Что такое социализм. Что такое коммунизм? Реально ли создание коммунистического общества

Социали́зм (франц. socialisme, от лат. socialis - общественный) - обозначение учений , в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости , свободы и равенства . Под социализмом также понимают общественный строй , воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества (коммунизм), завершающего предысторию человечества и являющегося началом его подлинной истории, мобилизуя для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы . Согласно определению энциклопедии Британника социализм - это социально-экономическая доктрина , которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами ; обобществление собственности вообще рассматривается как один из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма .

Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

    • отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;
    • утверждаются социальное равенство и справедливость.
    • существует уважение к человеку труда, рабочий класс признаётся передовым классом общества.
    • открываются широкие возможности для продвижения выходцев из социально слабых слоев населения в элиту страны: политическую, военную, научную, культурную.
    • утверждается доминирование коллективистских ценностей над индивидуалистическими.
    • гарантируется равенство наций и их культур на основе пролетарского интернационализма .

    История идей

    Основная статья: История идеологии социализма

    Идеи общественного устройства на основе отказа от частной собственности и уравнительного распределения существовали на протяжении всей истории человечества . По мнению некоторых исследователей, все такие учения имеют одно общее ядро - они основываются на полном отрицании современного им строя жизни, призывают к его разрушению, рисуют картину более справедливого общественного строя, в котором найдут разрешения все основные проблемы современности, и предлагают конкретные пути для достижения этого строя .

    Античность

    Утверждаю: все сделаться общим должно и во всем
    пусть участвует каждый.
    <...>
    Мы общественной сделаем землю,
    Всю для всех, все плоды, что растут на земле, все чем
    собственник каждый владеет.

    Утописты

    Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор , нет частной собственности , денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

    Новое время

    Всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона , Фурье и Оуэна .

    Социализм по Карлу Марксу

    Отношения на первом этапе коммунистического общества (то есть на той стадии, которая в марксистской традиции получила название социалистической) представлялись Марксу как реализация принципа: «от каждого по способностям, каждому по труду». Рабочий по окончании работы «получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда». При полном же развитии коммунизма, труд из обязанности становится потребностью и необходимость в его учете для регулирования потребления отпадает: побеждает принцип «от каждого по способности, каждому по потребностям» .

    Пути перехода к социализму

    Споры революционных анархистов и марксистов по вопросу об участии в парламентской борьбе, а также о захвате государственной власти привели к размежеванию этих двух течений (окончательно - в 1893-м году после долгих споров внутри уже Второго Интернационала , куда споры перекочевали из Первого Интернационала).

    Государственный социализм

    Социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство , командно-административная система). Наиболее распространенная форма практической реализации теорий социализма.

    Рыночный социализм

    Коммунизм

    Философская энциклопедия под редакцией А. А. Ивина под коммунизмом понимает радикальную , высшую форму социализма, стоящего на позициях интернационализма , ставившую целью обозримого будущего насильственное свержение капитализма и построение «идеального общества», конец предыстории человечества и начало его подлинной истории. Коммунистическое учение обещало обеспечить прекрасное будущее для всего человечества. Для достижения этой цели предполагалось опираться на пролетарскую солидарность, научно-технический прогресс и централизованную организацию экономики, которая, по мысли основателей данной теории была более эффективной, чем капиталистическая. Данный тип социализма существовал, охватив до трети человечества, на протяжении почти всего XX века, но в конце-концов разрушился из-за малоэффективной плановой экономики и безудержного экспансионизма .

    Ведущим идеологом и практиком этого направления был В. И. Ульянов (Ленин) , доктрину которого принято называть марксизмом-ленинизмом . Ленин подчеркивал отличия своей идеологии и практики от умеренного социализма (социал-демократии ) и для практического размежевания с последними в г. создал международную структуру - Коммунистический интернационал в отличие от уже существовавшего Социалистического интернационала . «Если мы спросим себя, что представляет собою коммунизм в отличие от социализма , то мы должны будем сказать, что социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества и может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм. Социализм предполагает работу без помощи капиталистов, общественный труд при строжайшем учете, контроле и надзоре со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся; причем должны определяться и мера труда и его вознаграждение. Это определение необходимо потому, что капиталистическое общество оставило нам такие следы и такие привычки, как труд враздробь, недоверие к общественному хозяйству, старые привычки мелкого хозяина, которые господствуют во всех крестьянских странах. Все это идет наперекор действительно коммунистическому хозяйству. Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением». Ленин В. И. Доклад о субботниках на московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г. - Полн. собр. соч., т. 40, с. 33-34.

    В России

    Национал-социализм

    Социалистические тенденции были сильны [ ] на начальном этапе развития германского национал-социализма (1922-1934). В частности, социалистическую платформу занимал [ ] один из основателей НСДАП , Грегор Штрассер .

    Национал-социализм (нацизм) отличался от коммунизма в своём отношении к собственности. Нацисты не экспроприировали частную собственность, а лишь подчиняли целям и задачам государства. Гитлер , в частности, не раз указывал, что социализм в его понимании - это в первую очередь обобществление душ, а не собственности: собственность можно оставить в какой-то мере в частных руках, если поставить собственника, управляющего ею, в зависимость от государства . Среди других отличий называют: отрицание демократии , опору на иные слои населения, чем те, которые поддерживают коммунистов, поддержку со стороны правящих классов старого общества , реваншизм , концепция «классовой гармонии» (теории народного сообщества, народного государства, корпоративности) , ненависть к коммунизму и пролетарскому интернационализму (антикоммунизм , Антикоминтерновский пакт), антиматериализм, иррационализм и мистицизм , расистская идеология , социальный дарвинизм , шовинизм , ксенофобия и антисемитизм .

    В марксистской традиции общепризнанным считается определение фашизма, данное Г. Димитровым на VII конгрессе Коминтерна :

    Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала….Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала.

    Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующей зоологическую ненависть против других народов.

    Нацисты рассматривали коммунистов в качестве своих основных политических врагов: только их массовое физическое уничтожение позволило нацистам окончательно захватить власть в Германии .

    Существует мнение, что нацизм и коммунизм объединяло отрицание либеральной демократии и замена рыночной экономики государственным планированием .

    Социалистические страны

    «Социалистические страны» - термин, использовавшийся в СССР в соответствии с терминологией КПСС для обозначения стран, придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма , с достаточно устойчивыми режимами - независимо от дружественных или враждебных отношений с Советским Союзом. В СССР не причислялись к социалистическим развивающиеся страны с марксистско-ленинскими режимами.

    На Западе социалистические страны и «страны социалистической ориентации» обычно именовались термином «Коммунистические страны» (англ. Communist states ).

    Существуют следующие точки зрения на социализм в СССР:

    Несмотря на связанные с этим проблемы, часто отмечается что советский «социализм» ощутимо поднял промышленность, культуру и качество жизни в России/СССР, осуществил модернизацию, массовую индустриализацию, тем обеспечив создание достаточно мощных производительных сил капиталистического типа под управлением государства, однако впоследствии из-за авторитарной системы правления, автаркических и изоляционистских тенденций, многочисленных ошибок в государственном менеджменте, сепаратизма окраин и окостенения идеологии, которая не только перестала быть отражением выводов науки (как у классиков), но и сама стала диктовать свою волю последней, не выдержал прямой конкуренции с системой рыночного капитализма, или, по другой версии, со сменившей её в большинстве развитых стран после Второй мировой войны общественно-экономической системой, характеризующейся заменой частной, в исходном смысле этого слова, собственности на корпоративную («элитаризм», власть международной финансовой и корпоративной элиты), и содержащей подлинно капиталистические элементы (капитал, рынок, конкуренция, частная собственность на часть средств производства) лишь в виде отдельных вкраплений . Однако в ней незаметно для рядовых граждан действовали механизмы государственного дотирования и субсидирования, которые способствовали установлению социальной справедливости. Например, производство продуктов питания первой необходимости дотировалось государством на половину и более, с соответствующим снижением розничных отпускных цен, которые часто были ниже цен, по которым государство закупало у производителей. Это делалось за счёт одновременного завышения государственных розничных цен на предметы не первой необходимости (например, автомобили), а также государственных доходов от экспорта, в первую очередь - нефтепродуктов.

    Существует мнение (пример - тот же «ранний» С. Платонов), что апологетика Советского Союза и попытка скрыть реальное положение привели, кроме прочего, к забвению самого духа марксистско-ленинского учения, в котором всегда подчёркивалась абсолютная важность опоры на науку и научности идеологии (не основанная на науке идеология у Маркса приравнена к идеализму), что выражалось в «схоластическом » следовании конкретным, частным положениям марксистских и ленинских учений о социализме, коммунизме, капитализме и так далее, и тиражировании идеологизированных представлений о них, вопреки реальному ходу событий в развивающемся мире, - при том, что классики писали свои работы в середине XIX - начале XX века, в соответствии с тогдашней обстановкой, и физически не могли с детальной точностью предугадать дальнейший ход мировой истории.

    Например, широко применявшиеся в официальной советской идеологии термины «империализм» и «государственно-монополистический капитализм » на самом деле изначально характеризовали вполне определённые этапы развития общественно-экономических отношений в отдельных странах во времена Ленина, но впоследствии были стереотипно и некритично распространены «коммунистическими» идеологами на весь западный мир, хотя их актуальность к тому времени уже давно исчезла. С этой точки зрения, в СССР происходило негативное обратное влияние идеологии на науку, хотя по тому же Марксу идеология должна наоборот базироваться на выводах науки, донося её выводы до масс в «популяризованном», понятном им виде.

    По «С. Платонову»,

    …наша теоретическая мысль в течение десятилетий фактически блокирована, что обрекает нас на необходимость двигаться «эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»"

    /автор цитируемого высказывания - Ю. Андропов /.

    Современный «научный коммунизм», который многими ошибочно рассматривается как коммунистическая теория , на самом деле (в его части, касающейся деятельности уже победившего пролетариата) целиком относится к сфере идеологии , и слово «научный» в его названии не должно вводить в заблуждение.

    Идеология, которая подвизается в несвойственной ей роли теории, то есть берётся объяснять и предсказывать, неизбежно порождает фантастические представления о современном мире - и что самое опасное и печальное - творит идеологические мифы о нас самих.

    Внешне сходная, но по сути противоположная точка зрения состоит в том, что с теми же целями подвергались умышленному искажению марксистские и ленинские представления, которые в данном случае часто трактуются как нечто заведомо верное и не требующее корректировок, как в общем, так и в частностях.

    Так, с этой точки зрения постепенно становился всё более и более общепринятым тезис о том, что при социализме действие закона стоимости , наличие прибыли - нормальные явления, не противоречащие марксистской концепции. Подобная ситуация называлась творческим развитием марксистско-ленинской теории (постулат существования при социализме закона стоимости был выдвинут И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год), хотя на деле противоречил исходному марксову пониманию:

    • прибыли как исключительно капиталистической категории (превращённая форма прибавочной стоимости, а прибавочная стоимость есть только в капитализме);
    • стоимости как категории, которая вместе с товаром исчезает при социализме.

    Таким образом, с одной из точек зрения, представления о социализме, столкнувшись с реалиями, постепенно в определённой степени отошли от изначальной марксистско-ленинской концепции.

    С другой точки зрения, раз советское общество было по сути капиталистическим, то и применять к нему представления о социализме было явно преждевременно, так как в нём в полном объёме продолжали действовать законы капиталистической экономики, которые её огосударствление (лишь «упразднение» частной собственности, а не её уничтожение) не «обмануло» и не отменило, а лишь сделало их влияние скрытым, малозаметным внешне, но от этого не менее действенным.

    В целом и общем, можно сказать, что до определённой степени и со своей позиции по своему верна каждая из представленных выше точек зрения на эту проблему.

    «Шведская модель»

    Функциональный социализм

    Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».

    Шведская модель (в оригинальных терминах - «Дом для народа ») исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка - в частности, безработицу и сильное неравенство - можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).

    Эта концепция реформистской идеологии получила название «функциональный социализм», термин ввёл в политический оборот в конце 60-х годов видный теоретик СДРПШ Г. Адлер-Карлссон .

    Критика

    Ряд исследователей действительно усматривает в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды. Однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа », так и «слева ».

    Менее радикальные критики «слева» отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и в том числе СССР, в Швеции госсектор отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет - 50-65 %, служащего - до 80 %. Вывод делается следующий:

    Социальные, или как их именуют социал-демократы «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми и в долгосрочной перспективе - непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наёмных работников.

    Американский социолог и экономист Дж. Бьюкенен вполне законно называет подобный тип социально-политического устройства «государством трансфера»:

    «Государство трансфера» всего лишь взимает налоги с индивидов и групп, находящихся в его юрисдикции, и переводит (англ. transfers ) эти средства в виде выплат наличными другим индивидам и группам данного политического сообщества .

    Лишена такая «перераспределительная» социальная система, стоящая на ориентированном на получение прибыли любой ценой (то есть, имеющим с ней строго противоположные цели) рыночно-капиталистическом базисе, и большинства характерных (как практически, так и потенциально) для плановой экономики преимуществ - в частности, рационального, планомерного и научно обоснованного развития производительных сил общества как единого народнохозяйственного организма.

    Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе проблемы, как огромный рост бюрократизации, сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и так далее.

    «Социализм XXI века»

    Фабианский социализм

    Концепция фабианского социализма, являясь в настоящее время стратегией лейбористской партии Великобритании, имеет значительное влияние в интеллектуальной элите и правящих кругах многих стран мира, в том числе Канаде, Новой Зеландии и США - и ориентирована на признание и реализацию социалистических идеалов: социальной справедливости, равенства, высокого уровня социальной защищенности трудящихся, равенства возможностей и экономической демократии, политического интернационализма, эмансипацию земли и промышленного производства от личной и частной собственности, экономическое планирование, развитие кооперативного движения, но, в отличие от марксистской интерпретации социализма, нацелена на медленную "естественную" эволюцию общества на основе просвещения и пропаганды социалистических идей, медленных локальных постепенных реформ, классового мира и консенсуса между социальными группами и классами; марксистская концепция рассматривается в качестве авторитетной, но не бесспорной, в качестве одной из многих моделей общественного переустройства и движения к социализму. В теориях

    Практика

    Из словаря А. А. Ивина

    Социализм как общественный строй возник по ранее выработанному плану, а не спонтанно, и ставит своей задачей достижение чётко обозначенной цели; индивид и его воля не являются конечной ценностью ни в одной из сфер в рамках данного учения; основным принципом социалистического общества является монополия, относящаяся к планам экономического развития, господствующей идеологии, единственной правящей партии, средствам коммуникации и так далее; устремлённость социализма к некой единой цели требует введения централизованного планирования, заменяющего конкуренцию в сфере экономики; социализм отождествляет государство и общество, что ведёт к уничтожению гражданского общества и превращению врагов государства во врагов народа; террор и жестокости социалистических режимов прямо вытекают из возвышенного стремления перестроить жизнь общества в соответствии с заранее заданной, единой и не подлежащей обсуждению целью. Поскольку фундаментом всех прав и свобод личности является экономическая свобода, вслед за уничтожением экономической свободы индивидуума социализм ликвидирует и все другие права и свободы. Разные формы социализма могут ожесточённо бороться друг с другом, но основным противником для них, как разновидностей коллективизма, является индустриальное индивидуалистическое (капиталистическое) общество. Социализм создаёт особый коллективистический стиль жизни, когда рядовые члены общества с энтузиазмом жертвуют настоящим ради «прекрасного будущего», а страх пропитывает все стороны жизни .

    Коммунизм и национал-социализм убедительно показали, что господство идей коллективизма в индустриальном обществе неминуемо оказывается тоталитаризмом Социализм на Викискладе

    Термин "социализма был употреблен в первый раз в 1834 г. в статье Пьера Леру "De l"individualisme et du socialisme", напечатанной в "Revue Encyclop é dique". Правда, здесь ещё нет строгого определения выраженного этим словом понятия, но в общем оно должно было обозначать нечто диаметрально противоположное индивидуализму во всех его проявлениях в моральной и социальной жизни человека. Около того же времени (1835) новый общественный термин стал употребляться и в Англии среди последователей Оуэна. В 1836 г. французский публицист Луи Рейбо уже считал новое слово настолько понятным, что поставил его в заголовке своих "Etudes sur les r é formateurs on socialistes modernes", печатавшихся первоначально в "Revue des deux Mondes", вышедших потом отдельной книгой (1839) и являющихся первым литературным произведением, в котором были изложены рядом учения тогдашних социальных реформаторов.


    Памятник Пьеру Леру

    СОЦИАЛИЗМ - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился ко 2-й половине ХIХ века (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке», они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Т.н. теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.

    Карл Маркс

    После Октябрьской революции 1917, провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, - коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э. Бернштейна (см. Реформизм). Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. Политика социал-демократии оказала влияние на демократизацию отношений власти и собственности, на рост уровня и качества жизни наемных работников и в совокупности с др. факторами привела к значительной трансформации капиталистического общества.

    Эдуард Бернштейн

    В коммунистическом движении получили распространение представления о социализме, связанные с утверждением с конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века тоталитарного строя в СССР. Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), - монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию.

    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - концепция, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственности на средства производства) нетоталитарного общества посредством всеобъемлющего использования процедур непосредственной демократии и демократического социального контроля. (Так например, согласно И. Хоуи, США, 1979: "Социализм должен быть целиком... подчинен демократии - именно современной демократии, несмотря на ее изъяны, - для того чтобы привнести больше демократии в любую сферу жизни общества: политическую, экономическую, социальную, культурную. Социализм без демократии невозможен - никакой компромисс с любого рода апологетами диктатуры или авторитаризма недопустим... Социализм должен быть определен как общество, где средства производства - в той мере, в какой вообще нельзя давать заранее его строгое определение, - находятся в коллективной собственности и контролируются методами демократии...").

    Со времени первых социалистических произведений Маркса и Энгельса в середине 19-го столетия различия между социалистами свелись, во-первых, к тому, можно ли преобразовывать и изменять капитализм таким образом, чтобы реализовать большинство этих идей в рамках данной структуры (см. также Ревизионизм; "Фабианское общество" и фабианство) , во-вторых, к тому, должен ли быть свергнут капитализм.

    Сегодня те, кто защищают социальную демократию, утверждают, что капитализм реформируем. Достигнуть целей социализма позволяет определенное сочетание государственного надзора за рынком и государственная собственность или регулирование избранных секторов экономики вместе с мерами социального обеспечения и социализацией в альтруистические, а не эгоистичные, мотивации. Подобная форма более демократична, чем формы государственного социалистического общества, ибо политическая власть не будет столь централизованной, а люди получат возможность контролировать большее число сфер своей жизни. Этого можно добиться в рамках установленных в западных демократиях электоральной политики и парламентских, а также законодательных процедур, в создании которых социалисты сыграли главную роль. Недавний вариант одного из таких положений существует в современном еврокоммунизме. Согласно ему, постепенные изменения в направлении социализма могут отстаиваться рабочим классом в рамках капитализма, а замена одной формации другой будет постепенной, эволюционной, а не революционной.

    За пределами Европы социалистические идеи были приняты и видоизменены. Один из важных примеров - африканский социализм, развивавшийся в ходе борьбы за независимость в 1950-х годов на базе идеи о том, что кооперативные и общинные формы организации уже существовали в африканских обществах в малом масштабе и на них возможно построить социализм, поскольку капитализм в Африке слабо развит и не имеет сильных местных интересов.

    Признаки социализма.

    1) Невозможность присвоения результатов чужого труда собственниками средств производства
    - Общенародная (общественная) собственность на средства производства, т.е., когда определен круг собственников (все граждане) без выделения долей каждого из них.

    2) Народовластие - принятие законов всенародным голосованием.

    3) Ответственность исполнительной власти
    - высшие руководители исполнительной власти несут материальную, а если предусмотрено законом, и уголовную ответственность за результаты своей деятельности.
    - эффективность деятельности исполнительной власти оценивается непосредственно народом.

    (Этот признак ограничивает возможности эксплуатации за счёт властного положения)

    4) Равные возможности информационного обмена
    - граждане желающие выступить в первый раз в средствах массовой информации имеют равные шансы для этого.
    - возможность продолжать пользоваться средствами массовой информации зависит лишь от пожеланий аудитории.

    5) Народное правосудие
    - Решения по судебным делам принимаются большинством голосов народных заседателей (присяжных), а роль профессионального председателя суда заключается в ведении заседания суда в соответствии с процедурой, установленной законом.

    6) Народная армия
    - всеобщая воинская обязанность с возможностью альтернативной службы.

    Примечание. Разновидности социализма, имеющие хождение в публицистике.

    Socialism Социализм - по К.Марксу - первая фаза коммунизма; общественный строй, который приходит на смену капитализму и основан: - на общественной собственности на орудия и средства производства; - на власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией.

    Socialism Социализм - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором: - отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; - утверждаются социальное равенство и справедливость.

    Socialism Социализм - в экономической теории - экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

    State socialism Государственный социализм - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся: - государственной собственностью на средства производства; и - централизованной политической властью, осуществляемой партийно-государственным аппаратом.

    Democratic socialism Демократический социализм - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность.

    Cathedral"s socialism Катедер-социализм - толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы.

    Communism От лат.Communis - общий Коммунизм - в марксизме - идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей: - всестороннее развитие личности; - ликвидацию классов; - общественное самоуправление; - реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям.

    Utopian socialism Утопический социализм - концепции социального устройства, основанные на утопии идеального бесклассового общества.

    Feudal socialism Феодальный социализм - разновидность социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

    Christian socialism Христианский социализм - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан.

    Economic romanticism Экономический романтизм - направление в экономической науке, положившее начало теории мелкобуржуазного социализма.

    Ethic socialism Этический социализм - теория: - обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов; и - утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления "идеи социализма", присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

    (socialism) Политическая и экономическая теория или система социальной организации, основанная на коллективной или государственной собственности на средства производства, распределения и обмена. Подобно капитализму, имеет много различных форм и является постоянно развивающейся концепцией. Термин "социализм" был впервые применен в 1830-х гг. последователями Оуэна (Owen) в Англии и Сен-Симона (Saint-Simon) во Франции. К середине XIX в. мировая общественность уже свободно оперировала разнообразными реформистскими и революционными идеями, родившимися в Великобритании, Европе и США. Эти идеи объединяло стремление превратить капиталистическое индустриальное общество в более эгалитарную систему, в которой всеобщее благосостояние станет реальностью, а стремление к личной выгоде будет подчинено таким ценностям, как объединение, сообщество и сотрудничество. Таким образом, делался явный упор на солидарность, взаимозависимость и возможность достижения истинной гармонии, которая придет на смену конфликтам, нестабильности и общественным потрясениям. Критика общественно-классовой основы капитализма сопровождалась провозглашением приоритета интересов рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat); иногда в качестве альтернативы правлению господствующих классов и элиты предлагался принцип прямого социалистического рабочего контроля (workes control). В качестве символа полной отмены в будущем социально-экономических различий была провозглашена идея бесклассового общества, которой марксисты придавали исключительно важное значение. Однако социалисты редко приходили к общему знаменателю относительно стратегии достижения этой цели, поэтому различия и противоречия между мыслителями, движениями и партиями, особенно в контексте деятельности 1-го и 2-го Интернационалов (основанных соответственно в 1864 и 1889 гг.), постоянно росли. По мере приближения нового столетия теории все чаще рисовали социалистическое общество в виде национального государства (несмотря на риторические заявления о социализме как международной и даже глобальной силе) и все больше говорили о необходимости поставить на службу социализму современную науку, технику и промышленность. Но наряду с этой основной тенденцией всегда существовали другие видения социалистического будущего, подчеркивавшие, например, потенциальное значение небольших общин и развитие аграрного комплекса в отличие от всеобщей индустриализации. Кроме того, на основные ценности социализма опирались такие доктрины, как анархизм (anarchism), коммунизм (communism) и социал-демократия (social democracy), и зачастую различить разные направления и движения было трудно. Так, Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) считали себя "научными социалистами" (в отличие от более ранних социалистов-утопистов), но рассматривали социализм как переходный период от капитализма к коммунизму. По мере того как социалистические движения и партии во многих странах стали приходить к власти, интерес к социализму неизбежно из теоретической плоскости перешел в практическую. Основные разногласия между социалистами касались роли государства в контроле над собственностью и организации экономики (см .: state socialism – государственный социализм), взаимоотношений между социализмом и демократической политикой, а также противоречий между эволюционной (парламентской) и революционной стратегией достижения перемен. К 1930-м гг. образовались две весьма отличающиеся друг от друга социалистические системы, представлявшие противоположные крайности (но обе доктринерские) в интерпретации социализма: социализм в СССР под руководством Сталина и гитлеровский национал-социализм (National Socialism) в Германии. Либеральные, консервативные и даже склоняющиеся к анархизму критики подчеркивали тоталитарную тенденцию социалистического мышления как такового. Раскол Европы после 2-й мировой войны на западный плюралистский либерально-демократический блок и восточный блок с господством марксистской идеологии еще более обострил различия между многочисленными концепциями социализма. В Западной Европе социал-демократические и лейбористские партии для выработки отличного от марксистского подхода к регулированию и контролю капитализма использовали идеи Кейнса (Keynes), подчеркивая, что социальная справедливость и равенство будут достигнуты эффективным управлением экономикой, включая частичную, но, разумеется, не полную национализацию (nationalization) промышленности и перераспределением социальных благ (см .: welfare state – Государство всеобщего благоденствия). Социал-демократы взяли на вооружение реалии "смешанной экономики", отвергнув марксистский анализ капитализма, а также идею социализации основных средств производства, распределения и обмена. В 1980–90-х гг., когда государство всеобщего благосостояния оказалось под все возрастающим экономическим прессом, а социал-демократическим методам кейнсианского управления экономикой был брошен вызов со стороны альтернативных теорий неолиберализма и "новых правых" (new right) социализм в западных странах вступил в новую фазу кризиса. Крушение марксистского социализма в СССР и Восточной Европе в конце 1980-х гг., неудачи многих социалистических режимов стран Третьего мира (Third World) подтвердили: в настоящее время социалистическая доктрина ищет новые формы. Попытки модернизировать, переосмыслить и приспособить социализм к новым историческим условиям привели за последние 25 лет к появлению целого ряда идей и теорий "новых левых" (new left). Некоторые из них до сих пор существуют в социалистических движениях и партиях, а иные проводят мобилизацию и ищут поддержки в таких доктринах, как "новая политика", постматериализм (post-materialism), феминизм (feminism) и энвайронментализм (environmentalism). Происходит также достойное внимания пробуждение интереса к радикальной демократии, включая новые взаимоотношения между государством и гражданским обществом (civil society), новые оценки общественного плюрализма, возрастание возможностей для политического участия (participation) и вопрос о правах гражданства (citizenship). Как всегда, социалисты находят множество тем для споров, не в последнюю очередь – друг с другом.

    Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:

    государственный социализм - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;

    демократический социализм - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;

    катедер-социализм - толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;

    утопический социализм - концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;

    христианский (клерикальный) социализм - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;

    этический социализм - теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

    Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.

    Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социализма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» - общинах на основе самоуправления.

    В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.

    Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

    По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.

    На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей общественный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.

    По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Победившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития - коммунизм.

    В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.

    Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.

    Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.

    Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.

    Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом революции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.

    В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал - Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

    Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ - Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия» (лидер партии Сергей Миронов).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Что такое социализм? Это политическая идеология, которая стремится завершить человеческую предысторию. Для этого мобилизуются ресурсы, которыми располагает государство. Данная доктрина затрагивает социальные и экономические спектры.

    Собственность должна принадлежать обществу или же находиться под его контролем. Именно широкое право владения ресурсами считается ключевой характеристикой, которая вкладывает в данный способ ведения политики смысл. Пьером Лером это определение было использовано впервые в 1834 году в его труде «Индивидуализм и социализм».

    С одной стороны, в сказанном мы не наблюдаем никаких скрытых подвохов. Однако так ли на самом деле хорош социализм? Почему одни страны от него отказались, а другие вполне успешно применяют основные его принципы и при этом имеют стабильную экономику и достаточно высокий ВВП? Далее поговорим об этом и других вопросах и разберемся в том, что собой представляет социализм.

    Откуда растут корни

    Для начала следует сказать несколько слов о самом термине. Что такое социализм, и откуда он пришел к нам? Во все времена люди задумывались об отказе от частного владения собственностью, жажда равенства присутствовала всегда.

    Такое, как правило, происходило, когда народ не устраивала его жизнь. Как мы знаем, граждане довольны господствующим в стране порядком крайне редко и недолго. Просыпается жажда справедливости. Отправной точкой, с которой началось строительство социализма, считается Древняя Греция, где Платон выражал идеи в своих трудах «Законы» и «Государство».

    Зерна идеологии можно обнаружить, если рассмотреть Афины шестого века до нашей эры. Свой вклад сделали и утописты Томас Мор, а также Томмазо Кампанелла. В их произведениях общество описывается именно свободным от частной собственности, все люди равны. Если рассматривать Западную Европу, построение социализма здесь началось в 19 веке благодаря Сен-Симону, Оуэну и Фурье.

    Видение Карла Маркса

    Маркс сделал значительный вклад в развитие идеологии. Система социализма, по его мнению, должна была обрести следующие черты:

    • Участок должен быть экспроприирован. Земельная рента использовалась для того, чтобы покрыть государственные расходы, от чего должен обогатиться пролетариат.
    • Нужно было введение высокого прогрессивного налога.
    • Упразднить право наследования.
    • Конфисковать собственность, принадлежащую эмигрантам, мятежникам и спекулянтам.
    • Должен быть централизован кредит. Это обеспечит Национальный банк, где будет содержаться государственный капитал.
    • Монополизировать весь транспорт. Пролетариат вводит диктатуру.
    • Станут более многочисленными фабрики, средства труда, пашни, улучшатся земли.
    • Сельское хозяйство и промышленность объединят в одно целое. Не должно быть особых различий между деревнями и городами.
    • Все дети воспитываются бесплатно и на общественных основах.

    Ограничение передвижений

    У социализма есть еще одна интересная черта: граждане не имеют права свободно передвигаться за границу и обратно. Правительство внимательно следило за тем, чтобы страну покидали максимум в рамках командировки или с целью туризма.

    Некоторым людям запрещали выезжать, если они обладали информацией, которая гипотетически могла оказать важное значение, будучи распространенной.

    Националистическая модель

    Национал-социализм подразумевает официальную политическую идеологию Третьего рейха. Сюда примешиваются антисемитизм, фашизм и расизм.

    Главная цель, которую несет национал-социализм, – создать и утвердить на большой территории чистое по признаку крови государство. В Германии таковой считалась арийская раса, которую сами немцы считали идеальной для выживания на протяжении максимально долгого времени.

    Распространялись идеи о тысячелетнем рейхе. К этой идеологии весьма близок по своей природе тоталитаризм. И, разумеется, свои корни привнесли социалистические воззрения. Однако разница в том, что нацизмом отрицалась возможность деления общества на классы.

    Модель управления периода Перестройки

    Развитой социализм - что это? Таким термином называли власть, которая царила в тот момент, когда общественное правление переходило в коммунизм. Относят данную схему правления к периоду застоя, когда государство переживало не самые простые свои времена.

    Положительной чертой являлось то, что поддерживал в своих гражданах общительность, желание мыслить и анализировать, создавать что-то неординарное, уделять время духовному развитию развитой социализм. Что это за возможности, становится предельно ясно, если сравнивать с тем же тоталитаризмом, когда инициатива сурово пресекалась. Культурная жизнь общества шла вверх, а на прилавках в то время было пусто, и, даже заработав деньги, проблемой было что-то за них купить.

    Плановое производство

    Экономический социализм также называют плановым хозяйством. Ресурсная база при такой управленческой модели принадлежит всему обществу, ведется централизованное распределение.

    Физические и юридические лица совершают те или иные действия по распоряжению единого экономического планирования. Свойственно это для СССР. В наши дни можно заметить данный порядок в КНДР. Все государство работает по одному плану, подобно огромной и мощной машине.

    Это похоже на организм, приказы в отдельные части которого поступают из мозга. Планирование объемов и ассортимента производимой продукции, а также услуг контролируется государственными органами. Ими же назначаются цены, заработная плата, инвестиции. Отрицается частная собственность.

    Средства производства принадлежат стране. Противоположной схемой организации воспроизведения материальных благ является рыночная экономика. К плюсам можно причислить поголовную занятость людей, никто не сидит без дела, когда царит социализм. Суть состоит в уменьшении уровня общественного расслоения. Можно сосредоточиться на создании той продукции, которая сыграет ключевую роль в случае кризиса.

    Негативные стороны

    У всего есть свои недостатки. Что такое социализм в этом его варианте? Это фактическое отсутствие свободы выбора занятия в жизни для человека.

    Ни у производителя, ни у работника нет собственных стимулов, ведь они не выбирают свою жизнь и работу. Следовательно, постоянно чувствуют себя лишь винтиками в системе, которые и собственную судьбу спланировать не могут, кто-то уже все за них решил. К тому же создавать планы для всей страны очень тяжело и трудоемко. Для этого должны быть отобраны самые лучшие специалисты, и все равно есть возможность ошибки. Так что велика возможность риска. Система должна достичь идеального своего состояния, чтобы работать корректно.

    Медленные темпы развития

    Зачастую плановая экономика не может быстро и правильно применять те вещи, которых достигают благодаря прорыву науки каждый день. Обычно ставятся долгосрочные планы, в которые просто не вписывают возможность перемен. Из-за этого происходит торможение, застой, отставание.

    Не используются те возможности, которые могли бы пойти на пользу в более гибкой системе. Такие схемы управления подходят при массовом производстве однотипных товаров. В данный момент рыночная экономика, с ее постоянными гонками, превосходящими друг друга предложениями рынка, считается более жизнеспособной. Ситуация меняется настолько быстро, что ставить далеко идущие планы просто нет смысла.

    Больше социальной свободы

    Политический социализм подразумевает всеобщий труд под управлением партии, которая непосредственно управляет процессом работы. Охватываются и регулируются все взаимосвязи, которые возникают между классами, слоями социума, народами, отдельными личностями и коллективами. Вырабатывается и вводится в применение политика, нацеленная на достижение целей общества, отличающегося развитостью и высокой организацией.

    В подобных схемах правления всегда ставятся далеко идущие планы. Людей привлекают в управление процессами, которые происходят в обществе и стране. Государственный аппарат постоянно совершенствуют. Повышают активность социальных организаций. Народный контроль становится выше, укрепляется правовой базис, на котором стоит общественная и государственная жизнь. Гласность становится более одобряемой.

    Мнение людей берется в учет. Пролетариат изначально устанавливает свою главенствующую позицию в обществе. Что такое социализм? Это стратегия по укреплению централизованного управления. С дальнейшим развитием диктатура упраздняется, больше появляется свободы слова.

    Власть в руках народа

    Общественные отношения приобретают зрелость, ведь теперь люди управляют государством. Главной ценностью считается народный суверенитет. Государство руководимо обществом, руками всех людей в нем производятся общественные преобразования. Решения народных депутатов являются основой законодательства, обязательного для всех граждан. Это главный принцип правового государства, где во главу угла поставлены не личные цели правящего класса, а общественное благо.

    Трудовой народ сам является властвующей силой, при этом используя институты не управленческого рода. Велика роль кооперативных и прочих организаций, в качестве задач которые ставили себе регулировку работы державы и дел народа. В качестве примера политических и общественных объединений можно привести "Народный фронт", который включает по большей мере те движения и объединения, что участвуют в политических процессах страны. С каждым годом значение таких организаций только возрастает, ведь для людей очень важно ощущать, что они сами вершат судьбу собственной страны.

    Где получил распространение

    Страны социализма были обозначены КПСС в то время, когда шла холодная война на территории Советского Союза. Подразумеваются те государства, что избрали дорогу социалистических перемен. Приоритетными являются идеологии марксизма и ленинизма. Режимы характеризуются достаточно устойчивой структурой.

    Отношения с Советским Союзом могли быть как дружеские, так и вражеские. Также эти государства называются коммунистическим или же социалистическим содружеством (лагерем, блоком). В период 40-50-х годов прошлого столетия страны, совершающие переход между капитализмом и народным правлением, назывались государствами народной демократии. То же самое в прошлом относилось ко многим странам третьего мира, которым в 60-80-х годах двадцатого века СССР помогал ресурсами. Это были Ангола, Йемен, Афганистан, Конго, Мозамбик, Алжир, Бангладеш и многие другие.

    В наши дни

    По состоянию на сегодняшний день к ним можно отнести Социалистическую Лаосскую Республику, Корейскую Республику, Китайскую Народную Республику, Кубу, Вьетнам. В этих государствах политической жизнью управляет коммунистическая партия, хотя частная собственность тоже играет свою роль в экономике. 21-й век привнес социализм в Латинскую Америку. Ярко выражена эта модель власти в Непале, куда она пришла в 2008 году.

    Куба – еще один яркий представитель стран, которые затронули социалистические идеалы. Рауль Кастро, глава государства, в 2010 году последовал примеру китайского правительства и перенес восточную модель правления в условия собственной страны. Дали зеленый свет предпринимательству, больше возможностей появилось для малого и среднего бизнеса.

    Таким образом, кубинское правительство сочетало плановую экономику с некоторой свободой для предприятий, которые хотят развиваться и зарабатывать, видя, что для государства в этом будет определенная польза.

    Социализм является широким общественно-политическим движением, которое включает в себя многочисленные группы, течения и партии. Он позиционируется как средство урегулирования общественных конфликтов. Так ли это? Какие главные принципы социализма, способствующие этой цели, существуют?

    Общая информация

    Непосредственно сам термин «социализм» впервые был использован где-то в начале 1830 годов. Под ним подразумевают совокупность различных течений левого толка, что стремятся реформировать человеческое сообщество таким образом, чтобы были обеспечены самые благоприятные условия для всестороннего совершенствования как отдельных личностей, так и всего общества. Хотя принято считать, что эта идея берёт своё начало с шестнадцатого века. Ведь именно тогда написали первые социальные утопии Томазо Компанелла и Томас Мор. Хотя практически они начали воплощаться в реальность только к началу девятнадцатого века. Тогда социализм был своеобразной реакцией на рост социальных противоречий как результат утверждения буржуазных общественных отношений. Он тогда отражал недовольство, выражаемое пролетарских классом относительно результатов промышленного развития.

    Историческое развитие

    Как сформировались главные принципы социализма? В каких условиях? Характерной чертой раннего капитализма является хаотичность и разорение миллионов людей, вследствие чего наблюдался всплеск массовой нищеты, и усилилась поляризация общества. В девятнадцатом веке не смогла предложить реальный путь для устранения или хотя бы смягчения существующих противоречий. Первоначально концепция социализма строилась не на определённом конструктивном идеале и его описании, а на разоблачении существующего положения дел. Тогдашние представители этого направления отражали взгляды той части общества, которая считала, что следует гармонизировать интересы личности и общества. Вытекающим из этого стало требование создания условий, при которых они смогут достойно существовать и развиваться. Тогда же и формировались главные принципы социализма.

    Особенности

    Социализм выступает в качестве альтернативы развитию цивилизации. Большинство сторонников этого направления - это приверженцы мирных и ненасильственных методов совершенствования общества, которые возлагают основные надежды на воспитание и убеждение широких масс. Основные принципы социализма базируются именно на том, что люди будут принимать решение в пользу этого пути развития сознательно, опираясь на свой житейский опыт. Образование же сможет в этом сильно помочь. Несмотря на наличие характерных особенностей, социальные течения 19 века несложно привести к единому знаменателю, выделив основные идеи и принципы, что их сближают. Так, тогда внимание было приковано к связке индивид - общество. Значительное внимание уделялось тому, где же находится черта влияния социума на человека. Равно как и проблеме угнетения узкой элитой большинства людей. Поэтому выдвигались требования, чтобы отсутствовало превосходство определённого класса. Этот принцип социализма и коммунизма является одним из самых востребованных в современном мире.

    Движение вперёд

    Некоторые принципы существования мировой системы социализма и преодоления классового деления можно преодолеть только благодаря ликвидации государства в качестве органа насилия. Так, люди, исповедующие эту точку зрения, считают, что человеку первоначально необходима свобода от эксплуатации. А экономический и политический аспекты, а также право выбора - это всё вторичные и вытекающие из неё положения. В этом главным образом они и расходятся с приверженцами либерального вектора развития.

    Создание идеального общества

    Вы уже получили довольно много информации. И 4 принципа существования мировой системы социализма могут уже быть истолкованы без искажений. Но для лучшего понимания мы на них остановимся более подробно в дальнейшем. Итак, главные принципы социализма:

    1. Уничтожение частной собственности.
    2. Ликвидация семьи.
    3. Уничтожение религии.
    4. Равенство.

    Как бы это странно ни звучало, но это основные принципы модели шведского социализма. Посмотрев на современное положение дел в Швеции, можно попытаться поспорить с таким утверждением. Но тут на первый план выходят особенности реализации. Давайте рассмотрим это более детально.

    Уничтожение частной собственности

    Наиболее известными сторонниками такого принципа являются Маркс и Энгельс. Так, в «Коммунистическом манифесте» выражалось утверждение, что одного этого достаточно для выражения сути всей теоретической основы. Это положение присутствует во всех социалистических доктринах и государствах, которые их используют (в той или иной мере). Но для полноты понимания сообщим, что оно рассматривается не только с негативной точки зрения (как думают многие), а и с позитивной. Так, часто можно встретить декларацию общности имущества. В качестве примера можно привести озёра, школы, детские сады и так далее. Следует ещё раз отметить, что были разработаны принципы социализма в 19 веке, поэтому не стоит удивляться определённым особенностям этого типа организации государства. Особенно это касается следующего раздела статьи.

    Уничтожение семьи

    Этот пункт присутствует в большинстве социалистических учений. Правда, радикальность этого утверждения всё же не является чрезвычайной. Если говорить по существу, то этот принцип направлен на то, чтобы уменьшить роль семьи и связей между её членами, а также перебросить часть функций на другие институты общества. В качестве примера можно назвать общность жен, уничтожение связи между детьми и родителями или же просто превращение ячейки общества в бюрократическую составляющую государства. Чтобы не удивляться, следует понимать, что принципы существования мировой системы социализма разрабатывались «фанатиками», и на практике сейчас их реализация не представляется возможной.

    Уничтожение религии

    Этот принцип можно наблюдать, за малым исключением, во всех современных учениях и доктринах государствах. Причем уничтожение религии подразумевает под собой не осуществление комплекса действий в стиле большевиков времен Троцкого, а постепенное вытеснение религии из всех Как вариант, можно обратиться к странам скандинавской группы. У них наблюдается низкая религиозность и высокий уровень жизни. Причем последний рассматривается как один из самых важных инструментов для достижения цели. Существующие модели предусматривают постепенное и мирное вытеснение религии из общественной жизни как ненужной составляющей. Этот принцип методологического социализма начал формироваться ещё в семнадцатом веке, и его совершенствование продолжается и в наше время.

    Равенство (общность)

    Требование наличия такого явления в общественной жизни можно встретить практически в любом социалистическом учении. Оно может выражаться как в стремлении и желании уничтожить сложившуюся иерархию общества и упразднить все существующие привилегии. Часто вместе с этим ещё можно наблюдать и враждебность к культуре из-за того, что она вызывает интеллектуальное и духовное неравенство. Причем в данном случае доктрины требуют её уничтожить ввиду того, что она создаёт такую неравномерность в обществе. Следует отметить, что этот принцип был разработан весьма давно - так, подобной точки зрения придерживался Платон. Сейчас его используют различные современные левые течения, считающие культуру удушающей и репрессивной.

    Заключение

    Это не весь теоретический базис, на котором строятся соответствующие учения. Так, многие, наверное, слышали про такой принцип социализма: Этот постулат можно встретить во многих учения и доктринах, что не предусматривают радикальных изменений и рационалистически подходят к изменению общества. Но такая точка зрения имеет один недостаток: согласно ей, люди будут действовать осознано и добровольно. То есть каждый будет трудиться, насколько хватит сил, на благо всего общества, а значит, и для себя самого. Это же можно сказать и про рассмотренные основные принципы социализма. Даже скандинавские страны, которые считаются наиболее продвинутыми в этом направлении, не могут похвастаться полной реализацией хотя бы одного положения. Хотя ранее, в разделе, посвященном религии, упоминалось, что шведы смогли достичь весьма неплохих результатов. Но от окончательного воплощения в жизнь подобных идеалов они всё же далеки.