Боевые роботы вермахта


С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301)
Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров - убойное действие, до 80 метров - временный вывод из строя.)
В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес. При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.




Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.

Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных немецких документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему тут имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую исследовали на НИБТПолигоне в Кубинке).



Массо-габаритные показатели машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм - длина опорной поверхности гусеницы 95 мм - клиренс 270 мм -

На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.

Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.

Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд - две назад).



Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).


Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).



В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Tiger, которые использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV. Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.

На 1 марта 1945 года в строю имелось 397 телетанкеток B-IV.Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».


Вундерваффе для Манштейна

Начну с обширной цитаты из книги А.Ф.Хренова «Мосты к победе»: «Я с жадностью взялся за работу, которую любил и для которой всегда ухитрялся выкраивать время за счет сна и отдыха. Созрело также решение применить против немецкой обороны новое оружие — сухопутные торпеды. Такие торпеды представляли собой серийные танкетки с дистанционным управлением по проводам длиной 600 метров. Вооружение было снято, его заменял заряд взрывчатки.

Выпуск этих торпед наладили на одном из московских заводов. Энтузиастом внедрения их в производство стал главный инженер завода А. П. Казанцев, получивший в дальнейшем широкую известность как писатель-фантаст. Работая в Москве, я познакомился и подружился с ним. Оказавшись в Симферополе, в управлении 51-й армии, я вспомнил о новом оружии и послал на него заявку в наркомат. На мой запрос откликнулись удивительно быстро. Буквально через несколько дней в сопровождении самого Казанцева в Крым прибыла партия танкеток. Шесть штук я распорядился оставить в Севастополе, остальные направили в Симферополь. В те трудные, до предела загруженные дни я все же сумел вырвать несколько часов, чтобы провести учения по применению торпед.

Результаты учения обнадеживали. Танкетки были послушны в управлении, резво двигались по грязи, по размытому дождями грунту. Довольный, Казанцев улетел в Москву. А мы... Мы так и не успели использовать это оружие, предназначенное для воздействия на оборону неприятеля. Гитлеровцы прорвали фронт. Боевое применение торпед стало попросту невозможным.

И вот теперь, как мне казалось, настал подходящий момент, чтобы наверстать упущенное. Речь, понятно, не шла о решении каких-либо серьезных задач. Ставка делалась главным образом на моральный эффект.

Пустить торпеды в дело решили на левом фланге, в четвертом секторе. С комендантом сектора полковником А. Г. Капитохиным (он недавно сменил В. Ф. Воробьева на посту командира 95-й дивизии) мы обошли передний край, тщательно выбирая цели для атаки. Из трех целей, на которых остановились, наибольший интерес представлял крупный дзот. Стоял он на окраине бывшего нашего аэродрома за Белвбекской долиной, в районе Любимовки. Местность между ним и нашими окопами была открытой и ровной.

Торпеды находились на вооружении радиотехнического взвода лейтенанта Лёха — того самого взвода из состава 82-го саперного батальона, что произвел дистанционный взрыв в Одессе. В пору затишья бойцы не раз тренировались в управлении танкетками и были вполне подготовлены к их боевому использованию.

Рано утром 27 февраля три пары танкеток выползли из укрытий и, урча моторами, двинулись к немецким позициям. Вперед вырвалась пара, направлявшаяся к дзоту. Мы не отрывали от нее глаз.

Легкие машины, не вооруженные ни пушками, ни пулеметами и идущие как ни в чем не бывало по ничейной земле, вызвали у противника сильнейшее любопытство. Когда они вошли в полосу вражеской обороны, солдаты повыскакивали из укрытий и побежали рядом с танкетками, видимо стараясь понять, что это за диковинные штуки. Но тут самоходные торпеды приблизились к дзоту, и бойцы-операторы включили взрывные устройства... До сих пор жалею, что мы не догадались сфотографировать это зрелище. Произведенный эффект заслуживал того. Дзот смело с лица земли. Не уцелело никого из тех, кто бежал за танкетками: осколков при взрыве оказалось великое множество.

Вторая пара танкеток сработала хуже. Ей пришлось преодолевать овражек, и, когда танкетки выбрались из него, немцы открыли огонь. Торпеды пришлось взорвать до того, как они сблизились с целью вплотную. Разрушений они причинили не так много. Третью пару противник встретил точным артиллерийским огнем. Обе танкетки взорвались от прямых попаданий снарядов.

Мы не планировали использовать тактический результат этой атаки, поскольку не представляли, каким он окажется, ведь оружие применялось впервые в реальных боевых условиях. Но моральное воздействие, которое оно произвело на противника, превзошло наши ожидания.

Через два дня я получил телеграмму из Москвы от Л. З. Котляра, возглавлявшего тогда Инженерное управление. Ставка, писал он, требует доложить, что за оружие и с каким боевым успехом применено на севастопольском плацдарме. Из записей радиоперехвата стало известно, что Манштейн донес в Берлин о нашей атаке, а Гитлер в ответ приказал начать охоту за взрывоопасными танкетками, чтобы раскрыть их секрет. Приказ этот был невыполним: сухопутных торпед мы больше не имели» .

Эпизод любопытный, и особенно любопытна фраза про приказ Гитлера. В советской исторической традиции принято указывать, что русские инженеры были пионерами во всем, и лишь потом, иностранцы перенимали наши изобретения. Утверждалось, что «Пантера»- немецкая копия Т-34, немецкая реактивная артиллерия -копия советской БМ-13, установка пушек на самолетах -советская идея, которую переняли немцы. Утверждалось, что противотанковые ружья - советское изобретение.

То же самое писали и о «сухопутных торпедах»- танкетках- носителях подрывных зарядов. И, вроде бы, мы действительно, были первыми, т.к. противник применил аналогичные «новшества» только в 1943 году, т.е. на год позже. На самом деле, это легенда, каких в советское время бытовало много. Идея была старой: В 1915 году французы разработали танкетку Torpille Terrestre для подрыва вражеских объектов. Безэкипажная Torpille Terrestre управлялась оператором при помощи проводной линии связи и подрывалась в нужный момент. А еще раньше, в 1909 году, француз Густав Габе успешно провел испытания радиоуправляемой торпеды для поражения надводных целей, но из-за некоторых недостатков и высокой стоимости его детище на вооружение армии так и не поступило. Об этой идее на время забыли.

Вспомнили он ней в 30-е годы в СССР, когда начались эксперименты по целой линейке экспериментальных безэкипажных танков: тип М (1929 г.), ТТ-18 (1929 г.), ТТ-27 (1932 г.), ХТТ-26 (1932 г.), ТТ-26 (1933 г.), ТТ-20, ТУ-20, ТТ-38 (1935 г.).Побочным детищем стали танкетки Т-27, начиненные взрывчаткой, и управляемые по проводам.

Традиционно указывают два вида немецких «сухопутных торпед»: «Голиафы» и «Боргварды». Первые являлись управляемыми по проводам, одноразовыми самоходными подрывными зарядами, вторые - радиоуправляемыми транспортерами для подрывных зарядов. Рассмотрим, что же пишут сейчас по этой теме.

«Родителями» обеих моделей являлись специалисты немецкой автомобильной фирмы «Боргвард», существовавшей с 1929 по 1961год. Статья в «Википедии» умалчивает об участии этой фирмы во Второй Мировой, но как все немецкие промышленники, эта фирма сумела урвать кусочек военного «пирога» В 1939 году Управление вооружений сухопутных сил Германии (нем. Heereswaffenamt) провело два конкурса на создание новых образцов вооружения.

Конкурсы на проектирование этих машин, выиграла компания «Боргвард». Конкурсная комиссия, при присуждении победы, полагала, что шасси этих машин будет идентичным, но, в жизни вышло все иначе, т.к. реальные требования к этим боевым машинам существенно отличались.

«Borgward B IV»

Изначально, фирма, действительно предполагала единое шасси, но радиоуправляемый трал получился слишком маленьким, чтобы выполнить поставленную задачу, а «торпеда» оказалась слишком большой и уязвимой. В ходе разработки, получились совершенно разные машины.

Радиоуправляемый трал «B I», разработанный в 1939-м, имел три толкаемых траловых тележки, весил 1,5 тонны и управлялся из специально оборудованного танка управления Sd.Kfz.265 на базе Т-1 (Pz.Kpfw.I Ausf.B). 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель «Боргвард 4М» позволял тралу достигать скорости в 5 км/ч при движении по ровной местности. Фирма произвела, в общей сложности, 50 машин, на этом производство остановилось. Откровенно говоря, сама идея была порочной. Тихоходная машина, управляемая из легкого танка являлась уязвимой целью даже для ПТР.

Новая модель «B II», разработанная в апреле 1940г. была намного тяжелее и мощнее предшественника. Планировалось начать ее выпуск с июня 1940-го года, и выпустить 100 радиоуправляемых тралов. Но, Управление вооружений от заказа отказалось. И, далее по «официальной» версии последовала пауза в работах по этой теме.

В хорошей статье, посвященной этой теме, автором которой является А.Стаценко указывается: «Возможно, немецкие генералы решили, что дешевле и проще преодолевать минные поля , используя саперов и танковые минные тралы. Как бы там ни было, до 1943 года все работы по разработке радиоуправляемых минных тралов были остановлены». Идея оказалась тупиковой.

Зато появилась новая. По опыту Французской компании 1940 года, был объявлен конкурс на создание Sd.Kfz.301, радиоуправляемой машины -транспортера взрывного заряда. Идея была проста: радиоуправляемая танкетка доставляет мощный заряд к вражескому фортификационному сооружению или на минное поле, сбрасывает его, возвращается, и производит дистанционный подрыв. Идей была новаторской, но, как показала практика, тоже не очень удачной.

Новый конкурс вызвал появление на свет новой модели: «B IV». Традиционно, принято выстраивать «родственные связи» между «B IV» и «B II», но фактически, их объединял только двигатель. Компоновка машины, ее габариты и агрегаты были совсем иными, так что новый транспортер был очень дальним родственником «B II».


«Боргвард», модель «B IV»


Машина имела 10-мм лобовую, 8 мм бортовую, и 6мм кормовую броню. Машина имела две передачи вперед, и две назад. Скорость машины до 40 км/ч. Управление было дублированным: предусматривалось место водителя с приборами управления и радиоуправление. Радиус действия радиосигнала 1,5 км. Взрывной заряд, массой 450 кг, размещался в контейнере в передней части машины на наклонных направляющих. После дистанционного обрыва болтов, контейнер соскальзывал на грунт по направляющим. Подрыв заряда- дистанционный. Предусматривалась автоматика защиты от взрыва заряда, если он находился на опасном расстоянии от машины.

По истории этой машины обычно указывается, что машины впервые были использованы на Курской дуге в 1943-м. Но есть и другие данные: «12 прототипов машины было создано и передано на полигон в Куммерсдорфе к маю 1942 года. После проведения испытаний Sd.Kfz.301 Ausf.А был принят на вооружение Вермахта под индексом В-IV. Всего с мая 1942 по июнь 1943 года было изготовлено 616 машин этой модификации, включая прототипы…

Первые транспортеры начали поступать в войска в мае 1942 года. 1-й батальон минного траления был реорганизован в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин, состоявший из трех рот, в каждой из которых было по 10 танков управления (в их роли использовались танки Pz.Kpfw.III, оборудованные соответствующей радиоаппаратурой) и по 24 единицы Sd.Kfz.301. Из десяти танков два был командирскими, а каждый из остальных восьми управлял тремя танкетками. В состав каждой роты входило три бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивших механиков-водителей 24 телетанкеток B-IV. В конце мая батальон поступил в распоряжение командование Группы армий «Юг». Из подробностей участия батальона в боевых действиях известно лишь то, что если на 7 июня 1942 года в его составе числилось 27 боеспособных танков Pz.III, то через месяц, 11 июля - уже 20» .

«Голиаф»

Та же история с «Голиафом» или, в немецких обозначениях Sd.Kfz.302. Изначально, его хотели унифицировать с танковым тралом Sd.Kfz.300, но, выяснилось, что это нецелесообразно. Возникла другая идея.

«Голиаф» был создан на основе французского прототипа Engin K Kegress. Опытный образец Engin K весной 1940 года уже успел пройти все испытания, практически готовый к серийному производству, был потоплен французами в реке Сене во время вторжения немецкой армии во Францию. Немцы подняли прототип со дна реки и отправили его для изучения на завод германской компании «Боргвард».



«Электрический» «Голиаф»


Sd.Kfz.302 представлял собой небольшую танкетку на гусеничном ходу. Габариты корпуса машины составляли 1,5 х 0,85 х 0,56, масса без заряда взрывчатки составляла 310 кг. Масса взрывчатки в первых моделях 60 кг.

Корпус был изготовлен из стали толщиной 5 мм и был разделен на три отсека. В заднем отсеке находилась катушка с трехжильным кабелем (два - для управления, один - для подрыва), в среднем - устройства и механизмы управления, в переднем - контейнер со взрывчаткой. По бокам между большими катками, закрытые крышками, располагались электромоторы Bosch (да, да той самой фирмы Bosch, бренда современности) суммарной мощностью 5 КВт и аккумуляторные батареи фирмы Varta (той самой, здравствующей и поныне). Два электродвигателя (по одному с каждой стороны) передавали крутящий момент посредством редукторов на ведущие передние колеса, таким образом, приводили в движение гусеничную ленту.

По боевому применению «электрических Голиафов» информации сосем мало: «Несмотря на явные недостатки и высокую стоимость (3000 рейхсмарок), машина все-таки была запущена в серийное производство. Первые экземпляры были изготовлены в апреле 1942 года. Всего (до января 1944 года) было выпущено 2650 экземпляров Sd.Kfz.302 (еще их обозначали как Gerдt 67, что переводится как изделие 67)». Американцы утверждают, что впервые машина была использована в Италии в 1943-м. А что по факту?

Попытка найти следы боевого применения «Голиафов» и «Боргвардов», используя номер части, оказалась не очень удачной. Если открыть сайт «Lexikon der-Wehrmacht», то выяснится, что 300-й батальон действительно существовал, и был придан 1-й танковой армии. Но это не так. В составе 1-й танковой армии он появляется намного позже. Зато…

Он встречается во многих документах 11 армии. В журнале боевых действий 11 армии указывается, что 300-й танковый батальон прибыл в Крым железнодорожным транспортом 20 мая 1942г. Но тот ли это батальон. Как выяснилось, тот самый. Причем, вооружение его было более разнообразным, нежели принято считать. Сохранились «крымские» фото батальона, на которых видны и «Боргварды» и «Голиафы» и кое-какая другая техника, на фоне крымских пейзажей и развалин Севастополя.

В составе батальона было три роты: первая была оснащена «В-IV», вторая «Голиафами», третья - непонятными «трофейными танками». Как выяснилось из отчета, была еще одна модификация «сухопутных торпед», созданная на базе трофейной английской танкетки «Bren Universal Karier»

Танкетка была «родственницей» советской «Т-27», т.к. имела общий прототип- танкетку «Vickers Karden Lloyd», и, создавалась под английскую «механизированную кавалерию». Танкетка имела вооружение в виде чешско-английского пулемета Брен (Брно+Энфилд). После Дюнкерка, в руки немцев попало достаточно много танкеток этого типа, и, они нашли им иное применение.

Танкетки были переделаны под радиоуправление, и оснащены подрывным зарядом, весом 700 кг. В качестве танков управления для «Боргвардов» и «Универсалов» использовались танки «Т-3».



Боргварды 300 батальона в Крыму.


В документах 11 армии удалось разыскать даже боевой отчет об использовании боевой техники, причем не один. В соответствии с информацией, найденной в документах 11-й армии, удалось уточнить, что батальон использовался не как единое подразделение, а был разделен на две части.

2/3 его подчинялись 54-му армейскому корпусу, на северном направлении, а 1/3 подчинена 30-му АК. Причем, отзывы об использовании этого оружия оказались прямо противоположными.


«Универсал» на улицах Севастополя.

По донесению 22ПД в штаб корпуса (по состоянию на 6.06.42г.) в ее составе числятся танкетки-носители подрывных зарядов (10 «Голиафов», 23 радиоуправляемых танкеток и 12 танкеток, управляемых по проводам) По состоянию на 7.06.42г. (в 21:00) в 22 ПД их больше. В дивизии числится 14 танков Т-3, 31 «Боргвард В-4», 19 «Голиафов» и 6 трофейных танков.

30-й корпус имел в своем составе 14 шт. Т-3, 16 «Боргвард В-4», 10 «Голиафов», 4 трофейных танков. Но есть и другие данные.

В иностранных источниках указано, что 300-й батальон имел всего 7 шт. Т-III с длинным орудием (по 2 в роте и командирский танк) и 15 «Borgward IV», однако боевые 11 армии дают намного большее количество, сомнительно, чтобы командующий 22-й ПД и командующий 30АК сознательно преувеличили свои силы, тем более в боевых документах, которые легко проверяются.

Командующий 22-й пехотной дивизией, генерал Людвиг Вольф оставил резко негативный отзыв о «чудо-оружии», указав на его неповоротливость и слабое бронирование. Сохранилась его краткая записка, на которой карандашом написано «Panzerung!!!» («Бронирование»). Как показал отчет 16-го пехотного полка, боевые машины «Borgward IV» уже в первый день наступления понесли потери, при попытке проделать проходы в советских минных заграждениях. Были потеряны 6 машин: одна от артиллерийского огня, две от огня советских противотанковых ружей, одна танкетка застряла в канаве, две вышли из строя на нейтральной территории по техническим причинам.

Использование «Голиафов» против советских укреплений так же оказалось не очень удачным, три машины были выведены из строя стрелковым оружием и ПТР, одна взорвалась по неизвестным причинам. В дальнейшем, танки управления «Т-3» 300-го батальона действовали, в составе 22-й ПД, как обычные танки. Следующий боевой эпизод в истории частей 300-го батальона, подчиненных 54 АК был связан со штурмом «Нагорных редутов» и линии советской обороны, центром которой являлось Северное укрепление. 24-й пионерный батальон отмечает несколько успешных попыток уничтожения советских дотов, но так же отмечает несколько отказов, и низкую живучесть машин. В отчете 54 корпуса указывается, что «Универсалы» испытать не удалось, в связи с опасностью поражения их осколками и взрыва, а, так же в связи со сложным рельефом местности.

Отчет 30-го АК о применении этих машин более деликатен. В частности, в отчете указано, что «…трофейным танком с подрывным зарядом уничтожен до основания дот в районе (далее даются координаты советского дота № 71)». Действительно, на фото дот, имеющий сборную конструкцию, снесен почти до основания, а его обломки сброшены на дорогу.

В отчете за 22 июня 1942г. указывается: « 21.06 отмечается успех двух «Голиафов» против дзота, вызванное удачным применением этой техники». Далее дается описание событий, применение огня, для прикрытия выдвижения их к цели и.т.д. В другом отчете указаны предложения по изменению конструкции этих боевых средств. В частности предлагалось:

Использовать моторизованные тележки для доставки «Голиафов» в полю боя (обычно использовались специальные ручные тачки)

Увеличить радиус действия радиоуправляемых устройств до 10 км вместо 1 км

Sonderkraftfahrzeug - «транспортное средство специального назначения», стандартное обозначение спец. техники в немецкой армии.

«Боевые роботы Вермахта» http://warspot.ru/1363-boevye-roboty-vermahta

http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/PanzerAbt/PanzerAbt300-R.htm

NARA T-312 R-1691(11АОК)

NARA T-312 R-1694 (11АОК)

NARA T-315 R-781 (22ID)

NARA Т-315 R781 22ID 1C fr.203

NARA Т-315 R781 22ID 1C fr.211

Funklenk Panzertruppen And Mine Clearing Vehicles

Официальное обозначение: Schwere Ladungstrager, Sd.Kfz.301
Альтернативное обозначение: “Bogward IV”, Gerät 690 или Sondreschlepper B IV
Год начала работ: октябрь 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: с мая 1942-го по сентябрь 1944-го года построено примерно 1181 экземпляров.

Было бы ошибочным считать, что дистанционно управляемыми боевыми машинами вплотную занимались только в Советском Союзе, где в 1930-е гг. провели множество экспериментов с использованием танков БТ-7, Т-26 и Т-37, а также тягачей Т-20. На базе Т-26 даже была выпущена небольшая «телемеханическая серия» из машин управления ТУ-26, которые могли управлять двумя различными модификациями «дистанционных» танков ТТ-26 (с подрывным зарядом и «линейный»), однако не меньший объем работ в данном направлении был проделан немецкими специалистами.

Впервые тематика использования боевых машин на дистанционном управлении была поднята в Германии в те же 1930-е гг., но тогда командование вермахта ещё не определились, как именно их применять и в каком количестве они нужны. С усиленной энергией к этому вопросу вернулись после кампании в Польше, когда сухопутным силам понадобились специализированные машины, способные транспортировать подрывной заряд к укрепленным позициями противника. Осенью 1939 года попытались использовать для этой цели танки Pz.Kpfw.I, но полученные машины типа Landusleger I особого успеха не имели в виду слабого бронирования и высокой уязвимости. Тогда в управлении вооружений инициировали широкую программу постройки дистанционно управляемых машин сразу трех типов, которая привела к появлению таких экземпляров, как легкие Sd.Kfz.302/303a/303b «Goliath», средние Sd.Kfz.304 «Springer» и тяжелые Sd.Kfz.301 «Borgward IV».

Разработка машины известной под официальным обозначением Sd.Kfz.301 , была начата осенью 1941 года, когда уже имелся определенный опыт в создании и использовании более лёгких образцов (также использовались названия Schwere Ladungstrager, Gerät 690, «Borgward IV» или Sondreschlepper B IV ). Первоначально имелся заказ на легкий гусеничный транспортер амуниции, который одновременно мог бы использоваться в качестве минного заградителя на дистанционном управлении. Поскольку сразу подразумевалась определенная одноразовость применения, конструкцию необходимо было сделать максимально дешевой.

Первые машины типа B IV, полученные в 1942 году, также имели обозначение , а их основной задачей стала доставка к целях подрывных зарядов. Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из 5 сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики. Каждая гусеничная цепь набиралась из 75–76 траков с резиновыми подушками шириной 205 мм.

Корпус машины был достаточно простым и имел толщину бронелистов 3, 4, 5, 8 и 10 мм. Кроме того, конструкторы фирмы Bogward установили верхний лобовой лист брони под значительным углом наклона, что позволяло не только легко сбрасывать 500-кг подрывной заряд, но и повышало пулеустойчивость при отходе от цели.

В отличии от других немецких машин аналогичного типа Sd.Kfz.301 сразу проектировался с местом водителя и штатными органами управления, что позволяло управлять машиной на марше и перевозить полезную нагрузку до 500 кг. Место водителя располагалось слева по борту и закрывалось четырехгранной бронированной рубкой со смотровыми щелями и откидными панелями. На первой модификации устанавливался бензиновый двигатель Bogward 6M RTBV объёмом 2,31 литра и мощностью 49 л.с. при 3300 об\мин. В системе питания использовалось два топливных бака ёмкостью 45 и 35 литров, в которые заливался бензин с октановым числом не ниже 70-74. Полная боевая масса составила 3450 кг.

Машины типа В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Система позволяла выполнять следующие команды: пуск и остановка двигателя, движение вперёд и назад, изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Подрыв заряда осуществлялся путем замыкания цепи электровзрывателя, но также предусматривалась система автоматического подрыва вместе с контейнером при попадании её на мину. В целях предотвращения самопроизвольного подрыва контейнера со взрывчатым веществом применялся оригинальный предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва. Этот предохранитель не допускал подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на расстояние (от 0 до 900 метров).

Испытания опытных образцов Sd.Kfz.301 проходили отнюдь не так гладко, как на это рассчитывали, да и обстановка на фронтах не требовала немедленного наличия там машин подобного типа. В связи с этим, массовой производство развернули только в мае 1942 года, а до июня 1943 года было изготовлено 616 серийных машин и 12 прототипов.

Модификация Sd.Kfz.301 Ausf.B имела весьма незначительные отличия от исходного варианта. Были использованы гусеничные траки без резиновых подушек, а ведущее колесо стало другой конструкции. По опыту применения модели Ausf.B толщина бортов и кормы была доведена до 10 мм. Общее количество машин этой серии, выпущенных с июня по ноябрь 1943-го года, составило 260 экземпляров.

Наиболее успешной стала модификация Sd.Kfz.301 Ausf.C , претерпевшая более значительные изменения. Прежде всего, была изменена конструкция корпуса, в которой было уменьшено количество используемых бронелистов, а кабина водителя перенесена на правый борт. Схему бронирования значительно доработали – теперь машина защищалась 20 мм вертикальной броней и 6 мм бронирование крыши и днища. Также был установлен двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему скорость возросла до 40 км/ч, хотя боевая масса поднялась до 4850 кг. Всего, в период с декабря 1943-го по ноябрь 1944-го года, было изготовлено 305 машин варианта Sd.Kfz.301 Ausf.C.

Боевое применение подрывных машин типа Sd.Kfz.301 большинством зарубежных авторов оценивается как успешное. Для подобной оценки действительно есть целый ряд аргументов, но однозначно говорить об их высокой боевой ценности, пожалуй, не стоит.

Первые Sd.Kfz.301 Ausf.A поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов незадолго до сражения на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» они применялись для расчистки минных полей и, частично, для доставки подрывных зарядов. Как правило, из состава батальона выделялось несколько машин управления, которые управляли тремя-четырьмя Sd.Kfz.301. Это могли быть как танки, так и штурмовые орудия. Первое время дистанционно управляемым машинам действительно сопутствовал успех, но ровно до того момента, пока советские солдаты не выработали эффективную тактику борьбы с ними. Например, было установлено, что лобовая броня не спасает Sd.Kfz.301 Ausf.A от патрона любого противотанкового ружья, а с бортовой проекции машины поражаются бронебойными пулями калибра 7,62-мм на дистанции 50-70 метров – установка накладных 8-мм бронелистов сильно положения не улучшило. Также выяснилось, что оператор далеко не всегда может контролировать действия управляемой машины, поскольку на большом удалении контакт с ней не редко терялся. Этим недостатком пользовались экипажи танков, против которых пробовали использовать Sd.Kfz.301.

После неудачи под Курском оба батальона были отправлены в Польшу, где летом-осенью 1944 года участвовали в подавлении Варшавского восстания – здесь они использовались для разрушения уличных баррикад. Впоследствии, несколько Sd.Kfz.301 было захвачено в польской столице в январе 1945 года вместе с САУ StuG III Ausf.G и транспортерами Renault UE, погруженными на ж\д-платформы, но не успевшими эвакуироваться в тыл. Другая часть машин активно использовалась в время оборонительных боёв под Веной.

Несмотря на то, что сборка Sd.Kfz.301 была полностью прекращена в конце 1944 года, планировавшиеся им на смену многоцелевые машины типа Е-5 так и не появились. В связи с этим появилась идея использовать Sd.Kfz.301 в качестве «пилотируемых» носителей противотанковых средств – достаточно сказать, что на 1-е марта 1945 года в строю ещё оставалось 397 Sd.Kfz.301 (из них 318 находилось на складах).

Если верить данным из открытых источников, то в феврале-марте 1945 года первые эксперименты провели с трофейными транспортерами Renault UE, но их было слишком мало, да и техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего. Тогда и вспомнили про Sd.Kfz.301. Импровизированные истребители танков оборудовались шестью пусковыми установками типа Panzerschreck калибра 88-мм и тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы. Другой вариант оснащался только четырьмя Panzerschreck и получил собственное название “Wanze” , которое впоследствии «приклеилось» ко всем машинам этой модификации (а всего их было 56 штук), в результате чего сейчас используется обозначение Panzerjager Wanze . Хотя эффективность противотанковых вариантов Sd.Kfz.301 была во многом сомнительной их всё же использовали в ходе боёв на улицах Берлина. Сказать что-либо об успешности их боевого применения очень трудно, поскольку документальных свидетельств пока найти не удалось.

К настоящему времени в приличном состоянии сохранилось только три Sd.Kfz.301, которые находятся в Heeresgeschichtliches Museum (Вена, Австрия), Музей БТТ (Кубинка, Россия) и в Танковом Музее г.Мюнстер. Между тем, в 2014 году на территории Австрии был найден ещё один разбитый Sd.Kfz.301.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны», АСТ, Астрель, Москва, 2004
Thomas Ilming «Die „Wunderwaffe“ unter dem Sudbahnhof: Borgward B IV». Viribus Unitis, ISBN 978-3-902551-19-1. 2011
© Ф.Зенгер-унд-Эттерлин «Taschenbuch 1943-1957». 2 Jhrlang. J.F.Lehmanns Verlag Munchen. 1957

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Sd.Kfz.301 Ausf.C образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 4850 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100
Ширина, мм 1830
Высота, мм 1250
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 450 кг взрывчатого вещества
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 20 мм
борт корпуса – 20 мм
корма корпуса – 20 мм
крыша надстройки – 6 мм
крыша корпуса – 6 мм
днище – 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Bogward 6B, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 78 л.с.; запас топлива 75 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 1-скоростной КПП (1+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 75-76 стальных траков шириной 205 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА 120 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ коротковолновыйм радиоприемник EP-3
электронный дешифратор
блок реле системы взрыва
  1. Если вы думаете, что боевые роботы и беспилотники – это примета армией ХХI век, то вы глубоко заблуждаетесь.
    Первые боевые беспилотники появились еще накануне Второй мировой войны.

    В последнее время вооруженные силы многих стран мира все больше внимания уделяют роботам, которые могли бы заменить человека на поле боя. А между тем беспилотные многоцелевые машины, предназначенные для выполнения различных вспомогательных функций в условиях войны (будь то подрыв объектов противника, инженерные работы или разведка), появились еще во время Первой мировой войны. Идею такого "беспилотников" танкостроителям подсказали моряки, которые с древнейших времен использовали брандеры - корабли, набитые порохом, которые шли на таран вражеских кораблей. Брандером управлял обычно один или два матроса, которые незадолго до столкновения поджигали судно-бомбу и прыгали за борт. Брандеры были настоящим ужасом для любого военного флота - остановить такие корабли было крайне трудно. Что ж, когда англичане и немцы стали экспериментировать с созданием танков, родилась идея и танкового "брандера".

    Правда, в связи с окончанием Первой мировой войны беспилотники таки не сумели себя проявить в должной мере, зато к началу Второй мировой войны и в СССР, и в Германии появились уже настоящие военные части из управляемых на расстоянии танков - или, как их еще называли, телетанков.

    Torpille Terrestre (Франция)

    Первой боевой машиной, которой не требовался водитель в традиционном понимании, стал французский танк 1915 года – Torpille Terrestre, с французского – «наземная торпеда». Машина попросту подвозила взрывчатку (могла нести до 200 кг) к позициям противника и благополучно взрывалась. Управление осуществлялось с помощью двух кабелей, которые питали электродвигатели, путём простого включения и выключения. В СССР о таких технологиях задумались уже в двадцатых годах. Тогда никто не сомневался, что в следующей мировой войне решающую роль сыграет техника.

    Опытные работы в области отечественной танковой телемеханики развернулись во второй половине 1920-х гг. В 1927 году в Военной электротехнической академии (ВЭТА) РККА была разработана телеаппаратура для легкого танка «Рено русский» (это отечественный вариант французского «Рено» FT), а в Центральной лаборатории проводной связи (ЦЛПС) - для легкого танка МС-1 (Т-18).

    В начале телетанки управлялись со стационарных пультов ПАУТ (пост автоматического управления танком), затем надежность телемеханической аппаратуры значительно возросла, что позволило передавать команды телетанку со специально разработанного танка управления (это обычные танки со штатным вооружением, дополненные оборудованием, позволявшим экипажу передавать команды телетанку). Это предоставляло оператору возможность перемещаться по полю боя под защитой брони.

    Новый этап в разработке телетанков наступил в 1934 году. Так, под шифром «Титан» был разработан телетанк ТТ-26, оснащенный съемным огнеметом. Радиостанции были ламповые и работали на двух частотах - KB и УКВ, на которые можно было переключаться. Часть ламп имела металлические колбы, но большинство были все же стеклянные. Как ни парадоксально, отказов не случалось! Вся конструкция крепилась на специальных пружинах-амортизаторах. Были и неожиданные новшества. Например, в случае выхода ТТ из зоны досягаемости управляющего танка, в ТТ автоматически срабатывало устройство команды «Стоп». Танк останавливался и ожидал с работающим двигателем очередной команды из ТУ, который к тому времени должен был приблизиться к ТТ на расстояние устойчивой работы радиоканалов. При попытке захвата врагом телетанка, согласно уставам, экипаж танка управления обязан был расстрелять машину ТТ из пушки.

    Накануне войны было изготовлено 28 телемеханических групп (56 танков), которые поступили на вооружение двух специально сформированны[ батальонов - 217-го и 152-го, входивших в состав 30-й и З6-й танковых бригад. В сентябре 1939 г. 152-й батальон участвовал в освободительном походе в Западную Украину, правда, из-за сильно пересеченной местности и мощных противотанковых заграждений телеуправление практически не применялось. Попытки использовать эти машины для подрыва финских ДОТов не увенчались успехом: из-за слабой броневой защиты танков Т-26 противотанковые орудия противника расстреливали их еще до подхода к цели. Последний случай боевого применения телетанков в РККА произошел в 1942 году под Севастополем.

    В 1932 году на базе танкетки Т-27 была выпущена опытная партия (5 штук) телетанкеток ТТ-27. Вооружение с танкеток сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила. Управлялись танкетки по проводам.

    Радиоуправляемые минные тралы, созданные конструктором и предпринимателем Карлом Боргвардом, основателем компании «Боргвард». Машина Sd.Kfz.300 имела имела два отделения – переднее (моторно-трансмиссионное) и заднее, в котором размещалась радиоаппаратура. Силовой установкой служил 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель, позволявший тралу достигать скорости в 5 км/ч. Управление тралом осуществлялось оператором из малого командирского танка. Перед собой минный трал должен был толкать три тележки с дополнительными тралящими катками, которые должны были вызывать детонацию мин. К маю 1940 года было выпущено 50 единиц Sd.Kfz.300 B-I.


    Слева направо: командирский танк, машина В-ІІ и Sd.Kfz.300.

    В апреле 1940 года фирма Боргвард выпустила новый минный трал В-ІІ. Новая машина была значительно больше и тяжелее своей предшественницы – ей вес составлял 2,3 тонны. Двигатель также был заменен на более мощный – 49-сильный шестицилиндровый.

    Sd.Kfz.301

    А вот "Средние носители зарядов" Sd. Kfz. 304 Springer в бою практически не использовали, их построили всего 50 штук, и они были довольно дорогими в производстве. Springer был создан на базе гусеничного мотоцикла Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2, мог развивать скорость до 40 км/ч и перевозить до 330 кг взрывчатки. Для его управления немцы пытались применять видеокамеры, но это оказалось очень дорого в условиях тотальной войны.

    Танк Нагаяма (Япония).

  2. Беспилотники над Тихим океаном

    Созданием беспилотного ударного самолета американцы озаботились задолго до нападения на Перл-Харбор.
    Флоту требовался беспилотный торпедоносец, который мог бы преодолевать систему ПВО кораблей противника, не подвергая опасности жизни пилотов.
    Для успешного создания беспилотника американцам нужно было всего ничего: радиовысотомер и компактная телекамера с высоким разрешением, которая смогла бы передавать сигнал на расстоянии.

    Радиовысотомер к этому времени был разработан, а телекамеру создал Владимир Зворыкин.
    После активизации боевых действий на Тихом океане программа создания ударного БПЛА получила наивысший приоритет и кодовое название "Project Option".

    Созданный в ее рамках беспилотник получил название Interstate TDR-1. Летательный аппарат собирался из труб от велосипедных рам, в качестве обшивки использовалась дешевая фанера, а в качестве двигателей - два простых мотора Lycoming O-435-2 мощностью 220 л.с. каждый.

    С берега на корабль или аэродром дрона перегонял пилот, для чего на TDR-1 была оборудована небольшая кабина, которая впоследствии закрывалась обтекателем. В носу БПЛА монтировалась камера "Block-1", передававшая данные на одном из фиксированных радиоканалов - 78, 90, 112 и 114 МГц. Четыре канала имела и система управления, что ограничивало одновременное участие в атаке только четырех дронов.

    Управление БПЛА осуществлялось с борта специально оборудованного торпедоносца "Эвенджер". Место оператора оборудовалось телеэкраном и "джойстиком", с помощью которого велось управление дроном. Interstate TDR-1 мог нести до 910 кг боевой нагрузки, т.е одну авиационную торпеду или 2000-фунтовую бомбу. БПЛА мог развивать скорость до 225 км/ч и имел боевой радиус в 684 км.
    Испытания беспилотника были завершены только к маю 1944 года, когда большая часть флота японцев была перетоплена, поэтому армия заказала всего 200 БПЛА. Первый в мире боевой вылет ударного БПЛА состоялся 27 сентября 1944 года: беспилотник из эскадрильи VK-12 атаковал превращенный в зенитную батарею один из японских транспортов у побережья Соломоновых островов, успешно уничтожив цель.
    Всего в войне на Тихом океане приняли участие 46 БПЛА, из которых только 37 смогли долететь до цели, и 21 успешно атаковали ее. Учитывая простоту конструкции TDR-1 и новизну оружия – это неплохой результат.

  3. Боевые роботы Вермахта

    В 1939 году Управление вооружений сухопутных сил Германии провело конкурс на создание двух машин, разных по своему функциональному назначению, но сходных по конструкции.
    Первая являлась радиоуправляемым минным тралом с индексом Sd.Kfz.300. Вторая машина с индексом Sd.Kfz.301 предназначалась для дистанционного подрыва ДОТов и бронетехники противника.
    Конкурс на проектирование этих машин, шасси которых должны были быть практически идентичными, выиграла компания «Боргвард»


    Военный заказ для «Боргварда»

    В начале XX века в Европе возникло множество автомобилестроительных компаний. В период, когда в гараже можно было собрать автомобиль и выгодно продать его, модели автомобилей и торговые марки появлялись, словно грибы после дождя. Одной из таких фирм стала немецкая автомобилестроительная компания «Боргвард», созданная в 1929 году конструктором и предпринимателем Карлом Боргвардом. Фирма занималась проектированием и продажей трехколесных грузовых фургонов и легковых автомобилей, но после прихода к власти нацистов ей пришлось осваивать и продукцию военного назначения.

А теперь давайте перейдем к оружию Вермахта.

Безэкипажные многоцелевые машины, предназначенные для выполнения различных вспомогательных функций в условиях войны (будь то подрыв объектов противника, инженерные работы или разведка), появились еще в 1910-х гг. С подобной техникой экспериментировали многие.

С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301).

Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в советских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обычного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества.

Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.

Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
- разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
- разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
- разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
- уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
- подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
- уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров - убойное действие, до 80 метров - временный вывод из строя.)

Фото 2.

В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес. При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.

Фото 3.

Существовало три серийные модификации телетанкетки B-IV.

Sd.Kfz.301 Ausf.A

Главное отличие от остальных машин гусеничные траки с резиновыми подушками, которые на Sd.Kfz.301 Ausf.B-C были заменены другими траками (без подушек). Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен двигатель Borgward 6M мощностью 49 л.с. (по немецким данным, советские испытания в Кубинке показали другую мощность - 50 л. с., в дальнейшем в статье будут фигурировать данные, полученные на НИБТПолигоне в Кубинке при испытаниях телетанкетки Sd.Kfz.301 Ausf.B, они немного разнятся с некоторыми изданиями). Боевая масса составляла 3,45 тонн. Изготовлено 616 машин, а также12 прототипов.

Sd.Kfz.301 Ausf.B

Антенна была перенесена вперёд, также изменения коснулись ходовой части, ведущее колесо в связи с переходом на новые траки стало абсолютного другого вида (как на обычном танке). Изготовлено 260 машин.

Sd.Kfz.301 Ausf.C

В машине был установлен более мощный двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему её скорость возросла до 40 км/ч, а также было увеличено бронирование. Всё это привело к увеличению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Кроме того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было изготовлено 305 машин.

Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.

Фото 4.

Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных немецких документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему тут имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую исследовали на НИБТПолигоне в Кубинке).

Массо-габаритные показатели машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм - длина опорной поверхности гусеницы 95 мм - клиренс 270 мм.

Фото 5.

На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.

Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.
Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд - две назад).

Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса - передние, направляющие - задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.

В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Посредством радиосигнала мог осуществляться пуск и остановка двигателя, движение (вперёд и назад), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.

Фото 6.

Фото 7.

Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).

Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).

Фото 8.

Фото 9.

Максимальная скорость 38 км/ч глубина преодолеваемого рва до 1,35 м высота преодолеваемой вертикальной стенки до 0,45 м максимальный подъём 0,35 м глубина преодолеваемого брода 0,8 м среднее удельное давление на грунт 0,49 кг/см² запас хода по горючему при средней скорости 20 км/ч 150 км радиус управления по радио до 1,5 км.

Специалистами ГБТУ Красной Армии были предложены следующие меры для борьбы с телетанкетками:

Телетанкетка должна быть уничтожена на расстоянии не ближе 100 м от человека и 20 метров от танка…

Основным средством борьбы с телетанкеткой является противотанковое ружьё, с дистанции прямого выстрела, и артиллерия всех калибров…

Фото 10.

Бронебойные пули стрелкового оружия (пулемёт, винтовка) с дистанции 75-50 м бортовую броню пробивают насквозь…

Пулевые попадания в верхний край контейнера со взрывчатым веществом могут вызвать его подрыв… Кроме ходовой части наиболее уязвимыми местами, для вывода из строя, телетанкетки являются левый борт от середины до кормы (двигатель) и центр правого борта (радиоаппаратура)…

Танки и САУ, кроме уничтожения телетанкетки из пушки и пулемета могут противодействовать ей с помощью маневра, т.к. при уходе машины с линии атаки телетанкетки оператор, управляя телетанкеткой на растоянии, не может своевременно направить её за танком (САУ)…
При нахождении телетанкетки без контейнера с взрывчатым веществом она может поражаться любым способом и с слюбого растояния, так как не имеет никакого вооружения.

С использованием данных предложений должностными лицами других родов войск были выработаны свои указания бо борьбе с новым видом вооружения.

Фото 11.

Дальнейшим развитием данного типа машин явилась управляемая по радио машина «Springer» («Прыгун») фирмы NSU.

Первые телетанкетки B-IV поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов. В их составе телетанкетки участвовали в Курской битве, во время которой главным образом занимались разминированием минных полей.

В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Tiger, которые использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV.

Фото 12.

На 15 июля 1944 года 302-й танковый батальон имел аналогичную с 302-м структуру. В состав роты входило два взвода, а в состав взвода входило 4 САУ StuG 40 G: одна из них была командирской, а три управляли четырьмя телетанкетками каждая, также в состав взвода, как и в 301-м танковом батальоне, входил бронетранспортёр Sd.Kfz.251_1 Hanomag, перевозивший механиков-водителей девяти телетанкеток B-IV. Кроме того, каждый взвод имел в резерве 12 телетанкеток B-IV. Также стоит отметить, что на вооружении 302-го батальона находились французские транспортёры-танкетки Renault UE, в каком качестве они использовались нам не известно, но одна такая машина была захвачена частями Красной Армии в январе 1945 года в Варшаве вместе с телетанкетками B-IV, погружёнными на железнодорожные платформы. Судя по всему, она принадлежала 302 танковому батальону, так как на фото присутствовала САУ StuG 40 G.

Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.
На 1 марта 1945 года в строю имелось 397 телетанкеток B-IV.

Фото 13.

Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

А вот еще один интересный вариант самоходной мины или телетанкетки.

Фото 18.

Дистанционно управляемые танкетки Goliath по внутриведомственному классификатору Вермахта носили индексы Sd.Kfz 302, 303a, 303b. Sd.Kfz – Sonder Kraftfahrzeug (Зондер Крафтфарцойг), что означает специальное транспортное средство.

Engine K Kegress — перспективная французская танкетка, послужившая прототипом для немецких Goliath

«Голиаф» был создан на основе французского прототипа Engin K Kegress. Опытный образец Engin K весной 1940 года уже успел пройти все испытания, практически готовый к серийному производству, был потоплен французами в реке Сене во время вторжения немецкой армии во Францию. Немцы подняли прототип со дна реки и отправили его для изучения на завод германской компании «Боргвард», которая с конца 1930-х гг. проводила изыскания в области телеуправляемых механизмов для нужд армии.

Специалисты «Боргварда» разобрали французскую машину и тщательно ее изучили. На основе французских наработок была создана собственная телетанкетка, которую немцам удалось поставить на конвейер и наладить серийное производство. Стоит заметить, что до 1942 года такого никто в мире не делал. Таким образом, «Голиаф» стал пионером в этой области – первой серийной телемашиной.

Sd.Kfz.302 представлял собой небольшую танкетку на гусеничном ходу. Габариты корпуса машины составляли 1,5 х 0,85 х 0,56, масса без заряда взрывчатки составляла 310 кг. Корпус был изготовлен из стали толщиной 5 мм и был разделен на три отсека. В заднем отсеке находилась катушка с трехжильным кабелем (два – для управления, один – для подрыва), в среднем – устройства и механизмы управления, в переднем – контейнер со взрывчаткой. По бокам между большими катками, закрытые крышками, располагались электромоторы Bosch и аккумуляторные батареи (напряжением 24В, общая емкость 100 А*ч). Два электродвигателя суммарной мощностью 5 КВт (по одному с каждой стороны) передавали крутящий момент посредством редукторов на ведущие передние колеса, таким образом приводили в движение гусеничную ленту.

Управление «Голиафом» осуществлял оператор из укрытия на расстоянии при помощи пульта, подключенного к машине посредством кабеля (длиной около 700 м). На пульте располагались два рычажка: справа вверху находился рычажок для поворотов машины влево или вправо; слева вверху – рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Взрыв осуществлялся поворотом ключа, который вставлялся в скважину на пульте, расположенную ниже рычажка контроля движения. Маневрируя при помощи рычажков пульта, оператор совершал подрыв танкетки в нужный момент, уничтожая при этом вражеский объект (вместе с танкеткой).

Танкетка модели Sd.Kfz.302 (E-Motor) могла нести заряд взрывчатки массой до 60 кг и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Проходимость 302-го оставляла желать лучшего, одной из причин был маленький клиренс и слабые моторы. Запас хода составлял всего 1,5 км, но это в идеале, на деле он редко превышал 1 км, т.к. в условиях бездорожья батареи быстро разряжались.

Еще одним недостатком танкеток модели 302 была недостаточная защищенность от пуль. Корпус легко пробивался из пулемета или винтовки, не говоря уже про более мощные средства поражения.

Несмотря на явные недостатки и высокую стоимость (3000 рейхсмарок), машина все-таки была запущена в серийное производство. Первые экземпляры были изготовлены в апреле 1942 года. Всего (до января 1944 года) было выпущено 2650 экземпляров Sd.Kfz.302 (еще их обозначали как Gerät 67, что переводится как изделие 67).

Разработчики учли многие недостатки 302-й модели и попытались устранить их в следующей модели — Sd.Kfz.303.

Бензиновая версия «Goliath V» Sonder Kraftfahrzeug Sd.Kfz.303a/303b (Gerät 671, 672)

Стремясь снизить стоимость самоходных мин «Голиаф», в 1943 году немецкие инженеры провели ряд изменений в конструкции машин, после чего она получила индекс Sd.Kfz.303а (или Gerät 671). В первую очередь это коснулось силовой установки, электромотор заменили на более дешевый и простой бензиновый двигатель. Двухцилиндровый карбюраторный мотор Zündapp SZ7 имел рабочий объем 0.7 литра и развивал мощность 12 л.с. Его расположили в среднем отсеке корпуса танкетки.

Бензин заливался в 6-литровый топливный бак, который разместили в заднем отсеке между катушкой с проводами и средним отсеком. Это позволило увеличить запас хода с 0,8-1,5 км до 6-12 км.

Аккумулятор разместили сбоку и прикрыли крышкой, рядом с ним находились воздушный фильтр и механизмы управления.

Корпус модернизированного «Голиафа» почти не изменился в размерах (1,62 х 0,84 х 0,60 м), но получил более мощную защиту, теперь толщина стенок составляла 10 мм. Снаружи он также претерпел некоторые изменения, хоть и едва заметные.

Несмотря на увеличенную вдвое броню, масса 303-го даже снизилась (видимо избавились от тяжелых батарей для электромоторов) до 290 кг (против 310 кг у 302-й модели). Это позволило увеличить массу заряда взрывчатки на 15 кг – до 75 кг, что значительно добавило разрушительной силы.

Изменения в конструкции позволили значительно увеличить клиренс: с 11,4 см до 16,0 см. Благодаря чему, проходимость «Голиафа 303а» по бездорожью была улучшена. Глубина преодолеваемого рва составила 85 см (против 60).

Максимальная скорость 303-го осталась такой же – 10 км/ч.

Как видно, изменения произошли существенные, что позволило значительно улучшить тактико-технические характеристики танкеток Goliath 303-й модели. Но самое главное, удалось снизить стоимость, причем втрое – с 3000 до 1000 марок.

Бензиновых танкеток модели 303а с апреля 1943 г. по сентябрь 1944 г. было выпущено 4604 штуки (на заводах фирм Borgward, Zündapp & Zachertz).

Следующая и последняя модернизация была проведена в 1944 году. Модель получила индекс 303b (Gerät 672). Машина прибавила в размерах и весе: 1,63 х 0,91 х 0,62 м и 330 кг. Максимальная скорость увеличилась до 12 км/ч. Масса заряда взрывчатки достигла 100 кг. Клиренс подняли до 16,8 см, а глубина преодолеваемого рва увеличилась до 100 см. Всего «Голиафов» 303b было выпущено 325 штук.

Первыми подразделениями, получившие «Голиафы», стали 811 и 815-я танковые инженерные роты, а также 600-й моторизированный батальон. Позже телетанкетки поступили в 627-ю инженерно-штурмовую бригаду.

В реальном бою самоходные мины Sd.Kfz.302/303 немцы впервые применили в июле 1943 года во время наступательной операции «Цитадель». Тогда в ход пошло все новейшее вооружение Вермахта: новейшие средние танки Pz-V (Panther), тяжелые танки Pz-VI (Tiger), тяжелые самоходки «Фердинанд». Вместе с этими тяжеловесами боевое крещение приняли и телетанкетки. Они входили в состав 654-го дивизиона истребителей танков, где к началу операции было 44 «Фердинанда». Дивизион находился в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса и воевал на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныры, где понес тяжелейшие потери. Большая часть «Фердинандов» была выведена из строя (в основном на минных полях).

Как проявили себя самоходные мины «Голиаф», точно не известно. О том, что их использовали можно судить по донесениям в Генштаб Красной Армии. В донесении были зафиксированы случаи применения немцами нового вида оружия – небольших гусеничных безлюдных машин со взрывчаткой на борту. Машины атаковали советские танки, взрываясь рядом с ними, наносили им повреждения и выводили из строя. Также, отмечалось, что танкетки немцев (русские их назвали танкетки-торпеды) атаковали и разрушали фортификационные сооружения Красной Армии.

Насколько успешным было применение «Голиафов» сказать трудно, но можно предположить, что все же некоторые результаты они показали. Иначе как объяснить тот факт, что в июле 1943 г. на Центральный фронт была отправлена разведгруппа (куда вошли и бронетанковые инженеры) с целью захвата танкеток-торпед для дальнейшего изучения и выработки мер борьбы с ними.

Советскими специалистами был выявлен ряд недостатков немецких телетанкеток, в их числе недостаточная проходимость и слабая защита. На основе этого были разработаны рекомендации по их уничтожению: разрыв кабеля, расстрел из всех видов вооружения, сжигание «Коктейлем Молотова», подрыв гранатой. Танкистам категорически запрещалось совершать наезд на танкетки и держаться от них на расстоянии.

Американские саперы осматривают захваченные в Нормандии «Голиафы» (SdKfz 302).

«Голиафы» рассматривались советской стороной, как современное и опасное оружие, которое могло нанести ощутимый ущерб, если вовремя не принять контрмер.

Кроме Восточного фронта, немцы применяли телетанкетки также против американских и британских войск. Свидетельства этому – многочисленные фотографии союзников с захваченными «Голиафами».

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 32.

Фото 33.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -