Духовная связь между человеком и природой. Духовная связь человека с природой

1. Отражение чувств человека в природе.
2. Связь человека с животными образами.
3. Очеловеченная природа в поэтическом полотне.

В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.
А. Августин

В своем творчестве С. А. Есенин обращается к разным темам. Это и великолепные пейзажные зарисовки, и трогательные стихи о любви, и проблемные произведения о судьбе русской деревни. Все, что поэт описывает в своих текстах, он непременно пропускает через свою душу, через богатый и насыщенный внутренний мир. И особое место там занимает природная тематика, которая связана с образом человека, его действиями и поступками. Такую связь я попробую рассмотреть в своем сочинении.

Любые природные проявления Есенин не отрывает от человеческих чувств и эмоций. Поэтому его любовная лирика наполнена красочными пейзажными зарисовками. Они словно отражают внутреннее состояние героя. И он через образы деревьев, опавшей листвы или ручейка рассказывает нам о своем глубоком и тайном чувстве. И если в душе неспокойно, то подобную тревожную атмосферу нам передает снежный ветер в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры...».

Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.

Лирический герой ищет утешения в природе. Именно она может вдохнуть в его растрепанную и тревожную душу покой и успокоение.

Я хочу быть отроком, светлым
Иль цветком в луговой межи.

Но природные картины могут выступать и в качестве контрастного полотна к тому, что происходит в душе лирического героя. Цветущая дарящая жизнь природа напоминает о том, что герой потерял безвозвратно. Так через пейзажные картины в повествование входят грустные тональности. Например, цветущая липа в стихотворении «Я помню, любимая, помню...» заставляет вспомнить любимого человека, которого нет в данный момент рядом с лирическим героем. Природа словно призвана возрождать душу, дарить ей успокоение и надежду на светлое будущее. Но грусть, навеваемая этим стихотворением, не уменьшается. Однако в таком природном обрамлении она становится светлой и в какой-то степени прекрасной. И нам понятно, что в памяти лирического героя запечатлелся самый нежный образ любимого человека, который может ассоциироваться с цветущим деревом.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

Природные картины в творчестве С. А. Есенина не только отражают душевное состояние, но и позволяют создавать прекрасные портреты любимой с помощью знакомых нам фигур. Одним из ключевых в произведениях поэта является образ белой березы. Именно она воплощается у него в облике прекрасной девушке. Каждый «элемент» дерева соотносится с одной из черт человека. Так природными штрихами передается облик девушки в стихотворении «Зеленая прическа...».

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка...
...Иль хочешь в косы ветви
Ты лунный гребешок?

Не зря поэт использует образ березы для описания девушки. Тем самым он не только подчеркивает его незабываемые черты, но в то же время говорит о родстве двух душ: природы и человека. А такая связь говорит о многом. Если человек мог стать частью природного сообщества, значит, он настолько же чист и непорочен. В то же время если природа его принимает, то видит в нем друга и родственную душу, которая становится неотъемлемым компонентом красочного пейзажа. Во всем этом стихотворении описание березы постепенно переходит в портретные штрихи самого" человека. Потом повествование словно идет в обратном направлении. Такое плавно перетекание от одного образа к другому показывает нам, что они связаны собой невидимой для нас ниточкой настолько, что представляют собой нераздельное целое.

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.

В таких поэтических строках С. А. Есенин рассказывает о неразрывной связи человека с природой. Она ощутима на чувственном уровне, позволяющем героям показать свое душевное беспокойство, но в то же время дающем возможность найти душевное равновесие. Связь с природой происходит и на уровне портретных зарисовок. Это говорит о том, что человек становится частичкой природного мира. Вроде бы это понятно и так, с биологической точки зрения. Но Есенин смог показать подобное единство на уровне слов и поэтического отражения действительности. Не только различные растения, но и птицы, звери также являются составной частью природного, только в данный момент животного мира. Эти образы в творениях поэта более многогранны. Они позволяют объединять в нашем воображении множество различных подтекстов. Например, образ воробья с его необычной песней в стихотворении «Море голосов воробьиных...» открывает нам картину чувств лирического героя.

Постепенно мелодика воробьиного напева превращается в невинный голос любимого человека. Возможно, именно такая незатейливая и безобидная птица может в представлении лирического героя ассоциироваться с обликом дорогого сердцу человека.

Ночь, а как будто ясно,
И на устах невинных
Море голосов воробьиных.

Не только человек имеет в творчестве поэта природные черты. Но и сама природа очеловечивается. Она способна делать то, что делают обыкновенные люди, например, спать, разговаривать. Такое встречается в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие края.

Описание природы с помощью человеческих чувств позволило рассказать о затишье в ночное время. Также на этом фоне будет отчетливее слышен крик журавлей, который напоминает об огромной любви к родному краю. Такая красочная основа или обрамление к картине чувств позволяет услышать в голосе лирического героя грустные тональности, выражающие тоску по родному и прекрасному краю.

Такое неразрывное соединение поэтического полотна с природой замечали многие читатели С. А. Есенина. Вот что об этом писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного заслужено человеком». Очеловеченная природа не только для лирического героя, но и в своем замкнутом мире может создавать контрастные полотна. Таковые появляются в стихотворении «Поет зима — аукает...». Произведение наминается с того, что зима старается убаюкать мохнатый лес. При этом на данный образ накладываются не столько человеческие черты, сколько животные. Мохнатой обычно бывает собака, но такое определение лирический герой использует для описания леса. Поэтому в одной картине природы совмещается множество разных образов, каждый из которых говорит об отдельном штрихе в описываемой картине. В то же время вместе они не просто создают одну большую картину, а сами приобретают новые смыслы. Так лес в зимнее время кажется мягким, добрым и пушистым.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Но такой легкой природной зарисовке противостоит стихия во дворах домов. Там свою песнь поет грозная вьюга.

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

В стихотворении создает двойной звуковой эффект. Вьюга словно непрошенный гость стучится в дом человека. В то же время ставни свешены, значит, они не плотно закреплены, поэтому и создают свою тревожную песню.

Но не долго царила такая тревога. Кажется, вьюгу старается утихомирить зима своей прекрасной песней. Такие два противоположных природных явления создают новое полотно. Лирический герой показывает их отражение в своем образе или сердце. Для этого он снова использует образ воробьев, которым в такой противоречивый день снится прекрасная и ясная весна.

И сниться им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

В этом стихотворение хорошее и радостное настроение обрамляет злую вьюгу и заключает ее в кольцо. Поэтому произведение начинается и заканчивает оптимистическими интонациями. Такое описание становится особенно близким потому, что через очеловечение природы, все ее грозные или радостные проявления становятся нам родными. Кажется, что поэт заглянул в нашу душу и смог приоткрыть все тайны. Но чтобы это сделать очень мягко, он использовал для описания природы не только человеческие чувства и поступки, но и пейзажные зарисовки. Так природа на равных вошла в наш мир, в то же время она смогла и нас впустить в свое живописное пространство.

В поэзии Есенина человек и природа неразрывно связаны. Они представляют собой одно гармоничное единство, которое нельзя нарушить ни плохим настроением, ни ворчанием вьюги, ни прекрасной и невинной воробьиной песней.

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.

Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.

Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.

Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой . Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.

Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.

А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…

Известный российский писатель делится своими впечатлениями о книге сельского ветеринара из Англии Джеймса Жэрриота «Обо всех созданиях – больших и малых». Даниила Гранина подкупает в книге то, что автор горячо сочувствует всему живому, и, хотя он ни к чему не призывает, не морализирует, понимаешь, что всё в нашем мире требует сердечного отклика, милосердного отношения.

Я разделяю точку зрения Д. Гранина: мы в ответе за тех, кого приручили…

В районной газете не раз читал вопросы, задаваемые администрации города по вопросу отстрела бродячих собак, и удивлялся лаконизму и жестокости ответов мэра города, указывающего дату отстрела и номер телефона, по которому можно обратиться по этому поводу.

Но недавно я пересмотрел свое отношение по этому вопросу и оправдал действия администрации города. Это случилось после страшной трагедии в Новочеркасске. На мальчика накинулась свора голодных бродячих собак. Окровавленное тело Алеши Д. нашли прохожие и тут же вызвали скорую, Однако спасти малыша не удалось. От полученных травм он скончался на глазах у случайных свидетелей. По словам очевидцев, на беззащитного ребенка набросились по меньшей мере семь животных. Алеша не смог отбиться от озверевших собак и погиб от укусов и рваных ран еще до приезда врачей.

После этой трагедии еще и подумаешь, надо ли защищать от отстрела бродячих, одичавших псов?!

В век космических скоростей люди перестали удивляться…

В век космических скоростей люди перестали удивляться – вот проблема, над которой размышляет Владимир Солоухин.

Во фрагменте из книги «Трава» В. Солоухин, рассуждая о горестной утрате людьми способности удивляться, приводит в пример себя. Ни лунный грунт, доставленный с далекой планеты, ни зондирование Венеры, ни чудовищные скорости на земле не вызывают у него удивления. Одно, что еще будит в душе писателя это чувство, - парашютик одуванчика. Автор даже цитирует строчки поэта: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну», - а потом дует на воздушную планету, и она разлетается на тысячи пушинок. А в душе рассказчика что-то шевельнулось, дрогнуло…

Автор уверен, что душа каждого из нас еще жива только потому, что мы можем удивляться не мощным скоростям самолетов и машин, а солнечному одуванчику, раскрывающейся розе и прекрасной пушистой бабочке, севшей на ветку…

У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов– летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом - отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика–аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.

Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.

Вот этому чувству удивления мы и должны учиться, чтобы вздрагивала и расцветала наша душа, когда мы видим «первый ландыш из-под снега» или белую березу под своим окном…

Духовный контакт между человеком и природой

Возможен ли глубокий духовный контакт между человеком и природой? Вот вопрос, над которым размышляет Владимир Солоухин.

Писатель считает, что духовный мир человека всегда будет зависеть не только от него самого, но и от того, что окружает его. По убеждению В. Солоухина, необыкновенная красота природы помогает очиститься человеку духовно, облагородить его, наполнить жизнь эмоциями и чувствами.

Я разделяю точку зрения В. Солоухина, так как в процессе всей жизни человек должен находить время на

http://savinyurii.ru/ege/

то, чтобы смотреть со стороны на природу: на птиц, пролетающих по небу, на воду реки или озера, бурлящую у твоих ног, на зеленый луг, усыпанный цветами. И тогда весь мир, окружающий нас, обогатит каждого, научит любить и восхищаться им.

Вспоминаю Саню Неверова, героя рассказа В. М. Шукшина «Залетный», который, по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, он вдруг страстно захотел жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!» - говорит герой.

В рассказе В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» перед нами совсем другой человек, старый слепой старик, который так любит родные места, природу, которая окружала его с детства, что, несмотря на слепоту, он, каждый вечер, приходя на берег озера, любуется заходящим солнцем. Это ли не гимн человеку, живущему в полном духовном контакте с природой?!

О власти цветов над людьми

Цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть, - вот проблема, над которой размышляет В. Солоухин.

Писатель рассуждает о том, что цветы занимают огромное место в жизни человека; люди за один цветок готовы отдать большие деньги. И все потому, что они ощущают «потребность в красоте». В. Солоухин считает, что человека притягивали и притягивают не только величественные тюльпаны, но и маленькие цветки кислицы…

С этой точкой зрения трудно не согласиться: совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.

Ярким примером этого может послужить рассказ А. Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет–семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена красотой цветов. Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!

Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М. Булгакова. Именно «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо и…влюбиться!

Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.

Охота не должна превращаться в убийство

Охота не должна превращаться в убийство - вот проблема, над которой размышляет Э. Сетон–Томпсон. Рассказывая о захватывающей охоте на гигантского оленя, автор с волнением повествует о том, как в

процессе охоты меняется настроение охотника Яна. Сколько сил положил он на то, чтобы догнать зверя! Догнал… Но не выстрелил! Красота, величественность могучего оленя не позволили охотнику воспользоваться ружьем. В финале текста Э. Сетон–Томпсон приводит мысленный монолог охотника, из которого мы понимаем, почему тот не сделал рокового выстрела.

Я разделяю точку зрения Э. Сетон–Томпсона. Как можно стрелять в прекрасного оленя, у которого "был целый лес рогов на голове" или в маленького пушистого зайчонка, шныряющего среди деревьев?! Эти прекрасные животные созданы для того, чтобы ими любоваться.

Вспоминаю знаменитую сцену из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», когда «охота Ростовых» взяла, но не убила могучего волка, яростно рычащего, с ненавистью сверкавшего глазами на охотников, которые с восторгом смотрели на «соструненного» матерого хищника.

В Интернете нашла итоги социологического опроса современных охотников. На вопрос, смогли бы они убить прекрасную, величественную косулю, 37% респондентов ответили отрицательно. И это радует.

Таким образом, могу сделать вывод, что в наши дни все чаще охота превращается в азартной преследование, но только не в убийство зверя.

http://savinyurii.ru/ege/

Анастасия К.

P. S. Сборник ГИА 2013 года под редакцией И. П. Цыбулько, стр.63

О влиянии природы на человека

Какое влияние прекрасная русская природа должна оказывать на человека - вот проблема, над которой размышляет Виктор Астафьев.

В своем произведении он с восторгом описывает цветущее льняное поле. Повествуя, как прекрасно оно, какая в нем кипит жизнь, автор с восхищением и в то же время с удивлением рассказывает про каждую травинку, про каждого зверька и каждую птичку, пролетающую над ним. Виктор Петрович Астафьев уверен, что красота льняного поля никого не может оставить равнодушным: всякий человек, по его мнению, решит, что не все в жизни утрачено, если есть эта красота, доступная всем.

Вспоминаю рассказ учителя о том, как любил русскую природу А. С. Пушкин, как он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто босиком, ходил не только, когда было тихо и жарко, но и в ветер, и в дождь, и в прохладу. Природа будила в Пушкине поэта! Сколько прекрасных стихотворных слов написал он после таких прогулок! Поэт видел, что в природе всё безгранично и почти ничто в ней не меняется: «Она –вечность. Это только мы меняемся, люди».

Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л. Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания, вздохи девушки, очарованной красотой, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

Таким образом, могу сделать вывод, что всем нам необходимо молча научиться слушать природу, любоваться ею и тогда покой и умиротворение придут в душу каждого.

P. S. По сборнику тестов к ЕГЭ 2012 года под редакцией Н. А. Сениной, стр. 394 - 395

Человек обязан бережно относиться к окружающему миру

В чем состоит обязанность каждого человека по отношению к другим людям, окружающему миру – вот проблема, которую поднимает Евгений Носов.

Автор с восхищением описывает действия героя, который, увидев голодную синичку, решает разложить зернышки так, чтобы птичка, поедая их, попала к нему в комнату. Е. И. Носов с интересом описывает робкие действия синички. Но не это главное в тексте! Главное - философский разговор автора с птичкой о жизни и предназначении человека.

Я разделяю позицию Е. Носова: каждый человек в своей жизни, работая, помогая друг другу, обязан делать добрые дела.

Хотелось бы привести в пример таких замечательных людей, как Анжелина Джоли и Бред Пит. Они, благодаря своим творческим способностям, много работая, получают возможность помочь людям. И помогают! Их семья делает солидные пожертвования и больницам, и беднякам, и пострадавшим от природных катастроф.

Недавно в одном из зоопарков России закончились деньги, предназначенные на питание «братьев наших меньших». Представители прессы обратились за помощью к горожанам. Сколько людей через час уже были у входа в зоопарк! Целые семьи брали шефство над обезьянками, бегемотом, крокодилом, а вот прокормить общую любимицу, слониху Софочку, взялся коллектив завода–гиганта…Вот это настоящие люди, чувствующие свою обязанность по отношению к тем, кто нуждается.

Делая вывод, хочу отметить, что каждый человек обязан быть чутким не только к людям, но и к маленькой синичке, хромой собачке, брошенному котенку.

P. S. По сборнику тестов 2012 года Н. А. Сениной, стр. 450–451

http://savinyurii.ru/ege/

Отношение россиян к осени

Какие чувства вызывает у людей осень в России – вот проблема, над которой размышляет В. М. Песков.

В своем эссе автор рассуждает о русской осени. Он с восхищением описывает осенний лес, деревья с желтыми, красными, оранжевыми листочками, чистейшую речку и осенние грибы. Человек, по мнению В. Пескова, увидевший осенний праздник цвета и тишины, испытывает состояние покоя, светлой грусти, «без которой невозможна большая любовь».

Осенью лучше видел «глазом и сердцем» наш великий поэт А. С. Пушкин. Он не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Поэт воспевал «прощальную красу» осени, восхищался лесами, одетыми, в багрец и золото. Но главное, он говорил о том, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы…

"Поэтом русской осени и русских туманов" современники называли художника Ефима Волкова. В лучшей его работе, «Болото осенью», художник одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя, пробуждает у них чувство восхищения прекрасным, доброту, светлую грусть.

Таким образом, могу сделать вывод, что осень – великолепное, незабываемое, восхитительное время года, вызывающее у россиян самые лучшие поэтические и человеческие чувства.

P. S.Сборник тестов Сениной 2012 год, стр. 320–321

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы - всего лишь крошечная частица в мире.

Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

Человек - неотъемлемая часть мира

В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

Как человечество влияет на Землю

С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:

  • для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
  • использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
  • необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.

Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации , где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.

Лев Николаевич Толстой. «Война и мир» Том II/Часть III/Глава III Первая встреча Андрея Болконского с дубом. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. "Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб, - "и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам". Князь Андрей приказал остановить карету и затем вышел из нее. - Иди, распряги лошадь, дай ей отдохнуть, - сказал Андрей кучеру. Он почувствовал вдруг, как необходимо ему побыть наедине с этим дубом, и, прежде всего, побыть наедине с собой, со своими мыслями, чтоб никто не мешал его размышлениям. Кучер и лакей беспрекословно повиновались барину и отъехали на ближайший луг. Князь Андрей осторожно подошел к дубу, провел рукой по его шершавой нагретой солнцем коре. Теперь, вблизи, Болконский в полной мере смог прочувствовать все то, чему дуб являлся олицетворением. «Весна, любовь, женщины…кому все это нужно? Никому! Есть только иллюзия бытия, все так напрасно и так нелепо!» - со злостью подумал Болконский и оперся рукой на дуб, «Все, что говорил мне Пьер – вздор, чепуха, бред! Но он был так уверен в своих словах…» Андрей в задумчивости как бы обнял дуб взглядом. «Но, может быть, он все-таки прав? Бог действительно наблюдает за нами, любит нас и считает, что все его творения созданы для счастия на этой грешной земле? Но какое может быть счастие для этого дуба?! Когда - то он был молодым здоровым деревом, и все эти березы завидовали бушующей его зелени. Но что ж сейчас? Этот забытый, никому не нужный старик… и это мое будущее? И это будущее всех нас?» Андрей снова вспомнил уверенность, которая так и струилась во взгляде Пьера, «Нет, я должен дать шанс… черт, я ведь хочу чтоб Пьер оказался прав, но как это доказать, прежде всего, мне самому?»(…) (…)Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. Вторая встреча Болконского с дубом Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. "Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны", - подумал князь Андрей. "Да где он?" - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, -- ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да, это тот самый дуб", подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, -- и всё это вдруг вспомнилось ему. "Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"