Что такое омела? Омела, омела белая (Mistletoe). Для улучшения сна и нормализации кровообращения

В древности служила предметом суеверного почитания.
Маги древних галлов - друиды - поклонялись ей. По сообщению Плиния, причиной этого было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве. В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» - думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.
Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.
Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людам, ни животным.
Омела - вечнозелёное растение, растущее на ветвях различных деревьев, в различных мифопоэтических традициях выступает как символ жизни. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окружённый таинственностью друидский ритуал собирания Омелаы. Вергилии в «Энеиде» (VI) сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь Омелы(«золотую ветвь»), приносит её в жертву Просерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом (ср. отражение соответствующего сюжета в картинах Дж. М. У. Тёрнера «Золотая ветвь», «Эней и Сивилла - Авернское озеро», «Озеро Неми»). Дж. Фрейзер связывал ритуал добывания Омела друидами и «золотой ветви» Энеем с обычаем, при котором жрец святилища Дианы на озере Неми убивал своего предшественника (этот обычай Фрейзер связывал с ритуальным убийством царя растительности). В развитие идеи Фрейзера в литературе высказывалось мнение о срезании Омелы с дуба как символическом обряде лишения мужской силы старого царя, совершаемом его преемником. В этом смысле об Омеле можно говорить и как о сексуальном символе, образе жизни обвитого ею дуба . В мифопоэтическом сознании Омела, вероятно, могла связываться и с солнцем : именно этой связью можно объяснить обычай срезать Омелу во время летнего и зимнего солнцестоянии, соотносимых соответственно с жизнью и смертью (ср. смерть скандинавского Бальдра от прута из Омелы). В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона - Иксиос, т. е. букв, «омеловый» (от греч. «омела»).
Широко распространённый обычай целоваться под Омелой на рождество часто рассматривают как пережиток фаллических ритуалов (ср. близкие по времени сатурналии ) или отражение некоторых архаичных свадебных обрядов (двойные листья или ягоды Омелы обычно символизируют высшую плодотворную потенцию и т. п., иногда небесных близнецов; кельтские друиды почитали ягоды Омелы как оплодотворяющую росу божественного происхождения). Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п. Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством. В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела - ни дерево, ни кустарник, и таким образом - ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений"). Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата - это произошло в 1893 году в Оклахоме.
Омела любимое в Новое время как символ праздника Рождества растение, которое в древнем мире в некоторых культурах считалось священным. Полу паразитическое растение, которое отнимает у своего растения-хозяина воду и минеральные вещества, рассматривалось как имеющее промежуточный характер (ни дерево, ни куст) и, согласно легенде, появлялось там, где молния поражала дерево (пре-имущественно дуб). Омелы, растущие на дубах, особенно ценились, например, в Древнем Риме и у кельтских друидов. По Плинию, последние срезали их золотыми серпами, подхватывали белым платком и затем, вместе с закланием быка, приносили в дар богам. Омела считалась "панацеей" и, благодаря своему вечнозеленому естеству, символом бессмертия. Согласно Р. фон Ранке-Гравесу, имеется предание, что омела воспринималась как половой орган дуба, и когда "друиды в ритуальных целях срезали ее золотым серпом, они осуществляли его символическое оскопление. Вязкий сок ягод омелы рассматривался как сперма дуба, обладающая сильным омолаживающим воздействием (хилус - млечный сок)". Целительные свойства этого растения серьезно исследуются в Новое время. Доказаны его мочегонное действие и способность слегка понижать кровяное давление, тогда как подчеркиваемое антропософской медициной противораковое воздействие (медикамент "искадор") должно быть еще доказано в клиническом испытании. Английский обычай вывешивать в рождественские дни ветки омелы, возможно, имеет свои истоки в высокой оценке этого растения кельтами. В германской мифологии омела, из-за заговора злокозненного Локи , стала в руках слепого бога Хёда смертоносным копьем, которое принесло смерть богу света и растительности Бальдру ; только после гибели богов и всего мира (см. Конец света) Бальдр и его убийца получают возможность начать новую жизнь в новом райском царстве Гимле. В этом мифе омела является символом орудия, самого по себе безобидного, но из-за вредоносных чар становящегося гибельным.

Цветёт омела в апреле - мае и в основном её цветение совпадает с цветением хозяйского растения. Цветки у омелы светло-зелёные, двудомные: мужские и женские, расположены на разных веточках. Ветки тонкие, но очень крепкие, деревянистые, два листочка, расположенные супротивно, находятся на конце веточки и покрыты толстой кожицей с едва заметными прожилками.

Процесс укрепления растения на дереве очень долгий, только через три - четыре года омелу можно заметить на дереве, и только к 5 - 8 годам она начинает усиленно расти и полностью формирует свою крону. От её корней, проросших в дерево, вдоль его веток, под корой, идут отростки, которые могут внедриться в другом месте и образовать ещё куст. Живёт омела долго до 35 – 40 лет. За это время она приносит дереву-хозяину большие неудобства, именно она является причиной вершинной сухости деревьев. Усиленный рост омелы и потребности в воде и минеральных веществах, практически полностью обедняют питание ветки, на которой она расположилась.

А ещё омела была для многих древних народов культовым растением. У друидов она играла роль талисмана от злых духов и главным компонентом чудодейственного зелья для лечения, а также для предсказаний и ритуалов, у древних римлян и скандинавских народов – символом мира и добрых намерений, от этих поверий пошёл обычай целоваться под ветками омелы.

Ягоды омелы ядовиты, однако, это не мешает ей быть очень любимым и популярным лечебным растением по всему миру. Ещё в древности ходили легенды, что Рама, верховное божество индуизма, вылечил своё племя от чумы, лекарством, приготовленным из веток омелы, срезанных золотым серпом. И сегодня омелу используют не только в народных средствах, но и в научной медицине. Гипотензивный и сосудорасширяющий, тонизирующий и кровоостанавливающий эффекты, вот далеко не полный перечень действия многих биологически активных веществ, содержащихся в омеле. В народной медицине она используется практически при всех заболеваниях, есть даже указания на её эффективность при онкологии.

Вместе с тем, увлекаться самолечением не стоит, ведь отравление может наступить от приёма всего нескольких ягод. Также нельзя принимать препараты омелы длительно и бесконтрольно, лекарство становиться только тогда полезным и действенным, когда его принимают в нужной дозировке и под контролем специалиста.

, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым кустом .

Имеет кормовое значение для птиц. Из плодов можно варить клей .

Этимология

Слово «омела» встречается в нескольких славянских языках, но его происхождение неясно .

Описание

Распространена в юго-западной части лесной зоны , в западной лесостепи европейской части бывшего СССР , на Кавказе , в Крыму , Прибалтике , также встречается в Приморском крае , Калининградской и Ленинградской областях России.

Способ распространения

В распространении омелы принимают участие птицы , преимущественно дрозды . Поедая её ягоды, они пачкают свой клюв клейкой ягодной массой, так называемым висцином , в котором находятся семена омелы. Затем, перелетая с дерева на дерево и очищая клюв о ветви, пачкают их этим клейким веществом, а также выбрасывают семена с испражнениями. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ним семена, которые через некоторое время начинают прорастать.

Сначала вытягивается его подсемянодольное колено, которое загибается к ветви и прикладывается кончиком корня к её поверхности; в это время кончик корня расширяется в кружок, при помощи которого молодое растеньице прикрепляется к дереву. После этого из центра кружка отходит небольшой стержневидный отросток, который прободает кору ветви и через её камбий дорастает до древесины. Этот отросток служит главной или первичной присоской; при помощи его омела вытягивает из растения воду и минеральные вещества. Как только присоска дорастает до древесины, её верхушечный рост прекращается, но по мере нарастания древесины она продолжает вытягиваться в длину при помощи вставочного роста, сосредоточенного в том участке присоски, который находится в камбии ветви. Древесина ветви обрастает присоску, так что в результате она оказывается внедрённой в древесину. Тогда по числу слоёв, пронизанных присоской, можно судить о её возрасте.

Классификация

Род составляет более 70 видов , некоторые из них:

  • Viscum album typus - Омела белая
  • Viscum articulatum Burm.f.
  • Viscum coloratum (Kom.) Nakai
  • Viscum cruciatum Sieber ex Boiss.
  • Viscum diospyrosicola Hayata
  • Viscum fargesii Lecomte
  • Viscum liquidambaricola Hayata
  • Viscum loranthi Elmer
  • Viscum minimum Harv.
  • Viscum monoicum Roxb. ex DC.
  • Viscum multinerve (Hayata) Hayata
  • Viscum nudum Danser
  • Viscum triflorum DC.
  • Viscum yunnanense H.S.Kiu

Значение и применение

Плоды омелы могут служить для приготовления птичьего клея , который используется для ловли мелких птиц.

Приметы и суеверия

У многих народов с омелой связано множество примет и суеверий . Со времен античности омела была символом жизни и защитным талисманом . Римляне считали, что омела способствовала зачатию, если женщина носила её с собой. Друиды , считая свойства омелы чудодейственными, срезали её золотым серпом в астрономически вычисленное время, на правильном дереве, собрав вместе людей, прошедших очистительные процедуры и исполнивших ритуальные танцы.

Знаменитый врач и алхимик эпохи Возрождения Парацельс собирал омелу, выращенную на черепах повешенных.

Омела была символом мира в Скандинавии . Ею украшали дома снаружи в знак того, что путнику здесь будет оказан приют. Если врагам случалось встретиться под деревом, на котором росла омела, они обязаны были сложить оружие и в этот день больше не сражаться. Позднее, этот обычай нашёл отображение в западных рождественских традициях, когда считается, что в Рождество двое людей, встретившись под веткой омелы, обязаны поцеловаться.

С другой стороны, согласно языческим легендам древних германцев, именно веткой омелы коварный Локи убил бога весны и света Бальдра , вложив дротик из омелы в руки слепого Хёда , когда боги забавлялись стрельбой, целясь в ставшего неуязвимым Бальдра.

Омела служила основным рождественским украшением в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия.

Английский обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, является отзвуком древнеримских сатурналий в день зимнего солнцестояния : в этот день разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

Омела также считалась грозовым растением, поэтому её присутствие в доме призвано было предохранить его от грома и молнии, а также от ведьм и злых духов. Наиболее драгоценным свойством растения в народе считалась защита от магии и колдовства.

Напишите отзыв о статье "Омела"

Примечания

Литература

  • Омела - статья из Большой советской энциклопедии .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • / авт.-сост. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын; под общ. ред. В.Л. Телицына // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. - М . : Локид-Пресс, 2005.

Отрывок, характеризующий Омела

«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.

Син.: дубовые ягодки, птичий клей, вихорево гнездо, дубянка, армяшка, омела вербовая, присноцветущая трава, шульга и др.

Задать вопрос экспертам

Формула цветка

Формула цветка омелы белой: ♂О2+2Т4; ♀О2+2П1.

В медицине

В последние годы научная медицина практически не использовала омелу белую для лечебных целей. При этом фармацевтическая промышленность на основе омелы белой производит несколько препаратов, которые рекомендуются при лечении различных заболеваний: «Акофит» при лечении невралгии, в частности радикулита; «Омелен» и «Вискален» – как сосудорасширяющее средство при гипертонии; жидкий и сухой экстракт «Ревисцен» – рекомендован при атеросклерозе, для снижения артериального давления и расширения сосудов, усиления сердечной деятельности, уменьшения возбудимости нервной системы и атонии кишечника, а также в качестве кровоостанавливающего средства.

Препараты на основе омелы белой зарекомендовали себя хорошим гипотензивным, кровоостанавливающим и вяжущим действиями, они способствуют улучшению общего состояния; у больных с гипертонической болезнью I-II стадии снижается артериальное давление, проходит головная боль, улучшается сон, повышается диурез, снижается раздражительность и повышается работоспособность (экспериментальные данные). Гипотензивные свойства омелы также способствуют усилению деятельности сердца, расширению сосудов, уменьшению возбудимости центральной нервной системы. Жидкий экстракт из молодых ветвей и листьев применяется также при легочных, кишечных и носовых кровотечениях, атонии кишечника, а также судорожных состояниях (эпилепсия), заболеваниях суставов, нервных заболеваниях (неврастении, истерии, неврологических болях – радикулит, ишиас, спондилит). Препараты омелы белой находят применение в акушерской и гинекологической практике, их назначают при кольпите, длительных маточных кровотечениях.

В последние годы омелу белую в некоторых странах используются при онкологических заболеваниях, однако клинических испытаний препаратов на предмет лечения рака пока еще не проводилось и она запрещена к медицинскому использованию.

Противопоказания и побочные действия

Омела белая - ядовитое растение и длительное применение ее препаратов способствует накоплению токсических веществ. Поэтому препараты омелы нужно применять под строгим врачебным контролем. Все препараты нужно применять краткосрочными курсами, с перерывом до 2 месяцев. Противопоказания: беременность, астения и гипотония, пониженная функция щитовидной железы, индивидуальная непереносимость.

В других областях

Из плодов омелы издавна получают птичий клей, широко используемый для ловли мелких птиц. Зеленые и в зимнее время ветви и листья омелы традиционно использовались в некоторых европейских странах как новогодние украшения.

Классификация

Омела белая (лат. Viscum album) - наиболее известный представитель рода омела (лат. Viscum). В разных источниках таксономическое положение омелы белой противоречивое. По данным А.Е. Тахтаджян (Т. 5(2), 1981) и М.С. Гилярова (1986) омела принадлежит семейству омеловые (лат. Viscaceae) порядок санталовые (лат. Santalales); А.Г. Еленевский и др. (2000) - семейству лорантовые (лат. Loranthaceae) из этого же порядка; Н.В. Цицин (1962) - семейству рамнецветные (лат. Loranthaceae). Род объединяет около 100 видов, распространенных в тропических и субтропических областях Азии и особенно Африки, а также в Новой Гвинее, Австралии и умеренных областях Евразии.

Наряду с научным, растение имеет множество народных названий: дубовые ягодки, птичий клей, вихорево гнездо, дубянка, армяшка, омела вербовая, присноцветущая трава, шульга и др.

Ботаническое описание

Распространение

Регионы распространения на карте России.

Заготовка сырья

В качестве лекарственного сырья используются молодые веточки и листья. Заготовка сырья производится в то время, когда у растения-хозяина нет листвы, т.е. поздней осенью, зимой или ранней весной. Сырье сушат под навесом, на чердаках или в сушилках, расстилая тонким слоем, чтобы не прело. Хранят сырье в бумажных пакетах до 2 лет.

Химический состав

Омела белая - камеденосное растение, в ней обнаружены белое аморфное вещество вискотоксин - 0,1%), состоящее из аминокислот и сахаров; висцерин, α-вискол (β-амирин) и β-вискол (лупеол); олеаноловая и урсоловая кислоты; алкалоидоподобные вещества (холин, ацетилхолин и пропионилхолин); спирты (пинит, инозит, квебрахит); амины (вискальбин, норвискальбин, тирамин, β-фенилэтиламини вискамин); жирное масло, содержащее олеиновую, линолевую и пальмитиновые кислоты; аскорбиновую кислоту, каротин, гликозид сирингинин (в коре), каучук (в ягодах), смолистые вещества и минеральные соли.

Фармакологические свойства

Омела белая обладает кровоостанавливающим, гипотензивным, вяжущим, мочегонным, кровоостанавливающим, слабительным, обезболивающим, противовоспалительным, антисклеротическим, противосудорожным, тонизирующим действием. Гипотензивное действие обусловлено угнетением сосудодвигательных центров продолговатого и спинного мозга. Кроме того, омела белая понижает артериальное давление, уменьшает возбудимость нервной системы, усиливает деятельность сердца, расширяет сосуды, уменьшает возбудимость центральной нервной системы, повышает диурез, усиливает выделение продуктов азотистого обмена и увеличивает выделение молока у кормящих женщин.

Применение в народной медицине

Омела белая довольно широко используется в народной медицине многих стран и в наше время. В народной медицине омела белая применяется внутрь в виде настоек и отваров при эпилепсии, ипохондрии, истерии, болях в животе, как кровоостанавливающее средство при маточных, геморроидальных и желудочных кровотечениях, атеросклерозе, воспалительных заболеваниях почек, хроническом воспалении матки, белях, воспалении слизистой оболочки желудка и толстой кишки, заболеваниях поджелудочной железы, судорожных припадках, ночном недержании мочи у детей, туберкулезе легких, бронхиальной астме, ишиасе, невралгии, варикозном расширении вен и трофических язвах конечностей, повышенной функции щитовидной железы, сахарном диабете, увеличении предстательной железы, упадке сил, головокружении и др. Водный настой веток с листьями и ягодами омелы улучшает деятельность кишечника, останавливает кровотечения, успокаивает нервную систему, подавляет судороги и эпилептические припадки, снимает головные боли, способствует увеличению молока у кормящих женщин. Свежий сок омелы применяется при дизентерии, выпадении прямой кишки, эффективен при отравлениях ядовитыми растениями.Чай из омелы рекомендуется при гипертоническом кризе, инсульте, атеросклерозе, склерозе, нарушении менструального цикла и других гормональных нарушениях; мазь из ягод – является отличным средством при отеках и обморожениях; сок – используется как наружное ранозаживляющее средство при порезах, как противоопухолевое при нарывах и фурункулах, а также как противоязвенное средство; отвар – при эрозии шейки матки и белях. В настоящее время омелу рекомендуют при неоперабельных злокачественных новообразованиях и в послеоперационный период для задержки роста метастазов.

Отвары из омелы белой также используют наружно в виде примочек при незаживающих ранах, фурункулезе, язвах, нагноениях и других кожных заболеваниях, ревматизме, подагре, воспалении лимфатических узлов, мышечных болях на почве ушибов и переломов, а также в виде ванн при истерии и геморрое. В народной дерматологии экстракт омелы белой применяют внутрь при псориазе, пузырчатом дерматозе, гиперкератозе как дермотоническое и общеукрепляющее средство. Наружно листья омелы белой применяются при подагре, ревматизме, опухолях, увеличении лимфатических узлов и др. В народной косметологии отвары омелы применяются как смягчающее и обезболивающее средство при гнойничковых заболеваниях кожи и абсцессах.

Историческая справка

Как лекарственное растение омела белая используется издавна в медицине, ее целебные свойства известны с древнейших времен (с времен Теофраста). У древних германцев омела считалась священным растением. Древнегреческие, древнеримские и другие врачи разных стран высоко ценили лечебные свойства этого растения, широко применяли при многих заболеваниях. Так Плиний и Парацельс применяли омелу при лечении эпилепсии, нервных заболеваний, желудочно-кишечных колик, кровотечений, заболеваний легких. Врачи XVIII и XIX веков назначали омелу при головокружениях, апоплексии, истерии.

В 30 - 50-е годы нашего столетия проводились фармакологические и клинические исследования препаратов, применяемых при нервных заболеваниях, гипертонии, судорожных состояниях и подтвердили их фармакологическую ценность. Механизм действия омелы является следствием угнетения сосудодвигательных центров продолговатого мозга (Нолле, 1943). В 1950 году П.М. Лошкарев указал и на гемостатические свойства омелы белой.

Литература

  1. Атлас лекарственных растений СССР / Гл. ред. Н. В. Цицин. - М.: Медгиз. 1962. 702 с.
  2. Биологический энциклопедический словарь (под ред. М.С. Гилярова). М. 1986. 820 с.

3. Блинова К. Ф. и др.Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. М.: Высш. шк., 1990. С. 117.

4. Головкин Б. Н. и др. Биологически активные вещества растительного происхождения. В 3-х т. / Отв. ред. В. Ф. Семихов. М.: Наука, 2001-2002.

5. Губанов И. А. и др. Viscumalbum L. Омела белая

//Иллюстрированный определитель растений Средней России В 3.т. М.: М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2003. Т. 2. Покрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). С. 42.

  1. Жизнь растений (под ред. А.Л. Тахтаджян) 1982. Т. 5(1). 425 с.

7. Еленевский А.Г., М.П. Соловьева, В.Н. Тихомиров // Ботаника. Систематика высших или наземных растений. М. 2004. 420 с.

  1. Михайленко и др. Лекарственные растения в акушерстве и геникологии. Киев. 1984. 136 с.

9. Пешкова Г.И., Шретер А.И. Растения в домашней косметике и дерматологии. Справочник. МСП. 2001. 684 с.

Международное научное название

Viscum ,

Синонимы Типовой вид Дочерние таксоны

Этимология [ | ]

Слово «омела» встречается в нескольких славянских языках, но его происхождение неясно .

Описание [ | ]

Распространена в юго-западной части лесной зоны , в западной лесостепи европейской части бывшего СССР , на Кавказе , в Крыму , Прибалтике , также встречается в Приморском крае , Калининградской , Ленинградской и Белгородской областях России.

Способ распространения [ | ]

Деревья, поражённые омелой.

В распространении омелы принимают участие птицы , преимущественно дрозды . Поедая её ягоды, они пачкают свой клюв клейкой ягодной массой, так называемым, в котором находятся семена омелы. Затем, перелетая с дерева на дерево и очищая клюв о ветви, пачкают их этим клейким веществом, а также выбрасывают семена с испражнениями. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ним семена, которые через некоторое время начинают прорастать.

Сначала вытягивается его подсемянодольное колено, которое загибается к ветви и прикладывается кончиком корня к её поверхности; в это время кончик корня расширяется в кружок, при помощи которого молодое растеньице прикрепляется к дереву. После этого из центра кружка отходит небольшой стержневидный отросток, который прободает кору ветви и через её камбий дорастает до древесины. Этот отросток служит главной или первичной присоской; при помощи его омела вытягивает из растения воду и минеральные вещества. Как только присоска дорастает до древесины, её верхушечный рост прекращается, но по мере нарастания древесины она продолжает вытягиваться в длину при помощи вставочного роста, сосредоточенного в том участке присоски, который находится в камбии ветви. Древесина ветви обрастает присоску, так что в результате она оказывается внедрённой в древесину. Тогда по числу слоёв, пронизанных присоской, можно судить о её возрасте.

Классификация [ | ]

Род составляет более 70 видов , некоторые из них:

Значение и применение [ | ]

Плоды омелы могут служить для приготовления птичьего клея , который используется для ловли мелких птиц.

Экстракт из молодых листьев некоторых видов может использоваться в медицинских целях для лечения ранней стадии