Взаимоотношения человека и природы. Духовная связь человека и природы. Духовный контакт между человеком и природой

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.

Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.

Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.

Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой . Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.

Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.

А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…

Лев Николаевич Толстой. «Война и мир» Том II/Часть III/Глава III Первая встреча Андрея Болконского с дубом. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. "Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб, - "и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам". Князь Андрей приказал остановить карету и затем вышел из нее. - Иди, распряги лошадь, дай ей отдохнуть, - сказал Андрей кучеру. Он почувствовал вдруг, как необходимо ему побыть наедине с этим дубом, и, прежде всего, побыть наедине с собой, со своими мыслями, чтоб никто не мешал его размышлениям. Кучер и лакей беспрекословно повиновались барину и отъехали на ближайший луг. Князь Андрей осторожно подошел к дубу, провел рукой по его шершавой нагретой солнцем коре. Теперь, вблизи, Болконский в полной мере смог прочувствовать все то, чему дуб являлся олицетворением. «Весна, любовь, женщины…кому все это нужно? Никому! Есть только иллюзия бытия, все так напрасно и так нелепо!» - со злостью подумал Болконский и оперся рукой на дуб, «Все, что говорил мне Пьер – вздор, чепуха, бред! Но он был так уверен в своих словах…» Андрей в задумчивости как бы обнял дуб взглядом. «Но, может быть, он все-таки прав? Бог действительно наблюдает за нами, любит нас и считает, что все его творения созданы для счастия на этой грешной земле? Но какое может быть счастие для этого дуба?! Когда - то он был молодым здоровым деревом, и все эти березы завидовали бушующей его зелени. Но что ж сейчас? Этот забытый, никому не нужный старик… и это мое будущее? И это будущее всех нас?» Андрей снова вспомнил уверенность, которая так и струилась во взгляде Пьера, «Нет, я должен дать шанс… черт, я ведь хочу чтоб Пьер оказался прав, но как это доказать, прежде всего, мне самому?»(…) (…)Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. Вторая встреча Болконского с дубом Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. "Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны", - подумал князь Андрей. "Да где он?" - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, -- ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да, это тот самый дуб", подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, -- и всё это вдруг вспомнилось ему. "Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!" Лев Николаевич Толстой. «Война и мир» Том II/Часть III/Глава III Первая встреча Андрея Болконского с дубом. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. "Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб, - "и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам". Князь Андрей приказал остановить карету и затем вышел из нее. - Иди, распряги лошадь, дай ей отдохнуть, - сказал Андрей кучеру. Он почувствовал вдруг, как необходимо ему побыть наедине с этим дубом, и, прежде всего, побыть наедине с собой, со своими мыслями, чтоб никто не мешал его размышлениям. Кучер и лакей беспрекословно повиновались барину и отъехали на ближайший луг. Князь Андрей осторожно подошел к дубу, провел рукой по его шершавой нагретой солнцем коре. Теперь, вблизи, Болконский в полной мере смог прочувствовать все то, чему дуб являлся олицетворением. «Весна, любовь, женщины…кому все это нужно? Никому! Есть только иллюзия бытия, все так напрасно и так нелепо!» - со злостью подумал Болконский и оперся рукой на дуб, «Все, что говорил мне Пьер – вздор, чепуха, бред! Но он был так уверен в своих словах…» Андрей в задумчивости как бы обнял дуб взглядом. «Но, может быть, он все-таки прав? Бог действительно наблюдает за нами, любит нас и считает, что все его творения созданы для счастия на этой грешной земле? Но какое может быть счастие для этого дуба?! Когда - то он был молодым здоровым деревом, и все эти березы завидовали бушующей его зелени. Но что ж сейчас? Этот забытый, никому не нужный старик… и это мое будущее? И это будущее всех нас?» Андрей снова вспомнил уверенность, которая так и струилась во взгляде Пьера, «Нет, я должен дать шанс… черт, я ведь хочу чтоб Пьер оказался прав, но как это доказать, прежде всего, мне самому?»(…) (…)Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. Вторая встреча Болконского с дубом Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. "Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны", - подумал князь Андрей. "Да где он?" - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, -- ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да, это тот самый дуб", подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, -- и всё это вдруг вспомнилось ему. "Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

И природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека. Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к Уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. Куда подевались чистые источники? В воду сбрасываются тонны отходов, и ее опасно не только пить, но даже просто купаться в ней.

Воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей, ядовитые выбросы заводов. Над городами стоит такой смог, что по ночам иногда трудно различить на небе звезды. Утешает, что еще остаются экологически чистые районы, не тронутые «цивилизацией». Например, приезжая в заповедник Аскания-Нова, мы наслаждаемся чистым воздухом, пронизанным пьянящим запахом степных трав. Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые. И это при том, что ученые уже давно говорят о возможности использования энергии солнца, ветра, приливов и отливов.

Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания!

Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Очень важно, чтобы современные дети имели возможность приобщиться к этой сокровищнице. И я считаю, что ведущую роль в этом играет семья и школа. В детстве родители знакомят ребенка с окружающей средой, приучают бережно относиться к ней, заботиться о животных и растениях. В школе любить и уважать природу дети учатся на уроках природоведения и валеологии.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно. Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал . Так и хочется своими глазами увидеть подобную красоту.

Но давайте сейчас оглянемся вокруг. Как мало на земле осталось таких нетронутых уголков природы, которые сохранили свой первозданный вид и не подверглись губительному влиянию цивилизации. Страницы Красной книги открывают перед нами печальную картину: неумолимо уменьшается численность обитателей зеленой планеты - растений и животных. Сколько видов безвозвратно пропало с лица земли. А ведь исчезновение каждого из них значительная потеря для всего человечества. Потому что все они занимали свое место в жизненной цепочке планеты. И с потерей одного звена может порваться вся цепь. Однако отрицательное воздействие человека на природу возросло в наши дни настолько, что даже при жизни одного поколения ощутимо меняется облик Земли.

Это очень печально, но мне известны места, где когда-то простирался прекрасный могучий лес с деревьями-великанами и густыми зарослями травы. Сколько редких растений можно было увидеть там! Это и ландыш, и зверобой, и хохлатка, которые занесены в Красную книгу. Еще там водились забавные ежи и трусоватые зайцы. Рядом с лесом протекала широкая речка, в которой местные жители ловили рыбу. По берегам строили гнезда многочисленные птицы. Теперь же то место напоминает огромную поляну с множеством безобразных пеньков, с выжженной травой и растущими кое-где деревьями и кустарниками. А в реке моют машины, бросают в нее всевозможный мусор. В результате река обмелела, в ней перестала водиться рыба, птицы больше не прилетают на ее берега. И этот пример, к сожалению, не единственный. Страшно даже представить, что произойдет с нашей природой, если люди не перестанут так жестоко и бездушно обращаться с ней, так безжалостно губить ее.

Вы только задумайтесь: услышать пение жаворонка, увидеть, как переливается лунным серебром ковыль в степи, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему прохладному роднику - это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа. А как приятно отдохнуть вечером под открытым звездным небом, на свежей, прохладной траве. И вокруг - лишь множество сверкающих из темноты искорок - светлячков. Но с каждым днем такая возможность представляется все реже и реже. И не из-за нашей все возрастающей занятости, а из-за того, что все меньше на земле становится мест, где сохранилась эта .

Но если вам все же посчастливилось попасть в такой редкий уголок первозданной природы, помните: не стоит срывать прекрасный цветок - пусть он цветет для всех. Унесите его в своей душе. Не заглядывайте в гнезда птиц - это их дома. Испугавшись, птица может покинуть гнездо, оставив без материнской заботы беспомощных птенцов. Не стоит производить лишнего шума, не берите с собой на природу магнитофоны, их с успехом можно послушать Дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: насладитесь тем кратким общением с природой, которое подарила вам судьба. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Охранять природу - наша главная обязанность, наша первоочередная задача. Давайте помнить слова Маленького принца из Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Вопрос взаимодействия человека и природы . Литературные сочинения!

Известный российский писатель делится своими впечатлениями о книге сельского ветеринара из Англии Джеймса Жэрриота «Обо всех созданиях – больших и малых». Даниила Гранина подкупает в книге то, что автор горячо сочувствует всему живому, и, хотя он ни к чему не призывает, не морализирует, понимаешь, что всё в нашем мире требует сердечного отклика, милосердного отношения.

Я разделяю точку зрения Д. Гранина: мы в ответе за тех, кого приручили…

В районной газете не раз читал вопросы, задаваемые администрации города по вопросу отстрела бродячих собак, и удивлялся лаконизму и жестокости ответов мэра города, указывающего дату отстрела и номер телефона, по которому можно обратиться по этому поводу.

Но недавно я пересмотрел свое отношение по этому вопросу и оправдал действия администрации города. Это случилось после страшной трагедии в Новочеркасске. На мальчика накинулась свора голодных бродячих собак. Окровавленное тело Алеши Д. нашли прохожие и тут же вызвали скорую, Однако спасти малыша не удалось. От полученных травм он скончался на глазах у случайных свидетелей. По словам очевидцев, на беззащитного ребенка набросились по меньшей мере семь животных. Алеша не смог отбиться от озверевших собак и погиб от укусов и рваных ран еще до приезда врачей.

После этой трагедии еще и подумаешь, надо ли защищать от отстрела бродячих, одичавших псов?!

В век космических скоростей люди перестали удивляться…

В век космических скоростей люди перестали удивляться – вот проблема, над которой размышляет Владимир Солоухин.

Во фрагменте из книги «Трава» В. Солоухин, рассуждая о горестной утрате людьми способности удивляться, приводит в пример себя. Ни лунный грунт, доставленный с далекой планеты, ни зондирование Венеры, ни чудовищные скорости на земле не вызывают у него удивления. Одно, что еще будит в душе писателя это чувство, - парашютик одуванчика. Автор даже цитирует строчки поэта: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну», - а потом дует на воздушную планету, и она разлетается на тысячи пушинок. А в душе рассказчика что-то шевельнулось, дрогнуло…

Автор уверен, что душа каждого из нас еще жива только потому, что мы можем удивляться не мощным скоростям самолетов и машин, а солнечному одуванчику, раскрывающейся розе и прекрасной пушистой бабочке, севшей на ветку…

У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов– летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом - отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика–аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.

Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.

Вот этому чувству удивления мы и должны учиться, чтобы вздрагивала и расцветала наша душа, когда мы видим «первый ландыш из-под снега» или белую березу под своим окном…

Духовный контакт между человеком и природой

Возможен ли глубокий духовный контакт между человеком и природой? Вот вопрос, над которым размышляет Владимир Солоухин.

Писатель считает, что духовный мир человека всегда будет зависеть не только от него самого, но и от того, что окружает его. По убеждению В. Солоухина, необыкновенная красота природы помогает очиститься человеку духовно, облагородить его, наполнить жизнь эмоциями и чувствами.

Я разделяю точку зрения В. Солоухина, так как в процессе всей жизни человек должен находить время на

http://savinyurii.ru/ege/

то, чтобы смотреть со стороны на природу: на птиц, пролетающих по небу, на воду реки или озера, бурлящую у твоих ног, на зеленый луг, усыпанный цветами. И тогда весь мир, окружающий нас, обогатит каждого, научит любить и восхищаться им.

Вспоминаю Саню Неверова, героя рассказа В. М. Шукшина «Залетный», который, по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, он вдруг страстно захотел жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!» - говорит герой.

В рассказе В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» перед нами совсем другой человек, старый слепой старик, который так любит родные места, природу, которая окружала его с детства, что, несмотря на слепоту, он, каждый вечер, приходя на берег озера, любуется заходящим солнцем. Это ли не гимн человеку, живущему в полном духовном контакте с природой?!

О власти цветов над людьми

Цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть, - вот проблема, над которой размышляет В. Солоухин.

Писатель рассуждает о том, что цветы занимают огромное место в жизни человека; люди за один цветок готовы отдать большие деньги. И все потому, что они ощущают «потребность в красоте». В. Солоухин считает, что человека притягивали и притягивают не только величественные тюльпаны, но и маленькие цветки кислицы…

С этой точкой зрения трудно не согласиться: совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.

Ярким примером этого может послужить рассказ А. Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет–семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена красотой цветов. Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!

Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М. Булгакова. Именно «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо и…влюбиться!

Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.

Охота не должна превращаться в убийство

Охота не должна превращаться в убийство - вот проблема, над которой размышляет Э. Сетон–Томпсон. Рассказывая о захватывающей охоте на гигантского оленя, автор с волнением повествует о том, как в

процессе охоты меняется настроение охотника Яна. Сколько сил положил он на то, чтобы догнать зверя! Догнал… Но не выстрелил! Красота, величественность могучего оленя не позволили охотнику воспользоваться ружьем. В финале текста Э. Сетон–Томпсон приводит мысленный монолог охотника, из которого мы понимаем, почему тот не сделал рокового выстрела.

Я разделяю точку зрения Э. Сетон–Томпсона. Как можно стрелять в прекрасного оленя, у которого "был целый лес рогов на голове" или в маленького пушистого зайчонка, шныряющего среди деревьев?! Эти прекрасные животные созданы для того, чтобы ими любоваться.

Вспоминаю знаменитую сцену из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», когда «охота Ростовых» взяла, но не убила могучего волка, яростно рычащего, с ненавистью сверкавшего глазами на охотников, которые с восторгом смотрели на «соструненного» матерого хищника.

В Интернете нашла итоги социологического опроса современных охотников. На вопрос, смогли бы они убить прекрасную, величественную косулю, 37% респондентов ответили отрицательно. И это радует.

Таким образом, могу сделать вывод, что в наши дни все чаще охота превращается в азартной преследование, но только не в убийство зверя.

http://savinyurii.ru/ege/

Анастасия К.

P. S. Сборник ГИА 2013 года под редакцией И. П. Цыбулько, стр.63

О влиянии природы на человека

Какое влияние прекрасная русская природа должна оказывать на человека - вот проблема, над которой размышляет Виктор Астафьев.

В своем произведении он с восторгом описывает цветущее льняное поле. Повествуя, как прекрасно оно, какая в нем кипит жизнь, автор с восхищением и в то же время с удивлением рассказывает про каждую травинку, про каждого зверька и каждую птичку, пролетающую над ним. Виктор Петрович Астафьев уверен, что красота льняного поля никого не может оставить равнодушным: всякий человек, по его мнению, решит, что не все в жизни утрачено, если есть эта красота, доступная всем.

Вспоминаю рассказ учителя о том, как любил русскую природу А. С. Пушкин, как он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто босиком, ходил не только, когда было тихо и жарко, но и в ветер, и в дождь, и в прохладу. Природа будила в Пушкине поэта! Сколько прекрасных стихотворных слов написал он после таких прогулок! Поэт видел, что в природе всё безгранично и почти ничто в ней не меняется: «Она –вечность. Это только мы меняемся, люди».

Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л. Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания, вздохи девушки, очарованной красотой, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

Таким образом, могу сделать вывод, что всем нам необходимо молча научиться слушать природу, любоваться ею и тогда покой и умиротворение придут в душу каждого.

P. S. По сборнику тестов к ЕГЭ 2012 года под редакцией Н. А. Сениной, стр. 394 - 395

Человек обязан бережно относиться к окружающему миру

В чем состоит обязанность каждого человека по отношению к другим людям, окружающему миру – вот проблема, которую поднимает Евгений Носов.

Автор с восхищением описывает действия героя, который, увидев голодную синичку, решает разложить зернышки так, чтобы птичка, поедая их, попала к нему в комнату. Е. И. Носов с интересом описывает робкие действия синички. Но не это главное в тексте! Главное - философский разговор автора с птичкой о жизни и предназначении человека.

Я разделяю позицию Е. Носова: каждый человек в своей жизни, работая, помогая друг другу, обязан делать добрые дела.

Хотелось бы привести в пример таких замечательных людей, как Анжелина Джоли и Бред Пит. Они, благодаря своим творческим способностям, много работая, получают возможность помочь людям. И помогают! Их семья делает солидные пожертвования и больницам, и беднякам, и пострадавшим от природных катастроф.

Недавно в одном из зоопарков России закончились деньги, предназначенные на питание «братьев наших меньших». Представители прессы обратились за помощью к горожанам. Сколько людей через час уже были у входа в зоопарк! Целые семьи брали шефство над обезьянками, бегемотом, крокодилом, а вот прокормить общую любимицу, слониху Софочку, взялся коллектив завода–гиганта…Вот это настоящие люди, чувствующие свою обязанность по отношению к тем, кто нуждается.

Делая вывод, хочу отметить, что каждый человек обязан быть чутким не только к людям, но и к маленькой синичке, хромой собачке, брошенному котенку.

P. S. По сборнику тестов 2012 года Н. А. Сениной, стр. 450–451

http://savinyurii.ru/ege/

Отношение россиян к осени

Какие чувства вызывает у людей осень в России – вот проблема, над которой размышляет В. М. Песков.

В своем эссе автор рассуждает о русской осени. Он с восхищением описывает осенний лес, деревья с желтыми, красными, оранжевыми листочками, чистейшую речку и осенние грибы. Человек, по мнению В. Пескова, увидевший осенний праздник цвета и тишины, испытывает состояние покоя, светлой грусти, «без которой невозможна большая любовь».

Осенью лучше видел «глазом и сердцем» наш великий поэт А. С. Пушкин. Он не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Поэт воспевал «прощальную красу» осени, восхищался лесами, одетыми, в багрец и золото. Но главное, он говорил о том, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы…

"Поэтом русской осени и русских туманов" современники называли художника Ефима Волкова. В лучшей его работе, «Болото осенью», художник одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя, пробуждает у них чувство восхищения прекрасным, доброту, светлую грусть.

Таким образом, могу сделать вывод, что осень – великолепное, незабываемое, восхитительное время года, вызывающее у россиян самые лучшие поэтические и человеческие чувства.

P. S.Сборник тестов Сениной 2012 год, стр. 320–321