Броня крылатой пехоты. Бронетранспортер бтр-д двигатель, вес, размеры, вооружение

Принятие на вооружение Воздушно - десантных войск (ВДВ) в 1969 г. боевой машины десанта БМД-1 не решало окончательно вопрос полной механизации пехоты войск. Дело в том, что БМД-1 при всех ее достоинствах обладала небольшой, по сравнению с боевыми машинами пехоты вместимостью, которая составляла всего семь человек (два члена экипажа и пять десантников). Для обеспечения средствами механизации всей пехоты ВДВ требовалось слишком много БМД, десантировать которые в полном объеме не представлялось возможным. В начале 70-х годов было принято решение о создании легкой бронированной машины с увеличенной по сравнению с БМД-1 вместимостью, способной к десантированию с помощью парашютных систем. Разработка проекта новой машины было поручено КБ Волгоградского тракторного завода и проводилась под руководством главного конструктора А.В. Шабалина. Бронетранспортер создавался на основе шасси БМД-1 с широким использованием ее узлов и агрегатов. БТР-Д отличался от БМД-1 удлиненным на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары катков ходовой части и отсутствием орудийной башни. За счет отказа от башни и удлинения корпуса удалось значительно повысить вместимость бронетранспортера. Теперь она составляла 13 человек (три члена экипажа и десять десантников). Вес машины по сравнению с БМД-1 увеличился на 800 кг. Вооружение БТР-Д состояло из двух курсовых 7,62 мм пулеметов ПКТ, расположенных аналогично курсовым пулеметам БМД-1 в специальных нишах корпуса. В ранних вариантах машина выпускалась с одним курсовым и одним установленном на крыше пулеметами ПКТ. Во второй половине 80-х годов БТР-Д выпускались с установленными на крыше автоматическими гранатометами АГС - 17 "Пламя". С 2002 года на некоторых машинах устанавливается 12,7 мм пулемет 6П50 "Корд". Компановка машины не претерпела изменений. После войсковых испытаний, которые проходили на базе 119 гв. парашютно - десантного полка (пдп), в 1974 г. БТР-Д был принят на вооружение. Серийное производство было организованно в том же году на Волгоградском тракторном заводе. БТР-Д оказался удачной машиной. На его базе было создано целое семейство боевых машин и машин боевого обеспечения для ВДВ:

- 120 мм самоходное комбинированное артиллерийское орудие 2С9 "Нона"-С;

- машина управления артиллерийским огнем 1В119 "Реостат";

- боевая машина ПТУР БТР-РД "Робот" с ПТРК 9К111;

- боевая машина БТР-ЗД "Скрежет" с ПЗРК;

- командно-штабная машина БМД-1КШ "Сорока"

- радиостанция БМД-1Р "Синица";

- бронированная ремонтная эвакуационная машина БРЭМ-Д;

- радиостанция спутниковой связи Р-440 ОДБ "Фобос";

- пусковая установка для запуска ДПЛА комплекса "Строй"-П.

Все перечисленные модификации могут десантироваться с помощью парашютных систем, за исключением пусковой установки комплекса "Строй"-П. БТР-Д и машины разработанные на его основе на экспорт не поставлялись. В настоящее время, кроме ВДВ ВС России состоит на вооружении ряда стран - бывших союзных республик СССР.

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения БТР-Д БТР-РД БТР-ЗД БМД-1КШ БМД-1Р БРЭМ-Д
1 Экипаж чел. 3 4 4 7 3
2 Десант чел. 10 - - - - 4
3 Вооружение 7,62 мм ПКТ

9К111

ПЗРК 9К34

АГС - 17

2

-

-

1*

1

1

-

-

1

-

3

-

1

-

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

4 Боекомплект 7,62мм

ПТУР 9М111

ЗУР 9М36

30мм ВОГ-17

2000

-

-

87*

1000

12

-

-

1000

-

18

-

1000

-

-

-

1000

-

-

-

1000

-

-

-

5 Мощность двигателя 5Д-20 л.с. 240 240 240 240 240 240
6 Максимальная скорость км/ч 60 60 60 60 60 60
7 Скорость на плаву км/ час 10 10 10 10 10 10
8 Боевая масса т 8 8 8 8 8 8
9 Запас хода по топливу км 500 500 500 500 500 500
10 Длина по корпусу мм 5883 5883 5883 5883 5883 5883
11 Ширина мм 2630 2630 2630 2630 2630 2630
12 Высота мм 1650-2000 1650-2000 1650-2000 1650-2000 1650-2000 1650-2000
13 Дорожный просвет мм 100-450 100-450 100-450 100-450 100-450 100-450
14 Среднее удельное давление на грунт кг/ кв.см 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
15 Аппаратура связи Р-123М

Р-111

Р-130

Р-161А2М

1

-

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

2

2

1

-

1

-

-

1

1

-

-

-

16 Средство постановки дымзавес ТДА 902В 4 4 4 4 4 4
17 Бронирование мм 6-26 6-26 6-26 6-26 6-26 6 - 26
18 Тяговая лебедка 12 тс шт. 1
19 Кран-стрела 3 тс шт. 1
20 Генератор ВГ-7500 шт. 1

Экипировка и вооружение


Парашюты

Десантные подразделения используют парашютные системы двух типов: Д-10 в комплекте с запасным парашютом и более современную систему специального назначения «Арбалет-2″, поступившую в ВДВ в 2012 году. Последняя - часть экипировки разведывательных подразделений бригады.

Д-10, используемая для проведения массовых операций, позволяет десантироваться с высоты до четырех километров. Эта система обеспечивает вертикальную скорость падения до пяти метров в секунду, а также небольшое горизонтальное скольжение. В отличие от Д-10, система специального назначения «Арбалет-2″, при той же высоте десантирования, позволяет планировать на расстояние до десяти километров. В комплекте с ней идет контейнер, способный вмещать до 50 килограммов груза.

Ульяновские десантники уже опробовали «Арбалет-2″ на двух масштабных учениях - в Белоруссии, а также на острове Котельный (архипелаг Новосибирских островов в Якутии), в составе соединения ВДВ.

На Котельном перед нами поставили задачу захватить аэродром противника при десантировании. Был сильный ветер с порывами до 20 метров в секунду, температура минус 32 градуса. Однако парашютная система позволяет совершить безопасное приземление и в таких погодных условиях. Задачу мы выполнили, все прошло без травм и каких-либо осложнений, - рассказал разведчик-пулеметчик роты специального назначения, старший лейтенант Илья Шилов.

По словам десантника, «Арбалет-2″ - очень удобная, хорошо управляемая, по сравнению с предыдущим поколением, система. С этой системой Илья Шилов совершил 52 прыжка.

К большому весу (сама система - 17 килограммов, плюс до 50 килограмм грузовой контейнер) привыкаешь. В сравнении же с Д-10 использовать «Арбалет-2″ - это как прокатиться на машине «Формуле-1″ вместо обычного автомобиля, - отмечает разведчик-пулеметчик.

Основное оружие десантников - автомат АК-74М. На смену «старому надежному», как говорят сами военные, пулемету ПКМ пришел ручной пулемет ПКП «Печенег», максимальная длина непрерывной очереди которого составляет порядка 600 выстрелов. Ко всем образцам стрелкового оружия поступила новая оптика, приборы наведения как ночные, так и дневные.

После образования в составе 31 бригады разведывательного батальона появилось много специального бесшумного оружия. Это винтовка снайперская специальная (ВСС), автомат «Вал», стреляющий специальными 9-миллиметровыми дозвуковыми патронами СП-5 и СП-6, которые пробивают бронежилеты, либо 6-миллиметровый стальной лист на дальности в 100 метров, а также пистолет ПБ. К каждому специальному оружию также есть разные варианты оптики.




Пистолет бесшумный


Кроме этого, на вооружение в бригаду поступил 12,7-миллиметровый пулемет НСВ на новом станке, который позволяет вести огонь не только по наземным целям и бронированным автомобилям противника, но и по воздушным судам (наиболее эффективен он против вертолетов). Это оружие удобно для применения в горах, на оборудованной стационарной позиции.


В арсенале десантников есть 30-миллиметровый автоматический гранатомет на станке АГС-17 «Пламя», предназначенный для ведения боевых действий вне укрытий, в открытых окопах и за естественными складками местности, более легкий вариант АГС-30 и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7Д3, имеющий как кумулятивные боеприпасы, так и осколочно-фугасного действия.

Также у нас имеется новейшее оружие, работающее по принципу «выстрелил и забыл». Так, противотанковый ракетный комплекс «Корнет», в отличие от пусковой установки 9П135М, которая стояла у нас на вооружении раньше, имеет более мощную ракету, лучшую бронепробиваемость. Кроме этого, «Корнет» управляет ракетой по лазерному каналу, а предыдущий образец - по старинке, проводной системой. Таким образом, дальность противотанкового ракетного комплекса ограничена только мощностью маршевого двигателя, - поясняет заместитель командира 31 бригады ВДВ по вооружению, гвардии подполковник Михаил Анохин.

Холодное оружие

Один из самых интересных экземпляров - нож разведчика стреляющий. Им можно пользоваться традиционно, как боевым клинком. Кроме этого, нож может произвести один выстрел специальным патроном, который находится в рукоятке: для этого нужно взвести курок и снять предохранитель. Расстояние, на котором противник может быть поражен - от пяти до десяти метров. Ножны можно использовать для перекусывания проволоки, зачистки проводов.

Нестреляющий нож разведчика применяется как боевой клинок, в том числе, и для метания. Кроме этого, недавно в бригаде появились ножи «Клен», входящие в комплекс выживания. Это боевое оружие, с хорошо затачиваемым мощным клинком. Ножны имеют компас, могут резать проволоку; они приспособлены для заточки клинка и имеют дополнительные специальные лезвия - пилу и шило.


Кроме этого, в рукоятке имеется капсула выживания, в которую уложены антацид, иголки, булавка, приспособление для извлечения осколков, крючки, спички, леска - все необходимое для того, чтобы выжить в сложных условиях до того момента, пока десантника не найдут, либо он сам себя не спасет.

Экипировка

Она зависит от задач, которые поставлены перед десантником. Так, основное оружие огнеметчика - легкий пехотный огнемет ЛПО с целым набором различных боеприпасов: от светошумовых до термобарических, осколочно-фугасных, дымовых, аэрозольных. Когда необходимости применять огнемет нет, воин выполняет задачи как пехотинец - для этого у него имеется автомат АК-74М.


В 31 бригаде есть два вида снайперов. Специальное снайперское подразделение имеется в разведывательном батальоне: военнослужащие проходят обучение на курсах, у них именное оружие. В арсенале такого снайпера - специальные ножи, снайперский автомат и винтовки, действующие на разных дальностях (от километра и выше), пистолет, дальномеры, метеостанция. А также маскировочный комплекс, вид которого различается, в зависимости от местности.

Снайпер, который действует в боевой линии парашютно-десантных или десантно-штурмовых подразделений, вооружен специальной винтовкой СВДС со складывающимся прикладом, которая создана специально для десантирования, с дневным и ночным оптическим прицелом; пистолетом бесшумной стрельбы.



Пулеметчик имеет пулемет ПКП «Печенег», который пришел на смену пулеметам ПКМ, с комбинированным оптическим прибором, помогающим вести огонь как днем, так и ночью. Это оружие для уничтожения как пехоты, так и легкобронированных автомобилей. За короткий промежуток времени пулеметчик может создать на участке шквал огня, остановить противника, дать возможность командиру сориентироваться, перегруппироваться своим товарищам.

Автоматчик

Автоматчик - это «классический» десантник, имеющий много холодного оружия, автомат АК-74М, прибор прицеливания 1П29 Тюльпан, позволяющий днем с кратностью наблюдать за полем боя, выставлять дальности прицеливания при проведении стрельбы, работать в активном режиме ночью. В его арсенале - подствольный гранатомет, бинокль.


Кроме этого, все воины имеют тактические очки, перчатки, специальные накладки на колени и на локти, радиостанцию, позволяющую держать постоянную связь с командиром отделения.

Саперы бригады получили новые миноискатели для поиска неконтактных мин «Коршун» (этот прибор способен обнаруживать взрывные устройства на достаточно большое расстоянии, за стенами из бетона и кирпича, заборами из колючей проволоки и металлической сетки, под асфальтом и так далее). Кроме этого, в бригаду поступили современные компактные миноискатели ИМП2-С с настройками на противопехотную, противотанковую мину и любой другой предмет.

Новые облегченные, но более прочные костюмы саперов держат взрыв вблизи противопехотной мины. Шлем со специальным стеклом выдерживает выстрел в упор из 9-миллиметрового ПМ.

Военная техника, которая стоит на вооружении российских десантников

Боевая машина десанта БМД-2

Гусеничная, плавающая, десантируемая с самолетов военно-транспортной авиации парашютно-реактивным способом боевая машина имеет вес 8,2 тонны, запас хода до 500 километров, развивает скорость до 63 километров в час на суше и до 10 километров в час на воде (плавать БМД-2 может еще и назад, но намного медленнее - со скоростью в полтора километров в час). Она имеет изменяемый дорожный просвет, что дает возможность десантироваться из самолетов, а также улучшает возможности машины в ходе маскировки на местности.

БМД-2 вооружена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42, которая была спроектирована для уничтожения живой силы, легкобронированной техники и воздушных низколетящих целей. С ней спарен 7,62-миллиметровый пулемет. Кроме этого, для борьбы с бронированными целями противника у БМД-2 имеется противотанковый управляемый комплекс.

Боевая машина имеет закрепленные на бортах тент для укрытия и маскировочную сеть (зимой - белую, а летом - зеленую). Ульяновские десантники доработали БМД: с двух сторон у каждой машины закреплены походные комплекты. Это ящики, где находится запас самых необходимых вещей, которые могут потребоваться отделению, внезапно поднятому по тревоге. В НЗ входит комплект дров, печка, газовая плитка, палатка, свечи, аккумуляторы, запас веревок, шанцевый инструмент, лопаты, кирки. Все для того, чтобы десантники не тратили время на сборы, а запрыгнули на машину и отправились бы на выполнение задачи.



Бронетранспортер БТР-Д

Унифицированная машина воздушно-десантных войск. Помимо того, что на ней транспортируется личный состав, она может применяться для перевозки любых грузов, монтажа практически любого вооружения.

В ульяновской бригаде есть, как минимум, три варианта БТР-Д. Первый - со смонтированным на нем пулеметно-гранатометным отделением. Десантники и здесь внесли свои изменения: придумали систему крепления крупнокалиберного пулемета и станкового гранатомета АГС, состоящую из тросиков. Это позволяет воинам на ходу вести в одно и то же время огонь сразу из двух орудий.



Второй вариант, стоящий на вооружении противотанковых подразделений - БТР-РД - имеет две пусковые установки 9П135М1 (или 9К111-1 «Конкурс»). В том случае, когда бронетранспортер вооружен «Конкурсом», он способен уничтожить до десяти танков. Наземный «истребитель» поражает цели на расстоянии до четырех километров.



На третьем варианте - БТР-3Д - смонтирована зенитно-артиллерийская установка ЗУ-23. Есть вариант, когда в машине перевозится расчет с переносным ракетно-зенитным комплексом 9К38 «Игла», который способен обстреливать воздушные цели, летящие на скорости до 320 метров в секунду, а также в том случае, если противник применяет ложные тепловые помехи.




База всех гусеничных машин унифицирована (разница лишь в том, что бронетранспортеры имеют на один каток больше). Запчасти же, которые могут понадобиться для ремонта или восстановления, одни и те же.

На базе БТР-Д также сконструирован пункт разведки и управления огнем дивизиона (батареи) артиллерии ВДВ 1В119. Его задача - связь с самоходным артиллерийским орудием «Нона-С» и управление огнем, так что две этих машины обычно находятся на поле боя вместе.


«Нона-С»

120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие 2С9-1М «Нона-С» - уникальная даже для сегодняшнего дня артиллерийская система, сочетающая в себе свойства орудий разных видов. Ее назначение - непосредственная огневая поддержка подразделений ВДВ на поле боя.

«Нона-С» способна поражать не только живую силу и разрушать оборонительные укрепления противника, но и вести борьбу с танками. Специальные осколочно-фугасные артиллерийские снаряды могут стрелять на дальность до 8,8 километров. Их эффективность схожа со 152-миллиметровыми снарядами гаубиц. Для борьбы с бронетехникой применяются и кумулятивные снаряды.

Машина развивает скорость до 60 километров в час на суше и до 9 километров в час на плаву. Она оснащена специальной системой, которая производит самостоятельные расчеты и выдает данные, которые необходимо ввести для точной стрельбы.



БТР-80

В число трех машин, которые поступили в 31-ю бригаду после развертывания в ней разведывательного батальона, входит БТР-80, который в уже в ближайшем будущем будет заменен на более современный БТР-82А, принятый на вооружение российской армией в прошлом году. Плавающий бронетранспортер имеет восьмиколесную базу, запас хода до 500 километров. Он более мобилен, чем БМД - на шоссе развивает скорость до 80 километров в час.

Основное вооружение БТР-80 - 14,5-миллиметровый станковый крупнокалиберный пулемет Владимирова. В БТР-82А установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка, спаренная с 7,62-миллиметровым пулеметом.

«Инфауна»

Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы РБ-531Б «Инфауна» предназначен для защиты автобронетехники и личного состава от поражения радиоуправляемыми минными взрывными устройствами и оружием ближнего боя. «Инфауна» в автоматическом режиме ведет радиоподавление средств подрыва радиоуправляемых минных устройств в радиусе до 150 метров. То есть, комплекс способен прикрыть целую роту бронетехники.

Кроме этого, «Инфауна» имеет камеры с пусковыми устройствами, которые в автоматическом режиме фиксируют выстрел из противотанкового, либо ручного гранатомета и производят отстрел аэрозольных боеприпасов. В течение двух секунд завесой они прикрывают десантников.

Комплекс развивает скорость до 80 километров в час. Большой плюс заключается в том, что он может действовать как в составе подразделения радиоэлектронной борьбы, так и инженерно-саперных подразделений. У «Инфауны» есть режим, который позволяет сопровождать саперов, ведущих разминирование. Машина следует за ними и, в непосредственной близости, ведет радиоподавление.


«Леер-2″

Мобильный автоматизированный комплекс технического контроля радиоэлектронной имитации и постановки помех радиоэлектронных средствам «Леер-2″ создан на базе бронированного автомобиля ГАЗ-233114 («Тигр-М»). Это высокотехнологичная машина, которая проводит комплексный технический контроль и оценку радиоэлектронной обстановки. «Леер-2″ используют для обнаружения и пеленгования средств ультракоротковолновой радиосвязи, работающих на фиксированных частотах, а также созданию радиопомех. Спецаппаратура позволяет вести поиск по частоте, измерять параметры обнаруженных сигналов, пеленговать их, регистрировать с привязкой к координатам местности. На шоссе «Леер-2″ развивает скорость до 125 километров в час.

КамАЗ-5350

В автопарке десантников есть специальный автомобиль МТО-АМ (мастерская технического обслуживания) на базе КамАЗ-5350 «Мустанг». Это выездной «автосервис», который может заниматься ремонтом и восстановлением машин на месте.

КамАЗ-43501 создан специально для ВДВ. Этот легкий десантный автомобиль может «прыгать с парашютом», для чего его сделали компактным. Это самый маленький по грузоподъемности «Мустанг». Основное использование автомобиля - перевозка личного состава, а также подвоз материальных средств.


Уже в нынешнем году в бригаду поступят более современные «Тигры».

БТР-Д — авиадесантируемый плавающий бронетранспортер, созданный специально для оснащения воздушно-десантных войск, был разработан и принят на вооружение в 1974 г. на базе БМД-1. Машина изначально предназначалась для транспортировки личного состава и раненых, однако могла успешно использоваться для перевозок вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и аналогичных военных грузов.

БТР-Д — видео

БТР-Д отличался отсутствием башни с вооружением. Ее заменяла небольшая вращающаяся командирская башенка, что существенно снижало вес машины.

Бронетранспортер мог десантироваться как парашютным, так и парашютно-реактивным способами преимущественно с самолетов типа Ан-12. Общая компоновка машины мало чем отличалась от БМД-1. Корпус, для изготовления которого использовались листы алюминиевого сплава, несколько удлинен, а в ходовую часть добавлен шестой опорный каток. В результате по каждому борту у машины были установлены по шесть опорных и пять поддерживающих катков. Подвеска индивидуальная гидропневматическая с изменяемым клиренсом. На машине установлены гусеницы с открытыми металлическими шарнирами. Высота бортов корпуса на участке расположения десантного отделения была увеличена. В лобовом бронелисте выполнены смотровые окна, которые в боевых условиях закрываются броневыми листами.


Конструкция

Мощный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением 5Д20, установленный в моторно-трансмиссионном отделении машины, аналогичен силовой установке БМД-1. Двигатель развивает мощность до 240 л. с.

Вооружение БТР-Д составляют два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ, боекомплект которых включает 2000 патронов. Первоначально один из пулеметов закреплялся на поворотной основе сверху корпуса. В бортах корпуса и в кормовом люке можно было увидеть 5 амбразур с броневыми заслонками и шаровыми опорами для стрельбы из автоматов. Кроме того, на БТР-Д установлена система запуска дымовых гранат 902В «Туча». Со второй половины 1980-х гг. эти машины часто оборудовались 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», который монтировался на кронштейне в правой части крыши корпуса.
В командирской вращающейся башне были установлены два прибора наблюдения ТНПО-170А и прибор ТКН-ЗБ с осветителем. Связь с внешним миром осуществлялась посредством радиостанции Р-123М. Постановка дымовых ракет осуществлялась с помощью термодымовой аппаратуры и четырех дымовых гранатометов 902В «Туча».


БТР-Д поступали только на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии, но в отличие от всей другой легкой советской бронетехники на экспорт не поступали. Машина была довольно распространена, поскольку в каждой воздушно-десантной дивизии по штату полагалось иметь около 70 машин подобного типа, а противотанковая батарея воздушно-десантного полка должна была включать модификацию БТР-Д - БТР-РД. Бронетранспортеры довольно успешно использовались во время военных действий в Афганистане. Были в распоряжении российских миротворческих сил в Южной Осетии и Абхазии, а также использовались российскими контингентами международных сил в поддержании мира в Боснии и Косово.

БТР-Д за время своего существования не раз модифицировался. В 1979 г. появился противотанковый вариант этой машины, которому был присвоен индекс БТР-РД. От своего предшественника он отличался усиленным вооружением. На крыше корпуса был размещен противотанковый ракетный комплекс «Конкурс» с боекомплектом 4 ПТУР 9М113 или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 «Фагот». В 1984 г. на вооружение приняли еще одну версию БТР-Д - БТР-ЗД. Машина была специально разработана для дополнительного размещения на ней шести переносных зенитных ракетных комплексов 9К34 «Стрела-3». Иногда на крыше корпуса вместо «Стрелы-3» монтировали 23-мм спаренную автоматическую зенитную пушку ЗУ-23-2 на полевом лафете.


БТР-Д с 12,7-мм пулеметом «Корд» и 30-мм автоматическим гранатометом АГС-30

На базе БТР-Д были разработаны и другие модификации и военные машины:
- командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями Р-123 БМД-1КШ «Синица»;
- командно-штабная машина бригадно-полкового звена с двумя радиостанциями Р-123, двумя радиостанциями Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и автоматической приставкой засекречивания переговоров КШМ «Сорока»;
- машина управления и наведения артиллерии 1В119 «Реостат», оснащаемая РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером (дальность до 8 км), дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107 и имеющая на вооружении курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа «Муха»;
- 120-мм гусеничное самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона»;
- бронетранспортер для перевозки расчетов зенитных ракетных комплексов БТР-ЗД «Скрежет»;
- бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д;
- станция спутниковой связи Р-440 ОДБ «Фобос» и др.


БТР-ЗД «Скрежет»

Модификации

БТР-РД «Робот» - истребитель танков с ПТРК 9М111 «Фагот» (боекомплект - 12 ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс»)

БТР-ЗД «Скрежет» - бронетранспортёр для перевозки расчётов зенитных ракетных комплексов. В отличие от базовой модификации имеет специальные стеллажи для перевозки ПЗРК Игла или Стрела без штатной укупорки (ящиков) под броней и хомуты для крепления одной ракеты в непосредственной близости от люка на броне. В другом варианте устанавливается ЗУ-23-2.


БТР-РД «Робот»

Тактико-технические характеристики БТР-Д

Экипаж, чел.: 3
Десант, чел.: 10
Производитель: Волгоградский тракторный завод
Годы производства: 1974
Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение сзади, управления и десантное спереди

Вес БТР-Д

— 8,0 тонн

Размеры БТР-Д

— Длина корпуса, мм: 5883
— Ширина корпуса, мм: 2630
— Высота, мм: 1650-2000
— Клиренс, мм: регулируемый, 100-450

Броня БТР-Д

— Тип брони: алюминиевая катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 15
— Борт корпуса, мм/град.: 10
— Корма корпуса, мм/град.: 10

Вооружение БТР-Д

— Пулемёты: 2 × 7,62-мм ПКТ или ПКТМ

Двигатель БТР-Д

— Тип двигателя: 5Д20
— Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость БТР-Д

— Скорость по шоссе, км/ч: 60
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500

Созданный по инициативе Мареглова В.Ф., командующего ВДВ, авиадесантный бронетранспортёр БТР-Д был принят на вооружение в 1974 году воздушно-десантными войсками СССР. Он использовался активно в Афганской и Чеченской войнах.

Идея сотворения бронетранспортера

Маргелов В.Ф. поручил составить эскиз трем организациям: ВНИИ, машиностроительному Мытищинскому заводу, тракторному - в г. Волгоград.
Требования к разработке «будущего» транспорта были такими:

  • вооружение, броневая защита, перечень необходимого оборудования, маневренность - перечисленная номенклатура обязана быть на одной ступеньке с опытной машиной пехоты под именем «Объект 765»;
  • параметры должны задаваться с учетом возможности его свободной вытяжки при помощи парашюта сквозь люк грузового самолета Ан-12;
  • масса не должна нарушать стабильность полета грузового самолета при выбросе машины совместно со специальным парашютом.

Исследование, рассмотрение проекта позволило разработчикам выдвинуть два предложения по решению поставленной перед ними задачи.

Предложение № 1

Решение бюро Волгоградского завода по тракторному производству было следующим: они утверждали, что такие машины станут массовыми ввиду такого потенциала, как возможность скорой доставки в заданное человеком место. Заводское КБ настаивало на том, чтобы выбор конструкции узлов характеризовался значением подчинения при решении заданных ТТТ.

Предложение № 2

Машиностроительный завод в Мытищах и институт говорили об обратном: популярностью такое устройство пользоваться не будет. Поэтому лучше использовать уже имеющиеся разработанные агрегаты АСУ-57 или же БРДМ-2, а в качестве базы применить скомпонованную схему с передним размещением МТО (моторо-трансмиссионного отделения) и задним расположением отделения для пассажиров.

Ответы на вопросы по эксплуатации

Приготовление средства к эксплуатации включает следующие работы:
нанесение номерных, а также опознавательных знаков;
обкатку средства передвижения (нового либо отремонтированного);
установление необходимого снаряжения, оборудования;
тех. обслуживание ежедневно;
Командир подразделения обязан лично проверить готовность транспортных средств после того, как водители проведут контрольные осмотры своих машин.

В инструкции прописаны не только практические аспекты по подготовке к активному использованию машин, но и нюансы применения их в военное, мирное время, техническое обслуживание, транспортировка, хранение.

class="eliadunit">

Использоваться вооружения должно при соблюдении норм, правил, которые содействуют нормальной работе имеющихся механизмов. Машины используются лишь по предназначению в рамках установленных норм расхода ресурсов. В военное время эксплуатация направлена на получение успеха в бою, в мирное - на выполнение плана по боевой подготовке.

Общие характеристики БТР-Д

Задачи бронетранспортера заключаются не только в перевозке военного состава, но и в транспортировке боеприпасов, смазочных, горючих материалов, вооружения и прочих грузов. Рассмотрим технические особенности машины подробно:

  • параметры по корпусу - 5883 мм, высота - 2000 мм, ширина - 2630 мм;
  • два пулемета по 7,62 мм на вооружении;
  • V-образный 5Д-20,6-цилиндровый двигатель (дизель);
  • противопульное бронение;
  • боекомплект в 2000 патронов;
  • 22,1 кВт/т - мощность двигателя;
  • макс. скорость по шоссе - 62 км/ч, 10 км/ч - на плаву;
  • экипаж вмещает 13 человек;
  • масса общая - 8,0 т;
  • 500 километров - запас хода.

Достоинства БТР-Д

Следует начать с того, что БТР-Д располагает не только превосходными скоростными свойствами, но и достойным уровнем проходимости. Средство без проблем преодолевает подъем в 32-35 градусов крутизной, а также стенку вертикальную высотой в 70 см. Водные препятствия машина одолевает с весьма неплохой скоростью (указана ниже).

Шасси транспортера применялось и применяется широко сегодня для основания многих механических устройств:

  • 1В119 - средства управления артиллерией;
  • танкового истребителя БТР-РД;
  • БТР-ЗД для транспортировки зенитных ракетных комплексов;
  • БТР-КШМ «Сорока» - машины звена «полк-бригада»;
  • транспортного командно-штабного средства батальона с 2-мя радиостанциями под именем БМД-КШ "Синица";
  • орудия самоходного в 120-мм - «Нона-С»;
  • эвакуационно-ремонтного средства БРЭМ-Д с сошником-лопатой, лебедкой тяговой, краном-стрелой, а также оборудованием для сварочных работ.

БТР-Д кардинально поменял облик воздушно-десантных войск СССР. Войска получили новые возможности. Ведь бронетранспортер называют уникальным в своем роде механизмом, который не имеет аналогов за пределами нашей страны. Ранее США намеревалась создать похожее семейство боевых машин на основе шасси 90 мм авиадесантной пушки М 56 под названием «Скорпион», однако данные планы не осуществлены и по сегодняшний день.

class="eliadunit">

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 11/2007, стр. 13-24

Броня крылатой пехоты

Максим Саенко

Семен Федосеев

Продолжение. Начало см. в «ТиВ» № 7-9,11/2006,

№ 1,2,4,5,7,8,10/2007 г.

Материал подготовлен к печати при участии службы информации и общественных связей ВДВ и Военно-научного комитета ВДВ.

Использованы фотослужбы информации и общественных связей ВДВ РФ, А.Марецкого, А.Кошавцева и из архивов авторов редакции.

Десантный бронетранспортер и его семейство

Семейство боевых и специальных машин на базе БТР-Д

На шасси БТР-Д разработали семейство машин различного назначения, поступивших в минометные батареи, артиллерийские, противотанковые и зенитные дивизионы, штабные, медицинские и другие подразделения Воздушно-десантных войск.

В звено полк-бригада в 1975 г. на вооружение поступила БМД-1КШ «Сорока». Для размещения в корпусе дополнительного оборудования изъяли курсовые пулеметные установки, амбразур для стрельбы из автоматов в корпусе также нет. Рядом с люком механика-водителя появились люки для посадки офицеров, перенесенные с крыши среднего отделения. Командирскую башенку сдвинули назад и сместили к левому борту. В лобовом листе броневой рубки среднего отделения выполнены три световых окна с бронекрышками (как на опытном «объекте 925») для улучшения условий работы офицеров штаба.

«Сороку» оснастили двумя радиостанциями Р-123 (Р-123М), двумя Р- Ш, радиостанцией KB диапазона Р-130 (дальность связи до 50 км при работе на 4-м штыревую антенну, для увеличения дальности можно использовать радиомачту). УКВ станции Р-123М и Р-111 имеют возможность автоматической настройки любых четырех заранее подготовленных (фиксированных) частот. Радиостанции могут работать независимо и одновременно при выборе частот по таблице вариантов рабочих частот. Снаружи на корпусе размещены складные антенные устройства. Для питания оборудования установлен автономный бензоэлектрический агрегат АЕ-0,5-П/30. Имеются два съемных столика для работы офицеров штаба.

Машина дальней радиосвязи БМД-1Р оборудована радиостанцией УКВ-КВ диапазона средней мощности Р-161А2М, обеспечивающей связь на дальность до 2000 км на стоянке. Необходимость дальней радиосвязи для десанта в тылу противника очевидна.

На шасси БТР-Д смонтирована станция космической (спутниковой) связи Р-440 ОДБ «Кристалл-БД». Эта станция, поступившая на вооружение в 1989 г., включена в единую систему спутниковой связи Министерства обороны, функционирует через ретрансляторы связи космических аппаратов, расположенных на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Ее складная направленная антенна установлена на крыше среднего отделения БТР-Д. Позже была принята станция Р-440 ОДБМ.

Превращение БТР-Д в санитарный (для использования в медицинской роте) и грузовой варианты описано в «ТиВ» №8/2007 г.

В 1979 г. бронетранспортеры БТР-Д подверглись первой небольшой модернизации - их оснастили системой 902Г «Туча» для дистанционной установки дымовых завес. На задней наклонной стенке среднего отделения были установлены два кронштейна для четырех (по два с каждого борта) 81 -мм нарезных гранатометов. Пульт управления системы пуска дымовых гранат разместили в отделении управления с левой стороны от левого прибора наблюдения механика-водителя. Стрельба ведется дымовыми гранатами ЗД6 со временем эффективного дымообразования 60-130 с. Дальность постановки дымовой завесы - 300 м, ширина фронта завесы - 60 м.

Разумеется, изучался вопрос и о самоходном орудии непосредственной огневой поддержки десантных подразделений. Первоначально на шасси БМД-1 выполнили 122-мм самоходную гаубицу 2С2 «Фиалка» и 120-мм миномет 2С8 «Ландыш». Но из-за перегрузки ходовой части на вооружение их не приняли. В 1975 г. началась разработка принципиально нового универсального самоходного артиллерийского орудия (САО). В ЦНИИ Точмаш (г. Кли-мовск) провели проработку нового комплекса «орудие-выстрел».

ЦНИИ Точмаш, ГНПО «Базальт» (г. Москва) и «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь) в кооперации разработали 120-мм орудие 2А51 «Нона». Орудие установили в поворотной башне на шасси «объект 926», созданное на базе БТР-Д. САО, поступившее на вооружение в 1981 г., получило название «Нона-С» и индекс 2С9. Так появилось уникальное самоходное орудие, способное решать задачи гаубицы, миномета и в какой-то мере противотанковой пушки. Для размещения в корпусе боекомплекта курсовые пулеметные установки убрали. Максимальная дальность стрельбы «Ноны» обычным осколочно-фугасным снарядом составляет 8,89 км (активно-реактивным - до 13,1 км), минимальная - 1,7 км, миной - соответственно 7,1 и 0,43 км. Скорострельность- от 4 до Ювыстр./мин. Подробно о самоходном орудии 2С9 «Нона-С», ставшем основой артиллерии ВДВ, будет рассказано в следующих номерах журнала «Техника и вооружение».

БМД-1Р развернута в боевое положение.

Параллельно с созданием САО велись опытно-конструкторские работы по командной машине управления самоходной артиллерийской батареи (именуемой иначе пунктом разведки и управления огнем артиллерии) и самоходному противотанковому ракетному комплексу. Таким образом, почти всю артиллерию воздушно-десантной дивизии обновляли и переводили на шасси БТР-Д.

Пункт разведки и управления огнем батареи орудий 2С9 был разработан во ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров) под шифром «Реостат» и поступил на вооружение в 1982 г, получив индекс 1В119. Машина имеет экипаж 5 человек, оснащена РАС разведки наземных целей 1РЛ133-1 (дальность обнаружения до 14 км), лазерным дальномером ДАК-2 («дальномер артиллерийский квантовый», дальность действия до 8 км), артиллерийской буссолью ПАБ-2АМ, дневными прибором наблюдения ПВ-1, прибором ночного видения ННП-21, аппаратурой топопривяз-ки 1Т121-1, прибором управления огнем ПУО-9М, бортовой ЭВМ, двумя УКВ радиостанциями Р-123М, одной Р-107М, переговорным устройством. Экипаж: размещается в увеличенной рубке, приборы установлены во вращающейся башенке и прикрыты откидными крышками. В машине может перевозиться ПЗРК, три РПГ типа «Муха». Сбоку от кормового десантного люка установлены нарезные дымовые гранатометы. Машины 1В119, как и базовый БТР-Д, поставлялись в разведывательные роты (для ведения оптической и радиолокационной разведки).

Станция спутниковой связи Р-440 ОДБМ.

В 2006 г. намечалось поступление на вооружение ВДВ нескольких экземпляров новой машины разведки и управления огнем артиллерии 1В119-1 «Реостат-1» с усовершенствованной аппаратурой разведки, связи и управления, новым программным обеспечением. Машина обеспечивает наряду с разведкой автоматизированное определение координат целей и разрывов своих снарядов днем и ночью, пристрелку целей, наблюдение за полем боя, стрельбу корректируемыми (управляемыми) боеприпасами и оценку результатов. Для применения батареями орудий «Нона» управляемых снарядов «Китолов-2» машину «Реостат-1» оснастили лазерным целеуказателем-дальномером 1Д22. Дальность «подсветки» цели типа «танк» лазерным лучом - от 300 до 7000 м, диапазон измерения дальности до целей - от 120 до 20000 м с погрешностью измерения не более 10 м.

В качестве истребителя танков служит разработанный в 1979 г. Волгоградским тракторным заводом и принятый на вооружение в 1983 г. БТР-РД (шифр «Робот» или «Робот-1»). Под крышей рубки машины крепится подъемная пусковая установка ПТУР «Конкурс» (конструкции тульского ЦКБ-14) с дальностью стрельбы от 75 до 4000 м. Наведение ПТУР на цель - полуавтоматическое, по водостойкой проводной линии связи (масса провода для стрельбы на 4000 м - 740 г), скорострельность - два пуска в минуту. Средняя скорость полета ракеты - 208 м/с.

Масса ракеты 9М113 в транспортно-пусковом контейнере - 25,2 кг, диаметр - 125 мм, бронепробиваемость по нормали - 500 мм. Боекомплект составляет 12 ПТУР. Может устанавливаться ночной прицел. Пуском ПТУР оператор может управлять с выносного пульта. Кроме того, в машине перевозится переносной ПТРК «Фагот» (масса ПТРК - 21 кг) с боекомплектом 12 ПТУР. Этот ПТРК может вести стрельбу непосредственно с машины или с грунта с пусковой установки 9П135М. Кроме основного полуавтоматического в комплексах «Конкурс» и «Фагот» предусмотрен резервный режим ручного наведения, используемый в условиях применения противником оптических помех для срыва автоматического сопровождения ракеты по бортовому источнику света. «Робот» имеет массу 8 т, экипаж 6 человек, скорость до 60 км/ч. Сохранены два курсовых пулемета ПКТ. В артиллерийском полку воздушно-десантной дивизии БТР-РД пришел на смену самоходной установке СУ-85 и 85-мм пушке СД-44.

БТР-ЗД (шифр «Скрежет»), поступивший на вооружение в 1984 г., представляет собой транспортер переносных зенитных ракетных комплексов. Внутри корпуса разместили две многоярусные укладки для 20 ПЗРК типа «Стрела-2М» (9К32М), «Стрела-3» (9К34) или «Игла-1» (9К310). Все эти комплексы разработаны в КБ Машиностроения (г. Коломна), производство вел Завод им. В.А. Дегтярева {г. Ковров). Все ПЗРК включают ЗУР с тепловыми пассивными головками самонаведения, пуск производится с плеча оператора.

Необходимо отметить, что для основного зенитного средства ВДВ - 23-мм спаренной автоматической зенитной установки ЗУ-23-2 - штатным транспортером служил автомобиль ГАЗ-66 в десантном варианте. Но на практике для транспортировки ЗУ-23-2 стали использовать БТР-Д. Поначалу предполагалось, что БТР-Д станет для буксируемой колесной ЗУ-23-2 тягачом-транспортером. Однако на учениях десантники начали устанавливать ЗУ-23-2 прямо на плоскую крышу корпуса и даже вели огонь по условным целям - сначала на переправах, затем и в других видах боя. Так, несмотря на возражения представителей завода-изготовителя машин, появилась зенитная самоходная установка с ЗУ-23, смонтированной открыто на крыше и способной вести огонь как с шасси, так и с грунта. Разумеется, десантирование БТР-Д с ЗУ-23-2 производится раздельно. Совместное десантирование исключено, в том числе из-за того, что установка ЗУ-23-2 занимает место для площадки с блоками многокупольной или парашютно-реактивной системы.

По-своему «узаконили» самодельные зенитные самоходные установки боевые действия в Афганистане и в Чечне, где выброски в район боевых действий не производилось, машины двигались туда своим ходом, использовались для сопровождения колонн.

ЗУ-23-2 устанавливается на крыше бронетранспортера на деревянных подставках и закрепляется с помощью тросовых растяжек. Впрочем, встречаются и другие «самоделки». Так, в Псковской воздушно-десантной дивизии ЗУ-23-2 установили на крыше среднего отделения, а в Тульской дивизии разместили над силовым отделением. Надо отметить, что «псковский» вариант выглядит лучше, поскольку дополнительная нагрузка расположена в зоне грузовой кабины БТР-Д, где предусмотрено крепление груза в полторы тонны. «Тульский» же вариант заметно увеличивает нагрузку на задние катки, и без того нагруженные. Тем не менее «симбиозы» ЗУ-23-2 и БТР-Д в целом показали себя как грозное и эффективное оружие. Появился и заводской вариант установки с более прочным креплением ЗУ-23-2 на корпусе, а также с бронезащитой расчета ЗУ.

БТР-ЗД в базовой конфигурации.

Досягаемость ЗУ-23-2 по дальности - 2500 м, по высоте - 2000 м, темп стрельбы - 2000 выстр./мин. Эту зенитную установку принято относить к устаревшим орудиям, но за счет установки оптико-электронной системы с лазерным дальномером и телевизионным каналом, цифрового баллистического вычислителя, автомата сопровождения цели, нового коллиматорного прицела, электромеханических приводов наведения ее эффективность надеются повысить, обеспечив всесуточночть и всепогодность применения по низколетящим целям.

С середины 1980-х гг. на БТР- Д и машинах, созданных на его базе, вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М устанавливают средства связи нового, третьего поколения - УКВ радиостанции Р-173 и радиоприемники Р-173П на полупроводниковых комплектующих. При работе на штыревую антенну высотой 3 м радиостанция обеспечивает двустороннюю телефонную связь подвижных объектов на среднепересеченной местности на любой из десяти заранее подготовленных (фиксированных) частотна 15-20км. Станция имеет подавитель импульсных помех, цифровой канал, набор фиксированных частот). Кроме того, машины оснастили новым переговорным устройством (ТПУ) Р-174.

Тактико-технические характеристики ПЗРК «Стрела-2М» «Стрела-3» «Игла-1»

В том же 1984 г. на базе БТР-Д была создана 8-тонная десантная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д в качестве подвижного средства технического обеспечения в боевых условиях подразделений, на вооружении которых находились БМД-1, БМД-2 и машины на их базе. Серийное производство БРЭМ-Д смогли поставить только в 1989 г. Машина предназначена для эвакуации поврежденных БМД и образцов, созданных на их базе, из зоны действия огня противника на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, эвакуации застрявших объектов и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании БМД в полевых условиях. Экипаж - 3 человека: место механика-водителя находится в центре отделения управления, слева от него размещается специалист по электрооборудованию, а за ним - командир машины. Сиденье справа от механика-водителя является запасным. БРЭМ-Д оснащена грузоподъемной крановой стрелой, тяговой лебедкой с длиной троса до 100 м и усилием на тросе 3,5-4 тс, блоками полиспастов, буксирным приспособлением, электоросварочным оборудованием с длиной кабелей 10 м. Складывающаяся крановая стрела с вылетом 2 м размещена на верхней части корпуса, имеет привод от гидравлической системы базовой машины, поворачивается на 150°, в походном положении укладывается вдоль левого борта, для десантирования складывается пополам на крыше. Привод крана - от гидросистемы
базового шасси, при неработающем двигателе можно использовать насос с ручным приводом. Полиспаст дает стреле грузоподъемность в 1000, 1500 и 3000 кгс, соответственно при подвеске крюка на две, четыре и шесть ветвей (с креплением растяжек к корпусу). В последнем случае можно производить полуподъем ремонтируемой или эвакуируемой машины за борт, нос или корму. Перед грузоподъемом подвеска БРЭМ-Д блокируется.

Машина оснащена сошником-бульдозером в передней части корпуса для закрепления на месте при работе тяговой лебедкой и проведения земляных работ, комплектом инструмента и приспособлений для ремонта БМД, несет ящики с комплектом запасных частей. Комплект такелажного оборудования позволяет увеличивать усилие на тросе лебедки до 12 тс и вытаскивать машины БМД-1 или БМД-2, имеющие среднее застревание. Полужесткое буксирное приспособление размещено на кормовом листе корпуса и состоит из двух телескопических штанг с внутренней амортизацией. Источником питания для электросварочного оборудования является штатный генератор ВГ-7500. Сварка алюминиевых сплавов осуществляется специальными электродами. Вооружение БРЭМ-Д - курсовой ПКТ с боекомплектом 1000 патронов. Имеются четыре дымовых гранатомета, радиостанция, ТПУ. БРЭМ-Д вместе с обычными БТР-Д вошла в штат ремонтных рот.

На шасси БТР-Д выполнена также пусковая установка и наземный пункт дистанционного управления дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА) «Пчела-1» комплекса «Строй-П», также требующего отдельного рассказа. Укажем только, что комплекс предназначен для телевизионного или инфракрасного наблюдения за полем боя и целями в реальном масштабе времени на ударениях до 50 км от места старта ДПЛА. Государственные испытания этого комплекса, рассчитанного на применение воздушно-десантными соединениями, закончились в 1990 г.

Таким образом, уже через пять лет после принятия на вооружение БМД-1 появились десантный БТР и КШМ, а всего в течение полутора десятков лет (с 1969 по 1984 г.) на вооружение ВДВ поступило обширное семейство бронемашин, включающее более 15 модификаций с единой силовой установкой, трансмиссией, агрегатами и узлами ходовой части, приборами наблюдения, аппаратурой связи и т.п. Номенклатура этого семейства обеспечивает десанту возможность автономного ведения активных боевых действий в тылу противника в течение длительного времени.

Предложено несколько вариантов довооружения БТР-Д, явно порожденных опытом локальных конфликтов на территории бывшего СССР. Речь идет о сочетании автоматического гранатомета и единого либо крупнокалиберного пулемета - типов коллективного автоматического оружия, заслуживших в этих конфликтах признание войск. В одном из вариантов на вертлюжных установках на крыше корпуса установлены 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» перед левым верхним десантным люком и 7,62-мм пулемет ПКМ (или ПКМБ) - перед правым. АГ-17 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М на дальности до 1730 м, темп стрельбы - переключаемый, от 50-100 до 420 выстр./мин, емкость ленты - 29 выстрелов. Пулемет ПКМ выполнен под патрон 7,62x54R, имеет сменный ствол, темп стрельбы 650 выстр./мин, боевую скорострельность до 250 выстр./мин, прицельную дальность стрельбы до 1500 м, емкость ленты - 100, 200 или 250 патронов.

Самоходная пусковая установка и наземный пункт дистанционного управления ДПЛА «Пчела-1» комплекса «Строй-П».

Размещение крановой стрелы

на крыше БРЭМ-Д, подготовленного

к десантированию.

Другой вариант дополнительного вооружения БТР-Д, представленный в 2006 г., включает продукцию Завода им. В.А. Дегтярева (г. Ковров) - 12,7-мм пулемет «Корд» перед левым десантным люком и 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 - перед правым. АГС-30 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М и ВОГ-30 с темпом400 выстр./мин на дальности до 1700 м. Темп стрельбы пулемета «Корд» (патрон 12,7x107 ДШК) - около 600 выстр./мин, прицельная дальность-до 2000 м. Если вертлюжная установка гранатомета выполнена на крыше рубки, то кронштейн под вертлюг пулемета (видимо, в силу его длины) приварен к бронек-рышке левого светового окна, что не очень надежно. Стрельба из пулемета с большими углами возвышения весьма затруднительна. Характерно, что «Корд» крепится на вертлюг вместе со станком 6Т19 (с сошкой), а АГС-30 - с верхней частью станка, т.е. оба образца могут быть быстро сняты для ведения огня с грунта.

Представлен и новый вариант БТР-РД, вооруженный ПТРК «Корнет». В этом комплексе, разработанном в КБ Приборостроения (г. Тула), реализован принцип прямой атаки цели во фронтальную проекцию с полуавтоматической системой управления и наведения по прямому лазерному лучу.

30-мм гранотомет АГС-30 и 12,7-мм пулемет «Корд», смонтированные на БТР-Д.

Один из вариантов довооружения БТР-Д, показанный на ВВЦ в 2006 г.

На крыше среднего отделения машины установлены пулемет «Корд»

и 30-мм противопехотный гранотомет АГС-30.

ПТУР оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, способной поразить большинство современных основных танков (бронепробиваемость по нормали - до 1200 мм гомогенной стальной брони), в том числе имеющие динамическую защиту. Калибр ПТУР - 152 мм, масса ПТУР с ТПК - 29,0 кг, длина ПТУР с ТПК - 1210 мм. Кроме дневного прицела-прибора наведения 1П45М (1П45М-1) ПТРК может оснащаться тепловизионным прицелом 1ПН80 («Корнет-ТП», дальность обнаружения цели типа танк до 5000 м, распознавания до 3500 м), позволяющими вести стрельбу в различных условиях. Лазерный канал наведения способствовал увеличению максимальной дальности стрельбы в 1,5 раза, по сравнению с близким по классу ПТРК второго поколения «Конкурс-М». Максимальная дальность стрельбы ПТРК «Корнет» составляет 5500 м днем и 3500 м ночью, минимальная дальность - 100 м. Техническая скорострельность - 2-3 выстр./мин.

Стоит упомянуть и «гражданские» модификации машины. Упомянутый уже «объект 925Г» производства ВгТЗ, создававшийся параллельно с «объектом 925», предназначен для перевозки людей и доставки грузов в условиях бездорожья. По габаритам, массе (8 т), вместимости (14 чел.) и грузоподъемности (1400 кг) он аналогичен БТР-Д, имеет те же ходовые качества и авиатраспортабельность. Погрузка людей и грузов производится при минимальном клиренсе с использованием аппарелей, входящих в комплект машины (по типу БТР-Д). В рамках конверсионной программы на базе БТР-Д создали 10-местную плавающую транспортную машину «Исеть-1» для перевозки ремонтных бригад и грузов в труднодоступные районы, а также для буксировки транспортной техники. Масса машины - те же 8 т. БТР-Д переделывались в транспортные машины на 144-м бронетанковом ремонтном заводе в Екатеринбурге.

Об опыте боевого применения

Судьба машин семейства БМД-БТР-Д сложилась так, что по своему прямому назначению они не использовались. В боевых десантах они не разу не применялись, но, будучи штатными машинами частей ВДВ, работали в качестве «обычных» БМП и БТР. Во времена, когда создавались БМД и БТР-Д, предполагались войны и военные конфликты, в ходе которых друг другу будут противостоять сверхдержавы, а боевые действия будут одновременно разворачиваться на больших пространствах. Бронемашины десанта разрабатывались отнюдь не для прорыва подготовленной обороны противника или поддержки десантников в позиционных, по сути, боях, а для внезапной и стремительной атаки объектов в тылу противника, ведения дерзких рейдов и уничтожения вновь выявленных объектов.

Однако на рубеже XX и XXI веков на первый план вышли локальные конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, антитеррористические операции, борьба с наркомафией и пиратством, охрана границ и стратегических объектов, требующие немедленной переброски частей и соединений в район конфликта. Связанные с этим события разворачиваются в труднодоступных районах горной местности, в пустынях, на побережье. Как правило, в них задействовано местное население, которое запугано либо враждебно настроено к войскам и обеспечивает поддержку бандформированиям. Противник действует небольшими группами, которые хорошо вооружены (в том числе легкими противотанковыми средствами), отлично знают местность, располагают разветвленной сетью баз и укрытий. Очевидно, что эффективно противостоять такому противнику и в таких условиях могут только универсальные подразделения, приспособленные для самостоятельных действий, усиленные комплексом легкой авиатранспортабельной техники повышенной проходимости, обладающей достаточной огневой мощью. И такую технику наши десантники применяют уже более тридцати лет.

Подготовка бронетранспортера БТР-Д к десантированию.

И в Дагестане, и в Чечне БМД-БТР-Д оставались настоящими «рабочими лошадками» ВДВ. По критерию «экономичность-эффективность» существующая сейчас техника ВДВ превосходит все мировые аналоги. Единая база позволяет резко сократить возимые запасы оборудования, запасных частей, горючего и смазочных материалов, упрощает обслуживание и обучение личного состава (что крайне важно при использовании техники в локальных операциях, в отрыве от тыловых частей). К этому следует добавить возможность доставки всей номенклатуры техники при помощи транспортных самолетов и вертолетов в любую точку с последующим десантированием, в том числе - с экипажем внутри машины. Имеющаяся боевая техника позволяет вести боевые действия в горах до 3500 м, преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов и дает возможность захода на десантный корабль из воды. БМД-БТР-Д отлично «тянут» даже в тяжелых дорожных условиях и в горах, достаточно надежны. «Нона-С» и БТР-Д с ЗУ-23-2 успешно решали задачи непосредственной огневой поддержки подразделений.

Но, несмотря на все эти положительные качества, существующая боевая техника ВДВ давно нуждается в модернизации вооружения и ходовой части. Кроме того, подразделениям часто приходится действовать в стесненных условиях, когда сказывается слабая защищенность машин семейства БМД-БТР-Д от поражения легкими противотанковыми средствами, крупнокалиберным стрелковым оружием или подрыва, связанная с жесткими ограничениями по массе и размерам. Проблема повышения защищенности бортов при необходимости решается путем навешивания на них, например, ящиков из-под патронов, заполненных песком или щебнем,но устойчивость легкой машины от подрыва на мине или фугасе остается прежней. В Афганистане и в ходе чеченских кампаний подразделения ВДВ пересаживали на БМП и БТР-70 (80). Разработки новых комплектов ДЗ с ослабленным зарядом или с невзрывным наполнителем (например разработки НИИ стали) дают надежду на повышение защищенности БМД-БТР-Д без превышения массо-габаритных ограничений. О попытках повышения огневой мощи БТР-Д сказано выше.

Остается надеяться также, что на вооружение нашей «крылатой пехоты» все же скоро поступит новая более совершенная боевая техника, созданная с учетом недостатков и достоинств, свойственных первому поколению боевых машин десанта, бронетранспортеров десантных и специальных машин, созданных на их базе. А пока «алюминиевые старушки», пройдя плановый капремонт или очередную модернизацию, продолжают верой и правдой служить Отечеству.

Литература

1. Авдеев Ю. Всем машинам - «машина» // «Красная звезда». 11.06.2005.

2. Бронетанковая техника. - М.: «Гончаръ», 1994.

3. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. - М.: ГАБТУ, Военное издательство, 1988.

4. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. - Кубинка: ГАБТУ МО РФ, 2001.

5. Бронетранспортер БТР-Д. Инструкция по эксплуатации.-М.: Военное издательство, 1988.

6. ВараксинЮ.Н., БахИ.В., Выгодский СЮ. Бронетанковая техника СССР (1920-1974). - М.: ЦНИИ информации, 1981.

7. Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 гг.). - СПб.: Невский бастион, 1996.

8. Костин Б.А. Маргелов. Серия ЖЗЛ. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2005.

9. Петухов СИ., Шестов И.В. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России, ч.1 и2. -М.-.Издательство ВПК, 1998.

10. Потапов Ю.М. О жизни и службе в XX веке. М., Редакционно-издательский центр МО РФ, 2005.

11. Саенко М. БТР-Д // М-Хобби. 2004, №9.

12. Степанов А.П. Плавающая бронетехника России. Иллюстрированный справочник. -М.-.АСТ Астрель, 2002.

13. Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2006. Тематический сборник М., «Информационный мост», 2006.

14. Творцы бронетанковой техника //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005, №8.

15. Федосеев СА. Десантное семейство// «Братишка», электронная версия.