Броня крылатой пехоты. БТР-Д - аэротранспортабельный плавающий бронетранспортер воздушно-десантных войск

Созданный по инициативе Мареглова В.Ф., командующего ВДВ, авиадесантный бронетранспортёр БТР-Д был принят на вооружение в 1974 году воздушно-десантными войсками СССР. Он использовался активно в Афганской и Чеченской войнах.

Идея сотворения бронетранспортера

Маргелов В.Ф. поручил составить эскиз трем организациям: ВНИИ, машиностроительному Мытищинскому заводу, тракторному - в г. Волгоград.
Требования к разработке «будущего» транспорта были такими:

  • вооружение, броневая защита, перечень необходимого оборудования, маневренность - перечисленная номенклатура обязана быть на одной ступеньке с опытной машиной пехоты под именем «Объект 765»;
  • параметры должны задаваться с учетом возможности его свободной вытяжки при помощи парашюта сквозь люк грузового самолета Ан-12;
  • масса не должна нарушать стабильность полета грузового самолета при выбросе машины совместно со специальным парашютом.

Исследование, рассмотрение проекта позволило разработчикам выдвинуть два предложения по решению поставленной перед ними задачи.

Предложение № 1

Решение бюро Волгоградского завода по тракторному производству было следующим: они утверждали, что такие машины станут массовыми ввиду такого потенциала, как возможность скорой доставки в заданное человеком место. Заводское КБ настаивало на том, чтобы выбор конструкции узлов характеризовался значением подчинения при решении заданных ТТТ.

Предложение № 2

Машиностроительный завод в Мытищах и институт говорили об обратном: популярностью такое устройство пользоваться не будет. Поэтому лучше использовать уже имеющиеся разработанные агрегаты АСУ-57 или же БРДМ-2, а в качестве базы применить скомпонованную схему с передним размещением МТО (моторо-трансмиссионного отделения) и задним расположением отделения для пассажиров.

Ответы на вопросы по эксплуатации

Приготовление средства к эксплуатации включает следующие работы:
нанесение номерных, а также опознавательных знаков;
обкатку средства передвижения (нового либо отремонтированного);
установление необходимого снаряжения, оборудования;
тех. обслуживание ежедневно;
Командир подразделения обязан лично проверить готовность транспортных средств после того, как водители проведут контрольные осмотры своих машин.

В инструкции прописаны не только практические аспекты по подготовке к активному использованию машин, но и нюансы применения их в военное, мирное время, техническое обслуживание, транспортировка, хранение.

class="eliadunit">

Использоваться вооружения должно при соблюдении норм, правил, которые содействуют нормальной работе имеющихся механизмов. Машины используются лишь по предназначению в рамках установленных норм расхода ресурсов. В военное время эксплуатация направлена на получение успеха в бою, в мирное - на выполнение плана по боевой подготовке.

Общие характеристики БТР-Д

Задачи бронетранспортера заключаются не только в перевозке военного состава, но и в транспортировке боеприпасов, смазочных, горючих материалов, вооружения и прочих грузов. Рассмотрим технические особенности машины подробно:

  • параметры по корпусу - 5883 мм, высота - 2000 мм, ширина - 2630 мм;
  • два пулемета по 7,62 мм на вооружении;
  • V-образный 5Д-20,6-цилиндровый двигатель (дизель);
  • противопульное бронение;
  • боекомплект в 2000 патронов;
  • 22,1 кВт/т - мощность двигателя;
  • макс. скорость по шоссе - 62 км/ч, 10 км/ч - на плаву;
  • экипаж вмещает 13 человек;
  • масса общая - 8,0 т;
  • 500 километров - запас хода.

Достоинства БТР-Д

Следует начать с того, что БТР-Д располагает не только превосходными скоростными свойствами, но и достойным уровнем проходимости. Средство без проблем преодолевает подъем в 32-35 градусов крутизной, а также стенку вертикальную высотой в 70 см. Водные препятствия машина одолевает с весьма неплохой скоростью (указана ниже).

Шасси транспортера применялось и применяется широко сегодня для основания многих механических устройств:

  • 1В119 - средства управления артиллерией;
  • танкового истребителя БТР-РД;
  • БТР-ЗД для транспортировки зенитных ракетных комплексов;
  • БТР-КШМ «Сорока» - машины звена «полк-бригада»;
  • транспортного командно-штабного средства батальона с 2-мя радиостанциями под именем БМД-КШ "Синица";
  • орудия самоходного в 120-мм - «Нона-С»;
  • эвакуационно-ремонтного средства БРЭМ-Д с сошником-лопатой, лебедкой тяговой, краном-стрелой, а также оборудованием для сварочных работ.

БТР-Д кардинально поменял облик воздушно-десантных войск СССР. Войска получили новые возможности. Ведь бронетранспортер называют уникальным в своем роде механизмом, который не имеет аналогов за пределами нашей страны. Ранее США намеревалась создать похожее семейство боевых машин на основе шасси 90 мм авиадесантной пушки М 56 под названием «Скорпион», однако данные планы не осуществлены и по сегодняшний день.

class="eliadunit">

Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 г. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А.Шабалина и предназначен прежде всего для транспортирования личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом.

При создании бронетранспортёра в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена: в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортёра.

Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе эта броня защищает экипаж и десант от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1 длина корпуса бронетранспортёра увеличена на 483 мм.

В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулеметчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.

Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7,62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимся го десанта. Имеются также бронетранспортёры, у которых вместо этих пулеметов на крыше десантного отделения установлена на вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулеметом ПКТ, бронетранспортёры с установленными открыто на лобовом листе двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС или одним автоматическим 30-мм гранатометом АГС-17 «Пламя».

Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осущеЯ ствляются через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется еще одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения.

В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортёра установлен такой же, как на БМД-1, V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением 5Д20. Максимальная мощность двигателя 240 л.с. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в силовой блок.

В ходовой части с каждого борта установлено по шести обрезиненных опорных и по пять поддерживающих катков. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 100 до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1 стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометал-лическим шарниром, Ведущие колеса расположены сзади.

Бронетранспортер БТР-Д обладает хорошими скоростя ными характеристиками и высокой проходимостью на пересеченной местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Водные преграды бронетранспортёр преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя.

В качестве средств связи на всех бронетранспортёрах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В «Туча». Бронетранспортер оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты.

Шасси бронетранспортёра БТР-Д широко используется для создания различных бронированных боевых и вспомогательных машин.

Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 году. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом. При создании бронетранспортера в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1.

Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 году. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина и предназначен, прежде всего, для транспортирования личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом. При создании бронетранспортера в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена: в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортера. Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе эта броня защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1 длина корпуса бронетранспортера увеличена на 483 мм. В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулеметчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.

Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7,62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимого десанта. Имеются также бронетранспортеры, у которых вместо этих пулеметов на крыше десантного отделения установлена вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулеметом ПКТ, а также бронетранспортеры с двумя 7,62-мм пулеметами ПКСМ или одним 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 Пламя, установленными открыто на лобовом листе. Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осуществляются через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется еще одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения. В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортера установлен такой же, как на БМД-1, шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий максимальную мощность 177 кВт. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в единый силовой блок.

В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть обрезиненных опорных катков и пять поддерживающих роликов. Ведущие колеса расположены сзади. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 110 мм до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1, стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическим шарниром. Бронетранспортер БТР-Д обладает хорошими скоростными характеристиками и высокой проходимостью на пересеченной местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Он способен преодолевать подъем крутизной 32- 35°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. Водные преграды бронетранспортер преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя. В качестве средств связи на всех бронетранспортерах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В. Бронетранспортер оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты. Шасси бронетранспортера БТР-Д широко используется для создания различных бронированных боевых и вспомогательных машин. Были разработаны и выпускались следующие машины:

БТР-РД - истребитель танков с ПТРК 9К111 Фагот.

БТР-ЗД - бронетранспортер для перевозки расчетов зенитных ракетных комплексов. Используется также в качестве самоходного шасси для 23-мм спаренной зенитной установки ЗСУ-23.

БМД-КШ Синица - командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями Р-123.

Нона-С - самоходное 120-мм орудие.

БТРД-КШМ Сорока - командно-штабная машина звена "полк-бригада", оборудована двумя радиостанциями Р-123, двумя Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и засекречивающей аппаратурой связи: станция пуска и управления беспилотным летательным аппаратом Шмель.

1В119 Реостат - машина управления артиллерией. Оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером (дальность до 8 км), дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа Муха.

БРЭМ-Д - бронированная ремонтно-эвакуационная машина с краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным оборудованием.

Принятие на вооружение Воздушно - десантных войск (ВДВ) в 1969 г. боевой машины десанта БМД-1 не решало окончательно вопрос полной механизации пехоты войск. Дело в том, что БМД-1 при всех ее достоинствах обладала небольшой, по сравнению с боевыми машинами пехоты вместимостью, которая составляла всего семь человек (два члена экипажа и пять десантников). Для обеспечения средствами механизации всей пехоты ВДВ требовалось слишком много БМД, десантировать которые в полном объеме не представлялось возможным. В начале 70-х годов было принято решение о создании легкой бронированной машины с увеличенной по сравнению с БМД-1 вместимостью, способной к десантированию с помощью парашютных систем. Разработка проекта новой машины было поручено КБ Волгоградского тракторного завода и проводилась под руководством главного конструктора А.В. Шабалина. Бронетранспортер создавался на основе шасси БМД-1 с широким использованием ее узлов и агрегатов. БТР-Д отличался от БМД-1 удлиненным на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары катков ходовой части и отсутствием орудийной башни. За счет отказа от башни и удлинения корпуса удалось значительно повысить вместимость бронетранспортера. Теперь она составляла 13 человек (три члена экипажа и десять десантников). Вес машины по сравнению с БМД-1 увеличился на 800 кг. Вооружение БТР-Д состояло из двух курсовых 7,62 мм пулеметов ПКТ, расположенных аналогично курсовым пулеметам БМД-1 в специальных нишах корпуса. В ранних вариантах машина выпускалась с одним курсовым и одним установленном на крыше пулеметами ПКТ. Во второй половине 80-х годов БТР-Д выпускались с установленными на крыше автоматическими гранатометами АГС - 17 "Пламя". С 2002 года на некоторых машинах устанавливается 12,7 мм пулемет 6П50 "Корд". Компановка машины не претерпела изменений. После войсковых испытаний, которые проходили на базе 119 гв. парашютно - десантного полка (пдп), в 1974 г. БТР-Д был принят на вооружение. Серийное производство было организованно в том же году на Волгоградском тракторном заводе. БТР-Д оказался удачной машиной. На его базе было создано целое семейство боевых машин и машин боевого обеспечения для ВДВ:

- 120 мм самоходное комбинированное артиллерийское орудие 2С9 "Нона"-С;

- машина управления артиллерийским огнем 1В119 "Реостат";

- боевая машина ПТУР БТР-РД "Робот" с ПТРК 9К111;

- боевая машина БТР-ЗД "Скрежет" с ПЗРК;

- командно-штабная машина БМД-1КШ "Сорока"

- радиостанция БМД-1Р "Синица";

- бронированная ремонтная эвакуационная машина БРЭМ-Д;

- радиостанция спутниковой связи Р-440 ОДБ "Фобос";

- пусковая установка для запуска ДПЛА комплекса "Строй"-П.

Все перечисленные модификации могут десантироваться с помощью парашютных систем, за исключением пусковой установки комплекса "Строй"-П. БТР-Д и машины разработанные на его основе на экспорт не поставлялись. В настоящее время, кроме ВДВ ВС России состоит на вооружении ряда стран - бывших союзных республик СССР.

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения БТР-Д БТР-РД БТР-ЗД БМД-1КШ БМД-1Р БРЭМ-Д
1 Экипаж чел. 3 4 4 7 3
2 Десант чел. 10 - - - - 4
3 Вооружение 7,62 мм ПКТ

9К111

ПЗРК 9К34

АГС - 17

2

-

-

1*

1

1

-

-

1

-

3

-

1

-

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

4 Боекомплект 7,62мм

ПТУР 9М111

ЗУР 9М36

30мм ВОГ-17

2000

-

-

87*

1000

12

-

-

1000

-

18

-

1000

-

-

-

1000

-

-

-

1000

-

-

-

5 Мощность двигателя 5Д-20 л.с. 240 240 240 240 240 240
6 Максимальная скорость км/ч 60 60 60 60 60 60
7 Скорость на плаву км/ час 10 10 10 10 10 10
8 Боевая масса т 8 8 8 8 8 8
9 Запас хода по топливу км 500 500 500 500 500 500
10 Длина по корпусу мм 5883 5883 5883 5883 5883 5883
11 Ширина мм 2630 2630 2630 2630 2630 2630
12 Высота мм 1650-2000 1650-2000 1650-2000 1650-2000 1650-2000 1650-2000
13 Дорожный просвет мм 100-450 100-450 100-450 100-450 100-450 100-450
14 Среднее удельное давление на грунт кг/ кв.см 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
15 Аппаратура связи Р-123М

Р-111

Р-130

Р-161А2М

1

-

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

2

2

1

-

1

-

-

1

1

-

-

-

16 Средство постановки дымзавес ТДА 902В 4 4 4 4 4 4
17 Бронирование мм 6-26 6-26 6-26 6-26 6-26 6 - 26
18 Тяговая лебедка 12 тс шт. 1
19 Кран-стрела 3 тс шт. 1
20 Генератор ВГ-7500 шт. 1

Зенитная модификация десантного бронетранспортера БТР-Д. Не просто боевая бронированная машина, вооруженная автоматической пушкой, а своего рода «гибрид», «два в одном». Почему?

Да потому, что это действительно два образца вооружения, способных действовать как в комплексе, так и автономно (для сравнения, с танка или БМП пушку просто так не снимешь, и для стрельбы не приспособишь).

Во-первых, сам БТР- высокомобильная плавающая, да еще и авиатранспортабельная бронемашина, сама по себе весьма «зубастая» (два курсовых пулемета плюс оружие десанта).

Во-вторых, спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 - двуствольная автоматическая пушка, используемая как с грунта , так и с брони (может устанавливаться и на других машинах - МТ-ЛБ, грузовики ГАЗ-66, УРАЛ, КамАЗ и т.д.).

Изначально проектировалась для ВДВ, но быстро «приглянулась» и другим родам войск. На вооружении давненько - с 1960-х годов, и ультрасовременным самолетам и вертолетам - увы, уже не конкурент, но для наземного противника - весьма и весьма грозное оружие. Потому в российских «горячих точках» зенитчики - уважаемые люди, несмотря на отсутствие угрозы с воздуха. Возможно, и название «Скрежет» - от зубовного скрежета того, кто попал под огонь «зушки».

О самой модели.
Качество меня лично вполне устроило. Были, конечно, несостыковки, но по-мелочи.

В частности, оставались сзади щели над гусеницами (пришлось заделывать в ходе сборки кусочками полистирола. Не оказалось цилиндрической опоры под передний домкрат самой «зушки» (вытачивал из литника). Тонким прозрачным пластиком пришлось «застеклить» два поворотных перископических прибора (иначе смотрелось несимпатично). Зато по окончании сборки обнаружил массу «лишних» деталей, при вдумчивом рассмотрении представляющих собой не что иное как противотанковый ракетный комплекс «Фагот» (очевидно, предусмотрен вариант сборки из этой же коробки как БТР-ЗД, так и БТР-РД - модификации с данным ПТРК, причем в инструкции по сборке об этом - как говориться, ни гу-гу).

От себя добавил два курсовых пулемета Калашникова в углах на стыке носовых бронелистов (места установки предварительно высверлил, затем вклеил стволы из иголки от одноразового шприца, сверху добавил колечки из медной проволоки).

Хотел добавить антенну АШ-4 (антенна штыревая), но решил воздержаться от этой затеи, т.к. в противном случае стволы ЗУ будут задевать за нее при круговом вращении. Не знаю, как в таких случаях обходятся в реальной жизни.

Сборная гусеничная лента (каждый трак сделан отдельно) позволяет успешно имитировать провисание гусениц.

Красил модель , по уже сложившейся привычке, «Суперзвездой» в стандартный для Российской Армии трехцветный камуфляж (песочный плюс защитный плюс черный цвета) аэрографом именно в вышеупомянутой последовательности (рекомендуется многими моделистами, и я к этому присоединяюсь). Имитация сколов краски - та же «Супер» (методом «сухой кисти), при этом учитывал, что при изготовлении корпуса оригинала самого БТРа используются алюминиевые сплавы, а ЗУ - сталь, и использовал разную краску. Подтеки дизтоплива, без которых не обойтись при заправке (задняя часть обоих бортов) имитировал при помощи смеси глянцевого лака и черной краски (получается, на мой взгляд, весьма похоже).

Затем - имитация запыления (водный раствор акриловой «Звезды» песочного цвета). И, наконец, окончательная «задувка» всей поверхности матовым лаком («Суперзвезда»).