понять. Они не одиноки. Новый опыт требует новых знаний. Ушло с историей время, когда их учителя понимали, что только старыми знаниями жить нельзя, но они ими питались по мере надобности. (Вспомним притчу о двух воробьях). А молодые, глядя на них, посмеивались…

Надо увидеть, очень постараться увидеть молодые ростки в этом библиотечном настоящем. Вспомнить, что и мы сами когда-то были такими. Надо иметь мужество заставить себя не ностальгировать о прошлом. Нужно двигаться, искать, идти вперёд. То, чем занимаются библиотекари, есть способ выражения и отстаивания самоценности жизни вопреки всяким внешним смыслам. То, что мы делаем, думаем, находим - это очень сложный продукт при определённой культуре, которая и называется способом жизни.

Что же есть? Есть одно: мы должны понять, если у нас есть будущее, то это молодые библиотекари - те, кто вокруг нас. Как ни думай о прошлом, как ни восстанавливай этого ушедшего Менделя-букиниста из прекрасной одноимённой новеллы С. Цвейга, если что-нибудь и возникнет, то это сделают молодые, а не пришедшие из прошлого.

Итак, вопрос о том, какая профессиональная группа будет иметь приоритет в работе с информацией, остаётся открытым. Предположения последнего десятилетия, что учёные в один прекрасный день всё изменят, что традиционная библиотека окажется архивом, музеем книги, производят на меня впечатление гиперболы в целях популяризации новшеств. К началу 90-х годов XX столетия наметилось сближение двух культур и это обнадёживает. Вместе с тем, к имеющимся старым проблемам прибавились новые, вызванные ростом числа и возможностями электронных библиотек, несопоставимыми с темпами работы традиционных библиотек, хранящих печатную продукцию; условия задаются факторами вне библиотечного сообщества. И снова библиотекари оказываются под постоянным давлением и, чтобы не отстать, пытаются ускорить темп своего «движения». Всё это создаёт непропорционально огромную нагрузку на персонал библиотеки и её бюджет. Вот что пишет Леон Литвак в «Library Journal» (1998. Vol. 123, № 5. P. 12-13) о библиотечной системе в Беркли (Калифорния): «В нашем жадном стремлении к внедрению новых информационных технологий отсутствует понимание необходимости равновесия, практически отсутствует осознание того, что разные научные дисциплины имеют разные потребности и не все они удовлетворяются новой технологией. А мы хватаемся за эту технологию не глядя, не думая о расходах, эксплуатации, надёжности и ценности».

Сегодня становится важным не столько иметь у себя первичную информацию, сколько знать, где она находится и как её получить. Отсюда ещё одна проблема при росте количества электронных библиотек - самосохранение библиотекарей как профессионалов, умеющих работать в новых условиях. Отрадно, что отчётливее стали звучать голоса библиотекарей относительно автоматизации информационных процессов и их приоритета в работе с информацией. В литературе подчёркивается, что современный библиотекарь ответственен за сохранность и распределение накопленного знания. Отрадно, что новая технология используется для повышения статуса и возможностей библиотечной профессии. Компьютеры рассматриваются не как угроза, а как экономический и профессиональный ресурс библиотекаря. В современных библиотеках США молодым научным работникам говорят, что первый шаг на пути к научным исследованиям состоит в том, чтобы познакомиться с библиотекарем-консультантом предметной области.

…Цитируя зарубежные публикации, чувствуешь себя немного «на чужом пиру». Хотя тебя и захватывает происходящее. Но есть проблемы общения - куда их деть? На отечественных конференциях нет многоязычной аудитории и «проблема языка» отнюдь не метафорическая, она мешает нашему вхождению в библиотечный мир. Возможности общения российских библиотекарей не выдерживают сравнения с теми же на Западе. Мы ищем посредников, переводчиков, мы не бываем «в центре толпы». И, наконец, мы никогда не располагаем свободным материальным маневром: у нас не те спонсоры, если они вообще есть, ибо спонсорство в России всё ещё не обладает материальной и моральной привлекательностью.

Можно было бы продолжать эти рассуждения и дальше, но я ограничусь тем, что сказано. Просто ситуация меняется с беспрецедентной скоростью. Осуждение «отцов» и «детей» и сопутствующих им проблем бессмысленно. Оно только будет увеличивать имеющийся разрыв и непонимание друг друга. Мы должны постараться осознать эти изменения, чтобы не только безнадёжно не отстать, но претендовать на место твеновского лоцмана на Миссисипи.

В заключение небольшое резюме о границах библиотеки. У каждой есть очевидные границы, как внутренние, так и внешние (см. рис. .

Из книги Поэтика древнерусской литературы автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Из книги Знаменитые мистификации автора Балазанова Оксана Евгеньевна

Из книги Пространство библиотеки: Библиотечная симфония автора Леонов Валерий Павлович

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Andante - Синтаксис библиотеки В том, что есть общее правило, благодаря которому музыкант может извлекать из партитуры симфонию, благодаря которому можно воспроизвести симфонию из линий на граммофонной пластинке и - по первому правилу - снова воспроизвести

Из книги Профессиональная этика библиотекаря автора Алтухова Галина Алексеевна

Имя и границы В отличие от многих названий исторических районов, наименование «Удельная» прочно сохранилось в городском обиходе. Причем не столько благодаря народной памяти – население Удельной практически полностью сменилось в середине XX века, а благодаря тому, что

Из книги Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь автора Мильчина Вера Аркадьевна

3.5. Этика руководителя библиотеки Нерешенность этических проблем особенно сильно сказывается на важнейшем участке работы библиотеки - обслуживании читателей. В наших библиотеках, безусловно, работают энтузиасты, преданные библиотечной профессии люди. Их

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Из книги Барабанщики и шпионы. Марсельеза Аркадия Гайдара автора Глущенко Ирина Викторовна

Глава III БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ИХ ЧИТАТЕЛЬ Существует точка зрения, что в России в XIX в. ощущалась острая нехватка книг и библиотек. Но при этом странным образом почти игнорируется существование так называемых «библиотек для чтения». В исследовательской и

Из книги Библиотечный коллектив: гендерный ракурс автора Коленко Лариса Валентиновна

Глава Х ЗЕМСКИЕ СЕЛЬСКИЕ «НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ» И ИХ АУДИТОРИЯ Одним из основных средств приобщения крестьянства к чтению книг явились организованные земством «народные библиотеки». К началу 1890-х гг. библиотека на селе была редким явлением, основными каналами

Из книги автора

Книга из библиотеки Но была еще одна книга о французском барабанщике, и у нас есть все основания предполагать, что герой Гайдара взял в библиотеке именно ее. Это книга Евгения Хазина «Барабанщик революции», вышедшая в 1930 году. На обложке изображен юный санкюлот во

Из книги автора

2-я глава. Территория за пределами столиц: библиотеки провинции и их роль в стандартизации культурных процессов 2.1. Библиотеки Астраханского региона как фактор формирования провинциальной культурной среды2008-й год для Астраханской областной научной библиотеки был

Заказ на архитектурное оформление объектов, в которых концентрируются новейшие достижения в области информации, - характерное проявление развивающегося общества. Под влиянием прогресса многие библиотеки, остававшиеся продолжительное время основными центрами образовательной активности населения, сегодня остро нуждаются в функциональной реорганизации. Становится всё более очевидным, что назрела необходимость рассмотреть и осмыслить происходящие в этой области процессы. Появление альтернативных носителей информации изменило представление не только о функции вновь возводимых архитектурных объектов, но и о подходах к их формообразованию. В зарубежной практике библиотеки превращаются в новейшие мультимедийные центры. Они позволяют использовать дизайн, чтобы создавать оптимальные условия для разносторонней познавательной деятельности. Новые функции Появление архитектурных объектов нового поколения, в том числе медиатек, означает отход от продолжительной монополии бумажных носителей информации. Одновременно доля электронных носителей увеличивается, и характер использования многих помещений радикально меняется. Современные архитектурные и дизайнерские решения всё более ориентируются на создание условий, позволяющих гибко чередовать различные виды культурно-познавательной деятельности в структуре одного объекта. При этом само понятие "библиотека" интерпретируется по-новому: как интеллектуальное пространство и центр культуры. Вместо весьма распространенного ранее приема организации библиотечного пространства в виде системы изолированных помещений всё чаще применяются подходы, которые дают возможность сочетать функции образования и развлечения в непрерывном, перетекающем пространстве, широко используя мультимедиа.

Достаточно интересна в этом отношении медиатека, построенная в японском городе Сендай. Вертикальное зонирование нового здания позволяет выделить в нём функциональные "слои" - этажи, предоставляющие посетителю возможность при желании переходить из кинозала в читальный или видеозал, а из информационного зала - в детскую зону или кафе. Чередующиеся функции различных помещений помогают сократить психологические нагрузки, возникающие из-за продолжительного пребывания в монотонном информационном пространстве, где занятия и характер окружения подолгу не меняются. В архитектурном решении медиатеки удачно использована тема вертикальных веерных колонн, образующих своеобразный конструктивный каркас здания.

Контрастным примером объёмно-пространственной организации является медиатека в Нанте. В основу ее композиции положено размещение в одном уровне различных функциональных зон, отвечающих наиболее востребованным формам получения информации с помощью различных носителей. По обеим сторонам от основного транзитного пространства располагаются кинозал, видеозал, зал для прослушивания музыкальных записей и библиотека. Дизайн библиотечного пространства в данном случае отличается оригинальностью замысла, как с точки зрения светового решения, так и в части интегрированного подхода к трактовке оборудования, обретающего весомое композиционное значение. Имеющий в плане форму сегмента читальный зал освещается верхним светом через проем вдоль криволинейной стены со стеллажами и "распахивается" в природное окружение сквозь боковую остекленную поверхность. Преобладание светлых тонов мебели, выполненной из дерева, в сочетании с мягкими очертаниями контура потолка и ярким световым периметром создает ощущение легкости и воздушности интерьера библиотеки. Пространство удачно масштабировано за счет функционально продуманной и в то же время композиционно интересной расстановки стеллажей, справочных модулей с компьютерами и столов. Интерьер предстает как "живое" информационное пространство, опровергающее устойчивые стереотипы в представлении о библиотеках как статичных, маловыразительных и однообразных помещениях. Всего лишь два примера из современной зарубежной практики демонстрируют диапазон возможностей для развития архитектуры и дизайна в этой новой для нас области. Эволюция формы и функции подобных объектов подтверждает намерения развитых стран вкладывать средства в эстетическое и функциональное обновление информационного пространства.

В культурной столице России Сравнивая эти здания с библиотеками Санкт-Петербурга, поневоле отмечаешь плачевное состояние последних. Затянувшееся на 25 лет проектирование и строительство Российской национальной библиотеки у Парка Победы на многие годы "сковало" бюджет, предусмотренный на развитие остальных библиотек. В этих условиях актуальность оптимизации около 200 публичных библиотек города становится достаточно очевидной. Не случайно в июле 2000 года по инициативе Петербургского библиотечного общества при поддержке Института "Открытое общество" и Немецкого культурного центра им. Гете в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете был проведен международный семинар и мастер-класс "Библиотека 2000: технология и дизайн". Участие в семинаре и мастер-классе профессиональных архитекторов из России, Германии, США, а также студентов трех вузов города и библиотечных работников позволило впервые объективно оценить состояние наших библиотек и за достаточно короткий период - одну неделю - подготовить эскизные проекты реконструкции четырех из них. Примечательно, что состоявшийся конструктивный разговор и разработка проектов имели весьма результативное продолжение. Уже в сентябре минувшего года большая группа участников семинара имела возможность убедиться в стремительном продвижении современной архитектуры и дизайна библиотечных зданий у наших ближайших соседей, в Финляндии.

Развивая уникальное культурное наследие в этой области, связанное с именем Алвара Аалто, эта страна в своей новейшей практике демонстрирует воплощенные приоритеты культуры, отвечающие интересам информационного общества. При этом доступность информации на различных носителях и качество архитектуры библиотечных зданий стали фактически независимыми от размеров населенного места. Многие новые авангардные постройки можно встретить в сотнях километров от финской столицы, в небольших городах, при этом уровень их дизайна не уступает столичному.

Движение к обновленной форме информационного пространства Преобладающая особенность большинства новых библиотечных зданий в Финляндии - лаконичное формообразование основных объемов, максимально наполняемых функциональным смыслом. "Читаемость" функции и возможность ориентации в большом объеме носителей информации достигается благодаря оптимальной компоновке оборудования (информационные стенды, стеллажи, столы), располагаемого с учетом наиболее удобного и достаточно свободного передвижения читателей внутри здания. Характерно, что помещения для пребывания обслуживающего персонала и обработки литературы часто размещаются за стеклянными перегородками, зрительно раздвигая пространство для читателей. Расстановка стеллажей для книг и разнообразие их дизайна составляют дополнительные возможности для выражения индивидуальности каждого интерьера.

Муниципальная библиотека в городе Сомеро интересна своей трактовкой контрастной цветовой гаммы в интерьере в сочетании с заметным разнообразием дизайнерских интерпретаций - как основного оборудования, так и светильников. Эффект включения в наиболее освещенные части пространства активных колористических акцентов в виде зеленых или красных поверхностей стен дополняется "наложенными" на них ажурными силуэтами белых светильников. Дизайн читального пространства для детей отличается тем, что поверхность потолка использована для творческой разработки темы звездного неба: множество небольших лампочек на темно-синем фоне. Поиск уменьшенного масштаба детской зоны с адекватной корректировкой размеров необходимого оборудования поддержан выбором активного цветового решения. Оно отвечает назначению помещения, где явно присутствуют элементы игрового характера. Располагаясь в непосредственной близости от других помещений библиотеки, детское читальное пространство создает дополнительные удобства для пребывания родителей с детьми и их совместного интеллектуального развития. Дизайнерская трактовка интерьера библиотеки в Сомеро отличается от многих других аналогов разумной степенью формализации таких, казалось бы, стабильно однообразных элементов пространства, как стеллажи, лестничные площадки, контуры несущих конструкций покрытия и других.

Отходя от большинства известных стереотипных решений, авторы обращаются к разнообразным геометрическим формам. Таким образом им удалось не только достичь определенного эстетического эффекта, но и использовать нестандартность очертаний оборудования и конструкций, чтобы повысить функциональные качества пространства. В частности, за счет объединения двух полукруглых в плане стеллажей были организованы относительно изолированные читательские места.

Следуя приоритету светлых тонов в интерьере, проявляющемуся и в выборе тональности покрытия пола, проектировщики не упускают возможность выделить на этом фоне элегантные очертания "обычных" столов и стульев с помощью очень насыщенной цветовой гаммы.

Перечисление оригинальных подходов к трактовке библиотечных зданий в Финляндии было бы неполным без упоминания такого примечательного объекта, как библиотека в Вихти. Выполненное в архитектурных формах, созвучных периоду советского конструктивизма, это здание в то же время "впитало" в себя многие новейшие достижения стиля "хай-тек". Все компоненты интерьера выполнены в современной манере, внося немало оригинальных предложений как в функциональную организацию библиотечного пространства, так и в трактовку образной характеристики здания. К числу очевидных архитектурных достижений можно отнести удачное взаимное размещение помещений для обслуживания посетителей, хранения книг и пребывания персонала (используются возможности вертикального зонирования). Кроме того, интересно выделено "детское" пространство: оно представляет собой выдвинутое из основного объема помещение, имеющее форму усеченной трехгранной призмы. Сочетая естественный верхний и боковой свет с оригинальным зигзагообразным световым контуром в плоскости потолка, авторы проекта и повышают световой комфорт, и усиливают эстетическую выразительность интерьера. Лестница в центре зала, необходимая для связи читального зала с помещениями обслуживающего персонала, поставлена по диагонали. Она одновременно способствует масштабному разграничению помещения и играет роль своеобразного скульптурного акцента. Металл в различных функциональных проявлениях (экраны у столов с компьютерами, секции из решетки вдоль светового контура на потолке, ограждения лестниц) формирует определённый визуальный каркас открытого пространства. Он композиционно ориентирован на преобладание стиля "хай-тек". В целом решение библиотеки в Вихти позволяет говорить о стремлении придать всем ее компонентам наиболее выразительный, современный характер. Дизайнерские решения зачастую направлены на организацию удобной для читателей среды. Яркое проявление этой тенденции - превалирующая в современных библиотеках свободная трактовка основных помещений, обладающих необходимым набором оборудования для хранения литературы и мест для чтения. При этом внутреннее и внешнее пространства гармонично объединяются. Так, одна из отличительных особенностей организации читального зала в городской библиотеке города Лахти - комфортная зона для чтения, сформированная вдоль волнообразной стены из стекла, за которой находится каскадная ландшафтная композиция. Для интеллектуального пространства смена зрительных впечатлений от восприятия самого интерьера и ближайшего окружения здания очень актуальна. Приём, наделенный четким психологическим смыслом, помогает частично избавиться от нагрузки, неизбежно возникающей в процессе продолжительной концентрации внимания при чтении. В этом интерьере невольно впечатляет легкость, с которой трактована волнистая поверхность ограждающих конструкций, обилие светлых тонов, а также лаконичный дизайн мебели.

В том, что тема интегрирования природных форм в структуру библиотечного пространства неисчерпаема, убеждает одно из зданий комплекса нового университета в Хельсинки. В данном случае для размещения фрагментов живой природы в интерьере использован весьма выразительный прием. Несколько секторов внешнего контура круглого в плане здания заполнили небольшими зимними садами. Чередование серии таких зеленых "оазисов" и помещений со стеклянными перегородками для работы с литературой рождает у находящихся в пределах здания людей необычное ощущение погружения в природную среду. Преобладающий материал - натуральное дерево активно поддерживает тему доминирования природных компонентов в интерьере библиотеки.

Заглядывая в будущее Приведенные примеры из зарубежной практики подтверждают необходимость дальнейшего поиска соответствующих средств дизайна и архитектуры для наиболее эффективного использования информационных и культурных ресурсов, заключенных в библиотечных зданиях. Постоянное обновление подходов к проектированию подобных объектов следующего поколения может реально способствовать умножению интеллектуального потенциала российских городов за счет создания условий для внедрения новых форм обслуживания посетителей. Понятно, что молодые архитекторы, в том числе и студенты, проявляют повышенный интерес к этой области деятельности. Стремление к оригинальному мышлению, свободному от многих устоявшихся догм и стереотипов, позволяет им заглянуть в своих проектах в будущее с учетом динамичного процесса развития информационного общества. Поэтому достаточно интересно, отбросив порою сковывающий нашу архитектурную практику, особенно в Санкт-Петербурге, комплекс историзма, взглянуть на представление молодых о среде для реального интеллектуального развития. Идеи свободной архитектурной формы, отвечающей современным возможностям строительства, прослеживаются в большинстве студенческих проектов. Отметая сложные декоративные ретро-наслоения, библиотечные здания предстают как воплощение существующих тенденций формообразования с минимизацией пластических средств и максимальным осмыслением назначения каждого архитектурного элемента.

В частности, предлагая несколько вариантов создания медиатеки вблизи пересечения Московского проспекта и Смоленской улицы в Санкт-Петербурге, ряд студентов активно используют существующую фоновую застройку в качестве основы для реконструкции участка при максимальном сохранении озеленённой территории. Новые здания медиатеки заполняют композиционные "ниши" застройки и окружают сохраняемый зеленый массив по периметру, внося в панораму участка не только большую упорядоченность, но и заметно дополняя эту часть города проявлением современной архитектуры.

Одна из нерешенных на сегодня задач отечественной архитектурной практики связана с организацией информационного пространства, доступного для людей с ограниченными физическими возможностями. Речь идет не только об использовании соответствующего оборудования, но и о создании качественно новых объектов, способствующих преодолению существующей отчужденности этой категории людей. Поэтому, в частности, взяв в качестве объекта проектирования библиотеку для слепых людей на Стрельнинской улице в Санкт-Петербурге, ряд студентов предложили создать там культурно-библиотечный комплекс для слепых. По существу, впервые столь масштабно рассматривается вопрос создания в городе пока единственного подобного культурного центра для людей с проблемами зрения. Более того, взамен традиционной библиотеки предлагается создать целый комплекс из многих помещений, в которых информация становится доступной, в основном, благодаря возможности непосредственного контакта посетителя с разнообразными предметами, или тактильным путем. Так, понимание более привычных для слепого человека проблем восприятия окружающей действительности привело к появлению в структуре будущего объекта, наряду с читальными и компьютерными залами, целого ряда помещений, в которых посетитель сможет "прочитать" руками историю развития техники или почувствовать недоступную в обычном зоопарке форму животных, "осмотреть" галерею выдающихся людей Санкт Петербурга или провести рукой по наиболее характерным постройкам города, выполненным в уменьшенном размере. Дополнительными средствами ориентации слепого человека в подобном интерьере становятся всевозможные поручни, фактура поверхности пола, звуковые сигналы и определённая закономерность размещения информационных материалов.

Отличаясь в заметной мере от привычных приемов оформления интерьера, культурно-библиотечный комплекс для слепых содержит немало дополнительных возможностей для дизайнерских и архитектурных разработок, отражающих специфику использования подобных объектов. Многие из перечисленных проектных предложений, скорее всего, останутся лишь на бумаге. В то же время информационное пространство сегодня с необходимостью требует расширения и радикального обновления существующих библиотек. Без массового понимания этого факта трудно представить преодоление стереотипов, инертности и консерватизма самого мышления - ведь это мышление и есть следствие наших "темных" пятен в библиотечном пространстве.

значение придается внутреннему дизайну библиотек. Одним из функциональных элементов интерьера библиотеки являются растения. А их художественные и декоративные свойства придают помещению особую теплоту, аромат природы. Новым в формах оформления интерьеров является организация так называемых ландшафтных бюро. Их главная особенность в том, что рабочие места располагаются в одном большом помещении, где наряду с традиционными стеклянными и передвижными перегородками применяются декоративные растения. Это создает дополнительную изоляцию рабочих мест.

Как пример такого зонирования можно привести зимний сад. Имея его в библиотеке, город получит уникальную возможность познакомиться с редкими домашними и экзотическими растениями.

Зимний сад выполняет не только эстетические функции, но и улучшает микроклимат, очищает воздух от пыли, смягчает шум, снижает нервное напряжение, способствует хорошему настроению, создает неповторимый колорит, атмосферу спокойствия и уюта.

Библиотечный дизайн в зарубежных библиотеках занимает прочные позиции. Специалисты понимают и учитывают в своей работе то, насколько важно для человека ощущение непринужденности и комфорта. Поэтому в оформлении интерьеров зарубежных библиотек все направлено на заботу и на соблюдение интересов читателей.

"Удобно, спокойно, светло, красиво…" именно такую оценку дали в ходе опроса студенты Университета Северной Каролины библиотеке Роберта Хауза. Они назвали три главные причины, по которым выбирают ее как место для занятий из всех других книжных собраний кампуса: во-первых, быстрый доступ к компьютерам и Интернет , во-вторых, удобные рабочие места, в-третьих, спокойно, никто не мешает. В ответах указывались также такие условия приятной атмосферы, как хорошее освещение и чистота.

Обращаясь к более детальной характеристике библиотечной среды, нужно начать с того, что в интерьере помещений данной библиотеки преобладает комбинация разнообразных рабочих мест для пользователей. В здании три этажа: подземный, первый и второй.

На первом при входе расположен атриум (зал с верхним светом) с застекленной крышей, что создает ощущение открытого, полного воздуха пространства с естественным освещением, которое усиливается благодаря стеклянным панелям от пола до потолка. Здесь же, на первом этаже расположена основная масса компьютерных мест для пользователей, часть из них представляет собой кабины, позволяющие комфортно заниматься тем, кто предпочитает работать в одиночку.

На втором этаже, в открытом доступе, расположены основной фонд библиотеки и удобные места для чтения. Здесь же рабочие столы, каждый рассчитан на шесть пользовательских мест. На кушетках часто можно видеть студентов, читающих или работающих с лэптопами (персональные компьютеры) лежа или же просто отдыхающих. Как и на первом этаже здесь имеются кабины для индивидуальной работы. Особой же популярностью пользуются комнаты для групповых занятий. Эти аудитории отчетливо выражают тенденции в организации современной библиотечной среды в вузах США.

Известно, что высшее образование сегодня все больше тяготеет к коллаборативному обучению. Поэтому студентам часто приходится выполнять задания не в одиночку, а группой. Разговоры, и соответственно, шум при этом неизбежны. Выход из ситуации американские библиотекари видят в создании для таких занятий специальных аудиторий. В таких мини- аудиториях могут работать группы от трех до восьми человек.

Комфорт библиотечного пространства немыслим без новых технологий. Почти все студенты сегодня имеют собственные портативные компьютеры. Поэтому в библиотеках должны быть места для пользователей с розетками для подключения компьютеров в сеть . В вузе и его библиотеке необходим беспроводной доступ к Интернет . Где бы студент ни "приземлился" - он должен иметь возможность без проблем войти во Всемирную паутину и работать со всем многообразием ресурсов как публичного доступа, так и баз данных и электронных журналов, оплачиваемых вузом.

Новым направлением в организации электронного пространства для пользователей является создание на территории библиотеки открытой информационной зоны, предлагающей широкий спектр онлайновых услуг. Такие зоны в вузовских библиотеках США получают названия " информация для всех", "информационный внутренний двор", "технологический внутренний двор", " информационная среда ". Она может представлять собой несколько рядов компьютерных мест, за которым работают и стоя, и сидя. Именно сюда студенты чаще всего устремляются, войдя в библиотеку. Тут они проверяют свою электронную почту, пишут информацию на библиотечном сайте и в Интернете.

Библиотечная мебель и стеллажи

Огромное значение при оформлении интерьера библиотеки уделяется подбору мебели и оборудованию, отвечающих ее специфике. Создать удобства для работы всем, кто находится в здании, по ту или другую сторону от кафедры выдачи, одна из главных задач библиотек во все времена. Особенности библиотечного оборудования обусловлены его функциональным назначением. Столы, стулья, выставочные витрины, книжные шкафы, этажерки, тележки двухярусные для транспортировки книг нужны не только для организации технических процессов, но и являются важным элементом интерьера библиотеки. Создание в библиотеках интерьера на уровне современных требований, зависит в первую очередь от специализированной мебели.

Последние десятилетия, с их техническими преобразованиями, внесли существенные изменения в проектирование мебели и в представления об интерьере библиотек. Доминирующее значение приобретает принцип массовости, максимальной функциональности, конструктивной простоты, низкой стоимости, автономности от конкретных архитектурно-планировочных решений помещений, и, как результат этого, все большую роль начинает играть идея модульности.

Стеллажи – основной элемент библиотечной мебели. Одним из первых видов был ячеистый стеллаж для размещения папирусов. Впоследствии были изобретены специальные пюпитры для книг, постепенно превратившиеся в книжные шкафы, а затем – в стеллажи. Форма стеллажей постоянно совершенствовалась, этот процесс продолжается и в наши дни.

По мере развития индустрии мебели, в том числе библиотечной, конструкции стеллажей становятся более совершенными: их размеры можно регулировать в зависимости от формы книги. В случае необходимости торец стеллажей используют для витрин.

На торцах стеллажей можно также размещать плакаты или листовки с различной информацией, самостоятельные либо как

Особое внимание следует уделить тем видам мебели, которые занимают более половины помещения, - столам, стульям, креслам; необходимо подобрать соответствующий стиль и цвет, правильно их расставить.

В большинстве случаев читательская зона оборудуется одноместными и двухместными столами. Они могут быть разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в форме трапеции и т.д.) и разных размеров.

Стулья следует подбирать полумягкие, лучше с подлокотниками, которые являются не просто украшением, но и важной функциональной деталью. Стулья должны быть адаптированы к позе человека, слегка наклонившегося вперед, чтобы писать или читать книгу, лежащую на столе. А для легкого чтения, просмотра периодических изданий подойдут маленькие невысокие сиденья, пуфы, банкетки на 2-3 человека. Целесообразно разместить рядом с низкими сиденьями несколько таких же низких столиков, на которые можно положить вещи и книги.

В целом библиотечная мебель и ее расстановка должны гармонировать с общей архитектурой здания, дизайном его помещений.

Сегодня всем очевидна необходимость изменить подход к организации пространства в библиотеках, иными словами, библиотечного пространства. Меняется вся наша жизнь, потребности читателей. По мнению одного из библиотековедов, Флоренского П.А. , «Вся культура может быть истолкована как, деятельность по организации пространства».

Новые подходы к его организации означают - делать его максимально удобным, доступным для каждого посетителя библиотеки, независимо от целей посещения библиотеки - это значит уходить от казенного стиля оформления интерьера, выбора и расстановки мебели. Пространство расширяется, становится визуально обозримым, распахнутым, когда стеллажи с книгами расставляются полукругом или в форме широкого полого полуцилиндра. Внутри такого своеобразного цилиндра можно расположить места для отдыха, просмотра журналов, игр. По наблюдениям психологов читатели более комфортно чувствуют себя в относительно небольшом по объему помещению. И если абонемент расположен в большом помещении, целесообразно поделить его с помощью стеллажей на зоны.

Цель всей работы по организации библиотечного пространства - создание окружающей обстановки и психологической атмосферы, располагающей детей, да и взрослых читателей к чтению, общению и творчеству. При оформлении пространства библиотеки нужно помнить, что каждый элемент должен нести в себе определенную смысловую нагрузку, т.е. первично должна быть информация, которую мы хотим донести до читателя. Уже при входе в библиотеку в глаза читателю должна бросаться актуальная информация - это информация о новых поступлениях, мероприятиях, услугах библиотеки - дается на доске объявлений, плакатах. Другие необходимые сведения могут быть представлены с обеих сторон актуальной информации. При оформлении библиотечного пространства для детей рекомендуется использовать какой-то сказочный или литературный персонаж: Незнайка, совенок, котенок и т.д. Если позволяет помещение для читателей в фонде ставить скамейку или стульчик какой-то для быстрого информационного чтения или для уединения (есть такие читатели).

При оформлении облик библиотеки может изменить неброская композиция: чеканка, резьба по дереву и др. Можно использовать особенности окружающего ландшафта. Это натуральные камни, деревянные скульптуры. Декоративные элементы должны естественно вписываться во внутренне пространство, не перегружая его. Детские библиотеки и отделы оформляют помещение в виде сказочной избушки на курьих ножках или русской печи с Емелей. При оформлении нужно учитывать, что все нужно организовать так, чтобы любой ребенок или взрослый читатель мог самостоятельно разобраться в информационной среде. И элементы этой среды должны быть не только оригинальными, интересными и привлекательными - но и должны обеспечить удобство восприятия информации читателями. (стр. 22, «Библиополе», №3/07).

В интерьере обязательно должны быть цветы, растения, которые не только украшают, но и поддерживают устойчивый микроклимат. Они могут влиять на восприятие пространства и по горизонтали, и по вертикали. Так, вьющиеся растения, например вверх, могут создать ощущение более высоких потолков. Хорошо вписывается в интерьер и аквариум, создает неповторимый природный декор. Растения хорошо увлажняют воздушную среду, очищают от пыли.

К оформлению библиотеки относится и аранжировка среды вокруг неё: внутренний дворик, сад, которые могут использовать как дополнительные места для чтения, если там есть скамейка. Территория должна быть обязательно облагорожена возле библиотеки: порядок, клумбы.

Таким образом все элементы интерьера библиотеки: мебель, растения, светильники, оформление стен и фонда, должны создавать определенную гармонию. Следовательно наша задача так организовать все эти элементы, чтобы внутренность библиотеки была для читателей удобной и привлекательной. А это в свою очередь обеспечит авторитет библиотеке в глазах не только читателей, но и всей общественности. И является способом привлечения читателей в библиотеку.